Эта статья для педагогов родителей первоклассников. Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владеет синтаксическим способом чтения, т.е читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит? Существует много причин, тормозящих скорость чтения и о них эта статья.В этой статье дан алгоритм помощи детям только начавшим читать и для тех кто обучается в первом классе и испытывает определённые трудности в обучении. Дислексия характеризуется недостаточностью техники чтения (человек не может научиться читать быстро и без ошибок) и трудностями понимания прочитанного, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта. И когда вы замечаете, что Ваш ребёнок испытывает трудности при чтении какого-либо слова, то необходимо ему помочь, но этот процесс должен проходить постепенно.

Просмотр содержимого документа
«Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.»

Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.

«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир, »- писал выдающийся педагог В.А Сухомлинский. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие ребенка, для успешности его обучения в школе. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, не успевающий детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Родители, конечно, хотят, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать быстро, правильно, осознанно. Но, выучив с ребенком буквы, научив складывать их в слоги и слова, обучающие часто считают, что все остальное зависит от ученика - чем больше он сидит за книжкой, тем лучше и быстрее будет читать. У большинства детей так и получается, а вот у 12-20% учеников 7-8 летнего возраста наблюдается нарушение чтения (дислексия). Ведь чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

Можно выделить такие основные условия успешного владения навыком чтения:

    Сформированность устной речи;

    Фонетико-фонематической её сторонах (правильного произношения всех звуков, звукового анализа слов);

    Сформированность лексико-грамматического строя;

    Достаточного развития пространственных представлений.

Чтобы помочь ребенку, надо определить причину нарушения чтения.

1. Плохое знание всех букв алфавита (при чтении долго вспоминает название буквы).
Можно предложить ребенку такие упражнения:

    Слепи буквы из пластилина, согни из проволоки.

    Назови букву (нарисовать ее пальцем на спине ребенка, в воздухе).

    Зачеркни данную букву на страничке старой книги, газетной вырезки.

    Угадай заштрихованную букву

    Назови недописанную букву

    Узнай наложенные на друг друга буквы

    Зачеркни не правильно написанную букву

    Найди буквы на чертеже

    Определи буквы на ощупь (завязать ребенку глаза, предложить буквы из картона или пластмассовые)

    Какой буквы не стало? Какая появилась? (набор из 3-5 букв)

    Назови все буквы алфавита быстро (Дается карточка с буквами в произвольном порядке, засекается время)

    Назови еще раз, быстрее.

В коррекционной работе ни в коем случае нельзя торопиться или начинать работу со сложного материала. Если ребенок с трудом называет буквы, путает их, нет смысла тренировать его в чтение текстов. Чем тщательней, интересней, разнообразней будет проведена эта предварительная работа, тем легче будет ребенку освоить более сложные виды работ.

2. Одной из причин нарушения чтения является недоразвитие фонематических процессов, несформированность навыка звукового анализа слова.
Выражается заменой звуков, сходных акустических или артикуляционно, побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слова: пропуск согласных при стечении: «маара» (марта), вставка гласных между согласными при их стечении: «кинига» (книга), перестановка звуков: «унмый» (умный), пропуск и перестановка слогов «скоровода» (сковорода).

Возможное упражнения:

    Определение места звука в слове;

    Определение последующего, предыдущего звука;

    Определение количества звуков в слове

    Выкладывание звуковых схем слов;

    Звуковой буквенный разбор слов различного звукового состава (должен быть доведен до автоматизма);

    Подбор слов на заданное количество звуков и др.

3. Дислексия может проявляться в искаженном чтении концов слов.
Это проявление нарушения согласования («сказка интересное»), управления («из –под листьях»). Это нарушения чаще встречается у детей, читающих целыми словами.

    Для таких детей важны задания, направленные на усвоение сочетаемости слов, обозначенное построение предложений.

    Полезно чтение текстов с пропущенными окончаниями у прилагательных, существительных.

    Чтение только второй половины слов: «На болоте жила цапля».

4. Ещё одно нарушение чтения - механическое чтение, проявляющееся в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Эти нарушения могут встречаться при послоговом чтении (после прочтения по слогам ребенок не может сказать слово целиком, показать соответствующую картинку, ответить на вопрос). Нарушения понимания может наблюдаться и при чтении целыми словами.

Обусловлено ограниченностью словарного запаса, нечеткостью представлений о синтаксических связях в нутрии предложений.

