Светлана Хафизова
Проект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Игры со звуками и словами»

Пояснительная записка. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

Актуальность. В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи . Если ребенок не будет правильно произносить звуки , не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком , то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен . Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой образовательная деятельность по подготовке дошкольников элементам грамоты проводится 1 раз в месяц, в разделе «Коммуникация» , поэтому мы решили организовать кружок - дополнительная форма образовательной деятельности дошкольников. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе . Наш проект «Игры со звуками и словами » направлен на подготовку детей обучению грамоте . В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание» , «Коммуникация» через игры , проводимые в группе в организованной образовательной деятельности. Данный материал разработан и составлен учителем-логопедом ДОУ . Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ .

План - проекта кружка включает в себя : дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала.

План - проекта «Игры со звуками » построен на следующих положениях : 1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности. 2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения . 3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий .

Паспорт проекта : Возраст : дети подготовительной логопедической группы

Участники проекта : учитель-логопед , дети, родители.

Тип проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность : краткосрочный (5 месяцев) .

Цели и задачи проекта :

Цель : подготовка к обучению грамоте и чтению .

Задачи : - формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово » , «предложение» , «текст» , как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов , делить двухсложные и трехсложные слова на слоги , составлять слова из слогов , воспитание звуковой культуры речи - формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи, формирование грамматического строя речи - развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи,совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве. Планируемые результаты :

овладеть понятиями : «слово » , «звук » , «буква» , «предложение» , "слог" ;

Знать порядок букв и их название «алфавит» ;

Различать гласные, твердые и мягкие согласные;

Отвечать на вопросы по тексту;

Составлять из букв разрезной азбуки слова ;

Писать элементы печатных и прописных букв;

Выставка детских рисунков «Разноцветный алфавит» ;

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (Эльконина Д. Б.)

Перспективный план

Месяц Название мероприятия Цель Форма

Январь Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте » Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Родительское собрание

Январь «Готовность детей к школе» Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок

Анкетирование

Январь Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться» Вызвать у детей интерес к обучению Беседа

Январь «Звук – слог - слово » Познакомить детей с звукобуквенным анализом Занимательная игра

Январь Игра «Подбери семейку слов »

Игра «Лишнее слово » 1. Учить подбирать однокоренные слова 2 . Учить выделять однокоренные слова среди групп слов , сходных по звучанию Дидактические игры

Январь «Что такое предложение?» Познакомить детей с понятием «предложение» Игра

Январь 1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3 . Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом» 1. Образование прилагательных от числительных 2. Употребление предлогов 3 . Развитие понимания распространенных предложений Дидактические игры

Февраль «Звук и буква »

Дидактическая игра : «Буква потерялась» Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим Игровая деятельность

Февраль Сказка «гласные и согласные» "Алфавит" Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных . Учить говорить полностью алфавит НОД

Февраль Гласные звуки (А, Я, У, Ю, Э, Е, О, Ё, Ы, И)

Дидактическая игра : «Слово на звук … » Продолжить знакомство с гласными звуками , учить отличать от согласных Игра

Дидактическая игра

Февраль Согласные звуки Дидактическая игра : «Слово на звук … » Продолжить знакомство с согласными звуками , учить правильно произносить. Игра

Дидактическая игра

Февраль Гласные и согласные буквы «С какого звука начинается слово Учить детей подбирать правильный звук в начале слова

Февраль «Что такое слог?» Продолжить знакомство со слогом , умением складывать звуки в слоги Игры

Март «Сколько звуков в слове

Дидактическая игра : «Посчитай звуки… » Учить детей, на слух определять сколько звуков в слове Игры

Март «Какой слог стоит в начале слова

Дидактическая игра : «Придумай слова на ко , ма, во….» Учить детей подбирать слово на заданный слог Занимательные упражнения

Дидактические игры

Март «Сказка о приключениях буквы Р» Э. Успенский Познакомить со сказкой НОД

Чтение художественной литературы

Март «Читаем слово »

Дидактическая игра : «Слово в картинке »

Дидактическая игра : «Слово в предложении »

Дидактическая игра : "Я начну, а ты продолжи" Учить детей читать слоги и слова , слитно произнося звуки ; продолжать учить проводить звуковой анализ слов , строить предложения Занимательные упражнения

Дидактические игры

Март Посчитаем слоги Дидактическая игра : «Исправь ошибки» Учить детей определять, сколько слогов в слове Гимнастика

