Гянджа – второй по величине город Азербайджана, центр исторической области Арран и древняя столица Гянджинского ханства, через которую следовали караваны Великого шелкового пути. Исторические памятники Гянджи – мавзолеи и мечети хранят память о персидском господстве, в то время как новые этапы в жизни города отражены в изящных скульптурах и музейных коллекциях. От других городов страны Гянджу выгодно отличает природа. Горизонт затмевают хребты Малого Кавказа, по склонам которых простерлись дубовые и буковые леса, через город торопливо бежит горная река, а улицы укрыты в тени многовековых деревьев-чинаров.

В наши Гянджа переживает второе рождение. Город облагораживают, восстанавливают парки и скульптуры, площади с фонтанами, возводят современные торгово-развлекательные комплексы и уютные рестораны, без которых город так и оставался бы музеем под открытым небом, а никак не местом для полноценного отдыха и знакомства скультурой Азербайджана.

Географическое положение

Гянджа – город в северо-западной части Азербайджана, являющийся центром историко-географической области Арран. Город располагается в 360 км к западу от Баку.

Гянджа лежит на Гянджинско-Казахской низменности, подле северо-восточных склонов Малого Кавказа. Из любой точки города видна гряда Муровдага с вершиной Гямыш. Гянджу делит на две части каменистое русло реки Гянджачай, принадлежащей бассейну Куры. К югу от города простерся Гейгельский заповедник с каменной стеной горы Кяпаз, озером Гейгель, воды которого имеют красивый сапфировый цвет.

Ландшафты в окрестностях города – холмистое предгорье, укрытые пологом трав. По склонам Малого Кавказа зеленой волной спускаются хвойные и широколиственные леса. Растительный мир в черте города – это субтропическая флора парков и скверов, фруктовые сады. Одним из символов Гянджи считаются чинары – деревья семейства платановых, более двух сотен лет украшающие улицы и бульвары города.

Климат

Климат Гянджи континентальный зоны полупустынь, характеризующийся высокими температурами и низкой влажностью.

Зима теплая и короткая. Средняя температура самого холодного месяца, января составляет 3,2 °С. Снежный покров не образуется, однако бывают осадки в виде снега.

Лето жаркое, солнечное и продолжительное. Средняя температура самого теплого месяца, июля, составляет 26,2 °С. При этом днем столбик термометра поднимается до значений в 30 °С и выше.

Среднегодовое количество осадков в Гяндже – 240 мм. Наибольшее их количество приходится на период с апреля по июнь.

Число часов солнечного сияния – порядка 2100-2200 в год.

Наиболее благоприятными периодами для отдыха в Гяндже считаются май-июнь и сентябрь-октябрь. В это время дневные температуры комфортные, на уровне 20-26 °С, а погода стоит ясная и солнечная.

Связь

Услуги сотовой связи и мобильного интернета в Гяндже предоставляют мобильные операторы «Bakcell», «Azercell» и «Azerfon». Сим-карты местных операторов можно приобрести в аэропорту или на железнодорожном вокзале, а также в салонах связи. В режиме международного роуминга действуют сим-карты российских операторов.

В некоторых кафе и ресторанах Гянджи, а также в большинстве курортных отелей предоставляют услугу бесплатного Wi-Fi доступа в интернет.

Телефонный код Гянджи – 22.
Для звонка из России следует набирать 8-994-22-номер абонента.

Население

По оценке 201 года в Гяндже проживает 322900 человек. Подавляющее большинство населения – азербайджанцы, также в городе проживают цахуры, лезгины, русские, курды, удины и татары.

Транспортная составляющая

Авиатранспорт . В Гяндже действует международный аэропорт, связанный прямыми авиарейсами с Москвой, Стамбулом и Баку. Аэропорт расположен всего в 7 км от центра города. Преодолеть это расстояние без труда можно на рейсовом автобусе, маршрутке или такси.

Порядка 350 км отделяет Гянджу от международного аэропорт Баку, который принимает воздушные суда из Москвы, Санкт-Петербург, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов России, а также Минска, Тбилиси, Праги, Вены, Лондона, Милана и других европейских столиц. Чтобы добраться от аэропорта до Гянджи нужно сначала на рейсовом автобусе №116 или такси доехать до Баку, а оттуда на электропоезде или на междугороднем автобусе до Гянджи.

Железнодорожный транспорт . Непосредственно в черте города находится железнодорожный вокзал, однако на платформе делают остановку в основном пригородные поезда из Баку и поезда дальнего следования по маршруту Баку-Тбилиси.

Поезда из Москвы, Оренбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону приходят на железнодорожный вокзал Баку. Из столицы в Гянджу курсируют междугородние автобусы и электрички.

Автотранспорт . В центральной части города располагается автовокзал, на который пребывают междугородние автобусы из Баку, а также пригородные автобусы, следующие из ближайших населенных пунктов.

Общественный транспорт Гянджи – автобусы и маршрутные такси, охватывающие все городские районы. Кроме того, по улицам города курсирует несколько пассажирских электромобилей. В Гяндже работают официальные и неофициальные таксисты, в среднем, поездка по городу стоит в пределах 2-3 манат.

Туризм

В Гяндже наибольшее развитие имеют такие сферы туризма как экскурсионный туризм и активный отдых.

Экскурсионный туризм . Именно древняя история города, средневековый комплекс Шейха Бахауддина, богатая коллекция Историко-краеведческого музея обусловили туристическую привлекательность Гянджи. В город приезжают туристы из Баку и других курортов Азербайджана, чтобы увидеть старинные мечети, мавзолеи и караван-сараи. Гянджа известен и как город, лежащий на Великом шелковом пути – средневековом торговом тракте, соединяющим Среднюю Азию и Средиземноморье. В наши дни ведется проект по возрождению Великого шелкового пути, в котором наряду с городами Китая, Средней Азии и Ирана принимает участие и Гянджа.