Полезные упражнения (на уровне слова):

    Собери слово из звуков: «к,о,н,к,и» (коньки)

    Скажи целыми словами сказанная по слогам: «На-та-ша ло-вит ба-боч-ку».

    Расшифруй слова (даны слоги в беспорядке): «шакок» (кошка).

    Раздели буквы на слова: ножфлагдроздберегзаказ

Прочитай слово, подбери к нему картинку

5. Преодолению дислексии способствует развитие психологических процессов восприятие, памяти, внимания.

Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

6. Тормозить скорость чтения может природный темп деятельности, если он не высок.
Он является врожденным (медлительные дети).Специально подобранные упражнения такие, как «Молния», «Буксир» и др., помогут постепенно увеличить темп чтения. (С.Н.Костромина, «Как преодолеть трудности в обучении чтения»)

7. Одним из распространенных недостатков, снижающих скорость чтения, является регрессии – возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Определить это можно с помощью наблюдения за ребенком во время чтения.

    сила привычки

    кажущиеся трудности текста

    отсутствие внимания

Преодолеть данный недостаток чтения может помочь использование при чтении «окошечка»: «Окошечка» процессе чтения ведется ребенком по строке, закрывая уже прочитанный текст.

В ряде случаев дети во время чтения теряют строку , пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют её. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с “окошечком”. Существуют три модификации данного приема, которые используются последовательно: а) листком бумаги с вырезанным в нем окошечком размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в окошечке, при этом темп чтения несколько замедляется, но исчезают ошибки, связанные с трудностями определения границ слога, и те, которые являются результатом попыток угадывания слога; б) второй вариант заключается в использовании “окошечка”, открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. По данным Т. Г. Егорова данный прием существенно улучшает понимание прочитанного; в) третий вариант “окошечка”, открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти. При некотором форсировании перемещения “окошечка” по строке можно стимулировать ускорение темпа чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

8. Снижать скорость чтения может недостаточное артикуляторное подвижность речевого аппарата.

Артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух уже прочитанные глазами слова. У таких детей велик разрыв между чтение про себя и вслух.

Для работы над артикуляцией полезные упражнения:

    Произношения сочетаний гласных, согласных: «аоуыиэ», « аыоуэи», « зсжш»

    Проговаривание сочетаний слогов: « фе-фэ-фё»

    Чтение чистого ворок: «жа-жа-жа-есть иголки у ежа»

    Заучивание скороговорок

Следовательно, нарушения чтения является распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразные и сложные причины. И только после выявления и устранения этих причин у конкретного ребенка можно работать над развитием скорости чтения.

Литература.

    Юделевич Я.Г, Юделевич А.Я. « Как научить ребенка говорить правильно и красиво».

    ОмороковаМ. И «Преодоления трудностей. Из опыта обучения чтению»

    Дмитриева Т.И « Речевая мозаика»

    Гобова Е.С. «Понимать детей – дело интересное»

    Костромина С.Н. « как преодолеть трудности в обучении чтению».

Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 1. Затруднения в слиянии букв в слоги Причина трудностей: недостаточное развитие… звуко-буквенного анализа; артикуляции (произношения) отдельных звуков; памяти; восприятия; устойчивости и концентрации внимания


Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 2. Ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, пропуск букв, перестановка слогов Причина трудностей: недостаточное развитие …памяти; устойчивости и концентрации внимания; контроля над темпом деятельности; пространственных представлений; самоконтроля
















Трудности на этапе чтения целым словом: 3. Потеря строчки при считывании (повторное считывание, пропуск строчки, перескакивание с одной строчки на другую) Причина трудностей: недостаточное развитие … пространственных представлений; устойчивости и концентрации внимания; самоконтроля; работоспособности


Трудности на этапе чтения целым словом: 4. Нечёткое произношение слов при чтении Причина трудностей: недостаточное развитие… звукопроизношения отдельных звуков; артикуляции; контроля над психическими процессами (повышенная возбудимость, излишняя торопливость)








Трудности на этапе чтения целым словом: 8. Не умеет выделять главное в прочитанном Причина трудностей: недостаточное развитие … лексико- грамматического строя речи; приёмов смысловой обработки текста; словесно- логического мышления; памяти; устойчивости и концентрации внимания






Трудности на этапе чтения целым словом: 11. Невыразительное чтение Причина трудностей: недостаточное развитие … понимания смысла прочитанного (читает механически; самоконтроля (не учитывает правил чтения); техники чтения (несформированность синтетического способа чтения)



Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Один из этих навыков - навык овладения чтением. О преодолении трудностей в овладении навыком чтении рассказывается в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в овладении

навыком чтения.

