Меньше говорите, больше слушайте
Ральф Николс однажды сказал: «Самая важная из всех человеческих потребностей - потребность понять и быть понятыми. лучший способ понять человека - выслушать его». Общение - это не игра в «твоя очередь, моя очередь», а процесс, в котором все стороны должны действовать непрерывно.
Храните открытость
Чаще всего мы идем на поводу у нашего предвзятого мнения. Старайтесь внимательно, не перебивая, слушать человека, даже если вы в корне не согласны с ним или он критикует вас. Подобная практика хорошо повлияет на ваше умение слушать.
Не отвлекайтесь
Шум телевизора, посторонние движения, другие люди могут помешать вам услышать и понять вашего собеседника. Однако отвлечь вас могут не только внешние факторы, упомянутые выше. Существуют также внутренние отвлекающие факторы, например, голод, жажда, другие проблемы...Если вам предстоит важный разговор, а единственное, о чем вы можете думать, это - бутерброды и оплата кредита, этот разговор не принесет ничего хорошего.
Следите за основной идеей
Все мы, разговаривая с кем-то, считаем необходимым подробно разобраться во всех деталях. Будьте внимательны, не запутайтесь и не будьте поверхностны. Определите для себя главные идеи разговора.
Слушайте, чтобы понять, а не чтобы быть понятыми
Сколько раз с вами случалась подобная ситуация: у вас есть история или идея, которую вы очень хотите обсудить, но как только вам предоставляется такой шанс, ваш собеседник перебивает вас рассказами в духе «А вот я!..?, «А у меня!..»? Вы же продолжаете пытаться перехватить инициативу разговора. В итоге получается, что никто никого не слышит. Вместо того, чтобы обдумать услышанное, собеседники просто дожидаются своей очереди высказаться. Подобный вид разговора не выгоден никому. Такие разговоры можно отнести к вредным привычкам.
Уважайте оратора
Важно быть искренним слушателем. Поддерживайте беседу вопросами, уточняйте, комментируйте, просите прояснить непонятное. Например, если кто-то говорит вам: «Сегодня был трудный рабочий день!» Спросите: «Почему? Чем ты занимался?» Дайте понять вашему собеседнику, что у него есть возможность высказаться. Поддакивайте, таким образом вы даете собеседнику понять, что вы слышите и поддерживаете его. Обратная связь при общении очень важна. Уважайте рассказчика. Начните слушать людей и они начнут слушать вас.
Язык тела
Язык вашего тела может дать понять собеседнику, насколько вы внимательно слушаете его. Если вы сутулитесь, ваши руки скрещены, а взгляд устремлен вдаль, несложно догадаться, что вам скучно. Старайтесь поддерживать зрительный контакт. Не ерзайте, не теребите ничего в руках, не поправляйте слишком часто волосы. Это признаки того, что вам скучно и неудобно. Будьте внимательны, склонитесь к собеседнику, если это необходимо, примите открытую позу, в некоторых моментах вы можете кивать головой.
Никакого телефона!
Отвлечения на мобильный телефон - явный признак неуважения к рассказчику и незаинтересованности в теме разговора. Во время важных бесед старайтесь держать ваш телефон в кармане.
Сопереживайте
Взгляните на ситуацию, рассказанную вам, не со своей точки зрения, а с точки зрения рассказчика. Вы не обязаны во всем его поддерживать и соглашаться с ним, просто представьте, как он себя сейчас чувствует. Конечно вы никогда не сможете понять его настоящие чувства, но сделать попытку очень важно.

Это звучит банально просто: чтобы стать идеальным слушателем, стоит прекратить думать о том, что вам нужно говорить.

Когда вы будете в следующий раз на крупном совещании, обратите внимание на аудиторию. Многие даже видимости не создают, что слушают выступающего: одни просто ерзают по креслам, другие просматривают почту или пишут сообщения. Мало кто из присутствующих на самом деле слушает выступающего.

