Данная статья дает ответ на вопрос: "Что такое диалог и монолог?". В ней представлена характеристика двух этих форм речи, определения, даются разновидности каждой из них, пунктуационные и другие особенности. Надеемся, что наша статья поможет вам максимально подробно уяснить различия между ними, узнать для себя что-то новое.

Диалог: определение

Условия возникновения диалога

Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.

Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования):

Здравствуй!

Как твои дела?

Хорошо, спасибо. А у тебя?

Все нормально, работаю потихоньку.

Ну пока, счастливо!

Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.

Типы диалогов

По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью.

Отличительные черты бытового диалога - возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения,

Деловая беседа - это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы.

Интервью - общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта - двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.

Знаки препинания при диалоге

Правописание диалогов в русском языке - совсем несложная тема. Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, перед каждой из них пишется тире, например:

Что такое диалог и монолог?

Это две формы речи.

А чем они отличаются друг от друга?

Количеством участников.

Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например: "Что такое диалог и монолог?" - "Формы речи". - "Спасибо за подсказку!".

В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается: "Как живете?" - спросила Мария Петровна. "Ничего, потихоньку", - ответил Игорь Олегович.

Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно составить диалог.

Монолог: определение

Монолог имеет относительную протяженность во времени (он состоит из разных по объему частей, представляющих собой связанные по смыслу и структуре высказывания), а также отличается разнообразием и богатством словарного состава. Весьма различны темы монолога, которые могут спонтанно меняться во время его развития.

Виды монолога

Принято выделять два основных вида монолога.

1. Монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример - доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь. Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.

2. Монолог как речь наедине с собой, то есть направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется "внутренним монологом". Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

Монолог, примеры которого многочисленны, может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным.

Виды монолога по целям

По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.

Главная цель информационной - передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и восприятия текста слушателями.

Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.

Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

Побуждающий монолог (примеры которого - весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

Композиционная форма монолога

Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.

Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь - это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.

В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

Заключение

Таким образом, можно отметить, что монолог и диалог - это две главные формы речи, отличающиеся между собой по числу участвующих в общении субъектов. Диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, а монолог - это развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. Как монологическая, так и диалогическая речь существуют и в устной, и в письменной форме, хотя в основе последней всегда лежит а диалогическая - в основе устной формы.

  • Обучающая: обучение составлению монолога-описания на основе отрывка из художественного произведения
  • Развивающая: развитие умения строить речь в зависимости от речевой ситуации, выражать свою личностную позицию
  • Воспитательная: пробуждение в ученике любви к слову
  • Коммуникативная: формирование речевых умений и навыков

Оборудование: роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”, С.И.Ожегов “Словарь русского языка”, большой энциклопедический словарь

Тип урока: урок совершенствования умений, знаний, навыков учащихся с привлечением ранее изученного материала.

Вид урока: развитие речи.

Опережающее задание: повторить понятие монолог, выписать это определение из различных словарей, повторить типы речи и особенности описания.

Ход урока

Учитель. Данный урок открывает цикл уроков по обучению написания монолога. Мы сегодня учимся писать монолог-описание на основе романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Вспомните и объясните, что такое монолог?

Ученик. Монолог – это речь героя. Монолог может быть внутренним. Уточним по словарю.

Большой энциклопедический словарь. Монолог – развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная – в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19–20 веков распространен “внутренний монолог” героев.

С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. Монолог, -а, м. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Сценический монолог. Внутренний монолог.

Учитель: Назовите типы монологов.

Ученик: Различают монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, исповедь.

Учитель: Перечислите основные особенности описания.

