Как дети гуляли с учителем Тинте в лесу и что при этом случилось

Ну что же, господин учитель! Нравится вам в нашем лесу? - спросил Феликс.

Тинте, продираясь сквозь густой кустарник, скорчил в ответ кислую физиономию и проворчал:

Гадость! Скверность! Ни цветников, ни дорожек! Изорвешь только чулки и платье и ничего не услышишь, кроме глупого птичьего щебетанья!

Ну так я и ожидал! - возразил Феликс. - Я заметил давно, что вы ничего не смыслите в пении и никогда не прислушиваетесь к шелесту листьев и голосу ветерка, которые нам рассказывают чудные, веселые сказочки.

А цветы вы любите, господин Тинте? - перебила брата Христлиба.

Тут учитель совершенно рассердился и, побагровев, как переспелая вишня, воскликнул, всплеснув ручками:

И кто только набил их головы подобным вздором! Стану я слушать глупую болтовню листьев и ручьев или птичий писк! Цветы я люблю, когда они стоят на окнах, в горшках, и наполняют запахом комнату, тогда, по крайней мере, не надо ее обкуривать духами. А какие такие цветы есть в лесу?

Как какие! - ахнула Христлиба. - Разве вы не видите васильков, колокольчиков, маргариток? Посмотрите, они, точно улыбаясь, кивают нам своими головками.

Что? что? - захохотал учитель. - Цветы улыбаются! Кивают! И хоть бы один из них приятно пахнул!

С этими словами господин Тинте нагнулся и, вырвав с корнем пучок гвоздик, презрительно отбросил их далеко в кусты. Дети вздрогнули, сами не зная почему, причем обоим показалось, что по лесу точно пронесся какой-то жалобный стон. Христлиба не могла удержаться и заплакала, а Феликс с досадой закусил губу. В эту минуту маленький чиж пролетел мимо самого носа господина Тинте и, усевшись на ветке, затянул веселую песенку.

Ах ты глупая пичуга! - воскликнул учитель. - Ты, кажется, вздумала надо мной смеяться! - и подняв с земли камень, он запустил им в бедную птичку с такой силой, что та в один миг, вся в крови, мертвая упала на землю.

Тут уже Феликс не выдержал и закричал, рассердившись не на шутку:

Послушайте, скверный, злой Тинте! Что вам сделала бедная птичка? Где ты, где ты наш маленький принц? Прилетай поскорее и забери нас с собой в твое царство! Я не хочу больше видеть этого гнусного урода!

Христлиба, громко рыдая, тоже кричала:

Милая маленькая принцесса! Лети к нам скорее! Спаси нас, спаси! А то злой Тинте убьет нас так же, как убил птичку!

Это еще что за принц? - спросил Тинте.

В эту минуту порыв ветра сильно зашумел листьями, и в звуке этого шелеста послышался как будто бы ясный, сдержанный плач, похожий на отдаленные звуки колокола. Светлое облако спустилось почти до земли, и посредине него обрисовалось милое личико их маленького друга. Маленькие ручки были сложены на груди; светлые слезы, как жемчуг, катились по розовым щечкам.

Ах, мои милые товарищи! - послышался знакомый детям голос. - Я не могу более прилетать и играть с вами! Вы меня никогда больше не увидите! Прощайте! Прощайте! Гном Пепсер с вами! Прощайте, бедные дети! - сказав это, неизвестное дитя умчалось вдаль на своем облаке.

Но тут вдруг что-то зашумело и зарычало ему вслед. Учитель Тинте превратился в страшную, огромную муху, казавшуюся тем более отвратительной, что она сохранила на себе некоторые остатки от своей одежды. Медленно и тяжело поднялся он на воздух с очевидным намерением преследовать маленького товарища Феликса и Христлибы. Дети в ужасе опрометью бросились бежать из леса и только уже будучи на лугу, осмелились оглянуться. Вдали в облаках чуть виднелась светлая точка, сиявшая, как ясная звездочка.

Это наш друг! - воскликнула Христлиба.

Звездочка все приближалась, и вместе с ней до детей стали долетать звуки, точно от гремевших труб. Скоро они увидели, что это была не звезда, а прекрасная, с золотыми перьями птица, спускавшаяся с пением и смелыми взмахами крыльев прямо на лес.

Это полководец фазанов, - радостно закричал Феликс, - он заклюет учителя Тинте до смерти. Неизвестное дитя спасено, и мы тоже! Побежим, Христлиба, скорее домой и расскажем папе, что случилось!

Ну что же, господин учитель! Нравится вам в нашем лесу? - спросил Феликс.

Тинте, продираясь сквозь густой кустарник, скорчил в ответ кислую физиономию и проворчал:

Гадость! Скверность! Ни цветников, ни дорожек! Изорвешь только чулки и платье и ничего не услышишь, кроме глупого птичьего щебетанья!

Ну так я и ожидал! - возразил Феликс. - Я заметил давно, что вы ничего не смыслите в пении и никогда не прислушиваетесь к шелесту листьев и голосу ветерка, которые нам рассказывают чудные, веселые сказочки.

А цветы вы любите, господин Тинте? - перебила брата Христлиба.

Тут учитель совершенно рассердился и, побагровев, как переспелая вишня, воскликнул, всплеснув ручками:

И кто только набил их головы подобным вздором! Стану я слушать глупую болтовню листьев и ручьев или птичий писк! Цветы я люблю, когда они стоят на окнах, в горшках, и наполняют запахом комнату, тогда, по крайней мере, не надо ее обкуривать духами. А какие такие цветы есть в лесу?

Как какие! - ахнула Христлиба. - Разве вы не видите васильков, колокольчиков, маргариток? Посмотрите, они, точно улыбаясь, кивают нам своими головками.

Что? что? - захохотал учитель. - Цветы улыбаются! Кивают! И хоть бы один из них приятно пахнул!

С этими словами господин Тинте нагнулся и, вырвав с корнем пучок гвоздик, презрительно отбросил их далеко в кусты. Дети вздрогнули, сами не зная почему, причем обоим показалось, что по лесу точно пронесся какой-то жалобный стон. Христлиба не могла удержаться и заплакала, а Феликс с досадой закусил губу. В эту минуту маленький чиж пролетел мимо самого носа господина Тинте и, усевшись на ветке, затянул веселую песенку.

Ах ты глупая пичуга! - воскликнул учитель. - Ты, кажется, вздумала надо мной смеяться! - и подняв с земли камень, он запустил им в бедную птичку с такой силой, что та в один миг, вся в крови, мертвая упала на землю.

Тут уже Феликс не выдержал и закричал, рассердившись не на шутку:

Послушайте, скверный, злой Тинте! Что вам сделала бедная птичка? Где ты, где ты наш маленький принц? Прилетай поскорее и забери нас с собой в твое царство! Я не хочу больше видеть этого гнусного урода!

Христлиба, громко рыдая, тоже кричала:

Милая маленькая принцесса! Лети к нам скорее! Спаси нас, спаси! А то злой Тинте убьет нас так же, как убил птичку!

Это еще что за принц? - спросил Тинте.

В эту минуту порыв ветра сильно зашумел листьями, и в звуке этого шелеста послышался как будто бы ясный, сдержанный плач, похожий на отдаленные звуки колокола. Светлое облако спустилось почти до земли, и посредине него обрисовалось милое личико их маленького друга. Маленькие ручки были сложены на груди; светлые слезы, как жемчуг, катились по розовым щечкам.

Ах, мои милые товарищи! - послышался знакомый детям голос. - Я не могу более прилетать и играть с вами! Вы меня никогда больше не увидите! Прощайте! Прощайте! Гном Пепсер с вами! Прощайте, бедные дети! - сказав это, неизвестное дитя умчалось вдаль на своем облаке.

Но тут вдруг что-то зашумело и зарычало ему вслед. Учитель Тинте превратился в страшную, огромную муху, казавшуюся тем более отвратительной, что она сохранила на себе некоторые остатки от своей одежды. Медленно и тяжело поднялся он на воздух с очевидным намерением преследовать маленького товарища Феликса и Христлибы. Дети в ужасе опрометью бросились бежать из леса и только уже будучи на лугу, осмелились оглянуться. Вдали в облаках чуть виднелась светлая точка, сиявшая, как ясная звездочка.

Это наш друг! - воскликнула Христлиба.

Звездочка все приближалась, и вместе с ней до детей стали долетать звуки, точно от гремевших труб. Скоро они увидели, что это была не звезда, а прекрасная, с золотыми перьями птица, спускавшаяся с пением и смелыми взмахами крыльев прямо на лес.

Это полководец фазанов, - радостно закричал Феликс, - он заклюет учителя Тинте до смерти. Неизвестное дитя спасено, и мы тоже! Побежим, Христлиба, скорее домой и расскажем папе, что случилось!

Для учеников начальной школы нет четкого правила, где писать, а где не писать удвоенную согласную в слове, но зато изучаются словарные слова с удвоенной согласной, которые нужно запомнить. На них и будут основаны диктанты, представленные ниже

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить. При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными. Например: кас-са, Ан-на.

Тексты диктантов и для списывания

Ранним осенним утром мы вышли на прогулку. Вот по шоссе идут пассажиры с утренней электрички. Мы побрели по длинной аллее. Жужжат оставшиеся насекомые. Дорогу нам перебежал ёжик. Я нашёл красивый жёлудь для коллекции. Солнышко скрылось за облаками. Пошёл дождь. Пора домой, чтобы не подхватить грипп. (43)

Ранним весенним утром Кирилл, Анна, Геннадий и Инна вышли в лес. Это группа юннатов из нашего класса. Наши юннаты хотят поив смотреть, как изменилась весной жизнь в лесу. Потом они расскажут нам о весенних изменениях. (34)

Ранним утром начался снегопад с метелью. Казалось, что ветры дуют со всех сторон. Вьюга мешала машинам ехать по шоссе. Группа машин стояла перед мостом через речку Вачу. Мост занёс снег. Расчищать его приехал бульдозер. (34)

Школьник Кирилл болеет гриппом. Он не ходит в класс. Он не может играть в хоккей и в теннис. Мальчик не посещает бассейн. Сейчас Кирилла навещают Игорь и Алла. Вечером придут Костя и Анна. (33)

Ранним осенним утром Кирилл и Геннадий вышли на теннисную площадку. По длинной аллее гуляла Римма с собачкой Эльзой. По шоссе проехал троллейбус с пассажирами. На улице было тепло и солнечно. (30)

Ученик нашего класса Кирилл часто ссорится со своей соседкой по парте. Её зовут Анна. А Геннадий с Аней дружит. В субботу в утренние часы дети гуляют по осеннему лесу. (29)

Группа юннатов из нашего класса отправилась в лес. Стоял погожий весенний денёк. Вокруг жужжали мошки. Пролетали осы. Над ранними цветками кружились бабочки. Завтра ребята расскажут о весеннем лесе в классе. (30)

Субботний вечер. Инна просит свою сестру Анну почитать ей. Аннушка читает Инне рассказы Носова. Но вот книжка с рассказами закончилась. Что почитать? Анна берёт с полки русские народные сказки. Как хороши наши сказки! (33)

Учительница Анна Ивановна листает классный журнал. Кого сегодня спросить? Инна Субботина и Олег Кириллов подготовили рассказ про осенний лес. Алла нарисовала к уроку осеннюю аллею. На рисунке ранняя осень. Что это за жужжание в классе? Это осенняя муха! (38)

Урок русского языка. Учительница Инна Ивановна диктует классу группу словарных слов. Ребята пишут: осенний, юннаты, жужжит, аллея, касса, ранний, длинный. Ребята хорошо знают русский язык. Ошибок нет. Теперь Алла Геннадьева составит с этими словами рассказ. (35)

Ранней осенью хорошо бродить по аллеям парка. Сладкий осенний воздух очень полезен. В прошлый раз я видел в парке группу юннатов. В субботу я рассказал об этом в классе. (29)

Школьник Кирилл очень аккуратно пишет в тетрадке. Обычно мальчик отлично отвечает в классе у доски. Он хорошо знает грамматику. Кирилл любит по вечерам читать рассказы русских писателей. (27)

Группа наших ребят из класса выпускает школьную газету. Алла, Ваня, Кирилл и Элла собираются в субботу. Тема газеты - наша весенняя экскурсия. Алла и Ваня пишут рассказ. Кирилл и Элла рисуют весенний лес. (32)

Ранним утром по шоссе едет группа машин. Моросит осенний дождь. Одна машина свернула в длинную аллею. Из неё вышли Геннадий Петрович Чашин и его сын Кирилл. Они хотят подышать свежим утренним воздухом. (32)

В субботний вечер Инна и Алла вышли на прогулку. Девочки идут к аллее. Летом здесь жужжали шмели, пели птицы. Сейчас на снегу лежат длинные тени. Группа ёлочек зябко ёжится. Зима в этом году ранняя. (34)

В субботу Кирилл, Алла, Анна и Геннадий пошли в кино на утренний сеанс. У кассы стояла группа людей. Ребята стали в длинную очередь. Они с аппетитом ели орешки. Дети купили билеты и решили чуть-чуть погулять по аллее. (38)

Раннее утро. Юннаты Кирилл и Анна пошли в весенний лес. Как хорош свежий утренний воздух! Под ногами зеленеет мягкая травка. Видны первые цветочки. Вот ребята вышли на цветочную полянку. Вокруг поют весёлые птички. Завтра дети расскажут о весеннем лесе в классе. (41)

Ранним субботним утром Филипп Аппаратов долго гулял по аллее. Мальчик заболел гриппом. Что делать осенним вечером? Филипп любит читать русских классиков. Мальчик аккуратно берёт томик Пушкина. Филипп читает сказку про русалку. Какая длинная сказка! В книжке красивые иллюстрации. Завтра надо прочитать рассказы Бианки и повторить грамматику. Скоро Филипп будет здоров. Он пойдёт играть в теннис. А через неделю осенние каникулы. (60)

Дни ранней осени в России очень красивы. Утренней порой туман стелется над долиной. Масса ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, аллеи, шоссе. Миллионы листьев ещё остались на ветках. В лучах солнца осенняя листва, как чудесная иллюминация. Юннаты на территории школы аккуратно убирают листву. На площадке дети играют в теннис. Зимой они будут играть в хоккей. (56)

Наступил рассвет. Юннаты Филипп, Инна и Элла выходят на утреннюю прогулку. Они хотят собрать коллекцию красивых осенних листьев. Юннаты идут по длинной аллее. Школьники бегут здесь утренний кросс. Миллионы листочков укрыли тропки. Ранний ветерок шуршит листьями. Юннаты аккуратно собирают красивые листья. Дети дошли до шоссе. Пора возвращаться. (47)

В субботу Элле исполнилось одиннадцать лет. Девочка встала на рассвете. В классе Эллы дружный коллектив. Вскоре пришли её друзья. Кирилл Субботин подарил ей коллекцию марок. Инна Кириллова вручила Элле аккуратную аппликацию. На аппликации - прекрасный вид осеннего леса. Римма Нарциссова принесла книгу русского классика с чудесными иллюстрациями. Элла угощает друзей чаем с аппетитными пирожками. (53)

Троллейбус подъехал по шоссе к большому парку. Юннаты Анна и Геннадий вышли из него и пошли по длинной аллее. Ранняя осень давно вступила в свои права. Осенняя желтизна украсила кусты и деревья. Только можжевельник зелёный. Землю покрывали тонны опавших листьев и миллионы увядающих травинок. Не жужжат больше насекомые. Рассветы морозны. Часты утренние заморозки. Территория парка стала царством осени. (58)

В субботу наша группа юннатов вышла в лес на экскурсию. Сначала мы шагали по шоссе. Потом пошли по большой аллее. Был тёплый осенний день. Стояла ещё ранняя осень. Кирилл и Анна нашли ежа. Эмма и Геннадий собрали почти килограмм шишек. Римма и Инна сделали букет из жёлтых листьев для украшения класса. Мы видели массу интересного. (54)

У нас в классе дружный коллектив. Почти не бывает ссор. Мы всегда навещаем заболевших товарищей. Сюзанна заболела гриппом. Группа ребят пошла её навещать. Кирилл и Геннадий несут килограмм апельсинов. Анна и Эмма взяли с. собой массу интересных журналов. Они расскажут Сюзанне про жизнь класса. (44)

Вчера в классе мы читали рассказ великого русского писателя Чехова. Потом учитель задал нам массу вопросов. Алла и Геннадий ответили верно. Кирилл и Эмма ошиблись. Сюзанна и Анна поспорили и чуть не поссорились. В субботу мы будем читать Пушкина. (39)

К нам в класс принесли весы. Они могут измерять массу. Сколько в линейке граммов? А сколько мы весим килограммов? Но можно ли на этих весах взвесить слона? Нет. Слон весит несколько тонн. Нужны специальные весы. В Москве слоны живут только в цирке и на территории зоопарка. Там и стоят такие весы. А сколько весит наша планета? Много миллионов тонн! (59)

В субботу на школьном дворе появился молодой журавль. Принесли его юннаты. Какая у него длинная шея! Журка с большим аппетитом ел лягушек, кусочки мяса. Учеников нашего класса Журка встречал радушно, а чужих сторонился. (33)

Пыль - сплошная загадка. Только в субботу аккуратно протёр всю квартиру, а в воскресенье опять появилась пыль. А ведь в простой домашней пыли есть песок пустынь, пепел вулканов, частицы земли соседних и далёких городов. На территорию России каждый год оседают десятки миллионов тонн пыли. Большая часть рождена природой, а остальная - человеком. (50)

На холме стоит старинная усадьба. Это Михайловское - родовое имение русского классика Александра Сергеевича Пушкина. Лестница ведёт к старинному дому. На территории усадьбы густой парк. Писатель любил гулять по аллеям этого парка. Вековые деревья аллей могли бы много рассказать о жизни поэта в Михайловском. Вот аккуратный маленький домик под тесовой крышей. В нём жила няня поэта Арина Родионовна. Она рассказывала маленькому Саше волшебные русские сказки. (64)

Для изготовления колоколов использовали различные сплавы металлов. Какими только ни делали колокола старые мастера! Колокола были гранёными и круглыми, длинными и коротышками. Но голоса их напрямую связаны с весом. Русские мастера всегда писали на колоколе его вес. Он мог быть от нескольких килограммов до нескольких тонн. Литьё колоколов всегда считалось большим искусством. (52)

Веточка коралла очень красива. Коралл - это скелет морского животного. Эти животные называются полипами. Они живут колониями в тропических морях. Кораллы развиваются на скелетах мёртвых кораллов. Этот процесс всё время повторяется. Так образуются рифы. Их больше всего в Тихом океане. Миллионы полипов оставляют после себя многотонные коралловые рифы и целые группы островов. (52)

Текущая страница: 2 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

В роще.

Дима Жижин и его брат Женя идут по тропе через рощу. Дети ищут грибы. В траве шуршит ёж. На сосне висит паук. Среди корней Женя нашёл лисички. Они желты. (31 слово)

Парк.

Катя Щукина и Маша Лыжина пришли в парк на улице Лесной. Среди берёз стоял дуб. Девочки нашли на земле большой жёлудь. А что тут на тропе? Это жук грыз лист. (31 слово)

Зимний вечер.

Три часа метёт метель. Перед окном уже сугроб. Снег пушист. Но мороз колюч. А во дворе уже темно. Солнечный свет закрыла мрачная туча. Я смотрю на запад. Там чуть-чуть виден закат. (33 слова)

Города.

Город Москва стоит на реке Москва. А вот берег реки Днепр. С холма отличный вид на город Киев. Один город Ростов стоит на реке Дон. Другой Ростов древнее Москвы. Он стоит около озера Неро. (35 слов)

Картинки.

Денис и Настя сели смотреть картинки с различными животными. Вот рыжий лис с пушистым хвостом. Вот жираф. Он пятнист. Вот лев и леопард. Вот аист и дрозд. Вот морж и уж. (32 слова)

Изложения
Осень.

Летом листва была зелёной. Осенью лес пожелтел и покраснел. Дуб перед окном надел цветной наряд. Во дворе много лип и берёз. Двор стал очень красив. (26 слов)


Примерный план.

1. Какой была листва летом?

2. Каким стал лес осенью?

3. Что произошло с дубом?

4. Каких деревьев много во дворе?

5. Каким стал двор?

Помощник.

Похолодало. Надо затопить печку. Дедушка привёз воз дров. Он стал складывать дрова у старой сосны. Внук Саша помогал деду. На дворе сильный ветер. А мальчику было жарко от работы. (30 слов)


Примерный план.

1. Что произошло с погодой?

2. Что привёз дедушка?

3. Почему этот рассказ называется «Помощник»?

4. Справился бы дедушка с работой один?

5. Почему мальчик не замёрз?

Добрые дети.

Дети гуляли зимой в большом лесу. Они нашли птичку на снегу. Она была очень слаба. Ребята принесли птичку домой. Они поместили её в клетку. Дети выпустили птичку на волю весной. (32 слова)


Примерный план.

1. Где гуляли дети?

2. Кого они нашли на снегу?

3. Что было с птичкой?

4. Куда её принесли ребята?

5. Куда поместили птичку?

6. Что дети сделали весной?

Кумушка-лиса.

У лисы зубки остры. У лисички шуба тёплая. Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост носит бережно. Лисонька смотрит ласково. Зубы белые показывает. Лисица роет глубокие норы. В них много входов и выходов. (33 слова)

(По К. Ушинскому)


2. Зачем лисе глубокая нора со многими входами и выходами?

4. Что роет лиса?

Птичка.

Это случилось зимой. Птичка прилетела к окну. Она была слаба от голода.

Ребята стояли у окна. Им стало жаль птичку. Они открыли форточку.

Птичка влетела в дом. Она начала клевать крошки хлеба. (33 слова)


Примерный план.

1. Когда это случилось?

2. Куда прилетела птичка?

3. Что с ней было?

4. Кто стоял у окна?

5. Почему ребята впустили птичку?

6. Как ребята впустили птичку?

7. Что стала есть птичка?


Словарь: случилось, прилетела, форточка.

Полкан.

У Мурки родились котята. Кошка ушла. Полкан играет с котятами. Котята лезут на спину Полкана. Они пищат. Пёс рад. Пришла кошка и стала урчать. Полкан уполз под крыльцо. Скучно Полкану без маленьких котят. (34 слова)


Примерный план.

1. О ком говорится в этом рассказе?

2. Как Полкан играл с котятами?

3. Почему пёс был рад?

4. Часто ли собаки и кошки дружат?

5. Какой характер был у Полкана?

Подвиг.

Воробьиная семья жила над дверью дома. Один раз из гнезда выпал маленький птенчик. Он кричал и хотел взлететь. К нему подкрался кот. Спасать птенца кинулась мама. Она начала бить врага крыльями. Кот убежал. (34 слова)


Примерный план.

1. Где жила воробьиная семья?

2. Кто один раз выпал из гнезда?

3. Что он делал?

4. Кто подкрался к птенчику?

5. Кто кинулся спасать птенца?

6. Что она начала делать?

7. Что сделал кот?


Словарь: воробьиная, маленький, подкрался.

Дед и внук.

Школьник Петя Чунин живёт в селе Пеньки. Оно стоит на берегу реки Клязьмы. У Пети есть дед Фёдор Кузьмич. Он – сторож в вишнёвом саду. Сад очень большой. Мальчик часто гостит у деда. (35 слов)


Примерный план.

1. Где живёт Петя Чунин?

2. Где стоит село?

3. Кто есть у Пети?

4. Кем работает дед?

5. Каким является сад?

6. У кого мальчик часто гостит?

Собака.

Дали собаке кусок мяса. Бежит она по мостку через речку и видит себя в воде. Показалось ей, что другая собака мясо несёт. Стало нашей собаке завидно. Бросилась она за чужим мясом, а своё упустила. (35 слов)


Примерный план.

1. Где собака увидела своё отражение?

2. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

3. За что была наказана собака?

4. Можно ли сказать, что ей досталось по заслугам?

5. Чему учит этот рассказ?

Лисёнок.

Лисёнок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он освободил беднягу. Принёс домой. Внучка лесника Даша ухаживала за больным. Лисёнок поправился. Лесник отвёз его в лес. (35 слов)


Примерный план.

1. Что случилось с лисёнком?

2. Как помог ему лесник?

3. Как бы ты поступил на его месте?

4. Почему лесник отвез лисёнка обратно в лес?

2 класс
Второе полугодие

Диктанты
Ночь.

Серенький осенний день сменился мрачной ночной тьмой. Долго кричала воронья стая на верхушках ельника и не затихала. Но вот уже почти час стоит полная тишина. Только пробежит порой лёгкий шорох по листьям деревьев. (34 слова)

Белочка.

На верхушке мощной сосны живёт белочка. Она любит грызть орешки и шишки. На травке вокруг ствола обычно лежат скорлупки и очистки. А осенью на сучьях часто видны шляпки грибов. Это беличьи зимние запасы. (34 слова)

Летний денёк.

Маленькая кошечка сидит на ступеньке крыльца и ловко моет лапочкой за ушками. В дощатой будке спит сторожевая овчарка Жучка. Мошки вьются над её миской. В цветнике бабочки и божьи коровки летают над душистыми цветками. (36 слов)

Летняя прогулка.

Мы шагаем через поля по узкой тропке. По краям видны ромашки и незабудки. Вдали белеет роща. Это молодой березняк. За ним стоит большой сумрачный ельник. В нём есть лесное озерцо с топкими берегами. Там живут утки. (38 слов)

В парке.

Стоят солнечные июльские деньки. Светочка и Оленька пришли в парк. Вот ель с колкими иголками. Это дуб с толстым стволом и скользкими жёлудями. Вот рябинка с мелкими листочками. Это берёзка и липка. На ветках не умолкают пичужки. (39 слов)

Лисья семья.

Стоит июньская жара. К лесному ручью вышла лиса. За ней прибежали рыжие лисята. Плутовка с жадностью пьёт. Пьют и лисьи детки. Их матушка чутко следит за лесной жизнью вокруг. Вот затрещала близко ветка. Лисья семья исчезает среди листвы. (40 слов)

Первый снег.

Между девятью и десятью часами вечера погода резко изменилась. Хлопьями повалил снег. Потом снежинки закружило метелью. Началось сильное ненастье. Ветер гнул гибкие берёзки и липки во дворе. Часто он словно горстью бросал в окошко нашей комнатки снег. (39 слов)

Январские деньки.

Стоят солнечные деньки. Толечка и Петенька играют у крыльца в снежки. Оленька и Танечка решили слепить снеговика. Его нос должна заменить морковка. Женечка и Коленька надели лыжи и бегут в близкую рощу. Всем деткам нынче веселье. (38 слов)

За грибами.

На лесной опушке зеленеют берёзки и дубки. Тут в канавке у дорожки Маша часто находит грибки. Вот рыжие лисички и боровички с крепкими ножками. А вон сыроежки. Девочка не берёт свинушки с сизоватыми скользкими шляпками. (37 слов)

Полезный шкафчик.

Около окна стоит маленький шкафчик. На верхней полочке стоит вазочка. В июньские и июльские деньки в неё помещают одуванчики или ромашки. На второй полочке хранят чашки и блюдца. На третьей полочке лежат книжки и тетрадки. (37 слов)

На лугу.

Ходит Варя по лужку и смотрит вокруг. Среди мягкой травки видны васильки и незабудки. Пчела собирает пыльцу на цветке. Летает беленькая бабочка. Она словно танцует вальс. А на большой кочке живут муравьи. Они ползут по тропе. (38 слов)

Наш парк.

Осенью дорожки нашего парка покрыты опавшими листьями. Вокруг темнеют стволы деревьев. Часто сильный ветер качает их верхушки. Деревья громко скрипят. Изредка утром бывают заморозки. На поникшей травке лежит изморозь. Лужи покрыты ледком. (34 слова)

Ненастье.

Ещё утром ласточки и стрижи начали низко летать. Это к близкому ненастью. Небо затянуло тучами. Скоро польёт сильный дождь. И точно. Застучали первые капельки. Раздались резкие удары грома. Они похожи на выстрел из пушки. (35 слов)

Друзья.

Кирилл и Анна юннаты. Они дружат и не ссорятся. Кирюша любит играть в хоккей. Мальчик пишет стихи и рассказы. Аня играет в теннис и ходит в бассейн. У девочки есть коллекция значков. (33 слова)

Рисунок.

Между пятью и шестью часами вечера Галя рисовала акварельными красками закат. Получается отличный пейзаж! Дневное светило исчезает за маленьким сосновым леском. Клочьями летят цветные облака. А земля уже задремала под лёгким пушистым снежком. (34 слова)

Скоро чаепитие.

На столах стоят вазочки со сладким песочным печеньем и маленькими конфетками. На блюдцах лежит вишнёвое и клубничное варенье. В чайных чашках разлит душистый чай. Вокруг столов стоят стулья и скамьи с мягкими подушками. (35 слов)

Огород.

В конце двора на солнечной площадке сделан большой огород. На узких и широких грядках посадили морковку и репку. Посадили укроп и петрушку. Посадили картошку и лук. В жаркие июльские деньки овощам нужна обильная и тщательная поливка. (37 слов)

Июльский денёк.

Несколько часов мы бродили с лукошками по лесным тропкам. Вот на опушке под молодыми дубками крепкие боровички и рыжие лисички. А на лесных полянках большие земляничники и черничники. В хороший летний денёк в лесу раздолье! (37 слов)

Покупки.

Сестрички Ниночка и Леночка зашли в аптечный киоск за таблетками от кашля. В маленьком овощном магазине они купили картошку и петрушку. В булочной девочки купили хлеб и две шоколадки. Одну сладкую молочную плитку и одну горькую. (37 слов)

Лыжники.

Стоит солнечный февральский денёк. Погодка хороша! Мы встаём на лыжи и спешим в лес. Пробежка по лёгкому морозцу полезна для здоровья. Ночью был сильный снегопад. Мы рады мягкому снежку. Скольжение отличное. Скоро начнётся веселье. Будем ездить с горы. (39 слов)

На берегу.

Лежит Коля на берегу маленькой речки и глядит по сторонам. Весёлый ветерок покрывает гладкую поверхность воды лёгкой рябью. Он шевелит мягкую травку и лепестки цветков на лужке. Гибкие деревца полощут свои ветки и листья в речной воде. (39 слов)

Кошка Сильва.

На крыльце сидит кошка Сильва и мяукает. Я налью ей в блюдечко молочка и дам несколько кусочков мяска и колбаски. Довольная Сильва пьёт и ест. Теперь у киски мордочка испачкана в еде. Сытая кошечка умывается. (37 слов)

Подружки.

Таня и Валя спустились в лесной овраг. По мягкому ковру из опавших листьев девочки идут к ручью. Он течёт среди песка и маленьких камешков. А вдруг здесь есть жилище колдуньи или лесной ведьмы? Подружки спешат скорей вылезти. (38 слов)

В зоопарке.

В воскресенье Катя Чубина с бабушкой и дедушкой ходили в зоопарк. Там в клетках много различных животных. Девочка смотрела на волчицу с волчатами. Увидела львицу с львятами и слониху со слонятами. А как красив пятнистый жираф! (38 слов)

В ельнике.

Даже в солнечный денёк в ельнике довольно сумрачно. На земле лежит ковёр из опавших хвоинок. На нём зеленеет достаточно редкая травка. Птичьих голосов здесь не слишком много. Певчие пташки обычно не любят селиться на еловых ветках. (38 слов)

Пейзаж.

Рита стоит на холме и глядит на красивый сельский пейзаж. Вдали видны крыши маленькой деревеньки Коньково. Вон коровки вышли пастись на луг около речки Клязьмы. Стучит копытцами по пыльной дорожке серенькая лошадка. Над полями низко летают ласточки и стрижи. (40 слов)

Болотце.

Рядом с нашими дачными участками есть поля. В середине одного из них есть маленькое болотце. По краям стоит камыш с узкими листьями и коричневыми цветками. В центральной части видны низкие деревца. Такие места очень топкие. Там ходить нельзя. (39 слов)

Фонарщики.

В нашем дачном посёлке фонарщики починили фонари на столбах. Теперь светло круглые сутки. Мы почти совсем не страшимся ходить по ночным улочкам. Кругом видны огоньки. А раньше вечерами во дворах было очень темно. (34 слова)

Воробьи.

Во дворе пищат воробьи. Пичужки сидят на ветках рябинки и берёзки. Четыре пташки прыжками снуют по земле. Она покрыта лёгким снежком. На нём видны птичьи следы. Воробушки ищут различные крошки и питательные зёрнышки. Едят они и горьковатые ягодки. (39 слов)

Ссора.

Анна и Жанна поссорились. Анна хочет идти в бассейн. Жанна хочет играть в теннис. Вот Анюта плывёт по длинной дорожке. Жанночка идёт с ракеткой на корт. Через час девочки вновь встречаются. Они помирились. (34 слова)

Булька.

Пёс Булька сидит в своей будке. Он только начал грызть сладкую кость из борща. Но чуткий сторож слышит мяуканье. Кошачьи голоса звучат в дальнем конце двора. Пёс с лаем бежит по дорожке. Но ловкие кошки легко спаслись на деревьях. (40 слов)

Птицы.

Осенью все певчие птички улетели на юг. Ещё в августе в лесу почти не умолкали птичьи голоса. А теперь там царит тишина. Воробьиные и вороньи стаи обычно живут около людского жилья. Прилетают к кормушкам синички. Шагают по асфальту голубки. (40 слов)

Сокровище пиратов.

На каменистом островке среди морских просторов зарыт пиратский клад. Его зарыл пират Джон Флинт. В большой сундук он положил золотые слитки и много монет. Есть там дорогие чаши и кубки. Есть кольца и серьги. Кто найдёт путь к сокровищам? (41 слово)

На рыбалку.

Мы идём ловить рыбку на близкое озерцо. Там отличный клёв. Мы несём на плечах удочки и мешки. Ищем в траве сладкие ягодки земляники и черники. Мы шагаем по узкой тропке вдоль лесного ручья. Поток воды вьётся среди корней мощных сосен и молодых дубков. (45 слов)

Новое пальто.

Сварщик Илья Григорьевич заказал в ателье лёгкое пальто. Он будет носить его осенью. Восьмого июля он идёт получать заказ. Между шестью и семью часами вечера Илье Григорьевичу вручают пальто. Оно отлично сшито. Заказчик доволен вещью. (37 слов)

Отдых.

Мальчики Петенька и Толечка метко бросают шишки в ствол сосны. На скамье сидит кошка Дунька. Она слегка прикрыла глазки и следит за детьми. В тенистой беседке читает книжку бабушка Ульяна Демьяновна. А на ветках дают концерт певчие пташки. (39 слов)

В деревне.

Я полощу бельё в нашей речке Сетуньке. На крепких дощатых мостках таз с бельём. Вода не тепла. Но мои пальцы привычны к холодку и мне не зябко. Нужна привычка и к морозцу. Зимой будем стирать в полынье! (39 слов)

Скоро гости.

На скатерти стоят чашки на блюдцах. В хрустальных вазочках вишнёвое и яблочное варенье. В стальной кружке орешки кешью. Гостей пока нет. Стулья пусты. Подошла большая ленивая кошка. Она начала точить коготки о ножку стола. (36 слов)

Пони.

Старый тенистый парк. Вдоль длинных аллей стоят липки и дубки. В тени деревьев видны дощатые скамьи и ветхие беседки. Мы слышим топот вдали. По дорожкам стучат копытцами маленькие лошадки. (30 слов)

Кросс.

В субботу мы всем классом бежим кросс. Мы стартуем около школы и сначала бежим по длинной аллее. Потом мы бежим по асфальтовой дорожке вдоль большого шоссе. Потом по сосновому леску мы возвращаемся к школьному двору. (36 слов)

В овраге.

Рядом с нашим селом есть длинный овраг. Он зарос бурьяном. Через овраг ведёт узкая тропка. По доскам можно перейти русло ручья. Они трещат под ногой. Я не боюсь гулять по оврагу. Там много трав и цветов. (38 слов)

Сколько воды в бассейне?

В чайной ложке несколько граммов воды. В чашке больше жидкости. В бочке ещё больше. А масса воды в бассейне велика. В бассейне можно уместить десятки бочек. Это несколько тонн воды. (34 слова)

На море.

Сестрички Инна и Алла приехали из России к бабушке в Одессу. Они вышли на морской берег. Горизонт далёк. Над водой летают и кричат чайки. Дует лёгкий ветерок. Бежит волна за волной. Такой пейзаж очень красив. (37 слов)

Наш класс.

Многие ребята из нашего класса ходят в спортивные кружки и группы. Кирилл любит бокс и шашки. Алла посещает секции лыж и шахмат. Илья играет в хоккей. Инна – в теннис. Марат ходит в бассейн. Ольга катается на коньках. (39 слов)

Брат и сестра.

Анна читает рассказ про юннатов. Её младший брат Кирилл решает задачу. Он должен найти массу нескольких десятков груш. Ему надо искать сумму. А Аня закончила читать и идёт смотреть редкие открытки. У неё большая коллекция. (38 слов)

Боровик.

На лесной опушке появился из земли гриб боровик. После грибного дождя он подрос и стал красавцем. У него крепкая ножка и скользкая коричневая шляпка. Он хорошо скрыт в траве. Ежи и бельчата рады грибу. Вкусное кушанье! (37 слов)

Озерцо.

Мы идём на близкое озерцо ловить рыбку. В мягкой травке скачут зелёные лягушки-квакушки. По шатким мосткам мы переходим маленькие овражки. По ним в озерцо текут ручьи. Они бегут по песку и камням. А вот резкий обрыв. Под ним берег озерца. (41 слово)

Сад.

За деревней есть большой сад. Вокруг него стоит хлипкая дощатая оградка. Через шаткую калитку мы попадаем внутрь и шагаем по заросшей тропке. Вокруг трава и бурьян. Но здесь сохранилось много плодовых деревьев. Вот куст роз. А вот бывшая грядка с овощами. (42 слова)

Собачки.

В соседском дворе живёт дог Азор. Он часто гавкает на прохожих. Пёс спит в будке. Рядом живёт дворняжка Найда. Ночью её помещают в чулан. А около сторожки живёт овчарка Тучка. Она идёт на ночлег в маленький сарайчик. (38 слов)

Дождь.

С прошлой субботы льют дожди. Между ними только короткие передышки. На улицах жуткая слякоть. На асфальте лужи и грязь. Из-под колёс машин на шоссе летит тысяча брызг. На аллеях парка опавшие листья превращаются в скользкую массу. (37 слов)

Наш класс.

В нашем классе все любят спорт. В субботу мы играем в теннис или ходим в бассейн. А в ближайшее воскресенье весь наш коллектив бежит кросс. Мы хотим стать крепче и сильнее. С нами бежит учитель Денис Ильич. (39 слов)

Белочка и ёжик.

Белочка любит грызть орешки и шишки. Вот она сидит на ветке молодой липки и держит в лапках шишку с соседней ёлочки. Очистки летят вниз на мягкую травку. Под деревцем сидит ёжик и ест грибки. (37 слов)

Мальва.

На лавке сидит маленькая киска Мальва и моет мордочку язычком. У кошки мягкая длинная шёрстка. На лапках у неё остренькие коготки. Во рту крепкие зубки. Мальчик Илья чешет кошку Мальву за ушком. (33 слова)

Погреб.

Вот большой погреб. В нём лежат мешки с картошкой и морковкой. В шкафчиках стоят баночки с клубничным и земляничным вареньем. Мы любим сладкие кушанья. Есть там и различные соленья. Грибки и огурчики. Капустка и помидорчики. (36 слов)

Коллекции.

У Анны есть коллекция значков. Кирилл собирает открытки. У Инны есть альбом с марками. Алла любит мягкие игрушки. У Ильи собрана коллекция машинок. У Ольги на полочках стоит много игрушечных животных. Кошечки и собачки. Жирафчики и слонята. (39 слов)

Изложения

Ледяной сад.

На стекле появились снежные узоры. Вот длинная ветка. Рядом сказочный цветок. Их начертил мороз.

В воздухе всегда есть водяной пар. Пары садятся на холодное стекло. Они становятся льдом. Так на окне растёт ледяной сад. (36 слов)

(По М. Гумилевской)


Примерный план.

1. Что появилось на стекле?

2. Какие там были рисунки?

3. Кто их чертит?

4. Что всегда есть в воздухе?

5. Куда садятся пары?

6. Чем они становятся?

7. Что растёт на окне?


Словарь: появились, становятся.

Яркие наряды.

На лесную опушку падают солнечные лучи. А деревья уже надели яркие наряды. Листочки осины пожелтели. Дуб стал красным и коричневым. Рябина повесила на каждой веточке красные бусы.

Только ёлочка всегда одета в зелёные иголочки. (36 слов)


Примерный план.

1. Куда падают лучи солнца?

2. Что надели деревья?

3. Какими стали листочки осины?

4. Каким стал дуб?

5. Что повесила рябина на каждую веточку?

6. Во что всегда одета ёлочка?


Словарь: всегда.

Умная галка.

Галка захотела пить. Она заметила кувшин с водой на столе. Воды в кувшине было мало. Галка не могла достать её. Тогда она стала кидать камешки в кувшин. Поднялась вода в кувшине. Галка смогла напиться. (36 слов)

(По Л. Толстому)


Примерный план.

1. Что захотела галка?

2. Что она заметила на столе?

3. Почему она не смогла сразу напиться?

4. Что стала делать галка?

5. Что стало с водой?

6. Почему галка смогла напиться?


Словарь: кувшин, напиться.

«Этажи» для зверей.

У зверей и птиц есть «свои этажи» в лесу. В норе живёт лиса. Прямо на земле делает гнездо соловей. В кустах живёт дрозд. Выше находится гнездо совы. На самой вершине дерева живёт ястреб. Это «верхний этаж». (39 слов)


Примерный план.

1. Что есть у зверей и птиц в лесу?

2. Где живёт лиса?

3. Где соловей делает гнездо?

4. Где живёт дрозд?

5. Где у совы гнездо?

6. Где живёт ястреб?


Словарь: соловей, верхний.

183. Прочитайте.

      На полянке у тропинки
      Пробиваются травинки.
      С бугорка ручей бежит,
      А под ёлкой снег лежит.
      (Б. Заходер)

  • Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой ?
  • Слова на, у, с, под - это предлоги . С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами - слитно или раздельно?
  • Спишите. Подчеркните предлоги.

184. Прочитайте.

      Без вербы весны не бывает.
      По капле дождь, по росинке роса.
      Журавли кричат - к дождю.
      Лето у ворот - поглядывай в огород.

  • Слова к, в, у, по, без - это предлоги. С какими именами существительными они употреблены?
  • Выпишите из стихотворения предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся.
  • Какую роль выполняют предлоги в предложении?

185. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предлоги.

  • Прочитайте предлоги так, как они написаны. А теперь прочитайте так, как мы их произносим.

Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.

186. Прочитайте.

1. Дети гуляли... лесу. 2. Весной птицы летят... юга... север, а осенью - ... севера... юг. 3. Лебеди летели... морем. 4. Хлеб пекут... муки. 5. Мы читали книгу... животных. 6. Апрель... водой, май... травой.

  • Какой предлог (или предлоги) пропущен в каждом предложении? Объясните свой выбор.
  • Спишите, вставляя нужные предлоги. Предлоги пишите с именами существительными раздельно.

а пре́ль

187. Прочитайте. Озаглавьте текст.

На сосне мы увидели бельчонка. Зверёк спускался с ветки на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёзе. Около берёзы рос гриб. Откуда ни возьмись из травы лисица. Бельчонок мигом скрылся в ветвях. Лисица осталась с носом.

(В. Бианки)

  • О ком говорится в тексте? Объясните, как вы понимаете значения выделенных выражений.
  • Найдите в предложениях предлоги. Выпишите предлоги вместе с именами существительными.

188. Прочитайте. Какие имена существительные с предлогами перепутали свои места?

      С горки Саня тянет сани.
      В горку сани едут сами.

  • Исправьте ошибки! Запишите скороговорку правильно.

189. Прочитайте.

1. Береги нос в... мороз. 2. На... цветок летит мотылёк. 3. В... водице и лягушка певица. 4. У... собаки своя кличка. 5. Без... углов избу не рубят. 6. Пир на... мир. 7. От... искры да большой пожар.

  • Спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.

    Слова для справок: весь, алый, всякой, большой, своей, четырёх, малой.

Обратите внимание! ! Между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово.

190. Прочитайте.

  • Запомните употребление предлогов в этих сочетаниях слов.
  • Запишите сочетания слов. Устно составьте предложение с одним из них.

191. Прочитайте.

Шёл по узкой тропинке, работаю в книжном магазине, пришёл из музыкальной школы, вырос под высокой осиной, летели над ночным городом, у синего моря.

  • Запишите сочетания слов без имён прилагательных. Подчеркните предлоги.

шё л

192. Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предложение.

    Утром, ставила, корм, утятам, хозяйка.
    К, боялись, тарелке, утята, подходить.
    Пугала, стрекоза, их, злая.
    Во, однажды, утёнок, Алёша, пришёл, двор.
    Зажужжала, стрекоза, вдруг.
    Летела, на, прямо, она, тарелку.
    Хотели, убежать, утята.
    Не, смелый, но, испугался, Алёша.
    Он, стрекозу, за, схватил, крыло, клювом.
    Насилу, она, вырвалась.
    С тех пор, в, злодейка, прилетала, сад, не.

  • Составляют ли предложения текст? Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и текст.
  • Какой рассказ Бориса Житкова вы вспомнили?

Проверь себя

1. Составьте сообщение на тему «Что я узнал(а) о предлоге как части речи» по данному плану:

  1. Что такое предлог? Для чего служат предлоги?
  2. С какой частью речи употребляется предлог?
  3. Как пишутся предлоги со словами?
  4. Перед какой частью речи предлог не ставится?

2. Расшифруйте запись. Запишите предложение. Подчеркните в нём предлоги.

ПРИГОТОВИЛАЛАРИСАДЛЯБОРИСАСУПИЗРИСА

3. Прочитайте. Вставьте пропущенный предлог в каждое сочетание слов. Запишите.

Прийти ____ школы. Выйти ____ автобуса. Приехать ____ Сибири. Идти ____ концерт.

4. Прочитайте скороговорку. Чем она интересна?

      Горюет норка у горы -
      Не добраться до норы.
      На горе у норки норка -
      Не доступна норке горка.
      (Е. Весельева)

  • Спишите. Найдите слово со значением «хищный пушной зверёк с коричневой блестящей шерстью». Подчеркните это слово. А какое значение имеет другое слово, которое так же пишется и произносится?
  • Обведите в кружок предлоги.