Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.
Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!
В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен.
В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” - символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!
Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.
В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками человека.
Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция:
На канате - плакат:
“Вся власть Учредительному Собранию!”
Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят...
Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А вон и длиннополый -
Сторонкой - за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:
...Скалит зубы.- волк голодный -
Хвост поджал - не отстает -
Пес холодный - пес безродный...
Впереди - Исус Христос.
Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.
Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой - белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.
Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

Революция 1917 года оставила неизгладимый след в истории нашего государства. После нее многое поменялось, многое переосмыслялось. В поэме « » Блок дает свою оценку и анализ произошедшим событиям.

Анализируя данное произведение нужно отметить, что автор создал систему образов-символов, которые показывают нам весь масштаб революционных событий.

Одним из первых образов-символов, с которым мы встречаемся на страницах поэмы, становится ветер. Будучи стихийным природным явлением, ветер становится символом стихийного и разрушающего характера революции. Революция, словно ветер, сметает все на своем пути и ни кто не может от этого скрыться.

Следующим символом в поэме «Двенадцать» является «мировой пожар», который отражает глобальный масштаб революционных событий. Блок сравнивал революцию со «снежным бураном». Автор говорил о том, что революция способна распространиться на весь мир, то есть превратиться в «мировой циклон».

Движущей силой этого «мирового циклона» должны были стать двенадцать. Двенадцать – это простые русские солдаты, которые шагали по улицам революционного Петрограда. Они – двенадцать апостолов революции, которые прокладывают путь и доносят революционные идеи в массы. Их дорога пропитана кровью и болью, двенадцать готовы убить и расправиться с каждым. Блок не осуждал поступки двенадцати, ведь верил, что путь к светлому будущему лежит через кровь и разруху.

Символами старого буржуазного общества становится старуха, которой не понятны революционные лозунги. Поп и буржуй теперь должны опасаться за свою жизнь, ведь они знают, что в «новом мире» им не будет места.

Старый «безродный» пес становится символом «старого мира». Он плетется за двенадцатью в надежде на помилование и снисхождение.

Немаловажное место в поэме «Двенадцать» занимает образ Христа. Христос здесь становится символом гармоничного и светлого будущего. Он идет впереди двенадцати, словно указывая им дорогу в «новый мир». С другой стороны Блок хотел показать нам, что Христос, как и много веков назад вновь сошел на землю, чтобы помочь человечеству побороть грязь и разруху.

Революционный город становится символов огромной страны, которую охватила революционная борьба. Вообще, борьба «старого» и «нового» мира становятся главной темой произведения. Эту борьбу Блок показывает через борьбу цвета. Так, «черное небо» противостоит «белому снегу»; красный флаг с одной стороны становится символом победы, а с другой – символом кровавого настоящего.

С помощью поэмы «Двенадцать» Блок хотел показать нам, как в грязи и в крови рождается новый человек. Именно в этом автор и видел основное предназначение революции.

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ - это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств - аллегорий, метафор, гипербол, - символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы “Двенадцать”.
После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только что произошедшего, пишет статью “Интеллигенция и революция”, поэму “Двенадцать” и стихотворение “Скифы”, в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).
Поэма “Двенадцать” стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме -это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет “страшный мир”. Вьюга, ветер, пурга - все создает тревожную обстановку:
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:
Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка!
Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом “на брюхе”, буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на “льду” революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.
Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.
Вообще, двенадцать - ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Возникает впечатление о “пограничном” числе. .Так, конец старого дня, а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.
Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:
Эх, эх, без креста...
Но это, скорее, антиапостолы - с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: “На спину б надо бубновый туз”. Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с “кровавым” флагом. И так идут эти “грешные апостолы” - из про-I шлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.
...И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови,
Господи, благослови!
И пес к ним не зря пристал. Пес - символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: “Уйди, штыком пощекочу...”, -а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо тпудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красно1рмейцев - олицетворение новой жизни. Им приходится пе пеступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, “страшного мира”. А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: “И от пули невредим, и за бурей невидим, ...в белом венчике из роз впереди - Исус Христос”.

Сразу после революционных событий Александр Александрович Блок пишет свою знаменитую поэму «Двенадцать». Как так произошло, что писатель выбрал столь кровавую тему? А ведь выбрал он ее неспроста. Блок по-настоящему верил, что революция способна в корне изменить жизнь людей к лучшему. Он так сильно в нее верил, верил в то, что революция способна выжечь всю окружающую людей дрянь, которая мешает им жить в прекрасном новом мире. Вот и появляется поэма Двенадцать, где мы можем наблюдать образы старого и нового мира, где старый мир — это старушка, писатель-вития, проститутки, буржуй, бродяга и пес безродный.

Образ красноармейцев в поэме

Далее в поэме появляются образы красноармейцев. Это коллективный образ из двенадцати человек, что ассоциируется у нас с двенадцатью апостолами. Они появляются в поэме не просто так. Этим Блок показывает, что к изменению старого мира стремятся многие. Показывает коллективную волю народа, а не чье-то индивидуальное мнение. Именно с образом красногвардейцев в поэме 12 и связано представление о новом мире, который мы видим в созданном образе героев. Это ремни винтовок, во рту цигарка, картуз на голове, а вокруг призрак свободы без креста.

Двенадцать апостолов нового мира готовы биться с врагами, выполняя свой революционный долг, они представители народной стихии, на которых возложена миссия защищать революцию, несмотря ни на что. Даже на то, что их путь пролегает через смерть и жестокость. В этой свободе они видят анархическую вольницу, воплощение их мечты, против старых устоев, против установленных правил. Мы видим, как красноармейцы пробираются сквозь вьюгу, поддаваясь инстинктам, при этом толком не представляя, что же ждет их там впереди. Создавая образ красноармейцев, автор раскрывает вседозволенность и показывает насилие без которого невозможны перемены. При этом сам Блок считает, что без хаоса нельзя достичь гармонии в будущем.

За красноармейцами увязался старый пес, от которого они отмахиваются, ведь этот пес наследие старого мира. Зато их волнует то, что прячется там впереди. А там появляется образ Христа, как символ духовно-нравственного идеала людей. Мы видим, как красноармейцы по-дружески зовут незнакомца товарищем, но при этом, сами стреляют в него.

О таком ли мире мечтал А. Блок? Ведь, в итоге революция просто разрушила порядок, веру в бога и не изменила самих людей. Может быть поэтому поэт перед смертью пожелал, чтобы это произведение было уничтожено?

Цели:
1.Образовательные:
Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с историей, музыкой, лингвистикой, живописью.
2.Развивающие:
Развивать образное мышление, логику; умение сопоставлять образы.
3.Воспитательные:
Воспитывать нравственные начала, любовь к человеку, к истории своей страны.

Оборудование и ресурсы: персональный компьютер, мультимедиапроктор. Программа «Power Point», программа «Microsoft Word».

Источники:
Учебники и методическая литература.

Сайты:
http://www.russofile.ru
http://www.litera.ru/stixiya/articles/18.html
http://www.kostyor.ru/biography/
http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12446&ob_no=12720
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/blok/

Ход урока:

Эпиграфы к уроку:
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику, который собирает из воздуха и сосредоточивает в себе всю силу электричества».

А.Блок

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа... Ф.И.Тютчев

«Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.” А. Блок

“Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.” А. Блок

1.Слово учителя
Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в своем творчестве отразил предреволюционную и революционную эпоху. Блок – лиричный поэт. Он по-своему слышал, чувствовал и понимал тот мир, в котором ему пришлось жить. Он осознавал пророческую миссию поэта, могущего заглянуть в будущее, отобразив настоящее.
Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».
Но сначала давайте вспомним основные историко-культурные и биографические события рубежа веков – конца 19-начла 20 века. Проверка домашнего задания:

2.Проект 1 группы «Символизм как литературное направление». Приложение 1 .
3.Проект 2 группы «Биография Блока» Приложение 2 .
4.Проект 3 группы «Блок и революция» Приложение 3 .
5. Работа над анализом произведения Блока «Двенадцать».

1.Слово учителя. Приложение 4
Многие литературоведы трактуют блоковскую поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Попробуем разобраться в этом в течение урока, а если произведение вам понравиться, продолжим работу в проекте «Блок и революция».
Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки».

Блок рассказывал как-то, что он начал писать "Двенадцать" со слов, впоследствии вошедших в поэму:

Уж я ножичком
Полосну, полосну!..

Случайно ли именно эти слова первые возникли в сознании поэта, задумавшего написать поэму о революции?
- Каково значение названия поэмы? Почему именно 12? (В своей знаменитой книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы).

Какой конфликт лежит в основе произведения?(борьба старого и нового, борьба двух «миров».)
- Какова символика произведения?
А) Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий.
Б) Двенадцать красноармейцев .
В) Женщина – символ возрождения.
Г)Буржуй, барыня, поэт-вития – самые простые образы, представители старого мира.
Д) Пес безродный - символ старого мира.
Е) Иисус Христос.

А) Стихия – символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

С первых строчек подсознательно возникает ощущение опасности, когда «на всём божьем свете» человеку трудно удержаться на ногах, ведь есть сила, выбивающая его их привычной, размеренной жизни. Тяжесть такого времени подтверждают и следующие слова:

Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок…скользит.

Но эта стихия одинакова ко всем:Ветер веселый

И зол и рад….
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
"Вся власть Учредительному собранию"...

Символично, что во время бури

Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Люди становятся бесчувственными к чужому горю.

А рядом с постоянным блоковским цветовым эпитетом – мотив ненависти.

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...

Таково ощущение времени, таково ощущение революции.

Б) Как раскрываются образы 12 красноармейцев?

1. Блок нисколько не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг борьбе в невидимым врагом (“Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!”) и готовые его исполнить. С другой - в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

2 глава. В их описании Блок достаточно прям:

В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет (ромб нашивался каторжанам)

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

"Свобода без креста" - в их устах это звучит как разгульный, разбойничий клич. За ним кроется развязанность рук для всего, о чем вчера еще только в мечтах помыслить могли, отрешение от принудительно навязанных "правил".

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Сколько раз во 2 главе звучит рефрен Эх, эх, без креста! ?(3 раза)

Это случайность? Или так он хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?Двенадцать красногвардейцев пробираются сквозь лютую вьюгу; они "ко всему готовы", настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего "державного шага" в будущее.

Не звучат ли насмешливо слова красноармейцев, которые в «рваном пальтишке», но с австрийским ружьём в руках:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

При этом красноармейцы подсознательно или по привычке обращаются к Господу.

4,5,6 главы.

Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?
(Не без зависти думают они о тепле и кабаке, в котором обретаются Ванька с Катькой. При столкновении с Ванькой, в героях проявляется не только зависть к его беспечальному житью, к его лихости и удачливости, но и месть за измену товарищам, их общему, пусть даже неясно представляемому, делу).

Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

Что", Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Убийство Катьки воспринимается ими как революционное возмездие, как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Друзья Петьки недовольны им за то, что он слишком бурно предается своему горю и дорогим воспоминаниям, они не дают ему задуматься над своим поступком, «душу наизнанку» вывернуть.

7 глава. Скорбь Петрухи является помехой красногвардейцам.

Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

- Может ли что-нибудь быть «потяжеле» убийства человека?

- А как ведёт себя Петруха? ("у бедного убийцы не видать совсем лица", он прячет свою растерянность от товарищей. После убийства перед нами выступает лицо человека любящего, оскорбленного, страдающего. За ухарской бравадой обнаружилась запрятанная личная драма. Понятно, что человеческие ценности не совсем потеряны в этом человеке. Может, этим объясняются слова в конце 8 главы: « Упокой, господи, душу рабы твоея...Скучно!» возможно, принадлежавшие Петрухе)

Как вы думаете, какое слово пропустил Блок в словах Петруши?

Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах! (Жизнь Катьки? Свою душу?)

В поэме поднимается проблема соотношения революции и личности, о жертвах, которые человек приносит революции. Блок как будто заглянул в недалёкое будущее.

А как вы думаете, можно ли переступить через жизнь человека ради достижения каких-либо целей? А что говорит по этому поводу христианское учение?

11 глава. И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Случайно ли у Блока в конце многоточие? (ожидание чего-то страшного от того, кому ничего в этом мире не жаль?..)

Вывод: свобода нарушать Христовы заповеди, а именно – убивать - трансформируются в стихию вседозволенности. В крови 12 дозорных – «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. На протяжении всей поэмы красноармейцы идут «без креста» в душе, без веры, без Бога.

В) Женщина – символ возрождения.

Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность? (найдём строчки)

Как вы думаете, как очутилась Катька "на краю"? У Блока есть стихотворение «Перед судом»:

Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...
Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа...

Голос самого поэта, чувствующего вину всего общества перед этой судьбой, сливается в оплакивании Катьки голосом Петрухи.
Вывод: любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.

Г) Образы представителей старого мира.
- Совершается исторический акт – рушится старый мир, но какой мир идёт ему навстречу? (Может быть, мир ещё большего насилия?)
- Есть ли в поэме зримые (да и незримые) враги у красноармейцев? Можно ли считать Катьку или её кавалера врагами?
- Как представлены образы представителей старого мира? Найдите строчки о старушке Зачитайте их.Нет ничего плохого в том, что старушка радеет о бесполезности плаката, из которого для бедных детей можно cшить столько одежды.
- Найдите строчки о писателе-витии. Прочитайте.Оратясь к одному из эпиграфов поэмы, мы увидим, как сам Блок видит миссию поэта (и писателя) – это человек, видящий дальше и больше обычных людей. И если писатель говорит: «Погибла Россия!», значит, он почувствовал то, что не смогли почувствовать другие. Он не может говорить громко, чтобы его услышали все, он говорит вполголоса, ведь наступила хоть и пролетарская, но диктатура.
-Можно ли в образе попа увидеть заклятого врага пролетариата? Страшён ли он?
- Найдите упоминания о буржуе.Ассоциациативно автор связывает буржуя с воробышком, а не с хищной птицей. Нарисуем себе картину, которую можно представить по строчкам о буржуе: он не просто упрятал нос в воротник (ему холодно здесь, как и всем), он как голодный пёс, он безмолвен (так же безмолвны будут и все те, кого вели на расстрел при сталинском правлении), буржуй стоит как вопрос, он растерян, оглушён. А что такое представляет собой перекрёсток, если его изобразить графически? Крест. Этот крест будет нести и бывший буржуй.

Вывод: в поэме Блока врагов у 12 красноармейцев практически нет. На смену старому миру грядёт новый, новые люди и мировоззрения. Но лучше ли они оказываются в действительности?

Д) Пес безродный - символ старого мира.
- Многие литературоведы говорят о скрытой в образе пса угрозе новому строю. Давайте попробуем, найдя и проанализировав строчки поэмы и псе, понять, так ли это утверждение однозначно.

Можно ли за этими описаниями увидеть угрожающий, злой, ненавидящий старый мир? Ведь пса можно и палкой отогнать, а если накормить, то он станет верным дворнягой.

Почему в конце поэмы пёс не отстал от красноармейцев, а так и следовал за ними, хотя его зло прогоняли?(Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!)

Вывод: нельзя построить что-то на пустыре, не имея корней, основы. Нельзя старый мир «разрушить до основания» и построить новый мир, чтобы тот, «кто был никем» стал всем. История страны, какой бы она ни была – часть нашей любви к Родине.

Е) Иисус Христос.

Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы?

Чтобы понять это, сначала обратимся к истории написания произведения.

В 1904-1906 гг. Блок, увлечённый борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдёт «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. Но уже в 1918 году появляется новый мотив в его творчестве, воплощённый в образе Христа – мотив вселенской целесообразности, разумности, высшего начала.

Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он (Иисус)идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). Другими словами, изначально было бы правомернее рядом с шествующим патрулём изобразить не покидающего их Антихриста. В тех же дневниковых записях мы читаем: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа…»

Кто на протяжении поэмы обращается к Божьему началу?

Каково отношение к Богу у красноармейцев?

Они не будут ни в чём разбираться, а откроют сразу пальбу. И кто попадёт в эту перестрелку – неважно (ср. случайное убийство Катьки)

Почему Иисус ходит беглым шагом, хоронясь за все дома? (Те, кто не верит в Него – ни видят. Неверующие – слепы)

Можно ли назвать дозорных и Христа антиподами?

Почему Блок изобразил Христа идущего не рядом с ними, а впереди них? Играет ли эта деталь какую-либо роль?

Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока? (даль – справедливое, светлое будущее)

27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что всё происходящее – от падения религии…»

Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу – грядущую веру в Христовы заповеди?

Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключены идеи:

искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения.

6. Вывод . Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства. Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего.И только тогда достигается мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

7. Домашнее задание.
Заключительная строфа поэмы породила множество споров не только со смысловой точки зрения, но и сточки зрения синтаксического анализа.

Попробуйте сделать анализ синтаксиса этого предложения, от которого будет зависеть ваша интерпретация строфы: кто же идёт с красным флагом – кто-то впереди или Иисус Христос(обратите внимание на знак препинания после слова флагом )? Докажите свою точку зрения с помощью подстановки других знаков препинания.

Найдите в дополнительных источниках информации другую, отличную от этой интерпретацию поэмы. Подготовьте сообщение о том, какая точка зрения близка вам?

На основе своего суждения ответьте на вопрос урока: «Поэма «Двенадцать» - гимн революции?»

Заполните лист экспресс-диагностики.

Тезисы Да Нет
1. Мысли, прозвучавшие на уроке, противоречат моим прежним представлениям.
2. Понравилась такая интерпретация блоковской поэмы.
3.Узнал много нового и интересного о жизни и творчестве А.Блока.
4.Хочу узнать подробнее о творчестве Блока.
5. Знакомство с этой поэмой может повлиять на мое мировоззрение.
6. Хочу поучаствовать в создании проекта по творчеству А.Блока.