Конспект урока географии в 6 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Литосфера»

Цель:

Проверить и закрепить знания учащихся по теме: «Литосфера».

Задачи:

    Продолжать развивать умение работать с картой.

    Создать условия для самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации.

    Создать условия для развития умений организации поисковой и исследовательской работы.

    Создать условия для: развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности.

    Расширить сведения учащихся о земной коре.

    Развивать познавательный интерес к предмету.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, раздаточный материал, интерактивная доска, ПК, проектор.

ХОД УРОКА.

I .Орг.момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем заключительный урок по теме: « Литосфера». Вспомним всё ,что мы проходили и узнаем много нового и интересного!

    Сообщение темы и цели урока .

- На этом уроке мы с вами повторим все, что изучали в теме

« Литосфера» .(см. слайд 1-2 - сообщение темы и цели урока)

    Систематизация знаний уч-ся:

1. Есть на всё в программе мера.

Наша тема «Литосфера»

Завершилась, как не жаль,

И теперь зовёт нас в даль.

Литосфера – оболочка,

Только рано ставить точку:

Знанья о земной коре

Пригодятся детворе

Слайд № 1

Географический диктант

Цель : Проверка географической номенклатуры по данной теме.

    Оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии.

2.Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры.

3.Конусообразная, куполовидная или иной формы гора с углублением на вершине, через которое происходит извержение магмы.

4.Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения.

5.Магма, излившаяся на поверхность земли.

6.Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.

7.Части земной поверхности с сильно расчленённым рельефом и высоко поднятые над равниной.

8.Части земной поверхности с различием относительных высот не более 200 м.

Слайд № 2

Учитель:

Все готовы отвечать?

Ну с чего бы нам начать?

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Ученики : Литосфера – это оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии.

Учитель : Каково внутренне строение Земли.

Ученики : Ядро, мантия, земная кора.

Слайд № 3

Слайд № 4

Учитель:

Чем сложена литосфера? Назовите основные группы горных пород

Ученики:

Учитель: Открываем рабочие тетради и записываем число, классная работа. Выполняем задание № 1 в карточке.

Слайд № 5

Учитель:

Выделите из указанных пород магматические, осадочные и метаморфические

Гранит, глина, известняк, базальт, песок, нефть, гнейс, пемза, каменный уголь, мрамор, каменная соль, гипс, кварцит

Учитель: Проверяем

Слайд № 8-10

Ученики:

Магматические Осадочные Метаморфические

гранит глина гнейс

базальт известняк мрамор

пемза песок кварцит

нефть

кам. уголь

кам. соль

гипс

Учитель:

Какие основные формы рельефа выделяют на суше?

III .ФИЗМИНУТКА:

Нарисовать глазами горы, равнины, овраг.

Нарисовать двумя руками виды рельефа (горы низкие, средние и

высокие, равнины, холмы, овраги)

Слайд № 8

Учитель:

С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры.

Трудно, дети, или просто

Вам расставить их по росту?

Назовите принцип деления гор по высоте

Слайд № 9

Ученики:


От 2000 м и более

Средние

от 1000 м до 2000 м

Низкие

до 1000 м

Слайд № 10

Учитель: Назовите и покажите на карте:

    самые высокие горы на Земле

    самые высокие горы в России

    самые длинные горы на Земле

    самые длинные горы в России

Ученики:

    Гималаи – вершина г.Эверест

    Кавказские – вершина Эльбрус

    Анды – вершина Аконкагуа

    Уральские – вершина Народная

Слайд № 11

Учитель:

А теперь друзья сравним

По высотам вид равнин.


Слайд № 12

Ученики:

По абсолютной высоте выделяют три группы равнин:

    Низменность (0-200м)

    Возвышенность (200-500м)

    Плоскогорье (500-1000м)

Слайд № 13

Учитель:

Определите каким цветом
на физической карте показаны равнины:

Ученики:

Западно – Сибирская равнина

(зеленый цвет)

Среднерусская возвышенность

(жёлтый цвет)

Среднесибирское плоскогорье

(оранжевый цвет)

Слайд № 14

Учитель:

Определите равнину:

По своей высоте относится к низменностям. Расположена на севере материка Евразия между 52* и 73* с.ш., а также 61* и 88* в.д.

На севере омывается водами Карского моря, на востоке протекает река Енисей, на юге располагается Казахский мелкосопочник, на западе – Уральские горы.

Ученики : Западно – Сибирская равнина

Слайд № 15

Учитель:

Я даю координаты.

Поищите-ка ребята,

На каких материках

Гор вершины в облаках

3* ю.ш., 38* в.д.

29* с.ш., 87* в.д.

62* с.ш., 150* з.д.

31* ю.ш., 70* з.д.

Ученики:

Г. Килиманджаро (Африка)

Г. Эверест (Евразия)

Г. Мак-Кинли (Северная Америка)

Г. Аконкагуа (Южная Америка)

Слайд № 16-17

Учитель:

А теперь словарь по теме.

Чтоб сберечь урока время,

Я читаю вам куплеты,

Вы пишите лишь ответы.

От дождей, текучих вод

Он растёт из года в год.

Он полей равнинных враг,

Как зовут его?

Ученики : Овраг

Чтоб узнать глубины вод

Что применим?

Ученики : Эхолот

Взлетают пыль и кучи пепла,

В земле бушует бог Огня.

Какие горы Этна? Гекла?

Ещё вопрос вам от меня.

Ученики: Вулканы

Бьёт источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан,

Фонтан вам тот известен.

Ученики: гейзер

Слайд № 19-22

Учитель: А теперь работа с интерактивной доской (задание см.Приложение)

Я слова читаю вам,

Вы прислушайтесь к словам.

Может, лишние попали?

Докажите, как узнали.

Ученики:

    Ядро, мантия, впадина, земная кора

    Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер

    Кратер, лава, мантия, жерло

    Глина, гранит, известняк, песок

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. План-конспект урока географии [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

План-конспект урока географии представляет собой педагогическую разработку в рамках учебного плана по предмету география. В настоящее время сильно возросли требования к уровню преподавания географии. Поэтому, чтобы занятие было проведен на высшем уровне, лучше всего предварительно составить .

План-конспект урока географии: особенности составления

План-конспект урока географии обязательно должен включать в себя наглядность. Красочные слайды, обилие плакатов позволят учащимся лучше освоить новую информацию. План-конспект урока географии составляется в соответствии со стандартной схемой подготовки конспекта:

  1. изучить учебный план по предмету география;
  2. написать номер и тему урока географии в соответствии с учебной программой;
  3. сформулировать цели и задачи урока в соответствии с требованиями современной педагогической науки;
  4. составить план урока;
  5. описать предполагаемый ход урока.

Рекомендуемыми элементами план-конспекта урока географии является использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). К сожалению, некоторые педагоги, особенно учителя "старой школы" считают, что использование ИКТ на уроке географии может затмить заслуги педагога. Однако, на наш взгляд, в век высоких технологий ИКТ на уроке подчеркнут высокий профессионализм и эрудицию педагога.

Составляя план-конспект урока географии , важно помнить, что план занятия пишется в краткой форме по основным этапам урока. Самым удобным способом оформления план-конспекта урока географии является табличная форма. Ход урока представляется в виде таблицы следующего содержания:

Этап урока

Приемы и методы

Время, минут

... ... ... ...

Под таблицей указывается домашнее задание, которое учащиеся получат на следующий урок. Однако данная форма план-конспекта урока географии не является обязательной. Очень много педагогов предпочитают стандартный вид план-конспекта урока географии.

Каждый учитель при составлении план-конспекта урока географии должен видеть и раскрывать связь географии с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.

Самое главное при составлении план-конспекта урока географии - это то, что важно запомнить для себя тот факт, что план-конспект - это необходимая составляющая при подготовке к уроку. Все заранее должно быть продумано. Но предугадать все события, все мысли и ответы учащихся не возможно. Поэтому нужно уметь импровизировать и терять нить урока при появлении нестандартных ситуаций.

План-конспект урока географии в 6 классе

Тема урока географии "Стороны горизонта"


Цели урока:

Изучить новый материал: определение сторон горизонта на плоскости и азимута.

Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

Развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство товарищество и помощи.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Объяснение нового материала;

3. Закрепление нового материала;

4. Объяснение нового материала;

5. Закрепление пройденного материала;

6. Подведение итогов урока;

7.Домашняя работа.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, поиграть. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.

2. Объяснение нового материала.

Учитель: А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. Узнайте сказку.

(Будур подала магрибинцу кубок вина, в которое она подсыпала сонного порошка. Магрибинец выпил и сразу же уснул. Алладин вбежал и вытащил лампу из-за пазухи. Потер ее и сейчас же появился Маймун, раб лампы. "Что прикажешь хозяин?" - спросил Маймун. "Отнеси дворец на прежнее место!" - сказал Алладин. "А что сделать с ним"? - спросил Маймун, указывая на магрибинца. "А пусть идет на все четыре стороны, " - ответил Алладин. Через мгновения дворец уже стоял напротив дворца султана. Султан встретил их, плача от радости.

Алладин долго и счастливо жил со своей Будур, султаном и с матерью.)

Учитель: Что же это за сказка? А о каких четырех сторонах идет речь? Правильно, стороны горизонта. Это тема нашего урока. Открываем тетради и записываем тему урока. Давайте с ними познакомимся.

(Учитель показывает и объясняет, а учащиеся рисуют и записывают стороны горизонта в тетради.)

3. Закрепление нового материала.

