Многие люди ежедневно в своей речи допускают оплошности и даже не подозревают, что выглядят нелепо. Пришло время исправить ситуацию, поэтому вашему вниманию самые распространенные речевые ошибки.

Великий и могучий русский язык изучают в школах и в других учебных заведениях, но все равно есть огромное количество людей, которые допускают ошибки в самых простых и банальных словах. Хватит быть невеждой, пора исправляться! Учимся правильно говорить.

1. Как говорят: звОнит

Правильно – звонИт. Очень распространенная ошибка, которая слышится повсеместно. Выработайте у себя полезную привычку ставить ударение правильно и научите других.

2. Как говорят: ложить


Правильно – положить или класть. У грамотных людей просто уши заворачиваются в трубочку, когда они слышат фразу «ложить кирпич» и тому подобное. Глагол совершенного вида «положить» никогда не используется без приставки.

3. Как говорят: одеть/надеть


Правильно – надевают что-то, а одевают кого-то. Если посмотреть на картинку, то объяснение более понятно. Ошибка очень распространенная, так, можно услышать фразу – «одеваю джинсы» и так далее.

4. Как говорят: сколько время?


Правильно – сколько времени? Не расстраивайте людей и задавайте этот вопрос правильно. Есть еще один вариант, как можно задавать этот вопрос: который час?

5. Как говорят: день рождение


Правильно – день рождения. Для проверки следует использовать вопрос – день чего? Во время поздравлений можно услышать и такие варианты – «с днем рождением» или «с днем рожденья». Все это неправильно. Если пишете кому-то поздравление, не нужно каждое слово начинать с заглавной буквы, это неправильно, странно и не повышает значимости написанного текста.

6. Как говорят: ихний


Правильно – их. Просторечие нынче распространено, но если вы хотите быть культурным человеком, то не используйте подобные формы. Чтобы искоренить такую вредную привычку, в качестве насмешки даже было придумано сравнение этого слова с химическим элементом.

7. Как говорят: займи денег


Правильно – одолжи денег. Не совершайте ошибок в управлении глаголами. Помните, что слово «занять» используется в контексте «у кого?», а не «кому?».

8. Как говорят: компания/кампания


Правильно – нужно знать, какое слово, где употреблять, поскольку в написании разница только в одной букве, а значения совершенно отличаются. Компания – группа людей, которые находятся вместе, или какое-то предприятие. Кампания – военные действия или мероприятия для реализации общественно-политической или хозяйственной задачи. Чтобы запомнить разницу, выучите простую фразу – «компания решила провести кампанию».

9. Как говорят: экспрессо


Правильно – эспрессо. Баристы в разных заведениях каждый день десятки раз слышат в заказе это пресловутое «экспрессо», но мало кто из клиентов при этом хочет получить не чашечку вкусного кофе, а поезд.

10. Как говорят: латтЕ


Многие делают ошибку и в слове латте, делая ударение на последний слог, а правильно – на первый: лАтте.

11. Как говорят: еденица


Правильно – единица. Даже такое простое слово многие используют неправильно. Используйте для себя проверенное слово – «единый».

12. Как говорят: вообщем


Правильно – в общем/вообще. Не стоит соединять эти два слова и получать бред. Помните, что это разные слова и смысл у них отличается.

Правильная речь, как волшебная палочка, имеет почти магическое действие. Аудитории ее хочется слУшать и слЫшать, для выступающего - это путь к успеху в карьере, понимание в семье, уверенность в кампании друзей и приятелей.

Говорить мы учимся ещё в раннем детстве, но подавать себя, выступать с речью уверенно и красиво – особое умение, обладает которым далеко не каждый. Даже люди – гении, имеющие огромный багаж знаний и опыта, научные патенты, государственные награды, не умеют блестяще выразить себя на словах и выступать на конференциях. Многим взрослым людям бывает сложно высказать свои мысли, чувства, сформулировать сюжет прочитанной книги, рассказать друзьям, что с ним случилось за день. И за сухой монотонной речью таких людей порой скрывается большой интеллект, интересная личность, яркие события.

Конечно, со временем, окружающие поймут, кто есть кто на самом деле, и оценят, не по речам, а по делам. Но может пройти не один месяц или даже год. Все же произведенное первое впечатление, или неуверенные речи на встречах производит на людей большое впечатление.

