Народные приметы на Март месяц.

Первый месяц весны щедр на приметы. Согласно народным поверьям, в это время можно и погоду угадать чуть ли не на год вперёд, и прикинуть, насколько богатым окажется будущий урожай, да и судьбу порасспросить насчёт личной жизни — особенно если в марте вы планируете сыграть свадьбу. Каждый день что-нибудь да подскажет!
Как по-другому называли месяц
Привычное нам название марту дали древние римляне, народ задиристый и боевой, то и дело вступавший в стычки с соседями. Первый весенний месяц, когда дороги на Аппенинском полуострове просыхали, а погода налаживалась, идеально подходил для развёртывания очередной военной кампании — оттого-то это время, не задумываясь, и посвятили забияке-Марсу. Правда, к нам имя римского бога войны добралось лишь века спустя, через Византию, слегка видоизменившись по пути, но тем не менее сумело со временем полностью вытеснить из речи принятые ранее в народе прозвания месяца. А было их немало:

березозол;
бржезень;
весновей;
весновка;
грачевник;
зимобор;
капельник или каплюжник;
марзец;
пролетний;
протальник;
солногрей;
сухий.

На заметку: у англов, не избалованных хорошей погодой на своём продуваемом всеми ветрами континенте, март носил название «месяца бурь».

Общие приметы марта
На Руси март считали началом пролетия — переходного сезона между студёной зимой и жарким летом. По нему старались угадать, долго ли продержатся в этом году морозы; рассчитывали лучшее время для посевной и прикидывали, какие из растений дадут самые богатые всходы.
Переменчивая мартовская погода может многое рассказать о грядущем лете

Первым делом смотрели на погоду:
если в середине месяца задует тёплый ветер, тёплым будет и лето;
если снега сходят быстро и дружно, а над землёю то и дело стелются туманы, жди лета сырого и промозглого;
если муравейники сперва оттают с севера, лето будет затяжным и жарким, с юга — коротким и полным ненастных дней;
если в начале весны с крыш свисают длинные сосульки, морозы задержатся надолго;
если первая гроза отбушует в марте, год будет холодный, но урожайный, причём после ненастья обязательно вернётся стужа;
если гроза будет без грома, жди летом засуху;
если сугробы тают от солнца, урожай порадует, а коли расплываются под первыми весенними дождями, придётся затянуть пояса потуже;
если во время последних метелей снег ложится волнами, яровые взойдут хорошо, а в огородах будет много овощей;
пророчат обильный урожай и редкие мартовские заморозки;
сухой март говорит о том, что плодовые деревья обильно уродят в этом году;
если в воскресенье перед Масленичной неделей разразится ненастье, грибов будет, что мошкары;
если лёд долго держится на реке, быть году голодному;
слишком высоко поднявшаяся вода предсказывает нашествие вредителей.

А ещё в старину говорили: заслышав в марте первый гром, проверь, откуда ветер.

С севера? Ждать тепла придётся долго.

С востока? Скоро удастся погреться на солнышке.

С запада? Весна будет слякотной.

С востока? Ближайшие месяцы выдадутся сухими.



Если зайцы не собираются линять, значит, зима продержится долго

Не меньше внимания уделяли и поведению животных:
если заяц в марте ещё бегает белым и не пытается линять, скорого тепла можно не дожидаться;
если снегири рано собрались улетать, холодам конец;
синицы запели — к теплу;
чем выше летят гуси, тем сильнее будет в этом году половодье;
если грачи вернулись на старые гнёзда, апрель и май будут солнечными;
птицы предпочитают вить себе жилища на солнечной стороне деревьев — придётся ещё какое-то время помёрзнуть;
если в марте объявились мыши, рассчитывать на щедрый урожай не стоит.

Прогуливаясь в начале весны по лесу или парку, не забудьте поискать в округе берёзку. Если в марте она «заплачет», можете паковать зимние вещи: толстые шарфы и перчатки вам больше не понадобятся.

Народные приметы на каждый день месяца
1 марта — Данило-новичок.
Данило сам умылся и поспешает всех дождём умыть: скоро-скоро вместо снежинок по крышам застучат дождевые капли! Но если снег в эту ночь всё-таки шёл, его посылали смести с дорожки самых младших членов семьи, чтобы весь год ходили здоровыми. Ну а женщинам на сносях полагалось 1 марта подняться на рассвете и полюбоваться на восходящее солнце — после этого младенец должен был родиться на загляденье крепеньким и пригожим.

