Отказывать всегда тяжело. Ребенку - в сотой игрушке, коллеге - в просьбе взять сверхурочные, маме - в том, чтобы приехать, когда у вас совсем нет сил и другие планы, подруге - в том, чтобы "только попробовать" пятый пирожок, "ведь она же так старалась!".

Однако, если никому никогда ни в чем не отказывать, окружающие уютно и надежно устроятся у вас на шее и будут ехать, пока вы не ляжете пластом. Поэтому отказывать придется. Учимся делать это вежливо и мягко, но так, чтобы ни у кого не возникло сомнений в ваших намерениях.

Итак, как сказать "нет":

1. Не отвечайте сразу

Возьмите паузу, можете даже прямо сказать: "Мне нужно подумать". Это даст вам время для того, чтобы собраться с мыслями и выстроить аргументацию, если вдруг ваш собеседник начнет настаивать. Чаще всего этого, кстати, не происходит.

Вспомните, когда вам последний раз отказывали? Разве это привело к вашей обиде на всю жизнь? Нет, скорее всего, вы восприняли отказ, как дополнительную информацию и просто поменяли свой план действий. Однако, изредка попадаются люди, которые слишком редко слышат слово "нет", им требуются дополнительные аргументы.

2. Не извиняйтесь чересчур много

Вы вправе распоряжаться собой, своим временем, деньгами и другими ресурсами. Даже если вы отказываете ребенку в походе в парк аттракционов или в покупке очередной игрушки, не стоит рассыпаться в извинениях. У вас есть свои причины, вы исходите из них. Вряд ли вами руководит жадность или желание обидеть.

Та же самая логика действует и в других ситуациях, вы имеете право на отказ. Достаточно проявить вежливость и извиниться один раз за то, что вы не можете помочь в том или ином вопросе.

3. Не вдавайтесь в подробности

Будьте лаконичны в своем отказе, достаточно просто сказать: "Мне очень жаль, но я не смогу вам помочь", "Извините, ничего не получится". Даже простая и короткая фраза "Сегодня не выйдет" - уже достаточное обоснование.

Любые попытки в подробностях описать ситуацию похожи на оправдания. Кроме того, они дают возможность втянуть вас в ненужную дискуссию или надавить на чувство вины, чувство долга и другой простор для манипуляций.

4. Станьте "зеркалом" собеседника

Ваши ответы должны быть абсолютно симметричны. Например, коллега просит вас взять на себя часть его работы, у вас хватает своих дел, поэтому помочь ему вы не можете.

  • Мне нужно сделать вот эту работу до пятницы, ты не мог бы мне помочь?
  • Я понимаю, что тебе нужно сделать эту работу до пятницы, но помочь тебе я, к сожалению, не могу.
  • Но мне очень нужно!
  • Я понимаю, что тебе это очень нужно, но помочь все равно, к сожалению, не могу.

Раз за разом проговаривайте фразу собеседника, заканчивая ее отказом, никакие дополнительные аргументы вам не понадобятся.


5. Эффект заезженной пластинки

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, как отказывает ребенок? Ну конечно, сталкивались, кто не уговаривал ребенка съесть вот эти очень вкусные овощи и вот эту очень полезную рыбу! Ребенок повторяет свое "нет" и "не буду", пока вы не сдадитесь. Просто последуйте в следующий раз его примеру.


6. Дайте короткое пояснение

Если вам неудобно отказать, без объяснения причины, например, вам приходится отказывать родителям или кому-то из близких друзей, вы вполне можете назвать причину вашего отказа, давая понять, что вы совершенно не в силах изменить обстоятельства. Например: "Я бы и рада заехать вечером, но мне придется доделать срочную работу, так что я не смогу".

7. Предложите альтернативу

Да, вы не можете помочь человеку прямо сейчас, но, возможно, сможете найти время завтра или в другой раз, когда у вас будут свободные ресурсы. Получив отказ, человек не обидится и будет знать, что он все еще может на вас рассчитывать, если возникнет нужда и у вас будет время и желание помочь.

8. Узнайте подробности

Сколько точно времени это займет? Можете ли вы начать без меня? Давайте перенесем это на другое время? Моделируйте ситуацию до тех пор, пока она не станет удобной вам. Умение отказывать - это не признак неуступчивость, а признак рациональности. Если вы не можете уделить время чужому вопросу, толку от вашей помощи все равно не будет.

