История образования в России

Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. Школы открывались в столицах княжеств и при монастырях. В школах обучали грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве открылась первая школа для женщин ]

О распространенности образования и грамотности населения в Древней Руси говорят берестяные грамоты и граффити на стенах.

Первым высшим учебным заведением стала в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. В XVIII веке были созданы первые российские университеты - Академический университет при Петербургской Академии наук (1724 год) и Московский университет (1755 год). С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Началом государственного женского образования стоит считать 1764 год, когда был основан Смольный институт благородных девиц, при котором в следующем году открылось отделение для „мещанских девиц“, готовившее гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.

В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.

В начале XIX века система образования в России претерпела изменения. По уставу 1804 года образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства .

Были созданы учебные округа во главе с попечителями, систему образования округа возглавлял университет.

При Николае I после восстания декабристов образование стало более консервативным. Школы были выведены из подчинения университетам и напрямую подчинены попечителю учебного округа, назначаемого Министерством народного просвещения. Частные учебные заведения были закрыты или преобразованы для большего согласования их учебных планов с учебным процессом в государственных училищах и гимназиях. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения

В ходе реформ Александра II при университетах стали создаваться высшие женские курсы - организации, дающие для женщин образование по программам университетов (хотя высшим образованием это еще назвать нельзя). Первые такие курсы были открыты в 1869 году. Статус высших учебных заведений высшие женские курсы получили лишь незадолго до революции 1917 года. В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).

В 1863 году университетам была возвращена автономия, отменены ограничения на прием студентов. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы)

После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР.Частные учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет „О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР“ от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

В 1923 году совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР была введена плата за обучение в старших классах школы и вузах. От платы освобождались некоторые категории граждан - военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, государственные стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за обучение не взимается в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах Плата за обучение сохранялась до 1950-х годов.

Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учебы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Алиса Резникова

Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность - выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

1. Образование

Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

2. Опыт работы

Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский - родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем - это простое решение всех проблем.

3. Честность и профессионализм


giphy.com

Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

4. Вовлечённость

Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч ! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

5. Программа обучения

Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача - найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

6. Специализация

В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык - английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

7. Цена

Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

8. Сроки

Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

9. Результаты

Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.giphy.com

Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей - вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым - норма общения такого преподавателя.

11. Любовь и ненависть

Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

Здравствуйте, мои дорогие читатели.

Сегодня наша тема - «разговорный английский для детей» - ведь это проблема, с которой сталкивается каждый родитель, желающий, чтобы его ребенок с как можно более раннего возраста знал язык. А проблема эта существует еще и потому, что - как мы давным-давно знаем - в школе не учат разговаривать на английском языке.

И чтобы не корить себя потом вопросом, почему же я понадеялась на школу и не взяла все в свои руки, к тому моменту, как моя дочка достигла подходящего возраста, я уже была наготове! Мы ежедневно занимались и как результат, к 5 годам моя малышка уже заговорила на английском.

И вы тоже можете научить этому своих деток!

Поэтому сегодня у меня для вас есть 10 способов поставить разговорную речь своего малыша. Самый интересный для него метод - это, конечно же, игра. В игровой форме дети способны запоминать в несколько раз больше информации, чем при обычном чтении или рассказе.

Ну что, начнем?

  • Рассказы-пересказы.
    Суть в том, что взрослый тихо рассказывает малышу небольшую историю. Затем ребенок пересказывает ее другому человеку и так по цепочке. Как и следует ожидать, к концу история станет совершенно другой. И когда взрослый рассказывает оригинал, каждый понимает, что за испорченный телефон у них получился.
  • С каждого по «нитке».
    Придумывайте вместе истории. Путь каждый добавляет по предложению к словам предыдущего человека. Так в веселой форме малыш перестанет бояться говорить и будет использовать свои запасы слов. Упрощенным вариантом этой игры является просто перечисление слов по порядку, количество которых растет с каждым новым ходом.
  • Говорящие рисунки.
    Рисовать любят практически все. Так давайте это делать. Например, пусть малыш нарисует еду, которую он любит, или членов его семьи, или историю, как он съездил к бабушке летом - что угодно.
    Это делает каждый. Затем, если это группа малышей, они делятся по парам и рассказывают друг дружке, о чем нарисовали. А после, чтобы закрепить все еще разок, они должны рассказать, что узнали о своем друге. То есть малыши попрактикуются и в собственном рассказе, и в пересказе .
  • Поставьте сказку.
    Маленькие детки любят имитировать и притворяться. Так пусть они сыграют какую-нибудь Дайте им слова и роли - пуcть практикуются.
  • «Картошка»
    Берите в руки мяч и бросайте друг другу с предложениями на английском. Можете видоизменить игру с историей и на каждый бросок мяча добавлять свое предложение.
  • +1.
    Придумывайте по очереди предложения. Например:
    House…
    My house…
    My house is big…
    My house is big and warm…
    И так пока не иссякнет фантазия. Азарт заставляет вспоминать даже самые пассивные слова из своего запаса.
  • Истории по картинкам.
    Разложите перед ребенком несколько картинок. Например, лес, животных, семью и т.д. И попробуйте вместе с ним придумать историю по этим картинкам. Путь ваш малыш придумывает максимальное количество возможных предложений.

