О таком понятии, как «миссия компании», написана масса материалов - начиная от книг по маркетингу и брендингу, заканчивая статьями и постами в социальных сетях.

Достаточно часто эти публикации больше похожи на научную диссертацию, нежели на четкую и легко применимую пошаговую инструкцию.

По-прежнему остаются открытыми вопросы:

  • Каждой ли компании, бизнесу, эксперту в обязательном порядке нужна сформулированная миссия?
  • Что следует понимать под «миссией организации»?
  • Как сформулировать рабочую миссию бренда, и на какие примеры ориентироваться?

Давайте для начала разберемся с терминологией.

Что же понимать под «миссией организации»?

В классическом менеджменте определение термина «миссия» звучит следующим образом - это утверждение, раскрывающее философию существования организации и отличие данной компании от ей подобных.

Это очень широкое понимание миссии, в котором достаточно просто запутаться. Попробуем внести конкретику в ее сущность и содержание.

Миссия компании должна отвечать на простой вопрос - для чего создана организация? Обычно первым всплывает ответ - для получения прибыли.

Это логично, но давайте посмотрим на вопрос под другим углом: что в окружающем вас мире не так, и каким образом ваша компания (или лично вы, как эксперт) намерены это исправить?

Намного понятнее, и дает простор воображению, правда?

Еще одно важное понятие, с которым часто путают миссию компании - видение бренда. Оно отвечает на вопрос - какой вы видите компанию в будущем. Или, если отталкиваться от перефразированного вопроса миссии - каким станет окружающий мир, когда вы закончите его менять.

Каждой ли компании нужна миссия?

Безусловно, нет. Все зависит от вашего масштаба, целей и амбиций - это ваш персональный выбор.

Владельцу единичной палатки по продаже хот-догов миссия вряд ли существенно поможет в бизнесе. Но если вы - интернет-предприниматель и стремитесь создать успешный и системный digital-бизнес, стоит подумать о разработке бренд-платформы и начать с миссии компании.

Это, на первый взгляд, философское понятие является мощным инструментом для продвижения, обеспечения лояльности целевой аудитории, платформой для постановки стратегических целей и расстановки приоритетов, показателем сильных сторон бренда.

Важно отметить, что единого правила, как сформулировать миссию организации, попросту не существует. Но этот процесс достаточно прост, и ниже мы постараемся пошагово изложить основные его принципы.

6 основных элементов миссии организации

1 Ориентированность на удовлетворение покупателя Каким образом ваша компания, вы, как эксперт, меняете жизнь покупателя в лучшую сторону?
2 Уникальность Отличается от того, что заявляют ваши конкуренты
3 Запоминаемость В идеале должна легко запоминаться
4 Прозрачность Четкая, без двусмысленностей и простора для толкований
5 Акцент на преимуществах и ценностях компании Учитывает ключевые конкурентные преимущества компании/продукта, а также ценности, которые транслирует бренд
6 Правдивость То, что вы декларируете, должно совпадать с реальностью, не пытайтесь обмануть доверие покупателя

Приступая к формированию текста миссии, обязательно учтите наличие в ней как минимум 5 из 6-ти атрибутов. Запоминаемостью можете пожертвовать, но соблюдайте меру и уважение к тем людям, которые будут вашу миссию читать. К примеру, полная миссия компании Avon состоит из 307-ми слов.

Этапы разработки миссии организации

Несмотря на всю кажущуюся сложность процесса написания миссии, фундаментально можно выделить всего 3 этапа.

Этап 1. Создание скелета миссии

Для наглядности приведем все 5 ключевых вопросов в таблице с ответами на примере агентства нянь для детей.

Вопрос Ответ
Что делает компания (что мы продаем)? Предоставляет услуги няни для детей от 2-х до 8-ми лет с полной или частичной занятостью. Возможна услуга - няня выходного дня.
Кто является целевой аудиторией компании (кому мы продаем)? Родители с детьми от 2-х до 8-ми лет
Какие основные потребности покупателей мы стремимся удовлетворить? Какие проблемы аудитории решаем?
  • Спокойствие за безопасность и здоровье своего ребенка, когда необходимо отлучиться из дома временно или на полный день;
  • желание найти квалифицированную няню, которая не просто посидит с ребенком, но и сможет учить его по утвержденной родителями программе;
  • желание найти проверенного специалиста, которому можно доверить малыша;
  • желание работать с организацией, а не искать на досках объявлений.
Что определяет успех проекта или что сделает нас успешными в будущем?
  • Исключительная ответственность при подборе профессионального персонала;
  • можем закрыть вакансию даже самому требовательному клиенту;
  • большая база кандидатов со специальным образованием (медицинское, педагогическое, знание языков, психологическое);
  • гарантируем, что няня найдет подход к любому ребенку;
  • в течение года обеспечиваем гарантийное обслуживание, что включает в себя консультацию по вопросам управления персоналом и замену работника по требованию;
  • мы помогаем в установке наших камер на время испытательного срока персонала, организации видеонаблюдения в доме и на территории.
Каким образом мы достигаем этого успеха? Наши няни постоянно повышают свой уровень квалификации, обучаясь по самым современным методикам.
Мы регулярно проверяем физическое, психическое состояние здоровья, а также постоянно взаимодействуем с теми родителями, кто уже пользовался нашими услугами.
Няни нашего агентства строго придерживаются рекомендаций родителей, обеспечивают беспрерывный визуальный контроль за ребенком, не только обучают ребенка по утвержденной программе, но и развивают таланты, обучаются, как найти подход к современным детям, стать для них интересным учителем и товарищем.

Не стесняйтесь отвечать подробно - так вы точно сможете осветить все важные моменты.

Этап 2. Сокращение и обобщение

Цель второго этапа - отсечь все лишнее, оставив только ключевые слова, а потом обобщить их в одно предложение.

Этап 3. Проверка

Возвращаемся к таблице выше и проверяем - все ли 6 элементов успешной миссии учтены. Можете также обсудить итоговый вариант миссии бренда с сотрудниками компании, показать знакомым и выслушать их мнение. Если есть какие-то недочеты - корректируем.

Итоговый вариант миссии агентства для нянь после всех преобразований звучит следующим образом:

«Окружить детей заботой, предоставить им профессиональный уход и надежный присмотр, чтобы малыши чувствовали себя комфортно, а родители - спокойно».

Согласитесь, создать миссию бренда достаточно просто. А чтобы вы убедились в этом и всегда имели под рукой образец для вдохновения - приведем несколько вариантов миссии организаций.

Примеры миссий известных компаний

Почему мы решили сконцентрироваться на тех компаниях, которые у всех на слуху? Мы могли бы взять несколько ниш интернет-бизнеса и разработать примеры специально для этой статьи. Но миссия компании, особенности продукта которой вам неизвестны - будет лишь красивой фразой, не более.

Поэтому рассмотрим примеры нескольких наиболее удачных миссий, сформулированных маркетологами известных брендов и стартапов.

Миссия компании Apple является примером уважительного отношения к клиентам бренда и нацелена на их понимание:

«Мы предлагаем изделия высокого качества, которые освобождают жизнь и труд людей от тяжелой и нудной работы, делают мир более удобным для жизни, обеспечивают уважение и преданность потребителей».

Dropbox - стартап, в который мало кто верил в первые дни его существования. Сегодня стоимость компании выше миллиарда долларов, а их миссия звучит так:

«Мы создаем легкие в использовании продукты, основанные на доверии. Когда люди хранят свои файлы в Дропбокс, они могут быть уверены в их безопасности. Конфиденциальность данных пользователей всегда была и будет нашим главным приоритетом».

Маркетологи нефтяного концерна «Лукойл» создали достаточно краткую и емкую миссию, которая, тем не менее, отражает цель существования компании на рынке:

«Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека».

Миссия известного японского производителя автомобилей Toyota более ориентирована на клиента, нежели на достижения самой компании:

«Наша миссия - максимальное удовлетворение потребностей клиентов посредством обеспечения надежными и безопасными продуктами TOYOTA и предоставление сети высококачественного сервиса и квалифицированного обслуживания».

Миссия компании «Связной»:

«Мы работаем с людьми и для людей. Мы создаем увлекательный мир мобильных коммуникаций и новых предложений, которые понятны и доступны каждому. Мы обеспечиваем простоту, удобство и возможность привлекательного выбора».

И напоследок, еще 3 важных совета, как написать успешную миссию бренда:

  1. Не говорите о компании;
  2. Не упоминайте о «процессе» - как ответственно вы подходите к своему бизнесу;
  3. фокусируйтесь исключительно на результате и преимуществах, которые ваша целевая аудитория получит от сотрудничества с вами.

А сейчас, когда мы пошагово разобрались с подводными камнями, которые могут подстерегать вас при работе над миссией организации, напишите в комментариях, как бы вы сформулировали миссию для своего бизнеса? И ставьте лайк, если контент был вам полезен.

Аттестация персонала – путь к взаимопониманию Брижитт Сиван

Как сформулировать задачу?

Как сформулировать задачу?

Задача формулируется исходя из шести компонентов:

1. Субъект действия: кто должен выполнять задачу;

2. Само действие: что субъект должен делать для ее выполнения;

3. Итог действия: ожидаемый результат;

4. Сроки выполнения;

5. Информация о средствах и условиях достижения результата;

6. Критерии оценки результата, то есть показатели эффективности.

Из книги Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности автора Готин Сергей Валерьевич

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ? Этот вопрос очень важен, поскольку неправильно сформулированные проблемы могут привести к очень общим заключениям или к очевидным выводам. Основываясь на таких формулировках, будет невозможно провести анализ.Так какой же должна

Из книги Долой продуктивность! 9 шагов к тому, чтобы работать меньше и успевать больше автора Роббинс Стивер

Оптимизируйте любую задачу с помощью справочной книги Теперь мы совместим пополняемый список дел и дневник навыков. Список дел отображает только задачи, а дневник навыков – только уроки, которые вы вынесли, глубоко анализируя каждый прожитый день. Когда вы делаете

Из книги Рабочая книга супервайзера автора Дорощук Николай

Глава 3: Как правильно поставить задачу подчинённому? Чтобы правильно поставить задачу подчиненному, необходимо знать ложные предположения менеджера.Реальный мир именно такой, каким его видит менеджерМногие супервайзеры предполагают, что персонал должен понимать их с

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

Ввести новую задачу совместно с командой После того как в список будет добавлена новая задача, вам необходимо спланировать собственные способы ее решения, а затем поработать с подчиненными вам сотрудниками и дополнительными командами для определения нового

Из книги Руководство по улучшению бизнес-процессов автора Коллектив авторов

Ставим задачу команде Установите базовые правила работы для команды, занятой усовершенствованием. Например, определите, как часто вы будете встречаться для обсуждения прогресса в ваших начинаниях и решения возникших проблем. Кто будет отвечать за конкретные аспекты

автора Детмер Уильям

4. Сформулируйте задачу Этот этап может оказаться самым сложным при строительстве ДРК справа налево (рис. 4.18). Определить, для чего необходимо некое действие, может быть, и нетрудно. Но вот перейти на следующий уровень и найти основную цель зачастую не так просто.

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

2. Сформулируйте задачу Как мы показали ранее, в качестве задачи нужно сформулировать утверждение, обратное ключевой проблеме системы. Итак, первый шаг в этом методе совершенно логичен, ведь сформулировать обратное утверждение проще (рис. 4.24), чем догадаться, для чего

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

2. Сформулируйте задачу Как мы показали ранее, в качестве задачи нужно сформулировать утверждение, обратное ключевой проблеме системы. Итак, с задачей мы определились (рис. 4.28). Первый шаг в этом методе совершенно логичен, и выполнить его проще, чем сформулировать задачу в

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Отработайте основную задачу Если изначально построено только дерево текущей реальности, то ключевая проблема из ДТР «переворачивается» и записывается в середине листа ДБР в качестве задачи. Если изначально была построена также и диаграмма разрешения конфликтов, то

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

1. Поставьте задачу Чего вы пытаетесь добиться, строя план преобразований? Сформулируйте стоящую перед вами задачу, используя глаголы в форме настоящего времени, и запишите ее в прямоугольнике с закругленными углами в вершине диаграммы (рис. 7.15). Почему вы используете

Из книги Технология достижений [Турбокоучинг по Брайану Трейси] автора Трейси Брайан

Формулируйте задачу предельно четко Постарайтесь как можно яснее представить себе, какой конечный результат вы ожидаете получить от выполнения вашего поручения. Затем как можно более четко разъясните это сотруднику, которому вы даете задание. Попросите его повторить

Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич

Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое

Из книги Увольте себя! автора Кийосаки Роберт Тору

Шейн Облегчите задачу получения платы К сказанному Робертом хочу добавить только две вещи: внедряйте методы разнообразных платежей и будьте уступчивыми.В сегодняшнем мире электронные деньги используются для платежей чаще, чем наличные или чеки. Я считаю это

Из книги Легко не будет [Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов] автора Хоровиц Бен

Способность внятно сформулировать видение будущего – отличительная черта Стива Джобса Способен ли лидер сформулировать увлекательное, динамичное и притягательное видение будущего? Что еще важнее, способен ли он это сделать, когда вокруг все рушится? В частности, в

Из книги Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса автора Хау Джефф

6. Упрощайте задачу и разбивайте ее на части Когда дело касается краудсорсинга, любую задачу, которую предстоит выполнить, нужно разделить на максимально возможное число элементов. В своей книге «Богатство сетей» (The Wealth of Networks) ученый-юрист и писатель Йокай Бенклер

Из книги Достижение целей: Пошаговая система автора Аткинсон Мэрилин

Коуч просит клиента сформулировать, в чем заключалась для него польза сессии? Какова была для вас ценность этой сессии? Что вы извлекли для себя из нашей

Чтобы решить задачу, прежде всего её нужно до конца понять и четко, точно, просто, кратко, но полно и понятно сформулировать. Как этого добиться?

Задача обычно состоит из двух смысловых частей - предпосылочной и вопросительной. Разница между задачами и вопросами изложена в разделе "Метод контрольных вопросов".

Г.С. Альтшуллер предлагает следующую предельно простую и четкую схему (модель) формулировки ТЕХНИЧЕСКИХ задач, но эта рекомендация справедлива и для нетехнических задач:

"Улучшаемая система для (указать назначение), включает (перечислить основные части системы). Формулируется техническое противоречие. Необходимо при минимальных изменениях в системе (указать результат, который должен быть получен)".

Эта схема пригодна для формулировки практически любых творческих задач, хотя и представляется довольно громоздкой.

Например: "Улучшаемая система для воспитания и обучения включает: детей, учителей, воспитателей, родителей, администрацию.

Педагогическое противоречие:

  • ЕСЛИ ориентировать сложность изучаемого материала на сильных детей, ТО они будут развиваться хорошо, НО слабым детям будет очень трудно и это может привести к стрессам и нежеланию слабых детей учиться и ходить в школу.

  • ЕСЛИ ориентировать сложность изучаемого материала на слабо подготовленных детей, ТО они будут развиваться без стрессов, НО сильным детям будет скучно и они будут отставать от того уровня, которого могли бы достичь.

Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить полноценное освоение всего требуемого программой материала и сильными, и слабыми детьми".

Обычно задачедатель даже не знает, что задачу надо формулировать таким образом, и ставит её как умеет: либо не полно, либо очень общо, либо просто неправильно, а иногда и сам не понимает, что ему на самом-то деле надо.

Однажды был такой случай. На занятии по ТРИЗ было предложено слушателям порешать их проблемы. Одна дама сообщила, что она озабочена слабым физическим развитием своего сына, поставила себе задачу собрать деньги, чтобы купить сыну велосипед, и предложила проанализировать марки велосипедов. В результате анализа выяснилось, что этого мальчика надо сначала серьезно лечить, и если лечение будет успешным, только тогда, может быть, и понадобится велосипед. А деньги надо направить на лечение.

Понятно, что сначала необходимо точно понять задачу. Если не понял задачу, то решить её трудно, а если и удалось решить, то, по всей вероятности, решена будет совсем другая задача.

При решении задач возможны три типовые ситуации:

  1. Есть возможность общаться с задачедателем.

  2. Нет такой возможности. Например, задача дана письменно.

  3. Сам себе задачедатель.

В первом и в третьем случаях надо задать задачедателю все проясняющие задачу и ситуацию вопросы, помочь ему самоопределиться и попытаться привлечь его самого к решению его же задачи. Второй случай несет много неопределенности. Если задача СЛОЖНАЯ, то для подготовки задачи к решению полезно воспользоваться Методом Контрольных Вопросов, то есть сначала сформулировать контрольные вопросы, а потом, отвечая на них, сформулировать задачу. Это мы сейчас и сделаем.

Итак, как подготовить задачу к решению?

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Понял ли я задачу?

  2. Все ли слова и термины я понимаю так, как задачедатель?

  3. Могу ли я повторить задачу своими словами? (Желательно не использовать специальных терминов).

  4. А чего на самом-то деле надо задачедателю?

  5. НРАВСТВЕННА ли задача по постановке?

ВОПРОСЫ НА АНАЛИЗ ЗАДАЧИ.

  1. Имеет ли эта задача решение в принципе? Не противоречат ли условия задачи законам природы?

  2. Тип задачи: логическая или творческая? Сколько правильных решений может иметь эта задача? (Логические и математические задачи имеют, как правило, одно или ограниченное число верных решений, а творческие имеют много верных решений, но каждое для своих граничных условий).

  3. Что в задаче главное? Какие основные части (элементы) входят в задачу? К важным частям задачи следует отнести только те, которые участвуют в конфликте и без которых задача "рассыпается". (Смотрите раздел "Моделирование"). Желательно указать, как связаны основные части задачи между собой. Это позволит лучше понять ПРИЧИНЫ конфликта, что очень важно!

  4. Достаточно ли данных? Какой информации не хватает? Где ее можно получить? Достоверны ли данные? Какие приняты допущения?

  5. Можно ли записать условия задачи числами? Какие можно сделать рисунки? Представляю ли я задачу образно?

  6. Не является ли задача множественной, то есть не распадется ли она на ряд отдельных задач? Что это за задачи? В какой очередности их решать?

  7. Что из себя должен представлять ответ: идею, число, процесс, конструкцию, новое свойство...?

ВОПРОСЫ НА ВЫЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ.

  1. Зачем решать эту задачу? Какую свою основную (надсистемную, глобальную) проблему надо решить задачедателю.? Почему у него появилась именно эта задача? Кто задачедатель?

  2. Кому от решения задачи будет хорошо, а кому плохо?

  3. При каких условиях должна быть решена задача?

  4. Не решал ли я подобной задачи? Что по этой проблеме я сам знаю? Кто эту задачу решит лучше меня?

  5. В чем или в ком первопричина задачи? Какой элемент в наибольшей степени порождает нежелательное явление? Г. И. Иванов считает, что "чем дальше от последствий вы уйдете в сторону первопричины, тем легче, надежней и с меньшими затратами решится проблема в вашей системе".

  6. Сколько есть времени на решение? На какой срок надо принять решение? Есть ли время дать задаче "отлежаться", а мне "остыть"? Может быть, целесообразно сейчас "отбиться от ближнего врага", "подтянуть резервы", а потом, выбрав удобный момент, предпринять решительное наступление?

  7. Что произойдет, если я эту задачу не решу или решу неправильно?

НАЧАЛО РЕШЕНИЯ.

Начало решения - понятие довольно условное. Хорошее решение может прийти в голову в любой момент, а может и не прийти.

Все идеи и решения, пришедшие в голову в процессе ответов на вопросы надо аккуратно записывать для дальнейшего анализа.

Процесс самозадавания вопросов и ответов на них может показаться излишне подробным, но такова идеология ТРИЗ. Как в медицине - надо очень хорошо знать больного и болезнь, чтобы его вылечить, так и в случае решения социальных и технических задач - надо хорошо знать предмет исследования, ту систему, которую улучшаешь.

После ответов на вопросы и анализа задачи следующие шаги: формулировать противоречие, ИКР, искать ресурс и далее по алгоритму.

Общий совет такой - "бомбите", "бурите", "трясите", "раскачивайте" Ваше подсознание до тех пор пока оно не "зафонтанирует нарзанами" сильных нетривиальных решений. Не бойтесь нагружать свой мозг, это не принесет вреда Вашему здоровью.

ТРИЗ предлагает возвращаться к формулированию задачи в процессе её решения, по мере повышения уровня ее понимания, до тех пор, пока задача не будет решена. В шутку тризовцы говорят, что самой точной формулировкой задачи является ее сильное решение.

Приведем несколько забавных примеров неправильно и неточно сформулированных задач и последствия этого.

1. В Канзас-Сити открылась новая прачечная. Чтобы привлечь клиентов хозяин дал объявление в газету, где, в частности, было указано, что "У первого пришедшего в день открытия мужчины белье в стирку будет принято бесплатно". Первым пришел директор школы-интерната с бельем всех своих 1000 воспитанников. В чем ошибка хозяина?

Тот факт, что задачи надо ставить очень точно, подметили еще Древние греки.

2. В одном из мифов Древней Греции рассказывается о том, что Кидинне, матери двух сыновей, надо было ехать на колеснице на праздник Геры, жены Зевса, где она была жрицей. Но волов не оказалось и тогда сыновья впряглись в колесницу и отвезли мать в храм. За этот поступок Кидинна попросила Геру оказать сыновьям великую милость и Гера её оказала... послала им легкую смерть во сне. В чем ошибка Кидинны?

3. Легендарная прорицательница древних греков Сивилла, попросила у Аполлона вечную жизнь. Коварный Аполлон выполнил её просьбу. Прошло 100 лет, Сивилла превратилась в безобразную морщинистую старушку и стала молить Аполлона даровать ей смерть. Что забыла испросить Сивилла?

4. Красавец юноша Эндимион (учтя, видимо ошибку Сивиллы) попросил Зевса даровать ему вечную жизнь, вечную молодость и вечную красоту. Коварный Зевс выполнил его просьбу... погрузив в вечный сон. В чем ошибка Эндимиона?

5. За оказанную услугу бог виноделия Дионис обещал фригийскому царю Мидасу выполнить любую его просьбу. Жадный Мидас пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис просил отказаться от этой просьбы, но Мидас настаивал, и Дионис исполнил его просьбу. Счастью Мидаса не было конца, пока он не обнял свою любимую внучку, которая тут же превратилась в золото. Спросите детей, в чем оплошность Мидаса? Впоследствии Мидас упросил Диониса снять с него чары. Дионис согласился, но у Мидаса выросли длинные ослиные уши. Поэтому говорят: "Мидасовы уши".

На неточно и неполно поставленных условиях задачи построено много задач на смекалку. Например:

В комнате горело 7 свечей. Потушили 2 свечи. Сколько осталось? (Правильные ответы: и 7 и 2, так как не оговорены граничные условия. Задача поставлена не полно, не указано, когда считать оставшиеся свечи? Если пересчитывать свечи сразу после погашения, то 7. Если же через сутки, когда 5 свечей сгорит, то 2).

А вот пример задачи с избыточной информацией:

Два года назад мне было 6 лет. Через два года мне будет 10 лет, а через три года будет 11 лет. Сколько мне лет сейчас?

Ответы:

1. Он думал, что все рассуждают как он сам. Рассматриваемую здесь часть объявления надо было сформулировать, например, так "...У первого пришедшего мужчины, заботящегося о свежести белья своей семьи..."

2. Кидинна забыла, что Гера очень коварная женщина. С коварными властьимущими вообще нельзя иметь какие либо дела. Они того не стоят.

3. Вечную молодость.

4. Эндимион не учел непредсказуемость и коварство Зевса. Та же “ошибка Кидинны”.

5. Мидас жадный и глупый, так ему и надо. Жалко его внучку.

На стадии инициации куратор и проект-менеджер разрабатывают устав. Им необходимо обозначить цель проекта, согласовать ее со стратегическими целями предприятия в разделе «Обоснование ». Также руководители составляют перечень работ, которые оформляются в задачной форме. Постепенно шаг за шагом выстраивается предмет и контекст контрактных отношений между заказчиком и PM. В этих условиях стороны должны определить состав ответственности, которую менеджеру предстоит взять на себя, а заказчик формирует видение состава результатов, необходимых для успеха проекта.

Критерии правильного формулирования задачи

Под задачей как особой категорией управления следует понимать объект, отвечающий пяти критериям, наличие которых или отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о том, есть она фактически или ее нет. Ключевой параметр – точная формулировка результата. Предполагается, что каждая задача – это особая точка в будущем, некий конкретный результат.

Формулировать задачу – наиболее тонкий и сложный момент в процессе ее постановки. В буквальном прописывании закладывается успех или неуспех решения. Когда не удалось правильно сформулировать результат, возрастает вероятность споров, что может оказаться выгодным каждой из сторон: постановщику и исполнителю. Часто формулировка выполняется как описание какого-либо действия. Грамотно ли это?

Допустим, пишут: «копать, пилить, доставить…» или ближе к современному проектному управлению: «проведение маркетингового исследования», «обучение персонала», «закуп оборудования». В выражении чувствуется расплывчатость и неопределенность. Каким параметрам должна соответствовать запись? Критериальными условиями корректности формулировки являются следующие тезисы:

  • в формулировке должна быть конкретика достижения результата;
  • чисто качественные формулировки не рассматриваются, только обозначенные количественные данные считаются задачными;
  • с точки зрения формулировки, задача – это точка в будущем, адекватная в понимании «достигнуто – не достигнуто»;
  • это некий «черный ящик» – не существенно, что там внутри.

Правильно сформулировать задачу означает наполовину ее решить. Четыре приведенных условия свидетельствуют нам, что результаты, в том числе промежуточные, – это и есть проектная задача. Как она должна подготавливаться?

Пять ключевых параметров

Введем понятие ответственного ресурса задачи проекта. Под ответственным ресурсом будем понимать человека (сотрудника компании или привлеченного исполнителя), который имеет право принять на себя выполнение работы и обязан выполнить ее, не ссылаясь на возникающие затруднения. Таким образом, ответственный ресурс подразумевает фамилию и имя, а также приданный бюджет решения.

Задача – это специальный микроконтракт на достижение ее результата. Следовательно, помимо ответственного ресурса, являющегося стороной в этом соглашении, у него должна быть и вторая сторона, а именно – постановщик. Возникает необходимость и в фиксации срока исполнения – точной календарной даты.

Не только в проектном, но и в общем управлении приходится наблюдать ситуации споров, конфликтов, вызванных разночтением в понимании поставленной задачи. Не сложно догадаться о причинах недовольства сторон друг другом – не было оформления договоренностей. Поэтому очень важно правильно оформлять постановку задачи. Подводя итог, можно резюмировать и предложить пять критериев наличия задачи.

  1. Точная формулировка результата.
  2. Срок – точная календарная дата сдачи-приемки.
  3. Постановщик – фамилия и имя.
  4. Ответственный ресурс – фамилия, имя и бюджет.
  5. Документированная форма постановки.

Понятие цели и ее отличие от задач

Под целями будем понимать совокупность желаемых результатов, ради которых затевается, начинается проект. Иными словами, это такое измененное состояние бизнеса, которое мы хотим достичь и формулируем в качественной (допустимо) и количественной (желательно) формах. Можно ли сказать, что ключевая задача и есть проектная цель? Да, в идеальном случае это возможно. В деловом обороте, тем не менее, цели отличаются от задач различием вопросов, на которые они отвечают.

Первые в своей формулировке отвечают на вопрос о том, какое состояние должно быть достигнуто в результате проекта. В то же время вторые должны ответить на вопрос о том, какие промежуточные и итоговые результаты должны быть при этом обеспечены. Задачи проекта могут и должны быть рассмотрены как некая декомпозиция объекта управления верховного уровня. Вашему вниманию представляется типовой пример такой декомпозиции – «Дерево задач».

Типовой пример «Дерева задач» проекта

Пирамида целей проекта

Интерес также представляет пирамида целей проекта. Необходимо дать характеристику уровням этой пирамиды и определить место, которое на ней занимают наши объекты управления. Цели состоят из двух уровней. Верхушка – это стратегические цели уровня организации, а ниже – цели непосредственно проекта.

Стратегические цели проекта – это цели, достигаемые в долгосрочной перспективе, направленные на достижение миссии и выполнение стратегии компании. К ним привязывать PM не целесообразно. Они служат тому, чтобы увязать цели проекта со стратегическими целями компании, чтобы иметь перед собой долгосрочный ориентир.

Пирамида целей проекта

Продукт проекта – линия водораздела в модели пирамиды. Выше продукта располагаются цели проекта – ради чего мы продукт создали и какие эффекты от него хотим получать. Ниже продукта проекта на схеме пирамиды расположены задачи. Они представляют последовательность действий, выполняя которую, создается продукт.

В настоящей статье кратко рассмотрены проектные задачи и цели. Даны определения этим важным категориям, которые вместе с продуктом дают в совокупности объект управления проектом. Обоснованы ключевые параметры, позволяющие судить о качестве постановки задачи. , принимая на себя ответственность перед заказчиком, только тогда будет доволен своей работой, когда он способен оценить риски недостижения результатов. Благодаря этому решаются задачи и достигаются цели.

Цели и задачи проекта, урока, мастер-класса. Как их написать?

Как поставить цели и задачи урока

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ну не издаёт наше Правительство постановление на эту тему. Значит, остаётся надежда на наших учёных и методистов от педагогики. А здесь картина такая: сколько учёных, столько и мнений. Почти на каждых курсах и семинарах даются рекомендации по целям и задачам урока. То, что это очень важно, и что правильно поставленная цель и подобранные задачи - залог хорошего урока, знают и понимают все. И, в принципе, не важно, в какой форме они сформулированы, но ведь приходится сдавать конспекты уроков на различные конкурсы, парады, отчёты, аттестация, наконец. И вот тут приходится выслушивать критику о "неграмотности" и "методической некомпетентности". Но господа методисты, вы сначала сами договоритесь, а потом придирайтесь!

- цель урока - одна и выражена именем существительным,
задачи - минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.

- цель урока - несколько , выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности. (воспитывать сознательного гражданина России). Задачи - это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.
Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей).
При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока:
- цель обучения (предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний. Обучающая цель должна быть максимально конкретной;
- цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера;
- цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).

Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать:
какая есть проблема? её решение - цель
какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.
Например, дети не участвуют в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах. почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.

А теперь главное:
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ Х 0 = 0

Думаю, пояснять эту формулу нет необходимости.
Источник. metodsovet.ru