Вы когда-нибудь попадали в такие ситуации, когда в словесной перепалке ваша репутация среди друзей могла измениться в зависимости от того, получится ли у вас быстро и остроумно ответить тому, кто вас оскорбил или решил перехитрить? И даже в менее серьезных ситуациях, разве вам никогда не хотелось прямо с ходу суметь найти остроумный ответ в чей-то адрес? Умение быстро находить остроумные ответы требует определенной врожденной предрасположенности, но его можно улучшить практикой и предварительной подготовкой. Также вам придется научиться уверенному и обдуманному поведению, если вы хотите провести тонкую грань между остроумием и грубостью.

Шаги

Развивайте свои навыки

    Практикуйтесь над умением давать остроумные ответы. Не каждый способен самостоятельно что-нибудь придумать, поэтому в крайнем случае искусство остроумных ответов может опираться на запоминание некоторых стандартных фраз. Не пытайтесь казаться остроумным человеком, если совсем не предрасположены к этому, так вы рискуете выставить себя глупо и впоследствии расстроиться, что ваша попытка того не стоила.

    • Запоминание и практика помогут вам выжать максимум из имеющихся у вас способностей и смогут обеспечить неплохую базу для того, чтобы свободно перекинуться парой словечек то там, то здесь. Однако, как и в случае с артистами из других областей, умельцы остроумных ответов обладают врожденным даром подкреплять свое естественное поведение дополнительной подготовкой.
  1. Работайте над умением слушать. Не существует универсальной формулы для быстрого развития остроумия, но в этом чрезвычайно хорошо помогает работа над умением слушать людей. Смотрите на собеседника, концентрируйтесь на его словах и подразумеваемом за ними смыслом. Самые остроумные реплики рождаются прямыми ответами на то, что вам сказали, а не вытаскиваются из мешка заготовленных фраз, которые в некотором роде подходят к сложившейся ситуации.

    Разбирайте прошлые ситуации. Попробуйте записать свою собственную версию разговора с человеком, в котором вам хотелось бы вести себя остроумнее. Замените опыт прошлой попытки общения на лучший сценарий развития ситуации и отталкивайтесь от этого, чтобы в будущих реальных ситуациях научиться направлять себя на более остроумный путь.

    • Тем не менее, помните, что лучшие ответные реплики рождаются сиюминутно и не являются более совершенным переложением фраз из прошлого опыта. Пользуйтесь данным приемом для поиска вдохновения и получения практики, а не в качестве способа пополнения запаса заготовленных ответов.
  2. Быстро парируйте любые оскорбления в свой адрес. Если вы будете задумываться над оскорблением, то запнетесь на нем, приняв его близко к сердцу. Вместо этого сконцентрируйтесь не на самом оскорблении, а на быстром ответе на него.

    • Секрет остроумных ответов кроется в их скорости. Не анализируйте сложные последствия того, что было сказано, относитесь к словесной перепалке как к игре, которой она и является, где оскорбление – лишь челнок, который необходимо запустить в обратную сторону.
    • Например, если кто-то завершил свое оскорбление фразой "и ты тоже замарался", не стоит размышлять о личных гигиенических процедурах, придумывая ответ. Сконцентрируйтесь только на словах и парируйте их фразой примерно такого содержания: "Да, но, по крайней мере, моя внешняя грязь отмоется, в отличие от той, которая у тебя внутри".
  3. Будьте готовы и охотно используйте возможность придраться к словам собеседника. Включитесь в перепалку и насладитесь атмосферой конфронтации, вместо того чтобы опасаться ее и пытаться погасить. Смотрите на конфронтацию как на приглашение к игре, а не как на основание почувствовать себя оскорбленным. Если вы просто не в состоянии смотреть на вещи с такого ракурса, возможно, вам будет лучше отказаться от попыток подбора остроумных ответов в пользу какого-нибудь другого подхода.

    • Не упускайте возможность подчеркнуть любые противоречия в словах собеседника, когда он пытается блеснуть своим остроумием. Этот шаг обычно заметно снижает значимость оскорбления в глазах самого обидчика.
    • Однако не стоит придираться дольше, чем нужно. Если вы углубитесь в долгий мудреный ответ, вас могут прервать очередным язвительным замечанием, и ваши слова уже будут не к месту.
    • Например, если вас оскорбили фразой о том, что вы не стоите потраченного на вас времени, ответьте: "О, я рад слышать, что в течение последних пяти минут вы отнюдь не пытались меня оскорбить".
  4. Используйте сарказм , если сможете качественно его применить. Сарказм уместен в том случае, когда он применяется с умом и без злоупотребления. Если кто-нибудь пытается оскорбить вас абсурдным комментарием, спокойно и в саркастичной манере можно потянуть фразу: "О, этому есть разумное объяснение..." Здесь также будет уместна краткость, саркастичный но затянутый монолог уже не будет иметь должного эффекта.

    Не углубляйтесь в лишние подробности. Большинство известных примеров остроумных ответов настолько кратки и благозвучны, что ставят собой отличную завершающую точку в разговоре. В большинстве случаев вашей остроумной ремарки должно быть достаточно для того, чтобы окончить разговор здесь и сейчас. Продолжение обсуждения, споров и подливание масла в огонь только ослабит эффект ваших слов.

    • Вам решать, сменить ли тему, просто уйти, чтобы закончить разговор с этим человеком в следующий раз, или притвориться, что вы его больше не замечаете. Главное – взять верх, прежде чем вы сделаете что-либо такое.
    • Не следует уходить на полуслове оскорбительной фразы, так как этим вы продемонстрируете, что не в силах вынести такого отношения. Однако при необходимости можно постоять за себя, бросив следующую фразу: "Я вернусь, когда твоя истерика закончится, чтобы мы могли вернуться к обмену "любезностями"". Эта фраза призывает оппонента к более подобающему поведению и дает вам с достоинством выйти из ситуации.
  5. Прежде всего сохраняйте спокойствие. Не давайте волю гневу и даже малейшему раздражению. Помните, что оскорбления оппонента не стоят вашего времени и гнева. Отгородитесь от личной неприязни к человеку и объективно сфокусируйтесь на том, что вам говорят. Сконцентрируйтесь на остроумном ответе, который сможете дать, и произнесите его, сохраняя спокойствие.

    • Думайте о ситуации как о противодействии нападающему игроку команды-противника в футболе. Не думайте о том, является ли он ничтожеством, а спокойно сконцентрируйтесь на мяче, чтобы отнять его и перейти в решающую в этом матче контратаку.
    • Практикуйте внешнее спокойствие перед зеркалом даже в тех ситуациях, когда вы возбуждены или ошеломлены. Даже если изнутри вас раздирает гнев, снаружи вы должны быть спокойны, напоминайте об этом самому себе и ваши мысли сами направятся в это русло.
  6. Не пытайтесь острить, если не готовы к этому. Пока вы все еще работаете над развитием навыков острого слова, старайтесь придерживаться тактичности и дипломатии в общении. Если у вас так и не получится научиться применять остроты на практике, по крайней мере люди не узнают о ваших отчаянных попытках и просто будут считать вас вежливым человеком!

    Ищите вдохновение

    1. Учитесь у мастеров. При том, что неоспоримо лучшие остроумные ответы полностью оригинальны, через изучение истории наиболее известных острот и шуток можно получить немало хороших идей. Потратьте время на составление коллекции эффективных остроумных ответов. В конце концов, разовьются и ваши собственные навыки, и вы лучше научитесь острить безо всякой подготовки.

