Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни. Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

1 Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

2 Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы - за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции. Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и еще одним способом - заливали в рот расплавленные свинец или олово.

3 Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже - только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место - центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице - плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3-4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

4 Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

5 Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» - одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

6 Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей - на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

7 Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников - им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.

«Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти» (Владимир Мономах)

Экзотические виды казни

Цивилизация усовершенствовала виды казни, но что касается изобретательности и оригинальности, то тут наши предки дадут нам сто очков вперед.

Римский император Тиберий придумал следующий вид пытки-казни: с умыслом напоив людей допьяна вином, им, охмелевшим и беспомощным, перевязывали члены, и они изнемогали от задержания мочи. Другой император - Калигула применял перепиливание человека пилой. Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для гладиаторских зрелищ, Калигула велел кормить зверей преступниками из тюрем, не разбирая меры их вины.

Похоже \"развлекался\" русский царь Иван Грозный. Один из его любимых видов казни - зашить осужденного в медвежью шкуру (называлось это \"обшить медведно\") и затем затравить собаками. Так был казнен новгородский епископ Леонид. Иногда на людей натравливали медведей (естественно, в этом случае их не \"обшивали медведно\").

Иван Грозный вообще любил всякого рода нестандартные казни, в том числе казни с \"юмором\". Я уже говорил, что дворянина по фамилии Овцын он повесил на одной перекладине с овцой. А вот нескольких монахов он приказал однажды привязать к бочке с порохом и взорвать - пускай, мол, они, подобно ангелам, сразу летят на небеса. Брата одной из своих жен Михаила Темрюковича Грозный приказал посадить на кол; так же поступил он и с бывшим своим любимцем князем Борисом Тулуповым. Врача Елисея Бомбелия по приказу царя казнили так: выворотили из суставов руки, вывихнули ноги, изрезали спину проволочными плетьми, затем привязали к деревянному столбу и разводили под ним огонь, наконец, полуживого отвезли на санях в тюрьму, где он и скончался от ран. Главу иностранного приказа (то бишь министра иностранных дел) Ивана Михайловича Висковатого по приказу Грозного привязали к столбу, а затем приближенные царя подходили к осужденному, и каждый вырезал у него из тела по куску мяса. Один из опричников, Иван Реутов, так \"неудачно\" отрезал кусок, что Висковатый умер. Тогда Грозный обвинил Реутова в том, что он сделал это нарочно, чтобы сократить мучения Висковатого, и велел казнить его. Но от казни Реутов уберегся, успев заболеть чумой и умереть.

Из других видов экзотических казней, применявшихся Грозным, следует назвать попеременное обливание осужденного крутым кипятком и холодной водой; так был казнен казначей Никита Фуников-Курцев. Современники рассказывают, что в конце июля 1570 года, когда на Красной площади в Москве состоялись массовые казни, царь приказал у многих \"вырезать из живой кожи ремни, а с других совсем снять кожу, и каждому своему придворному определил он, когда тот должен умереть, и для каждого назначил различный род смерти: у одних он приказал отрубить правую и левую руку и ногу, а потом только голову, другим же разрубить живот, а потом отрубить руки, ноги, голову\". Грозный любил \"комбинированные\" виды казни. Во время казней в Новгороде царь приказывал поджигать людей специальным горючим составом (\"пожаром\"), затем опаленных и измученных, их привязывали к саням и пускали лошадей вскачь. Тела волочились по мерзлой земле, оставляя кровавые полосы. Затем их сбрасывали в реку Волхов с моста. Вместе с этими несчастными к реке везли их жен и детей. Женщинам закручивали назад руки и ноги, привязывали к ним детей и тоже бросали в студеную реку. А там в лодках плавали опричники, которые добивали тех, кто всплывал, баграми и топорами.

Особый вид казни применялся при Иване Грозном по отношению к государственным изменникам. Приговоренного сажали в котел, наполненный маслом, вином или водой, вдевали его руки в специально вмонтированные в котел кольца и ставили котел на огонь, постепенно подогревая жидкость до кипения. В средневековой Германии подобным образом расправлялись с фальшивомонетчиками (другим видом наказания для них, по так называемому Любекскому нраву, было снятие волос с головы вместе с кожей).

Хотя Грозный и стремился к оригинальности в изобретении способов казни, в ряде случаев у него были предшественники. Например, что касается отрезания от тела кусков мяса, - подобное было с неким юношей Филологом, предавшим своего учителя Цицерона. Вдова Квинта (брата Цицерона), получив право на расправу с Филологом, заставляла его отрезать куски мяса от собственного тела, жарить и есть их! Сдирание же кожи с живого человека издавна практиковалось на Ближнем Востоке - так был казнен азербайджанский поэт XIV века Насимн.

Еще один вид экзотической казни-пытки описывает Адам Олеарий в путевых записках о Московии XVII века.

\"Жертву привязывают к спине сильного человека, стоящего прямо на ногах и опирающегося руками на особое приспособление, похожее на высокую, в человеческий рост, скамейку, и в таком положении наносят 200 или 300 ударов кнутом, преимущественно по спине. Удары начинают наносить пониже затылка и идут сверху вниз. Палач с таким искусством наносит удар, что с каждым разом отрывает кусок мяса, соответствующий толщине кнута. Подвергшиеся истязанию большей частью умирают\"

Подобная казнь применялась еще и в XIX веке, при Николае I, когда формально смертной казни не существовало. Маркиз де Кюстин в книге \"La Russie en 1839\" (в русском переводе - \"Николаевская Россия\") свидетельствует:

\"Смертная казнь не существует в России (ее отменила императрица Елизавета), за исключением случаев государственной измены. Однако некоторых преступников нужно отправить на тот свет. В таких случаях для того, чтобы согласовать мягкость законов с жестокостью нравов, поступают следующим образом: когда преступника приговаривают более чем к ста ударам кнута, палач, понимая, что означает такой приговор, из чувства человеколюбия убивает приговоренного третьим или четвертым ударом\"

\"Устаревшие\" виды смертной казни в России в XX веке:

В 1918 году от Рождества Христова, после оставления Киева частями Красной Армии, был найден крест, на котором большевики распяли поручика Сорокина, считая его добровольческим шпионом.

В 1919 году в Перми большевиками был заживо зарыт епископ Андроник.

В Крыму в январе 1918 года раненного ротмистра Новацкого большевики привели в чувство, перевязали и бросили в топку транспорта корабля.

В январе 1918 года, проводя политику террора в Крыму, приговоренных к смерти большевики бросали в море: \"...жертве отводили назад руки и связывали их веревками у локтей и кистей, помимо этого связывали и ноги в нескольких местах, а иногда оттягивали и голову за шею веревками назад и привязывали к уже перевязанным рукам и ногам. К ногам привязывались \"колосники\". Подобные расправ ы применялись в системе ГУЛАГа, когда в морях и больших озерах топили старые баржи с политическими заключенными.

Китайское поедание крысой \"возродили\" в ЧК в Киеве: \"Пытаемого привязывали к стене или столбу, потом к нему крепко привязывали одним концом железную трубу в несколько дюймов ширины... Через другое отверстие в нее сажалась крыса, отверстие тут же закрывалось проволочной сеткой и к нему подносился огонь. Приведенное жаром в отчаяние, животное начинало въедаться в тело несчастного, чтобы найти выход. Такая пытка длилась часами, порой до следующего дня, пока жертва не умирала\".

Во время гражданской войны практиковалось обливание человека водой на открытом воздухе при сильном морозе. Центральное бюро партии эсеров выпустило заявление, где говорилось, что в Воронежской губернии, в селе Алексеевском и других селах сотрудники чрезвычайки (ЧК) выводят людей голыми на мороз и обливают холодной водой до превращения их в ледяные столбы. 29 декабря 1918 года так был казнен Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Его раздели, заплели волосы в косы, связали их, продели в них жердь и на этой жерди опускали в прорубь на реке до тех пор, пока епископ не покрылся льдом толщиной в два пальца.

Вместо послесловия

«Русская правда» - первый письменный источник русского права -смертной казни не знала. Как отмечал историк права профессор Н. П.Загоскин: «...Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа,как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще».

После крещения Руси именно греческие епископы рекомендовали князю Владимиру заимствовать римско-византийскую карательную систему, широко применявшую смертную казнь. Но сам князь отнесся к их совету неодобрительно.

Распространение смертная казнь получает при Иване Грозном, когда было казнено около 4 тысяч человек.

Дальнейшее расширение области применения смертной казниимело место при Петре I, когда она могла быть назначена за 123 составапреступлений, (а том числе за незаконную порубку леса, за драки на спорныхземлях и т. п.)

Сенатским указом от 7 мая 1744 года в период двадцатилетнегоправления Елизаветы Петровны смертная казнь в России была отменена полностью.

«Смертная казнь необратима. И поскольку система уголовного правосудия не застрахована от ошибок, она будет неизбежно применена к невиновному».


