Чтобы устранить хаос при выборе главы государства, в Османской империи было узаконено братоубийство.

Во всех турецких государствах, существовавших до Османской империи, какой-либо системы перехода власти от одного лица к другому не существовало. Правом возглавить государство обладал каждый член династии. История знает множество примеров того, как данная ситуация становилась причиной хаоса, регулярно приводя к ожесточенным конфликтам в борьбе за престол. Обычно членам династии ничто не угрожало до тех пор, пока они не претендовали на трон. Бывали также случаи, что и те, кто оказывал сопротивление, в конечном счете получали помилование. Тем не менее эта ситуация стала причиной гибели десятков тысяч человек.

Первое братоубийство

После смерти первого османского султана Османа Гази в 1324 году при отсутствии борьбы за султанат между тремя его сыновьями трон унаследовал Орхан Гази. В 1362 году на престол взошел его сын Мурад I, который боролся за власть с братьями Ибрагимом и Халилем, отстранив их от управления в Эскишехире. Согласно слухам, наследники оспаривали у Мурада I престол. С их умерщвлением была впервые пролита братская кровь.

Унаследовав трон после Мурада I в 1389 году, Баязид I Молниеносный приказал убить своего брата Якуба Челеби на поле боя, хотя его брат и не вступал в конфликт по поводу наследования. Период междуцарствия после смерти Баязида I обернулся тяжелым испытанием для османов. Борьба за власть между четырьмя сыновьями Баязида продолжалась 11 лет, Османская империя оказалась в кризисе. Именно это время и подготовило почву для легализации братоубийства в империи.

Свод законов Мехмеда II

Когда на престол вступил Мехмед II Завоеватель, Османская империя еще не отошла от потрясений Османского междуцарствия. Завоевав Стамбул, Мехмед II вновь собрал земли Османской империи воедино. Составляя свод законов о государственной организации, Мехмед II также включил пункт, связанный с наследованием султаната:

«Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама — прим. пер. ) одобряет это. Пусть это правило соблюдается».

Мехмед Завоеватель был не первым правителем, введшим в практику братоубийство. Он лишь узаконил сложившуюся гораздо раньше практику. И делая это, он исходил прежде всего из опыта периода междуцарствия (1402-1413).

Братоубийство

Братоубийство необходимо рассматривать в рамках условий конкретного временного периода. Явление братоубийства, характерное для Османской империи, — это вопрос всей турецкой истории. В его основе лежит в первую очередь отсутствие какой-либо системы и института наследования престола.

Чтобы искоренить братоубийство, назрела необходимость создать такую систему наследования. Это долго не удавалось сделать, но с начала XVII века был введен принцип вступления на престол старшего из представителей династии. Однако это не решило всех проблем процедуры смены правителя. Неблагоприятный отпечаток также накладывало традиционное заточение наследников престола во дворце, в помещении под названием «шимширлик». Большинству правителей, взросление которых происходило таким образом, так и не удавалось познать жизнь и принципы работы государственного аппарата, что в конце концов приводило к их неспособности участвовать в процессе управления.

Легализация братоубийства и умерщвление наследников престола даже в том случае, если они не претендовали на трон, отводят османам особую позицию на протяжении всей турецкой истории. В частности, благодаря братоубийству Османская империя смогла сохранить свою целостность — в отличие от существовавших до Османской империи турецких государств.

При анализе турецкой истории становится очевидно, что борьба за престол нередко заканчивалась распадом государства. Османы, которые, сохранив целостность, смогли обеспечить власть единого правителя, достигли превосходства над Европой в том числе и благодаря этому.

Свод законов Мехмеда Завоевателя не настоящий?

Те, кто не желают пятнать имя султана и отказываются приписывать закон о братоубийстве Мехмеду II, утверждают, что знаменитый свод законов на самом деле был составлен Западом. Иначе как можно объяснить то, что он существует в единственном экземпляре и находится в Вене? Между тем проведенные исследования позволили обнаружить и новые версии данного кодекса.

После Завоевателя

Значение пункта, который был включен в свод законов Мехмедом II, было по-новому осмыслено незамедлительно после смерти султана, когда между двумя его сыновьями Баязидом II и Джемом Султаном вспыхнула борьба, которая продлилась несколько лет. Первые годы султаната Явуза Султана Селима войдут в историю как период, когда спор братьев за престол достигнет апогея.