Ученик: Описание имеет следующие основные особенности:

  1. Текст должен отвечать на вопрос: “Каков предмет?”
  2. В тексте перечисляются основные признаки описываемого предмета или явления, и создается конкретный образ.
  3. В описаниях употребляются существительные, передающие восприятие цвета, запаха, формы, вкусовые, осязательные ощущения, со значением пространственного расположения предметов, активного и неактивного действия.
    Для описания характерно использование цепочки однородных сказуемых-глаголов активного и неактивного действия при описании движения, действия предмета и героя, употребление глаголов выражения состояния при описании характера героя, употребление глаголов, передающих ощущение цвета, запаха, вкуса, пространственного расположения при описании природы, преимущественное употребление глаголов настоящего времени, но иногда используются и глаголы прошедшего времени.
    Описания характеризуются употреблением прилагательных и наречий, передающих восприятие запаха, цвета, звука, вкусовые ощущения.
  4. В монологах-описаниях выражается авторское отношение к изображаемому.

Схема монолога-описания.

Объект описания→ его признаки→ образ.

В монологе-описании необходимо указать только на те признаки, которые представляются яркими автору описания, необязательно перечислять все признаки описываемого предмета. Важно передать авторское отношение к изображаемому, которое и создаст законченный образ описываемого предмета или явления.

Задание 1.

Учитель: Прочитайте текст. Выделите в нем основные особенности описания. Прочитайте монолог-описание, составленный на основе данного текста. Соответствует ли он тексту?

Отрывок из произведения.

“Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях. Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо.
– Жалкие люди!– сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении.”

Монолог-описание, составленный на основе данного отрывка.

Как только солнце встает из-за гор, меня разжигает в своем доме хозяин, худощавый грузин, чтобы приготовить скудный завтрак. Сакля, где я горю, находится возле скалы. За порогом сыро и холодно. Крышу сакли подпирают два столба. Я так часто горю в жилище, что закоптил все вокруг. Столбы от дыма стали черные. Они стоят, будто часовые на посту. Я освещаю жалкое жилище и людей, сидящих вокруг меня. Но вошедший вряд ли разглядит их лица, потому что мой дым возвращается опять в хижину и окутывает клубами людей.

Ученик: Отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” представляет собой описание сакли, где остановились путники. М.Ю.Лермонтов стремится к предельной точности, документальности, отсюда особенность стиля: называется число описываемых предметов: “три ступеньки”, “два столба”, “две старухи”, “один грузин”. Немногочисленными прилагательными подчеркивается бедность обитателей сакли, убожество всей обстановки: ступени “скользкие и мокрые”, свет “тусклый”, столбы “закопченные”, грузин “худощавый”. Глаголы носят оценочный характер: “не знал, куда деваться”, “блеют овцы”, “ворчит собака”, крыша “опиралась”, дым “расстилался”, мы “приютились”. После исчерпывающей обрисовки обстановки сакли и ее обитателей дается их оценка: “Жалкие люди!”. Монолог-описание, составленный на основе отрывка из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” соответствует тексту, так как в нем создан конкретный образ с опорой на текст.

Задание 2.

Учитель: Прочитайте отрывок из текста и 2 монолога. Какой из них наиболее соответствует тексту?

Отрывок из произведения.

“ В нескольких шагах от меня стояла группа мужчин, и в их числе драгунский капитан, изъявивший враждебное намерение против моей милой княжны; он особенно был чем-то доволен, потирал руки. Хохотал и перемигивался с товарищами. Вдруг из среды их отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей и направил шаги свои прямо к княжне: он был пьян. Остановясь против смутившейся княжны и заложив руки за спину, он уставил на нее мутно-серые глаза и произнес хриплым дишкантом:
– Пермете…ну, да что тут!.. просто ангажирую вас на мазурку…
– Что вам угодно?– произнесла она дрожащим голосом, бросая кругом умоляющий взгляд. Увы! Ее мать была далеко, и возле никого из знакомых ей кавалеров не было; один адъютант, кажется, все это видел, да спрятался за толпой, чтоб не быть замешану в историю.
– Что же?– сказал пьяный господин, мигнув драгунскому капитану. Который ободрял его знаками,– разве вам не угодно?.. Я таки опять имею честь вас ангажировать на мазурку… Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить…
Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования”

Первый вариант монолога.

