Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) , проф.-тех. уч. заведения. Созданы в окт. 1940 вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) одновременно с ремесленными училищами. Готовили рабочих массовых профессий низшей квалификации: плотников, каменщиков, штукатуров, забойщиков-крепильщиков и т. д. Срок обучения 6 мес. В школы ФЗО принималась в основном сел. молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая нач. образование. Наборы учащихся проходили в порядке мобилизац. призывов. Осн. кол-во уч. времени отводилось на производственное обучение, общеобразоват. подготовка не осуществлялась. Учащихся знакомили с общеполитехн. принципами произ-ва, общетехн. сведениями, осн. понятиями технол. процессов, чтением чертежей и т. д. В окт.-ноябре 1940 было создано 800 школ ФЗО (св. 258,6 тыс. учащихся).

В годы Вел. Отеч. войны школы ФЗО готовили рабочие кадры для оборонной пром-сти. Сокращая уч. время на теоре-тич. обучение и сохраняя полностью программу производств, практики, школы ФЗО осуществляли ускоренные выпуски учащихся за 2-3 мес. В 1940-41 они выпустили св. 645,2 тыс. рабочих, за годы войны - св. 1792,8 тыс. чел. (почти в 3 раза больше, чем ремесл. уч-ща). Школы ФЗО предоставляли учащимся полное гос. содержание, что было особенно важно в условиях воен. времени. В процессе производств, практики юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий и измерит, инструмент для фронта, ремонтировали боевую технику, участвовали в восстановлении разрушенного х-ва.

В нач. 50-х гг. в школы ФЗО стали поступать в основном выпускники школ 7-леток; в связи с этим школы претерпевали серьёзные изменения. По их типу в 1953 открылись школы горнопромышленные, строительные, механизации с. х-ва с 6-месячным сроком обучения. В 1949-54 обучение в школах ФЗО и типа ФЗО продлено до 10 мес. При поступлении в них стали обязательными знания в объёме 7 классов. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. они были преобразованы в проф.-тех. уч. заведения.

Одним из вопросов при изучении истории семьи становится вопрос о том, как тот или иной человек, живя в одном населенном пункте, вдруг оказывается в другом. Многие, конечно, знают это из семейных преданий, от ближайших родственников и так далее. Но как быть тем, кто однажды упустил это из виду, а потом вдруг захотел выяснить обстоятельства, приведшие его предка в совершенно новое место жительства.

Причин, конечно, масса как в советские времена, так и в настоящее время.

Причины перемещения людей по стране

Раньше это было переселение крестьян из Малороссии и центральных губерний страны в поисках свободной земли, столыпинская аграрная реформа, потом пресловутое распределение, раскулачивание, репрессии, отток жителей малых населенных пунктов в города в поисках заработка, грандиозные стройки страны, поднятие целины, насильное переселение лиц немецкой национальности из западных регионов нашей страны, введение спецпоселений и т. д.

Набор в школы ФЗО

Но немногие знают, что в сороковые годы проводился процесс набора юношей в школы ФЗО в рамках обязательной трудовой мобилизации. Вот об этом сегодня и пойдет речь. Я расскажу вам, куда и откуда мобилизовывались подростки.

6 мая 1941 года исполнительный комитет Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся решил следующее: в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП (б) от 22 апреля 1941 года номер 1108 «О подготовке государственных трудовых резервов в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах в 1941 году» обязать городские и районные исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся призвать (мобилизовать) с 5 по 20 июня городскую, колхозную и другую сельскую молодежь мужского пола в возрасте 17 лет в школы ФЗО №№ 1,2,3,4,6,7,8,9,11,12,13,15,18 и в возрасте 16-17 лет в школы ФЗО №№ 5,10,14.

Был утвержден план распределения призывной городской, колхозной и другой сельской молодежи по городам и районам Чкаловской области.