    2. Ищите для себя примеры в сети. Для активного интернет-серфера будет доступно бесчисленное количество различных острот. В самом деле, существуют даже целые сайты, специально посвященные остротам и дающие один пример за другим (некоторые из них хороши, некоторые не очень). Составьте для себя список любимых острот и выучите их наизусть. По меньшей мере, они могут оказаться полезными, когда вы не сумеете подобрать других слов! Ниже дано несколько возможных примеров.

      • "Спасибо, что подтвердили мою точку зрения".
      • "Свет распространяется быстрее звука, вот почему вы выглядели так ярко до того, как заговорили".
      • Обопритесь на что-нибудь, прикройте глаза и выждите несколько секунд, а затем внезапно откройте глаза и скажите: "О! Извините! Вы говорили что-то важное? Мне кажется, я задремал".
      • "О, у нас так много общего!" – используйте эту фразу в случае оскорблений в адрес вашего веса, внешности, сообразительности и так далее.
      • "Извините, я не расслышал. Не могли бы вы повторить?" – оскорбление никогда не бывает столь же эффективным, когда его повторяют во второй раз.
      • "Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала!" – фраза уже “достаточно потертая”, но все еще может быть использована в тех случаях, когда у вас не останется никаких других идей.
      • Если кто-то постоянно повторяет одно и то же оскорбление, ответьте так: "Все еще цепляешься за старую идею? Попробуй придумать что-нибудь более… оригинальное". Затем улыбнитесь и просто уйдите.
    3. Собирая примеры остроумных фраз, не забывайте о контексте, в котором они применялись. Острая фраза может ударить точно в цель в одной ситуации и далеко промахнуться в другой. Читайте и собирайте потенциально обидные или оскорбительные остроты, но не думайте, что они будут применимы к любому человеку или к любой похожей ситуации.

      • Например, фраза "когда будешь говорить в следующий раз, пользуйся настоящими словами" вполне безобидна во многих ситуациях, но для некоторых людей и она может оказаться болезненной. Остроумный ответ должен немного “кусаться”, но не должен оставлять после себя длительный неприятный осадок.
      • Либо можно привести в пример еще одну фразу: "Я не пошевелю и пальцем, чтобы уничтожить тебя, как не пошевелил бы им, если бы ты уже погибал". Это может подействовать на кого-то, кто хорошо вас знает, и может доставить вам неприятности. Даже смутные шутки о насилии многими воспринимаются серьезно.
    4. Позвольте словам оппонента говорить самим за себя. Порой даже нет никакой нужды в подборе остроумного ответа. Если человек продолжает говорить что-то нелепое, оскорбительное, бессмысленное или безосновательное, позвольте ему закончить и просто сделайте пренебрежительный жест, чтобы выразить свое неодобрение или неприязнь. Окружающие, скорее всего, увидят, что ваш оппонент не способен контролировать свой темперамент , и его уколы и истерики не нуждаются в ответных остротах.

      • Научитесь приподнимать бровь, ухмыляться , закатывать глаза и использовать некоторые другие жесты для выражения отсутствия впечатления.
      • Зевните и нетерпеливо взгляните на часы.
      • И еще один вариант (по правде говоря, немного детский): в точности повторите сказанное, но смешным голосом. Чтобы не показаться ребенком из ясельной группы, можно попробовать сначала попрактиковаться вместе с другом, который согласится вам помочь.

      Используйте свое остроумие разумно

      1. Отвечайте оппоненту в сдержанной, невозмутимой и уверенной манере. Несмотря на всю важность содержимого вашей острой фразы, также важен и стиль ее преподнесения. Избегайте высокомерного или превосходительного тона голоса. Также старайтесь не показаться обиженным или оскорбленным, как будто бы ваша острота была рождена пламенем ответного гнева.

        • Произносите свой ответ четко, быстро и уверенно . Пусть в ваших глазах и в тоне голоса проскользнет легкая улыбка, так как вам необходимо сделать упор на смешную, юмористическую сторону ситуации, чтобы фраза оказалась успешной.
      2. Избегайте нецензурной брани (или сведите ее к минимуму). Брань обычно нельзя отнести к остротам, а, скорее, к внутреннему взрыву эмоций. С ней вам может стать легче, так как вы снимете напряжение , но большинству окружающих вы покажетесь незрелым человеком . Это также не будет способствовать вашей цели побить доводы или заявления оппонента.

        • Однако брань собеседника однозначно может быть избрана в качестве мишени для вашей остроты, чтобы выдать монотонным тоном кусающийся комментарий: "О, ты уже научился ругаться матом? Как по-взрослому!" – и поставить на этом точку.
      3. Смягчите обзывательства. Обзывательства близко связаны с бранью и просто заставляют вас выглядеть завистливым, потерянным или чрезмерно эмоциональным человеком. Также обзывательства могут быть восприняты как выход для вашего гнева и фрустрации, но все это идет на руку оппоненту, что уже не так остроумно с вашей стороны.

        • Если вы вынуждены кого-то обозвать, сделайте акцент не на этом, а на доводах этого человека. Например, вместо того чтобы просто обозвать человека идиотом, скажите: "У тебя очень странный взгляд на вещи". Либо вместо того чтобы назвать человека невежей, попробуйте сказать: "Ну, теперь я совершенно уверен в твоем невежестве".
      4. Воздержитесь от снобизма . Острота, которая будет говорить о вашем превосходстве или более высоком статусе, обязательно выйдет боком, так как даст основание оппоненту зацепиться за то, что "вы считаете себя лучше" и так далее. Вступив в подобную перепалку, вы очень быстро потеряете контроль над спиралью ее развития.

        • Включите между строк фразу "о, я понял, в чем твоя проблема, я сталкивался с таким в школе/детском саду", это может несколько смягчить атмосферу снобизма, в зависимости от конкретного контекста и ее подачи.
        • Очень трудно провести четкую грань между снобизмом и остроумием, но ключом к успеху служит контроль над собственным чувством юмора и умение осознавать банальность отдельных ситуаций.
      5. Проявляйте тактичность к тем, что принимает все слишком близко к сердцу. Конечно, такие люди не должны строить из себя жертву, как будто-то целый мир рассыпался на части, когда вы решили их подколоть. Но со своей стороны вам необходимо воспринимать людей такими, какие они есть. В некоторых случаях просто нечестно, жестоко и немилосердно провоцировать остротами заведомо слабого оппонента.

        • Возможно, вам захочется преподать такому человеку урок. Но, по крайней мере, постарайтесь учесть возможные последствия от словесного уничижения оппонента, который, вероятно, расстроится и разразится в ваш адрес бранью или гневом.
        • С другой стороны, если вы имеете дело с совершенно неадекватными людьми, возможно, будет полезно преподать им урок без оглядки на их слабую подкованность.
      6. Не держите в себе обиду . Знайте, что отталкивание человека в словесной перепалке лишает вас той ценности, которую вы имеете в его глазах. Не делайте этого слишком часто, так как ваши слова ранят и отчуждают, старайтесь предварительно убедиться в том, что они действительно необходимы. Как бы то ни было, что сделано, то сделано, и если вы хотите заново начать общаться с тем, кого когда-то поставили на место, сделайте первый шаг, чтобы предложить оливковую ветвь мира и дать человеку понять, что вы не держите на него обиды.

