«Окунаться в прорубь — русская благочестивая традиция,
не имеющая сакраментального значения»

Священник Филипп Пономарев :

— Окунаться в прорубь на праздник Крещения Богоявления — русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения, и Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Собственно, об этом написано уже довольно много. Все зависит от желания человека. Но для многих верующих эта традиция имеет очень важное значение.

Например, в Москве, где я родился и вырос, традиция освящать вырубленную во льду купель массово возобновилась в девяностые годы. На Подворье Оптиной Пустыни в Останкине, которое сейчас является Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в праздник Крещения непременно служилась ночная служба, по уставу очень долгая, а утром, когда едва-едва брезжил рассвет, вокруг Останкинского пруда шел Крестный ход, после которого настоятель освящал специально вырубленную во льду купель. А потом окунались в освященной проруби старики, женщины, дети, конечно же, и взрослые мужчины — все, кто хотел. Было, однако, принято до купания подойти к священнику и взять на это благословение.

В этом смысле вопрос о том, что в ночь на Крещение необходимо идти под душ, выглядит довольно странным. Ведь если традиция «идти на иордань» восходит к Священной Евангельской истории, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана, то какое значение может иметь необходимость принятие душа в крещенскую ночь? Скорее это выглядит неким суеверием или заблуждением.

Действительно, масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию». В их жизни, конечно, это ничего не изменит: «Даст Бог — на будущий год еще искупаемся», — и все. Но я знаю по крайней мере один случай, когда человек, приехавший «на купания» с шумной компанией, после зашел в близстоящий храм, где ему кто-то доходчиво и аккуратно объяснил смысл того, зачем он только что окунался в ледяную воду. Юноша стал ходить в храм, на богослужения, потом исповедоваться и причащаться. Здесь, наверное, многое зависит от нас — людей, которые должны объяснять другим смысл и значение того или иного церковного действия, традиций, и делать это корректно и на доступном языке.

Я полагаю, что главной пользой через символическое после богослужения для христианина может быть большее приобщение к реальности праздника Крещения — Богоявления Господня. Недавно мы праздновали Рождество Христово, славословили вместе с ангелами и пастухами Воплощение в мире «нашего ради спасения» Иисуса Христа. В праздник Крещения Господня Святая Церковь напоминает нам о великой тайне Бога Троицы, явленной всему миру более 2000 лет назад в водах реки Иордан. Это реальность, которой живет Церковь, и в которую призывается войти каждый христианин.

«Купание в проруби никакого отношения
к духовной жизни не имеет»

, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— По моему мнению, купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи — опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

«В крещенской воде нельзя не только купаться,
но даже нельзя крестить детей»

, настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское, Раменский район Московской области:

— На праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник — совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан. Это святая вода великой агиасмы, великой святыни. В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника.

Вот что читаем в настольной книге священнослужителя, изданной в конце XX века:

«Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения «страха ради смертнаго», где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется.

Именно вода открывает нам значение Крещения. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основных стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «... Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). Одновременно она — символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Мы встречаем воду в самом начале книги Бытия, где она знаменýет само творение, Космос. Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6:5), Он обрушил праведный гнев Свой на человеков и омыл грехи их в водах всемирного потопа. Господь повелел Моисею установить умывальницу в скинии и наполнить ее водой для омовения рук и ног первосвященника перед совершением жертвоприношений Богу. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна...

Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного».

То есть даже для Крещения младенцев воду великой агиасмы нельзя применять кроме случаев самых чрезвычайных, когда нельзя освятить обычную воду для Таинства Крещения. Младенца нельзя в ней крестить, а пьяным дядькам можно в ней купаться?!

По вере вашей будет вам. Но и испытывать, искушать Господа Бога своего нельзя. Нельзя рисковать здоровьем детей и собственным здоровьем в надежде, что Бог сохранит нас, если мы поступаем безумно. Сколько людей получили инфаркты от резкого погружения в ледяную воду, сколько детей получили воспаления лёгких из-за переохлаждения! Враг рода человеческого диавол старается из всего доброго, церковного, святого вынуть внутреннюю духовную спасительную сущность, заменив внешним, пустым, не имеющим связи с Господом Иисусом Христом и вечным спасением души. Вроде бы Пасху отпраздновали, поехав на кладбище и выпив там водки, — а по сути только нагрешили и о Христе Воскресшем даже и не вспомнили. Вроде бы Крещение отпраздновали, с гиками и криками окунувшись в ледяную воду, — а по сути и не вспомнили об очищении души от греха и без всякого благоговения отнеслись к святой воде великой святыни. Вроде бы новый год радостно встретили — да не вспомнили, что Новый год от Рождества Христова, что не изменению цифры в календаре своего гаджета надо радоваться, а Воплощению Сына Божьего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес...

«Если человек погружается в крещенскую прорубь,
пусть это будет для него символом обновления»

, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода — всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике — он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться.

Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.

Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.

Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.

Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.

День Крещения называется Богоявлением, так как, согласно Евангелию, в момент крещения Иисуса Христа в водах Иордана Бог был явлен в трех ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа. В Сочельник полагается строгий пост. Популярная традиция – купаться в этот день в специальных прорубях – «иорданях». По народной традиции, на Крещение верующие окунаются в прорубь, трижды осеняя себя крестным знамением и произнося молитву Троице.

Но купаться можно не всем!

Всего один аргумент в пользу купания в ледяной воде. Организм действительно получает закаливающий эффект, и все.
Прежде чем купаться в ледяной воде без специальной подготовки и опыта закаливания необходимо измерить давление, ведь вместо ожидаемой благодати можно получить осложнения.
Главные опасности купания в ледяной воде: сердечный приступ из-за спазма сосудов, судороги, быстрое развитие пневмонии. Категорически противопоказаны купания людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхолегочными, гинекологическими заболеваниями, диабетом, гипертонией, эпилепсией и склонностью к судорогам, с воспалением почек, заболеваниями щитовидной железы, инфекционными болезнями. Врачи категорически запрещают купаться в мороз детям, так как у маленьких детей несовершенная система терморегуляции.

Впрочем, по народным повериям, вся вода в ночь на 19 января становится святой – даже из под крана. Однако большинство верующих все-таки придут в эти дни в храмы, чтобы сделать запасы освященной крещенской воды. Люди верят, что она помогает при болезнях; ее пьют для прибавления духовных сил и здоровья, ею освящают ею жилища. Кроме того, она остается свежей очень долгое время даже в закрытых ёмкостях.

Считается, что если окунаться в прорубь с истинной верой, то человек не заболеет. Однако стоит прислушаться к советам бывалых . И самый главный совет: не пить спиртного. И не только потому, что это противоречит самой сути христианского праздника, но и потому, что может закончиться весьма плачевно. Вот лишь некоторые советы и наблюдения людей опытных:

«Самый главный совет: не пить перед купанием и после. И если идешь в места массового скопления людей, то желательно иметь друга с машиной что бы переодеться (если рядом нет организованных кабинок для переодевания)».

«Водка – злейший враг холодных купаний. Заболеть практически нереально, если все делать правильно».

«Это – религиозный праздник, алкоголь категорически противоречит в этот день всей концепции праздника. Это уже неоднократно обсуждалось, причем, и самими священнослужителями. Алкоголь сильно притупляет инстинкт самосохранения, а это может печально закончиться!»

Наиболее полные правила для купания в проруби на Крещение опубликовал в Интернете пользователь vi@lex. Вот его:

Правило первое: протестируй свой организм на наличие медицинских противопоказаний . Доктора категорически возражают против купания в проруби на Крещение при наличии ряда проблем со здоровьем. В частности, сердечно-сосудистые заболевания; сахарный диабет, глаукома, конъюнктивит; язвенная болезнь желудка, энтероколит, холецистит и другие. ОБЯЗАТЕЛЬНО пройдите обследование!

На заметку! Тем кто перенёс сердечные заболевания, категорически запрещено окунаться в ледяную воду.

Перед купанием желательно не быть сытым. После купания не пить жирный бульон.

Правило второе: для купания в проруби на Крещение нужно правильно выбрать место . Идеальная полынья для купания в проруби на Крещение – это:
— проверенное место (желательно – организованное, а не сельский пруд в полночь);
— глубина купели не должна превышать 1,8 метра;
— купель должна быть ограждена (во избежание случайного падения в воду).

Правило третье: не забудь про обмундирование! Тебе понадобятся: купальник или плавки, полотенце и махровый халат, комплект сухой одежды. Возьми с собой и какую-нибудь обувь, чтобы не идти по льду босиком – это далеко не каждому человеку под силу. Но учти, что тапочки не должны быть на резиновой подошве – она скользит. Можно взять шерстяные толстые носки, в них дойти до проруби, в них же и плавать. После купания нужно переодеться в сухое белье.

Правило четвертое: перед купанием надо слегка разогрейся , но не до седьмого пота. Тело должно быть горячим, но не потным.

Правило пятое: православная традиция подразумевает троекратное окунание в прорубь с головой. Но имей в виду, что купания в проруби на Крещение – это не канон, а традиция. То есть не будет грехом, если ты побережешь свою голову , зная, что с мокрыми волосами по морозу – не большой подарок (особенно если ехать на другой конец города общественным транспортом). ОБЯЗАТЕЛЬНО укутайте голову, если Вы не на личном авто.

Правило шестое: берегись эйфории ! Многие люди, окунувшись в воду, испытывают прилив неудержимой радости, который провоцирует их задержаться в воде минут на пять. Имей в виду, что этот приступ радости – не благодать Божья, а следствие сложнейших химических реакций, протекающих в организме под воздействием холода. Задержавшись в воде под воздействием эндорфинов, ты рискуешь своим здоровьем.

Правило седьмое: согрейся после купания ! Разотрись полотенцем, быстро оденься. И выпей что-нибудь горячее (припасенный заранее чай с малиной, например).

Правило восьмое: никакого спиртного до купания ! И максимум, что можно себе позволить после, – это немного церковного кагора ( на нашем сайте). Широко распространено мнение о том, что спиртное греет организм. Но это только в первые полчаса после принятия, затем же наступает обратный эффект, чреватый серьезными простудами.

Правило девятое: доверяйте своему организму ! И если взгляд на холодную воду вызывает в тебе ужас, подумайте еще раз: стоит ли?

Правило десятое: не заходите в воду без молитвы , т.к. это прежде всего обряд очищения.

Пусть краткой («Отче наш», например), пусть своими словами, но обратись в этот день Богу со словами, идущими из самого сердца. И перед тем как зайти в воду, поговори с ней. Вода – это особая информационная сущность в любой день года. А на Крещение она действительно живая. Попроси ее очистить тебя от старого, ненужного и наполнить тебя светом и чистотой!»

Впрочем, многие верующие считают, что в Крещение окунуться можно в любую воду – не обязательно в прорубь! Главное – вера!

Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева:

Протоиерей Виталий Шинкарь

Традиция вполне по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою удаль молодецкую.

Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие.

Я думаю, такое поведение свойственно всем типам религиозности, но это именно языческое явление, которое имеет отношение к примитивным человеческим представлениям о взаимоотношениях неба и земли. Человек считает, что существует некая технология, внутри которой не обязательна вера, но которая позволяет штурмовать небеса усилием своей удали.

Вообще, купание в источниках – это повсеместно культивируемая традиция. Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: «Купание в источниках». Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России.

Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых все происходящее, конечно, было серьезным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания.

Это языческий подход к действительности, когда человек вступает в отношения с Небом через какую-то обожествленную материю и овеществленные предметы.

Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Все равно что хлористый кальций внутривенно – не лечит, зато чувствуешь жар каждой клеточкой. И поэтому подобные традиции остаются и даже культивируются.

К сожалению, если какая-то традиция существует в нашем обиходе более 20–30 лет, она становится чуть ли не догматическим элементом. Но надо говорить честно, традиция купаний – не церковная, и нам надо по отношению к ней немного «опротестантиться», то есть удалить языческий налет.

К сожалению, отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях.

А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий – жидовско-масонской ересью, а четвертый вообще во всем обвинил проклятую Америку.

В результате же происходящие сегодня на купания – это некий православный экстрим, отношения к которому у каждого свое.

«Братия и сестры моржи! Любите ли вы Христа?»

Священник Сергий Круглов: Попытки как «правых», так и «левых» навести в деле купания на Крещение единообразие и порядок, насадить ту или иную точку зрения («Это язычество!» или: «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!») растут из одного корня – советского, из отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно».

Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут.

Священник Сергий Круглов. Фото Анны Гальпериной

Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.

Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.

Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь. Повторю: велик Божий мир, жизнь человеков многообразна, захотят пойти окунуться – меня не спросят. И, кстати, по тому только факту, что человек «для здоровья» ныряет в ночь с 18 на 19-е января в прорубь, судить о том, что Он отпал от Христа, не стану – о таких вещах Сам Христос судит, только Он знает, «что в человеке».

Единственное, что было бы полезно – присутствующим при сем окунании священникам, раз уж это дело маркируется как церковное, делать время от времени перерывы и, призывая всех ко вниманию, просто и внятно говорить людям примерно следующее:

«Братия и сестры моржи! Хочу вам напомнить некоторые вещи. Если кто думает, что крещенская вода смывает грехи – тот ошибается, это неправда. Да, святая – святыня, но грехи смываются покаянием, в таинстве исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым. Правда, вы такие слова и словосочетания навыкли слышать, потому объясню попроще: если мы хотим иметь жизнь, а не смерть – надо наладить живое общение с Богом. Жизнь дает только Он Сам, потому что нас любит. А мы Его? Вот вопрос важный.

В Церкви есть для налаживания общения со Христом важнейшие способы: знать Его через Священное Писание и через Тело и Кровь Его, то есть через участие в евхаристической жизни Церкви, это прежде всего, и это самое главное. Так что, дорогие моржи, желаю вам здравыми изойти из сей проруби, а затем, если кто хочет – прийти в Церковь, чтоб побольше разузнать о Христе и о том, как быть с Ним.

Посему, кто сейчас «для сугреву» пьян – протрезвитесь, кто некрещен – сначала пройдите в любом близком к вам храме Божием курс катехизации и креститесь, кто крещен – отодвиньте в сторону красочные мечты про «волшебную воду» и лубочные «богатырские традиции», и все – возьмите в голову помысел: кто я? и кто мне Бог? не пора ли мне к Нему вернуться по-настоящему, чтобы как-то изменить себя и свою жизнь?

И (повторю – кто хочет, ведь невольник не богомольник) приходите, будем пытаться разобраться вместе. Жизнь свою, мозги свои и сердце, желания и претензии свои менять, да еще так, чтоб со Христом – да, тяжело. А без этого никак. Без этого вы хоть весь год в этой проруби просидите, толку не будет».

Между кощунством и приобщением благодати Духа Святого

Протоиерей Игорь Прекуп:

Когда дело касается крещенского купания, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния.

Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались в прорубь на Крещение, почувствовать родовое единство.

В этом нет ничего плохого, но и духовного смысла в таком купании немного. Если люди думают, что через окунание на Крещение они поддерживают традицию и укрепляют духовные связи, это параллельно духовному смыслу крещенского купания.

Протоиерей Игорь Прекуп

Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.

Потому что человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.

Но у меня есть большие сомнения, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.

Если человек просто моржует в любой другой день, в любой другой проруби, не посвященной празднику Крещения, пусть изгаляется как хочет. И все идиоматические выражения, которые он себе позволяет при этом купании остаются на его совести в этот момент, как и в любой другой момент его жизни. Это быт, культурное времяпрепровождение.

Но когда прорубь посвящена именно событию Крещения Господня, да еще и вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели, я воспринимаю такое поведение как кощунство.

Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.

Православной Церковью 19 января (по новому стилю) празднуется Крещение или Богоявление. Это самый древний праздник у христиан, и его установление корнями уходит к временам учеников-апостолов Христа. Он имеет еще и древние названия: «Епифания» - явление, «Теофания» - Богоявление, «Святые светы», «Праздник Светов» или просто «Светы», так как именно Сам Господь пришел в мир в этот день, чтобы явить ему Свет Неприступный.

Праздник Крещение

Слово «крещу» или «крещаю» с греческого языка переводится как «погружаю в воду». Практически невозможно понять важность и сам смысл того, что такое Крещенское купание, не имея представления о том, какое символическое значение имеет вода в Ветхом Завете.

Вода есть начало жизни. Именно она оплодотворила все живые существа, которые и произошли из нее. Где нет воды, там безжизненная пустыня. И вода же способна разрушать, как во времена Великого потопа, когда Бог залил греховную жизнь людей и тем самым уничтожил зло, которое они творили.

Бог своим Крещением сделал воду святой, и теперь в память этого события традиционно празднуется Водосвятие. В это время освящается вода во всех православных храмах, а потом в реках и водоемах.

Иордан

В этот день традиционно осуществляется народное шествие, называемое «Крестный ход на Иордан», для того чтобы освятить воду и чтобы потом устроить Крещенское купание в проруби.

Крещение Иоанново означало, что как омытое водою тело очищается, так и кающаяся душа, уверовавшая в Бога, будет очищена от грехов Спасителем.

Библейская история гласит о том, как пришел в те дни Иисус из Назарета, и крестил его Иоанн в Иорданской реке. Когда Иисус вышел из воды, разверзлись небеса, и Дух, как голубь, сошел на него. И послышался глас с небес: «Ты сын Мой возлюбленный, в котором мое благословение».

Богоявление открыло людям Великую тайну Святой Троицы, к которой приобщается каждый окрещающийся. Потом Христос сказал своим апостолам, чтобы они шли и учили этому все народы.

Крещенские купания. Традиции

Традиция водосвятия у наших предков появилась с тех древних времен, когда в 988 году Киевский князь Владимир крестил Русь. Теперь же только священник может совершать обряд Водоосвящения, так как в это время читаются специальные молитвы с троекратным погружением в воду креста. Делается это в сам праздник Крещения после литургии. Но сначала перед этим в водоеме делается прорубь, обычно в виде креста, называемая «Иордань».

В эти дни Крещенская вода - это настоящая святыня, которая может исцелять и укреплять душевные и телесные силы человека. Поэтому совершается такая торжественная процессия освящения возле проруби водоема, чтобы сделать доступным купание на Крещение для людей. Православные люди набирают из проруби воду и умываются, а вот самые смелые и отважные буквально ныряют в нее.

Традиции предков

Русскими традиция купания в проруби была позаимствована еще у древних скифов, которые так закаляли своих младенцев. Они просто окунали их в холодную воду и тем самым приучали к суровым условиям климата.

Кроме того, традиция купаться в проруби была и в языческих обрядах, так происходило посвящение в воины. И поныне на Руси любят после баньки растереться снегом или прыгнуть в холодную воду.

Некоторые языческие обряды так и укоренились в нашей жизни и по сей день. Поэтому мы купаемся в проруби и празднуем Масленицу, которую привязали к началу Великого поста.

Крещенский праздник

Согласно церковным правилам, в Крещенский сочельник происходит «великое освящение воды». Верующие люди приходят на службу в церковь, ставят свечи и набирают освященную воду. Однако окунаться в прорубь не требуется, это происходит по собственному желанию человека.

Вообще, на Руси считалось, что купание в проруби на Крещение способствует исцелению от многих недугов. Вода, как живая материя, способна изменять свою структуру под воздействием информации, поэтому все зависит от мыслей в голове человека. В целые народные гуляния превращаются крещенские купания, фотографии этого празднования всегда показывают, как весело и интересно они проходят.

Купание в Крещение. Как правильно

Но это веселое и безобидное, на первый взгляд, занятие может повлечь за собой ряд неприятных моментов. Специальной подготовки Крещенское купание особо не подразумевает. Тело человека к холоду приспособлено, и поэтому здесь важен только настрой.

Что же может произойти с человеческим организмом при погружении в ледяную прорубь?

1. Когда человек погружается в холодную воду с головой, у него идет резкое возбуждение центральной нервной системы и коры головного мозга, что в целом положительно влияет на весь организм.

2. Воздействие низких температур кратковременно воспринимается организмом как стресс, который может снимать воспаление, отеки и спазмы.

3. Теплопроводность воздуха, окутывающего тело, в 28 раз меньше, чем теплопроводность воды. В этом состоит эффект закаливания.

4. Холодная вода заставляет высвободить дополнительные силы организма, и после соприкосновения с ней температура человеческого тела поднимается до 40 градусов по Цельсию. А как известно, при такой отметке гибнут микробы, больные клетки и вирусы.

Правила купания

Купание в крещенские морозы подразумевает исполнение некоторых правил. Главное при этом, чтобы прорубь была специально оборудована и все это действие происходило под присмотром спасателей. Население обычно информируют о таких массовых местах купания.

Купание в проруби предполагает наличие плавок или купальника, махрового халата и полотенца, а также комплекта сухой одежды, тапочек или шерстяных носков, резиновой шапочки и горячего чая.

Перед тем как устроить купание в Крещение, как правильно это делать, очень важно знать. Для начала надо немного разогреться зарядкой, а еще лучше сделать пробежку. К проруби надо подходить в нескользкой, удобной легкоснимаемой обуви или носках. Необходимо также проверить устойчивость лестницы, а для подстраховки кинуть в воду веревку, крепко закрепленную на берегу.

Окунаться в прорубь надо по шею и лучше не мочить голову, чтобы не произошло сужение сосудов головного мозга. Прыжки в прорубь с головой тоже нежелательны, так как потеря температуры может вызвать шок. Холодная вода сразу вызовет учащенное дыхание, и это совершенно нормально, таким образом тело приспосабливается к холоду. В воде больше одной минуты находиться опасно, может произойти охлаждение организма. Также нужно очень внимательно следить за детьми, которые, испугавшись, могут забыть, что они умеют плавать.

Из проруби тоже надо уметь выходить, чтобы не упасть, а для этого надо крепко держаться за поручни, и при этом использовать сухую тряпку. После купания необходимо хорошенько растереть себя полотенцем и надеть сухую одежду. После купания лучше всего выпить горячий чай из трав или ягод, заранее приготовленный в термосе.

В этот день употреблять алкоголь категорически воспрещено, так как он негативно влияет на естественную терморегуляцию всего организма, поэтому и последствия могут быть разные. Важно еще знать, что на голодный или, наоборот, забитый желудок купаться тоже недопустимо.

Противопоказания к купанию

Как бы ни было полезно Крещенское купание, противопоказания на это все же есть. И они касаются острых и хронических заболеваний. Это нарушение работы сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, гипертония, инфаркты), центральной нервной системы (травмы черепа, эпилепсия), эндокринной системы (тиреотоксикоз, сахарный диабет), зрительных органов (конъюнктивит, глаукома), органов дыхания (астма, воспаление легких, туберкулез), мочеполовой системы (цистит, воспаление придатков или предстательной железы), желудочно-кишечного тракта (язва, холецистит, гепатит), кожно-венерические заболевания; воспаление носоглотки и отиты и т.д.

Мнение медиков

Медицинские специалисты в этой области считают, чтобы купание в проруби на Крещение не принесло никаких неожиданных неприятностей, нужно быть абсолютно здоровым. И это особенно опасно для тех, кто курит или употребляет алкоголь, так как приток крови к легким может вызвать воспаление или даже отек бронхов и пневмонию. У молодых людей, не говоря уже о пожилых, артерии не всегда способны правильным образом отреагировать на холодную воду, и в этот момент может наступить остановка дыхания, а затем и сердца.

Если заниматься системным моржеванием, то это непременно будет способствовать оздоровлению организма, а вот когда это происходит нечасто, то все станет сильным стрессом для него, поэтому перед купанием нужно серьезно взвесить все "за" и "против".

Заключение

Много людей на Крещение героически решаются искупаться в проруби, хоть эта идея может быть и небезопасна. Однако уж очень славно проходят народные Крещенские купания, фотографии с этих праздников получаются достаточно выразительными, кто-то только настраивается зайти в воду, кто-то уже счастлив от того, что он искупался, а кто-то уже греется и пьет горячий чай.

Многие верующие люди считают, что купание в проруби на Крещение для настоящего православного человека - это большое благо. И ведь так оно и есть. Только здесь главное - понять, достаточно ли крепка и глубока у вас эта вера, чтобы она стала настоящим щитом от всех бед в момент, когда происходит Крещенское купание.