9. Отложите решение

Попросите время на то, чтобы принять решение. Практика показывает, что половина проблем отпадет еще до того, как вам нужно будет дать окончательный ответ. Ну и второй раз к человеку с одной и той же просьбой обратиться психологически сложнее.

Ну и, конечно, самый простой и эффективный способ кому-либо сказать, просто сказать "нет". Есть такое психологическое упражнение для поднятия самооценки - целую неделю отвечать "нет" на любую просьбу и вопрос. Сначала это слово дается очень нелегко, но уже через несколько дней замечаешь, что отказывать становится все легче и чувства вины уже не возникает. Конечно, вы не всегда и не всем будете отказывать, но само осознание того, что вы это можете, уже делает жизнь намного легче и местами приятнее.

Нужно ли учиться говорить «нет»? Конечно! Этот навык необходимо развивать до тех пор, пока вы не будете чувствовать себя свободно и уверенно. Многим людям становится не по себе, когда они представляют, что им нужно сказать «нет». Но на самом деле это не сложно, если вы осознаете, как глупо тратить собственную жизнь на прихоти окружающих.

Можно ли научиться отказывать?

Безусловно, можно. Это посильная задача для любого человека. Но для того, чтобы отказ звучал непоколебимо, необходимо говорить твердо и уверенно. Тогда не возникнет неловкости и чувства вины, вы сможете отказать, не обидев.

Вся наша жизнь – это общение. Люди взаимодействуют друг с другом, поддерживают и помогают. Но иногда возникает ситуация, когда единственный правильный выход – это отказать в просьбе. Вот здесь и начинаются проблемы. Как правильно отказать? Нужно ли вообще отказывать или стоит поставить чужие интересы выше собственных? Как избавиться от чувства, что вы не протянули руку помощи? Поводов для беспокойства очень много.

Почему мы боимся говорить «нет»?

Внешние причины разные, но корень проблемы кроется в том, что у человека возникает внутренний дисбаланс, ведь ему пришлось отказать в помощи. Этот конфликт негативно отражается на эмоциональном состоянии и доставляет моральный дискомфорт. В первую очередь, нужно осознать, что вы не являетесь эпицентром того, почему ваш знакомый оказался в сложной ситуации. Вы не виноваты в том, что ему требуется помощь.

Чтобы отказ не принес внутреннюю дисгармонию, необходимо определить мотивацию, по которой вы не хотите выполнять просьбу, и оценить, насколько она объективна. Это первый шаг к победе. Следующим этапом станет изучение способов и хитростей, как вежливо отказать собеседнику и не обидеть его.

Если человек малознакомый

Как отказать? В этом случае вообще не стоит переживать. Просто говорите «нет», если просьба доставляет вам неудобство. Чтобы снизить риск того, что дальнейшие отношения будут разорваны, стоит четко и внятно озвучить причины вашего отказа. Веские аргументы – лучший способ сохранить дружеское общение. Например, «Я не могу оказать вам услугу, потому что занят на работе». Если человек продолжает настаивать, не нужно оправдываться, просто еще раз повторите твердое «нет».

В сети интернет и в популярных изданиях напечатано много приемов отказать назойливому собеседнику или сказать нет в ситуации . Названия таких технологий отказа говорят сами за себя. Приемы «Тянуть время» и «У меня планы» предписывают взять паузу на раздумья, однако в итоге риск обидеть отказом не снижается, а только откладывается на потом. Совет «Меры предосторожности» понуждает вас избегать встречи с манипулятором или обходить ситуации, когда к вам могут обратиться с просьбой. Приемы "Обычно я не..." и "Контролируемая глупость" знакомят читателя с речевыми фразами, которые превращают его самого в манипулятора чувствами и поведением другого человека. Нам же нужна такая технология сказать «нет», чтобы самим не потерять лицо и сохранить уважение человека, которому мы отказываем.

