В последнее время агрессивное поведение можно назвать едва ли не самой распространенной животрепещущей темой современного общества, так как сталкиваться с хамством, раздражением и насилием приходится довольно часто, да и проявление этих эмоций стало уже больше правилом, чем исключением. Мы все больше привыкаем к такому поведению и все чаще сами проявляем агрессию. Почему это происходит? Повседневное наше самочувствие соткано из многочисленных контактов с родными, друзьями, учителями - со всеми знакомыми и незнакомыми людьми, с которыми нас сталкивает жизнь. Находиться среди людей, взаимодействовать с ними необходимо, однако каждый из нас знает, что есть люди, с которыми этого очень трудно достичь и нам приходится испытывать неприятные негативные чувства. Конечно можно говорить, что современный темп жизни "подогревает" скопившиеся негативные эмоции и дает им выход, тем самым оправдывая себя, однако это не помогает нам научиться справляться с агрессией. И проблема заключается не в том, как их подавить, а как научиться выражать в таких формах, которые не нанесли бы вреда ни нам, ни окружающим.

Что представляет собой агрессия?

Агрессия - это реакция человека на враждебные действия другого человека "для защиты занимаемой территории", либо способ избавления от собственного чувства неуверенности. Эта реакция может быть как явной - ударить человека, так и косвенной - вспылить, накричать.

Все же мы чаще сталкиваемся с агрессией, которая выражается в словесном негативе, а с таким проявлением встретиться можно где угодно: в общественном транспорте, на работе. Такие встречи в любом случае оставляют неприятный осадок в душе, но как себя вести в такой ситуации, чтобы выйти с достоинством?

Нетерпимость к окружающим люди проявляют по многим причинам, в общем, их можно разделить на два типа:

"Хам случайный". В этом состояние человек способен выплеснуть негативные эмоции на первого встречного. Причиной может служить что угодно: вы нечаянно наступили ему на ногу или толкнули. В ваш адрес незамедлительно полетят ругательства и обвинения. Человек в таком состояние говорит быстрее, чем думает, поэтому он не отдаёт себе отчёта в происходящем.

"Хам провокатор". Есть люди, которые получают удовлетворение от унижения другого человека. Они ищут людей, которые не могут им ответить тем же. Например, застенчивая студентка более подходящая жертва для хама, чем высокий, широкоплечий молодой человек. Хам может специально провоцировать вас на конфликт, чтобы при первом вашем ответном действии, направить на вас весь свой поток гнева и злости.

  1. Не отвечайте вашему оппоненту оскорблением. Мало того, что вы опуститесь до его уровня, ещё неизвестно, кто победит в этой словесной перебранке, так как у вашего обидчика может оказаться солидный опыт в этом плане. Постарайтесь как можно спокойнее посмотреть на него и мысленно посочувствовать, возможно, это самый несчастный человек на свете. От мудрого осознания станет легче, вы сами удивитесь своей реакции.
  2. Можно, конечно, и не обращать внимания на оскорбления, но это не всегда помогает. Хам который поливает грязью своего оппонента и не получает ответа, может почувствовать свою безнаказанность и тогда его сложнее будет остановить. Уйти с достоинством от такого грубияна не всегда возможно. Это можно сделать, если вы с ним больше не увидитесь. А если это ваш коллега по работе? Главное - не терять контроля над ситуацией. Не отвечайте сразу, выждите небольшую паузу. Этого времени вам хватит обдумать ответ и объективно оценить случившееся. Лучше разговаривайте с хамом вежливым тоном. Его обвинения в свой адрес принимайте как ценные советы. Хаму быстро надоест то, что на вас его методы никак не действуют. Да, и вежливость, с которой вы выйдете из этой ситуации, оставит у окружающих только приятные впечатления.

Если же вы сами замечаете, что легко раздражаетесь и грубите окружающим, помните следующее - наилучший способ борьбы с "болезнью" - ее профилактика.