Развитый навык активного слушания поможет вам добиться искреннего уважения коллег и стать эффективным лидером. Если люди знают, что они были услышаны, то их доверие у вас в руках. Кроме того, активное слушание помогает в устранении недопонимания между людьми, которое часто возникает не столько из-за того, что кто-то нечетко выразил свои мысли, сколько из-за того, что кто-то невнимательно их выслушал. А ведь сколько проблем можно было бы избежать, просто внимательно выслушав коллегу, друга, начальника? Знакомо?

Проблемы крупных совещаний

Большинство проблем, связанных с навыком слушания, проявляются во время совещаний. Их структура кажется очевидной. Один человек высказывает свое мнение, другой пытается его оспорить или высказать замечание, остальные комментируют или вносят свои предложения.

Исходя из этого представления складывается ошибочная модель: во время дискуссии вы все время ждете момента, когда нужно будет высказаться. Здесь можно столкнуться с рядом проблем.

Во-первых, скорее всего, вы не дадите человеку полностью закончить свою мысль. Вполне вероятно, что то, о чем оратор скажет в последний момент, изменит смысл его речи или раскроет заинтересовавший вас вопрос.

Во-вторых, сосредоточив свое внимание на том, что вы должны будете сказать, вы невольно вносите субъективность в дискуссию. Понять другого человека всегда очень сложно, для этого нужно учитывать контекст и мелкие детали. Поэтому придется сконцентрировать свое внимание.

Осмысление против делания

Помните — когда мы слушаем другого человека, мы его изучаем. Социальный психолог, эксперт в области мотивации Арье Круглански (Arie Kruglanski) совместно со своими коллегами из университета Мэриленд выделил два абсолютно разных типа мышления: осмысливающее и делающее. Когда вы слушаете, то у вас преобладает осмысливающее мышление (thinking mindset ).

То же самое происходит всегда, когда вы оцениваете окружающую действительность. А вот когда вы планируете свою следующую реплику или стараетесь сформулировать вопрос, то кардинально меняете превалирующий процесс — ваше мышление принимает делающий характер (doing mindset ).

Многим перестроиться в режим осмысливающего мышления будет трудно. В рабочей обстановке коллеги обычно приходят с какой-либо проблемой, и первой реакцией всегда бывает попытка максимально быстрого поиска ее решения. Тем не менее, людям не всегда требуется ваша помощь в решении этой конкретной проблемы. Если вы слишком рьяно будете спасать положение, то скорее всего никогда не узнаете реальную суть ситуации, а остановитесь на лечении симптомов “болезни”. Не пренебрегайте старой мудростью: «семь раз отмерить, один раз отрезать». Выслушайте.

Когда вы сосредоточены на ответной реакции, то скорее всего упустите из виду одну важную составляющую коммуникации — эмоциональную. Общение — это всегда намного больше, чем просто слова. Важно эмоционально прочувствовать тон голоса, позу, жестикуляцию и мимику собеседника. В конце концов, даже обычное «Молодец!» может быть как похвалой, так и оскорблением.

Важно, чтобы во время беседы создавалось ощущение значимости всех поднимаемых вопросов и незамедлительности их решения. Часто вопросы, которые ничего не стоят для вас, могут быть крайне важны для кого-то другого. Неумение это видеть и понимать может очень быстро подорвать ваш авторитет в среде коллег.

Самый простой способ научиться слушать

Возьмите себе в привычку повторять или переспрашивать самые важные моменты и вопросы дискуссии. Всегда делайте небольшое резюме перед тем, как начать высказывать свои мысли или замечания. Есть минимум три причины, подтверждающие полезность этого правила.