Школьникам, пришедшим в первый класс, приходится преодолевать сразу несколько трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого дети овладевают знаниями, умениями и навыками. Один из навыков - это навык чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую. Техническая сторона чтения включает следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона чтения включает: выразительность и понимание прочитанного.

Каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, т.е. все слова по слогам. Затем короткие слова прочитывает целиком, а более сложные все так же по слогам. Далее большую часть слов читает слитно, и только некоторые послоговым способом. И, наконец, использует синтетический способ чтения, т.е. целыми словами и группами слов.

Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

Осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребенка, от круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений.

В каждом классе есть несколько учеников, которые приходят в школу, либо не умеют читать, либо испытывают трудности в овладении этим навыком. Но даже у читающих детей способы чтения разные. Необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если он читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Тексты небольшие по объёму. Если ребенок читает по слогам и целым словом, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объём текстов можно увеличить. Постепенно ребенок начинает читать словами и группой слов. Дальнейшая задача сделать этот способ устойчивым. Образно это можно представить в виде лесенки, по которой поднимается ребенок. Дети по-разному справляются с этой задачей, кто-то пробегает их быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.

К концу букварного периода ребенок должен подойти с определенным результатом, который фиксируется при проверке техники чтения. Существует специальные нормы, характеризующие уровень сформированности этого навыка. Так, к концу букварного периода темп чтения должен быть 20-25 слов в минуту. Это должно быть плавное послоговое чтение без ошибок. Под ошибками понимаются пропуски, замены, искажения букв и слогов, повторы слов и слогов, неправильная постановка ударения и искажения в окончании слов. Такие требования к навыку чтения предъявляются программой не случайно. С момента окончания букварного периода чтение становится в меньшей степени целью обучения и в большей степени его средством. Подбор материала по другим предметам осуществлен таким образом, что только при выполнении именно этих требований возможно полноценное восприятие учебной информации по предметам.

Если за время букварного периода необходимого навыка чтения достигнуто не было, ребенок усвоил алфавит, но продолжает тратить большие усилия на правильное слогослияние, чтение значительных по объёму текстов становится для него затруднительным, а понимание усложненных грамматических предложений практически труднодоступным. Не владея автоматизированным слоослиянием, дети пытаются угадывать нужный слог, опираются не на навык, а на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок, тормозит дальнейшее совершенствование техники чтения. С такими детьми необходимо продолжить работу, не забегая вперед, не подталкивая его к новому способу чтения, а обрабатывая, автоматизируя навык слогослияния на слоговом материале. Это чтение различных слоговых таблиц, в которых создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы, минуя процесс слияния. Однако такой возможности у ребенка на уроках уже не будет. Процесс обучения чтению по школьной программе закончен. Дальнейший акцент делается на совершенствование навыка, его технической стороны, необходимой для усвоения материала по другим предметам.

Самая первая ступенька на лесенке ведущей первоклассника к овладению навыком чтения – слоговой способ чтения. Итоги этого этапа должны быть следующие:

  1. Для того чтобы ребенок научился слогослиянию, он должен знать образ букв и назвать звук, который соответствует этой букве.
  2. При чтении слога он выполняет следующие операции: узнает букву, произносит соответствующей ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который, как и первый был «перекодирован» из буквы.
  3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвердым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.
  4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и другие.

Следующая ступень – это чтение по слогам, однослоговые слова - целыми словами. Результатом этого этапа должно быть:

  1. Чтение одних слов по слогам, а других целиком, ребенок находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.
  2. Темп чтения очень неровный, то быстрый, то медленный, так как ребенок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознает значение слов, читает слова орфоэпическим способом.
  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов словосочетаний к чтению предложений.
  4. Основные ошибки возникают оттого, что к ребенку слишком рано предъявляю требования увеличить скорость или читать целым словом.
  5. Необходимо учить ребенка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.

Следующая ступень – чтение целым словом и по слогам.