Игры

Март «Буквы не имеющие звука » Познакомить с буквами, которые не имеют звука Ъ , Ь Игры

Март «Какая буква заблудилась»

Дидактическая игра : «Слово на слог… » Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Занимательные упражнения

Март «Составляем слова из слогов » Учить детей самостоятельно из данных слогов складывать слова Занимательные упражнения

Март "Готовимся к письму" Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму . Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты, материалы (карандаши, краски) обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. Занимательные упражнения

Март "Разноцветный алфавит" Учить детей подбирать к любому звуку собственный рисунок Художественное творчество

Выставка

Апрель «Читаем слова »

Дидактическая игра : «Цепочка слов » Прописывание слов слова

Апрель «Читаем слова по слогам » Развивающая игра «Прочитай по буквам» Учить детей складывать слоги в слова , писать печатными буквами Занимательные упражнения

Развивающие игры

Апрель Дидактическая игра : «Продолжи слово ",

"Сплетем венок из предложений" Развивать умение детей делить слова на слоги . Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Дидактические игры

Апрель Дидактическая игра :

«Волшебные кубики» Закреплять умение детей определять место звука в слове , производит фонематический анализ и синтез слова , развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Дидактические игры

Апрель "Чтение слов по слогам "

Дидактическая игра :

"Угадай слово " Учить детей складывать слоги в слова , писать печатными буквами. Развивать умение детей делить слова на слоги . Занимательные упражнения

Дидактические игры

Май Прописывание прописных букв Учить детей каллиграфически правильно писать прописные буквы Письменные упражнения

Май Дидактическая игра : "Предложение в картинке"

"Чтение по слогам" Учить детей составлять предложения по картинке. Продолжить учить читать по слогам Дидактические игры

Май "Согласные и гласные звуки "

Дидактическая игра : "Веселый поезд" Закрепить умение различать звуки согласные и гласные . Совершенствовать навык звукового анализа , закреплять умение детей определять количество звуков в

слове .

Игры

Май Викторина

«Игры со словом » Закрепление звукобуквенного анализа Викторина

Май Диагностика Проверить уровень практического осознания элементов языка и речи Диагностика

Май Коррекция Провести коррекционные занятия Занимательные упражнения

Заключение

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова , использовать устойчивые словосочетания , употреблять образные слова и выражения . Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов , соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных слов

Проект «Игры со звуками и словами » рассчитан на короткий период, и, наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные : один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то , что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом , у них развились чуткость и интерес к форме своей речи. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности. Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов , предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении !

Литература

1. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика/ 2005г .

2. Кислова Т . Р. «По дороге к азбуке»

3. Синицына И. Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.

4. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г.

5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.

6. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме . – С. -Пт. – 2005.

7. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте . – М., 2001.

8. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

9. Е. А. Нефедова, О. В. Узорова Быстрое обучение чтению . Изд., АСТ, 2008.

10. СОС Уроки грамоты для дошкольников

11. Игровые задания для детей 6-7 лет «Начинаем писать»

12. Н. С. Жукова Букварь М. 2013.

13. Интернет -ресурсы

Информационная характеристика

исследовательского педагогического проекта

Тема проекта: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»

Участники проекта: воспитанники старшей, подготовительной к школе группы, родители (законные представители) ребёнка.

Возраст детей: 5 – 7 лет

Вид проекта: исследовательский

Срок реализации: 2 года (205-2016гг)

Проблемный вопрос:

    Актуальность проблемы :

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

21 век характеризуется миром информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами – подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать игровые приемы с применением метода наглядного моделирования, который позволяет решить следующие задачи:

    познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

    образно представить структуру слова;

    научить интонационно выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;

    определять место звука в слове (начале, середине, конце)

    определять последовательность звуков в слове;

    определять количество звуков в слове;

    изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

    сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

    научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

    отрабатывать навык слогового чтения.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

    Цели и задачи проекта

Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.

Цель проекта: Создать методическую систему работы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму.

Задачи проекта

1. Создание в группе особого микроклимата, доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему;

2. Формирование у дошкольников начального познания языковой действительности, овладение элементами грамоты на которую можно опереться при обучении в школе;

3. Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;

4. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе

Гипотеза:

Система работы по обучению детей дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму позволит:

    развить у ребёнка фонематическое восприятие, умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, делать простейший звуковой анализ;

    формировать интерес к чтению как средству познания;

    овладеть графическими навыками;

    владеть педагогам методикой обучения грамоте и подготовки руки к письму;

    вовлечь родителей воспитанников в совместную работу по подготовке детей к школьному обучению.