        • Скажите что-нибудь такое: "Мне на самом деле понравилось, как в тот раз тебе удалось забить мяч в мои ворота, но мне не понравилось твое стремление продолжить эту игру. У меня не было выбора и я вынужден был осадить тебя. Надеюсь, ты простишь меня за прямолинейность".
        • по отношению как к себе, так и к оппоненту.
    • Не нужно внешне показывать, что вы активно пытаетесь родить что-то умное в ответ оппоненту. Это будет ему только на руку, особенно если ему не приходится лезть за словом в карман.
    • Если вы оскорбили кого-то до потери дара речи или вынудили взять большую паузу для размышлений, ухмыльнитесь, произнесите вслух фразу "я так и думал" или что-нибудь подобное и уйдите.
    • При поиске острот онлайн используйте такие поисковые запросы, как "остроумные ответы", "умные остроты", "остроумные высказывания", "применение острот", "обидные шутки" и так далее. Знайте, что на некоторых сайтах будут как "чистые", так и грубые варианты острот.
    • Преподносите себя как невозмутимую и незаинтересованную сторону – это ключ к успеху многих острот. Улыбкой, пренебрежительными жестами и сохранением спокойного тона голоса демонстрируйте, что оскорбление вас не задело, и все время думайте об отражении натиска оппонента, а не о том, чтобы его спровоцировать. В этом вам поможет мысленное повторение фразы: "Делай вид, что тебе скучно и совершенно безразлично!"
    • Если вам ответят фразой "оставь меня в покое" или "заткнись", вы выиграли. Просто ухмыльнитесь в ответ и скажите примерно так: "Я знал, что ты когда-нибудь сдашься". Или так: "Больше не в силах этого вынести? Хорошо-хорошо, с тебя достаточно".
    • Если в словесной перепалке оказались упомянуты другие люди, напомните оппоненту, что дело касается только вас двоих, а не кого-то еще.
    • Не повторяйтесь в своих ответах, используйте лучшие из них только один раз, а потом подыскивайте другие.
    • Ваш ответ может полностью прекратить любую перепалку. Воспользуйтесь указанными выше принципами, чтобы срубить на корню любые препирательства, еще до их начала.
    • Если с остротами ничего не получается, постарайтесь рассмеяться. Внешняя невозмутимость одержит победу над оскорблением и сама по себе станет опорной точкой вашего ответа.
    • Тем, кому все это не дается с врожденной легкостью, необходимо научиться изображать улыбку на лице и притворяться, что фразы оппонента вас не волнуют. Это еще один способ отразить нападки и почувствовать себя лучше.

    Предупреждения

    • Ни при каких обстоятельствах не используйте ребяческие виды оскорблений вида "кто как обзывается, тот сам так называется" или "я уж получше тебя буду". Это совсем не оригинально и лишь показывает ваши безуспешные попытки подыскать хороший ответ. Последнее оскорбление также подразумевает демонстрацию вашего превосходства, чем нарушает правило, что не нужно активно нажимать на эту тему.
    • Не затрагивайте оскорблениями матерей, отцов, братьев, сестер и даже двоюродных бабушек, если только не отвечаете на подобное оскорбление в свой адрес или не хотите его получить.
    • Фраза "оставь меня в покое" несет в себе отчаянную попытку отвязаться от человека. Она отнюдь не является остроумным ответом на приставания. Произнесете ее, и сразу откроется огромный простор для других нападок в ваш адрес. Лучше промолчать, чем произнести эту жалкую отчаянную фразу.
    • Со слишком большим количеством ответов на придирки вы можете показаться глупым и похожим на попугая. Запомните, что ваш ответ должен быть кратким и четким, после него необходимо прекратить перепалку.
    • Запомните, что если не соблюдать осторожность, оскорбление в чей-то адрес может превратиться в клевету. Будьте особенно внимательны к этому, если устраиваете свой "рыцарский поединок" там, где все ваши слова записываются, например, в чате, в комментариях к блогу и электронных письмах.

Остроумие – это умение метко использовать слова и гасить ими любой негатив. Остроумие можно назвать «мышцей» чувства юмора, а значит, если ее не «накачать», о вас никто не будет говорить, как о хорошем шутнике или комике. Хочу, чтобы вы знали, как развить остроумие , поэтому подобрал для вас полезные советы и упражнения для тренировки этой «мышцы».

Чтобы развить остроту ума, вам придется приложить немало усилий, но я уверен, что у вас все получится. Хорошим помощником будут мои полезные советы:

  1. Расширяйте кругозор . Читайте как можно больше книг писателей, которые внедряли юмор и иронию в свои произведения. Для обучения я рекомендую юмористическую литературу следующих авторов: Ильф и Петров, Зощенко, Чехов, Бернард Шоу, Булгаков. Вы можете слушать аудиокниги или читать, но самое главное – замечать шутки и остроумные фразы. Не помешает, конечно, просмотр юмористических фильмов, сериалов и передач.
  2. Практикуйтесь. Без практики остроумие развить нельзя. Старайтесь шутить остро и тонко, как только появится возможность. Не забывайте, что шутка хорошо срабатывает, если в ней присутствует эффект неожиданности.
  3. Смейтесь над собой . Да, я согласен, что это не самое приятное, ведь у всех нас есть свои комплексы. Но именно этот прием используют известные комики, которые заставляют зал смеяться до слез. Да, они остроумны, благодаря тому, что используют самоиронию.
  4. Забудьте о стереотипах . Остроумный человек находит очень быстро, что сказать, и вам придется научиться отказываться от заложенных в обществе штампов и стереотипов. Чтобы развить остроумие, вам необходимо задействовать воображение и речь, искать ассоциации, переворачивать привычные ситуации и видеть в них смешное.
  5. Живите с юмором по жизни. Человек с острым умом не может быть угрюмым и скучным. Если у вас хорошее остроумие, то вы всегда будете в центре внимания в любой компании, у вас будет много друзей, и к вам будут идти за советом. Смотрите по-новому на привычное и находите смешное, тогда о вас тоже скажут, что у вас врожденный талант острить в любой ситуации.

Помните, что для каждой шутки есть свое время, поэтому мало научиться писать шутки, острить и юморить, важно научиться делать это в нужный момент. В качестве упражнений, я рекомендую вам играть в ассоциации и применять базовые приемы для развития остроумия с нуля.

Остроумие — мышца чувства юмора

  • заучивайте наизусть анекдоты и смешные фразы;
  • используйте метафоры и фразеологизмы;
  • не проявляйте отрицательные эмоции на людях;
  • ищите взаимосвязь между людьми, животными, растениями и различными ситуациями;
  • научитесь рисовать карикатуры;
  • смейтесь над шуткой, даже когда вам не очень смешно.

Конечно, шутки не должны литься у вас потоком, ведь вы не клоун! Вспомните поговорку: «Редко, но метко». Именно так стоит делать вам, вставляя какую-то острую фразу в разговор. Я провожу специальные тренинги по развитию чувства юмора и остроумия, и могу с уверенностью сказать, что любой навык можно развить. Более подробно об обучении в школе юмора Comedy School вы можете прочитать в разделе .

Как развивать остроумие: базовые приемы

Если вы хотите стать по-настоящему остроумным человеком, научитесь смотреть на окружающий мир немного по-другому. Придется разрывать шаблоны, стереотипы, играть в ассоциации и даже, возможно, посещать мои тренинги и вебинары. Цель – научиться наблюдать за людьми, обыгрывать любую ситуацию, быстро находить подходящее слово, переводить все сказанное или происходящее в шутку.

Генерируй идеи и развивай остроумие с нуля

Также я подобрал для вас ТОП-5 крутых юмористических приемов, развивающих остроумие:

  1. Перевертыши.
  2. Прямой смысл.
  3. Путаем слова и буквы.
  4. Новые значения фразеологизмов.
  5. Гиперболизация.