«НЕЗАКОННЫЕ СЫНОВЬЯ» ОСМАНСКИХ СУЛТАНОВ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СОЗДАТЕЛЕЙ «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК. ИМПЕРИЯ КЁСЕМ» Дабы развеять двусмысленность сказанного в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем», внесём свои пояснения с точки зрения исторического контекста. У османского султана не могло быть «законных» и «незаконных» детей. По причине полигамии, принятой в традиционном исламском восточном обществе, коим являлась в те времена Османская империя, одному мужчине (включая султана) разрешалось иметь до 4 законных жён по никаху (венчание в исламе) и неограниченное количество наложниц. Количество женщин зависело от достатка мужчины и уровня его доходов, т.к. полагалось, чтобы каждая из жён и наложниц была обеспечена всем необходимым на уровне, равном имуществу её соперниц. Династические дома Европы, придерживающиеся христианского вероисповедания, имели как законнорожденных детей, рождённых в браке, так и бастардов – детей, рождённых вне брака. Именно данные дети и входили в категории «законных» - родившихся после заключения брака своих родителей, и «незаконных» - появившихся на свет без оформления брачных уз между матерью и отцом. Чаще всего, бастарды королей получали дворянское достоинство, герцогские и графские титулы, богатство, вассалов, наделы и крестьян, но не имели права наследовать престол после своих отцов, поскольку родились вне брака. Исключение составляли случаи, если в результате пресечения какой-либо династической линии трон мог занять новый правитель, который мог быть так же внебрачным ребёнком (к примеру, английский король Вильгельм Завоеватель, являвшийся бастардом своего отца, герцога Роберта Дьявола, или английская королева Елизавета I Тюдор, долго не признаваемая католической церковью законной дочерью своего отца Генриха VIII). Наличие такого количества внебрачных детей и существенное ограничение их прав объяснялись как невозможностью христианских монархов заключать полигамные браки с большим количеством женщин, так и с нежеланием европейских королей «дробить» свои государства между законными и незаконными детьми, что могло спровоцировать гражданские войны. Подобное устройство семьи и семейной иерархии в корне отличалось от восточного общества, которому были присущи совсем иные ценности. Исламские полигамные правители имели гаремы с десятками, сотнями и даже тысячами невольниц-рабынь, которые должны были выполнять функцию наложниц. Зрителям «Великолепного века» уже известно, что стать султаншей и добиться признания окружения и власти в государстве такая рабыня могла только в том случае, если рожала монарху сына (или нескольких), а впоследствии добивалась высоких титулов вроде Хасеки Султан (любимица или даже жена правящего султана) или Валиде Султан (мать правящего султана), если мы рассматриваем конкретно пример Османской империи. Наследником османского трона становился не старший по рождению сын, как было принято в европейских государствах, а тот из сыновей-шахзаде, к которому был более всего расположен султан-отец, или кто из сыновей обладал наибольшим влиянием в армии или чиновничьем аппарате. Порой случалось так, что мать данного шахзаде могла являться не женой по никаху, а наложницей падишаха, но это отнюдь не превращало её сына в «незаконного внебрачного» ребёнка, поскольку Османы никогда не рассматривали своих детей с данной точки зрения. Все дети, родившиеся у османских султанов в законных браках с их жёнами или от отношений (пусть даже единичных) с наложницами, ПРИЗНАВАЛИСЬ И СЧИТАЛИСЬ (!!!) законнорожденными детьми, носили соответственно титулы шахзаде и султанш, и в полной мере включались в придворную жизнь без каких-либо недомолвок. С воцарением следующего султана, даже при условиях использования пресловутого братоубийственного «Закона Фатиха» ни один из казнённых шахзаде не лишался своего титула и положения, все они продолжали именоваться сыновьями покойного султана и обычно были захоронены подле своих родственников – отцов, дедов или братьев, что подтверждало их высокий статус. Посему вопрос относительно того, насколько что изменила в законодательстве Кёсем Султан, несостоятелен: даже Кёсем Султан, при всём объёме своей власти, не могла изменить того порядка иерархии власти, что была привычна Османской империи в течение веков, от того названия «законного или незаконного шахзаде», призванные сценаристом сериала Й. Шахином неудачно скопировать придворную иерархию королевских домов Европы того времени, неудачны и неправомочны, а, попросту говоря, ошибочны и лживы. Случай, приводимый в сериале по поводу мальчика, якобы рождённого у ещё шехзаде Ибрагима от наложницы, имел место в исторической действительности, но этот ребёнок не имел никакого отношения к султанской семье. Уже в момент правления султана Ибрагима I в услужение к тогдашнему кизляр-аге (начальнику чёрных евнухов) Сюмбюлю-аге поступила на службу невольница. Девушка была куплена Сюмбюлем у персов за огромные деньги и отличалась красотой и изяществом. Сюмбюль-ага, купивший рабыню для султанского гарема, не смог подарить её султану по причине того, что рабыня не только не оказалась девственницей, но ещё и была беременна. Отец этого ребёнка остался неизвестен. Поскольку верховным евнухам султанского гарема не запрещалось иметь свои имения, богатство и даже гаремы, Сюмбюль-ага, пожалев девушку, забрал её к себе и впоследствии даже усыновил рождённого ею мальчика. Желая поддержать мать приёмного сына и его самого, Сюмбюль, не сумев пристроить молодую женщину наложницей в гарем Ибрагима Безумного, привёл её в Топкапы в качестве кормилицы для маленького шахзаде Мехмеда, рождённого Хасеки Хадидже Турхан Султан. Мальчики были практически ровесниками и росли вместе, потому Ибрагим, навещавший сына, знал и приёмного сына кизляр-аги, а, поскольку малыш был красив, смышлён и мил, султан привязался к нему, часто проводя с ним время и играя, обходя вниманием родного сына. Внимание и забота, которыми баловал падишах приёмыша, вызывали обиду, ревность и злость у Хадидже Турхан Султан, и однажды она выместила накопившуюся горечь на матери мальчика и на нём самом. Ибрагим узнал об этом, что вызвало у него приступ такой дикой ярости, что он выхватил из рук Хадидже Турхан маленького сына Мехмеда и швырнул его в близлежащий фонтан (по другой версии – бассейн или искусственный пруд). Малыш не утонул, но очень сильно ударился головой о бортики, до крови рассёк лоб, что навсегда осталось будущему султану напоминанием в виде шрама. Произошедший инцидент испугал и обеспокоил Сюмбюля-агу, поскольку тот справедливо опасался мести со стороны Турхан Султан, едва не лишившейся сына по его невольной вине. Кизляр-ага попросил у Ибрагима отставки, под предлогом паломничества в Мекку забрал наложницу с сыном и отбыл из Стамбула на корабле. Но их корабль попал в шторм, его отнесло к берегам Родоса, после чего корабль захватили мальтийские пираты, хозяйничавшие на Средиземноморье. Сюмбюль-ага был жестоко убит ими, женщина с мальчиком попали в плен, но вскоре и сама она умерла. Мальчик по ошибке был принят пиратами за сына султана Ибрагима, и разбойники надеялись получить за него огромный выкуп, но их надежды не оправдались. Ребёнок выжил, впоследствии был воспитан в христианской вере, получил сан священника и имя падре Оттомано в память о своём происхождении. Ибрагим, узнавший о гибели Сюмбюля-аги и пленении бывшей рабыни с сыном, был в ярости и даже собирался напасть на Мальту, бывшую оплотом пиратов, но его отговорили от этой затеи, после чего, дабы навредить Венеции, закрывавшей глаза на действия мальтийских пиратов в Средиземноморье, он объявил поход на о.Крит, чьё завоевание затянулось для Османской империи на пятьдесят лет. Подытоживая всё вышесказанное, обращаем внимание на то, что никаких «законных» и «незаконных» детей у османских султанов, что в последнее время демонстрируют нам создатели сериала, не было и быть не могло: все дети султанов, родившиеся от жён или наложниц, считались законными и законнорожденными, имевшими право на престол (мальчики) как де-юре, так и де-факто. ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: 1. Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 2. Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. 3. Улучай Чагатай М. Жёны и дочери османских султанов. Анкара. 1990. 4. Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 5. Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956 6. Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 7. Musallam B. F. Sex and Society in Islam. Cambridge, England, 1983. 8. Penzer N. M. The Harem. London, 1936. 9. Ulucay, Cagatay M. Harem, Ankara, 1985. 10. Ulucay, Cagatay M. Padisahlarin Kadinlari ve Kizlari. Ankara, 1992.