Учитель: Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта. С Чебоксарского аэропорта отправляются рейсы Чебоксары- Сидней, Чебоксары – Лондон, Чебоксары – Рио - де – Жанейро, Чебоксары-Тбилиси. Какой курс должны держать пилоты, что бы не сбиться с курса?

(Учащиеся записывают объект и сторону горизонта)

А вы хотите побывать в этих городах? А какой город вы бы предпочли? Почему?

А теперь проверим. Поднимите руки у кого правильно. Молодцы!

Физкультминутка.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение - азимут. Что же такое азимут? Открываем учебники на стр. 15, и прочитаем определение азимута. А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке.

(Учитель объясняет и показывает на слайде азимут сторон горизонта, а учащиеся записывают их в тетради.)

5. Закрепление пройденного материала.

Учитель: А теперь проверим вашу внимательность. Оставив, с верху 5 см. в середине листа поставьте точку. От этой точки проведите линию:

  • по азимуту 0 - 6 клеток и поставьте букву Г
  • по азимуту 180 - 6 клеток и поставьте букву З
  • по азимуту 90 - 6 клеток и поставьте букву Р
  • по азимуту 270 - 6 клеток и поставьте букву Н
  • по азимуту 45 - 1 клетку и поставьте букву О
  • по азимуту 225 - 1 клетку и поставьте букву О
  • по азимуту 135 - 1 клетку и поставьте букву И
  • по азимуту 315 - 1 клетку и поставьте букву Т

Теперь соедините буквы по порядку, чтобы получилось слово, обозначающая видимую линию слияния части земной поверхности с небом. И если вы все сделали правильно, то у вас получится вот этот рисунок.

А теперь усложняем задачу и поиграем в игру "Географический лабиринт". Мы попали в сложный лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта вы должны будете нарисовать свой путь в тетради. Оставив сверху 6 см., в середине листа поставьте точку. Не отрывая карандаш от тетради, выполните следующие мои действия.

(Учащиеся рисуют в тетради, выполняя задание, находящееся на экране.)

Учитель: Ваш путь должен иметь следующий рисунок.

Поздравляю вас с успешным выходом из лабиринта. Те, которые не смогли сегодня выйти из лабиринта не расстраивайтесь, ваши товарищи наверняка вам помогут и не оставят вас в беде. Ведь для этого и нужны настоящие друзья. А дома еще раз выучите стороны горизонта и тогда, в следующий раз, все получится. Ну а те, которые смогли правильно пройти трудный путь, вы назначаетесь капитанами ваших кораблей и в доброе плаванье! А куда бы вы хотели отправиться в плаванье? А почему именно туда? Путешествие- это не просто. Океан может преподнести много сюрпризов. Он бывает то спокойный, то бушующий, то успокаивающий, то волнующий.

Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море и злей бурлит.
И пена плещет о гранит-
То прянет, то отхлынет прочь.
Вот уж понемногу непогодь стихает;
Ветер с листьев воду веником сметает.
Тучки разлетелись, словно птицы в гнезда,
Бисером перловым высыпались звезды.

А теперь садимся к компьютерам и попробуйте найти информацию о месте вашего путешествия через Интернет.

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.

(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки.)

7. Домашняя работа.

Учитель: Чтобы лучше выучить стороны горизонта, потренируйтесь по рабочим тетрадям. Задание № 1,2,4,5

Разработка проблемного урока географии

по теме

«Антарктида»

Цели урока: формирование знаний и навыков исследовательской работы в школе.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока : лекция с элементами беседы.

Задачи урока:

Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье: своё и окружающих.

Обучающие: 1)познакомить учеников с историей открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р.Амундсена и Р.Скотта;

2)выявить особенности сурового климата материка, причины возникновения и взаимосвязь с физико-географическим положением;

3)углубить познания учащихся об Антарктиде в виде исследовательской работы на уроке.

Развивающие: 1)продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления;

2)развивать умение формулировать выводы;

3)развивать четкость и образность речи.

Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты путешественников, материки на магнитах, цитаты и карточки сбора в экспедицию.

Эпиграф урока: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» Теннисон.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие класса.

2. У вас на столах лежат листочки. Выполните задание.

3. Взаимопроверка. Выставление оценок.

4. - Я хочу предложить вам пройти путём одной пропавшей экспедиции и выяснить, какие ошибки были ею допущены, и можно ли было их избежать. Вы, наверное, уже знаете, что ни одной науке не принесено столько жертв, сколько сложено на алтарь географии.

Дело нам предстоит трудное, важное, и поэтому девизом в работе нашей экспедиции пусть будут слова английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Я уверена, что вместе нас не остановят никакие преграды, и мы справимся со всеми трудностями.

Начнём с того, что же мы знаем об этой пропавшей экспедиции?

