Иногда кажется, что некоторые люди всё и всегда успевают, хотя и выглядят совсем спокойными и уравновешенными, а другие суетятся, спешат и ничего не успевают, вечно жалуются на нехватку времени. Почему это происходит, что нужно сделать, чтобы подстроить личный график под свои цели и желания?

Удивительно, но вечно спешащие люди чаще всего и жалуются на недостаток свободного времени, хаос, происходящий вокруг, их угнетает, хотя на самом деле время у них есть.

Каковы причины суеты и спешки? Посмотрев на плотный график некоторых бизнесменов, их расписанные по часам и минутам дела и обязательства, нельзя понять, как они умудряются жить спокойно и уравновешенно. Они все успевают, передвигаются по городу и выглядят хорошо и уверенно.

Что представляют собой спешка и суета?

Суета представляет собой ничтожное и бесполезное занятие, которое не имеет особую ценность. Первоначальный смысл этого слова относится ко всему временному и земному, то, что приходит и уходит и не имеет отношения к божественному началу, вечному и нетленному.

Значение спешки выражается в ненужной беготне и торопливости, а также сопутствующие этому лишние хлопоты, заботы, сборы, малозначимая работа.

Игрой отрицательных эмоций и негативных привычек являются эти два понятия, они не приносят людям толка, а влекут к потерям энергии, самообладания и времени. Эту игру в самом себе создает сам человек, он же ее питает и оправдывает.

Суета и спешка – это пагубные привычки, которые приводят:

  • к ослабленным результатам, малоэффективным действиям;
  • к неразумной трате личного времени;
  • к трате положительных жизненных энергий;
  • к усталости и физическому истощению;
  • к ненужному волнению и беспокойству;
  • к нервному стрессу и ослаблению здоровья;
  • к плохой репутации, такого человека считают слабым, ненадежным и не организованным.

Как избавиться от этих привычек? Причины их возникновения.

Человек всегда найдет способ оправдать свою плохую привычку и мотивировать её дальнейшее существование.

Основные факторы спешки и суеты:

1. Человек хочет показать обществу свои старания и стремления, оправдывает свои усилия. Зачастую в ход идут такие средства как ложь, лицемерия, создает видимость занятости, придает важности своим делам. На деле это простое нежелание чем-то заниматься.

Всего этого можно избежать, если попытаться искренне пожелать достижения результата, стремиться к направленным действиям по его осуществлению.

2. Создание имиджа, образа делового человека. Человек хочет, чтобы его уважали за его занятость. Он часто прибегает к отказам на чьи-то просьбы, мотивируя это тем, что он очень загружен делами. Он создает ложное впечатление занятого человека, чтобы к нему относились лучше.

Победить это можно пересмотрев свои приоритеты, перестав заботиться о мнении окружающих. Старание вести себя достойно и честно вызовет настоящее уважение окружающих.

3. Избегание главных жизненных ценностей. Зачастую люди загружаются различными несущественными делами и обязанностями по той простой причине, что боятся посмотреть на себя, заняться своим внутренним миром и остаться наедине с собой. Подсознание хочет остановить человека и сказать ему что-то важное, а индивид под видом занятости идёт дальше и забивает свои истинные чувства и желания все глубже и глубже. Получается, что в беготне и спешке, человек убегает сам от себя, прибавляя себе еще больше забот и всё больше отдаляясь от своей цели и смысла жизни.

Что делать? Следует разобраться в себе и своих чувствах. Искренне поговорить со своим внутренним «я», найти смысл жизни и стремиться к нему. Вот что сделает человека спокойным и счастливым.

4. Отсутствие планов. Вместо того, чтобы постоянно управляться отрицательными эмоциями в момент опоздания или нехватки времени, можно просто составить план своих действий и руководствоваться им.

Нужно научиться планировать свое время грамотно и рассчитывать все по часам и минутам и следовать ранее нацеленным пунктам.

5. Нарушение логической последовательности и отсутствие полноты картины! В случае если человек не понимает, что должно получиться в конце его действий, он берется за осуществление несущественных мелочей, в то время когда мог совершить что-то более важное и стоящее. В итоге он теряет свое драгоценное время и недоволен результатом.

Данные нелогичные действия можно заменить правильной организацией труда. Вначале нужно уяснить себе весь процесс, выделить важные составляющие и направить основные усилия на их осуществление. Второстепенные дела подождут или со временем утратят смысл. Привычка записывать все свои дела и планы в блокноте или ежедневнике послужит хорошим помощником. Все остальное – дело практики.

Почему одни люди никуда не спешат и всё успевают, при этом делают очень много и эффективно, а другие — живут в состоянии суеты и спешки, и при этом эффективность всех их дел оставляет желать лучшего?

Самое интересное, что те люди, которые постоянно спешат и суетятся, чаще всего не испытывают дефицита времени, у многих из них его избыток, и при этом они всё равно погружаются в суетливый хаос.

Почему так происходит?

Так в чём же причина спешки и постоянной суеты? Ведь если посмотреть на невероятно насыщенную и плотную жизнь хороших бизнесменов или общественных деятелей, у которых время расписано по минутам и по секундам, можно убедиться, что делая и успевая невероятно много, возможно всё делать спокойно и достойно, без суеты, без постоянно спешки и вздыбленных волос.

Что такое суета и спешка?

Честно говоря, мне понравились те определения и аналогии, которые я нашёл в известных толковых русских словарях.

Суета — всё тщетное, ничтожное, бесполезное, не представляющее истинной ценности. В своём первоначальном истинном смысле, суета — всё земное, временное (приходящее и уходящее), в отличие от небесного, божественного (вечного, нетленного).

Спешка — бестолковая беготня, торопливость в чем-нибудь (в хлопотах, заботах, сборах, в работе и т.п.).

По сути, Спешка и Суета — это эмоциональная игра и негативная привычка, которая не приносит человеку никакой пользы, а наоборот, ведёт к потере самообладания, энергии и времени. Эта внутренняя игра безусловно человеком обоснована и оправдана.

К чему приводит пагубная привычка суетиться и спешить:

  • к неэффективности практически всех действий и к слабым результатам
  • к нерациональному использованию своего времени
  • к глупейшим потерям своей жизненной энергии, что ведёт усталости и истощению
  • к чрезмерному волнению, переживанию и потере внутреннего спокойствия
  • к нервным стрессам и разрушению здоровья
  • к репутации слабого, не организованного и ненадёжного человека

Как избавиться от спешки и суеты? Основные причины

Если в человеке живёт какая-то негативная привычка, значит она в любом случае как-то оправдана и у неё есть свои мотивы.

Основные причины спешки и суеты:

1. Самооправдание : показать другим, как я стараюсь, как стремлюсь, т.д. (это называется — обман, пустить пыль в глаза, создать видимость). Такое бывает, когда человек на самом деле не хочет, или не очень хочет что-то делать.

Заменяется на искреннее стремление достичь результат, на расчёт и эффективные действия по плану.

2. Создание имиджа, образа занятого человека — чтобы все думали, как он занят. Это даёт повод отказывать другим в их просьбах и т.д., как-то пользоваться этим имиджем. Также это нужно, чтобы создать у других впечатление о себе лучшее, чем есть на самом деле.

Заменяется на Достоинство, Честность, стремление получать то, что заслужил и не зависеть от мнения окружающих. Именно эти качества дают искреннее уважение и поддержку окружающих, а не лицемерное создание видимости занятого и делового человека.

3. Убегание от себя, от главного в жизни . Когда человек пытается чем угодно наполнить свою жизнь, загрузить себя не важно чем, лишь бы, убегая от чего-то действительно важного. Часто таким образом человек бежит от самого себя, пытается забить голос своей Души, которая кричит ему, что что-то нужно срочно менять в жизни. А человек убегает от собственной бесцельности и бессмысленности существования.

Заменяется на Искренность перед собой, на поиск смысла жизни, своих жизненных целей и предназначения, поиск того, что сделает тебя счастливым. Часто нужно остановиться. задать себе самые важные вопросы (кто я? зачем живу? куда иду? что хочу от жизни? ) и ответить на них, и спешка уходит сама собой.

4. Отсутствие планирования и расчёта . Когда эмоций типа «ой-ой-ой» или «всё пропало, караул, не получиться» очень много, а адекватного планирования достижения цели нет вообще.

Заменяется на расчёт (создание плана по времени) и последовательное движение по намеченному графику. Планированию нужно учиться, если хочешь достичь чего-то значимого!

5. Нарушения логики и не видение Целого! Когда человек не видит процесса в целом, всех его частей и приоритетов — он ничего не может правильно организовать: хватается за мелочи не делая главного, что-то вообще забывает, упускает из виду, в итоге спешки много, а толку мало, и результат закономерно получается неудовлетворитель ный.

Заменяется на правильную организацию мышления — обучение видеть целое и все части, и выстраивать правильную последовательность всех действий. Уметь выделать главное, определять второстепенное, ничего важного не упустив. Чтобы этому научиться — очень помогает привычка писать, всё прописывать в своём рабочем дневнике. А дальше это практика.

6. Отсутствие контроля эмоций и Самообладания. Когда эмоции и желания мозг атакуют «срочно нужно здесь всё бросать и ту бежать что-то делать» и так постоянно. Человек в бегах, а остановиться, расслабиться и подумать головой не может. В итоге, беготни много, а результат — «0».

С уважением, Василий Василенко

Кто из нас не устает от суеты? На нее жалуются все — и верующие, и неверующие. Неверующие ругают суету потому, что она мешает провести время с родными или заняться любимым хобби. Верующие сетуют на то, что она не дает сосредоточиться, расстраивает духовную жизнь. Суета сует — цитируем мы Екклезиаста, вздыхая о своей вечной спешке, непрекращающейся беготне, множестве попечений. И часто в сознании христианина возникает образ такого внешнего врага — суеты. В этом образе сливаются воедино не только спешка и несобранность как таковые, но и все наши семейные и гражданские обязанности, друзья, работа, увлечения и прочие мирские дела. И вот здесь мы рискуем направить вектор нашей духовной борьбы на ложную цель.

Один знакомый протоиерей рассказал мне, как он, устав от общения с многочисленными прихожанами, решил прогуляться в парке, чтоб «отдохнуть от суеты». Как только вступил на парковую дорожку, вспомнил, что забыл позвонить тому-то и тому-то. Позвонил. Потом ветер донес запах кофе от стоящих недалеко ларьков. Сходил, купил. Затем полезли мысли про грядущий годовой отчет перед начальством. Дальше ум переключился на две недописанные статьи, которые сегодня необходимо было закончить. Попутно в сознании возник образ матушки, настаивающей на встрече Нового года с ее родителями, тогда как протоиерей и вовсе не хотел праздновать — из-за чего между ними произошла некоторая размолвка.... Ветер-соблазнитель снова донес приятный запах, на этот раз — любимых булочек с корицей. Решил, что купит уже на обратном пути. Пошарил в карманах — нет, денег не хватит.… Снова вспомнилось, что обещал перезвонить одному человеку… и не одному, а трем…

Суета есть не что иное, как расстройство нашего ума

Так прошел целый час, выделенный почтенным протоиереем для «отдыха от суеты». Увы, отдохнуть не получилось. Почему? Потому что суета — явление не внешнего, но внутреннего порядка. Суета, на которую мы непрестанно жалуемся, есть не что иное, как расстройство нашего ума.

«Что такое суета ума?» — спрашивает Златоуст. И отвечает: «Занятие суетными предметами. А что суетно, как не настоящее, о котором говорит Екклезиаст: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1,2)? — Но скажет кто-либо: если то и то суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если притом это — дело рук Божиих, то как же оно будет суетно?»

Чувствуете, как метко направляет святитель вопрос? В самую точку! И вот его ответ.

«Послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклезиаст суетными, отнюдь нет: не небо суетно, не земля суетна, нет! — Ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это — добро зело. Что же суетно? — Послушаем, что называет суетою сам Екклезиаст: насадих ми винограды... сотворих ми поющих и поющая... сотворих ми купели водныя... и стяжание скота и стад много ми быстъ... собрах ми злато и сребро... и видех, яко вся суета (Еккл. 2,6-11). Послушай, что говорит и Пророк: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс. 38,7)! Поэтому суета сует — великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надмение, — все это — суета, ибо произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако ж, это суетно? — Потому что не имеет никакой доброй цели. Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но не суетны они, когда их употребляют на вспомоществование бедных» .

Страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни

Оказывается, суета не вокруг, а внутри нас! «Гордость и тщеславие, высокомерие и надмение» и прочие страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни. Даже деньги могут не быть суетны, если служат добру. Цели и мотивы, движущие нашими действиями, сообщают духовное измерение всей жизни и делают ее либо суетной, либо нет.

Рождается такой вопрос: почему не жаловались на суету наши предки? Разве они трудились меньше, чем мы? Разве более богато они жили? Нет. Всегда трудились и всегда нуждались. Трудились, но при этом не суетились. В мире было больше христианства, и жизнь была насыщена совсем другими смыслами. Изменился ли с тех пор человек духовно? Наверное, нет. Просто в жизнь мира все больше входит то, что апостол Павел назвал «отступлением» (ср. 2 Фес.2,3), а другие проповедники называют «секуляризацией» или «расцерковлением».

На глобальные процессы осуетения человека и отступления его от Бога, растянутые по времени на тысячелетия, указывает Евангелие. В разговоре о Своем Втором Пришествии Христос сравнивает жителей эпохи Ноя и обитателей Содома в годы пребывания там Лота. Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк.17,26-30).

Обратим внимание на градацию греха. Диагноз времени Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж. Это как раз то, о чем сказал Господь за сто лет до потопа: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6,3). Т.е. смысл жизни тогдашнего человека сводился к примитивным плотским желаниям — насыщаться пищей и совокупляться. Но во дни Лота грех стал тоньше и умней. Содомляне ели, пили, покупали, продавали, садили, строили. Добавляется тема рыночных отношений. Выгодно купи, еще выгодней продай, «отожми» бизнес, устрани конкуренцию, перемани клиента, построй дешево — продай дорого, и т.д. Что же касается «жениться и выходить замуж» — нам известно, до чего в данном отношении дошел Содом. Развращение содомлян неудивительно, потому что эволюция греха всегда касается всех уровней жизни человека. Осквернение души неминуемо ведет к осквернению тела, и чем хуже первое, тем страшнее будет второе.

Вот она, суета. Это внутреннее развитие страстей и грехов человеческих и проекция их в жизнь. Разруха, как утверждал булгаковский профессор, не в клозетах. Она — в головах. Не внешние условия, но внутренняя суета ума рождает ощущение спешки и нехватки времени. Суета есть духовное состояние человека, а вовсе не множество дел.

Да, конечно, внешний сумбур тоже влияет на нас. «Многочисленное стечение житейских дел помрачает ясность ума и держит нас в темноте», — писал святитель Феофан Затворник . Но обилие святых, просиявших в XX веке, живших в приблизительно одинаковых с нами условиях, доказывает, что тайна духовной жизни лежит глубже внешней беготни и проблемы занятости. Монахи ведь тоже вовсе не сидят на месте с четками в руках. Еще неизвестно, кто сегодня больше бегает по делам, миряне или монахи. Здесь дело вовсе не в беготне как таковой. Кто любит Бога и понимает разрушительное действие греха, тот сохранит себя от всякой нечистоты и послужит Господу как в тишине монастыря, так и в шуме мегаполиса. Важна, опять же, мотивация и внутреннее устроение.

«Люби Бога и делай что пожелаешь» — писал блаженный Августин. Об этом свидетельствует история Церкви, так рассуждают и другие святые. Об этом говорит жизнь и деятельность таких людей, как новопреставленная Елизавета Глинка. Не близкие, не работа, не городской шум являются виною нашей внутренней неустроенности, а наша неохота трудиться всерьез для спасения своей души — служить Богу и ближним и очищать ум и сердце. Вот и получается, что в жизни самых занятых в мире людей может вовсе не быть суеты, и в то же время самый свободный от попечений человек способен бездарно прожигать все свое драгоценное время. В какой категории окажемся мы? — Выбор всегда остается за нами.

Феофан Затворник , святитель. Толкование на послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стих 18. Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:ef:04:18

Суетливость – склонность х лопотать, торопливо делать что-либо, беспорядочно, напрасно и без пользы двигаться.

Однажды ученик спросил Учителя: - Учитель, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда начинаю делать какое-то дело, потом оказывается, что нужно срочно сделать что-то другое. Начинаю делать, всплывает что-то третье, и так без конца. В результате ни одно дело я не делаю так хорошо, как могу. - Сидишь и сиди, идёшь и иди, главное - не суетись напрасно, - сказал Учитель.

Суетливость не может жить в режиме «здесь и сейчас», ей нужно одновременно бежать в разных направлениях. Она не скажет: «Пройдемся или прогуляемся». — «Погнали, помчались», — это слова из ее лексикона. Пересилить время, быть одновременно везде – и в прошлом и в будущем, занимать сразу несколько позиций в пространстве, словом, разом оказаться везде и во всем – в этом вся суетливость. У нее каждый день сумасшедший.

Глядя на непрестанные хлопоты суетливости – без нужды и малейшей рассудочности, как-то сразу забываются высшие проявления человеческого духа. Она «маячит» перед глазами, затмевая разум и вызывая глухое раздражение окружающих. Да и самой суетливости не сладко. Не секрет, что каждое качество личности непосредственно связано с состоянием здоровья человека. Психическая напряженность суетливого человека расстраивает пищеварение, вызывает спазмы в толстом кишечнике, пища по нему двигается с трудом, вызывая запоры. Кроме того, с суетливостью связана повышенная активность щитовидной железы.

Суетливость – это потеря самоконтроля. Имея в союзницах несобранность и торопливость, она гонится за недостижимыми целями, хватается за все и сразу, но ничего не доводит до логического конца. Суетливость – это лихорадочная антицелеустремленность. Редко когда она обходится без беспокойства, тревожности, нервотрепки или паники. С суетливостью ассоциируется все бесполезное, недолговечное, пустое, случайное и тщетное, сделанное во зло и получившее в повседневной жизни название «суета сует и всяческая суета» или «мышиная возня». Отсюда и пошли слова: суесловие, суемудрие, суеверие, суеславие и суеумие. Е. Богат писал:Суета сообщает чувство бессмертности, потому что усыпляет «я» настолько основательно, что оно остается в летаргическом сне… Человек суетный как бы забывает о вековечной истине - человек смертен… Он стал для себя бессмертным, у него в запасе несколько «вечностей» и нет ни одного мгновения, когда бы он сумел, осознав собственную судьбу, стать выше нее. Бессмертны суетные, но это бессмертие почти тождественно нерожденности: они родились, и их нет, они умрут, и никто о них не вспомнит».

Визитная карточка суетливости – утомительное, чрезмерное беспокойство и растерянность, проявляемые всегда некстати в бестолковой беготне и беспорядочных движениях. Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским, и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Подобно торнадо, суетливость разрушающе проносится по своей и чужим жизням. Не видя смысла в повседневной жизни, она пытается убежать от реальности в нишу забот и тревог, крутится, как белка в колесе, не отдавая себе отчета, что в этом отсутствует какая-либо необходимость. В конечном итоге, суетливость предстает как бесцельное действие ради самого действия.

На сей счет есть прекрасная притча.

Пpофессоp философии стоял пеpед студентами, а на столе пеpед ним лежали несколько пpедметов. Когда занятие началось, он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до кpаев большими камнями. Пpоделав это, он спpосил студентов, полон ли сосуд. Все подтвеpдили, что полон. Тогда пpофессоp взял коpобку с мелкими окатышами, высыпал ее в сосуд и несколько pаз легонько встpяхнул его. Окатыши pаскатились в пpомежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спpосил студентов полон ли сосуд тепеpь. Они снова подтвеpдили — факт, полон. И наконец пpофессоp взял со стола коpобку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние пpомежутки в сосуде. «Тепеpь,» — обpатился пpофессоp к студентам,- » я хотел бы, чтобы вы смогли pаспознать в этом сосуде свою жизнь!
Кpупные камни олицетвоpяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш паpтнеp, ваше здоpовье, ваши дети — те вещи, котоpые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Окатыши пpедставляют менее важные вещи, такие, как, напpимеp, вашу pабота, ваша кваpтиpа, ваш дом или ваша машина. Песок символизиpует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песоком, то уже не останется места для более кpупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энеpгию изpасходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обpащайте внимание пpежде всего на важные вещи, находите вpемя для ваших детей и паpтнеpа, следите за своим здоpовьем. У вас остается еще достаточно вpемени для pаботы, для дома, для пpазднований и. т. д. Следите за вашими большими камнями — только они имеют цену, все остальное — лишь песок.

Петр Ковалев 2013 год