Психологическая подготовка к ситуации отказа

Боьшинство людей понимают, что для того чтобы сказать «нет», нужна завидная уверенность и спокойствие. В то время, когда неуверенный в себе человек краснеет, суетится и отводит глаза, уверенный собеседник отказывает легко и свободно. Его делает уверенным как раз психологическая готовность к этой ситуации и знание технологии отказа, чтобы не обидеть другого человека. Психологическую подготовку вы можете пройти на тренингах ассертивности и семинарах уверенного поведения. Можно с задачей «стать уверенным в общении» обратиться за помощью к психологу. А можно приобрести ситуативную уверенность, воспользовавшись приемом «Поза английской королевы». Для этого услышав просьбу в свой адрес, глубоко вдохните, приподнимите подбородок, распрямите плечи и глядя в глаза собеседнику примените технологию отказа.

Технология сказать «нет» и не обидеть человека

Итак, главная трудность в отказе, это сохранить свое лицо и не обидеть собеседника, сохранить уважение и расположение просящего по отношению к вам. Технология сказать "нет" прямо и недвусмысленно предлагает вам говорить "нет" просьбе человека и при этом сказать «да» личности человека. Что это означает? Это значит, вы должны показать человеку, что он для вас важен, придать ему значимости, выразить признательность. И одновременно с этим отказать ему (всего-то) в просьбе.


Вот как мог бы выглядеть диалог с вашим сослуживцем, которой просит у вас взаймы.


Сослуживец подходит к вам за обеденным перерывом и заискивающе просит: «Слушай, выручи (умоляющий взгляд), х очу перехватить у тебя пару тысяч рублей до получки» .


Вы за несколько секунд принимаете «позу королевы» и глядя в глаза своему коллеге, мягким и уверенным голосом говорите:«Мне очень приятно, что ты обращаешься именно ко мне. Я рад, что мы работаем с тобой в одной конторе (говорите «да» личности собеседника). Прости, но я не займу тебе денег в этот раз (отказываете ему в просьбе)».


Если ваш коллега по работе предпринимает еще одну попытку вымолит у вас деньги, вы продолжаете говорить "нет" его просьбе уже короткой фразой, твердым голосом:«Ничего не выйдет. Нет» . .


Вам уже не нужно повторять всю фразу целиком, и вы применяете технику «заезженной пластинки», повторяя «нет» до тех пор, пока собеседник не отстанет от вас со своей просьбой. В ситуации большей психологической дистанции, например, в общении с навязчивым торговцем вы можете подкрепить свое второе «нет» на телесном уровне, развернувшись к продавцу спиной.


Отрепетируйте «позу королевы» и умение сказать «нет» твердым и уверенным голосом дома перез зеркалом. Потренируйтесь отказывать с сохранением уважения к собеседнику незнакомым людям, прежде чем сказать «нет» и не обидеть близких людей.

MENSBY

4.6

Многие пользуются твоей добротой, а когда ты отказываешь обвиняют в махровом эгоизме и бессердечии? Жить так, как хотите вы сами, это не эгоизм. Эгоизм ― это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.

На свете есть немало людей, которых называют безотказными. К ним можно обратиться в любое время суток за помощью, и они никогда не откажут. Такое свойство их характера многие относят к достоинствам человека, ведь это выгодно – всегда «иметь под рукой» такого «безотказника», чтобы перекинуть на него часть своих проблем.

Однако редко кто дает себе труд задуматься: а может, человек просто не может отказать?

У людей, которые не могут сказать «нет», нередко не хватает времени на собственные дела и личную жизнь, хотя в качестве благодарности за свою безотказность они могут в лучшем случае рассчитывать на сомнительный комплимент.

Ярким примером безотказного человека и того, к чему приводит неумение отказывать, служит старый фильм «Осенний марафон» с Олегом Басилашвили в главной роли. Герой фильма немолод, однако он так и не научился отказывать и жить так, как хочет он сам. Его жизнь почти прошла, но он так и не состоялся как личность, потому что всегда жил так, как хотели другие.

Безотказные люди всегда, как магнитом, притягивают к себе людей, которые активно пользуются их неумением отказывать. Можно сказать, что палач ищет жертву, а жертва палача. И даже если «безотказник» вдруг взбунтуется и откажется от роли палочки-выручалочки, его тут же обвинят в махровом эгоизме и бессердечии.

Есть золотые слова, которые стоит помнить каждому: «Жить так, как хотите вы сами, это не эгоизм. Эгоизм ― это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите».

Почему люди боятся сказать «нет»?

Люди, которые выполняют чужие просьбы вопреки своему желанию, чаще всего имеют мягкий и нерешительный характер. В душе они очень хотят произнести «нет», но настолько боятся поставить в неловкое положение или обидеть отказом другого человека, что через силу вынуждают себя делать то, что им совсем не по нраву.