Выход есть! Свою речь нужно и можно тренировать. Мастерство говорить красиво, ораторское искусство - это приобретенный навык, который можно довести до совершенства. И чем больше практики будет, тем лучше.

Хорошая книга – источник не только знаний, но правильной русской речи.

Правильная речь - это соблюдение основных норм речи, употребление нужных грамматических форм, верная расстановка ударений в словах. В русском языке есть немало слов, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Такие элементарные ошибки в произношении как, например, алфАвит вместо алфавИт, звОнишь вместо звонИшь, ходатАйствовать вместо ходАтайствовать, нАчать вместо начАть, катАлог вместо каталОг и другие компрометируют речь говорящего.

Совет от Твоей сцены: Пусть Вашими верным спутникоми станут различные словари и просто хорошие книги со смыслом, которые помогут не только правильно употреблять слова, расставлять ударение, но ещё и расширить словарный запас.

Четкая дикция облегчает коммуникацию и понимание

Отработанная дикция говорящего – одна из основ красивой и правильной речи. Если слова и отдельные звуки вы произносите нечетко, на это могут закрыть глаза ваши родные и друзья, но выступление перед незнакомой аудиторией данные недостатки значительно усложнят.

Самые распространенные ошибки в произношении:

  • гласных и согласных,
  • безударных гласных,
  • согласных на стыке,в середине и в конце слов,
  • мягких согласных,
  • утрата гласных звуков,
  • съедание согласных звуков, особенно у начинающих ораторов.

Композиция, хронология, логика выступления

Третьей значимой составляющей грамотной речи является - правильное построение рассказа, соблюдение хронологии и логики повествования:

Вступление - Основная часть - Заключение

Например, считается, что слушатели лучше всего запоминают то, что произносится в конце. Обдумывая план будущей речи, опытный оратор вначале произносит тезис, в ходе рассказа добавляют детали, а в заключении основную, самую главную мысль повторяет еще раз.

Совет от Твоей сцены: Выступайте, стараясь не отходить от плана. Если в ходе рассказа резко переходить от одной мысли к другой, давать много дополнительной информации, уходя от главной мысли, слушатели быстро теряют интерес и нить повествования.

Интонация, обертона, модуляция и прочие волшебные голосовые штучки

Открытое общение: смотрим в глаза аудитории, следим за своими мимикой и жестами

  • Во время своего выступления очень важно, следить за собственной мимикой и жестами, говорить открыто, смотреть другим людям в глаза. Это будет показателем, что вы доверяете аудитории, и благодарные слушатели - откликнутся.
  • Излишняя жестикуляция и бегающий взгляд отвлекают внимание от темы выступления, приковывая его к неумелым движениям рассказчика.

Совет от Твоей сцены: Обычно волнение не даёт сосредоточиться на главном и добавляет речи неуверенности, а движениям – угловатости и неуклюжести. Но волнение не является приговором! Во время публичного выступления переживать вполне естественно, важно научиться себя контролировать, например при помощи упражнений на расслабление мышц, правильном дыхании.

Большой труд и знание своего материал – залог успеха!

  • Часто причиной провального выступления становится плохое знание материала, а не только его слабая подача.
  • Желательно знать по теме выступления в 10 раз больше, чем хотите сказать. Это позволит Вам ответить на возникшие вопросы, или чуть изменить тему выступления, если вы чувсвтвуте спад интереса или даже негативную реакцию собравшихся.

Совет от Твоей сцены: Всегда говорите о том, что Вы действительно знаете.

Научиться основам ораторского мастерства, начать выступать перед доброжелательной публикой, попрактиковаться в искусстве управления своим волнением вы сможете на

Итак:

1. Найки



Название бренда происходит от имени богини победы Ники и в оригинале звучит «Найки».

Именно так его произносят в Соединенных Штатах.

Однако незнание данного факта с одной стороны, и правила чтения английского слова «nike» с другой стороны, привели к широкому распространению в Европе в целом и в России в частности неправильной транскрипции «Найк».

Неправильное в сущности название не только прижилось и закрепилось, но и используется в названии официального представителя компании в России.

2. Ламборгини

Итальянский производитель дорогих спортивных автомобилей называется «Ламборгини».

