Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.

Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.

Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.

Умение определять этот признак необходимо для проведения , в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.

А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.

Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.

Свойственна она следующим формам:

  • повелительное наклонение;
  • изъявительное наклонение будущего времени;
  • изъявительное наклонение настоящего времени.

Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.

Таблица лиц глагола в русском языке

У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.

Разобраться в этих значениях поможет таблица:

Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):

я найду клад; я читаю роман.

Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:

мы дышим воздухом; мы читаем роман.

2-е л. Соотнесенность названного действия к собеседнику:

ты найдешь клад; ты купишь конфет.

Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:

вы рассказываете; вы купите пирожных.

3-е л. Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:

он найдет клад; она идет в школу.

Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:

они идут в театр; они получат приз.

Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).

Как узнать лицо?

Определение лица глаголов настоящего и будущего времени становится простой задачей, если следовать несложным рекомендациям. Лучше всего эти советы запомнить.

Данный признак можно определить по вопросу:

  • Что делаю/что сделаю? (рисую/нарисую) Что делаем/что сделаем? (рисуем/нарисуем) – говорит о принадлежности слова к 1 л.;
  • Что делаешь/что сделаешь? (рисуешь/нарисуешь) Что делаете/что сделаете? (рисуете/нарисуете) – на такие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа;
  • Что делает/что сделает? (рисует/нарисует) – вопросы 3 л. единственного числа. У 3 лица множественного числа вопросы что делают/что сделают? (рисуют/нарисуют).

Простейший способ – подстановка личных местоимений. Местоимения подбираются подходящие по смыслу, их список надо выучить наизусть:

  • 1л.: если к действиям подходят местоимения я, мы (я лежу, мы лежим);
  • 2 л.: если подходят ты, вы (ты лежишь, вы лежите);
  • 3 л.: если подходят он, он, оно, они (он лежит, они лежат).

Формальные признаки – личные окончания слов:

Такую табличку лучше начертить на отдельном листе как шаблон. Подобрать свои примеры, по которым информация об окончаниях хорошо запомнится, и пользоваться ею при выполнении задания.

  1. Важно запомнить, что лицо у слова, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, определять не требуется. То же самое относится к инфинитиву – .
  2. Применять все способы лучше до тех пор, пока определение грамматической категории не станет простой задачей. Затем можно выбрать один понравившийся метод. При возникновении затруднений проверять себя следует по хорошо всем знакомым способам определения лица глагола в настоящем и будущем времени.

Объяснить явление можно следующим образом: лица единственного числа и множественного всех форм совпадают. Например: кушал (ед.ч.) – так можно сказать в отношение всех трех форм: я кушал, ты кушал, он кушал. Точно так же обстоит дело со множественным числом. Так, форма 3 л. множественного числа совпадает с формами 1 л. и 2 л. в том же числе: они кушали – мы кушали, вы кушали.

Поэтому в морфологическом анализе у глагола, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, это значение опускается.

Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным
алгоритмом.

Последовательность действий будет следующей:

  1. Выписать слово для выполнения задания.
  2. Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
  3. Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
  4. Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
  5. Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.

Определение лица возвратного глагола

Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.

Важно! Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.

Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:

  1. Выписать его вместе с примыкающим к нему или существительным.
  2. Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.

Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.); прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».

Полезное видео: Лицо и числа глаголов

Вывод

Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей.

Морфологическая категория лица - важнейшая в системе русского глагола. Личные формы помогают определить, кто действует: сам говорящий (субъект коммуникации), - гуляю, мою ; говорящий совместно с другими: гуляем, моем ; собеседник (адресат коммуникации) - гуляешь, моешь ; собеседник вместе с другими: гуляете, моете ; не участвующий в диалоге (объект коммуникации) - гуляет, моет, гуляют, моют . Лицо - один из самых непостоянных признаков. Поэтому перед учеником часто встаёт вопрос о том, как определить

Неторопливый анализ

Глагол имеет три лица: 1. гуляю 2. гуляешь 3. гуляет; 1. молчу 2. молчишь 3. молчит.

Они различаются не только между собой, но и во множественном числе: (читаем, читаете, читают; строим, строите, строят ). не является соотносительным по значению единственному числу: пишу - действует говорящий, пишем - к говорящему присоединился кто-то ещё. Пока не совсем ясно, как определить лицо глагола? А мы и не торопимся. Пока что как следует запоминайте три Вспомните все местоимения по лицам: 1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, (она, оно) они. Поучитесь находить подходящее по смыслу к тому или иному глаголу. Например: глагол летят . Остальное на ваш вкус: если вам не нравится "я летят" или "оно летят" , поищите ещё!

Другие значения

Личные формы глагола, кроме указанных выше, могут иметь и другие значения. Например, форма 1 лица множественного числа может становиться "авторским мы", то есть подразумевать 1 лицо единственного числа: Мы уже коснулись определения времени глагола, теперь приступим к разбору действующих лиц. Хотя тут явно звучит другое: Я всё ещё пытаюсь вам объяснить... Форма 1 лица множественного числа в эмоционально окрашенной речи иногда используется в значении 2 лица единственного числа: Ах, какие мы стали большие! (в обращении к единственному присутствующему ребёнку). Глаголы 2 лица единственного числа выступают в значении 1 лица единственного числа при обобщениях: Тебя не поймёшь , семь пятниц на неделе. Всем обязательно приходится пользоваться заменой во 2 лице единственного числа множественным - в знак уважения: Вы прекрасно играете на скрипке! Также личные глаголы могут становиться неопределённо-личными или обобщённо-личными - при неизвестном действующем лице или если действие относится ко всем сразу и ни к кому конкретно: Снявши голову, по волосам не плачут (обобщённо-личное); По телевизору футбол передают (неопределённо-личное).

Определяем лицо глагола

Приступаем к самому главному - как определить лицо глагола. Первым делом нужно задать глаголу подходящий по смыслу вопрос.

1 лицо : что делаю ? и что делаем ? (местоимения я , мы ) гуляю, гуляем .

2 лицо : что делаешь? и что делаете? (местоимения ты, вы ) гуляешь, гуляете .

3 лицо : что делают? и что делаете? (местоимения он/она/оно, они ) гуляет, гуляют .

Таблица глаголов поможет ещё быстрее запомнить, как определить лицо глагола. Нарисуйте её и упражняйтесь, подписывайте карандашом придуманные примеры глаголов, стирайте, и начинайте заново.

О богатстве русского языка

Глаголов у нас так много, что время от времени будут попадаться неподходящие для этой таблицы. Что же такое, как определить лицо глагола некондиционного? Это дело времени. В прямом смысле - времени. Определите его! И увидите, что глаголы, находящиеся в прошедшем, а также неопределённой формы не имеют лица! Вот инфинитив (неопределённая форма): глагол лечиться . Мне (я) пора лечиться. Но точно так же, неизменно, пора лечиться и тебе (ты) , и им (они), и так далее. В та же самая история происходит. Достаточно подставлять правильные местоимения и задавать соответствующие вопросы, глаголы определятся немедленно и в дальнейшей жизни будут послушными!

Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.

Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.

В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.

Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.

Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.

Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.

Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями - он, она, оно, они.

Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.

Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3 лицо в русском языке определяется местоимениями "он", "она", "оно", "они". Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).

Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

  2. Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.

В русском языке обладают массой грамматических категорий. К ним относятся категория лица, категория времени и наклонения у глаголов, категория рода и т. д. Изучение категорий и их грамматических выражений в совокупности дает объективные знания о морфологии языка.

Категория лица в русском языке

Существует 3 лица в русском языке - первое, второе и третье. Его формы выражают отношение действия к говорящему. Чтобы правильно определить 1-е, 2-е, 3 лицо в русском языке, необходимо знать основные местоимения, которые выражают его семантику. Обратимся к таблице.

Итак, мы имеем 3 лица в русском языке. Таблица, приведенная выше, показывает, на какие местоимения стоит ориентироваться при определении лица.

1-е лицо показывает отношение к действию самого говорящего или говорящих. Говорящие являются участниками действия или разговора.

Форма 2-го лица выражает отношение действия к собеседнику или собеседникам. Они также являются участниками разговора.

Формы 3-го лица имеют двойственную природу. Они могут выражать, во-первых, отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре. При этом они являются косвенными участниками действия. Во-вторых, формы 3-го лица в русском языке выражают отношение действия к предмету или чему-нибудь неодушевленному.

Не у всех местоимений можно определить лицо. Как известно, местоимения делятся на несколько разрядов: личные, возвратное (оно одно - себя), притяжательные, вопросительно-относительные, отрицательные, указательные и определительные. Категорией лица обладают только личные местоимения, и все они перечислены в приведенной выше таблице. Следует запомнить, что для личных местоимений категория лица - одна из главнейших, и самое главное, неизменяемых категорий.

Категория лица у глаголов

Ярко выраженную категорию лица в русском языке имеют глаголы. Многим иностранцам, изучающим русский язык, сложно перестроиться, ведь при изменении лиц у глаголов автоматически меняются окончания. Стоит также отметить, что не все формы глаголов имеют лица в русском языке. Так, например, в формах прошедшего времени лицо определить невозможно. Для примера возьмем глагол "читал". Попробуем определить его лицо: "Я" читал, "ты" читал, "он" читал. Отчетливо видно, что при изменении лиц сам глагол не меняется. Его лицо можно определить только в контексте. Сравним: "Я читал книгу." - "Павел читал книгу."

Тот же феномен наблюдается и у форм множественного числа: "мы" читали, "вы" читали, "они" читали. Аналогично лицо может быть только контекстуальным.

Интересный феномен наблюдается у форм настоящего времени. В 3 лице у глаголов будущего времени стирается категория рода. Сравним: "Она пишет картину" и "Он пишет картину". Если взять глагол "пишет" без контекста, то становится непонятным, лицо мужского или женского пола выполняет данное действие.

1-е лицо у глаголов

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы, поэтому при написании глаголов 1-го лица люди делают меньшее количество орфографических ошибок.

2-е лицо у глаголов

2 лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. Как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Так, глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3-е лицо у глаголов

Как уже говорилось выше, 3 лицо в русском языке определяется местоимениями "он", "она", "оно", "они". Глаголы 3-го лица имеют свою парадигму окончаний. У глаголов 1-го спряжения это окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения - окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе - он, она, оно звонит, они звонят.

Если знать флексии, которые определяют лица в русском языке у глаголов, то с образованием новых форм не будет проблем. Стоит также отметить, что знание категории лица помогает при написании слов. Окончания глаголов - это одна из самых сложных орфограмм в школьной программе. Знание лиц поможет сориентироваться в выборе окончания.

Заключение