Город оплетают маршруты тематических экскурсий, а за его пределами пролегают экскурсии в Гейгельский заповедник и на курорт Нафталан. Кроме того, Гянджа – родина великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви, с именем которого связано множество проводимых в городе культурных мероприятий.

Активный отдых и эко-туризм в Гяндже взаимосвязаны. К югу от города лежит Гейгельский заповедник, главным украшением которого является озеро Гейгель. Воды высокогорного озера даже летом едва прогреваются до 17 °С, поэтому искупаться в них решится не каждый, зато туристам предлагают лодочные прогулки и прогулки верхом по туристическим тропам природного парка.

Оздоровительный отдых в Гяндже не самое приоритетное направление, так как всего в 50 км располагается знаменитый курорт Нафталан. Однако в городе действует санаторий, в котором реализованы лечебные программы с применением «лечебной нефти» – нафлатана, аппаратной физиотерапии и других методик курортной медицины. Кроме того, многие отели и гостиницы Гянджи рады предложить своим гостям такие оздоровительные процедуры как посещение хаммама или сауны, массаж, косметологические услуги.

Важные телефоны

Телефоны экстренных служб в Нафталане:

  • Пожарные – 101
  • Полиция – 102
  • Скорая медицинская помощь – 103
  • Служба точного времени – 106
  • Городская справочная служба – 109
  • Справочная автовокзала - (+994 22) 57 67 17;(+994 22) 57 76 05
  • Железнодорожный вокзал –(+ 994 22) 56-90-43, (+99422) 56-13-09

Достопримечательности

Гянджа – город многовековой историей, которому есть что показать даже искушенным путешественникам. При въезде в город туристов встречает мавзолей поэта Низами Гянджеви – высокое цилиндрическое здание из красного гранита. Над небольшим по сравнению с размерами мавзолея входом золотом высечено имя Низами. Под самым сводом здания находятся окна с пестрой мозаикой витражей. Строение окружают целые скульптурные композиции, иллюстрирующие сцены из произведений поэта. При мавзолее действует Театр поэзии.

В самом центре Гянджи находится ансамбль Шейха Бахауддина. В центре комплекса находится мечеть шаха Аббаса – приземистое здание из красного кирпича с массивными воротами и двумя высокими башнями минаретами. Окна мечети украшены узорными решетками-шебеке. На площади перед мечетью установлен фонтан и усыпальница защитника Гянджи – Джаватхана.

Рядом с мечетью расположена баня Чекяк-Хамам. Кирпичное здание представляет собой два соединяющихся зала с купольными крышами. Один предназначался для отдыха – в нем был фонтан и бассейн, другой – для купания. Уникальна система отопления бани – из паровых котлов по керамическим трубам тепло поступало во все помещения Чекяк-Хамам. Данная система исправно работала более четырех столетий вплоть до 1963 года. В наши дни баня является памятником истории всемирного значения и взята под охрану ЮНЕСКО.

Третье здание ансамбля Шейха Бахауддина – караван-сарай. Приземистое здание, также возведенное из красного кирпича с традиционными для восточной архитектуры сводчатыми окнами и открытым двором. Ныне караван-сарай занимает Храм знаний.

Немалый интерес представляют для гостей Гянджи и другие ее достопримечательности – единственный в городе православный храм, Александро-Невская церковь, возведенная в 1887 году в византийском стиле, немецкая кирха и армянская церковь Святого Ованеса, которая в наши дни выступает в качестве концертного зала.

За пределами Гянджи туристы могут посетить Гейгельский заповедник, известный как один из самых живописных природных уголков Азербайджана. Район горы Кяпаз нередко называют Семиозерьем – в результате разрушительного землетрясения, обломки горы образовали высокогорные озера Гейгель, Залигель, Аггель, Шамлыггель, Джейрангель, Ордакгель и Каратель. Над водоемами высятся горные хребты, поросшие густыми буковыми лесами, сменяемыми зарослями можжевельника и жимолости. По берегам озер бродят олень, рысь и косуля.

Досуг на курорте

Рестораны. В Гяндже действуют рестораны, кафе, кофейни и небольшие пекарни, предлагающие выпечку на вынос. В большинстве заведений подают блюда национальной кухни. Считается, что в Гяндже работают лучшие повара и именно здесь можно проникнуться кулинарными традициями Азербайджана.

Одно из самых популярных заведений города – ресторан «SahSarayi», стоящий на берегу реки. Заведение объединяет барную зону, несколько залов, каждый из которых выполнен в собственном стиле – в одних мягкий рассеянный свет и классические столики, в других – восточные диваны завешанные палантинами. К набережной ресторан выходит небольшим закрытым двориком с деревянными беседками и столиками. Всюду в виде украшений национальные музыкальные инструменты и предметы быта. В меню «Sah Sarayi» кебабы, бастурма, испеченные в тандыре лепешки, мясные бульоны, а также блюда международной кухни.

Наряду с азербайджанской кухней популярностью в Гянджи пользуются турецкие гастрономические традиции. Отведать суп из йогурта, пастуший салат, пилав и пахлаву можно в ресторане «Elegance».

Парки. Гянджа – зеленый город, здесь много парков, небольших скверов, прогулочных аллей и бульваров, укромных садов. Совсем недавно инфраструктуру города пополнил парк имени Гейдара Алиева, расположенный на западной окраине города. При входе в парк гостей встречает триумфальная арка, за которой тянется широкая аллея с зеленым ковром лужаек и стройными рядами уличных фонарей по бокам. По парку проложены велосипедные дорожки, работает пункт проката велосипедов, несколько детских каруселей.

Главный украшением Гянджи является Ханский сад или Хан Багы, являющийся одним из старейших в Азербайджане – парк был заложен еще в XVII веке. Ханский сад – очень красивое место. Аллеи парка обрамляют многовековые чинары, хранящие воспоминания о персидском владычестве, пальмы, ели. В ханском саду создана система каналов, по водам которых скользят изящные лебеди. Через небольшие родники дугой перекинуты мостики, повсюду установлены скульптуры – фигура девочки, кормящей лебедя, овитая плющом скульптура играющего на рояле музыканта. Есть в саду и площадка с колоннадой, летний театр и причудливой формы фонтаны.