Княжна Мери бесстрашна, как я, драгунский капитан. Она не испугалась даже ухаживаний пьяного господина на балу. Ах, как она изменилась, когда его увидела! Княжна, казалось, дрожала то ли от страха, то ли от возмущения. Лицо е покраснело, она смотрела на пьяного господина широко открытыми глазами. Губы у нее сжались в тонкую полоску. Взгляд выражал надменность и презрение. Желая хоть как-то оградить себя от пьяного чудовища, она нервно раскрыла веер и стала судорожно махать им.

Второй вариант монолога.

Девчонка! Просто, девчонка эта Мери! Никакого уважения к нам, к военным. Хоть я и ношу эполеты, она не смотрит в мою сторону. Сцена на балу ей запомнится надолго. О, как она испугалась этого пьяного господина! Я видел, что княжна растеряна. Ее глаза, наполненные слезами, выражали мольбу, растерянность. Нижняя губа дрожала, выдавая бессилие и желание расплакаться. Вся ее фигура сжалась. Она втянула шею и готова была отступить без слов.

Ученик. Второй вариант наиболее соответствует исходному тексту, так как он точнее передает характер и душевное состояние героини.

Задание 3.

Работа в группах.

Учитель. Прочитайте начало монолога, составленного на основе всего романа. Представьте, что вы – монисто Бэлы.

Монисто – ожерелье из монет.

И вот в ювелирной лавке среди таких же монисто, ты рассказываешь, какой была Бэла в доме отца, вспоминаешь, какой она стала в доме Печорина.

Задание группе № 1.


О, Бэла, моя добрая, милая Бэла! Как хочется поплакать над ее судьбой! Но я всего лишь монисто и не умею плакать. Мы, монисто, умеем только звенеть. Я звенело весело, когда отец Бэлы подарил меня ей. Она тогда была еще долговязой девчонкой – подростком…

Задание группе № 2.

Составь монолог-описание Бэлы от имени монисто, начав его словами:
Я украшаю шею Бэлы. Я – монисто. Ах, как изменилась Бэла, попав в дом господина Печорина!..

Задание 4.

Учитель. Прочитайте текст и концовку монолога-описания Грушницкого, составленную от имени стакана, который уронил Грушницкий у колодца. Восстановите монолог – описание.

“Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.
Я подошел ближе и спрятался за углом галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтобы его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.
Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала его с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас же успокоилась”.

Дан конец монолога – описания: “Складывалось впечатление, что мой господин разыграл смешную сценку притворства.”

Возможный вариант начала.

Господин в толстой солдатской шинели, на костылях (видимо, на водах он лечит раненую ногу) довольно уверенной рукой взял меня, чтобы напиться воды. Но вот я почему-то неожиданно выскальзываю у него из рук. Он пытается наклониться за мной. Хотя он хорошо сложен, строен и силен, его рука не дотягивается до меня. Я вдруг вижу, что лицо его исказила гримаса страдания, а вот глаза смотрят отнюдь не на меня, а в сторону молодой девушки.

Учитель. На основе исходного текста мы научились составлять монологи – описания. Такая работа позволяет еще раз обратиться к тексту произведения, внимательнее относится к слову, развивать ваши творческие способности.

Домашнее задание.

Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Составьте на его основе монолог – описание Янко от имени лодки.

Возможный вариант ответа.

Даже немощный старик рядом с удалым Янко почувствует себя молодым и сильным. Вот и я, старая лодка, как утка ныряю в морских волнах, не боясь разбиться о скалы. А все потому, что управляет мной Янко, лихой, бесстрашный контрабандист. Его сильные руки легко справляются с веслами. Он среднего роста. Быстрый взгляд блестит из-под бараньей шапки. Движения быстры и ловки. Я смело пускаюсь даже в шторм в плаванье с таким капитаном.

Исходный текст.

“Медленно подымаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцать верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот я думал, она ударится с размахом об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке; он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула”.