2 марта — Фёдор-тиран и Маримьяна.
Какова погода на Фёдора, таково будет и лето. А вот весне не верь: если 2 марта поманит теплом, следом непременно ударит морозцем.

3 марта — день Агапа.
Считается, что мелкая птичка овсянка, подавшая голос на Агапа, призывает весну: где раздастся её звонкая трель, там и солнышко объявится. А вот увидеть ползущий над землёй туман не слишком хорошо. Летом придётся помокнуть под проливными дождями.

4 марта — Федот, Архип и Филимон Вешний.
Высокие сугробы в этот день предвещают позднюю и скудную зелень в апреле. Зато весенняя капель знак хороший: больше воды — больше травы. И приложите максимум усилий, чтобы не подхватить сегодня простуду! Поговаривают, что на Федота хвори особенно прилипчивы.

5 марта — Лев Катанский.
На Льва ворона купается к теплу, снег уходит с дождями — к половодью, а слишком ранняя и бурная весна сулит неприятности в виде новых заморозков. Воспользуйтесь последним шансом прокатиться с горы на санках; кто сегодня унесётся по снежной глади дальше всех, тот окажется самым счастливым в наступающем году.
На Льва Катанского катались целыми семьями

6 марта — Тимофей Весновей.
По Весновею угадывают погоду на три ближайших месяца: выдастся день погожим и солнечным, возвращения холодов можно не опасаться. В это время просыпаются деревья, принимаясь гнать к ветвям сок, а по приствольным кругам можно сказать, какой будет весна. Если их края крутые — скорой, пологие — затяжной.

Пожилые люди в деревнях после 6 марта без опаски выбираются на завалинки и лавки перед домами, порадоваться зачинающейся весне: «Весновей веет, стариков греет».

7 марта — Афанасий и Маврикий, Маврикиев день.
На Маврикия принято следить за птицами. Если пернатые вернулись из тёплых краёв дружно, скоро установится хорошая весенняя погода. Среди прилетевших домой птиц в этот день объявились ласточки? Год окажется счастливым. Свиристит синица? Жди тепла. Колотит по деревьям дятел? Будет прохладно. Подал голос зяблик? Нагрянет ненастье. А ещё 7 марта не помешает проверить корку снежного наста: какова? Шершавая и «кострубатая» сулит отменный урожай, гладкая, прихваченная морозцем, пророчит недород.

8 марта — Поликарп.
День, нынче носящий гордое название международного женского, в старину прозывался куда менее серьёзно: кислые девки. Считалось, что барышни на выданье, не успевшие до поста прогуляться с милым к алтарю и оттого «киснувшие в девках», сегодня могут приворожить себе суженого. Кроме того, на Поликарпа сороки возвращались в лес, покидая людские поселения, а тетерева принимались кликать подруг.

9 марта — Иоанн Предтеча.
По погоде на Иванов день предсказывают погоду на Пасху. Выпадет снег, Светлый праздник выдастся зябким; придут солнце и оттепель — установится тёплая погода и на Христово Воскресенье.

10 марта — Тарас-кумошник, Тарасий Бессонный.
На Тараса полагалось просить небесных покровителей о крепком здоровье и бодрости — чтоб не привязалась лихорадка-кумоха, да дрёма не валила с ног посреди дня. А в северных районах, где только к этому времени появлялись приствольные лунки, принимались гадать по ним, смела ли будет весна: крутые края — к буйному теплу, пологие — к холоду.

11 марта — Порфирий.
На Порфирия весна обманчива: если снег принялся дружно таять, уйдёт он ещё нескоро. Зато тонкий ледок, сковавший лужи, служит верным знаком погожего лета.

12 марта — Прокоп Перезимник, Прокоп Дорогорушитель.
Зимний Прокопий (отмечавшийся, к слову, 5 декабря) дорогу прокопает, а Перезимний от неё следа не оставит. Если к этому дню снега основательно подтаивали, руша санные пути, а птицы успевали вернуться на гнёзда, крестьяне были спокойны за урожай — не подведёт. А подснежники, проклюнувшиеся из земли на Прокопия, давали сигнал к началу полевых работ.

13 марта — Василий Капельник.
Капельник пришёл — зима заплакала. По народному поверью, в этот день всегда бывает оттепель с капелью, поэтому крепкие сухие сосульки считаются дурным знаком, сулящим промозглую весну. И ещё одна примета 13 марта: если солнце по весне в кругах, крестьянин по осени в сытости.