Начнем с маленькой предыстории. Все мы помним как в сериале «Великолепный век» Хюррем отчаянно бороться с Махимдевран и ее сыном. В 3 сезоне Хюррем всё-таки удастся избавиться от Мустафы навсегда, его казнят. Многие осуждают коварную Хюррем, но каждая мать поступила бы точно также. Прочтя эту статью до конца вы поймете почему.

Трон после смерти султана передавался старшему сыну падишаха или старшему мужчине члену семьи, а остальных наследников сразу же казнили. Хюррем знала, что по закону Мехмеда Завоевателя трон должен был перейти старшему сыну Сулеймана и тот, дабы обеспечить своему сыну престол, должен будет избавиться от всех остальных братьев, кто бы они ни были. Так что принц Мустафа с самого начала был для ее детей мужского пола смертным приговором.

Жестокие обычаи Османов

Почти все законы, по которым жили Османы много веков были созданы Мехмедом Завоевателем. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своих родных, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по нравоучению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.

«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок… Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов», пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).

Как жили братья султанов.

В 1666 году Селим II своим указом смягчил столь суровые законы. По новому указу остальным наследникам разрешалось жить жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.

С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Kafesas

Kafesas дословно переводится как клетка, называли это помещение еще как «Холотая клетка». Принцы жили в роскоши, но не могли даже выйти оттуда. Часто потенциальные наследники, живущие в кафесе, начинали сходить сума взаперти и заканчивали жизнь самоубийством.

Жизнь в золотой клетке.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.

Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

Каждая резиденция в «Золотой клетки» состояла из двх-трех комнат. Принцам запрещалось выходить из них, у каждого были отдельные слуги.

Очень мало информации мы знали об Османской империи. Мы практически не были знакомы с жизнью султанов, правивших государством несколько веков назад. Этот пробел в наших знаниях немного восполнился, когда на экраны вышел сериал «Великолепный век», в котором была представлена жизнь Сулеймана I Великолепного и его наложницы Хюррем. Посмотрев его, многие люди поняли, что история Османской империи и жизнь гаремов являются на самом деле очень увлекательными. Когда сериал закончился, его создатели решили снять продолжение. На суд зрителей были представлены новые герои. Одна из главных личностей – валиде Сафийе-султан. Ее жизнь была интересной и насыщенной.

Происхождение султанши

Валиде Сафийе являлась в свое время одной из важнейших фигур Османской империи. Она родилась примерно в 1550 году. Историки считают, что Сафийе имела венецианское происхождение. Она, в соответствии с некоторыми версиями, являлась дочерью Леонарда Баффо, который был венецианским губернатором Корфу. Мусульманские пираты захватили ее в плен примерно в возрасте 13 лет и привезли в Стамбул.

В дальнейшем девушку купила Михримах-султан. Дочь султана Сулеймана Великолепного и Хюррем-султан совершила такое приобретение с той целью, чтобы сделать в дальнейшем подарок своему племяннику Мураду III, родившемуся от Селима II и Нурбану-султан. Так попала будущая Сафийе-султан в Османскую империю и во дворец. Сначала она имела другое имя. Ее звали Софией. Во дворце она получила новое имя – Сафийе. Оно означало «чистая, наивная, невинная красота».

Возлюбленная султана

Подарок, преподнесенный Мураду III, понравился. Сафийе стала единственной возлюбленной султана. В 1568 году она родила шехзаде Мехмеда III. В течение долгих лет султан любил Сафийе. Позднее еще родились у Сафийе-султан дети, но все они умерли очень рано, не прожив и нескольких лет. Нурбану-султан дала совет сыну – брать для блага династии других наложниц.

Отношения между Мурадом III и Сафийе изменились, когда Эсмехан-султан, сестра султана, привезла в гарем новых рабынь. В жизни правителя Османской империи появились новые красивые и молодые наложницы. Сафийе переживала по этому поводу, но свою ревность она старалась не показывать. За мудрость Мурад очень уважал ее. Он советовался с ней, прислушивался к ее мнению. Мурад не был официально женат на Сафийе, но, несмотря на это, ее все считали женой султана.

О Нурбану-султан

Нурбану-султан видела, как влияет Сафийе на ее сына. Она постоянно пыталась отдалить наложницу от султана и расшатать ее власть над ним. Валиде Нурбану-султан действовала вместе со своими дочерями, она покупала со всех концов света невольниц и дарила их своему сыну.

В течение всей своей жизни Нурбану-султан имела безграничную власть. Если бы Сафийе-султан хотела что-то сделать в это время, то у нее бы не получилось. Султан любил мать. Ее смерть стала для него сильнейшим ударом. Он устроил для матери пышные похороны. Позднее он приказал построить мечеть в честь Нурбану-султан. Своим величием строение превосходит мечеть имени Сулеймана. А по поводу Сафийе стоит отметить, что к ней власть перешла только после смерти матери Мурада.