Театры и кинотеатры. В Гяндже действует Государственный драматический театр и Театр кукол, расположенный в здании немецкой церкви позапрошлого века, а также Театр поэзии имени Низами, на сцене которого проходят спектакли по произведениям великого поэта и философа.

Согласно проекту развития города планируется строительство Гянджинской Государственной Филармонии.

Музеи. В центральной части города, в двухэтажном историческом особняке располагается Исторический музей Гянджи. Коллекция музея насчитывает свыше 30000 экспонатов, среди которых археологические находки, датируемые бронзовым веком, искусные изделия местных мастеров – керамическая расписная посуда, ювелирные украшения, миниатюры времен Гянджинского ханства.

Развлекательные и торговые центры. Самым крупным торгово-развлекательным центром в Гяндже является комплекс «Aura Park», объединивший магазины одежды и аксессуаров, ювелирные салоны, парфюмерные магазины, развлекательную зону ля детей с игровыми автоматами и лабиринтом, фуд-корт. Для туристов, несомненно, представляют интерес сувенирные лавки, в которых можно приобрести изделия местного фарфорового завода – сервизы расписанные в национальном стиле, а также шелковые платки и ковры, ювелирные изделия.

В кафе и ресторанах Гянджи по вечерам играет живая музыка, проходят дискотеки, концерты. При крупных городских отелях действуют досуговые центры, как правило, включающие танцзал, бильярдную и боулинг-клуб.

Парки аттракционов. Специализированных парков аттракционов в Гяндже нет. Детские карусели, горки, прокат электромобилей и велосипедов есть в нескольких городских парках.

Афиша

Гянджа, как культурный центр Западного Азербайджана, является местом проведения фестивалей, праздников, масштабных культурных и спортивных мероприятий. Ежегодно в городе проходит Международный фестиваль вина, в котором принимают участие виноделы из Франции, Германии, Италии, России, Молдовы и Грузии. В рамках мероприятия проходят дегустации, ярмарки, концертная программа и театрализованные представления.

Ареной праздничных мероприятий в дни празднования юбилеев Низами Гянджеви становится Театр поэзии при мавзолее азербайджанского поэта и философа. Программа мероприятий включает поэтические чтения, семинары, книжный форум и спектакли по произведениям Низами.

Кроме того, в Гяндже проводятся праздники граната и винограда, литературные форумы, приуроченные к праздничным датам, художественные выставки, фестивали искусств.

Гянджа от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Гяндже.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Гянджа, как сказочно красивый город, не мог появиться просто так. Согласно легенде, он был основан на том месте, где путник Мазьяд нашел огромный клад - это были котлы, наполненные драгоценными камнями и золотом. Город был назван в честь этой невероятной находки, а через несколько веков стал вторым по значимости в Азербайджане.

Кстати, знаменитый Великий Шелковый Путь проходил именно через Гянджу. Сегодня город участвует в проекте по восстановлению этого древнего торгового маршрута.

На осмотр старого города Гянджи достаточно 1 дня, пешком его можно пройти за пару часов, но если не спешить и по-восточному наслаждаться жизнью, ароматным кофе и достопримечательностями, то и двух дней покажется мало.

Как добраться

До Гянджи можно добраться на самолете, поезде, автобусе или своим транспортом. Рейс из Москвы лайнер преодолеет за 2,5 часа. Из Баку , столицы Азербайджана, до Гянджи - 370 км. На автобусе путь займет порядка 4 часов. Стоимость билета - 6-8 AZN. Водители обычно делают получасовую остановку возле придорожного кафе, чтобы пассажиры могли отдохнуть и пообедать.

Между городами Гянджа и Баку также курсирует ночной поезд, стоимость проезда которого 11-34 AZN, отправляется около 23:00 и прибывает 7:00 утра. Купить жд билеты можно онлайн на сайте (есть русскоязычная версия).

Аэропорт Гянджи

Несколько лет назад аэропорт Гянджи получил статус международного. Он находится ориентировочно в 10 километрах от города. Добраться до аэропорта можно на такси. Средняя стоимость поездки - 5-10 AZN. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Аэропорт принимает рейсы нескольких перевозчиков, среди которых «ВИМ Авиа», «Россия», «Ют Эйр», «Уральские авиалинии» и другие. Из России больше всего рейсов в Гянджу прилетает из Москвы и Санкт-Петербурга. С лета 2017 стал летать лоукостер Buta AZAL.

Поиск авиабилетов в Гянджу

Транспорт

Наиболее развитый вид общественного транспорта в Гяндже - это автобус. Маршруты пронизывают город. Стоимость проезда небольшая - 0,30 AZN. Также в городе работают маршрутки, а пару лет назад в Гянджу поставили несколько электромобилей для поездок по городу. Правда, это не массовый вид транспорта, скорее, как пример заботы об экологии.

С таксистами Гянджи о стоимости проезда нужно договариваться заранее. В среднем поездка по городу обойдется в 2-3 AZN.

Погода в Гяндже

Кухня и рестораны

В Гяндже есть немало мест, где можно вкусно провести время, посидеть компанией, отведать блюда национальной кухни. В основном, это небольшие тихие кафе, в которых местные жители могут собираться после работы.

Естественно, здесь просто необходимо попробовать блюда азербайджанской кухни, иначе поездка в этот город будет пропащей. Местные гурманы считают, что в Гяндже готовят намного лучше, чем в Баку. Опросов мнений и официальных соревнований в этой области никто не проводил, но повара Гянджи считаются одними из лучших в Азербайджане. Проверить это утверждение можно только одним способом: попробовать множество блюд.

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана, главным историческим памятником которого является ансамбль Шейха Бахауддина.

Магазины

Для туристов, в первую очередь, будут интересны сувенирные лавки Гянджи. Магазинчики предлагают сервизы, подносы, вазы. В 70-х годах прошлого века в городе открылся фарфоровый завод. Вот его продукция активно и продвигается среди приезжих.

