Пояснительная записка

В жизни каждого школьника в 9 классе наступает момент, кода он задумывается над вопросом: «Кем быть?». В предпрофильной подготовке происходит самоопределение ученика, относительно профиля обучения в старшей школе. Поэтому данный элективный курс предназначен для изучения в рамках предпрофильной подготовки. Программа рассчитана на 12 часов.

Необходимость введения элективного курса «Практикум по анатомии и физиологии человека в помощь сдающим ОГЭ» обусловлено большим количеством вопросов по анатомии и физиологи человека в КИМах ОГЭ, имеющих практическую направленность.

Этот курс изучается в 9 классе после того, как учащимися усвоены основные теоретические положения анатомии, физиологии и гигиены человека, но практическое применение знаний учащихся – навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты слабо. Программа курса углубляет знания по курсу «Анатомия и физиология человека», позволяет реализовать связь теоретического и практического материала, активизировать познавательную деятельность учащихся в области знаний о физиологических механизмах организма человека, соответствует требованиям экзамена по биологии в 9 классе.

Практикум охватывает разделы курса: «Введение. Ткани организма человека», «Кровь и кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение. Обмен веществ и энергии», «Нервная система».

Проведение практических занятий включает три важных этапа. Во-первых, изучение теоретического материала, связанного с выполнением конкретной лабораторной работы. Во-вторых, само выполнение работы, результаты которой проверяет учитель, и ее дальнейшее оформление. В-третьих, защита выполненной лабораторной работы, которая проводится в форме собеседования или опроса, решения задач и проблемных вопросов, которые используются в ОГЭ. На третьем этапе отрабатываются умения оценивать правильность биологических суждений, проводить множественный выбор, устанавливать соответствие, определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов, включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных, работать с текстом биологического содержания, со статистическими данными, представленными в табличной форме, определять энерготраты и составлять пищевой рацион, обосновывать необходимость рационального и здорового питания. В программу курса включены такие практические работы, для которых не требуется особого оснащения кабинета и сложных медицинских приборов. Особенностью данного курса является групповая работа учащихся. В методических рекомендациях даны ответы к заданиям.

Цель курса: развитие интереса к изучению биологии; углубление и закрепление теоретических знаний; выработка навыков учебного эксперимента, способствующих сохранению здоровья учащихся, успешной сдаче ОГЭ и выбору химико-биологического профиля.

1. расширить и углубить знания по анатомии и физиологии человека;

2. освоить приемы и методы изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;

3. развивать мышление и самостоятельность принятия решений;

4. развивать интерес к непрерывному образованию и самообразованию.

Формы и методы обучения: лекции с элементами беседы; решение задач, проблемных вопросов; работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся; лабораторный практикум; разработка и защита проектов.

Формы контроля:

работа с рисунками, таблицами; решение расчетных задач; постановка и описание опыта, отчеты по лабораторным работам, ответы на вопросы, аналитическое сравнение полученных данных с нормативными. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции, где заслушиваются доклады, рефераты и отчеты учащихся по выбранной теме исследования.

Планируемые результаты:

1.Личностные результаты:

Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение явлений, происходящих в организме, интеллектуальных умений (способность доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Регулятивные: УУД:

Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи;

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем интегрироваться в группу сверстников; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

Умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить связи между строением и функциями органов; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметные результаты:

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения организма человека; овладение различными видами публичных выступлений; соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Раздел: «Введение. Ткани организма человека» (2ч.)

Организм человека как единая целостная живая система. Понятие о тканях, органах, системах органов. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Решение задач на определение группы крови. Иммунитет, его виды. Лабораторная работа 1 Ткани человека. Внутренняя среда организма. Кровь Лабораторная работа № 2. Определение групп крови

2. Раздел: «Кровообращение» (2ч.)

Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота. Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения. Сердце: строение, функции сердца. Автоматия. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Лабораторная работа № 3. Измерение артериального пульса и его классификация Лабораторная работа № 4. Измерение кровяного давления в артериях человека

3.Раздел: «Дыхание» (4ч.)

Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Лабораторная работа № 5. Определение «нормальных» параметров респираторной функции. Формулы и номограммы Лабораторная работа № 6. Спирометрия. Определение ЖЕЛ и составляющих ее объемов Лабораторная работа № 7. Определение тренированности дыхательной мускулатуры Лабораторная работа № 8. Влияние наполнения легких на продолжительность задержки дыхания

4. Раздел: «Пищеварение. Обмен веществ» (2ч.)

Пища, пищевые и питательные вещества. Отделы пищеварительного тракта, их строение, их участие в пищеварении. Пищеварительные ферменты и их действие. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов ЖКТ. Общее понятие об обмене веществ. Значение обмена. Белковый обмен. Понятие о полноценном и неполноценном белке. Углеводный обмен. Жировой обмен. Водно - солевой обмен. Лабораторная работа № 9. Характеристика основных компонентов пищеварительных соков. Влияние желчи на жиры. Лабораторная работа № 10. Основы питания. Составление пищевого рациона

5. Раздел: «Нервная система» (1ч.)

Подразделение нервной системы на отделы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Лабораторная работа № 11. Изменение артериального давления под действием холода

Разбор имени прилагательного как части речи необходимо знать каждому школьнику. Известно, что эта часть речи вносит дополнительные эмоциональные и красочные оттенки в нашу речь, делая ее более богатой и насыщенной. Этот разбор начинают изучать еще в начальных классах, но со временем схема усложняется, и это позволяет сделать более подробный анализ и разбор.

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.

План разбора:

  1. Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
  2. Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
  3. Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
  4. Указать непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль заданного слова.

Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?

После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму . Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.

Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.

Разряды по значению , которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:

  1. Качественное.
  2. Относительное.
  3. Притяжательное.

Относительные указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.

Притяжательные обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.

Качественные дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:

  1. Превосходную.
  2. Сравнительную.

Превосходная степень обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.

Сравнительная степень имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.

Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:

  1. Число.
  2. Падеж.

Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).

Пример морфологического разбора

I. Короткий (хвост) – имя прилагательное . Слово «короткий» обозначает признак предмета. Хвост (какой?) короткий.

Н. ф. – короткий.

II. Морфологические признаки слова «короткий».

Постоянные признаки: качественное, сравнительная степень, полная форма.

Непостоянные признаки: мужской род (какой), единственное число (один), именительный падеж (что? короткий хвост).

III. Хвост (какой?) короткий (определение).

Морфологический разбор позволяет улучшить навыки грамматического анализа слова . Прежде чем приступать к такому виду работы, необходимо изучить грамматическую характеристику данной части речи.

Всегда стоит помнить, что разбирать имена прилагательные можно только в том случае, если они даны в каком-то предложении, так как правильно проанализировать указанное слово без контекста невозможно.

При морфологическом разборе указанное слово, которое чаще всего выделяется цифрой «3», выписывают из текста, не изменяя его. Если оно употребляется с предлогом, то их выписывают вместе, если и предлог относится к имени прилагательному. Если же предлог относится к существительному или другой части речи, то тогда его выписывать не следует. Выполнить такой разбор, изучив грамматические признаки имени прилагательного, будет несложно.

Видео

В этом видео — образец устного морфологического разбора имени прилагательного.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.