1. Экспедиция отправилась в труднодоступный район земли, который долгое время не могли обнаружить, однако поиски велись многими исследователями.

Давайте и мы пойдём по этому пути.

Попробуйте вспомнить хронологию создания карты материков. (остановиться на Австралии).

Однако сам Джеймс Кук не был уверен, что теперь на карту нанесены все материки, но считал не целесообразным дальнейшие исследования.

Нам прислали запрос из Австралийского музея истории со словами Дж. Кука. Что же говорил он о дальнейших открытиях на земном шаре? (озвучивает ученик):

«Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда так и не будут обследованы».

Итак, какой же ещё южный материк не был открыт, и на это место ученые ещё долгое время ставили знак вопроса?

Так вот, ребята, тема нашего урока сегодня – АНТАРКТИДА,

2. Изучение нового материала.

- А вы знаете, почему это материк так называется?

Название «Антарктида» происходит от греческого слова «анти » - против, т.е. территория, лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.

Однако, это высказывание опровергла русская экспедиция под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, которые на кораблях «Восток» и «Мирный» открыли материк Антарктида, но лишь через 50 лет. Это произошло 28 января 1820 г.

Итак, путешествие русских исследователей началось 16 июля 1819 г., когда корабли покинули порт Крондштадт в Балтийском море. Через 3,5 месяца они подошли к столице Бразилии – г. Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс на юг в неизвестные районы полярного океана. Чем ближе к югу, тем становилось холоднее. Вскоре показались первые айсберги. Вначале 1820 г. был открыт ряд островов. Плавание было трудным и опасным, но единственным поводом прекратить экспедицию могла служить только смерть, таково было указание правительства России.

И однажды участники этой экспедиции оказались в подобной ситуации – их корабли оказались заточены во льдах (просмотр слайда айсберги) и лишь умелое руководство командиров спасло экспедицию от гибели.

(Записываем имена, названия, даты)

В то время существовали такие законы, что стране-первооткрывателю принадлежала вновь открытая территория, к сожалению, в наше время всё по другому, но мы можем с полным правом гордиться тем, что первыми Антарктиду открыли русские.

Но ещё Джеймс Кук предупреждал:

«Если кто-либо обнаружит решимость и упорство…и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что мру его открытия не принесут никакой пользы».

Однако наша пропавшая экспедиция решила проникнуть в самое сердце материка. Но, что же является центром Антарктиды? Назовите координаты.

Итак, мы с вами отправляемся на поиски пропавшей экспедиции.

Какой главный фактор будет влиять на выбор одежды, обуви, транспорта, инструментов?

Ребята, климат играет очень важную роль, поэтому давайте остановимся на нем подробнее.

Посмотрите еще раз на карту и скажите, где находится Антарктида (работаем с ФГП материка с помощью учителя).

    Определите положение Антарктиды относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. (Материк пересечён всеми меридианами Земли, почти целиком лежит за Южным полярным кругом.)

    Эта единственная точка южного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг её оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней только в одном направлении.

Самой северной точки (63°13 ю. ш. 57°18 з. д . ) являются самой северной точкой конт инента.

Антарктиду часто называют:

СТРАНА МОРОЗОВ И ЖЕСТОКОГО СОЛНЦА

ХОЛОДИЛЬНИК ЗЕМЛИ

Почему же Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?

А теперь давайте подтвердим правильность ваших слов по климатической карте атласа (работа с картами атласа).

Почему в июле холоднее, чем в январе?

Почему Антарктиду называют холодильником Земли, ведь есть же ещё и Северный полюс, однако там таких низких температур не наблюдается?

От морозов может даже лопаться роговица глаз и возникать такая болезнь как снежная слепота. А от чистого и холодного воздуха случаются обморожения лёгких, возникает кашель.

Посмотрите, ребята, при каких условиях проходила экспедиция.

Ещё Антарктиду называют материком

ЛЕДЯНОГО КОНТИНЕНТА

ЛЕДЯНЫМ ПОГРЕБОМ

(видеофрагмент и комментарии учителя)

Почему же не тают эти льды?

Отчего двигаются огромные глыбы льда и самостоятельно сползают в океан?

Итак, мы видим, что Антарктида – это страна морозов, льда, жестокого солнца. Тогда какое атмосферное давление здесь образуется? (высокое)

И в связи с этим Антарктиду ещё называют

СТРАНА ПУРГИ

Ребята, сегодня, прямо к нашему уроку пришло сообщение о погоде из метеорологической службы, которое попросила прислать ваша одноклассница.

К сожалению, некоторые строчки расплылись, и осталось понятным только сообщение о ветре. Давайте зачитаем эти строчки:

«Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным как вода. Два человека не связанные верёвкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рёв урагана заглушает всё. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома видны только на расстоянии нескольких метров».

Физминутка

Антарктида – белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх, шире, ниже,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О тюленях, о китах, о суровых холодах!