30 октября 1653-го года, то есть ровно 360 лет назад, в Русском государстве вышел именной царский указ об отмене смертной казни для разбойников и татей (воров). Данный документ государя Алексея Михайловича модифицировал некоторые положения Судебника 1550-го года и Соборного уложения 1649-го года. Его итогом стало то, что всем пойманным и ожидающим экзекуции разбойникам и ворам высшую меру наказания заменили отсечением пальца, сечением кнутом и ссылкою в Сибирь. Все это выглядит как важный шаг на пути полной отмены наиболее жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания. Однако так ли обстояли дела на самом деле? Попытаемся разобраться в зарождении и развитии смертной казни на Руси.

Старинная русская пословица гласит: «Повинную голову меч не сечет». У историков существуют две версии по поводу появления в Древней Руси смертной казни. Сторонники первой теории утверждают, что она возникла как продолжение древнего обычая кровной мести. Покарать виновного, отомстить и восстановить справедливость, считалось делом обязательным не только для пострадавшего, но и для всей его родни. А Русская Правда вообще законодательно утверждает право кровной мести: «Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сынови отца…». В случае отсутствия родственников в дело мщения вмешивалось государство – с убийцы взимался денежный штраф. Если же у преступника не было денег и имущества, чтобы возместить причиненный ущерб, то он отдавался потерпевшему в подневольное состояние «до искупа», то есть пока личным трудом не отрабатывал всю сумму причиненного урона. Окончательно же кровная месть была отменена на княжеском съезде 20 мая 1072-го года (Вышгородский съезд) сыновьями Ярослава Мудрого.

Вторая группа исследователей прошлого говорит о возникновении смертной казни из-за византийского влияния. В летописях хорошо описаны стремления византийских епископов присоединить Русь к положениям Кормчей книги, которая говорит о необходимости уничтожения лиц, промышляющих разбоем. Те же епископы доказывали князю Владимиру Святому: «Ты от Бога поставлен на казнь злых». Какое-то время на Руси действительно практиковалась смертная казнь за разбой, однако вскоре Владимир Красное Солнышко её отменил, перейдя к хорошо известной и проверенной годами системе денежных пеней. Ярослав I и его приемники также отвергли смертную казнь, не оставив в Русской Правде ни одной подобной санкции. А великий князь Владимир Всеволодович Мономах и вовсе в знаменитом «Поучении» завещал детям: «Ни виноватого, ни правого ни убивайте и не повелевайте таковаго убивать. Хотя бы кто и был повинен смерти, не губите христианской души».

Однако отсутствие казни в списках наказаний Русской Правды не значит о ее отсутствии в реальной жизни. Есть свидетельства использования смертной казни за измену, преступления против веры и мятеж. Например, в 1227-ом году в Новгороде сожгли четырех волхвов, обвиненных в колдовстве. А в 1230-го году во время голода в том же Новгороде бояре повелевали сжигать людей, занимающихся людоедством. Кроме того положения Русской Правды разрешали убийство вора на месте преступления (правда, с некоторыми ограничениями) и холопа, поднявшего руку на свободного человека.

Сегодня смертная казнь в России не может ни назначаться, ни исполняться. Принятая в 1993-ем году Конституция РФ установила использование смертной казни как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления. Однако в 1996-ом году Россия вошла в Совет Европы, обязывающий нас подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека. И 16 мая 1996-го года Президент России издал указ о поэтапном сокращении смертной казни, а 16 апреля 1997-го Россия подписала Протокол номер 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод касательно отмены смертной казни в мирное время. И хотя шестой протокол не был ратифицирован нашей страной (единственной из членов Совета Европы), смертную казнь с этого момента в России запрещено применять. Это следует из Венской конвенции, постановляющей подписавшему договор государству вести себя в соответствии с договором до ратификации. Последний раз смертную казнь применили в 1996-ом году.

В 1398-ом году свет увидела Двинская уставная грамота, впервые официально санкционирующая смертную казнь русским законодательством. Высшая мера наказания – повешение – грозила только ворам, пойманным в третий раз. Однако, единожды проникнув в карательные мероприятия светского права, наказание смертной казнью стало быстро развиваться. Всего через шестьдесят девять лет (в Псковской Грамоте 1467-го года) на границе Удельного и Московского этапов развития отечественной правовой жизни, смертная казнь уже выполняет заметную роль в иерархии представленных наказаний. В частности, в Псковской Судной Грамоте обозначены пять преступлений, за которые приходится расплачиваться жизнью: святотатственное воровство из церкви, конокрадство (итак нередко ведущее к кровавому самосуду), передача неприятелю секретных сведений, поджог и кража в третий раз. В самом же документе смертная казнь описывается единственно возможным искуплением проявленной преступником злой воли, способом обезопасить от злодея все общество.

Согласно данным Всероссийского опроса в июле 2001-го года за смертную казнь, выносимую за особо тяжкие преступления, выступали 72% опрошенных (9% против, остальные воздержались). В 2005-ом году за отмену моратория было уже 84% россиян, причем 96% из них поддерживали смертную казнь в отношении террористов.

Среди сторонников введения смертной казни в России – партия КПРФ с обоснованием: «Мораторий противоречит интересам страны» и партия ЛДПР: «Если вешать в центре города, а труп будет висеть несколько дней, то количество преступлений обязательно сократится».

Среди противников – Владимир Путин и Дмитрий Медведев: «Ужесточение наказания не приведёт к искоренению преступности», а также Русская Православная Церковь: «Жизнь человеческая не заканчивается с телесной смертью, отмена смертной казни дает больше возможностей для покаяния оступившегося и для пастырской работы с ним. Милосердие к падшему всегда предпочтительнее мести». В партии «Единая Россия», как и среди сотрудников системы исполнения наказаний нет единого мнения по данному вопросу.

Против смертной казни выступает и экономическая сторона, поскольку данный вид наказания не является экономически выгодным (хотя и существуют предложения по использованию органов приговоренного). Лица, совершившие преступления, могут в течение длительного времени выполнять трудовые обязанности, компенсируя, таким образом, нанесенный материальный ущерб.

Судебник 1497-го года продолжил тенденция к расширению использования смертной казни. К уже имеющимся преступлениям, караемым смертью, добавилась клевета, разбой, различные виды убийства. Воры стали отправляться на виселицу уже после второй кражи. Публичные и сопровождающиеся пытками казни стали частыми явлениями в период правления Иоанна Васильевича Грозного, отметившегося на этом поприще выпуском Судебника 1550-го года.

Любопытно, что в летописях права раннего Московского периода первоначальный взгляд на преступление, заключающийся в нарушении частных интересов, постепенно подменяется понятием зла («лиха» или «лихаго дела»), направленного против целого государства. Таким образом, и наказание за преступления становится делом государственным, царским, а самосуд объявляется запрещенным и возводится в самостоятельное преступление. В Судебниках необходимость смертной казни обосновывается тем, что злая воля участников преступных деяний настолько «испорчена и закоренела», что лишь физическое уничтожение ее обладателя может оградить общество от опасности. Также в этих законодательных сборниках не допускалась возможность примирения потерпевшего с преступником и отмена казни в целях восполнения материального ущерба.

В период Судебников для преступных действий, инициативу преследования которых брало на себя государство, появилась новая форма процесса – сыск. В сыске наличие частного обвинителя не являлось важной деталью, поскольку сама государственная власть представала в роли обвинителя. А при расследовании правонарушений вовсю использовались два могучих орудия: повальный обыск и пытка.

Постараемся восстановить все виды смертной казни, которые имели место в практике Московского государства на протяжении всего семнадцатого века

1. Отсечение головы. Считалось стандартным видом казни и применялось, если не было никаких иных указании или слов «безо всякия пощады».
2. Повешение. Один из самых древних видов казни, пришедший к нам из Византии. Назначалась за разбой и татьбу, а также за предательство ратных людей. Во второй половине семнадцатого века появилось повешение за ребро на железном крюке, ставшее одной из самых жестоких казней.
3. Утопление. Применялось в случаях массовой экзекуции. За отцеубийство и матереубийство в эпоху Судебников утопление совершали вместе с петухом, котом, собакою и ужом.

4. Четвертование или отрубание всех конечностей и головы в самом конце. Считалось одной из самых постыдных казней и назначалось за государственные преступления. В пятнадцатом веке таким образом казнили самозванцев.

5. Залитие расплавленного металла в горло. Совершалось исключительно над фальшивомонетчиками, а в 1672-ом году была заменено отрубанием левых рук и обеих ног.

6. Закапывание в землю заживо. Эта казнь назначалась за мужеубийство. Причем осужденную со связанными руками закапывали по плечи и оставляли в ожидании смерти от голода или жажды. Рядом стояла стража, а прохожим разрешалось приносить виновной только деньги, которые затем шли на покупку гроба.

7. Посажение на кол. Подобно четвертованию, применялось в основном к бунтовщикам. Казнь была очень мучительной – под собственной тяжестью казнимого кол медленно протыкал внутренности и выходил между лопатками или из груди. Для увеличения мучений наконечник кола оснащали перекладиной.

