Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждают лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные образы.
В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает картину меркнущего зимнего дня. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зарисовку. И. А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые помогают увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль сумрачную, пустыню снежную. Изображаемые художественные образы наполнены полутонами, характерными для описания уходящего зимнего дня. В созданной поэтом лирической картине угадываются русские просторы, необъятность родимых ландшафтов:

И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

В этом лирическом произведении И. А. Бунин использует различные художественные средства, позволяющие сделать изображенную поэтическую картину выразительней. Например, олицетворение «угрюмо меркнет зимний день» передает спокойную негу, разлитую в природе зимним вечером. Туман ассоциируется в восприятии лирического героя с кроткой печалью:

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль…

Такое сравнение создает грустное настроение. Поэт одновременно и упоен открывшейся картиной, и грустит об уходящем дне. Стихотворение настраивает читателя не только на скрытое созерцание природы и упоение художественными образами, но и на различные мысли: о смысле жизни, безвозвратно уходящем времени.
Таким образом, благодаря небольшому поэтическому произведению И. А. Бунина «Родина» у читателя появляется возможность заглянуть к себе в душу, в свой внутренний мир.

2.Часто литературные произведения сравнивают с произведениями живописи. Впечатление, которое передает поэт, может быть подобно картине. Так, в стихотворении И. А. Бунина «Родина» небо над головой поэта «мертвенно-свинцово» , тяжелое, давящее, серое, какое-то безысходное. Приближается вечер, но это приближение зимой начинается довольно рано. Может быть, именно эта преждевременность заставляет день уходить «угрюмо» , и даже не уходить, а меркнуть, постепенно, нехотя сдавать свои позиции.
Скорее всего, поэт либо в дороге, либо в загородном имении: единственное, что он видит, – это леса, которые или пробегают перед ним, или он знает о том, что между его домом и соседними деревнями, городами – необъятные русские леса. Лесам «нет конца» , а до деревень «далеко» . Как просто сказано, но как много передано.
Россия огромна, она не ограничивается большими и малыми городами. Прежде всего, это русские деревни и необъятные просторы лесов, полей и дорог. Перед нами раскрывается картина деревенской Руси, русских просторов. И не только вширь раздвигается пространство, описываемое в стихотворении, но и ввысь: сосны, темные, высоченные, встают стеной перед нашим мысленным взором, как в русских народных сказках они вставали между героями и их преследователями.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Лес совсем не дает ощущения пустыни, но однообразие пейзажа может быть с нею сравнимо. Серость пейзажа: темное небо, белый снег, черные силуэты сосен – смягчается бело-синим туманом, который поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. Создается ощущение, что кто-то осторожно укутывает землю теплым, душным, мягким покрывалом. Туман даже не бело-синий, а молочно-синий, напоминающий сказочные молочные реки, текущие в кисельных берегах мечты, сна.
Картина, описанная в стихотворении, невеселая, хмурая, неяркая, но своими полутонами она дает нам возможность раскрасить ее по-своему, в соответствии с нашей фантазией, со своими зимними впечатлениями. Родина здесь – леса, небо, туман, даль… сказка.

Самобытность природы России всегда служила источником вдохновения для большинства отечественных писателей и поэтов. Не стал исключением и Иван Алексеевич Бунин, который в своем стихотворении «Родина» выразил всю гамму чувств по отношению к отчизне. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родина» по плану, который будет полезен ученика 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.

Тема стихотворения – Реалистическая картина российской природы.

Композиция – Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой части автор описывает мрачный пейзаж бескрайних просторов России, во второй - описание природы значительно смягчается.

Жанр - Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «Родина - снежная пустыня ».

Эпитеты – «сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий ».

Сравнения – «один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»

Олицетворения – «угрюмо меркнет зимний день ».

Гипербола – «нет конца лесам сосновым ».

История создания

В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.

Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».

В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.

Тема

В центре сюжета - унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания - последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве « молочно-синий » туман, который дает надежду на счастливый исход.

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Композиция

Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.

При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. « Мертвенно-свинцовое небо », удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, и представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере. Сквозь призму художественного описания природы чувствуется настроение лирического героя, его тяжелое душевное состояние.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.

Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты (« мертвенно-свинцовые», «молочно-синий »), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны сравнения (« один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль …»), олицетворения (« угрюмо меркнет зимний день »), гиперболы (« нет конца лесам сосновым »), метафоры (« Родина - снежная пустыня »).

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить...
  2. В. Белову Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. — Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.- Тихо ответили...
  3. 1 Все — горы, острова — все утреннего пара Покрыто дымкою… Как будто сладкий сон, Как будто светлая, серебряная чара На мир наведена — и счастьем грезит он… И, с...
  4. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне....
  5. Петух запевает, светает, пора! В лесу под ногами гора серебра. Там черных деревьев стоят батальоны, Там елки как пики, как выстрелы — клены, Их корни как шкворни, сучки как стропила,...
  6. Кончено. Нет ее. Время тревожное, Время бессонный ночей, Трепет надежды, печаль безнадежная, Страх и забота о ней; Нежный уход за больной моей милою; Дума и ночи и дня… Кончено! Все...
  7. На Севере диком стоит одиноко На голой вершине… лиственница: Сосна или кедр-великан так далеко На север не могут продвинуться. А лиственница в этой области вьюжной Сдружилась с морозами лютыми —...
  8. Туман взлохматил гати, Летят на юг грачи. Топор — упорный дятел — И день и ночь стучит. Туман густой и синий Прильнул к моим плечам, Захрусталился иней По влажным кирпичам....
  9. Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пройду на плаху С молчаливо-ласковым лицом. Вспомню маму, крашеную прялку, Синий вечер, дрему паутин, За окном ночующую галку,...
  10. Мучительный дар даровали мне боги, Поставив меня на таинственной грани. И вот я блуждаю в безумной тревоге, И вот я томлюсь от больных ожиданий. Нездешнего мира мне слышатся звуки, Шаги...
  11. О если бы мог я фантазии силой Подругу себе сотворить И образ прелестный, таинственно милый На радость души оживить, Из черных бы туч глубокой полночи Я свил ее кудри и...
  12. Мой Горацио, как ты горазд Слушать пенье под звуки кифары. Я уехала в свой Невинград. Потушите, пожалуйста, фары. Потушите, пожалуйста, свет, Отраженный водой многократно. Где была — там меня больше...
  13. Моя печаль, как стертая страница Любовного письма. Что там — мечты или восторги, Моление иль благодарность. Щемит мне сердце. Горько. Вместе Печаль и скука. Ничего не надо. За окнами весна....
  14. Я, двух корабликов хозяин с юных дней, Стал снаряжать их в путь: один кораблик мой Ушел в прошедшее, на поиски людей, Прославленных молвой, Другой — заветные мечты мои помчал В...
  15. Голубые — в поднебесье — купола Зачинают всеми звездами блестеть. Золотые — в тишине — колокола Зачинают с перезвонами гудеть. И расходятся по зелени лугов Бирюзовая студеная вода, Песни девичьих...
Вы сейчас читаете стих Родина, поэта Бунин Иван Алексеевич Иван Алексеевич Бунин написал большое количество рассказов и стихотворений. Особенность автора - это необыкновенный дар, выражать свои мысли в литературной изысканной форме, понятной для читателя любого возраста и любой страны. Темы, над которыми работал писатель вечны. На многие вопросы, которые рассматривал в своих произведениях Иван Алексеевич, ещё не одно поколение будет искать ответы.

Писать произведения Бунин начал в раннем возрасте. Практически в каждом творении затрагивается какая-либо наболевшая тема, с которой лично столкнулся писатель. Стихотворение «Родина», написано поэтом в 1896 году, когда молодой автор уже достаточно прочно стоял на ногах на литературном поприще. Тематика творения раскрыта глубоко и с первых строк удивляет своей особенностью. Стоит в обязательном порядке рассмотреть стихотворение наиболее подробно и проанализировать строки, каждая из которых скрывает глубокий смысл.

«Родина» Иван Бунин


Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Насмешки над стихотворением

Всё произведение «Родина» вмещается на небольшом листке, так как в нём всего восемь строк. Этих стихотворные рифмы не раскрывают истинный потенциал самого писателя, они не показывают ярко выраженные индивидуальные черты автора. Рифмы не отчеканены до идеала, а само стихотворение может показаться сыроватым. Это и поразило критиков конца XIX века.

Поэт старается использовать в произведении дух времени, и максимально точно отображает перед читателем те сложности, которые скрываются в социальных слоях населения. Он показывает родину простой, угрюмой и убогой.

Сама смысловая нагрузка в стихотворении не самая свежая. Демократический настрой общества, в то время описывался и анализировался многими поэтами и прозаиками. Но тем не менее, произведение не выглядит как сборное мнение других писателей. Этот стих - личный посыл Ивана Алексеевича.

Нищета и крестьяне

В период становления в качестве самостоятельной и независимой державы Россия прошла сложный, тернистый путь. Иван Алексеевич по происхождению был дворянин, но он искренне сочувствовал крестьянам, которые после отмены крепостничества, вот уже 35 лет оставались, как и прежде нищими, оборванными, безграмотными. Путешествие по российским глубинкам с лёгкостью обнажает все недостатки и минусы, скопившиеся за период реформ. Автор так и говорит: «И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень».

Нищету страны описывал не только Бунин. Многие передвижники того времени, к примеру, Александр Блок писал «Грешно и бесстыдно...»

В описании угрюмой обстановки автор использует один из излюбленных ходов - он привлекает природу, наделяя строки печальными определениями: мертвенно-свинцовое небо, кроткая печаль, сумрачная даль. В произведении нет украшений, позволяющих преподнести родину с наилучшей стороны. Но автор и не ставил такой цели.

Что значит Родина для Бунина

Иван Алексеевич любил свою страну, об этом свидетельствуют его произведения о родине, написанные как до 1920 года, так и после, когда писатель эмигрировал в чужое государство.

В пример можно привести вот такие строки:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.

Или вот эти:

В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень...

Нужно сказать, что после революции 1917 года, многим писателям и поэтам пришлось прокладывать заново свой литературный путь. Новая власть не оставляла выбора творческим личностям. Работать в новом формате смогли далеко не все.

Несколько лет, до 1920 года Бунин пытался приспособиться к новой действительности. Уже именитый писатель, поэт, публицист, Иавн Алексеевич Бунин, не мог смириться с положением дел в его стране. Власть постоянно менялась, вокруг было насилие и разбой. Писатель с ужасом наблюдал, как его страна погружается в хаос, и не видел себя в этой стране.

В это время и пришли мысли об эмиграции. Во время сложной поездки к новому месту жительства Бунин записал в своём дневнике: «России - конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец».

Писатель обосновался во Франции, в Париже. Он бедствовал. И не известно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь если бы он не стал в 1933 году лауреатом Нобелевской премии.

Основная мысль в стихотворении «Родина»

Стихотворение Бунина «Родина» совсем небольшое, но скрывает в себе глубокий смысл. Писатель старается передать читателю множество вещей, которые свойственны человечеству. Автор отмечает, что над огромной, необъятной родиной нависла серьёзная мертвенно-свинцовая угроза. И хотя автор не высказывает прямо свои сомнения, становится понятно, что большой уверенности в величии блестящей державы нет.

Но ситуация не безнадёжна. Мрачная окраска сменяется призрачной надеждой. Многострадальный народ, способный выстоять и выдержать многое, будет готов к новым испытаниям. Та печаль, которой окутано всё стихотворение, вероятно, накоплена столетиями. Ведь смирение, подчинение и безропотность - это основные черты многовекового угнетения простого человека на Руси.

Противоречивые чувства, которые навевает произведения, заставляют переосмыслить действительность и поверить в возможность возрождения.

Особенности стихотворения «Родина»


Данное произведение представляет собой миниатюрную зарисовку, описывающею зимний вечер. Само стихотворение можно воспринимать, как реконструкцию какой-то картины, изображённой на холсте.

Это повествование не призывает ни к каким действиям. В стихотворении всего два глагола, которые ни к чему не подталкивают. То спокойствие, с которым рассуждает автор о непогоде, надвигающейся темноте и отдалённости от населённых пунктов, невольно передаётся читателю.

По этой зимней зарисовке, можно составить примерный портрет Родины. Этот портрет получится пропитанный грустью и печалью, протянувшуюся на тысячи километров. И сколько не осматривать русскую действительность, картина везде будет одна.

До того момента, когда Бунин решит покинуть Родину, оставалось ещё почти четверть века. Автор не был политиком и не мог предвидеть развитие ситуации, поэтому он даже не рассматривает вариант критики. Иван Алексеевич уверен, что какой бы неприглядной ни казалась собственная страна, шанс на возрождение всегда есть.

И хотя последние двадцать лет жизни Бунин провёл в чужой стране, он всегда помнил и любил свою Родину.

Не могу не выложить стихотворение, посвященное покорителям Северного полюса... Точнее об одном... это собака Фрам, друг и соратник Георгия Седова... Прочтите обязательно до конца!

ЛЕДЯНАЯ БАЛЛАДА

Льды все туже сжимает круг,
Весь экипаж по тревоге собран.
Словно от чьих-то гигантских рук
Трещат парохода седые ребра.

Воет пурга среди колких льдов,
Злая насмешка слышится в голосе:
- Ну что, капитан Георгий Седов,
Кончил отныне мечтать о полюсе?

Зря она, старая, глотку рвет,
Неужто и вправду ей непонятно,

Чем лейтенант повернет обратно!

Команда - к Таймыру, назад, гуськом!
А он оставит лишь компас, карты,
Двух добровольцев, веревку, нарты
И к полюсу дальше пойдет пешком!

Фрам - капитанский косматый пес
Идти с командой назад не согласен.
Где быть ему? Это смешной вопрос!
Он даже с презреньем наморщил нос,
Ему-то вопрос абсолютно ясен!

Встал впереди на привычном месте
И на хозяина так взглянул,
Что тот лишь с улыбкой рукой махнул:
- Ладно, чего уж... Вместе так вместе!

Одежда твердеет, как жесть, под ветром,
А мгла не шутит, а холод жжет,
И надо не девять взять километров,
Не девяносто, а - девятьсот!

Но если на трудной стоишь дороге
И светит мечта тебе, как звезда,
То ты ни трусости, ни тревоги
Не выберешь в спутники никогда!

Вперед, вперед, по торосистым льдам!
От стужи хрипит глуховатый голос.
Седов еще шутит: - Ну что, брат Фрам,
Отыщешь по нюху Северный полюс?

Черную шерсть опушил мороз,
Но Фрам ничего - моряк нескулящий.
И пусть он всего лишь навсего пес -
Он путешественник настоящий!

Снова медведем ревет пурга,
Пища - худое подобье рыбы.
Седов бы любого сломил врага:
И холод, и голод. Но вот цинга...
И ноги, распухшие, точно глыбы...

Матрос расстроенно-озабочен,
Сказал: - Не стряслось бы какой беды.
Путь еще дальний, а вы не очень...
А полюс... Да бог с ним! Ведь там, между прочим,
Все то же: ни крыши и ни еды...

Добрый, но, право, смешной народ!

Что раньше растает полярный лед,
Чем капитан повернет обратно!

И, лежа на нартах, он все в метель,
Сверяясь с картой, смотрел упрямо,
Смотрел и щурился, как в прицел,
Как будто бы видел во мраке цель,
Там, впереди, меж ушами Фрама.

Солнце все ниже... Мигнуло - и прочь...
Пожалуй, шансов уже никаких.
Над головой - полярная ночь,
И в сутки - по рыбине на двоих...

Полюс по-прежнему впереди.
Седов приподнялся над изголовьем:
- Кажется, баста! Конец пути...
Эх, я бы добрался, сумел дойти,
Когда б на недельку еще здоровья...

Месяц желтым горел огнем,
Будто маяк во мгле океана.
Боцман лоб осенил крестом:
- Ну вот и нет у нас капитана!..

Последний и вечный его покой:
Холм изо льда под салют прощальный,
При свете месяца как хрустальный,
Зеленоватый и голубой...

Молча в обратный путь собрались.
Горько, да надо спешить, однако.
Боцман, льдинку смахнув с ресниц,
Сказал чуть слышно: - Пошли, собака!

Их дома дела и семейства ждут,
У Фрама же нет ничего дороже,
Чем друг, что навеки остался тут,
И люди напрасно его зовут:
Фрам уйти от него не может!

Снова кричат ему, странный народ,
Неужто и вправду им непонятно,
Что раньше растает полярный лед,
Чем Фрам хоть на шаг повернет обратно!

Взобрался на холм, заскользив отчаянно,
Улегся и замер там недвижим,
Как будто бы телом хотел своим
Еще отогреть своего хозяина.

Шаги умолкли. И лишь мороз
Да ветер, в смятенье притихший рядом,
Видели, как костенеющий пес
Свою последнюю службу нес,
Уставясь в сумрак стеклянным взглядом.

Льдина кружится, кружат года,
Кружатся звезды над облаками...
И внукам бессоннейшими ночами,
Быть может, увидится иногда,

Как медленно к солнцу плывут из мрака
Герой, чье имя хранит народ,
И Фрам - замечательная собака,
Как черный памятник вросшая в лед.