Становление валиде-султан

В 1595 году султан Мурад III умер. Правителем Османской империи стал Мехмед III. Как свидетельствует биография, Сафийе-султан стала валиде, ведь это ее сын взошел на престол. У матери не было боязни заговора со стороны ближайших родственников. Мехмед III с первых дней позаботился о своей безопасности. Он совершил самое крупнейшее в истории османов братоубийство – приказал задушить 19 братьев. В современном мире такой поступок кажется ужасным, однако раньше это было обычаем, которому следовали все султаны.

Были убиты и беременные фаворитки Мурада III. Их по приказу молодого султана утопили в Босфоре. В море также были брошены те люди, которых можно было опасаться. Оставшихся наложниц султана, жен и дочерей отвезли в Эски Сарай. Во дворце осталась Сафийе-султан. Она получила огромную власть и доход.

Влияние на сына

Валиде Сафийе подчинила себе своего сына. Об этом свидетельствуют многие исторические источники. Военачальники часто жаловались на нее. Они говорили, что султанша властвует над Мехмедом III и вводит его в заблуждение. Султан же уважал свою мать и следовал ее советам.

Сафийе стремилась воплощать свои желания, но не всегда она действовала самостоятельно. Некоторые меры она предпринимала через других людей, чтобы не вызвать гнев султана к себе. Можно привести один пример. Мехмед III через год после начала правления решил организовать поход против Габсбургов. Валиде Сафийе-султан беспокоилась за сына. Ей не хотелось, чтобы он отправлялся на войну. Валиде поговорила с наложницей, которую очень любил молодой султан, и приказала ей сказать Мехмеду о том, чтобы он не отправлялся в поход. Девушка поговорила с султаном, но это стоило ей жизни. Разъяренный Мехмед убил наложницу.

Султанша не смогла отговорить сына от войны, но это не значит, что она не имела власти. Ее могущество воплотилось во многих других делах. Валиде переписывалась с королевой Англии Елизаветой I. Они уважали друг друга, обсуждали деловые вопросы, обменивались роскошными подарками. Могущество валиде также отразилось в строительстве Новой мечети в Эминёню.

Жизнь в Старом дворце

Власть валиде Сафийе завершилась со смертью ее сына. Произошло это событие в 1603 году. На Османский трон взошел юный шехзаде Ахмед I, которому на тот момент было всего 13 лет. Он был рожден от Мехмеда III и Хандан-султан. Именно она стала новой валиде. Всемогущая некогда Сафийе была отправлена в Старый дворец по приказу Ахмеда.

Бывшая валиде, потерявшая свою власть, была вынуждена прекратить строительство мечети на берегу Золотого Рога. Недостроенное здание было передано во власть природным стихиям, из-за чего оно стало ветшать и разрушаться. Всю оставшуюся жизнь Сафийе провела в Старом дворце. Она во время правления Ахмеда I и после его смерти в период правления Мустафы I получала деньги. Все выплаты фиксировались в документах. В конце 1618 года эта информация уже перестала встречаться. В связи с этим историки датируют смерть Сафийе-султан 1618 годом. Так закончилась эпоха этой великой женщины.

Сафийе в «Великолепном веке»

Узнать о такой известной личности Османской империи, как Сафийе, зрители смогли при просмотре сериала «Великолепный век». Молодую наложницу юного Мурада сыграла Гёзде Туркер – актриса. Сафийе-султан зрители увидели в той серии, в которой шехзаде приехал во дворец к своей матери Нурбану-султан.

В серии Мурад встретился с Михримах-султан, которая поинтересовалась его мнением о преподнесенном подарке. Шехзаде объявил, что Сафийе-хатун стала солнцем его счастья и что скоро на свет появится первый шехзаде. Нурбану-султан была обеспокоена таким подарком, ведь наложница могла исполнять приказы Михримах-султан. Позже в серии показали разговор Нурбану и Сафийе. Из него было понятно, что наложница является сильной и далеко не глупой девушкой, знающей, что когда-то наступит ее эпоха.

Сафийе в продолжении сериала

В продолжении сериала «Великолепный век» Сафийе-султан (роль исполняла Хюлья Авшар) предстает перед зрителями в зрелом возрасте. Ее видят сильной женщиной, не желающей терять свою власть и идущей на любые меры ради этого. Сюжет сериала немного расходится с историческими сведениями. В нем зрители видят, что после начала правления Ахмеда I Сафийе продолжительное время находится во дворце. Она держит гарем в своих руках, плетет интриги, не подпускает к власти Хандан-султан.

В сериале Ахмед I уважительно относится к Сафийе и не видит в ней никакой опасности для себя. Однако от валиде можно ожидать чего угодно. При надобности она могла бы найти способ убийства Ахмеда I. Избавиться от султанши удается только Кёсем – любимой наложнице султана. Только после ее проделанных интриг, позволивших узнать правду, валиде отправили в Старый дворец.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что история Сафийе-султан интересна. Из юной и неопытной наложницы выросла мудрая женщина, которая смогла добиться немалого в своей жизни, того, о чем другие рабыни могли только мечтать.

fb.ru

За что был убит шехзаде Мустафа?