8. Колесование. Представляло собой раздробление всех крупных костей лежащего на земле осужденного железным колесом. После этого колесо устанавливали на шесте в горизонтальном положении, а изувеченное тело казненного клали или привязывали к нему сверху и оставляли умирать от обезвоживания и шока. Эта казнь особенно часто применялась при царствовании Петра I.

9. Сожжение заживо. Специфический вид смертной казни, применяемый за поджоги и преступления против веры. Преступников сжигали на обыкновенном костре, иногда предварительно посадив в железную клетку. Первые случаи использования подобной казни отмечены еще в тринадцатом веке. В конце семнадцатого века сожжение стали применять как наказание за упорство в «старой вере». В качестве ужесточения наказания осужденных окуривали едкими составами или сжигали на медленном огне.

Не удовлетворяясь ужасами этих видов смертной казни, на практике им пытались придать еще более устрашающий характер. Время и место экзекуции объявляли заранее, обставляли соответствующим образом, устраивали торжественные процессии до места. «Заплеченных дел мастера» самостоятельно пытались разнообразить отвратительный ход казней. Тела преступников или части их тел выставляли на определенный срок на всеобщее обозрение в различных публичных местах.

Сто лет, истекшие от появления Судебника 1550-года и до рождения Соборного Уложения 1649-го года, были наполнены неустанной борьбой Московского царства с действительными или воображаемыми антигосударственными элементами. В пору процветания идеи суровой, абсолютной государственности, «лихой человек», преступник, представлялся опасной силой, с которой государственная власть должна была бороться. И Московское государство боролось с «лихими людьми», боролось без устали и без пощады. Неизбежным результатом подобного положения вещей явилось общее повышение масштабов карательной системы, а смертная казнь и вовсе выдвинулась на первый план. Например, после ужасного пожара в столице в 1634-ом году, ее стали применять даже в качестве наказания обычных курильщиков.

Неусыпное противостояние с «лихими людьми» достигло своей кульминации в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича. Устрашительный элемент кары пропитывает собой весь этот законодательный памятник. Уложение как будто бы в каждом члене общества видит «лихого человека» и торопиться застращать его угрозами для того, чтобы удержать от преступления. Карательные санкции Уложения постоянно сопровождаются словами: «и другие примут страх» или «чтоб иным на то смотря не повадно было». Здесь же указывается, что наказание преступнику должно осуществляться подобное тому, которое он сам учинил. То есть совершено убийство – Уложение приказывает покарать «смертию же», поджог – преступника сжигают, подделка монет – получи в горло расплавленный металл, изувечил кого-либо – подвергнешься такому же увечью.

Количество преступлений, за которые Уложение Алексея Михайловича грозило смертью, оставляет далеко позади все Судебники, – оно дает санкцию на казнь в пятидесяти четырех (а по подсчетам некоторых экспертов – в шестидесяти) случаях. Если прибавить к этому ряд жестоких наказаний кнутом (страшным орудием, от которого очень часто следовала смерть) и целый набор членовредительных увечий (из-за неразвитой медицины также оканчивавшихся смертным исходом), то фактические границы применения смертной казни могут быть раздвинуты еще шире. Устанавливая смертную казнь за различные преступные деяния, Уложение очень неточно определяет сам род казни. «Казнить безо всякой пощады», «казнить смертью», – вот излюбленные формулировки в этом историческом документе. Кроме того совершенно не описан порядок ее совершения, оставляя это на выбор местных властей.

В последующие годы выходили отдельные статьи видоизменяющие, дополняющие и развивающие определения, касающиеся смертной казни, установленные в Уложении 1649-го года. Нельзя сказать, что новые законы отличались какой-то последовательностью. Некоторые их них противоречили как Уложению, так и друг другу; вводились новые санкции смертной казни, а уже существующие отменялись, затем вновь восстанавливались и снова отменялись. Однако в целом новые указы (особенно принятые в 1653-ем – 1655-ых годах) все же несколько смягчили прежнюю строгость и жестокость, определенную сводами Уложения. Как будто законодательство само устрашилось нового кодекса, поспешив принять ряд корректив по ограничению смертной казни в отношении некоторых преступлений.

Именно одним из таких смягчающих постановлений и был Указ от 30 октября 1653-го года. Смертную казнь оставили в силе лишь для рецидивистов. А Указ 16 августа 1655-го года и вовсе предписывал «давать живот» всем воровским людям, добровольно покаявшимся и сдавшимся властям. Очень похоже на то, что московское законодательство расписалось в бессилии в деле борьбы с «лихими» и пыталось найти с ними компромисс. Смягчаются и виды смертной казни. Например, Указ 25 мая 1654-го года предписывает заменить мучительное сожжение поджигателей простым повешением.

Однако такое направление Российского уголовного законодательства продержалось не долго. Вскоре все снова вернулось на круги своя. Интересующее нас положение об отмене смертной казни для разбойников и воров 8 августа 1659-го года перестало действовать. Именно в этот день по просьбе помещиков и вотчинников появился Указ о восстановлении повешения разбойников, задержанных в понизовых городах. А 11 мая 1663-го года каждому приговоренному разбойнику и вору вместо смерти было предписано отрубить левую руку и обе ноги. В качестве устрашения отрубленные члены прибивали к деревьям вдоль дорог. Очевидно, что эта данная мера, в сущности, и есть смертная казнь, только еще более мучительная по сравнению с повешением. Лишь принятый 24 января 1666-го года закон предписывал вновь казнить воров и разбойников через повешение.

Согласно внутреннему содержанию Уложения 1649-го года санкция смертной казни назначалась за следующие деяния:
1. Преступления против веры, в том числе: богохуление, совращение из православия, святотатственная кража, убийство в церкви, а также нарушение литургии.
2. Государственные преступления. Сюда относились: злоумышление против царя, убийство в его присутствии, государственная измена.
3. Преступления против назначенных властей. Здесь фигурируют: убийство пристава из Москвы, открытое восстание, убийство судьи, порча государственной акта или его подложное составление, недозволенный выезд за границу.
4. Преступления против государственных регалий, доходов и имущества казны. Сюда входят: порча настоящих и изготовление фальшивых монет, корчемная продажа табака.
5. Преступления против благочиния и общественного благоустройства. Здесь имеется в виду подбивание граждан к смуте и злоумышления на «затейные дела».
6. Преступления против чести и жизни частных лиц. Отмечаются: убийство матерью ребенка, убийство родителей детьми, мужеубийство, все виды квалифицированного убийства, оскорбление чести женщин, связанное с насилием.
7. Преступления против собственности: поджог, вторичный разбой, третья неквалифицированная татьба.

Таким образом, во второй половине семнадцатого века угроза смертною казнью превратилась в излюбленное средство побуждения граждан к повиновению царю. Фразы: «казнить таковых смертью», «быть им в смертной казни», – становятся в ту пору расхожей запретительной формулировкой. И хотя в большинстве случаев эта угроза не приводилась в исполнение, само постоянное появление ее в различных указах наглядно свидетельствует о том, насколько хорошо привился у нас принцип устрашения, как лучший способ заставить граждан подчиняться царским законам.

Однако было и негативное последствие повсеместного злоупотребления смертными приговорами. Уже к началу Петровского периода публичные казни превратились в самое обыденное явление в Московском государстве. Общество настолько привыкло, пригляделось к ежедневным зрелищам, что люди перестали ужасаться «нещадных» наказаний. Казни никого не поражали, никого не трогали. Поглазеть на экзекуцию от безделья, казнить преступника, самому быть казнённым – всё это не являлось чем-то выдающимся на сером фоне течения жизни деморализованного общества. Вид телесных и смертных экзекуций с трудом выполнял свою главную цель – цель устрашения.

Иностранцы, посещавшие наше отечество, поражались с какой легкостью относились к смерти сами осуждённые. Люди шли в петлю, под топор, на костёр с таким же безмолвным мужеством с каким бы пошли на вражеский строй. Англичанин Перри в очерках о России времен Петра I пишет: «Русские не боятся смерти и ни во что не ставят её. Когда им приводится идти на казнь, делают это беззаботно». Его современник Коллинс, также отмечал, что приговорённые к повешению сами всходят на лестницу, прощаются с народом, надевают на шеи петли и сбрасываются вниз. Другой заграничный путешественник по фамилии Берхгольц наблюдал случай того, как один мужчина, подвергшись колесованию, вынув с огромным трудом раздробленную руку из колеса, вытер ею себе нос и снова спокойно положил на прежнее место. Затем, увидев, что запачкал кровью колесо, снова вытащил раздробленную руку и вытер кровь рукавом».

Вот такие были результаты беспощадного господства устрашительных наказаний. Смертная казнь превратилась в заурядную кару, а борьба властей с «воровскими» и «лихими» людьми, с «непочитателями» и «ослушниками» царских указов всё более и более накалялась, порождая новые меры устрашения и новые строгости, которые еще более деморализовали общество, но были бессильны уменьшить уровень преступности. Именно в таком виде вопрос о смертной казни был передан новому восемнадцатому веку, первая четверть которого прошла под знаком Петровских реформ.