Фарфора в Гяндже - полным-полно. Изделия расписаны в азербайджанском стиле, изысканные картины рассказывают об истории республики и национальных героях.

Также в городе можно приобрести отличные ковры и шелковые платки, гравированную посуду, ювелирные изделия и, конечно же, вино. Азербайджанское вино, которое по своему вкусу не уступает знаменитому грузинскому.

Гостиницы

Нельзя сказать, что гостиничный бизнес отлично развит в Гяндже. Как и в любом городе, здесь можно снять номер в неплохом отеле или арендовать квартиру на сутки или несколько часов.

Самыми известными гостиницами города являются «Гянджа» и пятизвездочный Ramada Plaza. Первый отель расположен в центральной части, в номерах - душ, кондиционер, телевизор. Также можно арендовать конференц-зал и бизнес-центр.

Отдых в Ramada Plaza обойдется от 126 до 1500 AZN за ночь. За эту сумму можно получить отличный двухместный номер, а также возможность посетить сауну, фитнес-центр, поплавать в отрытом бассейне и поиграть в теннис.

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Гянджи

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана. Здесь есть как древние достопримечательности, так и сравнительно молодые, которые отражают недавнюю историю страны.

Главным историческим ансамблем Гянджи является ансамбль Шейха Бахауддина, куда входят Джума-мечеть, караван-сарай и Чёкяк-хамам. Первой в этой троице появилась мечеть (1606 г.), за ней баня с двумя сообщающимися залами, а после караван-сарай, где расположен музей поэтессы Месхети Гянджеви.

2 вещи, которые надо сделать в Гяндже

  1. Оставить свой след на одной из мощеных булыгой улиц Гянджи, по которым ходили Катран Тебризи, Абул-Ула, Фелеки, Хагани, Мехсети и другие «звезды» азербайджанского ренессанса.
  2. Откусить кусочек от многотонного торта, приготовленного в честь дня рождения президента Азербайджана Ильхама Алиева (24 декабря). Заметим, что с каждым годом длина торта увеличивается на 1 метр и равняется возрасту президента. Такими темпами, к 2021 году размер его составит 60 метров!

Джума-мечеть

Архитектор Джума-мечети Шейх Бахауддин был по призванию астрономом. Во время возведения этого уникального здания из красного кирпича он придумал хитрость: построил ее так, что по ней можно сверять часы. Дело в том, что ровно в полдень с западной стороны на белый кирпич падает солнечный луч, по которому можно настраивать свои тикающие механизмы.

Усыпальница Джавад-хана

Усыпальница Джавад-хана была открыта как памятник в 2005 году в честь бесстрашного воина, погибшего при взятии Гянджи русскими войсками в начале 19 века. Эта усыпальница установлена на месте могилы Джавад-хана и выполнена в стиле средневековой архитектурной школы.

Русская церковь

Ближе к концу 19 века в Гяндже открылась русская церковь. Храм появился на месте кладбища, а на его строительство сбросились как православные, так и мусульмане. В интерьере церкви сохранились икона Александра Невского и икона Святой Марии Магдалины. Службы здесь проходят по выходным и по православным праздникам.

Бутылочный дом

А вот бутылочный дом сравнительно молодая достопримечательность Гянджи. Его придумал архитектор Ибрагим Джафаров, который таким образом хотел увековечить память погибших в Великой Отечественной войне. Дом сделан из зеленых бутылок, скрепленных специальным раствором. Из донышек на фасаде здания выложено слово «Гянджа».

На возведение дома ушло порядка 50 тысяч бутылок. Сегодня в этом необычном здании живут дети и внуки Джафарова, которые мечтают обновить дом в память о своем деде.

Динамика роста населения:

  • 1897 - 33,6 тыс.
  • 1939 - 99 тыс.
  • 1959 - 136 тыс.
  • 1972 - 195 тыс.
  • 2003 - 302 тыс.
  • 2004 - 320 тыс.
  • 2008 - 397 тыс.

Национальный состав: азербайджанцы составляют около 98% населения, русские, украинцы, татары и др. - 2%

История

Возникновение города
Как и другие города современного Азербайджана (Нахичевань, Шеки, Шемаха), Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на пересечении древних караванных дорог.

Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 г. Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядомом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Мохаммад как основатель Гянджи упомянут и в «Истории страны Алаунк» Мовсеса Каланкатуаци:

«Спустя еще два года пришел хазр патгос, человек беспощадный и свирепый, но и сдох в том же году. Но пришел сын его и покорил страну мечом, предал огню множество церквей, жителей взял в полон и ушел в Багдад. Затем он вновь пришел оттуда по царскому повелению и на средства казны построил в гаваре (округе) Аршакашен город Гандзак в двести девяносто пятом году (армянского летосчисления).»

В Гандзаке долгое время была резиденция католикоса Кавказской Албании (Агванка).

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.).

В начале VII в и в VIII в. Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами.

Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем.

По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы.

В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х в. Гянджа, находившаяся под властью Саларидитов, стала столицей Шададитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла еще больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость.

В 1063 были созданы знаменитые врата Гянджи.

По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных. С 1918 г. город оказался в составе республики Азербайджан.

Турки-сельджуки
В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038-1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI в. Фадлун III, правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах (1072-1092) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шададитов, которые правили более 100 лет.

Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном (1105-1117) всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее.

Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гек-гель, Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки.

Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметрий напал на город, захватили много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые поныне хранятся во дворе Келатского монастыря в Грузии.

С образованием государства атабеков (см. Иранский Азербайджан, Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шелк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Между Россией и Ираном
В XVIII в. Гянджа - центр Гянджинского ханства.

В конце 1803 г. против Гянджи вступил русский отряд князя П.Д. Цицианова (до 2 тыс. чел.). На требование Цицианова покориться Джавад-хан Гянджинский ответил отказом. На подступах к Гяндже он дал русским бой, но был разбит и бежал в крепость, потреяв 250 чел. убитыми; русские потеряли 70 чел.