Чтобы вы смогли использовать эти приемы для развития остроумия, я приведу несколько примеров каждого из них.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Пословицы и поговорки – лучший инструмент для развития остроумия, ведь вы можете менять местами фразы или самостоятельно придумывать их окончание.

Повторение – мать учения. Заикание – исключение.

И овцы целы, и волки сыты… И пастуху вечная память.

Что у трезвого на уме, то у пьяного на практике.

Одна голова – хорошо, а две – генетическое отклонение.

ПРЯМОЙ СМЫСЛ

В русском языке мы часто употребляем слова и выражения с двойным смыслом. Ваша задача состоит в том, что вы откидываете обстоятельства и воспринимаете фразу буквально.

Жена говорит мужу: «Поддержи меня». Муж отвечает: «Ты что падаешь?»

— Выпей аспирин и на утро будешь свежий, как огурчик.

— Что зеленый и в пупырышку?

ПУТАЕМ СЛОВА И БУКВЫ

Менять буквы в словах или слова в предложениях – хорошее упражнение для развития остроумия и чувства юмора. Вы можете довести этот навык до автоматизма, чтобы шутки были в вашей повседневной речи.

Пример 1. Снегурочка – Огнесручка.

Пример 2. Магазин – Гамазин.

Пример 3. Подруга – Подлюга.

Пример 4. Труд кормит человека, а лень портит – Лень кормит человека, а труд портит.

Пример 5. Кофе с молоком – Мофе с колаком.

Поверь, в твоей голове много остроумных фраз

НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Казанская сирота ­– Российская сирота

Склеить ласты ­– Склеить угги

Кнут и пряник – Молоток и бублик

Камень за пазухой­ ­– Баксы за пазухой

Корова языком слизнула ­– Сосед языком слизнул.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ

Этот прием подразумевает сильное преувеличение или преуменьшение происходящего. Остроумный человек быстро находит, что ответить, преувеличив или преуменьшив правду.

Я так испугался этого шума, что даже мои соседи поседели.

Она весит столько, что ее мужу пришлось перейти на правильное питание.

В тот день он так напился, что головная боль была даже у соседей.

Надеюсь, вы поняли, какие есть основные приемы для развития остроумия. Теперь в качестве упражнения попробуйте переделать известные фразеологизмы, пословицы и поговорки. Найти их вы можете в книгах или на сайте fraze.ru. Если вам сложно упражняться самостоятельно, запишитесь ко мне на вебинар и мы будем развивать остроумие и чувство юмора вместе.

Я прошел несколько курсов по развитию чувства юмора и остроумия у американских учителей и понял, что люди смеются не спонтанно. Все дело в специальных триггерах смеха, которые задействуются при правильно написанной и рассказанной шутке. Все базовый приемы, которые я описал выше, используют известные комики, а вы – смеетесь. Так почему же не научиться остроумить самому?

Как развить остроумие: упражнения

Любая мышца становится больше и крепче благодаря регулярным тренировкам. Я предлагаю вам немного поупражняться, чтобы развить собственное остроумие. Всего 7 упражнений помогут вам стать более остроумным человеком.

Упражнение 1. Находим аналогии.

Это упражнение построено на основе «Лингвистических пирамид», которые помогают тренировать навыки обобщения, разобщения и аналогии. Что такое «Лингвистические пирамиды»? Это то, что вы строите сами, исходя из того, что видите вокруг.

Итак, давайте посмотрим по сторонам. Первое, что я увидел – это тарелка. Сама по себе тарелка – это просто тарелка, но если подумать немного, то она относится к посуде. Вот у нас уже есть основание пирамиды и первое ответвление от нее. Теперь найдите еще какой-то подвид для тарелки. На фото вы можете посмотреть примеры разветвления лингвистической пирамиды.

На фото пример развития остроумия с помощью лингвистической пирамиды

А теперь выполните это упражнение для развития остроумия. Для этого пригласите друга и решите, кто будет ведущим, а кто будет ведомым. После этого ведомый должен показать на какой-то предмет, а ведущий будет показывать, что с ним можно делать. Помните, что вам нужно обобщать предмет до более высокого уровня или до более низкого. Задание выполняйте в течение 5 минут с одним предметом, можно только с помощью жестов, о которых лучше договориться заранее.

Упражнение 2. Узнаем как можно больше о предмете.

Это упражнение отлично подходит для развития остроумия и креативности речи, так как вам придется задействовать свое воображение и творческие способности. Оглянитесь вокруг и снова найдите какой-то предмет. После этого установите таймер на 5 минут и рассказывайте все, что знаете об этом предмете, пусть даже если вам кажется, что вы несете бред.

Что можно рассказать?

  • название;
  • назначение;
  • о применении;
  • о новом применении;
  • о популярности;
  • историю.

В общем, это может быть что угодно, главное, чтобы вам было, что сказать в течение 5 минут.

Упражнение 3. Интересная история.

А теперь вам предстоит превратиться в рассказчика увлекательных историй. Для этого придется собрать компанию из 4-5 человек. Попробуйте сначала поэкспериментировать на своих членах семьи, а потом переходите на друзей. Скажите, что вы хотите развить остроумие, поэтому вам нужно тренироваться.

Ваши зрители должны задать тему для разговора, а ваша задача – в течение 5 минут что-то говорить по этой теме. Пусть даже вы не разбираетесь в теме, ведь тогда будет еще легче использовать юмор. Если у вас пока нет зрителей, я вам задам тему:

  1. Как выбрать парогенератор.
  2. Почему женщины красятся по утрам.
  3. Как поменять подгузник ребенку.
  4. Секреты правильного взбивания куриных яиц.

Думаю, что истории у вас должны получиться интересными, и вы сможете написать свою первую шутку.

Упражнение 4. Сравнение чего-то с чем-то.

Если вы научитесь создавать необычные аналогии, то сможете развить свое остроумие намного быстрее. Для успешного упражнения вам нужны помощники. Попросите одного человека назвать животное, второго – неодушевленный предмет, а сами попытайтесь найти что-то общее между животным и этим предметом.

Этот метод поиска аналогии основан на загадке известного писателя Л. Кэррола, на которую никто не нашел ответа до сих пор. Вы можете использовать ее для этого упражнения по развитию остроумия: «Чем ворон похож на стол?».

Попробуйте немного усложнить выполнение этого упражнения, но ускорить развитие остроумия. Находите общее не только между животными и предметами, но и между эмоциями и предметами, ситуациями и животными.

Упражнение 5. Креативность в речи.

А теперь подбирайте прилагательные к существительным. Напомню, что прилагательное отвечает на вопросы: «Какая, какое, какие, какой?». Т.е вы подбираете слова, описывающие характеристики предметов.

Например, возьмем существительное «кровать» и подберем 5 прилагательных, которые мы обычно не используем к этому слову в нашей речи.

  • кислая кровать;
  • кривая кровать;
  • быстрая кровать;
  • шипучая кровать;
  • молниеносная кровать.

Так мы наделили кровать новыми характеристиками. Для развития остроумия вам нужно выполнять это упражнение минимум 10 раз в день и уже через неделю вы заметите, что начинаете креативно мыслить и говорить с шутками.

Упражнение 6. Фантазируем.

Остроумный человек быстро находит выход из любой ситуации и не сосредотачивается на проблемах. Вы тоже этому должны научиться! Попросите друга/жену/сотрудника/мужа рассказать вам о какой-то проблеме. Ваша задача – помочь найти решение этой проблемы, но достаточно необычным образом.

Развивайте остроумие с помощью вымышленных персонажей или объектов

Ваша речь должна быть креативной, поэтому выдумайте какого-то помощника, который сможет решить эту проблему. Конечно, это должен быть несуществующий персонаж! После этого придумайте действия этого персонажа. Старайтесь фантазировать по максимуму! Забудьте про реальность и задействуйте воображение. Лучше всего записать ход действий этого персонажа. А теперь прочитайте эту историю, НО… На неизвестном языке. Да, путайте буквы, коверкайте слова как только можете. Получится достаточно смешно и непонятно, но именно так вы задействуете в своем мозге новые механизмы и учитесь мыслить остроумно и креативно.

Упражнение 7. Путешествие в нереальность.

Чтобы развить остроумие, вам пригодится еще одно упражнение, которое тоже лучше все выполнять с напарником. Это немного похоже на игру, поэтому тренироваться вы можете на своих детях или других членах семьи. Итак, завяжите напарнику глаза и отведите его в комнату. Объясните, что реальный мир состоит из атомов и молекул, но вы отправляетесь в нереальный мир, поэтому тут все состоит из носков. Да, из носков, или шляп, или крыс, или котиков, или шариков, в общем, из чего хотите.

Чтобы выполнить это упражнение, подробно объясняйте своему напарнику, как какой-то предмет состоит из носков или чего-то другого. Т.е вы подводите человека с завязанными глазами к телевизору и говорите: «Это телевизор и он состоит из носков. Экран выполнен по современным технологиям, поэтому инженеры использовали капроновые носки, а вот корпус сделан из вязаных бабушкиных носков».

Все эти упражнения помогают развивать остроумие, но чтобы их выполнить, нужно немало усилий. Если вы сомневаетесь в своих способностях, то я предлагаю вам пройти специальное обучение в школе Comedy School. Согласитесь, ведь важно не только научиться острить, но и уметь при этом не зацепить чувства человека. Вы же не хотите вызвать гнев и слезы вместо смеха.

Как развить остроумие: книги

Хотите генерировать идеи на ходу, шутить и больше запоминать? Тогда вам стоит почитать книги для развития остроумия и тренировки мозга.

  1. «Как люди думают». Д. Чернышев.
  2. «Развитие мозга». Р. Сайп.
  3. «Правила мозга». Д. Медина.
  4. «Осознанность». М. Уильямс и Д. Пэнман.
  5. «Гибкое сознание». К. Дуэк.
  6. «Помнить все». А. Думчев.
  7. «Непобедимый разум». А. Ликерман.

Основная ошибка мышления многих людей в том, что они считают, что такие способности, как остроумие, чувство юмора, воображение, креативность речи даются от рождения. Эти книги помогут вам понять, как устроен мозг,и открыть в себе таланты.

Проверочный тест на остроумие

Веди блокнот шуток для развития остроумия

Тест на остроумие:

Чему равен Х?

Ответ пишите в комментариях, но не забывайте, что после прочтения этой статьи вы прошли урок по развитию остроумия, а не математических способностей.

Остроумие – это умение находить удачные выражения и добавлять в них немного юмора. Развивать это качество необходимо каждому человеку, ведь сегодня все больше людей страдают депрессией, чувствуют себя угнетенными и закомплексованными. Остроумный человек найдет выход из любой ситуации, а также всегда найдет, что сказать обидчику и как превратить собственный недостаток в шутку. Запишитесь на мой ближайший вебинар, где мы как раз будем обсуждать, как развить остроумие и .

Красивые слова, замысловатые, витиеватые предложения - все это вербальное общение. Оно составляет где-то 10%. Мог ошибиться, но лишь на несколько процентов. Суть все равно остается прежней. Куда-то делись остальные 90%... Все 90% занимает невербальное общении: «тон голоса, язык жестов». Изменять невербалику искусственно почти нереально, потому как все это будет неконгруэнтны. Есть такая замечательная штука, встроенная в нас со дня нашего производства, имя ей - БРЕДОГЕНЕРАТОР! Завести, правда, его можно лишь постоянно тренируя этот скилл. Вкачивая в него так сказать новые очки опыта. Потому сначала придется потрахаться с запуском и совершенствованием бредогенератора. А как правильно работать с бредогенератором, нам расскажет Манкубус, он же Фил Богачев.

Упражнение 1: лингвистические пирамиды.

Цель этого упражнения: понять свои особенности мышления, развить навыки обобщения, разобобщения и перехода по аналогиям.

Для начала, расскажу, что же такое это есть - «лингвистические пирамиды». Начнем с того, что оглянемся по сторонам. Первое, на что упал мой взгляд - кружка. Сама по себе кружка является просто кружкой, ничем больше. Однако, кружку можно определить в более высокий класс - посуда. Таким образом, мы перешли на 1 класс наверх (обобщили кружку до посуды). С другой стороны, кружка бывает для кофе, чая, полулитровая, алюминиевая, фарфоровая (Разобобщили кружку на различные подвиды кружек).

Это базовая модель лингвистических пирамид - все есть подвидом чего-то и состоит из чего-то. Кроме этого, в пределах одного класса есть аналогичные предметы. То есть, если мы обобщили кружку до посуды, то аналогиями будут тарелки, миски, стаканы и множество других вещей.

Таким образом, можно тренировать навыки обобщения, разобобщения и перехода по аналогиям. Упражнение делается так. Нужно два человека (ты и твой друг). Один из вас - ведущий, другой - ведомый. Ведомый называет любой предмет, на который падает взгляд. Ведущий начинает показывать, что с этим предметом делать - найти ему аналогию, обобщить до более высокого уровня, разобобщить до более низкого. Чтобы делать это молча, очень хорошо подходит такая система знаков: большой палец вверх - обобщение, вниз - разобобщения, вбок - аналогия. Делать упражнение с 1 предметом около 5 минут, стараясь переходить между классами очень быстро, а не путешествовать только вверх-вниз по посуде. Потом вы меняетесь ролями.

Это упражнение еще не развивает бредогенератор. Это упражнение учит ваш мозг быстро находить аналогии, что будет дальше развиваться следующими упражнениями.

Упражнение: Чем ворон похож на стол

Это упражнение ведет свое начало от знаменитой загадки Льюиса Кэрролла. Она звучит так: «Чем ворон похож на стол?». Сам он ответа на загадку так и не дал, и фанаты этого замечательного человека до сих пор находят новые решения, создавая сайты в сети и ища новые решения. Вот так вот и рождаются упражнения по развитию бредогенератора.

Цель упражнения: научится созданию аналогий по разным классам.

Само упражнение делается просто, прямо как детская игра. Нужно три человека (или один человек и две кучки бумажек). Один человек называет живое создание (ворон), другой человек называет неживой предмет (стол). Третий рассказывает, чем одно похоже на другое. (Ворон похож на стол тем, что такой же черный, может складываться, как крылья и ящики.). После того, как названо сходство, участники меняются ролями. Упражнение делается по 20-30 раз за один день.

Второй, более продвинутый вариант. Один участник называет эмоцию или состояние, другой человек называет первый попавшийся ему на глаза предмет, третий говорит, что у них общего.

После нескольких повторений этого упражнения ты сможешь легко говорить, что общего у души и танка. Это же элементарно: Вертолеты - это души погибших танков! Потом переходи к следующему упражнению.

Упражнение: Продвинутое связывание

Само по себе это упражнение очень похоже на предыдущее. За одним исключением - если в прошлом упражнении ты простраивал одну цепочку аналогий между двумя, на первый взгляд, никак не связанными вещами, то в этом упражнении ты научишься простраивать множественные аналогии. В этом и состоит цель упражнения - умение создавать множественные связи между двумя предметами.

Как делается упражнение. Опять желательно три человека в числе участников. Один человек называет любой предмет, который приходит ему в голову, другой назовет любой предмет, на который падает его взгляд. Третий человек говорит, чем одно похоже на другое. Вроде бы все то же самое, что и в прошлый раз? Конечно же нет. После того, как третий участник создал одну аналогию, остальные участники начинают спрашивать, чем часть предмета (или его функция) похожа на то, что есть в другом предмете и как это связано.

Чем часы похожи на плеер?
-Они оба могут отсчитывать прошедшее удовольствие, показывая, как многое мы получили.
-Классно. А вот это колесико сбоку от часов - в плеере это что?
-Это же элементарно! Колесико служит для установки времени, а в плеере это делают специальные кнопки. Если колесико можно вращать вперед и назад, то в плеере есть две кнопки, которые вращают кассету вперед и назад.
-А вот эта стрелка на часах - в плеере это что?
-Это и в часах и в плеере помогает нам понять, что они показывают. В часах - это стрелка, в плеере - индикатор ленты.

Это упражнение желательно делать раза 2-3 в неделю минут по 15-20, пока ты легко не сможешь объяснить девушке, почему автобус и презерватив представляют собой две стороны одной вселенской медали.

Упражнение: О чем вижу, о том и пою.

Цель упражнения: Развитие легкости и ассоциативности в речи.

Упражнение делается в парах. Один человек показывает на любой предмет, который находится в поле зрения. Задача второго - не менее 5 минут рассказывать про этот предмет, его историю, функции и причины его появления на свет. Так же можно затронуть вопрос его жизненной необходимости для сохранения мира во всем мире.

Критерием успешного овладения этим навыком будет получасовой рассказ о предметах в отдельно взятом ночном клубе, где ты оказался первый раз в жизни.

Упражнение: поток сознания.

Цель упражнения: умение начинать разговор с любого места на любую тему.

Как упражнение выполняется: нужен только ты и зеркало. Обоих ингредиентов ровно по 1 экземпляру. Потом ты помещаешь себя перед зеркалом и начинаешь думать. Спустя 3 секунды начинаешь озвучивать ВСЕ, что ты думаешь, то есть думать вслух. Спустя 10 минут подобного монолога просто замечай, как это легко и естественно получается.

Это упражнение стоит делать раза 2-3 в неделю минут по 10. Через пару месяцев твой ясный разум затопит берега любого девичьего сознания.

Упражнение: Продолжить тему

Цель: Развитие навыка общения на произвольную тему.

Выполнение (1 вариант): обираются несколько человек, обычно 6. 5 - участники и один ведущий. Первый участник начинает рассказ (монолог) на любую тему, по сигналу ведущего рассказ продолжает другой участник, которого выбрал ведущий. После 5 минут ведущим становится следующий член группы.

После хорошей отработки этого упражнения становится легко разговаривать и поддерживать беседу.

Выполнение (2 вариант): В отличие от предыдущего варианта, тут ты сможешь тренироваться один. Включи телевизор или радио, на любой канал или станцию. Пару минут послушай ведущего, потом выключай и продолжай рассказ, пока не выдохнешься. Потом снова включай и продолжай. Выполнять раз в день по 20 минут, на протяжении месяца.

Упражнение: оранжевое настроение

Цель упражнения: развитие «альтернативного» взгляда на вещи, умение обсуждать происходящее «под другим углом зрения». В принципе, эти навыки и определяют успешный бредогенератор - умение говорить о привычных вещах непривычным образом.

Выполнение упражнения: нужно 2 человека. Первый человек называет любое существительное, второй называет к этому существительному 5 прилагательных, которые к нему могут подойти, но находятся на грани фола. Фактически, наделяет предмет новыми характеристиками.

Примеры:

Оранжевое настроение
. Кислая шляпа
. Монотонная тарелка
. Звонкие таблетки
. Бледная вилка
. Хрустящее кресло

Выполнять по 20-30 раз в день на протяжении месяца.

Осле этого упражнения образуется дополнительный навык - умение генерировать на лету трансовые синестезии (подробнее про это в главе про метафоры).

Упражнение: Решение проблемы.

Цель: Развитие начального бредогенератора.

Выполнение: Лучше всего выполнять вдвоем. Ведущий рассказывает максимально подробно о какой-нибудь затруднительной ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно. Ведомый начинает подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи. В это время ведомый молчит, это очень важно. Если бы это было все, то было бы скучно. Так вот.

В первый раз для решения проблемы надо воспользоваться абсолютно нереальным предметом или созданием, желательно из другой галактики.

Во второй раз, этот предмет должен помочь с помощью физически невыполнимых действий и неосуществимым способом.

В третий раз к первым двум случаям добавляются описание действий на несуществующем языке. Желательно, чтобы названия этих действий имели вполне понятное звучание, но не имели смысла. Помните, как у Маршака: Варкалось, хливкие шорьки мырялись по наве.

Критерием развитого бредогенератора будет истеричный смех человека, который это слушает.

Упражнение: Альтернативные реальности (базовые)

И тут мы подходим к построению продвинутого бредогенератора, и уже в этом упражнении мы научимся генерировать настоящий бред эталонного качества. Чтобы это упражнение состоялось, потребуется допустить только одну мысль - мы сейчас находимся в альтернативной реальности, которая неуловимым образом похожа на нашу, за одним исключением. Эта реальность состоит не из атомов и молекул, а лампочек. Самых разнообразных лампочек. И все, что мы видим, сделано из лампочек, продуктов их переработки, в специальных лампочкообрабатывающих мастерских и лампочкоперегонных заводах.

И сейчас наступает упражнение. Для этого тебе потребуется друг, к сожалению, они иногда нужны. Твой друг закрывает глаза, и ты начинаешь его водить по комнате, при этом, подводя его руку к любому предмету, и объясняешь, каким образом он состоит из лампочек. Потом дальше. И так - 10 минут. Потом вы меняетесь ролями. Результатом упражнения будет являться переход в альтернативную реальность. Разумеется, что кроме лампочек, это может быть абсолютно любая Альтернативная Реальность, состоящая из чего угодно. Хоть из телепузиков и мобильных плакатов.

Еще раз: твоя задача состоит в ясном и логическом связывании того, что человек ощущает, с тем, что ты придумал. Вроде бы все просто, а вроде бы и нет. Пробуй. Я помню, когда я первый раз сам для себя делал это упражнение, я выбрал Реальность Пупырышков. И подвел человека к стене, и сказал «Это пупырышек. Просто он настолько большой, что радиус кривизны просто так не измерить». Тут такое началось, словами не передать. Продолжили мы минут только через 10 - и я думаю, что это упражнение доставит вам столько же радости, сколько мне в свое время. В общем, это упражнение нужно проделать раз 5-6 для закрепления навыка и переходить к следующему.

Упражнение: Конструирование альтернативных реальностей.

Это упражнение служит вторичным навыком, дополняющим бредогенератор. То есть это упражнение направлено, в первую очередь, на закрепление навыков, развитых многочасовыми потными тренировками (или секундным чтением этой главы по диагонали).

Для этого упражнения тебе потребуется первоначальное состояние Альтернативной Реальности, как, например, после выполнения предыдущего упражнения. И больше ничего. То есть требуется, настоятельно требуется немного измененное состояние сознания.

Выполнение: тебе потребуется только твоя рука. Этой рукой надо касаться любого предмета, перенося его в свою реальность. То есть, если у тебя реальность лампочек, то после того, как ты прикоснешься к любому дереву в своем дворе, тебе нужно будет заметить, как все в этом дереве начинает состоять из лампочек - ветки, листья, кора, корни. После того, как процесс завершится, переходи к другому предмету. Это упражнение делается молча, в одиночестве и минут 15, не меньше. Двух-трех раз на выполнение будет вполне достаточно, и ты почти разовьешь в себе бредогенератор киловатта так на три с полтиной. Завершить этот процесс можно будет с помощью следующего упражнения.

Упражнение: Альтернативные реальности (продвинутые).

После того, как ты научился в альтернативные реальности входить и их конструировать, для полного счастья тебе нужно только одно. Сделать так, чтобы в этой альтернативной реальности появилась хотя бы одна девушка. Вроде бы мелочь какая, мелюзга пузатая, а приятно. В конце концов, не мастурбировать же в этой реальности в гордом одиночестве?

Цель упражнение: создание кокона общения с девушкой, наведение разговорного транса, умение связно и конгруэнтно убеждать в своей точке зрения, свободно простраивать ассоциативные цепочки в разговоре.

Ужас какой. Это я про цели. Теперь про выполнение: твоя задача - опять войти в свою альтернативную реальность. После этого, ты находишь на улице девушку и рассказываешь ей про свой мир, аргументировано описывая любой предмет как состоящий из левых поворотов. Критерием правильного выполнения и работающего бредогенератора будет активное участие девушки в описании мира, то есть она включится в эту игру - начнет спрашивать подробности, подсказывать ответы.

Меры предосторожности: Разумеется, что вот просто так с горящими глазами подбегать к девушке и впаривать ей вселенную телепузиков не стоит. Это я так, на всякий случай сказал. Имея в виду, что сначала стоит подойти и познакомиться. Если во время общения у тебя возникнут затруднения, можно потренироваться с тем же самым многострадальным другом.»

Манкубус, например, свой бредогенерище развивал несколько лет. Так что, как видишь нужно потрудиться. Конечно, я не заставляю тебя годами оттачивать мастерство, но 3 месяца поработать над БГ (бредогенератор) все-таки нужно. ОНО того стоит!

Уметь шутить полезно со всех точек зрения. Во-первых, мужчины с чувством юмора и умением остроумно пошутить всегда пользовались успехом у женщин. Во-вторых, уместная шутка может разрядить обстановку и погасить зарождающийся конфликт. В-третьих, юмористу в наше время легче жить. Не случайно вопрос как научиться шутить интересует многих. Зачем человеку чувство юмора мы перечислили ниже.

  1. Доказано, что человек, который позитивно смотрит на многие вещи, дольше живет.
  2. Вопреки мнению о том, что у постоянно смеющегося человека рано появляются морщины, есть наблюдения, что, смеясь, мы моложе выглядим. Ведь во время смеха работает 16 мышц.
  3. Смех сопровождается выбросом эндорфина – гормона счастья.
  4. Не случайно в детских больницах стали нанимать на работу клоунов. У часто смеющегося человека повышается иммунитет. А смешные видео показывают взрослым пациентам, чтобы и на них смех оказывал исцеляющее действие.
  5. Человек с чувством юмора пользуется успехом в обществе. Ему проще заводить знакомства с противоположным полом. Не случайно возникла поговорка: «Улыбайся, и люди к тебе потянутся».
  6. Юмор – защитная реакция организма на жизненные трудности. Если все воспринимать всерьез, не хватит никакого здоровья.
  7. Юмор всегда выручит застенчивого парня в общении с девушками. Они не любят унылых и депрессивных мужчин, так как сами склонны к меланхолии и унынию. Поэтому часто в объявлениях на сайтах знакомств девушки выдвигают требование, чтобы мужчина имел «ЧЮ».

Можно ли вообще развить в себе чувство юмора?

Бытует мнение, что чувство юмора дается человеку от рождения, и искусственно развить его невозможно. Следовательно, невозможно и научиться шутить. Психологи опровергают эту точку зрения. Точнее, они уверяют, что придумывание шуток не зависит от наличия или отсутствия чувства юмора. Нужно просто знать несколько простых приемов как научиться хорошо шутить и применять их.

Чувство юмора – это умение посмеяться над собой или ситуацией, но не над другими. Чтобы уметь смеяться над собой, нужно иметь положительное отношение к себе, не заниматься самобичеванием, если что-то не получается, а учиться обращать неудачу в шутку.

В своем окружении нужно поискать человека, у которого чувство юмора ярко выражено. Присматриваться к нему в той или иной ситуации, наблюдать за реакцией окружающих, особенно, девушек, на тот или иной его выпад. Задавать иногда самому себе вопрос, а как бы он поступил в той или иной ситуации? Попробовать копировать его поведение, находясь в другой компании. Постепенно окружающие станут воспринимать человека так, как ему этого хочется.

Душа коллектива

  • А как научиться смешно шутить и стать душой компании обычному парню? Во-первых, не нужно пыжиться и выдавливать из себя шутки на темы, в которых не разбираешься. Это будет вовсе не смешно, а глупо и нелепо. Лучше помолчать и послушать. Так у людей начнет складываться о вас хорошее впечатление.
  • Во-вторых, не нужно стараться выглядеть умнее или глупее, чем есть на самом деле. Всегда ценится естественность. Хотя, собственный взгляд на вещи должен быть, и не нужно стесняться высказывать свое мнение. Но нельзя навязывать его другим. Если ваша точка зрения отлична от других, они в этом не виноваты.
  • В-третьих, душой компании не может стать человек угрюмый, неулыбчивый, малообщительный. Но, будучи разговорчивым, не нужно трещать без умолку о своих проблемах или хвастаться собственными достижениями. Главная задача того, кто считается душой компании – отвлечь окружающих от грустных мыслей, заразить всех веселым настроением. А для этого нужно иметь приличный запас веселых игр для компании, смешных историй из жизни и анекдотов, не забывая время от времени обновлять репертуар.
  • Душа компании и клоун – это не одно и то же. Невозможно заставить смеяться, можно добиться этого только естественным путем. Не вызовешь положительных эмоций. Если начнешь шутить по поводу внешности кого-то из компании или его материальных проблем. Нужно быть добрым и шутить по-доброму.