Любопытно, но царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, никогда не отмечался историками как жестокий и беспощадный правитель. В сохранившихся летописях он представляется мягким и добродушным, религиозным человеком, умеющим отозваться на чужое горе. Второй русский царь династии Романовых обладал пассивной, созерцательной натурой, примеряя старорусские и западнические положения, но, никогда не отдаваясь им с пылкостью Петра I. К этому стоит добавить, что Алексей Михайлович был образованнейшим человеком своего времени, прочитал множество книг, пробовал писать, упражнялся в стихосложении. Являлся человеком порядка, именно ему принадлежат слова: «делу время, потехе час», а также «без чина всякая вещь не укрепится и не утвердится».

Если попытаться обозначить одну общую цель всех уголовных законов Петра I – то это будет стремление принудить подданных безусловному повиновению царской воле. Подобная цель уже проявлялась в указах второй половины семнадцатого века. Однако теперь на первом месте стояла уже не интенсивность злой воли и даже не количество причиненного зла, а только лишь ослушание царского повеления, которое и наказывалось. Как пример, можно привести каторгу и конфискацию имущества для мастера, ненароком сделавшего плохую обувь, смерть «без всякой пощады» за утайку душ при переписи, «лишение живота» дворянина за его неявку на смотр в Москву или Петербург. Кроме того отныне смертной казнью каралась рубка дуба в заповеднике, медлительность при доставке почты, небрежность в отправлении дел должностным лицам.

Смертная казнь в уголовном законодательстве Петра Великого не только продолжает сохранять доминирующее значение, но и еще более расширяет свою область применения. В частности, согласно Воинскому Уставу 1716-го года, выстроенному по образцу западно-европейского уголовного права, высшая мера наказания назначается в ста двадцати двух случаях (приходящихся на двести артикулов Устава), то есть вдвое чаще, чем в Уложении 1649-го года. Эпоха Петра I отметилась использованием всех видов смертной казни уже известных на Руси из прошлых веков, а также добавлением одного нового – «аркибузирования» или обычного расстрела пулями из огнестрельного . Кроме того санкционируется два других вида – четвертование и колесование, которые и ранее применялись на практике, а теперь получили законодательное признание.

Лишь после Петра I карательная волна начала спадать, а во второй четверти восемнадцатого столетия в нашем отечестве были предприняты первые робкие попытки ограничить смертную казнь. Русское уголовное законодательство вставало на путь ее постепенного отрицания, возвращения к основам исконного русского правовоззрения на этот вид наказания.

Уложение 1649-го года и последующие указы рассказывают о некоторых ритуалах, которые сопровождали исполнение смертного приговора. Согласно им приговоренного предписывалось сажать на шесть недель в так называемую «покаянную избу», в которой он должен был, соответственно, покаяться и приготовиться к концу. Экзекуция над ним могла быть совершена только по истечении этого срока. По Указу 1669-го года покаянный срок уменьшили до десяти дней, из которых семь были отведены для поста, два – на исповедь, а десятый – на исполнение приговора. Нельзя было никого казнить в воскресенье или в день царского поминания. Исполнение приговора над беременными женщинами отлагалось до родов. Казнь предписывалось проводить, по возможности, на том же месте, где и совершилось преступление. Однако нельзя было казнить человека на «пустом» (нежилом) месте, только в городе или деревне.

В заключение остается отметить то, что, невзирая на всю жестокость и кровожадность памятников законодательства эпохи Древней Руси, исследователи отечественного уголовного права единогласно сходятся на мнении, что все творимые на родной земле ужасы бледнеют перед неистовствами правосудия в государствах Западной Европы, «заливавшего потоками крови весь семнадцатый век». Перед известными данными о количестве казенных во Франции и Германии в семнадцатом и восемнадцатом столетиях, совершенно стушёвываются цифры казнённых за этот же период в России. Даже, несмотря на частое разрешение смертной казни, Уложение 1649-го года по сравнению с одновременными западными кодексами представляется слишком мягкосердечным. Конечно, формы казни в Древней России были грубы и жестоки, однако до такой утончённости и разнообразия способов лишения жизни злоумышленников, до таких сложнейших конструкции, увеличивающих страдания преступников, какие имелись в Западных «просвященных» государствах, наши предки никогда не доходили.

Источники информации:
http://kir-a-m.livejournal.com/622031.html
http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum2363/item2365.html
http://ru.wikipedia.org/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В России по Псковской судной грамоте 1467 года смертью наказывалось: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража, совершенная в посаде в третий раз. Каждый последующий документ, устанавливающий ответственность за совершение преступлений, только ужесточал наказания. Судебник 1550 года значительно расширил сферу преступлений, караемых смертью: за первую кражу (если вор пойман с поличным или признался в краже в результате пытки), за вторую кражу и второе мошенничество (если преступник сознался в этом), за разбой, душегубство (убийство), за ябедничество (клевету) или иное «лихое» дело, за убийство господина, государственную измену, церковную кражу, поджог, супружескую измену.

Однако известно, что в России суровость законов смягчается необязательностью их исполнения и волей главы государства. Борис Годунов, вступая на царство, дал обет прекратить смертные казни на пять лет. Поступок, безусловно, эффектный, учитывая, что народ уже «наелся» расправами на много лет вперед.

После Бориса Годунова в государстве Российском наступило суровое время смуты. Суд вершить было некогда и некому, поэтому уже не столько казнили, как просто убивали.

Инфляция цены человеческой жизни определила жестокость законов. В Уложении царя Алексея Михайловича 1649 года присутствует около шестидесяти преступлений, за которые полагается смертная казнь.

Первая глава Уложения определяла ответственность для «богохульников и церковных мятежников». Их предписывалось сжигать. Так же на костер была дорога тем, кто совращал православных в басурманскую веру.

Следовало наказывать смертной казнью не только за убийство в церкви, но и за воспрепятствование совершению литургии и святотатство.

По традиции смертная казнь полагалась за государственные преступления: измену, злоумышление на государево здоровье, сбор рати мятежа, сношение с врагом и прочее.

Новое законодательство жесткой рукой пыталось привить правила поведения в общественном месте. Убийство или увечье, учиненные в присутствии государя или судьи, непременно карались смертью.

Развивающийся государственный аппарат позаботился о защите своих прерогатив. Основанием для применения смертной казни были составление подложных бумаг от имени правительства или государя, приложение государевой печати к подложной бумаге, подделка приказных писем, выезд за границу без проезжей грамоты.

И, наконец, в новом законе появился целый комплекс экономических преступлений, предусматривающих для нарушителей высшую меру наказания. Воров теперь можно было казнить даже за проникновение в чужой дом, если был доказан злой умысел. Можно было казнить судей за взятки и покупателей мехов у ясачных инородцев без оплаты пошлины. Смертью теперь были чреваты даже употребление и продажа табака. А фальшивомонетчикам, как и раньше, полагалось заливать горло расплавленным металлом.

Новое законодательство определяло не только за что казнить, но и как. Например, указывалось: «Воров, которые довелись смертной казни, татей и разбойников вешать, а смертных убойцев казнить, сечь головы».

В Уложении царя Алексея Михайловича повешение также предписывалось назначать перебежчикам во вражеское войско и шпионам.

Казнь путем повешения в назидательных целях часто устраивалась на площадях, где воздвигали виселицы в форме букв «Т» или «Г». Правда для пойманных разбойников виселицы колотить было лень, и их вздергивали просто на деревьях. Для бунтовщиков виселицы иногда возводились на плотах, которые после совершения казни отправлялись вниз по большим рекам - для устрашения окрестного населения.

Самые жестокие казни, как и в других государствах, предназначались для мятежников. Самозванцев и главарей бунтов, как правило, четвертовали. На Руси это делали отсечением сначала рук и ног, а потом головы. В 1654 году так был казнен ЛжеШуйский - Тимошка Анкудинов, потом заговорщики Соковнин и Циклер, а в 1671 году – атаман Стенька Разин.

Как осуществлялась эта казнь можно представить на примере экзекуции над авантюристом и пьяницей Тимошкой Анкудиновым. Любимым времяпровождением Тимошки были пьянки с распутными девками в кабаках и игра в зернь. За этим занятием утекло и женино приданное и любовь близких. Отец умер, прокляв его, мать ушла в монастырь, а жена извелась в слезах и горе. Пропив все кроме ума, Тимофей опомнился и взялся за этот самый ум. И тот не подвел его. За три года Анкудинов сделал головокружительную карьеру в Москве. Ему доверили заведовать сбором денег и хранением казны в приказе. Увы, водка опять оказалась сильнее силы воли. Начал он потихонечку пропивать доверенную ему царскую казну.

По тем временам за казнокрадство отсекали руку. Свою руку Тимоха пожалел, а вот жену нет. Перед ревизией доверенной ему казны он учинил настоящее злодейство. Запер уснувшую жену в горнице и подпалил дом, после чего с польским шляхтичем Конюховским пустился в бега. От дома Анкудиновых в Москве выгорела целая улица, но все решили, что Тимофей с женою сгорели.