Очень многие люди в дальнейшем сожалеют о том, что когда-то хотели, но не смогли сказать «нет».

Нередко люди, отказывая, произносят слово «нет» так, будто чувствуют себя виноватыми в чем-то, ― им кажется, что за этим последует какая-то неприятная реакция. И действительно, многие не привыкли, что им отказывают, и «нет» вызывает у них негативную реакцию ― они грубят, разрывают отношения и пр.

Некоторые люди не говорят «нет» из-за боязни стать никому не нужными и остаться в одиночестве.
Как отказать вежливо?

Говоря «нет», мы нередко наживаем себе врагов. Однако стоит помнить о том, что для нас важнее, ― обидеть кого-то отказом или взять на себя исполнение тяготящих нас обязательств. Тем более, что совсем не обязательно отказывать в грубой форме. Например, те же дипломаты стараются не произносить «да» или «нет», заменяя их словами «Давайте это обсудим».

Говоря «нет», стоит помнить, что:

это слово способно защитить от проблем;

может означать «да», если произнести его неуверенно;
успешные люди чаще говорят «нет», чем «да»;
отказав в том, что мы не можем или не хотим делать, мы будем чувствовать себя победителем.

Существует несколько простых способов вежливого отказа, которые показывают, что эта задача под силу каждому.

1. Откровенный отказ

Некоторые люди считают, что, отказывая в чем-то, нужно обязательно назвать причину отказа. Это ошибочное мнение. Во-первых, объяснения будут выглядеть как оправдания, а оправдания дадут просящему надежду, что вы можете изменить свое мнение. Во-вторых, не всегда можно назвать настоящую причину отказа. Если же ее выдумать, в дальнейшем ложь может быть разоблачена и поставит обоих в неловкое положение. К тому же человек, который говорит неискренне, нередко выдает себя сам мимикой и голосом.

Поэтому лучше не фантазировать, а просто сказать «нет», не добавляя больше ничего. Можно смягчить отказ, сказав: «Нет, я не могу это сделать», «Я не хочу этим заниматься», «У меня нет времени на это».

Если человек пропускает эти слова мимо ушей и продолжает настаивать, можно воспользоваться методом «испорченной пластинки», повторяя одни и те же слова отказа после каждой его тирады. Не нужно перебивать говорящего возражениями и задавать вопросы ― просто говорить «нет».

Этот способ подходит для отказа людям агрессивным и излишне настойчивым.

2. Сочувствующий отказ

Такая техника подходит при отказе людям, которые склонны добиваться своими просьбами своего, вызывая жалость и сочувствие. В этом случае стоит показать им, что вы сопереживаете, но ничем помочь не можете.

Например, «Мне вас очень жаль, но я помочь ничем не могу». Или «Я вижу, что вам нелегко, но решить вашу проблему я не в силах».

3. Обоснованный отказ

Это довольно вежливый отказ и его можно использовать в любой обстановке ― формальной и неформальной. Он подойдет и при отказе людям старшего возраста, и при отказе людям, занимающим более высокое положение на служебной лестнице.

Этот отказ предполагает, что вы называете действительную причину, по которой не можете выполнить просьбу: «Я не могу это сделать, так как завтра иду с ребенком в театр» и т.п.

Будет еще убедительнее, если назвать не одну причину, а три. Такая техника так и называется ― отказ по трем причинам. Главное при ее применении ― краткость формулировок, чтобы просящий быстро уловил суть.

4. Отсроченный отказ

Воспользоваться таким методом могут люди, для которых отказать кому-то в просьбе ― психологическая драма, и они чуть ли не автоматически отвечают согласием на любую просьбу. Люди такого склада часто сомневаются в своей правоте и склонны бесконечно анализировать свои поступки.

Отсроченный отказ позволяет обдумать ситуацию, а в случае необходимости обратиться за советом к друзьям. Его суть состоит в том, чтобы не говорить «нет» сразу, а попросить время для принятия решения. Таким образом можно застраховать себя от необдуманных шагов.

Обоснованный отказ может выглядеть так: «Я не могу ответить сейчас, поскольку не помню свои планы на выходные. Возможно, я договорился с кем-то встретиться. Мне необходимо посмотреть свой еженедельник, чтобы уточнить». Или «Мне необходимо посоветоваться дома», «Мне нужно подумать. Я скажу позже» и пр.