    Ожидаемый результат проекта:

    Дети переходят на качественно новую ступень развития социальной компетентности, приобщаются к деловому разговору;

    У старших дошкольников выровнен уровень подготовленности к школе через работу в микрогруппах. Развит единый ритм и темп общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;

    Дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком, проводят звуковой анализ, работая со словом, сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении;

    У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки. Они умеют ориентироваться на плоскости – составлять серии рисунков, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки (медленно и быстро). Соблюдают основные правила гигиенического письма (посадка, наклон тетради, положение рук и ручки);

    Расширен активный словарь детей. Умеют делать выводы, обосновывать свои суждения. Сформированы приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развита память, внимание;

    Создана система повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовки их руки к письму;

    Активизировалось тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в работу по подготовке детей к школе. Составлен план сотрудничества с родителями обучающихся.

    Мероприятия по реализации проекта

      Подготовительный этап

      1. Анализ состояния проблемы.

Задачи:

    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

    Изучить мнение родителей по данной проблеме через анкетирование.

        Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте и подготовке руки к письму.

Задачи :

    Подобрать, изготовить мультимедийный, наглядный, дидактический материал по обучению грамоте и подготовке руки к письму.

        Усовершенствование системы методической работы.

Задачи:

1. Систематизировать свои знания и свой опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

2. Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру образовательной деятельности по обучению грамоте в детском саду.

3. Изучить и подобрать материал для мониторинга.

4. Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте.

6. Составить перспективно-тематический план по обучению грамоте.

7. Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме.

Ожидаемые результаты .

Сделан подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;

Использованы интерактивные формы работы в ходе образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте;

Обогащена предметно-развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

Организована планомерная работа по обучению грамоте.

      Практический этап

      1. Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

Задачи:

Выступления на педагогическом совете:

Проведение:

Интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Зима. Зимние забавы»;

Образовательной деятельности по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму в подготовительной группе "В гостях у слова";

Консультации для воспитателей и мастер-классы:

1. «Развитие речи и мелкой моторики рук через рисование штрихом»;

2. «Использование интерактивных игр в процессе овладения детьми обучением грамоте»;

3. «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте».

1. По ознакомлению со звуковой культурой речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их, проводить звуковой анализ слова и др.)

2. По формированию общих представлений о языке ("звук", "слог", "буква", "слово", "предложение")

3. По организации работы формированию гигиенических правил письма.

4.2.2. Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте и подготовки руки к письму.

Задачи:

Проведение:

Анкетирование родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»;

Семинар-практикум:

1. "Обучение грамоте";

2. "Учимся играя" (Игры и упражнения по обучению дошкольников грамоте).

Консультаций для родителей

1. "Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе";

2. «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»;

3. "Роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте".

4.2.3. Совместная деятельность педагогов-родителей-детей.

Задачи:

1. Привлечь родителей:

К обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте и подготовки руки к письму;

К изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме;

Участию в творческой выставке по итогам проекта «От А до Я».

Ожидаемые результаты :

Создана система повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;

Активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;

родители вовлечены в работу по обучению детей грамоте и подготовке их руки к письму; составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению;

Родители участвуют в создании предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму, проявляют интерес к участию совместных мероприятиях;

Дети овладевают основами грамоты, подготовлена рука к письму;

Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.

4.3. Итоговый, обобщающий этап.

Задачи:

1.Выявить успешность развития системы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовке их руки к письму.

4.3.1 . Проведение итогового контроля

Задачи:

1.Выявить уровень развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму.

4.3.2. Отчёт о результативности на итоговом педсовете.

Ожидаемые результаты:

Выявлен уровень успешности работы системы обучения основам грамоты и подготовки руки к письму.

    Выводы :

Проект “От А до Я” позволяет разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

Выявлена динамика активности детей на каждой ООД. Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.

Работа по данному проекту - это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.

    Рефлексия

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.

    Приложения.

    1. Мониторинг по разделу «Обучение грамоте».

      Анкета для родителей.

      Дидактический материал к занятиям по обучению грамоте.