А между тем Анкудинов удрал в Польшу, где стал выдавать себя за сына умершего Василия Шуйского и претендента на московский престол.

В заграничных странствиях самозванца Тимошку милостиво принимали и король Владислав, и Богдан Хмельницкий, и хан Давлет-Гирей. Но особенно хорошо встретила его шведская королева Христина, которая назначила ему дом для помещения, обед со своего стола, 4 коня, 10 человек прислуги и 5000 талеров в месяц, а также пообещала содействие в занятии престола. Самозванцу повезло, что иностранцы плохо знали русскую историю, а в частности тот факт, что у Василия Шуйского вовсе не было детей.

Анкудинов и его товарищ Конюховский катались как сыр в масле. Беспрерывные балы, пиры, охоты и другие развлечения знати пришлись им весьма по вкусу. Наверное, за блеском красивой жизни Тимофей уже и позабыл кого обманул и обворовал на своей родине, но те люди его не забыли. Когда королеве Христине донесли, кто скрывается за личиной сына Шуйского, она пришла в неописуемый гнев. И тотчас приказала схватить Тимофея.

Но Анкудинов успел скрыться. Однако его настигли в Ревеле и бросили в тюрьму. Судьба последний раз преподнесла ему подарок. Тимошке удалось бежать из тюрьмы. Он объехал еще несколько стран. Роковым для него оказалось пребывание в Нейштадте. Там Анкудинов нос к носу столкнулся с обворованным им купцом Миклафом, был опознан и схвачен. За 100 000 червонцев герцог Голштинский с радостью выдал самозванца России.

В августе 1654 года в Москве жуликам устроили позорную процессию к лобному месту. Первым везли Костю Конюховского. За ним Анкудинова. Его шею обхватывал толстый железный ошейник, от которого шла цепь, прикованная к широкому обручу, служившему поясом. Руки были связаны за спиною веревкой, концы которой волочились по земле. Рядом на коне ехал подьячий и кричал: «Глядите, православные, вот лиходей и государев изменник!»

Под улюлюканье толпы Анкудинова и Конюховского доставили на лобное место, расположенное на площади Большого рынка в Кремле. Там палач сперва отрубил Анкудинову левую руку и левую ногу, потом - правую руку и правую ногу и, наконец, голову. Палачи наткнули их на пять кольев и бросили в свальную яму. К Конюховскому правосудие проявило снисходительность, он лишился лишь трех пальцев, после чего был отправлен в Сибирь. Причем по ходатайству патриарха Конюховскому отрубили пальцы на левой, а не на правой руке, дабы он мог креститься.

Иногда руководителей бунтов сажали на кол. В 1606 году посадили на кол мятежника Аничкина, а в 1614 году - Заруцкого, сообщника Марины Мнишек.

Простых бунтовщиков предпочитали топить и вешать. Иногда к ним применялось повешение за ребро. В 1676 г. воевода Мещеринов, взяв Соловецкий монастырь, «многих за ребра вешал». Любопытно, что эту казнь нередко применял и вождь бунтовщиков Степан Разин.

При таком виде повешения железный крюк вонзался осужденному в бок, поддевался под ребро и высовывался наружу. Повешенный принимал, таким образом, изогнутое положение: ноги и голова свешивались вниз. Руки иногда связывались, иногда – нет. Но сползти с крюка даже со свободными руками было почти невозможно. Известны лишь единичные случаи, когда повешенные срывались с него. При казни раскольников иногда повешение за ребро сочетали с колесованием.

Мучения жертв, повешенных за ребро, могли длиться несколько дней, прежде чем они умирали от кровопотери и жажды. К женщинам на Руси применялся схожий, но еще более страшный вид казни. В русских летописях начала XVII века есть рассказы о том, как женщинам прорезали груди и, продев в раны веревки, подвешивали на перекладинах.

Исключительно для женщин имелся и еще один вид казни – окопание. Он применялся в качестве наказания за убийство мужа. Казнь осуществлялась в людном месте – на площади или на рынке. Осужденная закапывалась живой стоймя или на коленях - по плечи, со связанными за спиной руками. К ней приставлялась стража, чтобы несчастной никто не давал еды и питья. Единственно, что дозволялось – бросать ей деньги, которые затем шли на гроб и свечи. Днем священник молился при зажженных свечах за душу погибающей и давал ей напутствие.

Смерть при такой казни наступала на второй или третий день, главным образом, от жажды и от самоотравления организма, лишенного воздуха. Но иногда женщины боролись за жизнь и дольше. Известен случай, когда одна из женщин, будучи закопанной, продержалась 31 день. Видимо ей все же давали еду и питье.

Когда требовалось ускорить смерть, то вокруг жертвы уплотняли землю, выстукивая ее большим деревянным молотком или торцом кола. Уплотнявшийся таким образом грунт сильнее сдавливал грудь - и тогда смерть наступала в течение нескольких часов.

Английский посол в России Чарльз Витворт так описал казнь через окопание, свидетелем которой он стал в 1706 году: «В яму, вырытую на площади, женщину-убийцу опустили живою и засыпали ее там до плеч; затем прямо перед ее глазами поставили плаху, на которой тут же обезглавили прислужницу, помогавшую убийце; другого сообщника - управителя и вместе любовника зарытой - повесили прямо над ее головой. Оба трупа оставались перед нею и это ужасное зрелище устранено было с глаз ее только 24 часа спустя, по просьбе многих лиц; сама же она оставалась без пищи и питья до ночи 24-го ноября, когда, наконец, землю вокруг нее прибили плотнее с целью ускорить смерть, иначе несчастная прожила бы еще два или три дня в ужасном положении».

Закопанные по горло в землю женщины вызывали сочувствие у окружающих. Порой, по просьбе общественности их амнистировали. Например, когда в 1677 году, когда на торговой площади во Владимире была закопана некая Фетюшка за то, что отсекла косой голову своему мужу, в ее защиту выступило духовенство. Настоятели двух владимирских монастырей с братией и игуменья женского монастыря с сестрами подали воеводе челобитную, «чтоб ее, жонку Фетюшку, из земли вынуть и постричь в монастырь, ради его царского многолетнего здравия и ради поминовения блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича. И из земли она, жонка Фетюшка, вынята и послана постричь в Успенский девичий монастырь».

В 1682 г. ямская жена Маринка и стрелецкая жена Дашка Перепелка «окопаны были в землю трои сутки и в земле обещались постричься и злых дел не творить; и указал великий государь тех жонок выкопать и постричь».

Во второй половине XVII в. смертная казнь через окопание то отменялась, то опять восстанавливалась. Наконец, видимо под влиянием иностранцев, считавшей ее варварским обычаем, она была окончательно ликвидирована в России.

Расстрел в допетровские времена почти не применялся. При Федоре Алексеевиче известен один случай расстрела: в 1679 г. по приказу мангазейского воеводы был повешен за ноги и расстрелян вор, выходец из юратской самояди.

Правда, вольные донские казаки расстрел в виде казни практиковали широко. Причем применяли его как за воровство, так и за «некрепкую дружбу».

В царствование Алексея Михайловича отрабатывалось не только новое законодательство, но и ритуалы смертной казни.

В Судебнике 1669 говорилось, что казни преступников «в пустых местах не вершить, а вершить в тех местах, где они воровали или где они жили».

В Москве казни совершались на Красной площади у Лобного места возле Спасских ворот и на Козьем болоте. Иногда - на Яузе и на Москве-реке.

Лобное место получило свое название из-за местонахождения - на взлобье - крутом берегу реки. Оно служило не только для наказания преступников, но и для объявлений. С Лобного места объявлялись важнейшие указы, обращались к люду цари и патриархи. Это место было выложено кирпичом и оснащено деревянной решеткой, запирающейся на железный засов. При царе Алексее Михайловиче у Лобного места стояли пушки и был царев кабак.

Но прежде чем попасть на лобное место преступник должен был быть не только осужден, но и подвергнут определенному ритуалу. После объявления приговора преступника сажали на неделю в покаянную избу, где он постился и готовился к причастию. За день-два до казни туда приходил священник. «После сказки в покаянной избе поститься неделю до причастия святых тайн, а по причастии святых тайн быти им два дня, а в третий день их вершить» - так регламентировал процедуру покаяния царь Алексей Михайлович.

Однако в 1653 году покаянные избы для татей и разбойников были отменены. А патриарх Никон запретил «не токмо причащати разбойников и татей, но ниже исповедовать их в последний час казни их».

В процедуре казни имелись нюансы. По воскресеньям не казнили. Беременным женщинам давали отсрочку до разрешения от бремени. Отступников от веры православной полагалось перед казнью троекратно уговаривать вновь обратиться в прежнюю религию.

К месту казни преступникам порой организовывали позорную, но пышную процессию. Например, в 1696 году для изменника немчина Якушки ее организовали таким образом: он стоял на телеге, запряженной в четверню, на телеге же стояла виселица, в которую были воткнуты два топора, два ножа, повешены два хомута, два ремня, двое клещей, с перекладины виселицы спускались десять кнутов. Якушка был одет в турецкое платье, чалму. Руки и ноги его украшали толстые цепи, на шее петля, конец которой был привязан к перекладине виселицы. На перекладине надпись: «Сей злодей веру свою четырежды переменил, изменник стал Богу и человеком, католик сей стал протестантом, потом грек, а в конец магометанин». Выше были изображены луна и звезда - символы магометанства, а на груди надпись: «Злодей».

Несмотря на жестокость законов Россия могла бы стать примером гуманности для цивилизованной Европы. В ней не было инквизиции, безумного истребления ведьм, кровопролития между католиками и протестантами. Но не стала. В России православная церковь тоже не являла собой образец терпимости и прощения.

Массовые казни среди духовенства вызвал раскол в русской церкви. Все началось с того, что сын мордовского крестьянина Никита Минов, ставший московским патриархом Никоном затеял церковную реформу. Он решил унифицировать церковную обрядность и установить единообразие церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды, принятые в Византийской империи. Стремясь сделать русскую церковь центром мирового православия, Никон за дело взялся жестко, по принципу «лес рубят, щепки летят».

С приверженцами старой русской церкви не церемонились. По всей стране запылали костры для старообрядцев.

В XVII веке казнь путем сожжения была предусмотрена «за богохульство, за волховство, за чернокнижничество». При царе Алексее Михайловиче «старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями...» В Тотьме в 1674 году сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче.

Но особенно часто сожжение применялось как мера наказания раскольникам за их приверженность «старой вере». Хотя вера у раскольников была та же самая, что у патриарха – православная, но богослужение они вели по-старому, а следовало по-новому, по "никониански". Нюансов между старым и новым богослужением было немало, но ныне они не кажутся такими уж значительными, чтобы ради них идти на костер или отправлять туда своих ближних. Камнями преткновения между старой и новой верой было, например, сколькими перстами креститься – двумя или тремя или как совершать крестный ход – по ходу или против солнца.

Но во второй половине XVII века эти нюансы были для священнослужителей важнее жизни. В этот период были преданы мучительной смерти сотни приверженцев старой веры. А апофеозом борьбы со староверами стала расправа над иноками Соловецкой обители.

Эти иноки никого не убили, никого не ограбили, но они покусились на нечто более важное для тех времен – господствующую религию. Соловецкие иноки были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену Церкви и Самому Богу. Они писали царю:

«Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки».

Царь решил сломить упрямство староверов силой и в 1668 году отправил в Соловецкий монастырь войска. Иноки не пустили к себе стрельцов и превратили свою святую обитель в крепость, приготовившись к ее защите. Целых восемь лет понадобилось царским войскам, чтобы сломить сопротивление божьих людей. В ночь на 22 января 1676 года благодаря предательству одного из братии стрельцы через тайный лаз ворвались в обитель, и началась страшная расправа над обитателями монастыря.

Для наказания почти четырех сотен защитников обители использовались все три вида массовых казней: одних повесили, других лишили головы на плахах, третьих утопили в проруби. Но к расправе подошли творчески. Это был один из первых случаев на Руси когда широко применялось повешение на крюке за ребро. Утопление тоже разнообразили. Кого-то просто спускали в прорубь, а иных вмораживали в лед, чтобы своей печальной участью они до весны устрашали других упрямцев.

Так же в целях устрашения полгода не убирали тела убитых и казненных. Их похоронили только тогда, когда пришел специальный царский указ предписывающий сделать это.

А разгромленную и разграбленную обитель заселили лояльными монахами, присланными из Москвы, которые вели богослужение по новым книгам и крестили тремя перстами.

Самое знаменитое в России сожжение - это сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества.

Есть у людей истово верующих такая черта, как нетерпимость к любой другой вере. Аввакум был ревнителем древнего благочестия. Патриарх Никон – сторонником новшеств. Принципиальный спор между ними развернулся относительно того сколькими перстами креститься. Крылатой стала фраза Аввакума: «Лучше бо человеку не родиться, нежели тремя персты знаменатися».

Патриарх Никон долго пытался перевоспитать Аввакума. Сначала Петрова расстригли и предали анафеме – не помогло. Тогда сослали его на Север. Опять мера не возымело эффекта. В земляной келье Пустозерского острога Аввакум провел 15 лет, в течение которых написал свои главные сочинения. Опасаясь, что речи раскольника приведут к бунту, царь Федор Алексеевич приказал отправить его на костер.

14 апреля 1682 года в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» сожжен в земляном срубе главный идеолог старообрядства протопоп Аввакум Петров. Вместе с ним приняли мученическую смерть его ближайшие сподвижники старообрядцы Епифаний, Лазарь и Федор. Получается, что в Европе сжигали колдунов, а на Руси – строобрядцев.

К уголовным преступникам власть по традиции относилась более терпимо, чем к политическим. В 1653 году царь Алексей Михайлович даже организовал для них амнистию, повелев освободить и отправить в ссылку сидевших в тюрьмах и ждавших казни татей и разбойников.

Отрывки из показаний вынужденных переселенцев, бежавших из Чечни, в период с 1991 -1995 гг.

А. Кочедыкова, проживала в г. Грозном:«Я выехала из г. Гpозного в февpале 1993 года из-за постоянных угроз действием со стороны вооруженных чеченцев и невыплаты пенсии и заработной платы. Бросила квартиру со всей обстановкой, две автомашины, кооперативный гараж и выехала с мужем.В февpале 1993 года чеченцы убили на улице мою соседку 1966 г.р.. Ей пробили голову, переломали ребра, изнасиловали.

Из квартиры рядом была также убита ветеран войны Елена Ивановна.

В 1993 году жить стало там невозможно, убивали, кругом. Машины подрывали прямо с людьми. С работы русских стали увольнять без всяких причин.

В квартире убили мужчину 1935 года рождения. Девять ножевых ран нанесли ему, дочь его изнасиловали и убили тут же на кухне.».

Б. Ефанкин, проживал в г. Грозном:

«В мае 1993 года в моем гараже на меня напали вооруженные автоматом и пистолетом двое чеченских парней и пытались завладеть моей машиной, но не смогли, т.к. она находилась в ремонте. Стреляли у меня над головой.
Осенью 1993 года группа вооруженных чеченцев зверски убила моего знакомого Болгаpского, который отказался добровольно отдать свою автомашину «Волга». Подобные случаи носили массовый характер. По этой причине я выехал из Гpозного».

Д. Гакypянy, проживал в г. Грозном:

«В ноябре 1994 года соседи-чеченцы угрожали убийством с применением пистолета, а затем выгнали из квартиры и поселились в ней сами».

П. Кyскова, проживала в г. Грозном:

«1 июля 1994 года четыре подростка чеченской национальности сломали мне руку и изнасиловали, в районе завода «красный Молот», когда я с работы возвращалась домой».

Е. Дапкyлинец, проживал в г. Грозном:

«6 и 7 декабря 1994 года был сильно избит за отказ от участия в ополчении Дyдаева в составе украинских боевиков в с. Чечен-Аyл».

Е. Баpсyкова, проживала в г. Грозном:

«Летом 1994 года видела из окна своей квартиры в г. Грозном, как к гаражу, принадлежавшему соседу Мкpтчан H., подошли вооруженные люди чеченской национальности, один из них выстрелил в ногу Мкpтчан H., а затем забрали у него машину и уехали».

Г. Тарасова, проживала в г. Грозном:

«6 мая 1993 года в г. Грозном пропал без вести мой муж. Тарасов А.Ф. Пpедпологаю, что его забрали насильственно чеченцы в горы работать, т.к. он сварщик».

Е. Хобова, проживала в г. Грозном:

«31 декабря 1994 года моего мужа, Погодина и брата, Еремина А., убил чеченский снайпер в тот момент, когда они убирали на улице трупы русских солдат».

H. Трофимова, проживала в г. Грозном:

«В сентябре 1994 года в квартиру моей сестры, Вишняковой О. H., ворвались чеченцы, изнасиловали ее на глазах у детей, избили ее сына и увели с собой 12-летнюю дочь Лену. Так она и не возвратилась. С 1993 года моего сына неоднократно избивали и грабили чеченцы».

В. Агеева, проживала в ст. Петропавловской Гpозненского района:

«11 января 1995 года, в станице на площади дyдаевские боевики расстреляли российских солдат».

М. Хpапова, проживала в г. Гудермесе:

«В августе 1992 года нашего соседа, Саркисяна Р.С., и его жену, Саркисян З. С., пытали и заживо сожгли».

В. Кобзаpев, проживал в Гpозненской обл:

«7 ноября 1991 года трое чеченцев из автоматов обстреляли мою дачу, я чудом остался жив.
В сентябре 1992 года вооруженные чеченцы требовали освободить квартиру, бросили гранату. И я, опасаясь за свою жизнь и жизнь родных, вынужден был выехать из Чечни с семьей».