Отказывать таким образом можно людям, которые напористы и не терпят возражений.

5. Компромиссный отказ

Такой отказ можно назвать отказом наполовину, ведь мы хотим помочь человеку, но не полностью, а частично, и не на его условиях, которые нам кажутся нереальными, а на своих. В этом случае необходимо четко определить условия помощи ― что и когда мы можем, а что нет.

Например, «Я могу отвезти твоего ребенка в школу вместе со своим, но только пусть он к восьми часам будет собран». Или «Я могу помогать тебе делать ремонт, но только по субботам».

Если же подобные условия просящего не устроят, то мы вправе со спокойной душой отказать.

6. Дипломатичный отказ

Он предполагает обоюдный поиск приемлемого решения. Мы отказываемся делать то, что не хотим или не можем, но вместе с просящим ищем вариант решения проблемы.

Например, «Я не могу тебе помочь, но у меня есть знакомый, который занимается этими вопросами». Или «Возможно, я могу тебе помочь иным образом?».

В ответ на примеры разных техник отказа можно возразить, что помогать людям необходимо и что, отказывая другим, мы сами рискуем оказаться в сложной ситуации, когда нам нечего будет рассчитывать на чью-то помощь. Заметим, что речь идет лишь о просьбах людей, которые привыкли «играть в одни ворота», считают, что все им обязаны и злоупотребляют безотказностью других людей.

На свете есть немало людей, которых называют безотказными. К ним можно обратиться в любое время суток за помощью, и они никогда не откажут. Такое свойство их характера многие относят к достоинствам человека, ведь это выгодно – всегда «иметь под рукой» такого «безотказника», чтобы перекинуть на него часть своих проблем.

Однако редко кто дает себе труд задуматься: а может, человек просто не может отказать?

У людей, которые не могут сказать «нет», нередко не хватает времени на собственные дела и личную жизнь, хотя в качестве благодарности за свою безотказность они могут в лучшем случае рассчитывать на сомнительный комплимент.

Безотказные люди всегда, как магнитом, притягивают к себе людей, которые активно пользуются их неумением отказывать. Можно сказать, что палач ищет жертву, а жертва палача. И даже если «безотказник» вдруг взбунтуется и откажется от роли палочки-выручалочки, его тут же обвинят в махровом эгоизме и бессердечии.

Есть золотые слова, которые стоит помнить каждому: «Жить так, как хотите вы сами, это не эгоизм. Эгоизм ― это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите».

Почему люди боятся сказать «нет»?

Люди, которые выполняют чужие просьбы вопреки своему желанию, чаще всего имеют мягкий и нерешительный характер. В душе они очень хотят произнести «нет», но настолько боятся поставить в неловкое положение или обидеть отказом другого человека, что через силу вынуждают себя делать то, что им совсем не по нраву.

Очень многие люди в дальнейшем сожалеют о том, что когда-то хотели, но не смогли сказать «нет».

Нередко люди, отказывая, произносят слово «нет» так, будто чувствуют себя виноватыми в чем-то, ― им кажется, что за этим последует какая-то неприятная реакция. И действительно, многие не привыкли, что им отказывают, и «нет» вызывает у них негативную реакцию ― они грубят, разрывают отношения и пр.

Некоторые люди не говорят «нет» из-за боязни стать никому не нужными и остаться в одиночестве.

Как отказать вежливо?

Говоря «нет», мы нередко наживаем себе врагов. Однако стоит помнить о том, что для нас важнее, ― обидеть кого-то отказом или взять на себя исполнение тяготящих нас обязательств. Тем более, что совсем не обязательно отказывать в грубой форме. Например, те же дипломаты стараются не произносить «да» или «нет», заменяя их словами «Давайте это обсудим».

Говоря «нет», стоит помнить, что:

это слово способно защитить от проблем;

может означать «да», если произнести его неуверенно;

успешные люди чаще говорят «нет», чем «да»;

отказав в том, что мы не можем или не хотим делать, мы будем чувствовать себя победителем.

Существует несколько простых способов вежливого отказа, которые показывают, что эта задача под силу каждому.