Согласно этому плану определялись районы, из которых шла вербовка молодежи и школы, которым требовалась эта молодежь. Итак, вчитайтесь внимательно, возможно, ваш родственник попал в Орск, Оренбург, Домбаровку и другие населенные пункты именно так.

Орские ФЗО

В школу № 10 нефтепромышленности г. Орска призывались парни из Александровского, Екатериновского, . Школе нужно было 170 человек.

В школу ФЗО № 14 металлистов Орска планировали набрать 155 учеников из самого города и Курманаевского района.

При плане 325 человек школа № 18 ФЗО строительного дела Орска набирала юношей из Асекеевского, Ташлинского, и Мордово-Боклинского районов.

В школу ФЗО № 9 горно-рудной промышленности города Орска мобилизации подлежали жители и Матвеевского районов.

А в школу № 1 строительного дела Орска требовалось аж 760 учащихся, поэтому и география мобилизуемых районов обширна -Бугурусланский сельский район, а также Буртинский, Гавриловский, Грачевский, Державинский, Краснопартизанский, Октябрьский, Мустаевский, Ново-Орский, Пономаревский районы.

В школы ФЗО города Чкалов (Оренбург) также набирали молодежь

В 11-ую железнодорожного транспорта шли работать жители районов Чкалова — Кировского, Дзерджинского, Кагановичского, а в 3-ю строительного дела -жители Чкаловского сельского района, а также Ново-Сергиевского, Переволоцкого, Покровского районов.

Соль-Илецкая школа фабрично-заводского обучения

В Соль-Илецке тоже была своя школа ФЗО № 6 угольной промышленности. В нее призывались мальчишки из Соль-Илецкого, Буранного, Ак-Булакского, Илекского и Краснохолмского районов.

ФЗО ст. Колтубанка Бузулукский район

Школа ФЗО № 15 строительного дела станции Колтубанка распахивала свои двери для юношей города Бузулука.

Медногорск

Город Медногорск и его школа ФЗО № 4 горно-рудной промышленности стала новым домом для мальчишек из Медногорска, Бугуруслана, Саракташского, Кувандыкского, Тоцкого районов.

Кваркено и ФЗО

Из молодежи Кваркенского и районов пополнились ряды школы ФЗО № 12 горно-рудной промышленности Кваркено.

Халилово

А школа ФЗО № 7 горно-рудной промышленности Халилово обрела своих учеников в , Сакмарском, Секретарском районах.

Адамовка

Школа № 8 горно-рудной промышленности Адамовки пополнилась из жителей и Бузулукского сельского районов.

Домбаровка

Школы ФЗО горно -рудной промышленности рабочего поселка Домбаровка набирали учащихся: 13-ая из Домбаровского и Сок-Кармалинского районов, 2-ая из Сорочинского, Троицкого, Шарлыкского районов.

Рассматривая процессы переселения в наш город жителей других населенных пунктов Оренбургской области, я первоначально недоумевала, так как в основном это были жители западных районов нашей области, вставал вопрос, почему они не осели в Оренбурге, например? Но Советский Союз вносил свои коррективы в планы граждан, распоряжаясь их судьбой как своей. Многие из мобилизованных тогда в июне 1941 года уже не вернулись ни в родные села, деревни, ни даже в Орск, Чкалов, Домбаровку, Адамовку, Халилово и другие населенные пункты, куда они призывались в порядке трудовой мобилизации — полегли на полях сражений. Но были и те, кто, пройдя все ужасы войны, все же вернулся. И такие в Орске, наверняка, были. Пришли с войны, встали у станка, проработав на предприятии, ставшем родным, уже до заслуженной пенсии.

Прадед моего мужа родом из Ивановского района Чкаловской области (ныне Красногвардейский район) по данным obd-memorial: obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6521185 .

Был ли его сын и дед мужа в числе мобилизуемых в 1941 году, еще предстоит выяснить, но, по крайней мере понятно, как житель Ивановского района мог оказаться у нас в Орске.