Как бы вы отнеслись к следующему вопросу – в чем отличие исторических личностей от тех животных, которые выступают на цирковой арене? А ведь если пристально рассмотреть наше отношение к Сулейману Великолепному и его супруге Хюррем, то станет понятным, что по нашему мнению они и являются собственно такими животными. Не будем скрывать, нам льстит тот факт, что они выступают в роли заложников наших собственных желаний. Это утверждение в полной мере относится к тому, что Хюррем полностью подчинила своему влиянию Кануни, заставив последнего лишить жизни Мустафу. Интриги и любовь, кровь, месть и море слез – все это самым причудливым образом переплелось в истории. Не будем больше оставаться в заблуждении и, обратим самое пристальное внимание на Хюррем. Как подчеркивает Лесли Пирс, до того момента, как она появилась у Падишаха, его жены могли иметь не больше одного сына. Это правило можно назвать «у одной матери – один наследник». Однако, как нам хорошо известно, в самом начале правления Кануни погибли два его сына. В дальнейшем он решил иметь только одну жену, причем Хюррем стала первой из жен Султана, которая смогла родить более одного ребенка. В отличие от Махидерван, она не поехала в провинцию вместе с новорожденным сыном, предпочитая оставаться во дворце. Данный тактический ход позволил ей держать в руках все нити своей обширной сети агентов, оставаясь при этом в самом центре могущества и богатства. С каждым днем растет её вес и влияние при дворе. Женитьба Кануни на Хюррем привела к введению различных новшеств, что лишний раз стало подтверждением силы чувств, которые он испытывал к этой женщине. Бесспорно, что все это еще больше усугубило ту обстановку, которая сложилась при дворце. Вводимые перемены не могли не вызвать чувств зависти и усилить тревогу. Усиление веса падишаха вызывает законное возмущения во дворце – почему предпочтения отдаются Хюррем, а не кому - либо другому? За что ей все эти привилегии? Не стоит забывать, что это время стало тем периодом, когда к власти рвется семья Падишаха – его женщины, дочери и сестры, зятья и другие родственники. Они стремятся стать полноправными участниками тех политических игр, которые происходят во дворце. Частью всего происходящего становятся следующие пары: Михримах – Рюстем, Хатидже – Ибрагим, Хафса Султан, при чем каждый из них мечтает занять определенную позицию. Можно не сомневаться в том, что обо всех переменах, происходящих во дворе, становится известно народу. В праздной болтовне о происходящей между Хюррем и Махидевран борьбе за влияние и власть, видна та доступность правящей династии окружающему миру. Представилась возможность обсудить все, что до этого проговаривалось за плотно закрытыми дверьми. Мехмед, который в юном воздасте скончался в Манисе, был основным любимчиком Сулеймана. Поскольку Джихангира поразила болезнь, основними претендентами на престол становятся Селим, Мустафа, Баезид. Однако, истинными суперниками можно назвать только 2-х последних претендентов. Селим, оставаясь на второстепенных ролях, наблюдает за борьбой со стороны. Нельзя забывать и о том, что как Хюррем, так и Махидевран, до последнего стремились использовать все имеющиеся у них козыри. Причем преимущества Хюррем очевидны – она в столице, в отличие от Махидевран. Её позиции изначально проигрышны – находясь вдалеке, ей сложнее бороться. К восхождению на престол готовы оба соперника. Став в свое время помощником отцу в свержении с престола деда Баязида, Сулейман Великолепный прекрасно знает те методы, которые когут бать использованы при этом. Рассматривая вопрос с другой стороны, он не мог не знать о том факте, который лег в основу доклада Бернардо Навагеро – «Мустафа готовился свергнуть с престола свого отца». Мгновенно распространившиеся слухи об этом, не могли оставить равнодушным Кануни. Несмотря на свою усталость и достаточно преклонный возраст – ему уже исполнилось 59, он должен предпринимать ответные меры. С каждым днем у него остается все меньше сил – он не хочет больше воевать, власть уходит к жене. Дочь с зятем также тянут на себя одеяло. Со слов Брагадина, посла Венеции, становится известно о беспорядках, которые готовит Мустафа. Многочисленная агентура Кануни, раскинувшая свои сети от Дурреса до самого Тебриза доносит сведения о действиях Мустафы, воспользовавшегося своим влиянием на армию. Это напоминает о том, как Явуз (отец Султана) избавился от собственного отца. Однако, по мнению некоторых ученых, именно заговор Рустема (человека без чести) и многочисленных женщин во дворце, привел Мустафу к гибели. Как считает Пирс, народ с неприязнью относился к Хюррем и Рустему. Причем истинной причиной этой не любви являлось даже не то, что они представляли правящую семью. Истинной причиной следует назвать их близость и дружбу с Падишахом, они все знали о нем. Были сильны опасения в том плане, что сам институт власти полностью зависит от личных привязанностей Падишаха. Все хорошо знали, что Кануни, не любивший правит самолично, раздавал полномочия, строго наказывая при совершении ошибок. Это и легло в основу заблуждения о том, что Кануни считался наивным правителем, который мог поддаться чувствам, о его безграничном доверии тем, кому верил. Вполне естественно, что историкам достаточно сложно описать такие взаимоотношения предательства и доверия. Также невозможно представить в виде ошибки те бесконечные казни доверенных визирей, которые происходили при Сулеймане. Ведь Падишах Османской империи не может ошибаться по определению – виноваты всегда другие. Таким образом, понимая, что в смерти Мустафы нельзя обвинить Падишаха, следует подобрать козла отпущения. И в этом случае, как нельзя кстати подвернулась троица Рюстем-Хюррем и Михримах. Со слов историков, они сумели обмануть доверие Кануни, что и привело к гибели его сына. Приняв всю силу людской злобы на себя, Рюстем снял личную ответственность Падишаха с убийства собственного сына. Хюррем и ненависть. Получить ответ мы можем от госпожи Лесли: «Хюррем пыталась защитить своего сына, разве можно ожидать чего- то другого от матери наследника престола. Она подбирала союзников и пыталась нейтрализовать Мустафу. В своих попытках устранения, она шла параллельно Махидевран, которая напротив, стремилась к укреплению положения собственного сына. Однако, почему то, насколько восхваляют действия последней, настолько же подвергаются презрению все действия Хюррем». В отличие от остальных женщин Султана, его последняя жена действовала открыто. При этом действия Махидерван, которая жила в провинции – не бросаются в глаза. В глазах народа, пытаясь защитить Баезида, Хюррем наносила значительный урон авторитету Падишаха. Именно в этом лежит трагедия – ей сложно балансировать на тонкой грани между поддержанием авторитета венценосного супруга и защитой своего ребенка. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что в случае победы Мустафы, погибли бы Джихангир и Селим, вместе с Баязидом. И тогда град обвинений, который сыпется сегодня на голову Хюррем, обрушился бы на Махидевран. Неибежной бы осталась и потеря авторитета Кануни. Эти женщины в одном лице представляли собой матерей и спутниц Великого Султана. Они стояли перед выбором, оставаться женами или матерями. Мустафа имел твердые намерения свергнуть с престола своего отца (этого же мнения придерживается Халиль Иналджик). Сулейман на всю жизнь запомнил пример своего деда, который был также устранен с престола собственным сыном, его отцом. Как пишет Навагеро, за много месяцев до убийства сына, Сулейман предупредил Джихангира: «Запомни сынок, если Мустафа придет к власти, он всех вас убьет».