1. Откровенный отказ

Некоторые люди считают, что, отказывая в чем-то, нужно обязательно назвать причину отказа. Это ошибочное мнение. Во-первых, объяснения будут выглядеть как оправдания, а оправдания дадут просящему надежду, что вы можете изменить свое мнение. Во-вторых, не всегда можно назвать настоящую причину отказа. Если же ее выдумать, в дальнейшем ложь может быть разоблачена и поставит обоих в неловкое положение. К тому же человек, который говорит неискренне, нередко выдает себя сам мимикой и голосом.

Поэтому лучше не фантазировать, а просто сказать «нет», не добавляя больше ничего. Можно смягчить отказ, сказав: «Нет, я не могу это сделать», «Я не хочу этим заниматься», «У меня нет времени на это».

Если человек пропускает эти слова мимо ушей и продолжает настаивать, можно воспользоваться методом «испорченной пластинки», повторяя одни и те же слова отказа после каждой его тирады. Не нужно перебивать говорящего возражениями и задавать вопросы ― просто говорить «нет».

Этот способ подходит для отказа людям агрессивным и излишне настойчивым.

2. Сочувствующий отказ

Такая техника подходит при отказе людям, которые склонны добиваться своими просьбами своего, вызывая жалость и сочувствие. В этом случае стоит показать им, что вы сопереживаете, но ничем помочь не можете.

Например, «Мне вас очень жаль, но я помочь ничем не могу». Или «Я вижу, что вам нелегко, но решить вашу проблему я не в силах».

3. Обоснованный отказ

Это довольно вежливый отказ и его можно использовать в любой обстановке ― формальной и неформальной. Он подойдет и при отказе людям старшего возраста, и при отказе людям, занимающим более высокое положение на служебной лестнице.

Этот отказ предполагает, что вы называете действительную причину, по которой не можете выполнить просьбу: «Я не могу это сделать, так как завтра иду с ребенком в театр» и т.п.

Будет еще убедительнее, если назвать не одну причину, а три. Такая техника так и называется ― отказ по трем причинам. Главное при ее применении ― краткость формулировок, чтобы просящий быстро уловил суть.

4. Отсроченный отказ

Воспользоваться таким методом могут люди, для которых отказать кому-то в просьбе ― психологическая драма, и они чуть ли не автоматически отвечают согласием на любую просьбу. Люди такого склада часто сомневаются в своей правоте и склонны бесконечно анализировать свои поступки.

Отсроченный отказ позволяет обдумать ситуацию, а в случае необходимости обратиться за советом к друзьям. Его суть состоит в том, чтобы не говорить «нет» сразу, а попросить время для принятия решения. Таким образом можно застраховать себя от необдуманных шагов.

Обоснованный отказ может выглядеть так: «Я не могу ответить сейчас, поскольку не помню свои планы на выходные. Возможно, я договорился с кем-то встретиться. Мне необходимо посмотреть свой еженедельник, чтобы уточнить». Или «Мне необходимо посоветоваться дома», «Мне нужно подумать. Я скажу позже» и пр.

Отказывать таким образом можно людям, которые напористы и не терпят возражений.

5. Компромиссный отказ

Такой отказ можно назвать отказом наполовину, ведь мы хотим помочь человеку, но не полностью, а частично, и не на его условиях, которые нам кажутся нереальными, а на своих. В этом случае необходимо четко определить условия помощи ― что и когда мы можем, а что нет.

Например, «Я могу отвезти твоего ребенка в школу вместе со своим, но только пусть он к восьми часам будет собран». Или «Я могу помогать тебе делать ремонт, но только по субботам».

Если же подобные условия просящего не устроят, то мы вправе со спокойной душой отказать.

6. Дипломатичный отказ

Он предполагает обоюдный поиск приемлемого решения. Мы отказываемся делать то, что не хотим или не можем, но вместе с просящим ищем вариант решения проблемы.

Например, «Я не могу тебе помочь, но у меня есть знакомый, который занимается этими вопросами». Или «Возможно, я могу тебе помочь иным образом?».

В ответ на примеры разных техник отказа можно возразить, что помогать людям необходимо и что, отказывая другим, мы сами рискуем оказаться в сложной ситуации, когда нам нечего будет рассчитывать на чью-то помощь. Заметим, что речь идет лишь о просьбах людей, которые привыкли «играть в одни ворота», считают, что все им обязаны и злоупотребляют безотказностью других людей.