  • Для того, чтобы эффективно освобождаться от негативных эмоций и возобновлять душевный покой, научитесь простому методу - "правильно дышать и обращать внимание на дыхание" в течении 30 секунд. Просто осознавайте, что вы дышите через нос, а выдыхаете через рот. Обычно через полминуты вы уже забудете, что вас так разволновало.
  • Если вы на кого-то злитесь, попробуйте мысленно поставить себя на место другого человека. Спросите себя, а в чем он прав, почему ведет себя так, а не иначе?
  • Постарайтесь не обращать внимания на мелкие раздражители, живите так, как будто сегодня последний день вашей жизни.
  • Вместо того, чтобы винить других в неприятностях, попробуйте их простить, ведь у каждого есть свои недостатки.
  • Обрывайте агрессивный ход мыслей неприятным для себя действием, например, несильно прикусите губу. Со временем выработается условный рефлекс, позволяющий контролировать агрессию.
  • Каждый раз, когда у вас появляются агрессивные, циничные мысли, найдите 3 довода, почему это неразумно.
  • Расскажите человеку, которому вы доверяете, о своих агрессивных мыслях. Разделив свое беспокойство с кем-нибудь, вам легче будет с ним справляться...
  • Старайтесь во всех делах проявлять настойчивость, а не агрессивность.
  • Научитесь расслабляться и сбрасывать нервное напряжение, это может быть аутотренинг, спорт, медитация, общение с друзьями и т. д.
  • Старайтесь научиться доверять людям. Для начала, выберите простую ситуацию, где полное разочарование в человеке не принесет вам больших неприятностей.
  • По возможности, старайтесь больше слушать других и понимать, чего же они хотят добиться.
  • Но самое главное - помните, что ваше эмоциональное состояние зависит все же от вас , расстроиться, рассердиться, обидеться всегда очень просто, а вот научиться спокойно контролировать свои эмоции и выходить из ситуаций с достоинством - это сложная работа, которая требует усилий и определенных навыков.

Основные эффекты и принципы реакции на агрессию

Сначала несколько эффектов, которые следует учитывать.

Первый из них – эффект раскрутки агрессии . Если мы не отвечаем на агрессивный выпад оппонента, то мы провоцируем усиление агрессии. Партнеру, как и всему окружению, важно дать понять, какие действия они не должны предпринимать в отношении нас. В этом плане, если мы позволяем одному человеку использовать в отношении себя агрессию, мы даем повод окружающим сделать то же самое. Если вдруг однажды мы даем кому-то из окружающих отпор, то у всех возникает желание проверить – это случайная реакция или закономерность? А почему раньше он не реагировал, а сейчас среагировал? Мы снова провоцируем раскрутку агрессии. В этом плане нужно обязательно отвечать на ту агрессию, которую мы получаем.

Например, известный биологический пример. Если молодой волк, который претендует на роль лидера в стае, кусает старшего вожака, и тот жестко не «откусывается», то что делает вся стая? Вожака растерзают.

Второй принцип, который вытекает из первого, эффект добивания по оправданию . В момент агрессии, направленной на вас, – запрет на любые оправдательные интонации. Знаете, очень часто корректные люди хотят немножко смягчить ситуацию, и начинаются варианты: «Ну подождите! », «Зачем же вы так?», «Давайте мы с вами будем общаться культурно», «Давайте искать зоны компромисса» . Вот такое поведение воспринимается агрессором как слабость! Помните, что в ситуации сложных переговоров любая попытка занять конструктивную позицию воспринимается как слабость. Человек сначала проверяет нас на крепость. Не важно, как он это делает – сознательно или не осознанно.

Вместо оправдания можно использовать контролируемую паузу. Это еще один принцип реакции на агрессию. Только с этим видом реакции необходимо разобраться подробнее. Длительная неуправляемая пауза в ответ на агрессию часто создает у нападающего человека ощущение замешательства оппонента. А если пауза сопровождается еще и бегающими глазами, суетливыми движениями рук, нечленораздельными звуками, агрессор будет продолжать атаку. Он воспримет такие сигналы как подтверждение успешности собственных действий.