Так скажите же наконец, до каких пор мы все будем считать Сулеймана доверчивым и наивным простаком, который являлся чей либо марионеткой?

topcinema.tv

Был ли виноват султан Сулейман в смерти шехзаде Мустафы?

Конечно, лучше бы об этом узнать у самого Сулеймана. Что же тогда произошло? Но увы, сейчас это невозможно и поэтому нам приходиться строить всякие предположения, за что же был убит наследник Мустафа?

Например, многие могут предположить, что виновата в этом именно Хюррем или тройка - шайка - лейка, а именно:Хюррем, Михримах и Рустем, которые подтолкнули Кануни к такому жесткому решению. И в этих интригах сочетается всё - кровь, месть, слёзы..

Из исторических источников Лесли Пирс выходит, что как и было положено,у женщин Султана Сулеймана должено было быть по-одному сыну. По правилам - «каждой мамке-по одному сыну и наследнику» и всё. Но так же до появления Хюррем, у Сулеймана уже было двое сыновей, которые умерли. А с появлением Хюррем поменялось многое. Она очень быстро приобрела влияние над Сулейманом. Он выбрал путь одноженца и позволил иметь Хюррем много детей, из которых один ребёнок умер впоследствии и кроме одной дочери и больного шахзаде Джахангира, все остальные 3 сыновей были претендентами на главный престол. Женившись на Хюррем, Кануни совершил нововведение. Это и говорит о его сильной любви и безграничном доверии к ней.

Когда настало время уехать в санджак вместе с сыном Мехметом, Хюррем отказалась также как и Махидевран когда-то.

Она осталась во дворце в центре власти и богатства, а также у неё была огромная агентурная сеть. Увеличивалось её политическое влияние и вес при дворе.

Но все во дворце недоумевали, почему именно Хюррем, а не какая-нибудь другая? Почему Великий Султан так её балует, почему не пресёкает её возвышения? Они просто не могли наити ответа на этот вопрос. Им и в голову не могло прийти,что здесь имели место любовные чувства Сулеймана к Хюррем и поэтому сочиняли всякие сказки о колдовстве и называли Хюррем рыжеволосой колдуньей.

Понятно, что династию это начало тревожить, обстановка накалилась до без предела борьбой за власть, появилась зависть, а отсюда и ненависть.

И начинается период, когда вся семья Падишаха: сёстры, женщины, зяти и дочери - влезли и начали учавствовать в политике. Здесь, и пара Хатидже - Ибрагим, и пара Михримах - Рустем, и Хафса Султан. Естественно, Хюррем и Махидевран не могли оставаться в стороне. Они тоже пожелали занять некоторые позиции в этой игре. И им, конечно это удалось с лихвой и н окончилось очень драматически, ужасной потерей сыновей с обоюдных сторон.

Молва же об этом вышла за пределы дворца и народ разделился на две и судачил, чем же окончится борьба между Хюррем и Махидевран?

Конечно, любимчиком Сулеймана, и мы знаем это из некоторых источников, был Шахзаде Мехмет. Понятно, что он любил всех своих сыновей, особенно жалел Джахангира, но тот был инвалидом и не мог претендовать на главный трон.

А вот своего первого сына от Хюррем, Мехмета, он в тайне желал посадить на трон после себя. В тайне, но не от Хюррем. От неё у него тайн не было.

Но Мехмед трагически скончался. И борьба за трон постепенно набирала повороты и как река, сбивая всё на своём пути, понеслась вперёд.

Мы можем подумать, что боролись за место под солнцем трое,оставшихся, пока в живых - Мустафа, Селим и Баязед? Отнюдь нет! Борьба была только между Мустафой и Баязедом, а Селим был похитрее и наблюдал издали, так, как шансов при поддержке Сулеймана, Хюррем, Михримах и Рустема, у него было предостаточно. А ещё и помощь Нурбану.. Стоило ли Селиму волноваться и лезть в пекло? Не лучше ли было подождать развязки, этим очистив себе путь?

Но тут судьба подыграла и изменилась. Не так всё пошло как было задумано..

А тем временем, Хюррем и Махидевран тоже не сидели, молча сложив руки. Каждая, как могла искала, чем же поддеть свою соперницу и устранить её с пути, а может и лишить жизни. При чём надо заметить, что на этот раз Хюррем была в более выигрышном положение, чем Махидевран. Одна находилась в столице, а вторая - в провинции, но обе одинаково готовили своих Шахзаде к восхождению на престол. Но править в главном санджаке мог лишь один.

Можно ли считать виновным Сулеймана? Сулейман Великолепный когда-то принимал участие в свержении с трона своего деда – Баязеда, своим отцом. И он прекрасно знал и понимал, какими способами можно свергнуть с престола. Но и нельзя сбрасывать со счетов и такой факт, что он уже знал об измене Мустафы из уст Бернардо Навагеро, который донёс ему,что «Мустафа готовит переворот против своего отца.»

Я думаю, что этого было достаточно. Также и того, чтобы он проверил, верно это или нет, помня предыдущие промахи Мустафы. Естественно, что он поверил. А слухи между тем, быстро ползи и распространялись..

Султан был уже не молод, ему исполнилось уже 59 лет. Не возраст скажите вы? Тогда это уже был возраст. Воевать уже было тяжело, дети выросли, фактически, Хюррем, Михримах и Рустем помогали ему в правлении государства.