А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

Итак, Антарктида – это материк

Морозов и жесткого солнца

Холодильник земли

Ледяной континент

Ледяной погреб

Страна пурги

Учитывая всё это, мы можем собираться в путь – на поиски пропавшей экспедиции.

В какое время года нам лучше отправиться почему?

Ребята, у меня есть два рюкзака и вещи (СЛАЙД). Чтобы вы взяли с собой, отправляясь на поиски пропавшей экспедиции? Почему?

Теперь мы готовы отправиться в путь. У нас получилось два рюкзака, которыми воспользовались две разные экспедиции (СЛАЙД).

Одну из них возглавил норвежский исследователь Руал Амундсен (1872-1928), который заранее решил посвятить себя полярным исследованиям.

Климат Норвегии близок к климату Антарктиды. Это помогло ему в выборе необходимых предметов при снаряжении экспедиции.

В начале антарктической весны 1911 года Р. Амундсен вместе с четырьмя товарищами двинулся в путь. Они ежедневно проходили 30 км по высоте 4000 м. экспедиция Р. Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и легко преодолевала расстояния.

14 декабря 1911 года Руал Амундсен разбил палатку на Южном полюсе и поставил норвежский национальный флаг. Экспедиция Р. Амундсена благополучно вернулась домой.

Второй экспедиции, на поиски которой мы направляемся, не суждено было вернуться. Поэтому давайте попытаемся найти ошибки, которые допустила пропавшая экспедиция.

Вторую экспедицию возглавил англичанин Роберт Скотт. Она отправилась на судне «Терра-Нова» («Новая Земля» из Новой Зеландии).

Достигнув Антарктиды, английская экспедиция высадилась и дальше двигалась на санках, запряженных лошадьми и моторных санях (СЛАЙД).

Какую ошибку допустили англичане, собираясь в экспедицию? Что случилось с лошадьми и санями? Почему это произошло?

В суровых условиях пришлось двигаться Р. Скотту и его товарищам, но, тем не менее, они не сдавались и продолжали свои поиски. И, наконец, 18 января 1912г. эта экспедиция достигла Южного полюса. Но их ждало разочарование, на полюсе уже стояла палатка, и реял норвежский флаг.

Но, как известно, природа ошибок не прощает, и когда измотанные и уставшие за 79 дней участники экспедиции отправились обратно, силы были уже на исходе.

Двое заболело снежной слепотой, один из путешественников сошел с ума и умер. Но особенно страдал один из них по имени Отс. Он обморозил обе ноги, и каждый шаг доставлял ему неимоверные страдания. Однажды он вышел навстречу пурге и, все понимали, что обратно он уже не вернется.

Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антарктиды от холода и голода в 18 км от продовольственного склада. Путь им преградила пурга.

Сегодня на уроке у нас есть последнее письмо, которое было адресовано жене, нет, вдове Р. Скотта.

Он писал:

«…мы знали, что идём на риск. Обстоятельства не благоприятствовали нам; нам не на что жаловаться и остается лишь покориться проведению, решив дождаться конца…».

Над телами погибших соорудили большой холм из снега и льда с опознавательным знаком на вершине – большим крестом из красного дерева со словами: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Как вы думаете, сейчас можно найти могилу Скотта и его товарищей? Почему?

Впоследствии через много-много лет от ледника отколется айсберг с их телами и как огромный белый парусник отправится в своё последнее путешествие.

В жизни каждого человека бывают сложные моменты, но при любых условиях важно бороться и искать, найти и не сдаваться! Это девиз сильных людей. И пусть эта пропавшая экспедиция была не первой на Южном полюсе, но подвиг капитана Скотта и его спутников до сих пор живёт в памяти людей и является эталоном мужества и отваги.

3. Закрепление знаний.

Итак, как вы думаете, почему экспедиции Р.Скотта не суждено было вернуться?

Какие ошибки они допустили, и был ли шанс спастись?

(Ошибки:- не учли суровые климатические условия; - неправильно выбрали оборудование и средства передвижения).

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

5. Домашнее задание: с. 250-254, запишите ошибки, допущенные экспедицией в тетрадь. Наиболее яркие, запомнившиеся вам моменты путешествия изобразите в тетради в виде рисунка.

Не знаете, как писать конспект по параграфу? Все не так и сложно.

Любой конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того, как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших знаний и их оценка преподавателям.

Вы думаете, что конспекты на дом задаются от нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали, какие мысли вы увидели в тексте.

Бывает так, что конспект есть, конспект красивый, но выписал студент не то, что нужно. Поэтому, дорогие студенты, конспектирование – это не только тренаж чистописания, но и в определенной мере средство повышения ваших компетенций, которые, собственно говоря, и делают из студента настоящего специалиста-эксперта.

Главное правило хорошего конспекта

Поэтому, отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу. Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению.