Какие бы игры и занятия вы ни использовали с вашими детьми, карточки с яркими картинками будут всегда помогать достигнуть результата быстрее. Поэтому всем родителям я сразу даю совет: приобретите карточки . Ваш ребенок заговорит мгновенно!

  • Мультики.
    Посмотрите какой-нибудь , и пусть малыш ответит на ваши вопросы, или попробует пересказать его.
  • Крокодил.
    Очень известная игра, которую вы можете немного изменить. Только пуcть малыш не безмолвно показывает слова, а, наоборот, описывает их. Естественно, не на русском. А вам уже придется отгадывать, что же это за страшное слово такое!

  • Шарады.
    На стикере пишется слово (человек, предмет, животное и т.д.) и стикер клеится на лоб. Нужно угадать, что там написано, путем наводящих вопросов.

Ну что, готовы уже начать играть со своими малышами?

Но не все так просто. На одних играх многому не выучишься. Вот вам еще

несколько важных моментов

Без учебника - никуда.
Да, придется поработать и с . Не берите сразу десяток книг, выберите что-то одно, что на ближайшее время станет опорой в изучении языка. Это может быть, например, учебник Людмилы Белиной «Разговорный английский для детей» .

Учите воспринимать на слух.
То, что мы слышим, нам легче всего воспроизвести. Устраивайте ребенку как можно больше аудиопрактики: слушайте , смотрите мультики - лишь бы у него формировалось правильное слуховое восприятия для последующего воспроизведения. Тем более сейчас, когда это можно делать онлайн и бесплатно.

Учите фразы.
Естественно, не выучив какие-то базовые фразы, не ожидайте, что ваш ребенок просто так заговорит. Прежде чем начать говорить с ним - выучите лексику из этой темы. Вот вам некоторые самые интересные фразы, с которых можно начать деткам до 10 лет.

Вот и все, мои дорогие.

Надеюсь, что ваши малыши вскоре «затрещат» на английском языке. Делитесь своими результатами и задавайте вопросы в комментариях.

А пока — пока!
До новых встреч.

У каждого человека, желающего выучить язык, возникает вопрос: «По какой методике надо учиться?». Сейчас на рынке есть огромное количество курсов и репетиторов, которые предлагают свои услуги. И каждый из них обучает по своей методике, утверждая, что именно она является самой эффективной.

К сожалению, большинство методик такими не являются. И вопреки обещаниям, изучение языка растягивается на несколько лет и не дает нужных результатов. Как же избежать разочарований?

Сегодня мы поговорим о 5 основных методах обучения английскому языку и посмотрим, какие результаты можно получить, занимаясь по ним. В итоге вы поймете, какая методика вам подойдет лучше всего.

1. Специальные методики (25 кадр, гипноз, ассоциации, песенки)


Очень много людей хотят выучить английский быстро и легко. В связи c этим на рынке услуг появились довольно необычные методы, обещающие поразительные результаты, при этом не требующие особых усилий.

Как построены занятия?

Это, конечно, зависит от того, какой способ обучения вы выберете. Например, обучение по методике 25 кадра осуществляется с помощью просмотра видео. Однако, у всех таких занятий есть общая черта: не нужно прилагать усилия и уделять много времени на изучение языка.

Какова эффективность?

Легких методов изучения языка нет. Все эти методики не являются эффективными. Много вы встречали людей, которые могут вам сказать, что выучили английский с помощью 25 кадра?

Возможно, вы сможете запомнить какое-то количество слов. Однако, использовать язык, то есть писать и говорить на нем, грамотно строить предложения, понимать собеседника, они вас не научат.

Каков результат?

Вы сможете выучить некоторое количество слов. Но обещанного «волшебного» результата вы не получите.

2. Классическая методика обучения английскому

Помните её? Именно по такой методике всех нас обучали в школе, университете и на многих курсах.

Как построены занятия?

Основное внимание на занятиях направлено на изучение теории английского языка. Этому уделяется до 90% времени урока. На занятиях студенты читают рассказы, переводят их, делают письменные упражнения, слушают аудио и иногда смотрят видео-уроки. Разговорным навыкам уделяется около 10% времени урока.

Какова эффективность?

Эффективность данной методики многие оценили на себе. После обучения человек может писать, читать, переводить и знает правила в теории.

Но учить английский таким методом - то же самое, что учиться ездить на машине, изучая строение двигателя, при этом не садясь за руль. Ведь потом, когда человек сядет за руль, он не сможет поехать.

После обучения по классической методике, столкнувшись с иностранцем, вы поймете, что, если вы и можете понять его, то ответить и сформулировать свои мысли вам не под силу.

Каков результат?

Данная методика может дать вам только теоретические знания, но разговаривать на языке вы не сможете . Важный момент: вся теория без практического применения забывается очень скоро. Именно поэтому люди почти ничего не помнят, делая перерывы в обучении на длительный срок.

Сколько нужно учиться?

Это напрямую зависит от вашей цели. Обычно прохождение одного уровня занимает от 6 месяцев. Обучение с начального уровня до уровня intermediate займет примерно 2,5 года.

3. Занятия на компьютере с помощью специальных программ

Этот метод очень похож на классический. Отличие лишь в том, что учебники и преподаватель заменяются компьютером и программами.

Как построены занятия?

Во время занятий вы работаете за компьютером:

  • читаете и переводите;
  • выполняете упражнения;
  • проходите тесты на закрепление теоретических знаний;
  • смотрите обучающие видео;
  • учитесь понимать речь на слух с помощью аудио.

Разговорному навыку внимание также почти не уделяется.

Какова эффективность?

Так же, как и в классическом методе упор делается на изучение теоретической части. Если вы хотите научиться говорить, то надо понимать, что задания на компьютере и просмотр видео не научат вас этому. Поэтому столкнувшись в реальной жизни с английским языком, вы поймете, что не можете высказывать свои мысли на английском и правильно формулировать предложения.

Каков результат?

Вы будете знать теорию, понимать, что вам говорят, но говорить сами на языке не сможете.

Сроки получения результата:

Ваше обучение может растянуться на много лет. К тому же, если вы работаете за компьютером самостоятельно, то обучение будет проходить медленнее, чем с профессиональным преподавателем. Так как только преподаватель может доходчиво объяснить материал, исправить и объяснить ваши ошибки, при необходимости помочь в чем-то разобраться.

4. Погружение в языковую среду


Этот метод раньше считался единственным способом заговорить на английском языке. Появилось такое утверждение благодаря классической методике обучения. Ведь люди учили только теорию, почти не тренируя разговорный навык. А за рубежом они наконец-то начинали говорить и получали результат.

Как построены занятия?

Обучение проходит за рубежом. Занятия проходят утром-днем, а вечером у вас есть свободное время.

На занятиях вы:

  • Разбираете теорию;
  • Делаете письменные упражнения;
  • Много говорите на английском;
  • Обсуждаете различные темы.

Стоит заметить, что русская речь на таких занятиях полностью отсутствует, все уроки проходят на английском языке.

Какова эффективность?

Такая форма обучения включает в себя огромное количество разговорной практики. Вы говорите на английском не только на занятиях, но и в свободное время, полностью погружаясь в английский. Соответственно, обучение очень результативно. Но и тут есть свои минусы.

1. Этот метод подходит людям с уровнем владения языком не ниже intermediate. Для начинающих - это будет большой стресс. Они просто не смогут понять, что им объясняют. Тут никто не будет объяснять правила на русском языке.

2. Цена обучения за рубежом обычно в 3-7 раз выше, чем обучение на курсах в Москве. Помимо этого надо учитывать расходы на еду и досуг.

Подробнее о том, в каких случаях эта методика является наиболее эффективной, читайте .

Каков результат?

Для людей с высоким уровнем владения английским, бесспорно, этот метод даст отличные результаты: человек точно научится выражать свои мысли и думать на языке, увеличит словарный запас и улучшит произношение.

Сроки получения результата:

Конечно, первые результаты можно получить уже после 1-2 недель занятий. Но чтобы достичь видимого результата вам потребуется обучение: от месяца и больше. В этом случае вы заметно улучшите свой английский.

5. Коммуникативная методика обучения английскому

Эта методика пользуется огромной популярностью на сегодняшний момент. При этом существует много якобы "коммуникативных" методик, которые ими не являются.

В этому пункте мы разберем методику нашего курса, которая называется ESL (English as a Second Language). Это позволит вам понять базовые принципы, которые лежат в основе всех настоящих коммуникативных методик.

Как построены занятия?

Занимаясь по этой методике, человек начинает говорить на английском с первого занятия. И это не зависит от того, какой уровень владения языка у студента. Естественно, для начинающих, берутся совсем простые темы и базовые правила, которые отрабатываются на занятиях.

80% времени занятия отведено именно на практическую часть и 20% - отдается теории. Нет никакого смысла учить много теории и не пользоваться ей. Ведь важно не только знать, но и уметь применять эти знания на практике.

Например, студенту объясняется время Present Simple. Преподаватель рассказывает, в каких случаях мы используем это время и как оно образуется. А дальше студенты с помощью специальных разговорных упражнений закрепляют эту теорию на практике. Дома все студенты обязательно делают домашнюю работу.

Какова эффективность?

Отрабатывая каждый кусочек пройденной теории на практике, человек учится применять все эти знания. Все правила раскладываются в голове по полочкам и отлично запоминаются.

Каков результат?

Обучаясь по коммуникативной методике, вы не только поймете всю теорию, но и научитесь читать, писать, говорить и думать на английском языке.

Сроки получения результата:

Если вы начинаете учить английский с 0, то:

  • 1 месяц обучения нужен, чтобы начать говорить.
  • 6 месяцев нужно, чтобы достигнуть уровня pre-intermediate (цель - английский для путешествий).
  • 9 месяцев, чтобы достигнуть уровня intermediate (цель - английский для работы).
  • около 12 месяцев, чтобы поднять свои знания до уровня upper-intermediate/advanced .

Итак, теперь вы знаете особенности основных методик изучения английского. Какие-то из них эффективны и действительно дают результат, другие же вряд ли помогут при изучении. Одни ориентированы на то, чтобы дать знания, а другие на то, чтобы дать знания и развить навыки.

Самое главное при выборе методики - понять, зачем вам нужен английский язык, и, исходя из этого, выбрать подходящий вам вариант.

Английский язык — одна из тех редких дисциплин, изучить которую стремятся тысячи взрослых людей. Увы, не все могут похвастаться тем, что за годы учебы действительно ему научились. А жизнь требует, работодатель требует, душа порой тоже требует. Попробуем разобраться, какую стратегию лучше применить при осаде крепости под названием "английский язык" и какова вероятность ее покорения.

Зачем нужен английский? Мотивация для изучения иностранного языка

Начнем с главного — с того, какие мотивы побуждают вас это сделать. Именно они, как правило, определяют результат всего начинания. По моим наблюдениям, всех желающих выучить английский можно разбить примерно на 4 группы. Если расположить их в порядке возрастания шансов на успех, то получится следующее:

1. Мой муж (жена) прекрасно говорит по-английски и стыдит меня, что я и двух слов связать не могу. А я возьму и докажу!

Хуже мотивации не придумаешь! В ней заложен мощный негатив по отношению к изучаемому предмету. Ведь на самом деле вам нужен не язык, а любовь и принятие партнера, английский же выступает в роли барьера между вами и близким человеком. Кто любит подобные препятствия, поднимите руку! Никто? Я об этом догадывалась, поскольку ни одного успешного случая изучения языка с такой мотивацией не припомню. И если вы собираетесь к репетитору или на курсы с горькими мыслями о собственном несовершенстве, то лучше не тратьте деньги понапрасну.

2. Надо уже наконец-то его выучить, а то везде вокруг английский. Да и вообще может пригодиться.

Цель довольно расплывчата, и успех может быть достигнут только в том случае, если вам попадется талантливый преподаватель, способный по-настоящему заинтересовать ученика оборотом Complex Object и неправильными глаголами, или же вы вдруг откроете в себе недюжинные способности к языку. В противном случае после 10-15 занятий вы махнете на все рукой и решите, что не в английском счастье.

3. На работе требуется знание языка — для командировок и общения с зарубежными партнерами и коллегами.

Хорошая мотивация, в большинстве случаев приводящая к успеху (разумеется, с поправкой на способности обучающегося). Причиной провала в данном случае бывает нелюбовь к самой работе.

4. Английский нужен для конкретной личной цели: устроиться на работу, выйти замуж за иностранца, сдать языковой экзамен для учебы за границей.

Такая мотивация — настоящий подарок для преподавателя! При удачном выборе способа обучения результат практически гарантирован.

Куда пойти учиться?

Итак, вы определили свою мотивацию и оценили вероятность успеха. Теперь встает классический вопрос: куда пойти учиться?

1. Курсы (языковая школа) в России

Этот вариант хорош для тех, чья мотивация расплывчата, а уровень знаний или нулевой, или тот, который в методике принято называть false beginner — "ложный начинающий" (когда-то учил, но все позабывал). Один и тот же преподаватель всегда будет проводить занятия в группе интереснее и живее, чем индивидуальные, хотя бы за счет того, что сможет использовать больше activities — способов отработки материала. Ну и конкурентная атмосфера, разумеется, куда больше располагает к штурму английского, чем уроки один на один.

Как выбрать языковые курсы?

Первый способ аналогичен тому, с помощью которого мы выбираем хорошего врача, парикмахера — по рекомендациям знакомых. Второй — по собственным впечатлениям. Уважающее себя заведение едва ли откажет вам в праве поприсутствовать на одном уроке, а если откажет, то это — повод задуматься о том, стоит ли связывать с данной школой свое языковое будущее. А вот если после первого урока вам захочется на второй, то смело несите деньги в кассу.

Внимание: носители языка в качестве преподавателей не безусловный плюс! Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у них педагогическое образование или хотя бы стаж работы учителем именно в России. Ведь англоговорящие люди могут просто не понимать тех сложностей, с которыми мы сталкиваемся. Например, учитель-англичанин может не уделять должного внимания отработке употребления "am", "is" и "are". Откуда ему знать, что в русском эти формы глагола "быть" ("есмь", "есть", "суть") давно исчезли из языка? Поэтому иногда даже те языковые школы, где преподают исключительно носители языка, вынуждены иногда по просьбе группы начального уровня приглашать русскоговорящих учителей.

2. Репетитор

К нему лучше обратиться, если перед вами стоит конкретная цель — ведь только с репетитором вы сможете организовать занятия максимально удобно для себя по времени и по формату. Например, если на работе вы занимаетесь логистикой, то на курсах никто не станет давать специально для вас лексику по этой теме, а репетитору вы просто поставите такую задачу, и он ее должен выполнить.

Внимание: в процессе выбора репетитора максимально четко озвучивайте, какая цель перед вами стоит, и с пристрастием допытывайтесь, имеет ли он опыт работы с необходимой вам лексикой. Например, если вы импортируете товары из-за рубежа (для чего и учите язык международного общения), а предполагаемый репетитор никогда в жизни не переводил переговоров и не вел переписку на эту тему, то едва ли его уроки будут полезны.

Где искать репетитора?

Объявления на столбах вешают либо те, кто только-только пробует себя в данной профессии, либо не слишком востребованные специалисты. Хороших профессионалов передают из рук в руки, и порой к ним выстраивается очередь. Существуют также специализированные сайты со словом "репетитор" в названии, обращение к которым не будет вам стоить ничего — комиссию оплачивает сам преподаватель. Те, кто зарегистрирован на этих сайтах, как правило, очень стараются максимально удовлетворить запросы клиентов, поскольку от полученных впоследствии администрацией отзывов зависит их рейтинг и количество заказов.

3. Идеальное сочетание двух предыдущих вариантов — пригласить репетитора к вам в офис, обучать группу специалистов

Тут от вас требуется инициатива и организаторские способности. Но усилия того стоят! По опыту могу сказать, что лучшего способа учить язык в пределах родной страны еще не придумано.

4. Курсы английского за границей

Насколько это эффективно? Не стоит вкладывать в двух-трехнедельную поездку избыточные ожидания. Вы получите неплохой результат только в том случае, если семья, где вас поселят, изнывает от недостатка общения и готова с утра до ночи потчевать вас беседами на изучаемом языке. Если же члены этой семьи всем иностранным гостям на свете предпочитают общение с телевизором/компьютером или крепкий сон, то языковая среда — то, ради чего вы и ехали учить язык за рубежом — съеживается до минимума. Конечно, человек коммуникабельный (подумайте, кстати, являетесь ли вы таковым) всегда сумеет завести беседу и на улице, и в магазине, и в баре, но все же... Все же найдите в контракте, заключаемом с турфирмой, пункт о возможности замены семьи проживания в процессе обучения.

5. Беседы с экспатом

Те, чьи знания находятся на уровне "Pre-Intermediate, переходящий в Intermediate", могут совершенствовать их в беседах с экспатом (иностранцем, живущем на территории нашей страны). Способ этот прекрасен тем, что помимо отличной языковой практики, вы получаете бездну знаний о той стране, откуда ваш собеседник родом. Однако, подчеркиваю, уровень вашего английского должен быть таким, чтобы вы могли участвовать хотя бы в простенькой small talk ("светской беседе"). Экспаты предлагают свои услуги на разных сайтах. На некоторых можно прослушать образцы речи преподавателей, посмотреть фотографии и оценить их опыт. Да, время экспатов стоит не дешево — но результат того стоит!

6. Самостоятельно

Поддерживать свой английский в состоянии боевой готовности можно и без встреч с носителями языка. Была бы самодисциплина, а уж материалов для самостоятельной работы — море! Для начала — пара слов о таком классическом варианте, как чтение. Если уровень знаний позволяет вам читать только адаптированные книги, то, пожалуйста-пожалуйста, не покупайте без рекомендации преподавателя книги российских издательств. Да, они на порядок дешевле западных аналогов, но уровень их (Beginner, Elementary и т.д.) определяется авторами по принципу "как бог на душу положит". В то время как в западной методике существуют очень четкие критерии того, какой объем лексики и грамматики должен знать учащийся на каждом конкретном уровне. Такие издательства, как Penguin, Pearson-Longman, Oxford, Cambridge десятилетиями снабжают весь мировой рынок адаптированной литературой, разбитой на уровни — и равных им в этой области пока что нет.

Но, не желая обидеть родную страну, хочу сказать, что выпускаемый издательством "Глосса-Пресс" журнал Speak Out — настоящее сокровище для всех, кто изучает английский. Статьи в нем всегда написаны либо отредактированы носителями языка (так что никакого "Russian English"!), внизу каждой страницы дан глоссарий с транскрипцией, а темы подобраны интереснейшие.

Для любителей визуального ряда существуют обучающие сериалы. Один из наиболее полюбившихся учащимся во всем мире — это Extr@. Скачать его можно во множестве мест, например, на сайте , где он удобно разбит на главы. Уровень языка — Elementary, постепенно становящийся Pre-Intermediate, стиль -комедийный, произношение актеров прекрасное и очень четкое, темы общечеловеческие (знакомство, свидания, поиск работы, шоппинг, праздники и т. п.). Главные герои — две девушки-англичанки и два парня, один — соотечественник девушек, а другой — аргентинец, приехавший, естественно, учить английский. Попутно он учит девушек танцевать танго и... В общем, желаю приятного просмотра!

Тем же, кто считает себя человеком серьезным и куда более продвинутым в языке, предлагаю смотреть научно-популярные фильмы компании ВВС. А вот художественные фильмы не рекомендую, если, конечно, вы не считаете, что ваш язык находится на уровне Proficiency ("профессиональное владение"). Быстрая, порой невнятная речь, масса жаргона, заковыристые шутки, непривычные реалии... Тут недолго дойти и до состояния полной frustration!

Еще более серьезные люди могут обратиться к сайту TED , где существует огромный выбор лекций на самые разные темы. Практика показывает, что в целом понимать их могут даже те, чей уровень — Pre-Intermediate. А если он выше, то лекциями можно даже наслаждаться. Вообще, размеренная речь лектора — это именно то, что нужно человеку, изучающему любой язык.

Только не пытайтесь постичь английский, смотря новости! Речь теле- и радио-дикторов официально считается самой быстрой в мире.

7. Международная гостевая сеть СouchSurfing

Подводя итоги, хочу сказать, что английский, как и любой другой иностранный язык, обязательно покорится тому, кто воспринимает его как судьбоносную возможность, а не как унылую повинность. Тому, кто открывает учебник с радостным предвкушением. Тому, кто использует малейший повод применить свои знания. А знаете, какой случай в моей практике был самым успешным? Когда девушка, недавно расставшаяся со своим бойфрендом, решила с помощью английского открыть для себя новые горизонты в жизни. Через два года изучения языка с нуля ее пригласили работать в русскую команду канала Discovery. Неплохой результат, правда?

Евгения Кайдалова

Обсуждение

Самый действенный способ это работа с регулярным применением английского. Зубрежка по учебникам даёт лишь кратковременный эффект, выученное очень быстро забывается.

Я как человек, который взялся за голову в возрасте и только тогда стал усиленно изучать английский язык (потому что школа и университет ну ничего не смогли оставить в моей голове) могу сказать, что главное в изучении чего-либо, не только языка - это самомотивация и усидчивость. Просто выдвиньте "изучение английского" в свои главные цели, поставьте даже временные рамки, если вам так удобно и просто идите к ней. Я в своё время так и сделала и начала делать буквально всё на английском: смотреть фильмы и сериалы (на ororo можно смотреть с субтитрами), читать книги и короткие рассказы, слушать музыку и просто РАЗГОВАРИВАТЬ. У меня, к сожалению, нет друзей, с которыми я могла бы болтать на английском языке, поэтому я записалась на групповые разговорные занятия в englishdom, чему несказанно рада. Это дало очень мощный толчок в развитии моей английской разговорной речи. Так что и взрослый может выучить английский язык, главное - это реально захотеть это сделать!

19.11.2015 19:07:16, Mrs Beauty

Отличная статья! И полезная, и интересная! С удовольствием статью прочитала, спасибо! Хочу похвастаться - я репититора по английскому языку уже нашла, на Мир Репетиторов репетитора по английскому присмотрела, услугами ещё не пользовалась, прицениваюсь, но, я уверена, что полученные знания окупят все затраты и в итоге я добьюсь своей мечты - выучить английский язык!

Я учила английский язык в школе "Языковед И", с нуля до разговорного уровня (готовилась к поезде заграницу). Считаю, что изучение в специализированных школах - оптимальный вариант, дома ты себе произношение не поставишь нормально и к тому же далеко не все способны не лениться и в полную силу заниматься самостоятельно. А в языковед и, например, мы посещали еще встречи с носителями языка - очень интересные мероприятия, именно для разговорного уровня отличная тренировка. ФИльмы на языке оригинала смотрели, и занимались, занимались, занимались.. Пожалуй, это были самые яркие и полезные мои впечатления за последний год. Ну а теперь меня ждет поездка в город моей мечты - Лондон, где я наконец-то опробую приобретенные навыки на практике!

Статья очень полезная! Но, к сожалению, не все способны научиться самостоятельно. Я вот, например, сколько не пыталась - не получается. Не хватает терпения, времени. Да и, откровенно говоря, лень:) Поэтому в какой-то момент я психанула и обратилась в московскую языковую школу "Divelang". Огромный плюс этой школы – это возможность самостоятельно выбрать себе преподавателя. Просто я люблю, когда преподаватель на одной волне с учениками. Все-таки с такими людьми чувствуешь себя проще. Хотела выучить английский язык. После первого пробного занятия я записалась к преподавателю Дмитрию. Его методика проведения занятий меня волне устроила. Было сразу видно, что человек настоящий профессионал. Каждое занятие Дмитрия особенное и не похожее на предыдущее. Очень довольна своим выбором.
Ну и, стоит ли говорить, что язык я теперь знаю отлично:)

Комментировать статью "Как взрослому выучить английский язык?
7 лучших стратегий "

Английский язык с чего начать.. Изучение иностранных языков. Образование детей. Вот тут прошу советов, что взять для начала? Хотелось бы начать с классического изучения Поэтому учить английский как родной... Вобщем спорить не буду, но мое мнение совсем не совпадает...

Обсуждение

у меня ребенок учил без репетитора. Сдал ЕГЭ по англ. без всякой подготовки на 89 баллов. Но у нас, действительно, бабушка (моя мама)- она с ним занималась, плюс - на лето в Оксфорд отправляли с 11 лет, в школу англ. для иностранных детей, каждый год.

04.02.2019 00:57:18

Как учить в 40 лет?. Изучение иностранных языков. Образование взрослых. Как учить в 40 лет? Посещала курсы - не успеваю переварить материал. Репетитора 2 раза/7 дней не потяну финансово, а 1 раз, наверное, мало? или заниматься вдвоем с мужем (в смысле с репетитором)?

Английский для первоклашки: советы родителям. Вы как взрослый человек понимаете, что английский язык важен и нужен для жизни, но Курсы английского языка для детей 6-12 лет. " Обучение ребёнка в Study Link - проще простого В детстве мы как никогда восприимчивы к...

Обсуждение

Зависит от учителя сильно. И какой курс. КЕТ - Key English Test - в любом случае будет платно.И потом еще платно экзамен сдавать. Цель именно этого экзамена - подготовить ребенка к элементарному общению на языке (заказать себе еду за границей, ответить на звонок и т.п.). Если учитель сильный, то ребенок хорошо будет говорить и понимать язык, но зависит и от уровня ребенка. Как правило, на таких курсах успешно занимаются ребята, которые уже имеют неплохой базовый уровень.

12.09.2017 23:57:47, Местнаяя

Вы как-то некорректно написали программу.
Cambridge English - это общая линейка. Key English - это промежуточная стадия. Одна из. Заканчивается, как правило, сдачей экзамена KET for Schools (или KET). Готовиться к экзамену можно по куче линеек (учебников, УМК). Издательств много. Тот же Кембридж предлагает кучу пособий именно для подготовки к этому конкретному изданию, их не менее десятка.
Стоит ли сдавать сам экзамен? Смотрите на финансы, но если есть возможность, то сдавайте обязательно. Очень хорошо мотивирует детей. (Всем детям, с кем занимаюсь, всегда рассказываю о такой возможности. Часть сдают, части деньги жалко, но моя совесть чиста - я предупредила и предложила).
Ну и основное. Какой возраст у ребенка? Какой класс? Если этот КЕТ берется в 4-6 классе, то ОК. Бывают результаты и круче, но в целом, хороший уровень. Если же ребенок старше, то тогда он этот уровень уже перерос. Дальше уже готовятся к PET. Т.е. можно и к КЕТ, но здесь ситуация - как если бы вы в 7 классе учились по учебнику за 5.
Бывают отдельные случаи выдающихся результатов (KET в 3-4 классах, PET - в 5-6), но это именно отдельные результаты. Ну и еще раз отмечу, что учебник KET и экзамен KET для многих детей оказывается огромной разницей. Т.е. учебник вроде бы дети прошли (в школе, на курсах), а на экзамене или завал или на грани.английский бесплатно , попробуйте, может это как раз то что нужно. Можно ещё смотреть фильмы с английскими субтитрами, тогда приятное будет сочетаться с полезным, пополните словарный запас. С репетитором же лучше заниматься, когда уже не совсем с нуля, а хотя бы что-то будете знать.

В дополнение к советам uzon. Если действительно хотите понимать язык и говорить на нем, необходима самостоятельная работа - регулярная и добросовестная, от которой нужно научиться получать удовольствие. Во-первых, это чтение книг на языке. Можно начинать с адаптированных вашего уровня и переходить на более высокие уровни. Полно таких книг в магазине Relod. Это для увеличения словарного запаса и развития навыка "думать" на языке. Второе - нужно смотреть англ/амер фильмы в оригинале или ролики на youtube или новости. Благо теперь все можно скачать из интернета. Выберите, что нравится и смотрите раз по 20, пока не будете понимать каждую фразу. Это сразу не получается, но навык развивается. Третье - хорошее произношение ставится только самостоятельно. Репетитор расскажет теорию, как нужно произносить каждый звук, а отработка самостоятельно, лучше в лингафонном классе. Плюс грамматика и топики с репетитором или на курсах. Т.о. за 2 года можно дойти до уровня intermediate.

Процесс обучения интересный и динамичный. Методика ориентирована на взрослых и занятых людей, которые не могут себе позволить, как дети, уделять внимание только учебе. Обучаю литературному и живому разговорному английскому. Грамматику даю доступно, даже тот...

Обсуждение

НАБИРАЮ УЧЕНИКОВ! Время подбирается индивидуально! Звоните.