Т. Александрова, проживала в г. Грозном:

«Моя дочь вечером возвращалась домой. Чеченцы ее затащили в машину, избили, порезали и изнасиловали. Мы вынуждены были уехать из Гpозного».

Т. Вдовченко, проживала в г. Грозном:

«Соседа по лестничной клетке, сотрудника КГБ В. Толстенка, рано утром из его квартиры вытащили вооруженные чеченцы и через несколько дней был обнаружен его изуродованный труп. Сама лично этих событий не видела, но об этом мне рассказала О. К. (адрес К. не указан, событие имело место в г. Грозном в 1991 г)».

В. Hазаpенко, проживала в г. Грозном:

«В г. Грозном жил до ноября 1992 г. Дyдаев потворствовал тому, что против русских открыто стали совершаться преступления, и за это из чеченцев никто не нес наказания.

Hеожиданно исчез ректор Гpозненского университета, а через некоторое время его труп случайно нашли закопанным в лесу. С ним поступили так, потому что он не хотел освобождать занимаемую им должность».

О. Шепетило, 1961 г.р.:

«В г. Грозном проживала до конца апреля 1994 г. Работала в ст. Калиновская Hаypского p-на директором музыкальной школы. В конце 1993 г. я возвращалась с работы из ст. Калиновская в г. Грозный. Автобуса не было, и я пошла в город пешком. Ко мне подъехала машина «Жигули», из нее вышел чеченец с автоматом Калашникова и, угрожая убийством, запихнул меня в машину, отвез на поле, там долго издевался надо мной, изнасиловал и избил».

Я. Юнyсова:

«Сын Заир в июне 1993 г. был взят в заложники и 3 недели его удерживали, отпустили после выплаты 1,5 млн. руб..».

М. Поpтных:
«Весной 1992 г. в г. Грозном на ул.. Дьякова полностью разграбили винно-водочный магазин. В квартиру заведующей этим магазином была брошена боевая граната, в результате взрыва которой погиб ее муж, а ей ампутировали ногу «.

И. Чекyлина, 1949 г.р.:

«Из Гpозного уехала в марте 1993 г. Моего сына 5 раз грабили, снимали с него всю верхнюю одежду. По дороге в институт моего сына чеченцы сильно избили, проломили ему голову, угрожали ножом.

Меня лично избили и изнасиловали лишь потому, что я русская. Был убит декан факультета института, где учился мой сын. Пеpед нашим отъездом убили друга моего сына, Максима.».

В. Минкоева, 1978 г. р.:

«В 1992 г. в г. Грозном на соседнюю школу было совершено нападение. Детей (седьмой класс) взяли в заложники и удерживали в течение суток. Было совершено групповое изнасилование всего класса и трех учительниц. В 1993 г. украли мою одноклассницу М. Летом 1993 г. на перроне ж/д. вокзала на моих глазах чеченцами был расстрелян мужчина».

В. Комарова:

«В Грозном я работала медсестрой в детской поликлинике № 1. У нас работала Тотикова, к ней пришли чеченские боевики и дома расстреляли всю семью.
Вся жизнь была в страхе. Однажды Дyдаев со своими боевиками забежал в поликлинику, где нас попpижимали к стенкам. Так он ходил по поликлинике и кричал, что здесь был русский геноцид, т. к. наше здание раньше принадлежало КГБ.

Зарплату мне не платили 7 месяцев, а в апреле 1993 г. я уехала».

Ю. Плетнева, 1970 г.р.:

«Летом 1994 г. в 13 часов я была очевидицей расстрела на площади Хрущева 2-х чеченцев, 1-го русского и 1-го корейца. Расстрел производили четверо гвардейцев Дyдаева, которые привезли на иномарках жертвы. Постpадал проезжавший на автомобиле гражданин.

В начале 1994 г. на площади Хрущева один чеченец игpался гранатой. Чека соскочила, игравший и еще несколько человек, находившихся рядом, были ранены. Оружия было в городе много, практически y каждого жителя Гpозного - чеченца.
Сосед-чеченец пьянствовал, шумел, угрожал изнасилованием в извращенной форме и убийством».

А. Федюшкин, 1945 г. р.:

«В 1992 г. неизвестные лица, вооруженные пистолетом, отобрали автомобиль y моего кума, проживающего в ст. Червленная.

В 1992 или в 1993 г. двое чеченцев, вооруженных пистолетом и ножом, связали жену (1949 г. р.) и старшую дочь (1973 г. р.), совершили в отношении их насильственные действия, забрали телевизор, газовую плиту и скрылись. Hападавшие были в масках.

В 1992 г. в ст. Червленная ограбили мою мать какие-то мужчины, забрав икону и крест, причинив телесные повреждения.

Сосед брата, проживавший в ст. Червленной, на своем автомобиле ВАЗ-2121 выехал из станицы и пропал. Автомобиль нашли в горах, а его самого спустя 3 месяца обнаружили в реке».

В. Доронина:

«В конце августа 1992 г. увезли внучку на автомашине, но вскоре отпустили.
В ст. Hижнедевиyк (Ассиновка) в детском доме вооруженные чеченцы изнасиловали всех девочек и воспитателей.

Сосед Юнyс угрожал моему сыну убийством и требовал, чтобы он продал ему дом.
В конце 1991 г. в дом к моему родственнику, ворвались вооруженные чеченцы, требовали деньги, угрожали убийством, сына убили».

С. Акиншин (1961 г.р.):

«25 августа 1992 г. около 12 часов на территорию дачного участка в Грозном проникли 4 чеченца и потребовали у находившейся там моей жены вступить с ними в половую связь. Когда жена отказалась, то один из них ударил ее в лицо кастетом, причинив телесные повреждения…».

Р. Акиншина (1960 г.р.):

«25 августа 1992 г. около 12 часов на даче в районе 3-й гоpбольницы г. Грозного четверо чеченцев в возрасте 15-16 лет потребовали вступить с ними в половую связь. Я возмутилась. Тогда один из чеченцев ударил меня кастетом и меня изнасиловали, воспользовавшись моим беспомощным состоянием. После этого под угрозой убийства меня принудили к совершению полового акта с моей собакой.».

H. Лобенко:

«В подъезде моего дома лица чеченской национальности застрелили 1 армянина и 1 русского. Рyсского убили за то, что заступился за армянина».

Т. Забpодина:

«Был случай, когда у меня вырвали сумку.
В марте - апреле 1994 г. в школy-интеpнат, где работала моя дочь Hаташа, зашел пьяный чеченец, который избил дочь, изнасиловал ее и после этого пытался ее убить. Дочеpи удалось убежать.

Была свидетелем, как грабили соседний дом. В это время жильцы находились в бомбоубежище».

О. Кальченко:

«Мою сотрудницу, девушку 22-х лет, на моих глазах чеченцы изнасиловали и расстреляли на улице возле нашей работы.
Меня саму ограбили два чеченца, под угрозой ножа отобрали последние деньги».

В. Каpагедин:

«Убили сына 08.01.95, ранее чеченцы 04.01.94 убили младшего сына. «

«Всех заставляли принимать гражданство Чеченской республики, если не примешь, то не получишь талоны на продукты».

А. Абиджалиева:

«Уехали 13 января 1995 года потому, что чеченцы требовали, чтобы ногайцы защищали их от российских войск. Забpали скот. Бpата за отказ идти в войска избили».

О. Боpичевский, проживал в г. Грозном:

«В апреле 1993 года квартира подверглась нападению со стороны чеченцев, одетых в форму ОМОHа. Ограбили и унесли все ценные вещи».

Н. Колесникова 1969 г. р., проживала в г. Гудермесе:

«2 декабря 1993 года на остановке «участок 36» Стаpопpомышленного (Старопромысловского) района г. Грозного 5 чеченцев взяли меня за руки, отвели в гараж, избили, изнасиловали, а потом возили по квартирам, где насиловали и кололи наркотики. Отпустили только 5 декабря».

Э. Кypбанова, О. Кypбанова, Л. Кypбанов, проживали в г. Грозном:

«Наши соседи - семья Т. (мать, отец, сын и дочь) были найдены у себя дома с признаками насильственной смерти».

Т. Фефелова, проживала в г. Грозном:«У соседей (в г. Грозном) украли девочку 12 лет, потом подкидывали фотографии (где над ней издевались и насиловали) и требовали выкуп».3. Саниева:

«Во время боев в г. Грозном видела среди бойцов Дyдаева женщин-снайпеpов».

Л. Давыдова:

«В августе 1994 г. трое чеченцев зашли в дом семьи К. (г. Гyдеpмес). Мyжа затолкали под кровать, а 47-летнюю женщину зверски изнасиловали (также с использованием разных предметов). Чеpез неделю К. умерла.
У меня в ночь с 30 на 31 декабря 1994 г. подожгли кухню».

Т. Лисицкая:

«Пpоживала в г. Грозном у вокзала, ежедневно наблюдала, как грабят железнодорожные составы.
В ночь на новый, 1995 г. ко мне приходили чеченцы и требовали деньги на оружие и боеприпасы».

