Пояснительная записка
В жизни каждого школьника в 9 классе наступает момент, кода он задумывается над вопросом: «Кем быть?». В предпрофильной подготовке происходит самоопределение ученика, относительно профиля обучения в старшей школе. Поэтому данный элективный курс предназначен для изучения в рамках предпрофильной подготовки. Программа рассчитана на 12 часов.
Необходимость введения элективного курса «Практикум по анатомии и физиологии человека в помощь сдающим ОГЭ» обусловлено большим количеством вопросов по анатомии и физиологи человека в КИМах ОГЭ, имеющих практическую направленность.
Этот курс изучается в 9 классе после того, как учащимися усвоены основные теоретические положения анатомии, физиологии и гигиены человека, но практическое применение знаний учащихся – навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты слабо. Программа курса углубляет знания по курсу «Анатомия и физиология человека», позволяет реализовать связь теоретического и практического материала, активизировать познавательную деятельность учащихся в области знаний о физиологических механизмах организма человека, соответствует требованиям экзамена по биологии в 9 классе.
Практикум охватывает разделы курса: «Введение. Ткани организма человека», «Кровь и кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение. Обмен веществ и энергии», «Нервная система».
Проведение практических занятий включает три важных этапа. Во-первых, изучение теоретического материала, связанного с выполнением конкретной лабораторной работы. Во-вторых, само выполнение работы, результаты которой проверяет учитель, и ее дальнейшее оформление. В-третьих, защита выполненной лабораторной работы, которая проводится в форме собеседования или опроса, решения задач и проблемных вопросов, которые используются в ОГЭ. На третьем этапе отрабатываются умения оценивать правильность биологических суждений, проводить множественный выбор, устанавливать соответствие, определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов, включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных, работать с текстом биологического содержания, со статистическими данными, представленными в табличной форме, определять энерготраты и составлять пищевой рацион, обосновывать необходимость рационального и здорового питания. В программу курса включены такие практические работы, для которых не требуется особого оснащения кабинета и сложных медицинских приборов. Особенностью данного курса является групповая работа учащихся. В методических рекомендациях даны ответы к заданиям.
Цель курса: развитие интереса к изучению биологии; углубление и закрепление теоретических знаний; выработка навыков учебного эксперимента, способствующих сохранению здоровья учащихся, успешной сдаче ОГЭ и выбору химико-биологического профиля.
1. расширить и углубить знания по анатомии и физиологии человека;
2. освоить приемы и методы изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;
3. развивать мышление и самостоятельность принятия решений;
4. развивать интерес к непрерывному образованию и самообразованию.
Формы и методы обучения: лекции с элементами беседы; решение задач, проблемных вопросов; работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся; лабораторный практикум; разработка и защита проектов.
Формы контроля:
работа с рисунками, таблицами; решение расчетных задач; постановка и описание опыта, отчеты по лабораторным работам, ответы на вопросы, аналитическое сравнение полученных данных с нормативными. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции, где заслушиваются доклады, рефераты и отчеты учащихся по выбранной теме исследования.
Планируемые результаты:
1.Личностные результаты:
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение явлений, происходящих в организме, интеллектуальных умений (способность доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
Регулятивные: УУД:
Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи;
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем интегрироваться в группу сверстников; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
Умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить связи между строением и функциями органов; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
3.Предметные результаты:
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения организма человека; овладение различными видами публичных выступлений; соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
ПРОГРАММА КУРСА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
1. Раздел: «Введение. Ткани организма человека» (2ч.)
Организм человека как единая целостная живая система. Понятие о тканях, органах, системах органов. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Решение задач на определение группы крови. Иммунитет, его виды. Лабораторная работа 1 Ткани человека. Внутренняя среда организма. Кровь Лабораторная работа № 2. Определение групп крови
2. Раздел: «Кровообращение» (2ч.)
Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота. Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения. Сердце: строение, функции сердца. Автоматия. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Лабораторная работа № 3. Измерение артериального пульса и его классификация Лабораторная работа № 4. Измерение кровяного давления в артериях человека
3.Раздел: «Дыхание» (4ч.)
Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Лабораторная работа № 5. Определение «нормальных» параметров респираторной функции. Формулы и номограммы Лабораторная работа № 6. Спирометрия. Определение ЖЕЛ и составляющих ее объемов Лабораторная работа № 7. Определение тренированности дыхательной мускулатуры Лабораторная работа № 8. Влияние наполнения легких на продолжительность задержки дыхания
4. Раздел: «Пищеварение. Обмен веществ» (2ч.)
Пища, пищевые и питательные вещества. Отделы пищеварительного тракта, их строение, их участие в пищеварении. Пищеварительные ферменты и их действие. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов ЖКТ. Общее понятие об обмене веществ. Значение обмена. Белковый обмен. Понятие о полноценном и неполноценном белке. Углеводный обмен. Жировой обмен. Водно - солевой обмен. Лабораторная работа № 9. Характеристика основных компонентов пищеварительных соков. Влияние желчи на жиры. Лабораторная работа № 10. Основы питания. Составление пищевого рациона
5. Раздел: «Нервная система» (1ч.)
Подразделение нервной системы на отделы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Лабораторная работа № 11. Изменение артериального давления под действием холода
Разбор имени прилагательного как части речи необходимо знать каждому школьнику. Известно, что эта часть речи вносит дополнительные эмоциональные и красочные оттенки в нашу речь, делая ее более богатой и насыщенной. Этот разбор начинают изучать еще в начальных классах, но со временем схема усложняется, и это позволяет сделать более подробный анализ и разбор.
Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.
План разбора:
- Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
- Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
- Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
- Указать непостоянные грамматические признаки.
- Синтаксическая роль заданного слова.
Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?
После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму . Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.
Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.
Разряды по значению , которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:
- Качественное.
- Относительное.
- Притяжательное.
Относительные указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.
Притяжательные обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.
Качественные дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:
- Превосходную.
- Сравнительную.
Превосходная степень обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.
Сравнительная степень имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.
Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:
- Число.
- Падеж.
Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).
Пример морфологического разбора
I. Короткий (хвост) – имя прилагательное . Слово «короткий» обозначает признак предмета. Хвост (какой?) короткий.
Н. ф. – короткий.
II. Морфологические признаки слова «короткий».
Постоянные признаки: качественное, сравнительная степень, полная форма.
Непостоянные признаки: мужской род (какой), единственное число (один), именительный падеж (что? короткий хвост).
III. Хвост (какой?) короткий (определение).
Морфологический разбор позволяет улучшить навыки грамматического анализа слова . Прежде чем приступать к такому виду работы, необходимо изучить грамматическую характеристику данной части речи.
Всегда стоит помнить, что разбирать имена прилагательные можно только в том случае, если они даны в каком-то предложении, так как правильно проанализировать указанное слово без контекста невозможно.
При морфологическом разборе указанное слово, которое чаще всего выделяется цифрой «3», выписывают из текста, не изменяя его. Если оно употребляется с предлогом, то их выписывают вместе, если и предлог относится к имени прилагательному. Если же предлог относится к существительному или другой части речи, то тогда его выписывать не следует. Выполнить такой разбор, изучив грамматические признаки имени прилагательного, будет несложно.
Видео
В этом видео — образец устного морфологического разбора имени прилагательного.
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.