А1. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.
1) служащие Родине;
2) разведанная геологами;
3) освещённая луной;
4) растаявшие льдины;

А2. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
1) Рассеявший все сомнения и подозрения товарищ быстро удалился.
2) Убежавший от лисы заяц был счастлив.
3) Архитектор создавший необычный дом гордился своей работой.
4) Хорошо вымытые стекла пропускали много света.
А3. В суффиксе какого страдательного причастия пишется Е?
1) невид_мый;
2) исправля_мый;
3) неслыш_мый;
4) движ_мый.
А4. Укажите причастие, которое пишется с не слитно.
1) картина (не)окончена;
2) еще (не)окрепший после болезни;
3) (не)крашеный забор;
4) письмо (не)отправлено.
А5. В суффиксе какого слова пишется одна буква Н?
1) вяза(н,нн)ые варежки;
2) подреза(н,нн)ые деревья;
3) завоева(н,нн)ые призы;
4) получе(н,нн)ое задание.
А6. Найдите словосочетание с деепричастием.
1) выкрашенный краской;
2) выкрасив краской;
3) выкрасить краской;
4) закрытый дома.
А7. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2) Не замечая меня, лебеди спокойно плавали в озере.
3) Когда начал дуть сильный ветер, тайга ожила.
4) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
А8. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастием пишется слитно.
1) (не)подготовив доклада;
2) (не)продумав маршрута;
3) (не)отрывая глаз;
4) (не)навидя ложь.
А9. Найдите словосочетание, в котором не с наречием пишется раздельно.
1) забрести (не)чаянно;
2) (не)подвижно сидеть;
3) вовсе (не)интересно;
4) приехать (не)ожиданно.
А10. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву а.
1) обидеть сгоряч_;
2) посмотреть влев_;
3) убежать направ_;
4) прятать испуганн_.
А11. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву о.
1) рассказать сбивчив_;
2) начать сначал_;
3) узнать издалек_;
4) замерзнуть досин_.
А12. Найдите слово, которое пишется через дефис.
1) шли (по)зимнему лесу;
2) (по)новому методу;
3) (по)русскому обычаю;
4) встретили (по)русски.
А13. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис.
1) точь-в-точь;
2) как-нибудь;
3) давным-давно;
4) как-будто.
А14. Найдите наречие, которое пишется без Ь.
1) наотмаш_;
2) проч_;
3) невтерпеж_;
4) навзнич_.
А15. Найдите предложение с сочинительным союзом.
1) Нам необходимо было лететь самолетом до места назначения.
2) Очень приятно беседовать с интересным человеком.
3) Если Сашка волнуется, его тяжело успокоить.
4) Мне нравится получать хорошие оценки, но не очень нравится много заниматься.
А16. Найдите предложение с подчинительным союзом.
1) Все народы мира хотят, чтобы жизнь была счастливая и достойная.
2) Лето – любимое всеми школьниками время года.
3) Пусть никогда не закончится этот вечер!
4) Надо же было так влипнуть!
А17. Найдите производный предлог.
1) около дома;
2) вместо товарища;
3) на том берегу;
4) из-за болезни.
А18. Найдите производный предлог, пишущийся слитно.
1) (в)виду дождя;
2) (в)продолжение года;
3) (на)встречу с другом;
4) идти след (в)след.
А19. Найдите предложение, в котором есть частица.
1) Задремал и услышал тихий голос.
2) Смотрит – никого.
3) И надобно ж беде случиться!
4) Он глядит и видит русалочку на ветвях.
А20. В каком случае пишется частица НЕ?
1) н_ жив н_мертв;
2) н_ свет н_ заря;
3) отнюдь н_ хорошо;
4) н_ пуха н_ пера.
А21. Укажите слово, которое пишется раздельно.
1) разговаривать(то) умеешь;
2) как(будто) слышал;
3) откуда(либо) узнает;
4) пойди(ка) за соком.

1. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц».1. Укажите частицу. 1) на2) за 3) ни 4) над2. Укажите слово, которое может быть не только частицей, но

и другой частью речи.1) давай2) вон3) почти4) вряд ли 3. Укажите формообразующую частицу.1) неужели2) пусть3) уж 4) же 4. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей? 1) Траншея обрывалась у САМОГО склона оврага. (Ананьев А.) 2) Нина Семёновна опустилась на стул у САМОЙ двери. (Тендряков В.) 3) Это был огромный корабль, САМЫЙ мощный броненосец Черноморского флота. (Рыбаков А.) 4) Шубин ворвался в САМУЮ гущу боя. (Платов Л.) 5. Укажите смысловую (модальную) частицу, выражающую усиление.1) что за 2) ли 3) именно4) даже6. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.1) как 2) только 3) вряд ли 4) ведь 7. Укажите модальную частицу, выражающую ограничение.1) всё 2) лишь 3) вон 4) -ка 8. Укажите модальную частицу, выражающую уточнение.1) едва ли 2) как раз 3) только 4) разве 9. В каком предложении слово ЭТО является указательной частицей?1) Царёв чувствовал, что запаздывает, и ЭТО тоже раздражало его. (Ананьев А.)2) ЭТО означало, что бомбы рвутся очень близко.(Платов Л.) 3) ЭТО матросы осматривали свой отсек. (Платов Л.) 4) Доктор пояснил, что ЭТО всплытие вынужденное. (Платов Л.)
10. В каком предложении нет частицы? 1) Неужели и от "Летучего Голландца" осталась только бесформенная груда железа? (Платов Л.)2) Но Шура, как настоящий артист, даже виду не подал, что ему больно. (Рыбаков А.)3) В Испанию Шубина всё-таки не послали, к его величайшему негодованию.(Платов Л.) 4) Виктория очень медленно шла по городу, опустив голову. (Платов Л.)
2. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц». 1. Укажите частицу. 1) тоже2) ни 3) когда 4) несмотря на 2. Укажите формообразующую частицу.1) не2) пусть3) ведь4) только3. Укажите модальную частицу. 1) бы 2) давай 3) ни 4) лишь 4. Укажите отрицательную частицу. 1) именно 2) -ка 3) не 4) да 5. Укажите ряд, в котором все слова являются модальными частицами.1) ли, неужели, бы2) же, исключительно, и3) не, разве, вон4) почти, б, даже6. Укажите ряд, в котором все слова являются усилительными частицами. 1) -таки, ни, что за2) даже, едва ли, отнюдь не3) же, ведь, уж4) как, и, только7. Укажите ряд, в котором все слова являются указательными частицами.1) вот, вон, это2) что за, ну и, как3) неужели, разве, ли (ль)4) именно, как раз, прямо8. Укажите ряд, в котором все слова являются вопросительными частицами. 1) почти, единственно, -то 2) прямо, точно, точь-в-точь 3) неужели, разве, ли (ль) 4) только, лишь, едва ли 9. Укажите ряд, в котором все слова являются восклицательными частицами. 1) уж, всё-таки, ну 2) что за, ну и, как 3) почти, единственно, -то 4) же, ни, ведь 10. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола. 1) да, пускай, давай 2) –ка, бы, пусть 3) не, бывало, мол 4) дескать, неужели, давайте

ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ПО РУССКОМУ 8 КЛАСС! очень надо,буду благодарна;3 1. Укажите неверные утверждения.

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
Б. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.
В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.
Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
Д. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.
Е. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

3. В каком примере нужно обособить одиночное определение?
А. Власть над землей вам молодым дана.
Б. Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
В. Испытанная мною тревога разогнала мой сон.
Г. Изумленный прохожий о чем-то спросил.

4. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

5. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.
А. Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.
Б. Писала мать учительница из небольшого волжского городка и сестра из Москвы.
В. В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.
Г. И он несравненный художник был против искусства как господской эгоистической забавы.
Д. В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий.
Е. Наш повар Климов заболел.

6. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
А. Он медлит с ответом мечтатель-хохол.
Б. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
В. Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже.
Г. Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.
Д. Смышленые звери, бобры зимуют разумно.
Е. Мой друг лучший ученик по русскому языку примет участие в городской олимпиаде.

7. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г. Куда ты бежишь как на пожар?
Д. Как сейчас помню это было в самом начале июня 1999 года.
Е. Это звучит совсем как правда.

8. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки.
А. Лето я как обычно я провожу на даче
Б. После такой стирки кофточка была мягкой, как пух.
В. Дожди начнутся в сентябре как обычно.
Г. Все знают Петрова как хорошего слесаря.

помогите пожалуйста срочно!! щас задам тесты по русскому и прошу вас ответить варианты ниже....

1.укажите словосочетание с причастием.
а)встревоженный взгляд
б)организованный ученик
в)нечаянная радость
г)засеянное поле.

2.продолжите предложение
Выехав из деревни,...
а)стало видно берёзовую рощу
б)мы поднялись на гору
в)наш дом стал почти не виден
г)мысли о прошлом покинули меня

3.укажите предложение с деепричастным оборотом
а)человек задыхаясь бежал по дороге вдоль берега моря.
б)школьники принялись за работу засучив рукава.
в)выходишь ранней осенью в ближайшую рощу и удивляешься переменам.

4.деепричастия НЕ ОБРАЗУЮТЬСЯ от глаголов

5.укажите ОШИБКУ в у потреблении деепричастия.
а)отвернувшись к окну,я попросил его удалиться
б)я долго смотрел ему в лицо,стараясь заметить следы раскаяния.
в)возвращаясь в город,у меня сломалась машина.
г)медведица,пройдя к дубу,быстро исчезла в дупле.

6. НЕ пишеться раздельно в слове
а) (не)вспугнув
б)(не)доумевая
в)(не)истовствуя
г)(не)годуя

7.выделенное слово НЕ ЯВЛЯЕТСЯ наречием в предложении
а)неяркое солнце (ПО) ЗИМНЕМУ освещало землю.
б)(ОСЕНЬЮ) птицы стаей потянулись на юг.
в)вдали(ПО) ПРЕЖНЕМУ машет крыльями мельница
г)дом был построен (ПО)ХОРОШЕМУ проекту.

8.НАБЕЛО,ПО-РУССКИ,ВДРУГ,ВНИМАТЕЛЬНО-эно наречия
а)цели
б)образа действия
в)причины
г)времени

9.укажите предложение с наречием в сравнительной степени.
а)всё мрачней и ниже тучи опкскаются над морем
б)звучнее лес,безжизненней луна.
в)это кресло удобнее.
г)сегодня вечер свежее и прохладнее.

10. укажите ряд с наречиями
а)где-либо,когда-то,здесь
б)всегда,кое о чём,столько
в)куда,Везде,то
г)всё,всюду,ничему

Расставьте знаки препинания. 1. Ребята не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. 2. Не забудьте ребята подготовиться к олимпиаде по

русскому языку. 3. Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку ребята.

Диалог и монолог - Учебник по Русскому языку 2 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

В первый раздел «Наша речь» твоей учебной книги «Русский язык. 2 класс» входит тема «Диалог и монолог». Слово «диалог» тебе уже знакомо из программы первого класса. Ты, наверное, помнишь, что «диа» обозначает два. Но на самом деле в диалоге может принимать участие и три, и даже большее число собеседников.
Что же нового для тебя в этой теме? Ты узнаешь, как правильно оформлять диалог на письме – это раз. Познакомишься с новым для тебя словом «реплика» — это два. Научишься отличать диалог от монолога. Это несложно, если запомнить, что «моно» в переводе с греческого языка означает «один». Причем есть несколько вариантов монолога. Говорить может один человек, а остальные слушать. Человек может говорить наедине с собой и не обязательно делать это вслух.
Так что твой багаж знаний пополнится. Научившись на уроках по новой теме правильно записывать диалог и монолог,ты поднимешься ещё на одну ступеньку в освоении знаний по русскому языку.