  1. Существуют различные причины, из-за которых ребенок, умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам:
  • Отсутствие этого слова в активном словаре школьника.
  • Недостаточно полное понимание значения слова.
  • Наличие четырёх и более слогов в этом слове.
  • Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

  1. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.
  2. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны отдельно, на карточках.
  3. Проблемные слова необходимо отмечать в тексте и научить это делать ребенка. Благодаря этому, он начинает осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.
  4. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребенком. Технику чтения трудных слов ребенок может тренировать самостоятельно.

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто ребенок владеет синтетическим способом чтения, но всё равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, думает, решает, читает.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный.

Антиципация – это недочитывание слова до конца, угадывание, что это за слово по содержанию (смысловая догадка).

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. В свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Если ребенок недостаточно внимателен, то у него будет низкая скорость чтения.

Различают четыре вида памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный. Дети с хорошо развитой зрительной памятью будут лучше запоминать образы слова, быстрее читать, грамотнее писать.

Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи. В большинстве случаев это дети, у которых наблюдались сложности в процессе речевого развития. Например, поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций. Такие дети при обучении их чтению составляют группу риска. Поэтому детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию.

Большую роль в становлении чтения играет мотивация. Мотивация побуждает ребенка к чтению, создает некий стимул.

Таковы основные трудности, с которыми приходится сталкиваться ребенку в процессе овладения навыком чтения. Необходимо определить на каком этапе задержался ребенок, и продолжить с ним работу, учитывая его возможности.


Подробности

Юнева Т.В., учитель начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9" ЭМР Саратовской области

Для этого нам необходим секундомер, карандаш и лист бумагина (8х12см) , расчерченный на шесть кваратов и каждый квадрат пронумеровать. Квадраты должны быть 4 на 4 см,.

При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу

ИНСТРУКЦИЯ:

Постучи карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками.

Начинаем работу по команде, на каждый квадрат дается 5 секунд, затем командой «Дальше!» переходим на следующий квадрат

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Подсчитываем результат: Подсчитаем точки в каждом квадрате, складываем и делим на количество квадратов т. е. на 6 и получаем результат:

16 точек и меньше в каждом квадрате- медленный темп

16-20 точек- нормальный темп

20 и больше- быстрый темп

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность ребёнка, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.

Медлительные дети – особая группа риска, т. к. их школьные проблемы могут быть связаны не только с медленным темпом деятельности, который обусловлен особенностями нервной системы.

Медлительных детей примерно 10–20%. У них медленный темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость письма и чтения.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней обучения в школе.

Хочу познакомить вас с упражнениями, которые я использую и они действительно помогают в работе преодолеть трудности и ускорить тем чтения учащихся.

Молния - Чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе при команде «Молния»

Буксир - Взрослый читает текст вслух со скоростью на 20 слов превышающей скорость ребенка. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь не отстать.Остановитесь на каком-либо слове и и попросите ребенка показать в тексте место остановки. ВАЖНО, чтобы разрыв составлял не более 20 слов.

Многократное прочтение - Чтение одного и того же текста несколько раз, увеличивая скорость. На мой взгляд этот способ является самым действенным.

Можно выделить семь основных причин медленного чтения:

1. Регрессии

2. Антиципация

3. Артикуляция

4. Природный темп деятельности

5. Малое поле зрения

6. Уровень организации внимания

7. Уровень развития памяти

Рассмотрим причины медленного чтения

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Для преодоления регрессии будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком».

Для него потребуется лист плотной бумаги (10 на 5 см), в котором вырезается небольшое окошечко. С правого края прямоугольника вырезается небольшое отверстие по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передигается сначала взрослым, а потом самим ребенком.

Антиципация - смысловая догадка заключается в том, что многие слова мы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики событий и значительно убыстряет чтение. Для формирования антиципации можно воспользоваться следующим приемом.

1.Чтение слов с пропущенными окончаниями, буквами

2.Использование решетки

3.Тексты с ошибками и несуразицы

Артикуляция - недостаточная подвиженность речевого аппарата.

Что делать: артикуляционная гимнастика, чтение скороговорок и чистоговорок.

Малое поле зрени я - Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).

Есть много тестов и упражнений для развития поля зрения они представлены на это тест Числовая пирамида - посмотри внимательно на центр строки и не отводя взгляда от центра, скажи какие цифры находятся слева и справа. Посмотри внимательно в центр первой сроки, а теперь не отводя взгляда от центра скажи, какие цифры находятся слева и срава от центра»

т.ж. Есть много упражнений: таблицы с числами, числовые и буквенные пирамиды.