И вдруг плохие вести от венецианского посла Брагадина, который донёс, что Мустафа готовится поднять бунт против него. Мог бы Сулейман не подумать, что Мустафа будет действовать против него и захочет его свергнуть с престола, как некогда его отец Явуз свергнул с престола своего отца?

Но почему же тогда некоторые историки пишут, что причиной гибели Мустафы стал заговор женщин и бесчестного зятя?

В принципе, Сулейман не любил править сам, поэтому иногда и предпочитал раздавать свои полномочия, что бы в случае-чего свалить свою вину на других.. И в случае ошибки, потом незамедлительно карал. Отсюда и опасно было быть сильно приближённым к нему. Можно было запросто лишиться головы, что чаще всего и происходило.

Почему-то многие думают, что он был безвольным и часто поддавался другим чувствам, а это было не так, просто он очень сильно доверял людям, а они пользовались его доверием и часто предавали.

И для многих историков, может быть нелегко преподносить многочисленные казни визирей, которым Султан доверял, как ошибку. Потому что в Османской традиции Правитель не считался виновным. Виноват всегда был кто-то другой. А кто другой, если не Сулейман? Верно, для «мальчиков для битья»,сначала раз и навсегда выбрали Хюррем, а потом и троицу Хюррем-Рюстем-Михримах, которые, якобы втёрлись к нему в доверие и обманули, и по-этой лишь причине он лишил Мустафу жизни.

В результате «Рустем принял весь удар злобы на себя. И спас Сулеймана от личной отвественности за устранение сына».

А Хюррем? Почему на неё упала тяжестью такая ненависть на всю жизнь?

На это госпожа Лесли отвечает: «Хюррем выполняла свой долг защиты своего сына – чего и стоило ожидать от матери наследника, пытаясь найти себе союзников и устранить Мустафу. Её попытки устранить Мустафу из списка претендентов на трон были параллельны попыткам Махидевран укрепить позиции сына. Но при этом Махидевран восхваляют за её старания, а Хюррем почему-то подвергают презрению. А надо заметить, что здесь в выигрышной позиции была Махидевран. Действовали они одинаково, причём жестокостью Махидевран чаще всего превосходила Хюррем. Но все действия Хюррем были на виду, публичны, а Махидевран не видны в провинции.

И поэтому чаша весов у народа чаще всего склонялась к Махидевран.

Даже попытки Хюррем защитить Баязеда воспринимались народом как попытки уменьшить авторитет Сулеймана. И это очень огорчало Хюррем.

Не будем забывать и о том, что если бы Мустафа остался бы жив, то убил бы не только Баязеда, но и Селима с Джихангиром. А все обвинения, которые сейчас сыпятся на голову Хюррем, полетели бы в сторону Махидевран.

И Сулейман об этом догадывался задолго до событий и даже высказал об этом своему младшему сыну Джахангиру:»Сынок, Мустафа, став правителем, убьёт вас всех».

Поэтому, можно ли сказать, что Сулейман был наивен и игрушкой в чьи-то руках? ​

Не копировать без указания прямой активной ссылки на сайт!

velikolepnyj.ru

Почему нельзя молоко при грудном вскармливании

1. Как шехзаде восходили на престол?

Задокументированная история турецкого государства начинается с Мете-кагана (Огуз-хана. 234-174 до н.э.), правившего великой Империей гуннов. Поэтому многие традиции более позднего периода назывались «Огузский обычай». Согласно этому правовому обычаю всё в государстве принадлежит Династии, а управление государством согласно турецкой традиции происходит путём совместного участия членов Династии.
Выписанной законодательно официальной системы отбора Правителя не существовало. Каждый из наследников имел право взойти на трон. Поэтому следующим правителем обычно становился самый честолюбивый и самый способный . Несмотря на то, что такой метод наследования обеспечивал передачу власти самому достойному наследнику, он также был причиной многих смут.

Западная гравюра, изображающая Валиде Султан и Шехзаде

2. Как шехзаде воспитывались?

Теоретические знания они начинали изучать во дворце. Известные учёные приглашались в качестве наставников шехзаде. В качестве иностранного они непременно изучали арабский и персидский.

В третьем дворе Топкапы под присмотром ич огланов шехзаде учились езде на лошади и владению оружием. Для практического применения изученой теории шехзаде направляли в санджаки.

Сцена из ежедневной жизни шехзаде в третьем дворе Топкапы, миниатюра из Сурнаме-и Вехби

3. Когда шезхаде прекратили направлять в санджаки?

После восстания Шехзаде Баезида во времена Кануни Султана Сулеймана в санджаки стали отправлять только престолонаследных шехзаде. Сын Селима II Мурад III и сын Мурада III Мехмед III были направлены наместниками в Манису.

Пока престолонаследники находились в санджаках в должности наместников, остальные шехзаде находились во дворце под контролем. Для стабильности в государстве стоило престолонаследнику, взошедшему на трон, обзавестись потомством, как остальных шехзаде казнили.

Со времён Султан Мехмеда III, взошедшего на Османский престол в 1595 году, уже и престолонаследники не отправлялись в санджаки, они тоже оставались жить в Топкапы.

Султан Ахмед I не казнил своего младшего брата Мустафу, когда стал Султаном в 1603 году, потому что не имел собственных наследников. Когда же они у него появились, казнить Мустафу не позволили государственные чиновники. Таким образом длившемуся боле двух веков братоубийству на благо государства был положен конец, а все наследники жили под надзором в Топкапы.

Миниатюра Манисы

4. «Наместничество на бумаге» – как это?

В период правления Мехмеда III традиция отправлять всех шехзаде наместниками в санджаки прервалась, но престолонаследники – Велиахт Шехзаде – продолжали направляться в санджаки.
В последующий период самый старший наследник трона хотя би даже на бумаге, но непременно назначался наместником. Только вместо них наместниками уезжали так называемые мютесселимы (представители). Сын Султана Ибрагима Шехзаде Мехмед был назначен наместником в Манису, когда ему было 4 гожа. С Султана Мехмеда IV традиция назначать шехзаде наместниками прекратилась даже не бумаге.

Кануни Султан Сулейман проверяет вещи Шехзаде Баезида (рисунок Мюнифа Фехми)

5. Какие санджаки были выделены для шехзаде?

В Османской Империи шехзаде во время правления своего отца направлялись наместниками в регионы, рядом с ними находился опытный государственный деятель – лала.
Благодаря наместничеству шехзаде учились искусству государственного управления. Главные санджаки для шехзаде – это Амасья, Кютахья и Маниса. Обычно шехзаде отправлялись в эти три региона, но, конечно же, ими возможные санджаки не ограничивались. Согласно исследованию, проведённом Хальдуном Эроглу, на протяжение всей Османской истории шехзаде были наместниками в следующий санджаках:
Бурса, Инёню, Султанхисар, Кютахья, Амасья, Маниса, Трабзон, Шебинкарахисар, Болу, Кефе (современная Феодосия, Крым), Конья, Акшехир, Измит, Балыкэсир, Акъязы, Мудурну, Хамидили, Кастамону, Ментеше (Мугла), Теке (Анталья), Чорум, Нигде, Османджик, Синоп и Чанкыры.

Султан Мустафа III и его шехзаде

6. Каковы были обязанности лала при шехзаде?

До периода Империи к шехзаде приставляли наставника, который назывался «атабей». Во времена Империи эта же традиция продолжилась, но наставника стали называть лала.
Когда шехзаде направлялся в санджак, к нему приставляли наставника, лала был ответственен за управление санджаком и обучение шехзаде. Письма, отправляемые из дворца в санджак, были обращены к лала, а не к шехзаде. Лала был также ответственен за воспитание шехзаде и именно он был обязан пресечь любые попытки наследника выступить против своего отца.
Должность лала сохранилась даже тогда, когда шехзаде перестали отправлять в саджаки. В тот период лала выбирался из дворцового персонала.

7. Где жили шехзаде во дворце?

В период правления Мехмеда IV в 1653 году члены Династии мужского пола, помимо Падишаха, жили в 12-комнатном здании под названием «Шимширлик», другое его название – . В строение было всё для комфорта шехзаде, вот только окружали его высокие стены и самшиты (шимшир на турецком). Двери в Шимширлике закрывались на цепь с двух сторон, чёрные гаремные аги дежурили круглосуточно как перед, так и за дверью. В 1756 году французский купец Жан-Клод Флэша сравнил здание с надёжной клеткой.
Шехзаде, которых держали в Шимширлике, не имели права выходить наружу и с кем-либо общаться. В случае болезни врачей вызывали в Шимширилик, и они проводили лечение там.
В 18 веке жизнь шехзаде в Шимширлике стала легче. Во времена правления Османа III с 1753 по 1757 год Шимширлик немного перестроили, высоту внешней стены уменьшили, а в здании сделали больше окон. Когда Падишах следовал во дворец в Бешикташе или какой-то другой дворец, он стал брать с собой и шехзаде.

Султан Ахмед III и его шехзаде

8. К чему привела вынужденная жизнь шехзаде взаперти во дворце?

Шимширлик – результат того, что Падишахи больше не хотели убивать своих братьев и племянников. Но иногда эти шехзаде использовались злонамеренными врагами Султана для шантажа.
Падишахи обычно помимо официальных церемоний не виделись с шехзаде, проживавшими в Клетке. Наследникам образование особо не давалось. Как результат – неприметные Падишахи у власти. Особенно во второй половине 17 века некоторые шехздаде взошли на престол прямиком из Шимширлика, из-за отсутствия какого-либо образования и минимальных знаний о мире они испытывали большие трудности, получив власть, их действия всецело направляли государственные мужи.
Длившееся 2 века братоубийство (в особенности совсем маленьких шехзаде) с точки зрения сегодняшнего дня повергает нас в ужас. Но все события стоит оценивать в их исторической канве. Для того, чтобы можно было избежать братоубийства, должна была иметься чёткая система наследования трона. Появилась она только в 17 веке, когда прямым наследником был старший шехзаде. Благодаря узакониванию братоубийства в ранний период истории Османская Империя занимает особое место в турецкой истории. Именно благодаря этому закону Империи удалось выстоять 6 столетий.

Султан Ахмед III с наследниками во дворце в Айвалыке (деталь из миниатюры Левни)

9. Когда произошла последняя казнь шехзаде?

Впервые в истории Османской Династии Ахмед I не казнил своего брата Мустафу, но братоубийство не было сразу же упразднено. После этого случая было ещё несколько исключений.
Сын Ахмеда I Осман II во время своего правления приказал казнить своего младшего брата Шехзаде Мехмеда, который был младше его всего на пару месяцев. Далее взошедший на трон Мурад IV тоже был вынужден пойти тем же путём, потому что больше не мог справляться с гаремными заговорами. Мехмед IV хоть и попытался казнить своих братьев, Валиде Султан и другие государственные чиновники этому помешали. После неудачной попытки братоубийства Мехмедом IV, если не считать одного исключения, эпоха «Закона Фатиха» пришла к концу.

10. Что происходило с детьми шехзаде?

Шехзаде, жившим в Шимширлике, прислуживали наложницы и гаремные аги. Агам нельзя было видеться в шехзаде наедине. Они обитали в здании Шимширлика на первом этаже. Все свои потребности наследники удовлетворяли в стенах Клетки. Они могли вступить в интимные отношения с любой понравившейся наложницей, но вот детей иметь не могли. Если же какая-то наложница случайно беременела, ей делали аборт. Некоторые всё же умудрялись сохранить ребёнка и вырастить его за пределами дворца.
Шехзаде также нельзя было отращивать бороду. Борода была символом власти, поэтому взошедший на трон Шехзаде начинал отращивать бороду на специальной церемонии, называвшейся «ирсаль-и лихие» (дословно: отпускание бороды)

© Эрхан Афйонджу, 2005