Согласно правилам чтения в итальянском языке, если после «g» стоит «h», то оно читается как «Г». Однако в России настолько распространено неверное произношение «Ламборджини», что даже система автопоиска Google выдает именно его.

Но если сказать Lamborghini привычным способом итальянцу, на вас посмотрят как на идиота, нанесшего серьезное оскорбление.

3. Гарньер


Раньше марка Garnier озвучивала себя по-русски как Гарнье (знак зарегистрирован в России с 1991 года) - в традиции французских марок типа Перье (Perrier) или Курвуазье (Courvoisier).

Позднее по результатам проведенных фокус групп марка отказалась от верного произношения и заменила транскрипцию на транслитерацию - полагая, что покупательницам так легче прочесть ее название.

Косметическое переименование, несмотря на медийные веса, пока не помогло: сетевой народ продолжает писать название и на старый манер, и даже полной транслитерацией: гарнье, гарньер, гарниер и даже гаранье.

Тон метаниям задает сама марка, употребляя на русском сайте три варианта нейма в одном предложении: «История марки Гарньер началась в 1904 году, когда Альфред Амур Гарнье - парикмахер, парфюмер и галантерейщик города Блуа - выпустил свой первый продукт, лосьон для волос Garnier».

А в суббрендовом нейминге вообще без Карла и Клары не разобраться: Колор Нэчралз, Дусёр Блонд Гарнье, Гарньер Бэль Колор…

4. Хёндэ




В переводе с корейского «Hyundai» означает «современность». Правильная русская транслитерация этого слова - «хёндэ» с ударением на последний слог.

В народе же корейского автопроизводителя именуют и «Хёндай», и «Хюндай», и даже «Хундай». Подобные сложности с прочтением Hyundai встречаются и в других странах.

Обратите внимание, что под американцев бренднейм слегка адаптировали.

Аналогичная путаница возникает и при произношении названий некоторых моделей автомобилей Hyundai.

Так, внедорожник Hyundai Tucson чаще всего называют Тусан, Туксан, Туксон, Таксон. А на самом деле Hyundai Tucson назван в честь североамериканского города в штате Аризона и правильно произносится как Туссан.

5. Порше



Произносится «Порше» с ударением на первый слог по имени основателя компании Фердинанда Порше.

Россияне либо путают ударный слог, либо теряют окончание, задаваясь вопросом, почему же тогда не читается конечная «e» в названии люксового внедорожника Cayenne (Порше Кайенн).

Интересная ситуация с произношением названия бренда ASUS (Aсус) в Соединенных штатах. Из уст американцев ASUS становится похож на не совсем приличное «asses».

6. Бэ-Эм-Вэ



Некоторые борцы за правильное называние всего и вся уверяют, что нужно говорить «Би-Эм-Дабл-Ю».

Не нужно - потому что «Бэ-Эм-Вэ» - это абсолютно адекватное произношение для BMW, немецкого автомобилестроителя, чье название, как известно, произошло, сократившись от Bayerische Motoren Werke. В немецком языке буквы, вошедшие в бренднейм, называются именно так, и W - это «Вэ».

7. Хеннесси


Еще одна история про любителей «аутентичности»: коньяк Hennessy во Франции называют «Энси», и поэтому мнение на тему «Нам тоже нужно называть этот коньяк правильно» становится слышно все чаще. Но в действительности правильно так, как мы привыкли - «Хеннесси».

И связано это не с правилами французского произношения, а с фамилией основателя коньячного дома. Ричард Хеннесси был ирландцем.

8. Моэт э Шандо



Вопреки распространенному в России мнению, в имени всемирно известной марки шампанских вин при произнесении убирается не «т» в слове Moёt, а «н» в слове Chandon.

Союз «и», представленный в имени амперсандом, читается, как и положено по-французски, «э».

9. Таг Хойер




Не «хауэр», не «ауэр» и даже не «ёр» (есть и такие смелые предложения).

Часовое производство Heuer было основано в Швейцарии в 1860 году швейцарцем Эдуардом Хойером. Приставка TAG появилась у фамилии только в 1985 году, она означает Techniques d’Avant Garde, «техника авангарда».

Сама же аббревиатура - имя компании, которая владела часовым брендом на протяжении 14 лет, пока его не перекупил концерн LVMH.

10. Левис или Ливайз




Тщательные исследования выявили, что оба варианта уже давно и прочно вошли в общее употребление, и даже в США бытуют оба варианта. Люди продолжают интересоваться, спорить, доказывать, но вся доказательная база в этом случае сводится к двум моментам: носители английского языка чаще всего говорят Ливайз, потому что по правилам английского имя Levi читается как «Ливай».

Но создателя первых джинс звали Леви. Леви Штраусс был немецким евреем, при рождении получившим имя Loeb. В 18 лет он переехал из родной Баварии в Сан-Франциско, и его имя для удобства произнесения в Штатах превратилось в Леви. И если следовать грамматике английского языка, то правильней «Левис».

11. Эрмэс




Название люксового французского бренда произошло не столько от имени древнегреческого бога Гермеса, сколько от фамилии основателя.

Модный дом был создан Тьерри Эрмэсом в 1837 году. И поэтому правильней говорить не «гермес» и не «эрмэ», а «эрмэс» с ударением на последний слог.

Или «эрмэз», если ближе к английскому произношению. Кроме того, акцент над E во втором слоге предполагает прочтение буквы S на конце слова.

12. Мицубиси



Российское представительство японского автомобилестроителя Mitsubishi в своей последней кампании сделало акцент на варианте «Митсубиши».

Предпоследний звук в японском языке в действительности читается как нечто среднее между «с» и «ш», но ближе к «с», чем к «ш», поэтому подавляющее большинство японистов и переводчиков с японского языка продолжают настаивать на «Мицубиси».

И их подбрасывает от слова «суши» - там ровно тот же звук, а следовательно «суси». На этом месте подбрасывать начинает уже не японистов, а простых любителей риса и рыбы.

Та же самая принятая в 1930 году и до сих пор не отвергнутая система Поливанова довольно четко высказывается по поводу «ц» и «тс». «Тс» - это простая калька с английского языка, в алфавите которого просто нет знака для обозначения звука «ц».

А у нас есть, и поэтому правильно «Мицубиси». Следовательно вариант российского офиса дважды вызывает недоумение.

13. Зирокс




Удивительно, но на самом деле «зирокс», а не «ксерокс». В Штатах начальную букву «X» всегда читают как «З». «Зена - королева воинов» тоже, кстати, пишется «Xena».

Но в России с самого первого копировального аппарата Xerox называли именно ксероксом, и сейчас никто уже не поймет, о чем идет речь, если услышит «зирокс».

14. Дискуаэд




Dsquared - это название, которое не так-то просто прочитать, если видишь его впервые. А воспроизвести русскими буквами его правильное произношение и вовсе невозможно.

И тем не менее, российская молодежь отлично знает, что Dsquared по-русски произносится, как «Дискваер» или «Дискверд». Может, и не совсем правильно, но так уж повелось.

15. Лёвенброй



Löwenbräu (нем. Львиная пивоварня, произносится Лёвенброй, в России часто неправильно произносится как Ловенбрау) - немецкая пивоваренная компания, расположенная в Мюнхене.

16. Кларанс\


Самая распространенная версия это - «Кларинс» или «Кларин». Но ни тот, ни другой вариант не верны. «Клара(н)с» - самый верный из всех возможных вариантов.

Правда вторая «а» носовая ее нет в русском языке. Марка французская, по правилам чтения французского языка -rins читается как -r/\ns.

17. Булгари




С этим словом проблем практически нет, но есть два «но» - ударение и странная V вместо гласной.

Бренд итальянский, поэтому произносится «БулгАри», а не как многие произносят «БУлгари» или «БулгарИ».

А необычное начертание буквы «u» в логотипе всемирно известной ювелирной марки объясняется происхождением.

Итальянскую компанию основал грек, Сотириос Вулгарис, а на новогреческом его фамилия писалась именно так - Bvlgaris.

От последней буквы отказались сразу же, чтобы придать названию более итальянское звучание.

18. Самсон




Samsung в России произносят, как «Самсунг», но более правильно «САмсон», с ударением на первом слоге, что в переводе означает «три звезды».

19. Лонж’ин




Так как слово пришло с французского, то правильно говорить «лонж’ин», смягчая звук «ж».

20. Гленфиддих




В России этот бренд шотландского виски чаще всего называют Гленфиддич или Гленфиддик, хотя, как уверяет производитель, более правильным вариантом считается тот, что со звуком «х» на конце.

Не Адмэ, не Адме и не Адми. Эдми. С ударением на первый слог - по аналогии с hold me, thrill me, kiss me, kill me. Но мы не обижаемся ни на один из ваших вариантов;)

Также:

Burberry - [бёрбери]
Tissot - [тиссо’]
Hublot - [юблО]
Moschino - [Москино]
Montblanc - [мон блан]
Dior Homme - [диОр Ом].

Homme означает «мужской, мужчина» и всегда и везде читается как [Ом].

Femme означает «женский, женщина», и всегда и везде читается как [фАм].

Соответственно, названия духов «для него» - pour homme - будет читаться [пУр Ом], а «для неё» - pour femme [пУр фАм]

Настоящих модниц не обманешь: сразу видят волшебные буковки, которые складываются в названия известных брендов. Не собьет их с толку пропущенная буква или, наоборот, лишняя - отличат подделку! А вот когда начинают они читать эти названия вслух - беда! Каких только немыслимых (в большинстве неправильных) вариантов не услышишь! Как же правильно произносить названия брендов, чтобы и выглядеть стильно, и беседу на тему моды поддержать грамотно?

Трудности возникают в первую очередь от того, что неизвестно - какой язык использовался при создании названия бренда. Французские слова невозможно переложить правильно на английский манер, и наоборот. Сначала надо узнать, на каком языке название бренда, а потом выяснять, как же правильно его произносить.

Французские известные бренды, их корректное произношение по-русски

В начале - краткий список французских всемирно известных марок, которые произносятся почти точно так, как пишутся; с ними трудности возникают редко, хотя и случаются ошибки. В скобках - русский вариант.

  • Chanel (Шанель). Ну это ж на каком необитаемом острове надо вырасти, чтобы произнести неправильно.
  • Christian Dior (Кристиан Диор). Тоже у всех на слуху, ошибка невозможна.
  • Lakoste (Лакост) - ударение на втором слоге.
  • Kenzo (Кензо) - ударение на первом слоге.
  • Naf Naf (Наф Наф) , да простят дизайнеры известного мирового бренда одежды - произносится как имя поросенка из детской сказки, запомнить легко.
  • Pinkie (Пинки). Бренд, хорошо знакомый модным мамам, которые стремятся маленьким дочкам покупать самые лучшие игрушки. Ударение на первый слог: от «пинк», розовый.
  • Paco Rabanne (Пако Рабано). Ударные слоги в первом слове первый, во втором - средний.

А теперь посложнее. На этикетках-то эти бренды сразу узнаваемы, а вот с произношением часто бывают ошибки. Далее ударение в русских вариантах будет указано перед ударным гласным звуком значком «’».

  • Lanvin (Л’онвин). Бренду больше ста лет - первый модный дом открыт в Париже аж в 1890-м. Стиль «элегантной буржуазности» знаком всем сторонницам элитной классики.
  • Pierre Cardin (Пьер Кард’эн). Пишем «Карден», произносим через «э».
  • Chloe (Кл’о(у)и). «У» едва слышен, но он присутствует. И первый звук - «к», а не «х»!
  • Givenchy (Живонш’и). «О» можно произносить как «а», оба варианта правильны.
  • Yves Saint Laurent (Ив Сэн Лор ’ан ). Обе «т» не произносим, а то позора не оберешься!
  • Guerlain (Герл’ен). Так правильно говорить название этого бренда по-русски. А вот если окажетесь в Париже и в бутике попросите показать новую линию духов, надо сказать «Галан» с таким же ударением, «Герлен» во Франции не поймут!

Английские мировые бренды одежды, обуви, аксессуаров

Англичане - признанные лидеры в выпуске демисезонной одежды и кожи, конкурируют в этом разве что с итальянцами. Несмотря на кажущуюся простоту названий модных домов, имен дизайнеров, ошибиться легко.

  • Alexander McQueen (Алекз’эндер МакКу’ин). Имя - ударение как в русском похожем имени, во втором слове ударение на последний слог. Неизвестный никому молодой человек, который свою первую коллекцию одежды делал как дипломную работу, основал модный дом, и теперь изделия под этим брендом котируются по классу «люкс». Ни в коем случае имя нельзя переделывать на русский манер!
  • Paul Smith (Пол Смит). Никаких «Паулей»! Бренд молодой, но эта одежда, аксессуары, часы, духи, нижнее белье - олицетворение высокого стиля и безупречного вкуса.
  • Burberry (Бёрбери). Само собой, «ё» ударный звук. Кто, кроме англичан, может выпускать самые классные пальто, тканевые куртки, сапожки и сумочки?

Итальянские известные бренды: правильное произношение названий

  • Moschino (Моск’ино). Франко Москино основал модный дом, который выпускает элитную одежду, парфюмерию, украшения для дома, безделушки, подаваемые ценителям дорогих вещиц как «предметы, демонстрирующие роскошь».
  • Bvlgari (Б’улгари). Ах, как смущает владелиц модных колечек и сережек этого бренда загадочная буква «v». Вместо нее произносим «у».
  • Gucci (Г’уччи). Именно так правильно надо говорить - делать акцент на два звука «ч».
  • Kinder Surprise (К’индер Сюрпр’из). Да-да, те самые шоколадные яички с подарком внутри! Не стоит демонстрировать знания английского и читать «сурпрайз», все просто - говорим русское слово «сюрприз».
  • Dolce & Gabbana (Д’ольче и Габб’ана). До недавних пор союз произносили как «энд», сейчас допустимо говорить русский вариант союза.

Названия известных американских брендов

  • Estee Lauder (Эст’э Л’оудер). По написанию напоминает французские слова, и хочется сказать «Эст’и». Но основательница известного бренда - чистой воды американка (хоть и дочь европейских эмигрантов), так что название бренда говорится с американским «уклоном».
  • Clinique (Кл"иник). «Дочка» Estee Lauder - отдельная линия косметики под этим брендом была запущена в 1968 году. Марка известна безукоризненным качеством и практически полной гипоаллергенностью.
  • Gap (Гэп). Почему этот бренд все время хотят озвучить через «а», неужели не проходили в школе на уроках английского правила закрытого слога?
  • Calvin Klein (К"эльвин Кляйн). Нижнее белье, джинсы-унисекс, украшения и духи - кто их не знает? А вот фамилию известного американца то и дело «ломают», произнося через звук «е».

Походы по модным бутикам могут не только закончиться приобретением стильных «штучек», но и обернуться экзаменом на грамотность (или на безграмотность). Настоящая lady не только одета по последней моде и в соответствии со своей внешностью - она еще безукоризненно грамотна. Великолепно, если вы разбираетесь в тонкостях моды и выбираете самые известные бренды, но и произносить их названия надо правильно.

«Он коммуникабельный человек», - такую фразу можно услышать в адрес того, кто благодаря умению искусно вести беседу завоевывает расположение окружающих. Встречали ли вы человека, который может держать внимание большой аудитории? Это отличный оратор. Как в первом, так и во втором случае речь идет о человеке, который умеет правильно говорить. Так, что это достигает сердец и умов тех, кто его слушает. Как правильно и красиво говорить так, чтобы это благотворно влияло на ваши отношения с другими людьми? Как научить этому ребенка? В этой статье мы подробнее рассмотрим искусство вести беседу и узнаем, как стать таким оратором, речи которого будет приятно слушать.

Уверенность в собственных силах

Возможно, глядя на тех, у кого получается красиво говорить, вы можете сетовать, что никогда так не сможете. Однако всему можно научиться, ведь когда рождается ребенок, он вообще не умеет говорить. Со временем он расширяет знание родного языка, словно губка, впитывая все из окружающего мира. Из таких малышей вырастают военачальники, президенты и красноречивые ораторы. Поэтому будьте уверены, если они смогли, то сможете и вы! У вас получится освоить искусство говорить правильно и красиво! Не сомневайтесь в этом! Как этого достичь? Главное - это старания, постоянство и упорство. Что конкретно нужно делать? Попробуем разобраться.

Как научиться правильно говорить: с чего начать

В принципе, можно сказать, вы уже начали. Вы уже не один год изучаете родной язык, сами того не подозревая. Однако, чтобы ускорить процесс и понять, как правильно говорить по-русски, можно предпринять некоторые шаги. Во-первых, если вы не любите читать, тогда придется «приобрести» эту привычку. Без чтения научиться грамотно и красиво излагать мысли просто невозможно. С другой стороны, если оно войдет в привычку, тогда ваш мозг будет анализировать и запоминать новые слова и обороты речи, которые вы начнете использовать в обиходе. Во-вторых, выписывайте незнакомые слова и проверяйте их значение в толковом словаре. Так вы заложите основание красивой речи — расширите свой словарный запас. Однако что же еще нужно учитывать, чтобы определить, как научиться правильно говорить?

Правильное ударение

Нередко можно встретить человека, который бегло говорит на родном языке, но неправильно произносит слова. Если не знаете, как правильно выговорить то или иное слово, то снова помогут вам словари (если не во всех, то практически во всех таких книгах стоит ударение). Если у вас нет печатного издания, загрузите словарь на ваш планшет или смартфон (рекомендуются публикации Ожегова и Шведовой или Кузнецова). Это эффективный способ научиться расставлять правильное ударение в словах. Нередко можно встретить неправильное произношение таких слов, как «умерший», «кухонный», «звонят» и т. п. На какой слог, по-вашему, нужно поставить ударение? Правильным ответом будет: «уме"рший», «ку"хонный» и «звоня"т». Если вы ответили не так, то, несомненно, вам есть, в чём улучшиться.

Если есть проблемы с дикцией

При проблемах с произношением самое главное - не сдаваться. К примеру, если ребенок не выговаривает какие-то звуки, то хвалите его, когда у него получается. Кроме того, можно пригласить логопеда-специалиста. Вместе с ребенком он будет разрабатывать его дикцию.

Если у вас или у вашего отпрыска имеется проблема — заикание, то нужно отметить ситуации, в которых человеку особенно трудно говорить плавно. Обычно это стрессовые ситуации, как, например, выступление перед аудиторией (коллегами по работе или соучениками). Когда вы начинаете заикаться, постарайтесь расслабиться, говорить медленно и, насколько это возможно, спокойно. Расслабьте мышцы, особенно находящиеся на лице. Либо определите, на каких словах у вас наступает ступор, и заменяйте их близкими по значению. С другой стороны, вы можете отрабатывать трудные слова, чтобы лучше их произносить. Главное, помните, что метод, который подойдет одному, может быть непрактичным для другого.

Если проблемы с дикцией у ребенка

Как научить ребенка правильно говорить, если он заикается? Помните, что ни в коем случае нельзя высмеивать его недостаток. Если он махнет на себя рукой, то поднять его дух будет труднее, чем справиться с самой проблемой. В тот момент, когда он начинает заикаться, не нужно заканчивать мысль за него. Однако если дефект сильный, это допустимо, пока он не сможет вновь говорить нормально. Так, к примеру, в компании он не будет чувствовать себя ущемленным. Поставьте себя на место ребёнка. Он может чувствовать неуверенность в себе и страх. Это могут быть настолько сильные, неотступающие эмоции, что он вообще опустит руки. Такой человек постоянно переживает: «А вдруг я скажу что-то не так? А что, если они будут смеяться?» Хотя, возможно, вам трудно побывать на месте заикающегося, тогда попробуйте понять его чувства. Тогда вы поймете, в чем он больше всего нуждается - в заботе, внимании и поддержке.

Расширьте ваш круг общения

Как правильно говорить с иностранцем? Скорее всего, вы скажете, что для этого нужно выучить язык того человека и больше общаться. Тот же принцип применим, если мы хотим узнать, как правильно говорить на родном языке. Об изучении последнего мы уже упоминали выше. Обсудим, как можно развивать навык общения.

Нередко люди, у которых возникают проблемы со словарным запасом и красотой речи, сами ограничивают себя. Они могут днями просиживать в социальных сетях, полностью устраняя из своей жизни реальное общение. Конечно, и переписки в какой-то мере могут посодействовать вашему успеху, но стоит отметить, что настоящих результатов вы не добьетесь. Совет, который можно дать в таком случае, - общайтесь, общайтесь и общайтесь! И делайте это с живыми людьми. Попробуйте к любому разговору подходить с научной точки зрения - больше узнавайте о людях, их мышлении и качествах. Чтобы узнать, как научиться правильно говорить, наблюдайте за теми, кто это уже умеет делать. Как они строят слова в предложении? Попробуйте понять, благодаря чему речь этого человека звучит особенно благозвучно.

Скорее всего, вы заметите, что этот человек образован или коммуникабелен. Причем истинное образование не всегда именуется высшим. Помните, не все известные ученые справлялись на «отлично» в школе. Не все даже полюбили тот предмет, который впоследствии принес им известность. Что же помогло им добиться таких высот? Они были всесторонними людьми, интересовались многими вещами и общались со многими. Тогда ответить на вопрос, как правильно и красиво говорить, для вас не составит большого труда.

Ваш кругозор

Как добиться высот в этом деле? Как вычислить для себя формулу того, как правильно говорить? Станьте любознательным человеком. Интересуйтесь разными сферами жизни людей: спортом, литературой, наукой. Но только делайте это не только через книги, но и в реальной жизни. Ведь искусство говорить - это, прежде всего, практика общения. Секрет коммуникабельных людей в том, что они понемногу знают обо всем. Конечно, никто не будет отрицать, что нужно ставить жизненные цели и быть сосредоточенным на них, но то, что вы будете расширять свой кругозор, не помешает вам в этом, а только поможет.

Когда нужно слушать

Чтобы людям приятно было с вами общаться, научитесь не только говорить, но и слушать. Если у человека горе, то вопрос, что и как правильно говорить, может быть не важен. Приоритетнее для такого человека будет ваше умение слушать. Однако это не означает, что нужно постоянно молчать. Всем своим видом показывайте свое сочувствие. Но не лицемерно. Задавайте вопросы и постарайтесь проникнуться горем человека.

Умение задавать вопросы

Если хотите узнать что-то стоящее, научитесь правильно задавать вопросы. Оказывается, в повседневной жизни мы используем несколько их видов. Риторический вопрос - тот, который не требует ответа. Его используют, чтобы завладеть вниманием человека или подчеркнуть какую-либо мысль. Вопрос относительно точки зрения человека помогает показать, что вы интересуетесь им и стремитесь узнать его мнение. Так, при разговоре с дочерью отец или мать вместо того, чтобы выказывать свое недовольство, может спросить: «Почему ты так считаешь? Что об этом думают твои одноклассники? Что бы ты посоветовала своей дочери, если бы она так поступила?» Главное - не превращать это в перекрестный допрос. Искусство вести беседу требует того, чтобы мы разбирались в психологии общения, думали, что нужно сказать сейчас, а что оставить до лучших времен. Помимо этого, можно пользоваться вопросами, вызывающими на разговор. Большинство из нас, сами того не подозревая, применяют этот подход. Примеры таких вопросов:

  • Дорогой, как прошел день?
  • Рад тебя видеть. Как дела?
  • Вижу, у тебя был нелегкий день. Что произошло?

Проявляя наблюдательность и подлинный интерес, вы сможете достичь успеха.

Выражение лица и жестикуляция

В том, как правильно говорить слова, очень большое значение играет выражение лица и жесты. Следите не только за тем, в каком тоне вы передаете мысли, но и что в этот момент отражает ваше лицо, так как, кроме словесного общения, мы используем мимику и жесты. Что можно сказать об эмоциях, которые вы выражаете? Видно ли по вас, что вы спокойны и невозмутимы или же легко заметить, что вы вот-вот взорветесь от гнева?

Кроме того, следите за тем, какие эмоции выражает ваш собеседник. Не придирайтесь к словам. Попробуйте увидеть, что на самом деле имеет в виду ваш собеседник, и что он (она) чувствует. Подавлен ли он? Плохо ли он себя чувствует? Часто можно услышать, что настоящий друг за улыбкой сможет заметить горе. Но подобная проницательность не приходит сразу, она появляется с годами у людей, которые любят общение, и которым на самом деле не все равно, что происходит в жизни других. Такие люди не эгоцентричны, а всегда готовы помочь. К таким друзьям люди тянутся. Жаль только, что сами иногда так не поступают.

Итак, мы рассмотрели несколько практичных рекомендаций. Однако увидеть их пользу можно только после применения на практике.