3 января 1804 г. в 5 часов 30 минут утра войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Ее окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чем в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I.

Это привело к русско-иранской войне 1804-1813. Иранская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Севан на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис (Тбилиси).

В октябре 1813 Иран был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана.

С 1868 Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии.

В 1883 связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век
По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13392, армян 10524). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джумаа (Джаами Гянджи), построенная Шахом-Аббасом в 1620 г., увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Из церквей самая старая - церковь Сурб Ованес Мкртич (Св. Иоанна Крестителя) - 1633 г.; армянский собор высотой 20 м. был закончен в 1869 г.

В начале XX века в городе функционировали 6 армяно-апостольских церквей, 2 русские православные церкви и 13 мечетей. Из сохранившихся армянских апостольских церквей наиболее почтенный возраст имеет церковь святого Ованеса Мкртича, на южной стене которой под солнечными часами была высечена надпись, удостоверяющая, что при католикосе Ованесе в 1633 году построена сия церковь святого Ованеса Мкртича (Иоанна Крестителя).

Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 г. в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами (см. Армяно-татарская резня 1905-1906, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг.

22 января 1918 у станции Шамхор, недалеко от Гянджи вооруженными бандами националистов были убиты и ранены тысячи солдат российской армии возвращавшихся с Кавказского фронта в Россию.

В июне 1918 Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку.

В ночь с 25 на 26 мая 1920 здесь был поднят мятеж мусаватистов, который был ликвидирован в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана.

22 ноября 1988 г. в городе начались армянские погромы, сопроводжавшиеся настоящими сражениями на границах армянского квартала. После этого многотысячное этническое армянское население города было полностью эвакуировано в Армению, их дома и имущество - разграблены.

Климат

  • Среднегодовая температура - +13,4 C°
  • Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха - 68 %

В губернском городе Елисаветполь (Гандзак, Кировабад, Гянджа) всегда жили армяне – когда мало, когда много. В начале ХХ века здесь проживало примерно 15 тысяч армян, хотя данные могут быть намного занижены. Елисаветпольская губерния отошла к России после Гюлистанского мирного договора.

Это был мой родной город, который с февраля 1988 года стал чужим, опасным и ненавидимым. Есть кировабадцы, которые хотят вернуться обратно – в свои дома, на свои улицы. Но те, которые пережили весь ужас, тянувшийся с февраля 1988 до октября 1989-го, вряд ли захотят пройтись по улицам, на которых их ежеминутно подстерегала опасность.

Когда знаешь, что больше никогда не придется походить по улицам детства и город, где ты родился, потерян навсегда, о нем очень больно вспоминать. Число потерь у каждого человека растет с каждым прожитым годом и чем ближе к концу жизни, тем горше чувство утраты места, где он родился, где похоронены его предки. Помню, где-то в начале 90-х годов прошлого века по Армянскому телевидению была передача о Киликии. Говорил старик, избежавший турецкого ятагана и сохранивший ключи от своего дома... На что он надеялся, зачем он хранил их, пройдя через все круги ада на чужбине? Неужели надеялся вернуться - если не сам, так дети, внуки... Кто знает...

Года два тому назад в одном из ящиков письменного стола, мне попались ключи от нашего дома в Кировабаде – вспомнился тот старик. Ключи я все-таки выкинула, и вместе с ними ушла и подсознательная вера в то, что когда-нибудь я вернусь в тот город, который остался в памяти только событиями 1988-1989 года, когда озверелая толпа азеров сделала все для того, чтобы он остался в памяти ненавистным, чужим и нежеланным. Чтобы даже вспоминать о нем не хотелось.

Географически Кировабад делится рекой на две части. Условно, левобережье называется "азербайджанской частью", на территории которой расположены все крупные промышленные объекты города, административные здания, вокзалы, аэропорт, институты, телеграф, почта и торговая часть города, т.е. все жизненно важные центры, левобережье наиболее густонаселено, в основном, азербайджанцами. Правобережье - "армянская часть", где в основном, проживали армяне. Но постоянно прогрессирующая миграция армян за пределы республики, привела к тому, что и в так называемой ""армянской части"" города, в последнее время резко увеличилось число азербайджанцев. К началу произошедших событий в городе, с населением в 280 тыс. человек, насчитывалось более 40 тысяч армян (по переписи населения 1979 года – 40 741).

События в г. Кировабаде начались параллельно с Сумгаитскими погромами в конце февраля 1988 г. Более 200 молодых людей в сопровождении работников управления внутренних дел (УВД) города, шли по центральным улицам (Шаумяна, Джапаридзе - армянская часть города), ломая окна и двери армянских домов, избивая по пути прохожих армян. Сопротивление армян в районе поселка инженерно-технических работников (ИТР) и вмешательство военнослужащих приостановили погромы. В следующие дни, впервые в городе появились военные патрули с дубинками и щитами. В течение нескольких дней, силами местной власти были восстановлены и ""косметически"" отремонтированы дома и государственные объекты (магазины, киоски) в армянской части города. Дальнейшие события в городе развернулись по следующему сценарию. В предприятиях и учреждениях армян заставляли подписывать письма о неправомерных действиях армянского населения НКАО. Дети в школу ходили только в сопровождении родителей. Со стороны властей шла подготовка крупномасштабного погрома армян. Работники ЖЭК-ов составляли списки армян по адресам. Квартиры армян отмечались крестом, направлялись письменные угрозы, чтобы они покинули свои дома.

Так, что же произошло в Кировабаде? Утром 21 ноября 1988 года к площади Ленина (напротив административного здания ГК партии и Горисполкома) начали стекаться организованные колонны студентов, к которым примкнули работники промышленных предприятий и возбужденные толпы. К обеду вся площадь Ленина была переполнена. Ажиотаж, созданный "ораторами", накалял обстановку. К 15 часам огромная бесчинствующая толпа молодежи в сопровождении сотрудников УВД с железными прутьями, камнями двинулась в армянскую часть города, сокрушая все на своем пути и избивая прохожих армян. Прорвавшись к армянской церкви, толпа учинила погром и похитила крест, прикрепленный на входной двери церкви. Были разгромлены подсобные помещения во дворе церкви, в том числе и дом священника Саака.