Кстати, это правило – универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.

Что еще вам поможет?

Считается, что необходимо не только выделять все требующие того фразы и определения по параграфу, но и попытаться структурировать весь текст в общем, располагая важную информацию в последовательности расставленных заранее приоритетов.

Необходимость конспекта возникает тогда, когда нужно переработать большой объём информации за короткое время. Записи помогают воспроизвести в памяти необходимую и самую важную информацию по изученному параграфу.

Что такое свободный конспект?

Существует так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты, план и тезисы. Данный тип является самым качественным. С его помощью студент может быстро привести нужный пример и сориентироваться в вопросе, который ему был поставлен.

Плюс свободного изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа даже спустя длительный промежуток времени. Но такой конспект подходит для учебы не всегда, например, для выступления на конференции лучше делать конспект, больше напоминающий план или тезисную форму.

А вот конспект с большими выписками нужен тогда, когда вы перерабатываете литературу по теме реферата, курсовой или дипломной работы. В таком случае, кроме самих выписок обязательно нужно указывать название источников, откуда они взяты, а также желательно на полях ставить и конкретные страницы. Это поможет не только найти цитату позже в книге, но и сделать на нее ссылку в дипломе или в том же реферате.

Как писать конспект по параграфу?

Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.

Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.

Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать выводы, привести примеры и факты.

Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.

Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.

Теперь у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.

#Sтуденты. Старики-разбойники – видео

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Профессиональное училище с. Домашка»

Профессия: Хозяйка(ин) усадьбы, 35.01.23

Предмет: География

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: Региональная характеристика мира.

Итоговый урок

Преподаватель: Егорова Наталья Петровна

Методическая разработка

открытого урока по географии.

Тема: Региональная характеристика мира.

Форма проведения урока: урок – путешествие.

Цели: - формировать навыки поведения в нестандартных ситуациях

Развивать познавательный интерес

Развивать мышление и память, коммуникативные навыки общения, умение слушать и слышать.

Урок – путешествие является обобщающим по трем темам:

Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка. На изучение, которых отводится 40 часов. На уроках учащиеся знакомятся с экономико-географическим положением стран, их природой, населением, промышленностью, сельским хозяйством и культурой. Это последний урок - обобщения позволяет повторить и обобщить полученные знания.

Сложность заключается в том, что для того чтобы хорошо усвоить данный материал нужно, выучить много названий, новых понятий и самое главное нужно хорошо знать географическую карту.

Урок – путешествие – эту форму урока, можно широко использовать на уроках географии. Эффективность данного способа обучения достигается сочетанием коллективных форм работы с индивидуальной повышенной отдачей каждого ученика, а также положительным эмоциональным настроем учащихся за счёт игровой деятельности и проведения конкурсов.

Можно использовать все виды контроля за знаниями учащихся: индивидуальный, устный, тестирование.

Используются формы самоконтроля, взаимоконтроля, стимулирующий характер оценки. Есть возможность проверить уровень знаний, осмысление, запоминание и применение знаний в новой ситуации.

Для проведения игры, ученики делятся на две команды, во главе команды­ – капитан. В задачу команд входит коллективная подготовка к уроку, о проведении которого учащимся сообщается за две недели. Каждая команда в качестве домашнего задания готовит тест по одной из тем. Выбирается - жюри, которое будет состоять из учащихся: по 2 человека от каждой группы и 2-х приглашенных учителей. Во время игры болельщикам будут предложены вопросы и задания, ответив на которые они могут принести своей команде дополнительные баллы.

Поскольку игра предусматривает не только коллективную работу, но и индивидуальную, то итог работы подводится по баллам, полученным командой, но оценки получают все. Игроки выигравшей команды получают один балл дополнительно. Отдельно отмечаются наиболее удачные и оригинальные ответы.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

Тема урока: Региональная характеристика мира (Зарубежной Европы и Азии, Северной Америки)

Цели урока:

Образовательные цели: повторить и обобщить знания учащихся по темам

общая характеристика мира, Зарубежная Европа, Северная Америка, Зарубежная Азия.

Развивающие цели: развить творческие возможности учеников, навыки самостоятельной и коллективной работы, развивать внимание, память, смекалку.

Воспитательные цели: выработать чувство ответственности,дисциплинированности, умение работать в коллективе, навыки общения, умение слушать и слышать.

Тип урока: обобщение и повторение знаний учащихся.

Оснащение урока: карта мира, учебники, доска, мел, карточки с заданиями,

компьютер, экран, жетоны в форме звезд.

Форма проведения урока: урок – путешествие.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Вступительное слово преподавателя (3 мин)

3. Урок - путешествие, игра – соревнование по географии (35 мин).

4. Подведение итогов (5 мин).

Первая остановка: « Четвертый лишний » мы здесь остановились чтобы повторить номенклатуру (страны, реки, озера). Нужно из представленного ряда названий, исключить лишний вариант. За каждый правильный ответ дается 1 балл. На обсуждение дается 2-3 мин. Учитель раздает командам карточки с заданием, или задание выводится на экран (приложение 1).

Победившая команда, получает - красную звезду, а проигравшая - желтую, звезды вывешиваются на доску.

Ответ: должны быть вычеркнуты – 1)Афины, 2) Виктория, 3) Эстония,

4) Ла – Манш, 5) Гималаи.

Вторая остановка: « Страноведение». Мы тут остановились, чтобы повторить столицы, изученных нами стран. Нужно подобрать пары по принципу « страна – столица» (командам выдаются листочки с заданием). За каждый правильный ответ дается 1 балл. (Приложение 2).

На обсуждение дается 3-4 мин. Пока учащиеся думают, болельщикам предлагается найти в таблице « Спрятанные страны» (смотри в приложении 3) Та команда болельщиков, которая нашла больше стран, приносит своей команде 3 балла.

1. Болгария а) Белград

2. Бельгия б) Копенгаген

3. Португалия в) Афины

4. Дания г) Лиссабон

5. Румыния д) София

6. Греция е) Брюссель

7. Югославия ж) Бухарест.

Ответ: 1 – д, 2 – е, 3 – г, 4 – б, 5 – ж, 6 – в, 7 – а.

Третья остановка: «Как прекрасен этот мир! » Тут мы остановились, чтобы полюбоваться на прекрасные памятники архитектуры, которые находятся в изученных нами странах. Вам нужно вспомнить, в каких странах (городах) находятся следующие достопримечательности и как они называются: (показываю на экране снимки). За каждый правильный ответ дается 1 балл.

1. Статуя Свободы (Нью – Йорк, США)

2. Колизей (Рим, Италия)

3. Стоунхендж (Великобритания)

4. Нотр – Дам (Париж, Франция)

5. Эйфелева башня (Париж, Франция)

6. Пизанская башня (г.Пиза, Италия)

7. Тадж – Махал (г.Агра, Индия)

8. Собор Василия Блаженного (г. Москва, Россия).

Четвертая остановка: «Угадай страну» А теперь мы перемещаемся в страну Угадайка! Чтобы вспомнить об особенностях развития промышленности стран, Зарубежной Европы.

Каждой команде поочередно задаются вопросы. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

На обсуждение дается - 30 сек.

1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.

2. « Молочная ферма» Европы.

3. « Стальное герцогство».

4. Производитель почтовых марок, фешенебельный курорт, игорный рай.

5. В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс.км 2 , а население – на 17млн. человек.

6. В стране работает фабрика « Кох-и-нор», выпускающая 1млн. карандашей в день.

7. Страна банкир.

8. Страна, непрерывно воюющая с морем.

9. « Лесной цех» Европы и страна 80 000 озер.

10. Страна – родина паровозов и метрополитена.

Ответы:1. Греция 6. Чехия

2. Швейцария 7. Швейцария

3. Люксембург 8. Нидерланды

4. Монако 9. Финляндия

5. Германия 10. Великобритания.

Пятая остановка: «Картография» Тут мы остановились, чтобы по контурам определить страну, которая изображена на фрагменте карты.

Раздаю командам карточки, на которых изображены фрагменты карты.

Учащиеся должны назвать указанные на них страны. За каждый правильный ответ дается 1 балл. На обсуждение дается 2-3 мин.

Шестая остановка: «Тестоград». Вы должны решитьтест.

На обсуждение дается 3-4 мин. Пока обучающиеся решают тест болельщикам предлагается ответить на вопросы. Каждый ученик, ответивший на вопрос, может отдать этот балл команде, за « которую болеет».

а) Лондон в) Москва

б) Париж г) Берлин

2. Сколько озёр в Финляндии?

а) 1000 б) 6000

в) 16000 г) 80000

а) Канада в) Россия

б) Китай г) США

4) Какая гора самая высокая?

а) Килиманджаро в) Эльбрус

б) Монблан г) Эверест

а) Монако

б) Люксембург

в) Ватикан

г) Лихтенштейн

а) в Румынии

б) в Великобритании

в) в Шотландии

г) в Испании

а) парниковый газ

б) индийская накидка

в) государство в Гималаях

г) горный хребет.

8) Португалия расположена

а) в Африке

б) на Балканах

г) в Центральной Европе

9) Что связано с Голландией?

а) голуби б) сыр

в) спаржа г) черешня.

10) Тирана – это столица

а) Албании в) Румынии

б) Греции г) Германии

Ответ: 1) б; 2) г; 3) б; 4) г; 5) в; 6) в; 7) в; 8) в; 9) б; 10) а.