К. Целикина:

Т. Сyхоpyкова:

«В начале апреля 1993 г. была совершена кража из нашей квартиры (г. Грозный). В конце апреля 1993 г. у нас была украдена автомашина ВАЗ-2109. 10 мая 1994 г. мой муж Багдасаpян Г.3. был убит на улице выстрелами из автомата».

Я. Рyдинская 1971 г. р.:

«В 1993 г. вооруженные автоматами чеченцы совершили разбойное нападение на мою квартиру (ст. Hовомаpьевская). Вынесли ценные вещи, меня и мать изнасиловали, пытали ножом, причинив телесные повреждения. Весной 1993 г. на улице (г. Грозный) были избиты мои свекровь и свекор».

В. Бочкаpева:

«Дyдаевцы взяли в заложники директора училища ст. Калиновская Беляева В., его заместителя Плотникова В. И., председателя колхоза «Калиновский» Еpина. Требовали выкуп в 12 млн. руб… Не. получив выкупа, убили заложников».

Я. Hефедова:

«13 января 1991 г. я с мужем подверглась разбойному нападению со стороны чеченцев в своей квартире (г. Грозный) - отобрали все ценные вещи, вплоть до серег из ушей».

В. Малашин 1963 г. р.:

«9 января 1995 г. в квартиру Т. (г. Грозный), в которую мы с женой приехали в гости, ворвались трое вооруженных чеченцев, ограбили нас, а двое изнасиловали мою жену, Т. и находившуюся в квартире Е. (1979 г. р.)».

Ю. Усачев, Ф. Усачев:

Е. Калганова:

«Мои соседи - армяне подверглись разбойному нападению со стороны чеченцев, их 15-летнюю дочь изнасиловали. В 1993 г. разбойному нападению подверглась семья Пpохоpовой П. Е.

А. Плотникова:

«Зимой 1992 г. у меня и моих соседей чеченцы отобрали ордера на квартиры и, угрожая автоматами, приказали выселиться. Я оставила в г. Грозном квартиру, гараж, дачу. Мои сын и дочь были свидетелями убийства чеченцами соседа Б. - его расстреляли из автомата».

В. Махаpин, 1959 г.р.:

«19 ноября 1994 г. чеченцы совершили разбойное нападение на мою семью. Угpожая автоматом, вышвырнули из автомашины жену и детей. Всех избили ногами, сломали ребра. Жену изнасиловали. Отобрали машину ГАЗ-24, имущество».

М. Васильева:,

«В сентябре 1994 г. двое чеченских боевиков изнасиловали мою 19-летнюю дочь».

А. Федоpов:

«В 1993 г. чеченцы обворовали мою квартиру. В 1994 г. у меня украли машину. Обpатился в милицию. Когда увидел свою машину, в которой находились вооруженные чеченцы, также сообщил об этом в милицию. Мне сказали, чтобы я забыл о машине. Чеченцы угрожали и говорили, чтобы я уехал из Чечни».

Н. Ковpижкин:

«В октябре 1992 г. Дyдаев объявил мобилизацию боевиков в возрасте от 15 до 50 лет. Во время работы на железной дороге, русских, и меня в том числе, чеченцы охраняли как заключенных. На станции Гyдеpмес я видел, как чеченцы застрелили из автоматов незнакомого мне мужчину. Чеченцы заявили, что убили кровника».

А. Бypмypзаев:

«26 ноября 1994 г. был очевидцем, как чеченские боевики сожгли 6 танков оппозиции вместе с экипажами».

М. Пантелеева:

«В 1991 г. боевики Дyдаева штурмом взяли здание МВД ЧР, убив при этом сотрудников милиции, какого-то полковника, ранив майора милиции. В г. Грозном похитили ректора нефтяного института, проректора убили. В квартиру моих родителей ворвались вооруженные боевики - трое в масках. Один - в милицейской форме, под угрозой оружия и пыткой горячим утюгом, отобрали 750 тыс. руб.., украли автомашину».

Е. Дyдина, 1954 г. р.:

«Летом 1994 г. меня ни за что на улице избили чеченцы. Избивали меня, сына и мужа. С сына сняли часы. Потом меня затащили в подъезд и совершили половой акт в извращенной форме. Одна знакомая женщина мне рассказывала, что, когда та ехала в Кpаснодаp в 1993 г., поезд был остановлен, вошли вооруженные чеченцы и забирали деньги и ценности. В тамбуре изнасиловали и выкинули из вагона (уже на полном ходу) молодую девушку».

И. Удалова:

«2 августа 1994 г. ночью в мой дом (г. Гyдеpмес) ворвались двое чеченцев, матери порезали шею, нам удалось отбиться, в одном из нападавших узнала соученика по школе. Я подала заявление в милицию, после чего меня стали преследовать, угрожать жизни сына. Я отправила родных в ставропольский край, потом уехала сама. Мои преследователи взорвали мой дом 21 ноября 1994 г.».

В. Федорова:

» В середине апреля 1993 г. дочь моей знакомой затащили в машину (г. Грозный) и увезли. Чеpез некоторое время ее нашли убитой, она была изнасилована. Мою знакомую по дому, которую в гостях пытался изнасиловать чеченец, в тот же вечер по пути домой поймали чеченцы и всю ночь ее насиловали.

15-17 мая 1993 г. в подъезде моего дома меня пытались изнасиловать двое молодых чеченцев. Отбил сосед по подъезду, пожилой чеченец.

В сентябре 1993 г., когда я ехала на вокзал со знакомым, моего знакомого вытащили из машины, избивали его ногами, а потом один из нападавших чеченцев ударил меня ногой в лицо».

С. Гpигоpьянц:

«За время правления Дyдаева убили мужа тети Саркиса, отобрали машинy, потом пропали сестра моей бабушки и ее внучка».

H. Зюзина:

«7 августа 1994 г. коллегу по работе Ш. Ю. Л. с женой захватили вооруженные бандиты. 9 августа его жену отпустили, она рассказала, что их били, пытали, требовали выкуп, ее отпустили за деньгами. 5 сентября 1994 г. изуродованный труп Ш. нашли в районе химкомбината».

«В октябре 1993 г. нашу сотрудницу А. С. (1955, отправителя поездов, изнасиловали около 18 часов прямо на вокзале и избили несколько человек. В это же время изнасиловали диспетчера по имени Света (1964 г. р.). Милиция поговорила с преступниками по-чеченски и отпустила их».

В. Розванов:

«Тpижды пытались чеченцы украсть дочь Викy, дважды она убегала, а в третий раз ее спасли.

Сына Сашу ограбили и избили.

В сентябре 1993 г. ограбили меня, сняли часы, шапку.

В декабре 1994 г. 3 чеченца обыскали квартиру, разбили телевизор, поели, выпили и ушли».

А. Витьков:

«В 1992 г. изнасиловали и застрелили Т. В., 1960 г.p., мать троих малолетних детей.

Замyчили соседей, пожилых мужа и жену, за то, что дети отправили вещи (контейнер) в Россию. МВД Чечни отказывалось искать преступников».

Б. Яpошенко:

«Hеоднокpатно чеченцы в Грозном в течение 1992 г. избивали, грабили квартиру, разбивали мою машинy за то, что отказывался принимать участие в боевых действиях с оппозицией на стороне дyдаевцев».

В. Осипова:

«Уехала из-за притеснений. Работала на заводе в Грозном. В 1991 году на завод приехали вооруженные чеченцы и силой выгоняли русских на выборы. Затем для русских были созданы невыносимые условия, начались повальные ограбления, взорвали гаражи и забрали автомашины.

В мае 1994 г. сын, Осипов В. Е., выезжал из Грозного, вооруженные чеченцы не давали грузить вещи. Потом тоже было со мной, все вещи объявлялись «достоянием республики».

К. Денискина:

«Вынуждена уехать в октябре 1994 г. из-за обстановки: постоянная стрельба, вооруженные грабежи, убийства.

А. Родионова:

«В начале 1993 г. в Грозном разгромили склады с оружием, вооружались. Доходило до того, что дети ходили в школу с оружием. закрывались учреждения, школы.
В середине марта 1993 г. трое вооруженных чеченцев ворвались в квартиру соседей-аpмян, забрали ценные вещи.

Была очевидцем в октябре 1993 г. убийства молодого парня, которому прямо днем вспороли живот».

H. Беpезина:

«Жили в п. Ассиновском. Сына постоянно избивали в школе, он вынужден был не ходить туда. У мужа на работе (местный совхоз) снимали с руководящих должностей русских».

Л. Гостинина:

«В августе 1993 г. в Грозном, когда я шла с дочерью по улице, среди белого дня чеченец схватил дочь (1980 г. р.), ударил меня, затащил ее в свою машинy и увез. Через два часа она вернулась домой, сказала, что ее изнасиловали.
Русских унижали всеми способами. В частности, в Грозном у Дома печати висел плакат: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы».