Для того чтобы обеспечить качественную работу с информацией, необходимо прежде всего настроиться на быстрое чтение и продуктивное запоминание. Очень часто при работе с различными данными (особенно со скучным и сложным для понимания текстом — с договором, нормативным актом и т.п.) мы изначально настраиваем себя на неэффективность.

Говорим мысленно или вслух: «Как не это хочется читать», «Как все это достало!» . Мы были бы рады заняться чем-то другим, однако приходится разбираться в нудном тексте.

Естественно, такой настрой не способствует эффективному чтению и запоминанию информации. Так что перед началом чтения, в особенности перед проработкой трудных или важных текстов, рекомендую настроить себя на продуктивность. Для этого можно использовать аутотренинг или специальный алгоритм.

Алгоритм активизации внимания

  1. Исключите отвлекающие факторы: установите беззвучный режим в телефоне, попросите коллег или домашних, чтобы они не беспокоили вас в течение определенного времени.
  2. Постарайтесь прогнать посторонние мысли. Для этого можно выполнить непродолжительную медитацию или в течение одной-двух минут концентрироваться на движении секундной стрелки часов. Кстати, это простое упражнение полезно выполнять для развития внимания хотя бы один-два раза в неделю.
  3. Проведите аутотренинг (по желанию). Скажите мысленно или вслух: «Я прочитаю этот текст быстро и внимательно, с максимальной концентрацией. Я активизирую память и запоминаю материал, который мне нужен, в полном объеме».
  4. 4. Прочитайте заголовок текста и ответьте на вопрос: «Что я уже знаю по этой теме?». Таким образом вы активизируете память и не позволяете мыслям переключаться на посторонние темы.
  5. 5. Засеките время (две-три минуты) и просмотрите текст целиком. Не старайтесь читать его последовательно, слово за словом. Выхватывайте отдельные слова и фразы, домысливая остальное. В скорочтении эта техника называется сканированием. Ваша задача на этом этапе — сориентироваться в затрагиваемых темах и структуре текста.
  6. 6. Сформулируйте цель чтения. Зачем вам этот текст? Ответы на какие вопросы вы планируете в нем найти? Нужно ли запомнить или выписать какую-либо информацию? Или, быть может, сравнить ее с уже имеющейся?
  7. 7. Приступайте к чтению. Если вы провели сканирование и формулировку целей правильно, то уже имеете представление о том, какие части текста следует детально проработать, а какие можно прочитать на максимальной скорости или даже пропустить.

Указующий перст

Настрой на эффективное чтение важен, однако это не единственный инструмент для удержания внимания на тексте. Также очень полезно использовать указку. В качестве нее лучше всего использовать карандаш, потому что с его помощью можно делать пометки в тексте.

В Великобритании, СССР, а затем и в России проводились исследования, которые доказали: указка является своего рода физической проекцией внимания. Используя ее во время чтения, мы реже отвлекаемся, лучше усваиваем содержание.

В Японии принято показывать пальцем на то, о чем идет речь во время разговора. Нам подобная практика может показаться странной или даже неэтичной. Тем не менее, это помогает удерживать внимание на предмете обсуждения, а также активнее задействовать визуальный канал для восприятия информации.

Если поначалу вам будет трудно привыкнуть к указке, читайте с ее помощью легкие тексты и лишь затем переходите к более сложным. В следующих статьях цикла «Эффективная работа с информацией» мы познакомимся с некоторыми методами скорочтения. Во время их отработки указка также будет вашим помощником.

Задания

Иногда нам кажется, что для того чтобы получить максимальный эффект, нужно использовать продвинутые методики, внедрять сложные приемы. Однако это не всегда так. И если вы хотите развить свое внимание, выполняйте регулярно хотя бы одно из простых упражнений, приведенных ниже.

«Мой путь». Это упражнение можно легко совместить с прогулкой, поездкой на работу или походом в магазин. Ваша задача состоит в том, что нужно внимательно смотреть по сторонам и запоминать увиденное.

Сейчас вы проходите мимо детской площадки. Раннее утро, поэтому на ней пусто, только бездомная собака обнюхивает скамейку. Дальше вы идете мимо газетного ларька, и рядом с ним уже образовалась небольшая очередь. Потом видите продуктовый магазин - в него с черного хода заносят какие-то ящики… Чем больше деталей вы отметите и запомните - тем лучше.

Важно выполнять это упражнение в течении как минимум трех дней и сравнивать увиденные картины.

Например, завтра, когда вы пойдете тем же самым путем, на детской площадке увидите молодую женщину, которая играет с ребенком. Вместо собаки рядом со скамейкой гуляет кот. У ларька с газетами очереди уже нет, а в магазин по-прежнему заносят ящики. И так далее.

«Мой путь» развивает как внимание, так и память, потому что вы сравниваете увиденное с тем, что наблюдали днем раньше. Сделайте это упражнение своей привычкой, и тогда вы вскоре заметите, что стали более внимательным и наблюдательным человеком.

Теперь ваша задача - внимательно смотреть по сторонам и подсчитывать количество оранжевых предметов, которые встретятся вам во время поездки на работу или прогулки. Старайтесь удерживать в памяти точное число предметов, если сбились - можно начать сначала.

Когда упражнение будет получаться легко, используйте его модификации:

  1. ищите сразу два цвета и ведите счет параллельно;
  2. засчитывайте только предметы одежды окружающих людей выбранного цвета;
  3. выберите два цвета: один ищите в одежде мужчин, другой - у женщин;
  4. замените цвет на форму (круглую, треугольную и т.п.);
  5. ищите один цвет + одну форму;
  6. для развития визуального восприятия подсчитывайте оттенки цвета (не все красные предметы, а отдельно - алые, пунцовые, вишневые и т.д.);
  7. соревнуйтесь с ребенком, супругом, коллегой - кто больше насчитает предметов за время совместной прогулки.

Упражнение, помимо внимания в целом и памяти, развивает такую важную функцию, как избирательность внимания - умение выделять в информационном поле объекты, обладающие определенным признаком. Такая способность очень полезна тем, кому приходится регулярно искать какую-либо информацию в Интернете или книгах.

«Кулачки». Это упражнение хорошо известно на Востоке: его активно используют в рефлексотерапии (метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма).

Сожмите левую руку в кулак, а правую ладонь держите в открытом положении (большой палец прижмите к остальным). Расположите левую руку, сжатую в кулак, перед собой. А открытую ладонь правой руки таким образом, чтобы ее средний палец касался мизинца левой руки.

Затем поменяйте положение рук. Теперь правая рука у вас сжата в кулак, а левая ладонь раскрыта, и средний палец левой руки дотрагивается до мизинца правой. Несколько раз повторите это упражнение, стараясь как будто бы перескакивать вниманием с одной руки на другую. Если у вас это получится легко, ускоряйте темп «перехода».

«Я здесь». Данную технику также называют медитацией внимания. Для ее выполнения не придется садиться в позу лотоса или надолго отвлекаться от текущих задач. Нужно всего лишь 10 раз в течение дня перенести внимание с окружающего мира на свое тело и сказать: «Я здесь!». Лучше делать это вслух, однако можно и про себя - когда вы на работе или в людном месте.

Результат: натренированные память и внимание, а также хотя бы краткое пребывание «здесь и сейчас», к которому стремятся все йоги и люди, занимающиеся личностным ростом.

Тренируйтесь при каждом удобном случае, и результаты не заставят себя ждать. Успехов вам!

Как-то я задумалась, как сделать так, чтобы память работала лучше и не приходилось обращаться к специалистам, чтобы вспомнить самые важные моменты в жизни.

И я поняла, надо задействовать все каналы восприятия – зрение, слух, обоняние, вкус, ощущения, чувства – тогда события будут оставлять яркий след в памяти.

К тому же такие воспоминания – сокровища для души.

Восприятие событий всеми органами чувств позволяют проживать жизнь наполнено, и именно они превращают простые моменты жизни в драгоценности.

В этой статье хочу предложить способы, как развить 5 чувств, улучшить восприятие информации и насытить жизнь новыми эмоциями.

Предлагаю каждый день начинать под девизом: Я открываю этот чудесный мир вокруг!

Необходимо включить внимание и проводить маленькие исследования.

Развитие 5 чувств: 5 простых и эффективных упражнений

1. Развитие зрительного восприятия: порадуйте глаза

Помните выражение «глаз радуется»? Так обычно говорят, когда приятно на что-то смотреть.

Важно радовать себя и расширять свое зрительное восприятие. Это могут быть и не новые вещи, но когда начинаешь осознанно обращать внимания на вещи – их объем, цвет, текстуру, необычность и уникальность – это включает в мозгу реакцию

«ага, сколько разного я вижу» — «видеть – это прекрасно!»

Спросите себя: а что радует мои глаза? На что мне приятно смотреть?

Это может быть и красивый закат, когда солнце светится багрянцем.

И как течет речка, обходя пороги.

И движение колосьев пшеницы на поле.

Кроме этого, чтобы развить зрительное восприятие, замечайте детали окружающего мира:

  • как зовут продавца в магазине,
  • сколько колон у здания, мимо которого проходите на работу,
  • каким рисунком выложена плитка в магазине.

Вопрос в другом: как вернуть радость и весну жизни?

Давайте подумаем, если центр чувственного восприятия – наше сердце, то антенки, которые насыщают его – это наши пальчики, кожа, уши, глаза, нос, язык.

Значит, чем больше мы радуем себя, позволяем видеть и слышать прекрасное, открываем для себя весь спектр вкусов и запахов – тем больше мы чувствуем этот мир, чувствуем себя счастливыми.

Зачем уделять внимание своим чувствам?

Чувства – это то, что составляет опыт души и богатство нашей жизни.

Чувства напрямую связаны с памятью. Чувства — это инструмент души. То, что остается с нами из жизни в жизнь.

Они настолько влияют на нас, что порой тяжело вспомнить детство тем, у кого много боли и переживаний, память блокирует такие воспоминания, работает в качестве предохранителя.

Приятная новость: чувственное восприятие жизни можно вернуть.

Вспомните, что вы любили делать в детстве, и что приносило много радости, веселья и задора?

Окунитесь в детские воспоминания и с детской непосредственностью и азартом исследователя взгляните на мир по-новому.

Хочется напоследок процитировать одного мыслителя:

Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот безконечно продлевает свою жизнь.

П.С. Уверена, вы найдете практическое применение этой информации.

Буду признательна, если поделитесь статьей с друзьями.

Напишите, какое чувство вы будете развивать уже сегодня.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Следи за моим пальцем... И что ты сейчас видишь?" Ученик подошел поближе к пальцу и стал внимательно смотреть. "Да, -- сказал он, -- наконец, я вижу. Палец Мастера грязный".

То, на что мы указываем...

Это то, откуда мы указываем...

Это то, чем мы указываем.

С помощью расширения позиций восприятия мы можем создавать трансформационные точки наблюдения. Иногда для обозначения этого процесса я использую следующий символ: точка внутри круга, которая расширяется в кольцо кругов. Зрительный образ -- это движущийся образ, расширяющийся образ, бесконечный процесс, точно такой же как волна, которая возникает, когда капля дождя падает на поверхность пруда. Символ маленького круга внутри большого круга обозначает способность человека изменять позицию восприятия и буквально расширяться.

Занимая позицию восприятия, которая расширяет нашу возможность обозрения любой проблемы, любого вопроса или любой цели, мы увеличиваем нашу способность эффективно реагировать. Это позволяет нам далее строить следующую эффективную оценку и точку выбора.

Глядя через глаза более широкой перспективы

Давайте посмотрим на некоторые из наших способностей восприятия. Мышление в терминах позиций восприятия является ценным ресурсом для развития у себя поля осознания. Заметьте, что при этом первая позиция восприятия, взгляд на мир из своих собственных глаз, являющаяся нашим обычным способом взаимодействия с миром, представляет собой лишь одну из большого числа возможностей. Вторая позиция, создание своих собственных внутренних визуализаций "как если бы" из глаз другого человека (другой с вами) является еще одной такой возможностью. Мы уже начали и теперь можем продолжать увеличивать наш зрительный "контейнер точек обозрения", двигаясь вовне, к другой точке наблюдения, восприятие из которой становится еще большим, еще более объемлющим и более абстрактным.

Увеличение контейнера точек обозрения предполагает, что в конце концов мы окажемся в состоянии принять такую позицию восприятия, которая содержит в себе все возможные позиции восприятия. В самом деле, идея об "обнимании всеми нами всего всеми возможными способами и во все моменты времени" наталкивает нас на ценную идею универсальной позиции восприятия. Для многих людей это является удивительной идеей, которая необычайно обогащает их доступ к информации. Позвольте себе исследовать эту идею "объятия всего" сначала просто как набор позиций восприятия. Что нужно для того, чтобы это сделать? Вы приглашаете ваш бессознательный ум в путешествие к расширению.

После некоторой практики мы можем быстро научиться принимать разные позиции восприятия и легко переходить от одной к другой. Когда мы учимся переходить в разные позиции восприятия, мы приобретаем гибкость в развитии нашего творческого ума. Теперь мы можем исследовать отдельные аспекты переходов между позициями восприятия. Например, мы можем увеличить слуховую область, двигаясь к глобальным или даже к универсальным "позициям слушания". Мы можем сделать то же самое кинестетически, двигаясь по направлению к глобальной или универсальной позиции "ощущения и чувствования".

Попробуйте исследовать это на примере зрения. Предположим, вы могли бы расширить ваше видение до пределов планеты и потом пойти еще дальше, включив в него всю солнечную систему, нашу галактику и даже больше. Исследуйте, как это будет ощущаться в теле. Представьте себе, какими будут ваши ощущения, когда ваше тело станет гигантским, когда оно станет больше сотни тысяч солнц -- настолько большим, что будет удерживать в себе звезды как микроскопические клетки. У такого огромного тела будет обширное пространство вокруг всех клеток и между ними. На что похоже это ощущение? Это восприятие гигантского тела является хорошо известной практикой тибетских буддистов, позицией восприятия для медитации.

Мышление в терминах позиций восприятия как трансформационный процесс

Чтобы научиться легко расширять восприятие, давайте сначала попробуем попрактиковать эти пять позиций отдельно, -- отмечая, как каждая из них организует наше внимание. Первые три хорошо известны людям, изучающим сознание. И их можно просто называть первой, второй и третьей позициями.

Начнем исследовать расширение позиций восприятия с принятия первой позиции, ощущения вашего текущего взгляда на мир "изнутри". Это -- знакомая территория. В любой момент я могу посмотреть изнутри на другого, сидящего напротив меня за столом. Мы все -- это наш дом, когда надо "смотреть наружу" из своих собственных глаз.

Первая позиция легко распространяется до способности становиться во вторую позицию: я могу в своем воображении перепрыгнуть в ботинки другого и представить себе, как оттуда я смотрю на себя. Обратите внимание на то, как с каждым исследованием развития расширяются способности нашего ума, как они становятся более глубокими и согласованными. Вы можете обратить внимание на то, как вторая позиция помогает создавать раппорт, в особенности тогда, когда вы быстро переходите с одной точки наблюдения на другую; например, из вашей позиции в мою и наоборот. Имея в вас компаньона в совместном предприятии, я могу предполагать некоторое пространство "двойственного единства". Мы оба исследуем и примеряем позиции восприятия друг друга. Способность ума расширяется тогда, когда мы рассматриваем то восприятие, которое постоянно происходит в нас, и то, которое может возникать между нами.

Третья позиция восприятия

Третья позиция восприятия часто называется позицией кинокамеры, или мета-позицией. Мы можем принимать позицию камеры в некотором физическом пространстве, когда выходим за пределы действия, возможно, в позицию "мухи на стене", откуда нам видны все собравшиеся. На встрече мы можем представить себе, что мы сидим на люстре и смотрим сверху на группу людей внизу и на самих себя среди них. Попробуйте это! Как выглядит ваша голова оттуда сверху? Можете ли вы увидеть форму своей головы и вашу прическу? Побудьте в этой позиции некоторое время. Эта зрительная гимнастика позволяет нам раскрепощать наше воображение и практиковаться в "выходе в мета" (что означает "на один шаг вовне"), в более богатую область зрительной, слуховой и кинестетической абстракции, к более широкому восприятию того, что можно видеть, слышать и чувствовать.

С практикой вы будете замечать, что эта третья позиция является многомерной и многофункциональной. Вы можете легко видеть целую группу и можете наблюдать за ней под разными углами. Третья позиция восприятия, если ее принимать в группе, является также интересной и по другим причинам. Третья позиция дает возможность абстрагироваться к более широким и глубоким ценностям, которые пронизывают ваше зрительное восприятие. Можете вы представить себе, как думать через "разум" всей группы? Из этой идеи вытекает фундаментальное понимание того, что происходит, когда мы обобщаем. Можем ли мы принять позицию Общего? Я думаю, что практика работы с третьей позицией быстро расширит вашу способность принимать эффективную позицию тренера с группой. Вы заметите, что это является целью восприятия, которая может дать нам много творческих идей при исследовании направления движения группы и ее целей.

Четвертая позиция восприятия

Эта позиция ведет нас к полезной категории, включающей в себя "обзор во времени". Это легко получается при работе с линиями времени и пространственными маркерами в упражениях по "ритуальному пространству", для которых необходимо примерно шесть квадратных метров пространства на полу. После того, как вы определите и "установите" рамку для "целого", вы можете исследовать любую часть внутри этой рамки.

С помощью упражнений с ритуальным пространством мы можем научиться быстро расширять позицию восприятия. Например, мы можем сформировать позицию тренера и из нее наблюдать за нашей жизнью на линии времени. Используя восприятие лежащей перед нами линии времени, мы можем просить наше бессознательное рассматривать и интегрировать восприятие множества событий из прошлого, настоящего и будущего. После этого мы можем попросить наше бессознательное добавить наши творческие способности, взяв их из разных событий жизни, а затем усилить их. Таким образом мы можем сделать доступным для нашего бессознательного ума многочисленные направления и множественные возможности выбора. Этот новый паттерн "обозрения" можно использовать для того, чтобы сделать наше творческое развитие в любой области более целостным -- как в сквозном, так и во включенном времени развития идей.

Мы можем научиться использовать инструменты четвертой позиции -- линии времени и линии состояний -- для развития способности по осуществлению действий, направленных на достижение целей. Я называю следующее упражнение техникой развития "позиции тренера на линии". Мы можем использовать позицию тренера на линии для того, чтобы интегрировать опыт наблюдения за всей жизнью со способностью эффективно организовывать наши конкретные действия. Нашей целью может быть создание подходящих конкретных действий сейчас. Мы можем использовать четвертую позицию для того, чтобы развить осознание обозрения, видения и немедленного действия, -- и все это одновременно. Это очень важная и полезная способность, поскольку она дает нам расширенные возможности самого разного рода. При подобной визуализации мы совсем по-другому используем наш мозг и наш ум. Каждый из этих уровней является связующей, интегративной системой упорядочения и может придавать более высокий порядок мышлению о полагании целей и их ранжировании.

Пятая позиция восприятия

Пятый порядок идеи о позициях восприятия -- это идея, которую я упоминала раньше: "обнимание всеми нами всего всеми возможными способами и во все моменты времени". Это очень увлекательная работа и она требует некоторых усилий. Здесь мы развиваем у себя в мозгу новую "мышцу" -- одновременную способность как к расширению аналогий, так и к расширению абстракции. При этом мы используем все имеющееся в нашем распоряжении структуры умозаключений, и нам нужно научиться использовать их все вместе. Когда мы играем на фортепиано двумя руками, возникает прекрасная музыка.

Помните -- восприятие не означает лишь зрительного восприятия. Оно включает также слуховой канал и кинестетику. Просто попросите ваше бессознательное подключить эти каналы.

Упражнение "Расширение внимания и развитие творчества"

Развитие расширенного внимания дает нам множественные позиции наблюдения, которые увеличивают наши творческие способности. Все это усиливается еще больше, когда мы направляем наш жест восприятия, нашу "точку" фокуса на то, чтобы она стала "вместилищем ценностей" для более широкого понимания и углубленной мудрости. Мы просим наше бессознательное расширить рамку и включить в нее больше элементов, а также повысить уровень абстракции для того, чтобы включить в него больше ценностей и возможностей для выбора. Мы увеличиваем и масштаб рамки, и уровень абстракции одновременно.

Можете ли вы представить себе, что в контейнере точек наблюдения, который вы держите в руках, выделяются и собираются вместе наиболее мудрые и творческие моменты и идеи в жизни всех людей? Ваше бессознательное с легкостью может представить себе такую возможность. Например, на шкале от одного до десяти попросите ваше бессознательное дать вам цифру, которая определяет вашу текущую способность "удерживать в сознании некоторые важные ценности и идеи". Затем попросите ваше бессознательное увеличивать эту цифру каждый раз на единицу так, чтобы вы могли рассматривать и исследовать возможности для интеграции. С помощью шкалы вы легко можете усилить эту способность.

Для обозначения этого процесса вы также можете создать свое собственное абстрактное символическое представление. Потом этот символ станет вашим якорем для использования такого подхода, способом еще более глубокой работы воображения.

Чем выше уровень абстракции, тем больше рычаг. Мы легко получаем доступ к глубинному смыслу таких символических "сознательных абстракций" потому, что мы естественным образом легко воспринимаем идею расширения саму по себе. Абстракция является домом для бессознательного, она позволяет добавлять "много больше, чем семь" компонентов к развивающейся мечте. Давайте рассмотрим некоторые из следствий этого.

Во-первых, с самого раннего детства мы знакомы со смыслом счета и шкал. Маленький ребенок, который учится считать до ста, останавливается на числе 101 и задумывается, когда видит, что числа продолжаются дальше до бесконечности. Численная бесконечность легко становится моделью для бесконечного расширения восприятия и легко приводит ребенка к самой идее абстракции. Позднее в жизни эта идея абстракции становится главной идеей нашего мышления. Мы делаем это несмотря на то, что редко рассматриваем область абстрактного как некое сингулярное качество, как чистую идею саму по себе. Имея идею о расширении восприятия в применении к ценностям, опыту и знаниям других людей, мы можем начать бесконечно расширяться за свои пределы. Мы можем делать это как с нашей позиции восприятия, так и без нее, с нашей "рамкой понимания". Начните тренироваться со второй позиции. Когда мы действуем так, как если бы мы могли смотреть на мир глазами другого, и думаем о его внутренних ощущениях и комментариях, нам, возможно, удается по-настоящему помогать друг другу изнутри действия, даже если это происходит только метафорически. Теперь сравните эту способность со способностью вечно расширяющейся рамки и сдвигов позиций, и вы сможете развиваться через такие исследования. Таким образом, мы можем постепенно, шаг за шагом, научиться одновременно воспринимать нечто интегративно и отдельно.

Развитие мышления команды

Когда индивидуумы думают о команде или о группе, начинает развиваться их способность думать в терминах целого. Иногда люди думают так в отношении нации. Сейчас, на пороге 21 века, все большее количество людей думает о проблемах так, как если бы они думали от имени всей планеты и всех ее обитателей.

Используя сдвиги позиций восприятия, мы можем стать для группы более эффективным тренером, Имея идею о расширении восприятия в применении к ценностям, опыту и знаниям других людей, мы можем начать бесконечно расширяться за свои пределы. Мы можем делать это как с нашей позиции восприятия, так и без нее, с нашей "рамкой понимания". Начните тренироваться со второй позиции. Когда мы действуем так, как если бы мы могли смотреть на мир глазами другого, и думаем о его внутренних ощущениях и комментариях, нам, возможно, удается по-настоящему помогать друг другу изнутри действия, даже если это происходит только метафорически. Теперь сравните эту способность со способностью вечно расширяющейся рамки и сдвигов позиций, и вы сможете развиваться через такие исследования. Таким образом, мы можем постепенно, шаг за шагом, научиться одновременно воспринимать нечто интегративно и отдельно.

Когда люди привыкают очень внимательно смотреть из первой позиции и одновременно учатся думать творчески от имени целого, то их развитие при этом необычайно обогащается. С другой стороны, людям, которые привыкли принимать позицию восприятия других и исключать себя, очень полезно научиться расширять способность становиться на свою собственную позицию; здесь для определения своих целей и ценностей используется четвертая позиция. Это включает нахождение полезных шагов для своего собственного творческого развития и расширение внутренних навыков, необходимых для осуществления своих собственных проектов.

Я обнаружила, что развитие способности находиться на разных позициях восприятия быстро увеличивает гибкость ума в любых областях -- и, в особенности, способность к познавательному абстрактному картированию. Это та ключевая способность, которая связывает между собой эмоциональные и мыслительные функции нашего мозга. Если в начале жизни людям не удается развить в себе эти способности, то позднее они часто застревают и останавливаются в своем развитии.

Нужно около трех недель ежедневной практики для того, чтобы выработать новую привычку. Практикуйте этот навык разными способами по крайней мере в трех разных видах ситуаций; для этого вы можете развесить у себя дома или на работе записки с напоминаниями себе на зеркалах, на дверях или в других местах. Практикуйтесь в этом навыке каждый день в течение трех недель. Пробуйте практиковаться в слегка напряженных ситуациях, -- таких, как важные деловые встречи или семейные собрания -- так чтобы ваша способность использовать этот навык в разных контекстах постепенно расширялась. Вы быстро обнаружите, что гибкость вашего ума значительно усилилась.

Упражнение по расширению "поля обозрения"

Это упражнение по соединению периферического и сфокусированного зрения в одном поле сознания. Его можно делать как с боковым зрением, так и с периферическими звуками.

На мгновение, где бы вы сейчас ни находились, расширьте ваше периферическое зрение на обе стороны за пределы нормального поля видения в 180 градусов. Попытайтесь расширить ваш приемник зрительного восприятия до такой степени, чтобы он удерживал 190-200 градусов обозреваемого пространства. Вы можете практиковать это, вытянув руки в стороны и шевеля пальцами так, чтобы вам их было еле видно, удерживая при этом свое сфокусированное зрение на каких-либо предметах впереди вас. Теперь, когда ваше зрительное восприятие расширилось на обе стороны, попробуйте расширять ваше зрение к периферии во всех направлениях так, чтобы охватить все пространство комнаты, при этом удерживая свое сфокусированное зрение впереди себя. Продолжайте расширять свое зрительное поле вовне кругами. Представьте себе, как периферическое зрение расширяется за границы доступного вам видимого пространства, на улицы, здания, сады и т.д. Позвольте контейнеру вашего воображения продолжать расширяться. Идите еще дальше -- на десять километров во всех направлениях, на двадцать, пятьдесят, сто... Продолжайте расширять свой приемник поля обозрения до тех пор, пока он не охватит весь земной шар, всю планетарную систему, галактику... Обратите внимание на то "ощущение пространства", которое у вас при этом возникает.

Позиция восприятия и осознание единства

Наша способность к исследованию позиций восприятия приводит к способности осознания единства. Она дает нам силы реально рассмотреть способность к развитию следующего уровня нашего человеческого "бытия". Мы можем сделать живым все то, для чего у нас есть различения.

Исследование мира через сдвиги позиции восприятия позволяет нам направлять наши оценки к "правде", самосогласованности и "глубинным убеждениям" и одновременно расширять и развивать наше восприятие в направлении целостности. Это позволяет нам эффективно оценивать и одновременно интегрировать в себя все богатство того, что мы воспринимаем "на другом уровне абстракции". Наш сознательный ум может "устанавливать рамку внимания" и может "думать о ее представлении", тогда как бессознательный ум просто делает это.

Если мы можем сдвигать позиции восприятия, то мы можем ценить нашу растущую способность к выражению целостности момента. Через сознательное использование внимания мы можем устанавливать метафорические связи с более масштабным восприятием нашей общей целостности. И, по мере накопления практического опыта, мы постепенно начинаем очень глубоко ощущать то, кем мы являемся. Бессознательное прекрасно понимает абстракции. Для того, чтобы Вселенная существовала, нужны наблюдатели.

Мышление в терминах целого: позиция восприятия и память

Итак, предположение при работе с третьей, четвертой и пятой позициями восприятия требует аккуратной практической работы и исследования. Это предположение касается интеграции идеи множественных позиций восприятия с идеей развития "множественного времени". Внутри предположения о том, что мы можем принимать позицию восприятия "целого", содержится идея о том, что мы также можем иметь доступ к памяти "целого". В конце концов, исследование одного момента во времени с точки зрения вневременной перспективы предполагает (просто по абстрактной аналогии), что мы можем допустить существование позиции, где у нас есть доступ ко всей памяти "всех времен". Позвольте себе на мгновение занять эту идею-пространство. Помните, восприятие не означает лишь зрительного восприятия. Оно включает слуховое и кинестетическое осознание, а также восприятие развития и эволюции. Наш мозг многогранен. Очень полезно воспринимать структуру идей под разными углами. Попросите ваше бессознательное просто сделать это включение.

Люди часто удивляются тому, что бессознательному очень легко воспринять идею соединенности с мириадами воспоминаний. Таким образом, используя способности увеличения идеи "как если бы вы могли", оно связывает нас через наши вопросы с обширной системой разума, которая является нашей естественной средой. Через дверь нашего сознания мы можем и далее расширять наши способности классификации к множеству абстрактных систем, от математики до музыки; мне нравится называть это "библиотекой жизни". Предположим, что мы можем создавать объединенное поле осознания и, с помощью практики, делать это на бессознательном уровне. Как и ранее, сознание должно лишь только установить рамку, где мы попросим наше бессознательное расшириться и стать нашим приемником.

Расширение сознания такого рода уже использовалось в духовных практиках в течение многих веков. Это -- медитация такого рода, которая может стать привычкой. Она использовалась многими поколениями мистиков, и сейчас она может служить важным дополнением к способностям нашего воображения.

Я полагаю, что такая практика расширения также дает нам путь к тому, чтобы усиливать наш "абстрактный разум" и систему развития человеческого разума. Можете ли вы начать осознавать себя дизайнером Интернета Разума? А можете ли вы развить способность принимать множественные позиции восприятия как фундамент понимания того, кто вы есть? Эта привычка, как и все привычки, -- от вождения автомобиля до застегивания рубашки, -- требует всего лишь трехнедельной ежедневной практики для того, чтобы стать вашей нормальной способностью. Тогда мы можем соединить способности лидерства и мудрости, которая сопровождает такую позицию обозрения. Затем мы также можем задать вопрос: "Как я могу оживить этот опыт?" А именно: "Где и когда я могу применять это в моей жизни?" А что, если все те системы, для которых мы сейчас создали различения, могут начать жить... прямо сейчас?