Последняя наша с вами остановка: « Разгадайка »

Нужно разгадать предложенные ребусы, где зашифрованы названия столиц, изученных стран (см. приложение). За каждый правильный ответ дается 3 балла.

На обсуждение дается 30 секунд.

Подведение итогов: спросить у обучающихся названия станций, на которых останавливались. Какая была самой интересной и почему?

После проведения всех конкурсов жюри подводит итоги и объявляет команду - победителя. Учитель оценивает работу всех обучающихся и ставит всем оценки.

Домашнее задание: Поскольку урок наш необычный, такое же будет и

Д/з. Составьте кроссворд по одному из изученных нами регионов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

1) Болгария, Франция, Афины, Румыния.

2) Верхнее, Виктория, Мичиган, Гурон.

3) Париж, Мадрид, Берлин, Эстония.

4) Рейн, Дунай, Ла – Манш, Висла.

5) Сахара, Каракумы, Гоби, Гималаи.

1) Болгария, Франция, Афины, Румыния.

2) Верхнее, Виктория, Мичиган, Гурон.

3) Париж, Мадрид, Берлин, Эстония.

4) Рейн, Дунай, Ла – Манш, Висла.

5) Сахара, Каракумы, Гоби, Гималаи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Болгария а) Белград

2. Бельгия б) Копенгаген

3. Португалия в) Афины

4. Дания г) Лиссабон

5. Румыния д) София

6. Греция е) Брюссель

7. Югославия ж) Бухарест.

1. Болгария а) Белград

2. Бельгия б) Копенгаген

3. Португалия в) Афины

4. Дания г) Лиссабон

5. Румыния д) София

6. Греция е) Брюссель

7. Югославия ж) Бухарест.

Тестоград

а) Лондон в) Москва

б) Париж г) Берлин

2. Сколько озёр в Финляндии?

а) 1000 б) 6000

в) 16000 г) 80000

3) Какая страна самая густонаселенная?

а) Канада в) Россия

б) Китай г) США

4) Какая гора самая высокая?

а) Килиманджаро в) Эльбрус

б) Монблан г) Эверест

а) Монако

б) Люксембург

в) Ватикан

г) Лихтенштейн

6) В какой стране мужчины носят юбки?

а) в Румынии

б) в Великобритании

в) в Шотландии

г) в Испании

7) Что означает слово « бутан»?

а) парниковый газ

б) индийская накидка

в) государство в Гималаях

г) горный хребет.

8) Португалия расположена

а) в Африке

б) на Балканах

в) на западе Пиренейского полуострова

г) в Центральной Европе

9) Что связано с Голландией?

а) голуби б) сыр

в) спаржа г) черешня

10) Тирана – это столица

а) Албании в) Румынии

б) Греции г) Германии

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Найдите в квадрате названия восемнадцати государств.


География на все 100!

СТО _ - сторона света.

СТО _ - начало реки.

География на все 100!

Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, название и именами, в которых есть числительное 100.

СТО _ - сторона света.

СТО _ - начало реки.

СТО _ _ _ _ - главный город страны.

СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.

СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.

СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане

СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.

СТО_ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.

СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноименный город в Замбии.

Вопросы для болельщиков:

1. Какой континент пересекают все меридианы? (Антарктида)

2. Какой вид энергии используется 2/3 домов в Израиле для нагрева воды? (Солнечная)

3. Правда ли, что вся суша Земли могла бы разместится на территории, равной по площади Тихому океану (правда)

4.Как называется в Северной Америке то, что в России именуют степи? (прерии)

5. Почему Ирландию называют “Изумрудным островом”? (большая часть острова покрыта луговой растительностью)

6. В каком море ловят рыбу жители 3-х частей света? (Средиземном)

7. Какой материк не имеет рек? (Антарктида)

8. Какой пролив разделяет 2 моря, 2 океана, 2 полуострова, 2 части света, 2 государства? (Берингов)

9. Где обитает самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает и что это за птица? (Австралия, страус)

10. Где обитает птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая и что это за птица? (В Антарктиде, пингвин)

11. Назовите наименьшее по численности населения государство мира.

(Ватикан)

12. Какая страна в мире самая населённая? (Китай)

13. В какой стране самый высокий уровень продолжительности жизни? (Япония)

14. В какой стране ежегодно строят самый большой в мире дворец из снега?

(Финляндия)

15. В том государстве дожди и туманы,

Дождь, как из сита, льёт, моросит,

Ну, а туманы гуще сметаны-

В воздухе шляпу повесишь - висит! (Англия)

16. Взглядом карту я окину-

Вижу чудную картину:

Длинный, узкий сапожок,

Острый нос и каблучок,

Бьёт сапог тот по мячу.

Вам вопрос задать хочу:

Что за мяч? Что за сапог?

Отгадай-ка их, дружок!

(Мяч – остров Сицилия, сапог – Италия)

«Как прекрасен этот мир! »