Однако это не значит, что пауза невозможна. Помните, у Сомерсета Моэма в «Театре»? «Не бери паузу! Но если взял, тяни как можно дольше. Чем больше артист, тем дольше у него пауза!» Если вы не нашлись, что сказать, сделайте паузу контролируемой. Смотрите на собеседника, не опуская глаз, используйте мимику, сделайте все, чтобы из вашего молчания оппонент сделал нужные вам выводы. Не случайно говорят, что самообладание – это когда вместо того, чтобы повысить голос, приподнимаешь бровь. В завершении паузы, выбрав приемлемый вариант действий, переведите ситуацию в конструктивное русло.

Теперь по основным принципам. Первый принцип – принцип краткости . Он говорит о необходимости равного диалога. Помните, как часто человек начинает отвечать издалека? Начинает очень длительно обосновывать свою мысль или контрход? В таких ситуациях держите в сознании известную метафору: «Поручик, вы за кого?» – «Я – за!» – «Ваше политическое кредо?» – «Всегда!» Если мы подбираем прием работы с контрагрессией, если мы знаем, что мы хотим сказать, ответ должен занимать примерно столько же времени, сколько сказанная вам фраза. Удержите ситуацию во времени переговоров как «ход на ход».

Кто такой зануда? Это человек, который на вопрос «Как дела?» в самом деле останавливается и начинает вам подробно о них рассказывать!

Второй принцип – снижения энергии . Встречный ход должен понижать накал эмоций, уменьшать желание партнера продолжить агрессию. Агрессия не может быть выключена нажатием тайной кнопки, этой эмоцией надо управлять. Негативные эмоции обладают свойством липкости, у них очень большая инерция, поэтому одним приемом ее не снять, но обозначить конструктивную динамику можно и нужно.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Основные принципы общения с людьми 1. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Поэтому вместо того, чтобы обвинять людей, попытайтесь понять их.2. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует

Из книги Книга стервозной мудрости автора Рыбицкая Наталья Борисовна

Основные принципы мудрой женщины Трудно сказать, что именно движет женщиной, находящейся во власти сильных эмоций – разум ли, чувства ли… Но ясно одно – чтобы не утратить авторитет мудрой и рассудительной дамы, даже в самой критической ситуации стоит придерживаться

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Основные принципы гуманистической психологии Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960–х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович

Основные принципы православной психотерапии 1. Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек –

Из книги Этикет: Краткая энциклопедия автора Коллектив авторов

Из книги Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского автора Байтукалов Тимур Алиевич

Основные принципы Ваша цель В последние годы появилось море различного материала для изучения иностранных языков. И любой человек (особенно решивший изучить свой первый иностранный язык) часто не уверен, с чего начать этот путь: купить учебник, аудио-, видеокурс или

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Основные принципы (продолжение)

Из книги 40 исследований, которые потрясли психологию автора Хок Роджер Р.

Основные принципы. Сферы жизни Условно нашу жизнь можно разделить на восемь сфер, каждая из которых гармонично встраивается в общую

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Из книги Очерки по психологии бессознательного [сборник] автора Юнг Карл Густав

IX. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ Эго - ядро подлинности в человеке Ясно, что психоаналитическое исследование неумолимо толкает нас к абсолютным истокам, к самому началу человеческой личности. Фактически наш интерес должен простираться даже до внутриутробного

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

5. Основные принципы лечения Прежде чем приступить к разрешению вопроса о том, как справиться на практике с ассимиляцией коллективного психического, необходимо выяснить, в чем заключается неправильность этих двух вышеописанных путей. Мы видели, что ни один из них не

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Часть первая Основные принципы

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Основные принципы В конце занятия дона Карлетта резюмировала несколько основных положений этого обсуждения:Общая картина. Осознание «большого заигрывания» помогает нам иметь ясное представление о наших реакциях и видеть, как эта информация подходит к большей картине

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Основные принципы преодоления беспокойства 1. Живите в «формате» сегодняшнего дня.2. Если вы столкнулись с проблемой, спросите себя: «Что может произойти в самом худшем случае?» – и приготовьтесь смириться с неблагоприятным сценарием.3. Подумайте, как можно было бы

Из книги автора

Основные принципы работы 1. Системообразующий принцип – коммуникативный. Как известно, наша речь есть прежде всего акт коммуникации, общения с партнерами. Основное в речевой коммуникации – коммуникативное состояние, которое возникает из потребности определенным


Любому из нас приходится иногда сталкиваться с человеческой грубостью и выслушивать в свой адрес обидные слова и выражения. У кого-то напряженная обстановка царит дома, а кому-то сильно не повезло с работой, где преобладает скандальная атмосфера, готовая в любой момент взорваться потоком брани и оскорблений. Так как отвечать на грубость и хамство?

Зачем нужно отвечать на грубость, а не молчать?

Психологи установили, что каждая агрессивная выходка со стороны порождает в нормальном человеке аутоагрессию, со временем выливающуюся в депрессивное настроение, снижение работоспособности, заниженную самооценку и т.п. Такая реакция организма не несет с собой ничего хорошего, а, следовательно, нужно учиться эффективной защите от проявлений чужеродной агрессии и правильной реакции на нее.

Причины грубого поведения


Одной из наиболее частых причин грубых нападок на человека является его недостаточно развитая . Такие люди гораздо чаще становятся жертвами хамства, чем сильные и уверенные в себе индивидуумы. Хамы и грубияны отличаются довольно хорошо развитым чутьем и никогда не станут связываться с тем, кто сможет дать им достойный ответ.

Если же перед ними человек из другой категории, то почему бы не позабавить себя и не сказать ему что-нибудь грубое. Чаще всего в число обиженных попадают следующие типы людей:

  • высококультурные и воспитанные в старых традициях;
  • обладающие заниженной самооценкой;
  • старающиеся избегать конфликтных ситуаций;
  • с высоким чувством вины;
  • опасающиеся задеть и обидеть других людей.

В данной ситуации реакция на грубость может быть разной, но предварительно следует поработать над собственной , чтобы не быть постоянной жертвой плохо воспитанных граждан. Обретение внутренней силы навсегда избавит от сторонней агрессии, ведь сильный человек не может быть объектом для нападок.

Когда сталкиваешься с грубостью, хамством и оскорблениями - становится не по себе. Надо бы что-то говорить, защищаться. Но оскорблять человека в ответ не хочется: некрасиво опускаться до такого уровня. Воспитание не позволяет ответить на хамство - хамством. Что делать в такой ситуации, как отвечать на грубость достойно и красиво?

Способ, который сработает правильно при взаимодействии с другими людьми, зависит от психологии человека, с которым вы столкнулись. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет с одного взгляда понять, с кем вы имеете дело, почему он себя так ведет, и найти на хамство достойный ответ.

«Я сразился бы с вами в интеллектуальной дуэли - но вижу, вы без оружия…»

Если в детстве вам посчастливилось получить хорошее культурное развитие, то вопрос, как реагировать на агрессию и оскорбления , имеет особенное значение. Культурно развитый человек несет в себе определенные нормы: какие слова и поведение допустимы в обществе, а какие категорически неприемлемы. Как говорится, «джентльмен - это тот, кто назовет кошку кошкой, даже если об нее споткнулся».

Но в жизни нас окружают самые разные люди. Бывает, мы сталкиваемся с чужим негативом, который проявлен в такой агрессивной и неприглядной форме, что ответить тем же не выходит. Просто не можешь переступить собственный внутренний барьер. Как тут не реагировать на негатив и оскорбления эмоционально? Советы психологов «не обращать внимания» - не работают. На душе гадко, и хочется как-то защититься, как-то ответить на грубость .

В качестве компромисса мы обычно подыскиваем остроумные ответы на оскорбления. Чтобы поставить агрессора на место через иронию и сарказм. Подбираем изящные фразы - как ответить на оскорбление красиво, чтобы высмеять хамство и «недалекость» собеседника. И за рамки культуры выходить не придется, и обидчик не уйдет безнаказанным, верно? Попробуем разобраться, в каком случае этот способ сработает.

Психология хамства и грубости

Главная причина, по которой человек может оскорблять другого, хамить и вообще наносить вам психологический ущерб, - это его внутренние состояния. Никто ведь не орет матом и не выкрикивает ругань от счастья. Если кто-то ведет себя подобным образом, значит, в его душе накопилась огромная боль, которая в виде негатива выплескивается наружу. Причины такого состояния могут быть разные:

Вариант 1. Вы столкнулись с человеком, который еще в детстве недополучил достаточного развития своих врожденных талантов и свойств. Равно как и не наработал достаточного культурного слоя, чтобы иметь ограничения в поведении.

Обычно у такого человека незавидная судьба. Часто он не реализован благополучно ни в одной сфере жизни - ни в работе, ни в семье, ни в материальных достижениях. Не умея получать от жизни радость через конструктивные действия среди людей, человек накапливает фрустрации. Он испытывает огромное внутреннее напряжение, которое сбрасывает, унижая другого, скандаля с ним, оскорбляя. Причем это состояние может быть систематическое, закрепленное годами.

Форма, в которой проявляется такое поведение, зависит от врожденных качеств и свойств психики, например:

Недостаточно развитые и не реализованные в жизни обладатели кожного вектора - скандалят.
- Носители анального вектора - вербально садистируют, очерняют всех и вся, критиканствуют, поливают грязью.
- Обладатели зрительного вектора в подобных состояниях могут использовать эмоциональный шантаж и истерики.
- Носители орального вектора - оговаривают и ругаются так, словно хотят вас словами съесть заживо.

Вариант 2. Вы столкнулись с достаточно развитым и в целом реализованным в жизни человеком. Но в текущий момент он переживает настолько сильный стресс, который пробивает барьер его культурного слоя.

Внешне нападки на вас могут выглядеть точно так же и зависят от векторов человека. Но разница огромная - для человека развитого это внештатная ситуация. Скорее всего, после конфликта он и сам будет испытывать стыд и неловкость, что так себя повел. Причина его срыва - проблемы в той сфере жизни, которая для человека очень значима. Например:

- Обладатель анального вектора видит смысл жизни в семье и детях . Спусковым крючком для срыва у такого человека может стать развод, болезнь или смерть кого-то из близких.

- Обладатель кожного вектора стремится к имущественному и социальному превосходству. Прилагает огромные усилия, чтобы вырасти по карьерной лестнице. Когда заслуженное повышение достается не ему, а кому-то другому - это сильнейший стресс. Нервирует кожника и утрата рабочего места, сокращение зарплаты.

- Эмоциональный, чувственный зрительник осмысливает жизнь в любви и душевных связях с людьми . Когда он испытывает разрыв чувственной связи со значимым человеком - это очень тяжелые переживания.

Если человек в состоянии сильного стресса сорвался и вышел за рамки культуры, как красиво ответить на его хамство ? Такой собеседник, конечно, способен понять вашу иронию. Вопрос в другом: уместна ли тут она? Системно понимая, кто перед вами и что человек переживает в этот момент, вы просто сами не захотите нанести ответный удар.

Понимая психику и состояние человека, вы подберете самые точные и верные слова, чтобы вернуть ему душевное равновесие. И вместо неприязни к себе получите тепло и благодарность.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают