Все зависит от вопроса. Если можно задать НЕ падежный вопрос (например, не "от чего?", а "как?") - значит, обстоятельство.
"На деревьях" - строго говоря, определение, да: "листья какие? - (которые) на деревьях".

Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения. (Из справочника)

Во фразах "от речки" и "на деревьях" их существительные являются дополнениями предлогов "от" и "на". Существительные, управляемые предлогами, являются дополнениями этих предлогов.

Глагол "налететь" - совершенный, по смыслу он может быть с дополнением (налететь на...) и без дополнения (С улицы налетело много пыли. Налетел ураган). По этой причине "от речки" не является дополнением глагола "налететь". Этот глагол его не требует по смыслу.

Является ли "от речки" дополнением существительного "ветер"? Нет. Ветер - не отглагольное существительное. Отглагольные существительные иногда имеют/требуют дополнения: сдал город -> сдача города.

Так что фраза "от речки" - обстоятельство, не восполняющее никакой смысловой недостаточности никаких других слов. Ни слово "ветер", ни слово "налетел" не требуют этой фразы по смыслу. Она всего лишь выражает пространственную, временную или тематическую рамку обозначаемого в предложении события "налетел ветер", его причину, условие, цель и т.п.

Чем является "на деревьях" - определением, обстоятельством или дополнением, зависит от смысловой нагрузки, имхо.

Если говорящий эту фразу может двигать (На деревьях листья пожелтели. Листья пожелтели на деревьях.), сохраняя при этом смысл сказанного, то это обстоятельство. Имеется в виду, что листья пожелтели, когда они были ещё на ветке, а не после того, как они облетели.

Если "листья на деревьях" - смысловой эквивалент фразы "листья деревьев пожелтели", то "на деревьях" - определение существительного "листья", точно так же, как "деревьев" - определение существительного "листья" во фразе "листья деревьев".

"На деревьях" и "деревьев" - определение, потому что и без него слово "листья" имеет полноценное словарное значение. Мы лишь уточняем о каких листьях идет речь - листьях деревьев, кустарников, травы и т.п.. "Листья" не нуждается в дополнении, ибо это не отглагольное существительное.

Конечно, если вам для ребенка, то статья по ссылке слишком лаконична и "техническая". Главный вопрос, который вы задаете, - это как отличить обстоятельство от дополнения.

Если ребенок уже научился выделять подлежащее и сказуемое, то объяснение такое:

Дополнение нужно для понимания глагола (сказуемого), без него смысл глагола непонятен. Дополнение завершает глагол. Оно - часть его смысла.

Коршун налетел на цыпленка. "на цыпленка" завершает смысл глагола налететь. Оно - дополнение глагола/сказуемого налетел. "Автомобиль налетел на тумбу". Невозможно сказать "Коршун налетел". "Автомобиль налетел". Нужно дополнение.

Если дети уже изучают предлоги, то дополнение нужно для завершения смысла предложной фразы: с [речки], на [дереве]. Никто не говорит "С налетел ветер", "Листья на пожелтели", "Автомобиль налетел на.", "Коршун налетел на."

Итак, дополнение дополняет одно слово, одну часть предложения. И это слово управляет дополнением.

Обстоятельство всего лишь поясняет в с е предложение, подлежащее вместе со сказуемым. Обстоятельство можно убрать или поставить в предложении куда угодно - в начале, середине, в конце. Без разницы. Предложение это не испортит, смысл события останется понятным: налетел ветер, листья пожелтели.

Дополнение дополняет одно слово и оно обязательно. Без него получится не по-русски. Оно управляется глаголом или предлогом, идет после глагола или предлога.

Обстоятельство необязательно, стоит где угодно и характеризует все предложение, подлежащее вместе со сказуемым, СОБЫТИЕ. Само по себе подлежащее со сказуемым прекрасно себя чувствует и без упоминания обстоятельств. Смысл события будет понятен и без уточняющих его обстоятельств. Налетел ветер. Листья пожелтели.

Так что в ваших примерах фразы "от речки" и "на деревьях" - это обстоятельства. Их можно убрать или поставить в предложении где угодно и все будет все равно по-русски и вполне понятно.

Но внутри этих предложных фраз существительные "речка" и "деревья" являются дополнениями предлогов "от" и "на". Без них предложная фраза некомплектна, не имеет полного смысла. Проверка: От налетел ветер. Листья на пожелтели.

Когда детям дают тесты, то они на какую-то часть грамматики, какую-то подтему.

Чтобы назвать оба ваши примера тестами на дополнение, нужно чтобы дети уже изучили предложные дополнения.

В противном случае, эти тесты учат детей вычленять обстоятельство, двигать его внутри фразы, убирать его вовсе из фразы и видеть, что смысл события при этом остается неизменным и вполне понятным.

А подскажите пожалуйста разбор этого предложения по вашей схеме.
Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду
На бревне, в воду- это обстоятельство или дополнение?
Если придерживаться ваших советов то нельзя же сказать: Лежит кот на, опустил лапу в
Вроде как смысл теряется и это значит дополнение.
Но если же задать вопрос разве кот просто так не может лежать не именно на бревне, а просто лежать и просто опустить лапу в никуда, а не в воду? Вопрос лежит где? На бревне. Опустил куда? В воду.
Какими членами предложения являются эти слова?

Сергей, когда вы разбираете предложения, ищете члены предложения, то различайте уровни анализа. Членами предложения могут быть отдельные слова, фразы или даже предложения внутри предложения.

- На бревне , в воду - это обстоятельство или дополнение?
- Обстоятельства в обоих случаях, Сергей.

Их можно как убрать совсем, так и переместить внутри предложения.

Лежит кот, опустил лапу. В данном случае "опустил лапу" понятно будет только в контексте бревна, конечно, или какого то другого предыдущего предложения. Это потому, что голову можно опустить просто так, а лапы и так ниже всех, их опускают с положения свыше, с какой-то поверхности на более низкую поверхность.

На бревне лежит кот, в воду лапу опустил/лапу в воду опустил . Это перемещение фраз внутри предложения окончательно доказывает, что мы имеем дело с обстоятельствами. Дополнение невозможно отодрать от глагола, оно всегда хвостом идет за за ним, никогда не идет впереди глагола.

Фразы на бревне и в воду - обстоятельства. Они характеризуют действие, происходящее в предложении. Они - признаки действия.
Слова бревне и воду - дополнения к предлогам на и в внутри предложных фраз. бревне - дополнение предлога на , воду - дополнение предлога в . Это анализ синтаксиса внутри обстоятельства, внутреннего синтаксиса обстоятельства. Другой уровень анализа. Его наглядно изображают так.

Второстепенные члены предложения — дополнение, определение и обстоятельство в русском языке позволяют придать устной и письменной речи описательности и яркости.

Подробно роль членов предложения описывает синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетаемость слов.

Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены. Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое и отвечают на специальные вопросы. Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.

Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы

Дополнение Определение Обстоятельство
Понятие Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится.
Способ выделения при разборе и анализе предложения Пунктирное подчеркивание Подчеркивание сплошной волнистой линией Подчеркивание линией «точка-тире»

* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.

Дополнения

Чаще всего выражено существительным (Мужчина решил оплатить покупку картой ), однако оно может являться также инфинитивным глаголом (Мастер бросил пить ), местоимением (Он больше не любит тебя ), прилагательным (Пора поговорить о главном ) или количественным числительным (От пяти отнять три ). Иногда дополнение выражается целой группой слов – неразделимым словосочетанием (Папа купил музыкальный центр ) либо фразеологическим оборотом (Нам придется найти мастера на все руки ).

Дополнение отвечает на вопросы падежей, которые в русском языке называют косвенными (то есть всех, кроме именительного).

Прямые

Используются для обозначения того предмета или лица, на которое направлено действие. Всегда относятся к глаголам переходной формы .

Такие дополнения отвечают на вопросы родительного (Кого? Чего?), дательного (Кому? Чему?) и винительного (Кого? Что?) падежей.

Накопленное он немедленно отдал матери.

Косвенные

Это те дополнения, которые нельзя отнести к категории прямых. Часто они ориентированы на то, чтобы обозначить сторонний предмет или лицо, связанные с глаголом .

Отвечают на вопросы творительного (Кем? Чем?) и предложного (О ком? О чем?) падежей.

На карнавале девочка была снежинкой.

Определение

Выражается прилагательным (Мы купили красивый дом ) или порядковым числительным (Это мой пятнадцатый день рождения ), причастием (Играющие дети – самое умиротворяющее зрелище ) или причастным оборотом (В группе несколько студентов, успевающих по всем предметам ).

: Какой? Который? Чей?

В комнате был идеальный для фотографа свет.

Приложение

Есть ситуации, когда определение выражается существительным (сумка-холодильник, брат Иван ) или устойчивой конструкцией с участием существительного (журнал «Наука и жизнь»; Андрей, ученик первого класса ). В таких случаях речь идет о приложении, выступающем определением.

Обстоятельство

Выражается самыми разными частями речи, а также деепричастными оборотами и отвечает на множество вопросов. Ниже приведем виды обстоятельств и вопросы к ним .

  • Обстоятельство места – Где? Куда? Откуда? (Повсеместно в наше время встречается ложь ).
  • Обстоятельство времени – С каких пор? Когда? До каких пор? (Сегодня солнечно ).
  • Обстоятельство цели – Зачем? С какой целью? Для чего? (Он зашел поздороваться ).
  • Обстоятельство причины – Почему? Отчего? На каком основании? (Я накричал на нее сгоряча ).
  • Обстоятельство образа действия – Как? Каким образом? В какой степени? Насколько? (Математика дается мне легко ).
  • Обстоятельство сравнения – Как? Подобно кому? Подобно чему? (Он пронесся мимо нас как вихрь ).
  • Обстоятельство условия – При каком условии? (Единожды решившись, не отступай ).
  • Обстоятельство уступки – Вопреки чему? Несмотря на что? (Несмотря на ливень, мы продолжили путь ).

Таким образом, чтобы определить, какой именно из второстепенных членов предложения перед нами, необходимо понять, с каким словом он связан , после чего правильно задать к нему вопрос.

  • Пример: «Вдалеке я увидел маленькую девочку ».
  • Увидел где ? Вдалеке. – Связанное с глаголом обстоятельство места, выраженное наречием.
  • Увидел кого ? Девочку. – Связанное с глаголом простое дополнение, выраженное существительным.
  • Девочку какую ? Маленькую. – Связанное с существительным определение, выраженное прилагательным.

Выделение запятыми

Обозначим главные случаи обособления второстепенных членов предложения в русском языке.

Определение

  • Выражено причастным оборотом.

Собака, бежавшая следом, постепенно отстала.

Дополнение

  • Выражено приложением.

Сосед с верхнего этажа, Иван Петрович, был угрюм и никогда не здоровался первым.

Обстоятельство

  • Выражено сравнительным оборотом, включающим союзы как, точно, словно, будто, что.

Он безотрывно смотрел на меня, словно я могла исчезнуть.

  • Выражено деепричастным оборотом.

Закончив с едой , мы вновь вернулись к книгам.

  • Выражено конструкцией, начинающаяся с «несмотря на… », если она заменяется предлогом «вопреки ».

Несмотря на уговоры , он покинул страну.

Видео

Это видео поможет вам разобраться, что же такое второстепенные члены предложения.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

на какие вопросы отвечают Дополнение - ---- Обстоятельство._._._._. Определение ~~~~~


  1. 1 Наступило лето, и парк ожил.
    2.Славен будет тот герой, чей подвиг люди не забыли.
    3.Победила та девушка, чей платок поднял герой.
    4. Нужно выучить то правило, какое поможет сдать зачт.
    5. Мы собрали в гербарий те травы, какие изучили на уроке.
    6.Туристы много рассказывали нам, что видели в поездке (немного коряво без указательного слова) lkrfewfrf
    rmg
    rigbtsgvbmogl

  2. Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:


    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?


    Автобусный маршрут изменн



    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки


  3. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  4. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

  5. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  6. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  7. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки


  8. Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д.)
  9. незнаю
  10. и так далее...
  11. спасибо
  12. Определение- прилагательные
    Дополнение- в косвенном (все кроме И. п.)
    Обстоятельство-где? куда? когда? зачем?
  13. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки
    31 Нравится Пожаловаться
    3 ОТВЕТА
    Танюша Капуста Профи (655) 3 года назад
    Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
    35 Нравится Пожаловаться
    Ална Шарапова Профи (711) 3 года назад
    Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кто? Что? кого? и т. д.)
    Определения (какой? Какая? Какие? и т. д.)
    Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д.)

    😀
    8 Нравится Пожаловаться
    Катерина Шилова Ученик (174) 3 месяца назад
    Обстоятельства обозначают время, место. Подчеркиваются вот так __ . __(точка черточка) . вопросы: где? , Во сколько? Когда?
    Дополнение. это обычно добавление к перечисленному - сказанному. Подчеркиваются ___ ___ ___ ___.
    Определение, обычно бывает выражено прилагательным. Обозначает признак предмета. Подчеркивается волнистой линией. Вопросы какой? какая? Какие?
    Нравится Пожаловаться

  14. 1-Обстоятельство-где?, когда?, куда?, откудо?, почему?, зачем? и как?...
    2-Дополнение-какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чь?,чью?...
    3-Определение-это вопросы всех падежей кроме ИМ. П.
  15. я не знаю
  16. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

  17. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

  • какой?

Определение может быть выражено разными частями речи: ,
или . Подчеркивается волнистой линией.

– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • каким образом?

По месту:

  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?

По цели:

  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее , отвечает на вопрос «что? » выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал? ) – шёл – сказуемое , выражено глаголом .

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой? ) – пушистый – определение , выражено прилагательным .

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда? ) – вечером – обстоятельство , выражено наречием .

В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.

Определение

Дополнение – связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.

Сравнение

Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.

Переход (через что?) через перевал оказался сложным.

Цветы поставили (во что?) в вазу.

Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу .

Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?

(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.

Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.

Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.

Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.

Выводы сайт

  1. Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
  2. Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
  3. К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.