Приемы создания шуток

  1. Шутка – это удачное сочетание слов. Можно потренироваться в соединении слов. Например, сочинить предложение, все слова которого начинаются на одну и ту же букву. Условие: слов должно быть много, не менее десяти. Местоимения, союзы и предлоги тоже должны быть на эту букву. Сложно будет только вначале. Если выполнять упражнение регулярно, фразы будут рождаться сами собой. Постепенно и шутки будут получаться.
  2. Известная детская игра буриме, когда один из двух играющих произносит любое предложение или фразу, а второй добавляет фразу такого же размера в рифму. Иногда получается очень смешно. Если такие фразы запоминать, можно иногда использовать в компании друзей или в непринужденной беседе с девушками.
  3. Была в недалеком прошлом у артиста Евгения Петросяна реприза «Бестолковый словарь», в которой он придавал привычным и вовсе не смешным словам двойственный смысл, например, сторож – хор российской армии, или: зубочистка – соревнования по боксу и т.п. Если самостоятельно выискивать такие двусмысленные слова и при случае использовать их в речи, можно прослыть великолепным шутником. Правда, некоторые из этих слов с «двойным дном» звучат пошловато, и ими можно не расположить девушку к себе, а оттолкнуть.
  4. Другой пример двусмысленности – использование слов-омонимов. На них основаны знаменитые и очень смешные анекдоты про Штирлица, вроде; «из окна дуло, он закрыл окно, дуло исчезло».
  5. Смешно звучат привычные пословицы и поговорки, если одно из слов заменить более современным синонимом. Например: Не по Сеньке шапка – не по Хуану сомбреро, или: с холестерина бесится (вместо с жира).
  6. Интересен прием, который профессиональные сочинители шуток называют «скачок». Им часто пользуются КВНщики. Суть приема – включение в описание какого-либо предмета или явления несвойственного эпитета, который перечеркивает все предыдущие. Например: «В институт поступают только эрудированные, высокоинтеллектуальные, богатые молодые люди».
  7. Еще один прием основан на сравнении несравнимого. Смешно звучат ответы на вопросы типа: «что общего между..». например: что общего межу дешевыми пуговицами и золотой молодежью? Ответ: и те, и другие отрываются по полной. Этому приему можно научиться самостоятельно, если подмечать связь между совершенно разными предметами.
  8. Если во фразе или строчке из песни поменять местами всего пару слов, может получиться смешная шутка. Например: «Напою жену, обниму коня…» или «…Если с любушкой на постелюшке, помоги ему, Боже!» (в оригинале не помоги ему, а накажи его). Иногда поменять местами можно слова в обычной фразе, исказив их: «сабо сомой». Или путешественник Федор Конюхов может стать Конюхом Федоровым.
  9. Иногда выручат прием гипербола (преувеличение) и контраст, примененные одновременно. Например, про очень тучную пожилую даму трудно сказать «божий одуванчик», зато «божий баобабчик» — в самый раз. Но нельзя использовать подобную шутку в разговоре с девушкой, у которой явно есть излишний вес.


Предыдущие приемы основаны на особом употреблении слов. Для этого нужно иметь достаточно богатый словарный запас. Обогатить свою речь можно, читая книги, смотря интеллектуальные телепередачи.

Литература в помощь начинающему юмористу
  • Известный юморист Михаил Шац советует начинать стезю шутника с чтения Ильфа и Петрова. А оттачивать мастерство юмориста на близких. По их реакции уже можно судить, получаются шутки или нет, и стоит ли их опробовать на друзьях и знакомых. В список рекомендуемых книг, которые научат как научиться остроумно шутить можно добавить и произведения Ярослава Гашека, и Антона Чехова, и Аркадия Аверченко, и Михаила Зощенко, Григория Горина, Михаила Мишина и других классиков литературы, которые «подскажут» веселые шутки.
  • Анекдоты – жанр устного народного творчества, который скрашивает наши серые будни. Все мы стараемся запомнить прочитанный или услышанный смешной анекдот, чтобы потом при случае рассказать его в своей компании. Но чтобы самому научиться сочинять короткие смешные рассказы, нужно научиться анализировать анекдоты, разбирать, что комичного в той или иной ситуации.
  • Полезно коллекционировать юмористические цитаты знаменитостей, чтобы в удобный момент блеснуть интеллектом и удачно пошутить.
  • Не менее полезно смотреть комедии, передачи вроде КВН или «Камеди Клаб». По реакции членов жюри легко определить, насколько смешна та или иная шутка, а потом попробовать сочинить аналогичную и представить их реакцию на нее.
Что значит, уместная шутка?
  • Не стоит часто повторять шутки, уже прозвучавшие, например, в КВН. Один раз в разговоре с девушкой это прокатит, а постоянные пересказывания чужих шуток — признак не юмора, а дурного тона, как плагиат в литературе или музыке.
  • Нужно научиться иронизировать. Суть иронии – применять к какому-либо предмету, явлению или ситуации эпитеты, противоположные реальности. Например, к вруну обратиться: «Правдивый ты наш», или забияку назвать миротворцем. Нужно с осторожностью применять иронию по отношению к другим, чтобы не ранить, не обидеть. Зато полезно острить и шутить и по отношению к себе, например, сделав глупость, назвать себя великим умником.
  • Любая шутка хороша к месту и вовремя. Вряд ли юмор программистов будет понятен простым работягам, а профессорский – в студенческой копании. Парни часть шутят об интеллектуальных способностях блондинок, но вряд ли стоит острить на эту тему в компании девушек. Могут не понять.
  • Есть три темы, шутить на которые считается дурным тоном. Это национальность, вероисповедание и внешность человека.
  • Вряд ли здравомыслящему человеку придет в голову отпускать шутки на похоронах. Но есть такие приверженцы черного юмора, которым ничего не стоит юморить в трагической обстановке.

Развивать надо еще и дикцию

Никакая, даже самая смешная шутка, если она сказана невнятно, не достигнет нужного эффекта. Развивать нужно речевые умения.

  1. Нужно развивать дикцию. Существуют специальные упражнения для развития: скороговорки, чистоговорки, быстрое и четкое произношение длинных научных терминов или слов с трудным сочетанием звуков.
  2. Необходимо избавиться от логопедических дефектов, если таковые есть. Это полезно не только будущему юмористу, а вообще любому. Многие девушки отказываются продолжать знакомство с парнем, который полностью устраивает их внешне, когда он начинает говорить, и оказывается, что он картавит или шепелявит. Найти логопеда, который поможет справиться с проблемой, сегодня не сложно.
  3. Нужно научиться следить за своей интонацией. Если она монотонная, нужно научиться придавать речи различные оттенки. Именно этому учат в школе еще в младших классах. Но иногда шутка звучит особенно смешно, если произнести ее с каменным лицом.
  4. Говорить надо уверенно и убедительно, а не мямлить. Тогда и окружающие поверят в то, что сказанное действительно смешно.

Видео на тему:

Вы считаете, что обделены чувством юмора – не беда! Веселить друзей, придумывать смешные шутки, быть остроумным и интересным человеком может абсолютно каждый. Умение шутить отлично развивается, для этого понадобится только ваше желание. Забавные выражения, удачные фразы и сказанные к месту шутки, сделают вас душой любой компании. Вам будет проще решать свои дела, а люди будут стремиться с вами общаться.

Как научиться шутить – приемы конструирования шуток

Существуют специальные приемы конструирования шуток, которыми пользуются сценаристы и авторы-юмористы . Если их использования позволяет насмешить тысячи людей, значит они и вам будут полезными.


Как научиться шутить

Понимание природы юмора и знание приемов создания шуток позволит вам создавать свой юмор. Причем, не используя заезженные шутки и выражения, а создавая свои собственные! Рекомендуем вам легкое упражнение, которое не отнимет более 3-х минут и обязательно заставит вас улыбнуться.

  • Выберите 1 любую букву алфавита и составьте предложение из 10 слов, в котором все слова начинаются в этой буквы.
  • Выполните это предложение несколько раз с другими буквами.
  • Улыбнитесь и перечитайте.

У многих людей это упражнение вызывает скрип мозга. Это хороший показатель – значит происходят в вас какие-то изменения, что позволяет открыть новый угол обзора на давно привычные вещи.


Любая шутка должна быть сказана вовремя и если вы еще не можете быстро создавать юмористические высказывания, используйте готовые. Подберите в интернете анекдоты и цитаты и рассказывайте их при подходящей возможности. Это позволит вам стать душой компании и главным весельчаком, так что не игнорируйте этот способ, он так же весьма хорош.