14 марта — Евдокия Плющиха (Авдотья Весновка).
Евдокия Плющиха снега плющит, порог подмачивает; если на Евдокию погоже, всё лето пригоже. Талой водой, собранной в этот день, умывали больных, чтобы поскорее выздоравливали.

15 марта — Федот Ветронос.
Если весна выдавалась ранней, на Федота выпускали после зимы скот пощипать первые тоненькие былинки, пробившиеся из-под земли. Если же вокруг лежали снега и мела вьюга, понимали: животине придётся туговато - «на Федота занос, пойдёт скот на снос». Также в это день следили за ветром, гадая, принесёт ли он тепло и влагу с юга, или сухой холод с севера.

16 марта — Василиск и Евтропий.
Евтропий снег топит и путь тропит (прокладывает). А чтобы всё это происходило побыстрее, хозяевам рекомендовалось отправиться на поле и перейти его с одного конца на другой крест-накрест, помечая место для солнышка.

17 марта — Герасим Грачевник.
Если вернувшиеся в этот день из-за моря грачи летели прямо на старые гнёзда и принимались их благоустраивать, через 3 недели начинали посевную. Но когда птицы вели себя суетливо, то и дело срываясь с гнёзд, становилось понятно, что до настоящего тепла ещё далеко.

18 марта — Конон Огородник.
Народные приметы гласят: даже если вокруг ещё лежат снега, крестьянину полагается выйти на огород и хотя бы символически начать его копать — это обещало богатый урожай овощей.

19 марта — Аркадий.
Если на Аркадия поутру землю скуёт морозом, до настоящего тепла придётся перетерпеть ещё 40 утренних заморозков. Дятел, в этот день застучавший в лесу, пророчит позднюю весну, зато трясогузка, напротив, своим ранним прилётом знаменует приближение солнечных дней.

20 марта — Павел Капельник.
Обильно бегущая с крыш вода в старину служила для хозяек обещанием хорошего урожая льна и конопли, а похолодание предвещало новые заморозки. Кроме того, считалось, что тяжёлые пласты снега, срывающиеся в этот день с кровель, символизируют людские грехи, тяжело падающие на землю.

21 марта — Солнцеворот, Весеннее равноденствие, Вербоносица.
Если облака стоят высоко в небе, можно рассчитывать на хорошую погоду. В этот день мужчины приступали к пахоте, а женщины пекли круглые блины, символы Солнца, и приносили в дом вербные ветви, чтобы избавить жилище от тягостей и болезней.

22 марта — день 40 мучеников, Сорок сороков, Жаворонки.
Подтягиваются с юга последние запоздалые птицы, а зима окончательно прощается, уступая место весне. Если к этому дню вернутся сороки и галки, солнечная погода установится прочно; если задует тёплый ветер, он принесёт с собой дожди и надежду на отличный урожай.

23 марта — Кондрат и Василиса, вешней воды указательница.
Гроза, отгремевшая в этот день, делает землю плодородной, туман уносит остатки снегов, а облака с синеватым отливом обещают тёплые, хоть и дождливые деньки. Да и сумрачная погода не такая уж беда: «день мглист — лён волокнист». А вот подтопившая подпол или погреб талая вода могла стать настоящей проблемой, поэтому молились святой Василисе с просьбой отвести весенние потоки стороной.

24 марта — Ефим и Софроний.
Каков день на Ефима, таково и лето: тепло — к теплу, холод — к холодам. Если услышишь кукушку, брякни деньгами в кошельке, во весь год не переведутся. Но если кукушка подаст голос раньше, чем распустятся первые листья на деревьях, это к худу: быть году голодному. Неприятными вестниками неурожая в этот день служат и мыши, слишком расплодившиеся к концу марта, и птицы, с опозданием вернувшиеся на родину.

25 марта — Феофанов день.
Тающий в полыньях лёд и туман рассказывают о богатом урожае. Причём очень важно проследить, высоко ли над землёй поднимается белесая дымка: опавшая мга сулит солнечную погоду, а колышущаяся выше человеческого роста несёт ненастье. Если же лёд начал тонуть, вместо того, чтобы потихоньку истончаться, жди недорода.

26 марта — Никифор.
Туман — на дождь, зяблик — на стужу, жаворонок — на тепло; что в этот день увидишь, то и будет. Если гуси прилетели и в воде полощутся, быть лету славному и урожайному.