Все явления -- это иллюзии. Наша задача как человечества -- это исследовать и понимать, как распознавать и работать с картами в "расширенной системе иллюзий". Для того, чтобы это делать, нам надо сначала придти к состраданию и к способности выйти за пределы личных страданий. Это ведет нас к активному раскрытию того, как мы создаем разум, -- как нечто большее, чем наша индивидуальная концепция того, кто мы есть. Когда мы устанавливаем связь нашей творческой способности с разумом, доступные нам возможности выбора расширяются и к нам приходит мудрость. Мудрость целого есть осознание того, что мы можем сделать живым... если будем практиковаться.

Когда ученики спросили Будду: "Кто ты?", он просто ответил: "Я пробужден". Можем ли мы освоить этот простой инструмент для того, чтобы помочь самим себе пробудиться к нашему большему Я?

Вы когда-нибудь слышали, как говорят в быту носители английского языка? Не преподаватели с хорошо поставленной речью, а обычные люди? Скажем честно, удовольствие сомнительное.

В интернете вы найдете кучу советов, которые помогут вам улучшить восприятие английского языка на слух. Это и просмотр фильмов в оригинале, и прослушивание аудиоподкастов, и оттачивание собственных разговорных навыков. Безусловно, они помогают достичь цели. Но есть и другие способы - о них рассказывает Максим Сундалов, учредитель и руководитель EnglishDom .

Общайтесь с людьми, которые говорят с акцентом

У каждого человека, который говорит не на своем родном языке, есть акцент. Это обусловлено артикуляцией и произношением слов родного языка, которые человек подсознательно переносит на английский.

Коренной англичанин уже по первому вашему предложению скажет, откуда его собеседник родом. Но в этом случае носитель языка нам ни к чему - оставим его в покое. Нам нужны как раз те, кто учит английский как иностранный.

Чем сильнее акцент у говорящего, тем сложнее его понять. Лидерами в плане акцента можно назвать китайцев и индусов. Их родные языки настолько сильно отличаются от английского, что в результате они могут говорить только с дичайшим акцентом.

Общение с таким человеком - отличная тренировка восприятия речи на слух, логики и экстрасенсорных способностей.

    Во-первых, вы должны правильно понять, что говорит собеседник. Из-за акцента это будет непросто.

    Во-вторых, если отдельные слова разобрать не получится, нужно будет подключить логику и воссоздать наиболее вероятное их значение. Для этого нужно не только отличное знание языка, но и умение строить логические цепочки.

Поначалу это будет очень сложно. И придется каждые 2 минуты просить, чтобы собеседник повторил фразу. Но когда вы научитесь свободно понимать собеседника, который говорит с сильным акцентом, то разобрать чистую английскую речь будет проще простого.

Найти собеседника с акцентом можно очень быстро - в интернете есть множество видеочатов, в которых можно пообщаться с иностранцами. Просто выбирайте тех, у которых сильнее акцент, - и тренируйтесь.

Евгения Притула

28 лет, фотограф

«Английский учу уже 3 года. Вышла на уровень Upper-Intermediate, но были проблемы с восприятием на слух. Если медленную и четкую речь разбирала нормально, то в живом разговоре терялась с первого же предложения.

Преподаватель на курсах посоветовал больше общаться с иностранцами в онлайн-чатах. Тут включилась моя «удачливость». За 3 месяца общения я стабильно попадала на индусов, японцев, мексиканцев - да кого угодно, только не носителей языка.

Поначалу это было жестко. Приходилось чуть ли не на пальцах объясняться. Но потом привыкла к акцентам и стала понимать понемногу. И как я не удивлялась, но метод все же сработал. Теперь английскую речь понимаю намного лучше, чем раньше».

Развивайте музыкальный слух

В разговоре на английском нужно сначала услышать собеседника и только потом правильно понять смысл речи. Но когда оппонент говорит быстро и с активным изменением интонаций, все предложения сливаются в одно большое слово, и понять что-нибудь становится затруднительно.

Чтобы лучше воспринимать разговорную речь, нужно развивать чуткость слуха. И делать это лучше всего с помощью занятий музыкой.

Игра на музыкальных инструментах, пение и теоретические музыкальные дисциплины сильно улучшают восприятие звуков. Уши музыкантов воспринимают более широкий спектр звуковых волн и лучше чувствуют интонации.

Музыкальный слух поможет вам улавливать тонкие изменения в интонациях собеседника, которыми человек выделяет окончание слов в разговоре. Поэтому воспринимать даже беглую речь станет намного проще.

Помните, что за несколько занятий музыкой слух не улучшится. Потребуется как минимум полгода, чтобы заметить улучшения. И важно именно заниматься музыкой - самостоятельно или с преподавателем, - а не просто слушать популярные треки в наушниках. Важно, чтобы занятия были в удовольствие - тогда они точно принесут результат.

Виктор Осадчий

32 года, преподаватель школы английского языка EnglishDom

«Я преподаю английский уже 9 лет. И за это время заметил несколько интересных тенденций.

Восприятие на слух и разговорная речь - самые слабые места, которые медленно развиваются почти у всех учеников. Тут уж ничего не поделаешь - нужно много практики. Но я заметил, что ученики, которые занимаются музыкой, нарабатывают навыки восприятия английской речи в 1,5-2 раза быстрее.

Если для рядового ученика нужно минимум 40 часов занятий практикой аудирования, то для «музыкального» зачастую хватает и 20. Результаты получаются почти те же.

В целом ученики с музыкальным слухом лучше проходят любые упражнения с аудированием и лучше понимают не очень разборчивую речь или речь с сильным акцентом».

Повторяйте фразы вслух и записывайте их

Психологи утверждают, что человек воспринимает звук своего голоса намного лучше, чем голоса других людей. Этой особенностью можно пользоваться, чтобы улучшить навыки восприятия английского языка на слух.

Смотрите фильм в оригинале? Повторяйте все фразы главного героя! Читаете книгу на английском? Читайте вслух! Можно даже не всю книгу, а только диалоги между персонажами. Слушаете песню? Подпевайте!

Проговаривать услышанные фразы полезно для восприятия языка. Главное, не делайте этого в людном месте, сидя в наушниках. Иначе кто-то добрый может вызвать докторов со смирительной рубашкой. И объяснять эту технику обучения придется уже им.

А еще следует записать свою речь на диктофон и позже прослушать ее. Гарантируем, восприятие будет сильно отличаться от живого монолога. Но вы ведь знаете особенности своих интонаций, поэтому воспринимать на слух запись своего голоса будет намного проще, чем речь чужого человека.

Думайте на английском

На родном языке мы думаем в несколько раз быстрее, чем говорим. Поэтому распознавание речи проходит практически на автомате - мы не прикладываем для этого почти никаких усилий.

А когда мы изучаем иностранный язык, мы думаем на нем в разы медленнее речи. Многие даже сначала составляют предложение на родном языке, а потом переводят его на английский.

В результате, когда мы слышим беглую речь, мозг просто не справляется с объемом поступающей информации. Поэтому мы можем уловить только отдельные слова или словосочетания - но не весь разговор.

Чтобы мозг понимал речь на английском, нужно ускорить мышление именно на этом языке. Другими словами, больше думайте на английском.

Это проще, чем кажется на первый взгляд.

Мысленно отвечайте на вопросы, ведите с собой диалоги и комментируйте происходящее на английском. Поначалу это будет очень непривычно и неудобно, но уже через месяц мозг привыкнет к обработке информации на английском, и вам будет проще понимать даже беглую речь.

Сергей Рожков

38 лет, дизайнер

«Английский начал учить уже в зрелом возрасте, поэтому он дается мне тяжело. Никак не мог избавиться от привычки строить фразы в уме на русском, а потом переводить их на английский. Да и понимал быструю речь со скрипом.

Начал практиковать упражнение «Мысленный монолог» - это когда сам с собой в уме говоришь на английском. Мозг сильно противился, приходилось заставлять. Постепенно привычка мысленно обсуждать факты или события прижилась - по дороге на работу и с работы постоянно тренируюсь.

Результаты есть - за 2 месяца таких тренировок могу почти без проблем выражать свои мысли на английском и понимать речь даже без субтитров. Отличное упражнение, очень рекомендую».

Обучайтесь на английском

Запишитесь на курс по развитию профессиональных навыков на английском языке. И учите не язык, а совершенствуйтесь в своей профессии.

Если вы дизайнер, освойте новый интересный инструмент или стиль работы. Если программист, узнайте, как сделать интересную фичу на языке программирования, с которым вы работаете. Профессия не важна - важно желание выучить что-нибудь новое.

Этот способ позволяет убить двух зайцев одним выстрелом.

    Во-первых, вы развиваетесь в профессиональном плане. А видеокурсов для развития в любой специальности на английском языке намного больше, чем на русском.

    Во-вторых, вы учитесь воспринимать английский во всей его профильной широте.

Правда, для начала стоит немного подучить профессиональную лексику. В противном случае, половина слов так и останется непонятной.

Далее нужно только смотреть видео и учиться. Не переживайте, если один фрагмент придется пересматривать по 5-7 раз для полного понимания - это нормально. Главное, чтобы вы смогли понять больше 90% всей информации, поданной в видео.

Фишка в том, что при просмотре уроков на профессиональную тему мозг в первую очередь пытается разобраться именно в обучающих материалах. При этом он как бы игнорирует язык, на котором они подаются. Если лектор говорит внятно, то сам язык уходит на второй план. Со временем мозг учится воспринимать на автомате абсолютно любую информацию. А это нам и нужно, ведь так?

Немного выводов

Существует огромное количество способов, которые помогают лучше воспринимать английский язык на слух.

Все еще отлично работает просмотр фильмов в оригинале и прослушивание подкастов, но не зацикливайтесь на них слишком сильно. Не стоит воспринимать язык как набор формальных правил и фигур речи, которые нужно запомнить. Все намного проще и интереснее.

Когда учиться интересно, то и результатов можно достичь намного быстрее. Появляется азарт, с помощью которого можно преодолеть все сложности. А если на этом пути вас сопровождают приятные и понимающие педагоги, то сами звезды благоволят вам в изучении английского. Учитесь в удовольствие, и со временем вы сможете в полной мере понимать даже быструю речь носителя языка. Успехов вам в этом!