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Русский язык

Класс

5б,к

Тип урока

урок развития речи

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Диалог и монолог. Знаки препинания при диалоге.

Цель

Знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.

Основные термины, понятия

Диалог, монолог

Планируемый результат

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности в индивидуальной, групповой, парной формах работы, участвовать в творческом, созидательном процессе с целью развития рефлективно-аналитических способностей.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; конструирует общую парную коррекцию для определения взаимосвязи между двумя понятиями: диалог и монолог .

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Этапы урока

Дидактические задачи

1. Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

3. Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач .

5. Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

6. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

7. Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

8. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Л. Положительно относиться к учению, позн-ой деят-ти

П. осознают познав-ую задачу

Р. планируют необходимые действия

Приветствие, проверка готовности к уроку

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

П. выполняют упд в умственной ф-ме, осуществляют логические задачи

Р.Принимают и сохраняют учебную задачу

К.Задают вопросы, отвечают, слушают, формулируют собственные мысли, обосновывают и высказывают собственную точку зрения

Записываем число, классная работа.

Проверка д/з. № 78

Сколько прилагательных встретилось в упражнении?

Какие?

Докажите, что названые слова действительно являются прилагательными.

!!! Три ученика готовятся выразительно прочитать текст.

Отвечают на вопросы, строят понятные высказывания, читают тексты, оценивают работу одноклассников

3,4

П. Извлекают необходимую информацию из высказывания учителя, одноклассников, систематизируют собственные знания

К. формулирует свои мысли, высказывает собственную точку зрения

А сейчас послушаем небольшую сказку.

---------

Сколько персонажей участвует в данном разговоре?

А в рассуждении о прилагательном?

Итак, мы видим, что может быть речь одного лица или разговор нескольких лиц.

Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Записываем тему урока. Диалог и монолог.

Но сегодня на уроке мы должны не только вспомнить, что такое диалог и монолог, но и выяснить, где эти формы речи встречаются в тексте, как диалог оформляется на письме.

Вернёмся к сказке. Как вы думаете, это диалог или монолог?

Почему так решили?

Итак, диалог - разговор двух или нескольких лиц, а монолог- речь одного лица.

Мы сказали, что в сказке два персонажа: дедушка и его внук. А кто заметил ещё одно действующее лицо?

Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев

Отвечают на вопросы, работают над составлением плана работы на уроке

П. Извлекает информацию из учебника

Л. желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

К. строит понятные для партнеров монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах

Откроем учебник стр. 13. прочитаем п.3.

?Что ещё узнали из параграфа?

А как вы думаете, когда мы чаще используем диалог? монолог?

Что чаще используем в письменной? устной речи?

Слушают учителя, одноклассников, строят монологические высказывания

Читают статью учебника

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-

Упр. 11. В парах восстановите порядок реплик, приготовьтесь читать.

Обратим внимание на оформление диалога на письме. ?В чём особенность?

Упр.12

Строим схемы.

Можно поставить после реплик? Прочитаем. Записываю схемы, переписываем предложение в соответствии со схемами.

В парах составьте диалог на тему "В школьной столовой", (схемы на доске) запишите.

Проверяем.

А сейчас поработаем с текстом. Читаем.

Можно назвать это диалогом? Почему? Отсутствуют ответы.

Давайте сначала устно дополним предложения, чтобы у нас получился диалог. Прочтём

Нет ли здесь ошибки? Неоправданный повтор слов. Запишите диалог, устраняя повторы слов.

Выполняют упр, оценивают работу одноклассников, формулируют собственные высказывания, обозначают для себя трудные моменты

Личностные:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Итак, что узнали сегодня на уроке?

Диалог -

Монолог -

Каждая реплика пишется

Диалог используется

Нужно правильно подбирать слова в диалоге, избегая повторов.

Рассказывают о приобретённых знаниях, оценивают свою работу на уроке