1

7

22

3

15

16

11

5

10

20

4

23

2

17

9

18

12

24

21

14

6

19

8

12

Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Для развития внимания необходимо использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение

Упраждений для тренировки внимания очень много, но я использую только следующие:

  1. Игра «Догони и поймай букву». Зачеркни каждую встретившуюся тебе букву Р, подчеркни одной чертой каждую встретившуюся букву С.

РА Ю К А С П Л Н Е Ф А Р С Ы А П Г Ш Л П ВА Ы Ц Р С К Г Щ Х С Ф Ы О Г Р А В У К Н Р В Ц Е Ш З М И С А Е Г О Р Ы УШ Т Ь Л Н С Р Г Ш Л О К В В А П Р О Л Т С М И Т Ь Б ЮЩ У К В Ы Ц Ф Я Ч С П Н Г Р Л Д Ж Э Ю Б Ь Т И С М И Р Н А П А А

Можно использовать газетную или журнальную страницу с крупным шрифтом.

2. Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему «Школа»)

Д

И

Р

А

Н

О

Ч

И

Т

У

Р

Е

К

Е

Ц

Т

Е

Е

Ч

Е

Б

Т

О

Р

Р

Т

Л

Ш

М

Н

П

Е

Н

А

Д

Ь

Т

А

И

К

Л

А

У

Ь

К

Е

М

А

Т

И

К

Р

И

С

О

З

А

У

Р

А

О

К

Т

В

А

К

Ч

Л

Я

И

Р

О

У

Ч

А

К

Н

Е

Ц

У

А

Память

Различают четыре вида памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный:

Если ребенок лучше запоминает, когда читает в слух или слушает ваше чтение, значит у него развита слуховая память.

Если он лучше запоминает прочитанное, когда совершает действия, записывает, зарисовывает, то у него моторная память. (этот тип довольно распространен)

Показать несколько слов, написанных на листе бумаги, можно использовать картинный материал. Затем убрать наглядность и попросить повторит вслух те слова, которые он прочитал на листке или увидал на картинке.

Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Можно ли заставить ребенка работать быстрее? Нет, нельзя. С возрастом темп любой деятельности увеличивается (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов он всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью.

мотивация кнут или пряник? Большую роль в становлении навыков чтения играет желание ребенка открыть мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребенка к чтению, создает некий стимул.Стимулировать в современном понимании - значит побуждать к чему либо. Так уж мы устроены, что без постоянных напоманий, понуканий,а часто и прямого принуждения не можем сдвинуться с места. Это относится к процессу чтения. Не так много вокруг родителей, которые могут похвастаться тем, что их ребенок с удовольствием читает. Гораздо больше тех, кто говорит обратное, в глубине души надеясь, что ребенок вот-вот полюбит читать, и продолжает стимулировать и подталкивать ребенка разными способами: заставляя или уговаривая.

Можно долго спорить, какой из способов более эффективный, скорее всего ни тот, ни другой. Родители, чьи дети полюбили чтение, чаще всего объясняют это тем, что это приходит само сабой, ребенок с первого дня тянулся к книге. Действительно, обычно это так и происходит. Ребенка не учат любить книгу, он сам начинает видеть в ней друга и собеседника.

Ну конечно нужно учитывать интересы ребенка

ни в коем случае Не противопоставлять чтение другим интересным занятиям

Поощрять наглядно (использовать экран успеха, таблицу достижений или результатов)

обязательно Формировать привычку

и постараться Помочь обрести уверенность в себе

спасибо за внимание

Использованная литература:

1.Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева

2.Увлечение чтением В.Б.Эдигей

3.Чтение по слогам на скорость О.В.Узорова, Е.А.Нефедова

осмотри внимательно на центр строк

Обучение чтению. Трудности и проблемы обучения чтению детей. Профилактика трудностей в обучении чтению

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения.

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде.

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

Формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;

Формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);

Формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

Формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.);

Формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.

Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях.

Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.

На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.

Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.

Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв:

1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв:

1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.

3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:

от на рак дай соль труд парк хвост
из за пар май боль крот март дрозд
ах не сок бей пыль стол торт крест

На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного:

1. Словесное лото.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".

3. Реконструкция связного текста.

Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.