Встретив отпор в районе Красного села, толпа азербайджанцев отступила. На обратном пути по ул. Фиолетова был подожжен дом N68. Все эти бесчинства продолжались около трех часов. К вечеру того же дня армянская часть города была оцеплена войсками. Всю ночь, в ожидании очередных эксцессов, люди дежурили возле костров. К полудню появились первые беженцы-армяне, проживающие в азербайджанской части города. Была создана инициативная группа, цель которой - защита и спасение армянского населения. К шести часам вечера в азербайджанской части города начались массовые избиения и погромы домов армян. Стали поступать первые пострадавшие.

В помещении церкви был создан штаб инициативной группы, куда начала стекаться информация о происходящем. Инициативная группа входила в контакт с представителями комендатуры. Комендантом города (генерал-майор Полех) был издан приказ и объявлено особое положение - комендантский час с 10 вечера до 6 утра. По требованию инициативной группы для эвакуации армян из азербайджанской части комендатурой города были выделены две автомашины (без бензина) в сопровождении одного офицера и солдата (без оружия), прибывшие только к 12 часам ночи. В ту же ночь десять добровольцев, рискуя собственной жизнью, выехали в районы погромов. Было спасено 77 человек: детей, женщин и стариков. Всю ночь в штабе шла регистрация и прием заявлений от пострадавших.

Есть очевидцы разрушения и глумления над памятником маршала И. Х. Баграмяна. Был разбит барельеф Х. Абовяна со здания школы, носившей его имя, сорваны таблички с названиями улиц, носящими армянские имена. По рассказам прибывших пострадавших из азербайджанской части в городе царил неописуемый хаос. По словам представителя комендатуры войск не хватало, солдаты не были в силах справиться с бесчинствующей ордой. Много пострадавших было и среди воинов.

С 21 по 23 ноября 1988 года все больные армянской национальности были грубо изгнаны из больниц, среди которых были недавно прооперированные и тяжелобольные. Все они были размещены в специальном медпункте, созданном инициативной группой. В армянскую часть города "скорая помощь" не выезжала. Впервые дни погрома армяне были изгнаны со своих рабочих мест. Работники сберегательных касс и касс Аэрофлота рвали паспорта армян, пришедших получить вклад или приобрести билеты для выезда из города. Очень большое количество людей осталось без документов. С 23 ноября инициативной группе с целью эвакуации армян из азербайджанской части города были выделены два автобуса с вооруженной охраной и выданы 25 пропусков, разрешающих хождение по городу во время комендантского часа.

Бесконечный поток избитых, изнасилованных, обезумевших от страха, раздетых, полуголых, без документов, не имеющих никаких средств для существования людей, размещали в церкви и школе, находящейся рядом с храмом. Среди них были не только армяне, но и русские, украинцы, грузины, евреи, греки. В городе сложилась бесконтрольная ситуация. Этому немало потворствовали работники УВД, горкома, райкома и горисполкома, когда периодически отключались телефоны, газ, не подавалась вода, и не работал транспорт в армянской части города, что создало угрозу экономического голода и антисанитарии. В азербайджанской части города, на площади Ленина, продолжались целенаправленные митинги, появился новый лозунг "Смерть армянам и русским!" Видимо, не удовлетворенные не совсем радикальными решениями своих руководителей, митингующие требовали к митингующим первого секретаря ГККП Багирли. Но, узнав о побеге Багирли, они устроили погром в здании ГККП, на крыше которого в течение 36 часов красовался турецкий флаг. В это же самое время по азербайджанскому телевидению шли митинги националистического толка, где выступавшие требовали освобождения "героев Сумгаита" и принятия решительных мер по отношению к армянскому населению, проживающему в Азербайджане. Среди выступавших был весь "цвет" азербайджанской интеллигенции.

24 - 27 ноября - положение не изменилось. На просьбы инициативной группы к коменданту города об оказании помощи пострадавшим, обеспечении их продуктами питания, медикаментами - был дан один ответ, что все это не входит в их компетенцию. Нерешительные действия армии дали возможность азербайджанцам бесчинствовать в течение 6-7 дней.

За эти дни:
Убито - 18 человек
Изнасиловано - 11 человек
Пропали без вести - 60 человек
Тяжело ранено - 74 человека
Число беженцев - 4500 человек
Разграблено квартир - 1376
Украдено - 20
Сожжено - 24 автомашины

Помощь пришла из близлежащих деревень. Из Армении для решения вопроса об эвакуации женщин, детей и больных прибыли врач с медикаментами и представитель гражданской авиации.

На седьмой день в штаб инициативной группы прибыл подполковник Зубов. В ответ на требования членов инициативной группы были угрозы и шантаж. Контакт прервался. Одновременно было сообщено, что в город прибыла следственная группа Прокуратуры СССР и работники Главного Управления Уголовного Розыска (ГУУР) СССР. Часть собранного материала была передана работникам Прокуратуры СССР. В качестве документов были заявления пострадавших о погромах, грабежах и насилиях, фотографии погромщиков и пострадавших, записи допросов задержанных и их собственноручные показания. Но компрометирующие материалы, переданные в комендатуру, еще впервые дни погромов, бесследно исчезли. Вместе с ними исчезли более 400 заявлений, отобранных из материалов следователем майором Красавиным. 29 ноября прекратились массовые погромы, началась новая волна акций. Работники военного комиссариата начали призывать в армию молодежь, а комендант города издал приказ о сдаче охотничьих ружей. Прокуратурой СССР проводилась судебно-медицинская экспертиза лиц, подвергшихся избиениям и изнасилованиям. Вновь появившийся подполковник Зубов озадачил членов инициативной группы ультиматумом пойти на контакт с местной администрацией и принять выдвигаемые ею условия, или он не будет отвечать за последствия отказа, и войска будут выведены. На размышление было дано 4 часа. Не получив согласия со стороны инициативной группы, подполковник Зубов исчез на пару дней. Тем временем произошел разговор с начальником ГУУР СССР генерал - лейтенантом Панкиным, с которым обсуждался вопрос эвакуации армянского населения. Воспользовавшись создавшейся ситуацией, Городской комитет партии с помощью комендатуры города срочно организовал эвакуационный пункт. Расчет был прост: нет свидетелей - нет виновных.

Обладая средствами пропаганды, военнослужащие на бронетранспортерах, разъезжая по армянской части города, вели агитацию среди населения, оповещая народ о том, что в штабе гражданской обороны города функционирует эвакопункт.

Попытки инициативной группы остановить начавшуюся эвакуацию были безуспешны. Ужас увиденного и страх перед безвестностью интуитивно подталкивали людей на быстрейший выезд из опасной зоны. Желающие выехать должны были давать подписку о том, что они уезжают добровольно и никаких претензий не имеют (автор - второй секретарь ГК КП). По требованию инициативной группы комендантом города эта акция была приостановлена.

2 декабря от имени горисполкома были приглашены 5 представителей из армян на похороны трех женщин-армянок, якобы "скончавшихся" от болезней.

Когда в назначенное время они пришли на кладбище, две из них были уже захоронены. На требования одного из приглашенных армян вскрыть крышку гроба, городские власти отказались. Тогда Адиян Михаил резко дернул за крышку и сорвал ее: в гробу лежала женщина с явными признаками побоев. Обращение к следственной группе с тем, чтобы была проведена эксгумация, было отвергнуто. Поступали известия о крупном скоплении азербайджанцев в районе г. Ханлар, о погромах колонн автомашин, направляющихся в Армению на участке автотрассы Кировабад - Казах, о погромах и бесчинствах в других регионах Азербайджана. Около семи тысяч жителей оказались без крова. Многие квартиры уже были заселены азербайджанцами. Заселение происходило с ведома жилуправления. Из Еревана, рискуя жизнью, на вертолете прилетела группа из четырех человек, а оператором (Бакур Карапетян) был снят видеофильм о происходящих событиях в Кировабаде.

Местными властями следственная группа Прокуратуры СССР и ГУУР СССР, ранее находящаяся в армянской части Гянджинского РОВД, была переведена в здание УВД, находящееся в азербайджанской части. Это привело к тому, что потерпевшие уже не могли давать показания. Расчет был на то, чтобы к полной стабилизации обстановки многие пострадавшие, которых не удалось эвакуировать в связи со сложившейся в Армении ситуацией, не имея гарантий безопасности проживания, постараются покинуть пределы республики самостоятельно. И действительно, остановить армянское население, которое продавало за бесценок дома и имущество, не удалось. Там не осталось ни одной армянской семьи. Это все опубликовано и давно известно. Опубликовано представителями инициативной группы.

21 ноября 1988 года была пятница. В этот день по ТВ должны были показывать экранизацию «Собачьего сердца» Михаила Булгакова и я очень надеялась, что мне удастся ее посмотреть. Все дело в том, что у моего мужа, известного дермато-венеролога города Кировабада была обширная частная практика, и больные в основном приходили где-то к восьми-девяти вечера. Так было удобно и для них и для него. Правда, с февраля 1988 года, после погромов в Сумгаите, больных поубавилось, но они все же приходили. В основном это были азербайджанцы, которые не очень доверяли своим врачам и предпочитали лечиться у врача-армянина. Но в этот день больных почему-то не было... Мы как-то не придали этому значения – и раньше бывали «пустые» дни к радости всех домашних, когда можно было посидеть, посмотреть телевизор или просто поболтать. Благо, поводов для разговоров в это время было более чем достаточно. Утром все было спокойно. Я даже умудрилась съездить на базар, который находился в азербайджанской части города. Знакомые мясники, увидев меня, покрутили у головы пальцем, быстро отвесили мясо и чуть ли не приказали немедленно ехать домой. Как я уже говорила, в этот день показывал «Собачье сердце». Наверное, именно поэтому все так и запомнилось. Мы посмотрели фильм, потом вдруг позвонила моя двоюродная сестра, которая жила неподалеку от армянской церкви и плача сказала, что на церковь напали. Мы приятельствовали с женой священника и я, естественно сразу же позвонила. Она, тоже рыдая, стала рассказывать, что толпа напала на церковь, сбила крест над воротами и хотела убить священника, отца Саака. Чудом ему удалось вбежать в храм и закрыть засов. На середине ее рассказа вдруг выключился телефон. Как мы потом узнали, во всех армянских домах телефоны были выключены. Правда, к 11 вечера они заработали. Мы – я, муж, сын, свекровь и моя мать – просидели до утра, не раздеваясь. Мы боялись. Это было жуткое состояние, мы поняли, что армян Кировабада не спасет даже вся Советская армия. Мы оставались в Кировабаде еще год. Мою двоюродную сестру ранило разрывной пулей, многих моих знакомых избили, а у одного их друзей сожгли библиотеку. Вообще азербайджанцы любили жечь книги…

Надо сказать, что последний месяц мы жили, мягко говоря, беспокойно. Дом не продавался, а уезжать просто так не было сил, не так-то легко бросить все и уехать, хотя очень многие именно так и делали. Сидели мы в кабинете, окна которого выходили на улицу. Бабушки пришли звать пить чай в другую комнату. Муж обычно сидел за своим столом, но в этот вечер решил присоединиться к нам. Не успели мы сесть, как раздался звон разбитого стекла, и в комнате заполыхало. В окно бросили бутылку с керосином. Хорошо, у нас всегда была запасена вода. Кое-как пожар потушили, но теперь в окно стали лезть какие-то пацаны. На улице раздались выстрелы. Мой муж, недолго думая, взял охотничью двустволку и выстрелил. Милиция, до которой мы безуспешно пытались дозвониться в последние полчаса после поджога, приехала слишком быстро. Даже показалось, что они ждали где-то поблизости. Их было несколько человек во главе с неким майором Оруджевым. Так он, по крайней мере, представился. С порога майор стал кричать: «До каких пор вы будете вешать на нас свои преступления! Неужели вы не видите, что армян ненавидят. Уезжайте, пока не поздно». Потом он потребовал сдать находящееся в доме оружие. Мы отдали двустволку и мелкокалиберную винтовку. И то и другое в доме хранилось лет 50... Милиция взяла ружья, напоследок посоветовала «хорошо подумать» и ушла. Ночь мы провели сидя в комнате и вздрагивая от каждого стука. Я до сих пор, по прошествии стольких лет, дергаюсь от каждого стука и вскакиваю, когда что-то падает на пол. Наверное, он останется до самой смерти – этот страх. Но до этого…

17 октября 1989 года моя семья приехала из Азербайджана в Армению. Наверное, правильнее будет сказать, что мы смогли убежать в Армению после полутора лет выживания в окружении врагов. Приехав в Армению после ужаса последних полутора лет, мы вдруг увидели, что на земле есть нормальные люди, спокойные дороги и много чего другого, чего были лишены армяне Азербайджана с февраля 1988 года. Мы выехали из Кировабада, даже не надеясь на такой счастливый исход. Мы остались живы, более того, мы приехали на родину. Только оказавшись в Армении, я поняла, что моя семья была на волосок от смерти. Последняя неделя в Кировабаде запомнилось одним непрекращающимся кошмаром. Даже сейчас, вспоминая об этих днях, мне становится по-настоящему страшно. В ноябре 1989 года армянская община Кировабада перестала существовать. А еще раньше были изгнаны армяне из близлежащих сел: Геташена, Чардахлу, Зурнабада и многих других.

Встретила я несколько «беженцев» из Баку в Кливленде, штат Огайо. Нельзя сказать, чтобы они очень уж были довольны своей жизнью. Один из них все время спрашивал – может ли он вернуться в Армению. Может, наверное. Но вряд ли захочет... Слово «беженец» до сих пор для меня звучит оскорблением. Слишком многие на горе людей сколотили состояние и сорвали политические дивиденды. Да и сейчас пытаются....

Мы приехали в Армению после Спитакского землетрясения. Через год весь народ погрузился в трехлетний мрак и голод, из которого был только один выход – не упустить победу в Карабахе. Не было ни света, ни нормальной еды, ни работы. Но никогда у моей семьи и в мыслях не было уехать в другую страну, хотя возможности были.

В статье использованы материалы из книги Левона Мелик-Шахназаряна: «Гандзак: Неутраченный мир».

Карине Тер-Саа кян

Гянджа. Города Азербайджана
История Гянджи. Памятники и фотографии Гянджи. Виды Гянджи

Гянджа - второй по численности населения город Азербайджана, расположен на равнине, на высоте 442 м над уровнем моря, утопает в зелени садов и виноградников.
Гянджа является родиной великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви , чья гробница, являющаяся кабой - местом паломничества и поклонения поэтов, расположена на юго-западной окраине города.

Это один из древнейших культурных центров Азербайджана. Здесь М. Ю. Лермонтов со слов ашуга Мирзы записал знаменитые персидские песни, переложенные затем на музыку композитором А. Рубинштейном.

В Гяндже жила и создавала свои замечательные творения талантливая поэтесса Мехсети-ханум, здесь родился и жил Мирза Шафи Вазех, у которого учился известный мыслитель, философ и демократ Миза Фатали Ахундов. В старой Гяндже народ сохранил могилы прогрессивных поэтов-демократов Аббасса Сиххата, Магаммеда Хади.

Гянджу завоевывали персы, арабы, хазары, татары. В 1138 г., после того как город был разрушен землетрясением, его жители переселились на новое место и выстроили новый город. Гянджа была крупным политическим (резиденция гянджинских ханов), торговым и ремесленным центром Закавказья. Жители города издавна научились разводить тутовых шелкопрядов и делать шелковые ткани. Хорошо было развито также гончарное и ювелирное дело. Здесь вырабатывали дорогостоящее в те времена стекло. Славилась Гянджа своими фруктами - гранатами, персиками, виноградом, орехами.

В 1804 г. город был присоединен к России, а после заключения Гюлистанского договора, окончательно закрепившего Гянджу и Гянджинское ханство за Россией, был превращен в губернский город и переименован в Елизаветполь .

К 1913 г. в городе насчитывалось более 35 тыс. жителей. По тем временам это был значительный хозяйственный и культурный центр. В городе было 111 кустарных предприятий, стекольный завод, 10 учебных заведений, в том числе гимназия, и 2 типографии. Несмотря на то, что в конце века здесь, на месте старой крепости, возник новый район с широкими улицами, Гянджа по-прежнему сохранила облик типичного азиатского города.

В 1935 году Гянджа был переименован в город Кировабад , а с получением независимости республики Азербайджан городу вернули его историческое название.

Сейчас Гянджа современный, красивый город, отличается правильной планировкой, с современной архитектурой зданий, включающей элементы азербайджанского зодчества в обрамлении белого камня, цветного туфа, стекла.

Архитектурные памятники города привлекают гостей и туристов своей монументальностью, изыском мастеров.
Таким памятником является Джума-мечеть (1620 г.) году. Здесь похоронен Низами Гянджеви. Когда-то перед массивными воротами мечети была обширная базарная площадь. Здесь торговый люд предлагал свои товары.

Современный город очень красив. Его гостиницы, рестораны и кафе с ароматной кухней и изыском вин и коньяков, ночные клубы и интересные места отдыха привлекательны для гостей древнего и молодого Гянджи.

Города-побратимы Гянджа:

  • Дербент (Российская Федерация)
  • Карс (Турция)
  • Измир (Турция)
  • Москва (Российская Федерация)
  • Ньюарк, Нью Джерси (США)
  • Рустави (Грузия)