Научно-методическое обеспечение

    Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс,2004.-147c

    Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005

    Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.

    Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» раздел Программы «Детский сад 2100».

    Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

С.А.Коробейникова, учитель-логопед МБДОУ д/с № 8

Г. Североморска

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к овладению элементами грамоты.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Цель проекта: Закрепление акустического и графического образа букв русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

Задачи:

Формирование навыков звукового анализа и синтеза;

Развитие умения характеризовать звук по всем параметрам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук);

Знакомство с графическим изображением букв алфавита;

- обучение осмысленному чтению одно-, двух, трехсложных слов.

Направление работы:

1. Развитие фонематического слуха с использованием метода наглядного моделирования;

2. Формирование предпосылок к успешному освоению звукового анализа и синтеза;

3. Обучение детей первоначальному чтению в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Основополагающие принципы организации проекта:

Развивающего обучения;

Учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;

Вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;

Деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности);

Интегративного подхода к обучению.

Этапы проекта : проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.

I – Подготовительный этап, его цель : создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита.

1) Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно для усвоения сложной для него системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда для него посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно, используя игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно), пробуждающих у детей интерес и внимание к букве и звуку.

2 ) Привлечение родителей к сотрудничеству началось с анкетирования, цель которого - выявить уровень заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей.

3) Работа с дошкольниками началась с диагностики правильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту:

  • Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР элементам грамоты;
  • Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Волшебный мир звуков и букв» с использованием метода наглядного моделирования;
  • Разработан перспективный план по работы с родителями;
  • Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
  • Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр;
  • Созданы буквенные фризы;
  • Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
  • Определены предполагаемые результаты.

Результаты работы по проекту на I этапе - определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

II – Основной (практический) этап предполагает проведение работы по обучению грамоте в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям:

Определение характеристик звука по артикуляционным и акустическим признакам;

Выработка правильного произношения изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях, в словах;

Обучение элементам грамоты.

Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности через:

Создание буквенного фриза [ 1 ], цель которого:

Закрепить графический образ букв алфавита.

Упражнять в соотнесении звука и буквы.

Развивать мелкую моторику в процессе вышивания из бус.

Совместно с детьми в процессе выполнения дидактической игры «Превращения буквы» были разработаны эскизы букв, используя метод наглядного моделирования. По выбранным эскизам под руководством воспитателей дети «вышивали» буквы, впоследствии была создана совместная с детьми презентацию буквенного фриза.


Подписи к слайдам:

Проект по обучению дошкольников с ОНР грамоте с применением метода наглядного моделирования Коробейникова С.А. учитель-логопед МБДОУ д /с № 8 г. Североморска

Цель проекта: Закрепление акустического и графического образа букв русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы. Задачи проекта: - формирование навыков звукового анализа и синтеза; -развитие умения характеризовать звук по всем параметрам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук); - знакомство с графическим изображением букв алфавита; - обучение осмысленному чтению одно-, двух, трехсложных слов.

Направление работы: 1. Развитие фонематического слуха с использованием метода наглядного моделирования; 2. Формирование предпосылок к успешному освоению звукового анализа и синтеза; 3. Обучение детей первоначальному чтению в процессе непосредственно образовательной деятельности.

1) Использование эффективных приемов и методов коррекции речи. Первый этап -подготовительный

2). Привлечение родителей к сотрудничеству Перспективное планирование работы с родителями месяц Формы взаимодействия Пути осуществления взаимодействия с родителями сентябрь 1. День открытых дверей. 2.Анкетирование «Ваши запросы, наши возможности». 3. Ознакомление родителей с уставом о выполнении правил посещения логопедической группы. 4. Оформление уголка для родителей Информация о МДОУ (режим работы, сотрудники, графики приёма специалистов) Режим дня, меню Сетка занятий, цель занятий Консультация «Методы и приёмы выполнения заданий логопеда дома» 5. Тренинг «Давайте познакомимся». Беседы, показ осуществления режимных моментов, игр и занятий. Собеседование с родителями, сбор основных сведений о ребёнке, анкетирование. Беседы, памятка. Письменные консультации. См. методические рекомендации по работе с родителями Нищевой Н.В. См. методические рекомендации И.А.Пазухиной « Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».