Конечно же, вы должны внимательно выслушать своего собеседника, чтобы иметь возможность пересказать его основные мысли и доводы. Когда вы это делаете, люди видят, что вы реально вникли в изложенную информацию. В итоге, уровень доверия к вашим словам будет намного выше. Повторив основные идеи, вы также удостоверитесь, что на 100% правильно поняли сказанное собеседником. Если вы что-то упустили, то сможете это уточнить или попросить разъяснить какую-то непонятную информацию. Кроме того, краткое резюме позволит другим участникам разговора уточнить свою точку зрения или исправить допущенную ошибку.

Многие ошибочно полагают, что для того, чтобы быть хорошим слушателем достаточно не перебивать собеседника и не отвлекаться на посторонние предметы и людей. Если вы из их числа, то вы глубоко заблуждаетесь. Потому что для слушателя мало иметь только острый слух и фокус внимания. Нужно кое-что еще.

Навык слушания недооценен общественностью. Хотя он намного важнее ораторского мастерства. Потому что говорить и убеждать умеют все, а слушать – избранные. Причина в том, что с самого рождения родители только и думают о том, когда их отпрыск произнесет первое слово и начнет разговаривать. Они как можно скорее хотят научить ребенка говорить, так как период молчания их настораживает. Как следствие, дети вырастают не способными слушать. Ведь их этому не обучали. Более того курсов по публичным выступлениям намного больше, чем курсов по слушанию.

Я до трех лет не говорила. Мама считает, что я специально молчала, так как любила вредничать и была очень упрямым ребенком. А может быть, слушание мне доставляло большее удовольствие, чем говорение?!

Сколько себя помню, я всегда предпочитала слушать, нежели разговаривать. И в начальной школе некоторые мои одноклассники ставили мне это в упрек. Им хотелось, чтобы я принимала активное участие в беседе, а не пассивное. Но в старших классах им понадобился человек, который бы выслушивал их проблемы и секреты, при этом хранил рот на замке. Этим человеком оказалась я. Через мои уши прошло столько душераздирающих историй, но ни одна из них не вышла наружу.

Чем старше я становилась, тем комфортнее себя чувствовала в роли слушателя. Возможно, профессия психолога мне бы отлично подошла. Потому что мне нравится узнавать чужие истории, разбираться в чужих проблемах и помогать решать их. Более того, люди доверяют мне свои тайны и готовы делиться самым сокровенным.

За свой пятнадцатилетний опыт работы слушателем (школа + университет), я выявила четыре главных черты, которые притягивают ко мне говорящих и позволяют им мне доверять.

Вот, что должен уметь делать хороший слушатель:

1.Задавать вопросы. Принято считать, что хороший слушатель должен молчать. Это лишь отчасти верно. Разговор подразумевает обмен репликами. Но это не значит, что вам нужно высказывать свое мнение, чтобы поддерживать диалог. Хороший слушатель должен задавать наводящие вопросы, которые направляют ход беседы. Тем самым, давая говорящему понять, что его слушают и на его слова реагируют.

2. Быть сосредоточенным на говорящем, а не на теме. Большинство уверены, что слушатель должен фокусироваться на теме разговора. Это далеко не так. Если вы хотите стать хорошим слушателем, то вы должны все свое внимание обратить на говорящего. Потому что темы разговора очень быстро меняются, а собеседник остается все тот же. В конце концов, вы слушаете не сами слова, а человека, их произносящего.

3. Быть расслабленным. Хороший слушатель не должен испытывать никакого напряжения и стресса, иначе это состояние передастся говорящему. Вам необходимо быть спокойным и уравновешенным, чтобы ваш собеседник чувствовал себя также. Разговор, протекающий в атмосфере “релакс”, получится очень продуктивным и результативным.

4. Наблюдать. Хороший слушатель в отличие от плохого не только слушает, но и наблюдает за говорящим. Потому что он понимает, что язык тела не лжет. А вот словом обмануть можно. Вы должны следить не только за интонацией собеседника, но и за его мимикой и жестами. Это поможет вам избежать острых тем, которые ваш собеседник не желает касаться.

Слушатель – это такая же профессия, как и оратор, требующая практики. Применяя выше изложенные рекомендации в процесс разговора, вы приобретете репутацию хорошего слушателя.

Не прерывайте и не перебивайте своего собеседника. Дайте возможность человеку закончить свою мысль. Тишина заставляет человека продолжать говорить. Выслушивайте клиентов, и они, чтобы заполнить тишину, будут продолжать отвечать на заданный вопрос.

Не посматривайте на часы. Если хотите узнать, который час, сделайте это незаметно, иначе собеседник воспримет этот жест как отсутствие интереса к нему и желание поскорее от него освободиться.

Не заканчивайте предложение за своего собеседника. Терпеливо дождитесь, чтобы собеседник высказал свою мысль до конца, не перебивайте его нетерпеливым: «Это вы уже говорили», что может отбить у человека всякое желание продолжать общение с вами.

Задав вопрос, дождитесь ответа. Даже если возникшая после вопроса пауза затянулась, все равно не соблазняйтесь ответить вместо собеседника. Пауза -- это знак того, что ваш партнер в данный момент обдумывает вопрос, готовит ответ на него. Пауза, может быть, вас и нервирует, но если вы задали вопрос, имейте терпение дождаться ответа.

Ваша поза не должна быть развязной и «закрытой» от собеседника. Не разваливайтесь на стуле, сядьте прямо, можно слегка наклониться вперед. Это покажет вашу заинтересованность в беседе.

Не ведите переговоры, если вы себя плохо чувствуете. При плохом самочувствии сложно сосредоточиться на другом человеке и показать собеседнику, что вы его слушаете. Лучше перенести встречу.

Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Даже если вы внимательно слушаете собеседника, но при этом не смотрите ему прямо в глаза, он сделает вывод, что вам неинтересно, поэтому вы витаете в мыслях далеко от него и его проблемы.

Разворачивайтесь к собеседнику лицом. Неэтично беседовать с человеком, находясь по отношению к нему боком или спиной, а липом к компьютеру или к чему-то еще. Обязательно развернитесь к собеседнику всем корпусом, одного поворота головы недостаточно.

Кивайте. Это очень эффективный способ показать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете. Однако, кивая чересчур усердно, вы передаете собеседнику сигнал, что ваше терпение закончилось и ему пора заканчивать беседу.

Установите вербальную обратную связь. Реплики вроде «Да, конечно, это интересно...» и т.п. призваны вербально подтвердить, что вы слушаете собеседника. Это очень важно для поддержания контакта.

Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Если вам что-то не ясно, вы не уверены, что правильно поняли собеседника, задайте уточняющие вопросы. Так вы произведете впечатление человека, старающегося не упустить важные моменты беседы. Существует множество уточняющих вопросов: «Вы имеете в виду, что...», «Правильно ли я вас поняла...», «Поясните, пожалуйста...», «Вы хотите сказать...» и др.

Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию. Люди предпочитают спорить. Если вы услышали от собеседника то, что не соответствует вашим убеждениям или отличается от ваших представлений, не накидывайтесь на него и не обороняйтесь, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросить: «Откуда у вас такие сведения?», «Почему вы так считаете?», «Чем объясняется ваша позиция?»

Избегайте синдрома: «А у меня...» Клиент может рассказывать о чем угодно, не надо пытаться произвести на него впечатление своим «еше более крутым» личным опытом, перехватывая у него инициативу. Клиент, после того как его перебили, может вообще замолчать и закрыться.

Делайте пометки. Это имеет следующие преимущества: вы подавляете в себе импульс прервать говорящего; вы на бумаге можете отреагировать на возможную начинающуюся у вас злость и успокоиться для вашего ответа в дальнейшем; уже при слушании вы сможете отделить важное от второстепенного; действительно войти во все существенные проблемы, что особенно важно, когда придет ваша очередь говорить; ваш партнер по переговорам сделать вывод, что к нему серьезно относятся, если делают для себя заметки во время выступления.