27 марта — Фёдор скотник.
Красное солнце на восходе означает хороший год, а гроза предсказывает плодородное лето. На Фёдора принято заниматься скотиной: чистить, обхаживать, заговаривать от порчи и сглаза.

28 марта — Никандр.
Если чайки объявились, льду на реке не залежаться. Воробьи гомонят к хорошей погоде, яркий закат бывает перед большими дождями, а коли вешние воды на Никифора текут вяло, порадоваться урожаю не получится.

29 марта — Савва.
На Савву распрягай сани, ладь телегу к лету. Ветер гонит облака по небу высоко и быстро — на тепло, вода бежит ручьями — на сырую погоду до самой осени.

30 марта — Алексей тёплый.
День не зря имеет второе название, Алексей — с гор вода: по тому, насколько широки и быстры в это время ручьи, можно судить, каким будет половодье. Кроме того, крестьяне верили, что нерадивого хозяина, не убравшего вовремя сани со двора, они промчат мимо удачи.

31 марта — Кирилл дери полоз.
Если снега на Кирилла податливые и рыхлые, всходы будут дружные, а если жёсткий наст дерёт полоз, будет неурожай. На склонах появились жёлтые крапинки цветов мать-и-мачехи, а над ухом зазвенели комары? Теперь уж тепло точно никуда не уйдёт!

Свадьба в марте: благоприятные и неудачные дни
В народной традиции март был не самым популярным временем для свадеб. Большая его часть — а то и весь месяц целиком — регулярно выпадала на Великий пост, в течение которого не свершалось ни венчаний, ни гуляний, а прихожане посвящали время очищению души. Однако в удачные годы самые неторопливые могли успеть выкроить недельку-другую, чтобы честь по чести отметить рождение новой семьи. И с этим событием были связаны свои приметы о свадьбе в марте.
Прежде всего, март как месяц капризный и непредсказуемый сулит молодожёнам крупные перемены: переезд, смену места работы, скорое рождение потомства. Да и в повседневной жизни новоиспечённых супругов ласковые солнечные дни, наполненные любовью, то и дело будут сменяться житейскими грозами. Впрочем, какая семья обходится без них? А ещё говорят, что «мартовские» невесты будут вынуждены долгое время жить с родителями мужа, прежде чем пара встанет на ноги и сможет позволить себе свой дом.

В день регистрации приметы советуют понаблюдать за погодой. И не только ради того, чтобы фотосессия удалась! К примеру, снег во время мартовской свадьбы пророчит молодым достаток, ветер обещает жизнь переменчивую и интересную, а если вдруг ударит мороз, в самом скором времени на свет появится первенец, ладный и крепкий. И только гроза во время свадьбы считается недобрым знаком, предсказывающим ссоры и дрязги.

Вот что астрологи говорят насчёт удачных или неблагоприятных дней для регистрации в марте 2018 года:


Условные обозначения:

Благоприятный период,
- неблагоприятный период,
± нейтральный период.
Заметим, что в 2018 году Великий пост начинается 19 февраля, поэтому венчание в марте будет невозможно в принципе. Однако на гражданские свадьбы этот запрет не распространяется. Тут уж каждая пара вольна сам решать, стоит ли им назначать бракосочетание на первый весенний месяц, и прислушиваться ли при этом к советам звёзд или положиться на судьбу и связывающее влюблённых взаимное чувство.

Русский народ богат на приметы и предания. Несмотря на христианскую веру, в народе по-прежнему бытуют суеверия, связанные с язычеством. Огромное количество таких примет приходится на месяц март. Народные приметы этого месяца связаны с наступлением весны и погодными условиями.

Народные приметы в марте

Раньше, глядя на погоду в первом месяце весны, предполагали, какой будет дальнейшая весна, а за ней и лето. Мартовсий снег, по поверьям народа, обладал целительной силой. Его топили и умывались талой водой. Считалось, что такое умывание должно принести здоровье и красоту.

Сухой март, без осадков, сулил теплое и урожайное лето, а мокрый март - наоборот. Также люди проводили руками по поверхности снега. Щершавая поверхность говорила об урожайном и плодородном сезоне, рассыпчатая - о неудачах.

В конце марта

21 число, март. Как известно, лучшие вестники - петухи. Если петух поет на заборе, то погода будет хорошей, а если он зашел в дом, то будет несчастье.

23-го в марте признаки насморка у здорового человека - к мокрой погоде.

24-го вороны, спускающиеся на землю, пророчат потепление, а 25 марта, если назойливо каркают, значит, будет дождь.

26 марта и 27 марта - если кричат галки, а дятел долбит по дереву, то погода будет солнечной.

28 марта отмечается как день лесного Ухаживания. В этот день принятно ходить в лес и благодарить его за то, что он дает людям грибы и ягоды.

29 марта кошка, которая точит когти, говорит о похолодании, а 30 марта, если собака завыла, нужно обратить внимание на ее хвот. Опущенный хвост плохой погоде, поднятый вверх - к потеплению.

И разные признаки долго служили ориентиром в области погодных условий. На что только не смотрели люди - и поведение домашних животных, и время прилета грачей, и собственное самочувствие. Но нельзя судить о приметах скептически: если они существовали и дошли до наших дней, значит, они имеют под собой почву.

Народные приметы: 14 марта, Евдокия

14 марта считается особенным русским праздником. В этот день почитается святая мученица Евдокия. Ее история следующая: долгое время Евдокия была падшей девой, которая вела распутную, грешную жизнь. Вскоре она повстречала старца по имени Герман, который указал девушке путь истинный. Евдокия ушла в монастырь и стала заниматься целительной деятельностью - лечить людей. Ее стали преследовать. В конце концов, в 170 году враги Иисуса Христа нашли ее и обезглавили. С тех пор Святую Евдокию считают мученицей.

Существуют и народные приметы на Евдокию. 14 марта принято звать весну. По Евдокии смотрят, каким будет урожай в этом году. "В Евдокию погоже, так и летом тоже" - говорили в народе.

В это день также было принято омывать детишек талой водой, чтобы они росли крепкими и здоровыми.

Народные приметы: март

На 16 марта также существовали особые день носил имя Василиск. В этот день все жители деревень крест-накрест обходили свои поля и участки, чтобы они были более плодородными. Крест - это символ тепла и благополучия, он имел чудодейственную силу. Кресты рисовали на домах, дверях, порогах, наличниках, печах. По возможности поля украшали деревянными крестами. Считалось, что крест дает земле влагу, оберегает ее от грабителей и птиц.

На входе в деревню также обязательно должен был быть крест. Символ христианской веры, он не должен был впускать иноверов в селенье, а также оберегал людей от нечистой силы.

Особенным месяцем в году был март. Народные приметы гласят, что 16 марта люди должны были "подружиться" с солнцем. После заката нельзя было давать что-либо в долг или выносить мусор.

Народные приметы: 30 марта

Подходит к концу месяц март. Народные приметы обозначили 30 марта как день Алексея Теплого. В этот день начинают трогаться реки, идет весеннее половодье, журчат ручьи. Если Алексей будет благосклонен, значит, переправа через реки будет безопасной, а лето - теплым и солнечным. Чтобы все это воплотилось, нужно было вывернуть оглобли (жерди в упряжке лошадей) с саней.

После Алексея принято начинать посев овса и ячменя.

Народные приметы очень увлекательны. Интересна их история, разнородность и некая уникальность. Нам сейчас эти приметы могут показаться дикими и ненужными, но для наших предков они играли большую роль.

Материалы самоанализа работы учителя изобразительного искусства, второй категории

МОУ Инзенская средняя общеобразовательная школа №2

Клейменовой Марии Валерьевны

(аттестуется на первую квалификационную категорию)

Дай молодым то, в чем они нуждаются,

чтобы стать от нас независимыми

и способными сделать свой выбор.

К. Поппер

Современная молодежь - специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Молодые люди сегодняшнего времени активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити.

Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях. Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей, остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности.

ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ФУНКЦИЯМ.

Я, Клейменова Мария Валерьевна, осуществляю педагогическую деятельность с 1991 года. В 1991 году я окончила Сызранское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» и начала свою педагогическую деятельность учителем начальных классов. В 1996 году закончила Ульяновский ордена «Знак Почета» госпедуниверситет им. И.Н.Ульянова по специальности «Педагогика и методика начального образования».

С 1998 года работала преподавателем ОБЖ и воспитателем группы продлённого дня. С 2000 года дополнительно преподавала предметы природоведение (5 класс), географию (6-7 классы), биологию (6 класс).

С 2005 года стала преподавателем ОБЖ и изобразительного искусства, в то же время, являясь преподавателем дополнительного образования от РЦДТ.

С 2009 года являюсь заместителем директора по воспитательной работе. До 2011 года исполняла обязанности классного руководителя в 9 «Б» классе.

В Инзенской средней общеобразовательной школе №2 работаю 21 год. Возраст детей колеблется с 7 до 17 лет, поэтому при выборе форм подачи учебного и дополнительного материала, мною применяются технологии дифференцированного обучения, при котором учитываются возрастные особенности учащихся.

Для развития творческой индивидуальности детей мною применяется тщательно продуманная и организованная совместная работа руководителя коллектива (педагога) и его воспитанников. Я занимаюсь сферой обучения, и вношу в образовательный процесс свои новаторские идеи и педагогические наработки, которые помогают мне добиться положительных результатов в конкретном виде деятельности, а воспитанники, изучая преподаваемый материал, находят свои индивидуальные методы, которые помогают им осваивать его. Моя роль заключается в подборе теоретического и практического материала для различной по составу и уровню подготовленности учащихся, учитывая характер, темперамент и индивидуальные технические особенности воспитанников.

  1. ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ:

Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально - трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний, но и системой соответствующих умений и навыков.

В основе моей педагогической деятельности лежит концепция развивающего обучения. Основная роль педагога в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

  1. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, я должна знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных я конструирую педагогическое воздействие на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребёнка.
  2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
  3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
  4. Ребёнок является полноценным субъектом учебной деятельности.
  5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
  6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка.

Основу развивающей системы обучения составляют следующие взаимосвязанные принципы:

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности преодоления препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию. Содержание этого принципа соотносится с проблематикой в обучении.

  1. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

Согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важно, чем отработка навыков. Содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.

  1. Принцип осознания школьниками процесса обучения.

Этот принцип направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.

  1. Принцип работы над развитием всех учащихся.

Согласно этому принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех. По традиционной методике обучения на слабых и неспособных к рисованию учеников, обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости. Но перегрузка лишь увеличивает их отставание и, что не маловажно, сводит на нет мотивацию к рисованию.

  1. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.

Основная технология, с помощью которой я решаю эту проблему, остаётся технология проблемного обучения. Проблему я ставлю перед уроком, чтобы заинтересовать учащихся новой темой, а в конце урока возвращаюсь к проблеме опять, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Процесс обучения базируется на дидактических системах. Современная дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. В свою очередь, цели обучения в современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

Мои выступления на школьном МО и РМО, на родительских собраниях по данным проблемам:

  1. «Развитие творческой активности учащихся» (на школьном родительском собрании). (см. Приложение 1)
  2. «Использование интернет - ресурсов при обучении изобразительному искусству» (ШМО). (см. Приложение 2)
  3. «Современный урок изобразительного искусства. Требования, предъявляемые к уроку. Способы повышения творческой активности учащихся и качества знаний по изобразительному искусству». (РМО) (см. Приложение 3)
  4. «Работа с одарёнными детьми. Программа творческой деятельности» (РМО) (см. Приложение 4)

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. На интегрированных уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, таких как информатика, изобразительное искусство, физика, литература, история и др., совершенно по-новому осмысливать события и явления. Интегрированные уроки изобразительного искусства имеют следующие преимущества: пробуждают интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.

Результаты и достижения учащихся в творческой деятельности

Название деятельности (конкурса)

Дата

Занятое место

(см. Приложение)

Участие в областном конкурсе

С 2009

В своей работе я использую систему методов Ю.К. Бабанского:

  1. Методы стимулирования и мотивации учения - методы формирования интереса;
  2. Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха - методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований;
  3. Метод проблемного обучения;
  4. Метод проектов;
  5. Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельные работы и работы под руководством учителя);
  6. Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);
  7. Приёмы, методы обучения;

Реализация творческого подхода к процессу обучения:

Использую такие приёмы как диалог с учащимися, работа с интерактивной доской, выпуски стенгазет.

Наличие дидактических материалов (карточек, технологических карт, иллюстрированного материала, индивидуальных и коллективных творческих заданий), используемых в учебном процессе для овладения учащимися:

  1. Системой знаний по изобразительному искусству;
  2. Предметными умениями и навыками;
  3. Способами познавательной деятельности (наблюдение за отдельными предметами окружающего мира, что даёт чёткое восприятие объекта);
  4. Способами информационно - коммуникативной деятельности (непосредственное общение между учащимися в процессе обучения, организация дружеской атмосферы, что способствует развитию речевых навыков);
  5. Способами рефлексивной деятельности (анализ работы своих товарищей и самоанализ своей работы, умение посмотреть на свою работу со стороны).

Формируя у учащихся рефлексивно - оценочные умения, учу их составлять композиции, работать с чертежами. Это способствует осмысленному восприятию учащихся окружающего мира, его красоты и гармонии, развитию аналитического мышления, осознанному применению теоретического материала при выполнении заданий различного уровня сложности, осуществлению пошагового и итогового самоконтроля и взаимоконтроля.

Результаты учебных достижений за последние 3 года:

(мониторинг) (см. Приложение)

Творчество учащихся на уроках изобразительного искусства.

Учебный процесс на уроках изобразительного искусства пронизан творческой деятельностью, как учителя, так и учащихся. Количество творческих работ по предмету увеличивается с каждым годом. Данные 2009 - 2012 годов позволяют сделать вывод о том, что и качество этих работ возросло. (см. Приложение..-…)

Рост мотивации к изучению предмета.

Каждый учитель понимает, насколько важно поддерживать интерес к предмету. Осознание того, что без повышения уровня мотивации не добиться положительных результатов в обучении изобразительному искусству, позволило мне сделать вывод о том, что необходимо так построить обучение, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало сам учебный процесс. А так же являлось составной частью урочной работы через интегрированные уроки и частью внеурочной работы через внеклассные мероприятия и кружковую деятельность.

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Для успешной организации процесса обучения проверяю и анализирую несколько факторов :

  1. качество усвоения учебного материала,
  2. интенсивность накопления ребёнком социального опыта,
  3. освоение ребёнком навыков взаимодействия,
  4. уровень индивидуального развития учащихся.

На практике применяю такие методы , как

  1. повседневное наблюдение за учебной работой учащихся,
  2. устный опрос,
  3. выполнение творческих проектов как индивидуальных, так и групповых,
  4. практические работы и участие во всевозможных конкурсах, выставках, ярмарках и т.п.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет определять индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе. Кроме того вырабатывается умение отличать простые, средние и более сложные задания. Формируется умение проектной деятельности в процессе усвоения изобразительного искусства.

(см. Приложение)

Исходя из собственного опыта, действенными можно признать проектный, проблемный и поисково-исследовательский методы.

Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей.

Проблемный и поисково-исследовательский методы можно сочетать для подготовки определённого этапа урока. Перед учеником ставится задача подготовки конкретного этапа урока: доклад на заданную тему и создание сопровождающей этот доклад презентации или создание фильма на заданную тему. Ученик проявляет ответственность, организовывает своё время для сбора информации. Он определяет источники информации, сравнивает сведения из этих источников, исследует вопрос и принимает решение, какой будет окончательная информация, предъявляемая всему классу. Использование информационных технологий делает доклад значительно интереснее. Для подготовки презентации обучающийся должен продумать последовательность слайдов и их соответствие тексту доклада. Таким образом, возникает определённая проблемная ситуация, которая всегда заставляет активизировать мыслительную и творческую деятельность. В результате повышается образовательный уровень ученика. А приносящая удовлетворение работа доставляет радость, что благоприятно влияет на чувственное и психическое состояние ученика, создаёт ситуацию успеха.

Используя данный метод на протяжении многих лет работы, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности школьников и создавать новые духовные ценности.

Применение проектного, проблемного и поисково-исследовательского методов, всегда положительно влияет на качественные изменения личности обучаемого, такие как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности человека.

Развитию школьников способствует выделение их в творческую группу и работа по индивидуальным заданиям , привлечение к разработке конкурсных работ, участие в предметных неделях и фестивалях исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Мои ученики на протяжении многих лет участвуют и занимают призовые места в городских, областных и всероссийских конкурсах детского творчества и рисунка.

(см. Приложение)

Диагностирование позволяет осуществлять контроль, проверку, оценивание статистических данных, прогнозировать дальнейшее развитие обучения, воспитания, развития учащихся. Более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания.

  1. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

При прогнозировании результатов педагогической деятельности и обучающихся пользуюсь понятием «зона ближайшего развития» Л.С.Выготского.

Владея знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива, использую диагностические методы в определении перспектив развития каждого ученика.

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое.Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность. Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

Марина Макарова