3) Работа с дошкольниками

Результаты работы по проекту на I этапе: - Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР элементам грамоты; - Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Волшебный мир звуков и букв» с использованием метода наглядного моделирования; - Разработан перспективный план по работы с родителями; - Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы); - Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр; - Созданы буквенные фризы; - Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.); - Определены предполагаемые результаты.

Второй этап - основной (практический). Направления работы: -Определение характеристик звука по артикуляционным и акустическим признакам; -Выработка правильного произношения изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях, в словах; -Обучение элементам грамоты.

Третий этап - итоговый. обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности. Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация» по разделу «Обучение грамоте» Начало учебного года Конец учебного года

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Проект по подготовке дошкольников

к обучению грамоте

«В мире звуков и букв»

Руководитель проекта:

Букреева Ирина Анатольевна,

учитель-логопед

Участники проекта:

дети, родители, воспитатели

Краткая аннотация проекта

Название проекта: «В мире звуков и букв»

Название организации : МАДОУ «Детский сад №5»

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (2 года)

Состав проектной группы

Руководитель проекта: учитель - логопед Букреева Ирина Анатольевна

Участники - воспитатели, дети старшей группы, родители

По числу участников проекта: групповой

По характеру контактов: в рамках МАДОУ № 5

Целевая аудитория : дети, посещающие логопедические занятия по подготовке к обучению элементарных навыков письма и чтения и их родители.

  • Цель проекта: развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза.
  • осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

· Сформированность звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);

· Сформированность фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

· Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

· Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

· Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема : у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «В мире звуков и букв» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

2. Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.

3. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

4. Воспитывать желание к познанию всему этому научиться.

Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно воспитатель, учитель – логопед и родители. Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

2. Четко дифференцировать звуки родного языка;

3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

4. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

5. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.

6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

7. Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Перспективное планирование

Месяц 2016 - 2017 г

Название мероприятия

Сентябрь

Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Родительское собрание

«Готовность детей к школе»

Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок

Анкетирование

Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться?»

Вызвать у детей интерес к обучению

«Звук слог слово»

Познакомить детей со звукобуквенным анализом

Занимательная игра

Игра «Подбери семейку слов»

Игра «Лишнее слово»

«Что такое предложение?»

1.Учить подбирать однокоренные слова

2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию

3.Познакомить детей с понятием «предложение»

Дидактические игры

1. Игра «Придумай название»

2. Игра сложим слово из частей

3. Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом?»

1.Образование прилагательных от числительных

2.Употребление предлогов

3.Развитие понимания распространенных предложений

Дидактические игры

«Звук и буква»

Д/ и «Буква потерялась»

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим

Игровая деятельность

Сказка «гласные и согласные звуки»

"Алфавит"

Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных

Непосредственно образовательная деятельность

Согласные звуки

Д/и: «Слово на звук …»

Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить.

Игра Дидактические игры

«Сколько звуков в слове?»

Д/и «Посчитай звуки»

Учить детей, на слух определять, сколько звуков в слове.

Игры на звуковой анализ и синтез используя цветовые круги

Месяц 2017-2018

Название мероприятия

Сентябрь

"Готовимся к письму"

Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму

Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность.

Занимательные упражнения

«Какая буква заблудилась?»

Д/и: «Слово на слог»

«Составляем слова из слогов»

Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке

Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать слова

Занимательные упражнения

«Читаем односложные слова»

Д/и: «Цепочка слов»

Занимательные упражнения

«Читаем слова по слогам»

«Прочитай по первым звукам»

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Занимательные упражнения

Развивающая игра

Д/И: "Продолжи слово"

"Сплетем венок из предложений"

(схема предложения)

Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Дидактические игры

«Волшебные кубики»

Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Дидактические игры

"Чтение слов по слогам"

Д/и: "Угадай слово"

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Занимательные упражнения

Дидактические игры

"Согласные и гласные звуки"

Д/и: "Веселый поезд"

Закрепить умение различать звуки согласные и гласные

Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Викторина «Игры со звуками и буквами»

Закрепление звуко-буквенного анализа.

Викторина

Диагностика

Проверить уровень практического осознания элементов навыков письма и чтения

Диагностика

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.

Выявление уровня речевого развития детей.

Анализ результатов работы по реализации проекта.

Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

Итоговое обобщающее открытое занятие «В стране звуков и букв».

Были созданы условия по реализации проекта.

1. Собрание «Ребенок на пороге школы»

2. Анкетирование для родителей по развитию речи воспитанника

3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед, педагоги группы

4. Материально – технические ресурсы: ИКТ, фотоаппарат, магнитофон

Возможность распространения проекта.

· Презентация проекта в ДОУ. Итоговое мероприятие.

· Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.

Заключение

Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

Литература

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.

Педагогический проект.

Тема:

«Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использованием разнообразных форм фольклора.»

Выполнила: воспитатель: Патлашинская А.В

МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»

Ростовская обл.р.п.Усть-Донецк

2016 год.

CОДЕРЖАНИЕ:

Тип проекта……………………………………………………………….3

Обоснование проекта……………………………………………………4

Актуальность проекта…………………………………………………….......7

Цели и задачи проекта……………………………………………………………………10-11

Формы и методы проекта…………………………………………………..13

Прогнозирование…………………………………………………………….20

Результативность………………………………………………………….....21

Список используемой литературы………………………………………….24

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, воспитатель группы, родители.

По времени проведения : долгосрочный

По характеру контактов : в рамках ДОУ, сотрудничество с социо-культурными центрами.

Обоснование проекта:

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста я выбрала методическую тему «Малые формы фольклора как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и других.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк.

Отсюда была определена моя тема исследования: « Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использованием разнообразных форм фольклора».

Цели проекта:

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно - образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.

Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цели исследования:

  • Повысить уровень познавательной активности старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи с помощью разнообразных форм фольклора;
  • Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие познавательно-речевых способностей детей средствами различных форм фольклора.

Задачи:

Задача № 1: Проанализировать речевые особенности детей старшего дошкольного возраста для определения познавательных способностей (наблюдать,описывать, правильно строить предложения)

Задача № 2: Определить основные методы, формы использования разнообразных форм фольклора в процессе познавательно-речевого развития детей.

Задача № 3 : Обогащать словарный запас детей, развивать их образную и связную речь.

Задача №4: Проследить изменения уровня познавательно-речевого развития в процессе работы.

Нами была сформулирована гипотеза : уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание следующим обстоятельствам:

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Широкое применение русского народного фольклора на практике в условиях дошкольного образовательного учреждения;

Активное вовлечение детей в процесс взаимодействия при помощи атрибутики.

Наша исследовательская работа может претендовать на новизну : систематизация игр и игровых упражнений в работе дошкольного образовательного учреждения.

Практической значимостью может являться использование связной речи в общении со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, а также в дальнейшем для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Формы и методы проекта

Формы:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы :

Наблюдение, рассказ, игры, показ, анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, анкетирование .

Этапы и сроки реализации:

1этап – начальный,

2 этап – продуктивный

3этап – результативный

4 этап - перспективный

  1. Определение, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.

2) Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта

3) Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

4) Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

Формы реализации проекта:

Свою работу мы строим на следующих основных принципах:

1. тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

2. интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

3. активное включение детей;

4. максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, а также развития связной речи представляют малые формы фольклора, к ним относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, потешки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

Запланирован ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками, сказками:

уточнение жанровых особенностей, сравнение пословиц с другими фольклорными формами, подбор пословиц к художественным текстам и т.д.

Также пословицы и поговорки включаются в различные фольклорные праздники и развлечения.

Широко используются дидактические игры по пословицам: словесные - «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста используются мотивационные установки:

Игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с по мощью подходящей пословицы";

Общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

Подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

Соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде...?";

Личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • подбор пословиц и поговорок по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу, загадку, сказку;
  • изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;
  • найди лишнюю пословицу;
  • найди пару;
  • картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;
  • включение пословиц и поговорок в беседы с детьми по патриотическому воспитанию, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет»;
  • сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

При работе с загадкой используем такие формы:

  • нарисуй отгадку;
  • придумай свою загадку;
  • придумай загадку по картинке

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. В своей работе мы придерживаемся методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Прогнозирование

  • Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;
  • у детей повысить интерес к устному народному творчеству;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
  • у детей сформировать представления о нравственно-ценностных нормах и правилах поведения;
  • сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
  • у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
  • вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Результативность:

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора .

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составлен комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями .

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в доу и семье.

Составила картотеку по русским народным играм: «гуси-лебеди», «жаворонок», «морская фигура», «утка и селезень», «у медведя во бору», «мосток», «жмурки», «палочка-выручалочка», «горелки», «ляпка», «заря», «малечена-калечена»

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает связную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у дошкольников формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Список литературы:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.