Примечание: не все районы сейчас существуют в тех границах, к которым мы привыкли. Некоторых МО вообще в данный момент в области не существует. На многие такие районы я сделала ссылки в статье. Но про некоторые, например, Екатериновский, Сок-Кармалинский, Секретарский я, к сожалению, еще не писала. Планирую это сделать в дальнейшем.

Омские ремесленные училища, школы ФЗО и ФЗУ в первые послевоенные годы (1945 -1953)

В первые послевоенные годы советское руководство предпринимало значительные усилия для восстановления народного образования в короткие сроки. Без этого восстановления многие направления научно-технического и социального развития испытывали серьёзные трудности.

Во время Великой Отечественной войны здания учебных заведений и учреждений культуры нередко были заняты под госпитали и эвакуированные предприятия. Предстояло в кратчайшее время вернуть в эти здания образовательные учреждения. В первую очередь это касалось школ, поскольку училища по подготовке рабочих активно задействовались для выпуска продукции для фронта. Тем не менее, и здесь стояла задача модернизации училищ, повышения качества преподавательской работы, повышения производительности труда учащихся на подведомственных предприятиях, улучшения бытовых условий в общежитиях.

Подготовка кадров молодых рабочих приобретало особо важное значение в связи с желанием эвакуированных рабочих возвратиться в родные города. Это касалось и Омска, где даже были зафиксированы побеги с предприятий (хотя за это тогда полагалась уголовная ответственность).

Омские городские власти уделяли подготовке молодых рабочих большое внимание. Основная их подготовка шла через ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и, в меньшей степени, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Стоит напомнить о специфике этих учебных заведений.

Ремесленное училище (РУ) - профессионально-технические учебные заведения в СССР в 1940-1950-е гг. по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и др. Они были организованы в 1940 году из школ фабрично-заводского ученичества в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 г. для подготовки квалифицированных рабочих. В них обучалась молодёжь 14-17 лет, как правило, с 7-летним образованием. Обучение длилось в основном 2;3 года. Учащиеся находились на государственном обеспечении. В 1959 г. РУ преобразованы в профессионально-технические училища.

Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) - низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали в 1940;1963 гг. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.

В эти школы принималась молодёжь 16-18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. (С 1955 г. - с начальным образованием и выше). Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет.

В 1949 г. школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 г. школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года - в 2-годичные строительные училища. В 1959-1963 гг. наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.

Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3-4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930-1939 гг. обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5;2 лет. В 1940 г. большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.

В соответствии с пятилетним планом (1946-1950) Главтрудрезервы для Омской области планировали подготовку молодых рабочих массовых профессий через школы ФЗО за 5 лет на уровне 20 тыс. человек. Доведя подготовку до 7 тыс. в год в следующей пятилетке. Подготовка квалифицированных рабочих через ремесленные училища за 5 лет должна была составить 16 тыс. человек (до 5,5 тыс. рабочих в год). Общее число подготовленных кадров рабочих планировалось увеличить в 3,5 раза, а по училищам - в 4 раза. Значит, надо было значительно расширить сеть училищ, строить новые, обеспечивать их общежитиями, оборудованием. Это могло быть достигнуто лишь при поддержке крупнейших омских предприятий.

Омские заводы и фабрики были заинтересованы в развитии профтехобразования, т.к. в ремесленных училищах выпускались для них не только кадры, но и разнообразная продукция: токарные станки и патроны (РУ № 1), пневматические молоты, машинные тисы, напильники (РУ № 2), оплёточные станки, электромоторы (РУ № 3) , сверлильные станки (ЖДУ № 1), а также разнообразный инструмент, запчасти к тракторам и сельхозмашинам.

Уделялось внимание и улучшению бытовых условий и, особенно, питанию учащихся. Один из путей этого виделся в ведении собственного сельхозпроизводства. К этому времени училища и школы ФЗО имели до 200 голов скота, располагали своими тракторами, семенами, но этого было недостаточно, использовалось нерационально. Ставилась задача об отведении земли вблизи города или передаче училищам одного из пригородных совхозов.

Омская периодика и архивные документы позволяют нам получить представление о ремесленных училищах и школах ФЗО той поры. Учащиеся принимались с образованием не ниже 4 или 5 классов. Срок обучения зависел от профессии (от 4 месяцев до 1,5 лет). Как правило, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой и общежитием, но были училища, не имевшие общежитий.

Например, профтехшкола металлистов готовила слесарей бытового ремонта. Обучение составляло 1,5 года. Мукомольная школа ФЗУ при кировском мелькомбинате «Главмука» принимала лиц не моложе 16 лет с образованием не ниже 5 классов. Готовила обойщиков, вальцевых и рассевных. Срок обучения - 4 месяца. Стипендия составляла 116 руб. в месяц. Школа ФЗУ при обувной фабрике № 1 (ул. Подгорная 18) принимала учащихся не моложе 14-ти лет с образованием не ниже 4-х классов. Школа ФЗО при кордной фабрике готовила тростильщиц, крутильщиц, банкаброшниц и ватерщиц. Принимались девушки 16–18-ти лет с образованием не ниже 4 классов. По условиям приёма каждый поступающий должен иметь паспорт, справку об образовании и состоянии здоровья. Общежития не предоставлялось, но обеспечивались питанием и спецодеждой.

Наиболее престижными считались ремесленные училища, связанные со сложной техникой. Здесь учащиеся активно трудились, имелся свой трудовой план. Ремесленное училище № 1 освоило серийный выпуск токарных винторезных станков марки Т-4, токарных патронов, тисов, режущего инструмента. Ремесленное училище № 2 выпускало пневматические молоты ПМ-50 весом до 2,5 тонн, машинные тисы, напильники, ножовочные полотна, множество инструментов. Не менее ценную продукцию выпускало ремесленное училище № 3: оплёточные станки, электромоторы малой мощности. Училища и школы ФЗО имели свой план, который систематически перевыполнялся. В 1946 г. он был перевыполнен по выпуску электромоторов - на 50 %, по сверлильным станкам - на 40 %, по машинным тисам - на 20 %.

Социально-бытовые условия в ремесленных училищах в первое время после войны были тяжёлыми, но постепенно улучшались. Особенно это касалось тех училищ и школ ФЗО, которые напрямую сотрудничали с крупными заводами. В 1949 г. в газете было опубликовано письмо сельского жителя И. Черемнова, который посетил своего сына, учащегося школы ФЗО № 4 при машиностроительном заводе. Отец остался очень доволен условиями учёбы и быта его сына, и благодарил за это дирекцию школы. Несмотря на цензуру, в прессе немало публиковалось и критической информации бытового характера, поэтому это письмо всё-таки вызывает доверие. Тем более, что многие селяне материально жили хуже горожан.

Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО активно занимались спортом и в кружках художественной самодеятельности. По мере укрепления материальной базы возможности училищ росли. Многие училища имели свои хоры, духовые оркестры, драматические кружки. Областное управление Трудовых резервов (оно ведало всеми подобными училищами) проводило смотры художественной самодеятельности и лучшие воспитанники награждались призами.

Ремесленные училища и школы ФЗО в тот период были самыми массовыми формами профтехобразования. И они сыграли огромную роль в восстановлении народного хозяйства страны. Кроме того эти училища дали путёвку в жизнь многим детям войны. Сегодня стоит вопрос о возрождении профтехобразования, которое в постсоветское время (как и многие другие сферы общества) понесло огромные потери.

Библиографический список

1.См. подробнее: Сизов С.Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1946 – март 1953 гг.): монография. - Омск: СибАДИ, 2012.- 252 с., ил.
2.Таланкин В. Готовить кадры молодых рабочих // Омская правда. – 1946. – № 76. – 13 апреля. – С. 3.
3.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 51. – 10 марта. – С. 4.
4.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 25 – 3 февраля. – С. 4.
5.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 58. – 20 марта. – С. 4.
6.Объявления // Омская правда. – 1949. – № 89. – 8 мая. – С. 4.
7.Продукция ремесленных училищ и школ ФЗО // Омская правда. – 1946. – № 70. – 6 апреля. – С. 4.
8.Черемнов И. В гостях у сына // Омская правда. – 1949. – № 63 – 1 апреля. – С. 3.
9.Кораблёв А. Самодеятельность воспитанников Трудовых резервов // Омская правда. – 1950. – № 71. – 9 апреля. – С. 3.

Проект «Шли девчата по войне»,

посвящённый ученицам школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, которые заменили ушедших на фронт работников фабрик и заводов.

Класс: 7 «Б»

Учитель:

Задача проекта - создание экспонатов для школьного музея. В музее действует экспозиция, отражающая жизнь семьи и детей в условиях войны. Мы решила пополнить её платьем, сшитым по моде 40-х годов и подборкой материалов об условиях жизни и труда подростков 14-17 лет.

Актуальность : Так как уходит из жизни последнее поколение, пережившее войну, достоверные знания о прошлом безвозвратно исчезают. Собранные сегодня сведения донесут до нас и следующих поколений правду об исторической действительности. Через несколько лет мы уже не узнаем то, что могли узнать сегодня.

Приступая к проекту, мы имели очень смутное представление о жизни подростков в годы Великой Отечественной войны. Однажды в классе была проведен классный час на тему «Жизнь подростков в годы войны», на котором мы узнали, что подростки с 12 лет не учились, а работали на заводах в госпиталях, одевались в лохмотья, питались хлебом, которого не хватало.

Мы провели исследование условий бытовой жизни и труда девушек в возрасте 14-17 лет.

В проекте используются цитаты из воспоминаний ветерана трудового фронта Агутиной Татьяны Павловны, которые ранее нигде не публиковались.

Из собранных материалов мы узнали, что к началу войны в Советском Союзе сложилась следующая система образования:

Дети, закончившие 7 классов , могли продолжить обучение в школе или поступить в ремесленные и железнодорожные училища, где обучались 2 года рабочим профессиям. Дети, не закончившие 7 классов, могли поступить в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) со сроком обучения 6 месяцев

Но 1 сентября 1941 года учебный год не начался, так как часть учителей была призвана в армию, часть направлена на работу на оборонные предприятия.

10 сентября вышло Постановление ГКО (государственный комитет обороны), согласно которому учащиеся 1-6 классов должны быть эвакуированы, для учащихся 7-8 классов не особо нужных производству, должна быть организована учёба, а все учащиеся 9-10 должны быть направлены на производство, за исключением неспособных к труду. Для желающих учиться должны быть организованы вечерние занятия.

Таким образом, предположение о том, что все дети работали, а не учились, не подтвердилась.

Ремесленные училища и школы ФЗО во время войны комплектовались не только добровольно, но и принудительно. Это подтверждается во воспоминаниях ветеранов Агутиной Т. П, и др. Мобилизация в училища проводилась по всей стране.

С 1-го дня учеников ставили к станку, где они работали по 8-12 и даже 17 часов.

Дисциплина на производстве была очень строгой. Опаздывать на работу и тем более прогуливать было нельзя. Но из-за тяжёлых условий были случаи побегов. Сбежавших снова возвращали на производство. В случае невозвращения судили и сажали в тюрьму, как дезертиров.

Численности девочек - учащихся ФЗО и ремесленных училищ на продолжении военных лет росла.

Ученики получали за свой труд заработную плату и питание в заводской столовой. Судя по воспоминаниям многих ветеранов, питание было скудным. Многие ученики действительно голодали, хотя и получали горячую пищу. Вот воспоминания. бывшей ученицы ремесленного училища г. Пензы: «На завтрак мы получали жиденький супчик, в котором вместо мяса плавают 3 овсянки, на обед тот же супчик и 2 ложки овсяной каши, на ужин опять супчик Хлеб мы получали кукурузный, по 700 г. на весь день. Кукурузный хлеб тяжёлый, порция в 700г по размеру чуть больше куска хозяйственного мыла. Пока идёшь домой, потихоньку его отщипываешь, смотришь – а есть уже нечего».

Подростки поднимались в пять утра, ели баланду с хлебом, потом шли пять километров до карьеров. Обуты ребята в рваные бахилы на босу ногу, из бахил торчат красные, как у гусей, пальцы. И весь день на карьерах они грузят в вагоны торф, а вечером – та же миска баланды – и спать. Но в некоторых случаях питание было неплохим (воспоминание Уваровой А. В) и для учеников, потерявших родителей, это был единственный источник существования.

Во многих городах зимой не было отопления, и ученикам приходилось жить и работать в нетопленых помещениях. Вот как описывает своё жилище: «Нас поселили в землянке, а точнее в бывшем овощном складе. Он был огромный, поделённый на отсеки. В каждом отсеке стояло по 10 двухъярусных кроватей, несколько тумбочек и табуреток, стола не было. На кровати матрац, тоненькое войлочное одеяло, подушечка. Помещение было сырым и холодным, отапливалось «голландкой». Топили её мокрыми опилками, от которых было не столько тепла, сколько дыма. Чтобы просушить и согреть своё бельишко, девочки перед сном клали его под себя. Я спала на верхнем ярусе, и после очередного дождя на меня капала вода».

Понятие моды в молодёжной среде существовало. Одежду шили и перешивали сами или заказывали у портних. Рассказывает: «Одежду шили и перешивали из того, что было. Моя старшая сестра работала в ателье и присылала мне сшитые из остатков платья и блузки, и даже пальто. По моде того времени платья были «в талию», с поясками. Воротнички шили круглые, отложные. Рукава «фонарик», с плечиками. Кофты тоже вязали сами. Сестра связала мне короткий жакетик в талию. Вязка была очень ровная, и подружки не верили, что это связано вручную».

Гипотезу о лохмотьях не подтвердила и бывшая ученица ремесленного училища Владимирская обл ." href="/text/category/vladimirskaya_obl_/" rel="bookmark">Владимирской области Уварова хорошо помнит своё крепдешиновое платье в горошек, которое она заказывала у эвакуированной портнихи.

Чтобы разработать модель платья для музея, мы провели дизайн-анализ 53-моделей из журналов мод 1942г. На основе этих данных под руководством учителя технологии разработали модель и выкройки платья для музея. Ткань подобрали в горошек, популярный в то время.

Я надеюсь, что это платье и собранная подборка воспоминаний помогут установить незримую связь моих сверстников с уходящим от нас поколением мужественных девчат, которые достойно прошли испытания военных лет.

Проект может продолжить любой ученик, заинтересованный в сохранении памяти о великом подвиге советской молодёжи. Ведь каждый новый экспонат музея откроет ещё одну страницу жизни, расскажет о непростых судьбах людей, подаривших нам жизнь.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе . Готовили рабочих массовых профессий для строительства , угольной , горной, металлургической , нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения 6 месяцев.

В 1949 году школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 году школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года - в 2-годичные строительные училища.

В −1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.

За время существования школ ФЗО было подготовлено около 6 млн рабочих.

См. также

  • Школа фабрично-заводского ученичества (школа ФЗУ)

Напишите отзыв о статье "Школа фабрично-заводского обучения"

Примечания

Литература

  • БСЭ . Народное образование в СССР. 1917−1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967.

Отрывок, характеризующий Школа фабрично-заводского обучения

Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?