Н. В. Гоголь

К читателю от сочинителя

Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томах. Том пятый. М., Издательство Академии наук СССР, 1952 OCR Бычков М. Н. Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы звании ни находился, почтен ли ты высшим чином или человек простого сословия, но если тебя вразумил бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга, я прошу тебя помочь мне. В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так, что на всякой странице есть что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня. Не пренебреги таким делом. Какого бы ни был ты сам высокого образования и жизни высокой, и какою бы ничтожною ни показалась в главах твоих моя книга, и каким бы ни показалось тебе мелким делом ее исправлять и писать на нее замечания,-- я прошу тебя это сделать. А ты, читатель невысокого образования и простого звания, не считай себя таким невежею, чтобы ты не мог меня чему-нибудь поучить. Всякий человек, кто жил и видел свет и встречался с людьми, заметил что-нибудь такое, чего другой не заметил, и узнал что-нибудь такое, чего другие не знают. А потому не лиши меня твоих замечаний: не может быть, чтобы ты не нашелся чего-нибудь сказать на какое-нибудь место во всей книге, если только внимательно прочтешь ее. Как бы, например, хорошо было, если бы хотя один из тех, которые богаты опытом и познанием жизни и знают круг тех людей, которые мною описаны, сделал свои заметки сплошь на всю книгу, не пропуская ни одного листа ее, и принялся бы читать ее не иначе, как взявши в руки перо и положивши перед собою лист почтовой бумаги и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и всех людей, с которыми встречался, и все происшествия, случившиеся перед его глазами, и всё, что видел сам или что слышал от других, подобного тому, что изображено в моей книге, или же противоположного тому, всё бы это описал в таком точно виде, в каком оно предстало его памяти, и посылал бы ко мне всякий лист по мере того, как он испишется, покуда таким образом не прочтется им вся книга. Какую бы кровную он оказал мне услугу! О слоге или красоте выражений здесь нечего заботиться; дело в деле и в правде дела, а не в слоге. Нечего ему также передо мною чиниться, если бы захотелось меня попрекнуть, или побранить, или указать мне вред, какой я произвел наместо пользы необдуманным и неверным изображеньем чего бы то ни было. За всё буду ему благодарен. Хорошо бы также, если бы кто нашелся из сословия высшего, отдаленный всем -- и самой жизнью и образованьем от того круга людей, который изображен в моей книге, но знающий зато жизнь того сословия, середи которого живет, и решился бы таким же самым образом прочесть сызнова мою книгу и мысленно припомнить себе всех людей сословия высшего, с которыми встречался на веку своем, и рассмотреть внимательно, нет ли какого сближения между этими сословиями и не повторяется ли иногда то же самое в круге высшем, что делается в низшем? и всё, что ни придет ему на ум по этому поводу, то есть всякое происшествие высшего круга, служащее в подтвержденье или в опровержение этого, описал бы, как оно случилось перед его глазами, не пропуская ни людей с их нравами, склонностями и привычками, ни бездушных вещей, их окружающих, от одежд до мебелей и стен домов, в которых живут они. Мне нужно знать это сословие, которое есть цвет народа. Я не могу выдать последних томов моего сочинения до тех пор, покуда сколько-нибудь не узнаю русскую жизнь со всех ее сторон, хотя в такой мере, в какой мне нужно ее знать для моего сочинения. Недурно также, если бы кто-нибудь такой, кто наделен способностью воображать или живо представлять себе различные положения людей и преследовать их мысленно на разных поприщах, словом, кто способен углубляться в мысль всякого читаемого им автора или развивать ее, проследил бы пристально всякое лицо, выведенное в моей книге, и сказал бы мне, как оно должно поступить в таких и таких случаях, что с "им, судя по началу, должно случиться далее, какие могут ему представиться обстоятельства новые и что было бы хорошо прибавить к тому, что уже мной описано; всё это желал бы я принять в соображенье к тому времени, когда воспоследует издание новое этой книги, в другом и лучшем виде. Об одном прошу крепко того, кто захотел бы наделить меня своими замечаниями: не думать в это время, как он будет писать, что пишет он их для человека ему равного по образованию, который одинаковых с ним вкусов и мыслей и может уже многое смекнуть и сам без объяснения; но вместо того воображать себе, что перед ним стоит человек, несравненно его низший образованьем, ничему почти не учившийся. Лучше даже, если на место меня он себе представит какого-нибудь деревенского дикаря, которого вся жизнь прошла в глуши, с которым нужно входить в подробнейшее объяснение всякого обстоятельства и быть просту в речах, как с ребенком, опасаясь ежеминутно, чтоб не употребить выражений свыше его понятия. Если это беспрерывно будет иметь в виду тот, кто станет делать замечанья на мою книгу, то его замечанья выдут более значительны и любопытны, чем он думает сам, а мне принесут истинную пользу. Итак, если бы случилось, что моя сердечная просьба была бы уважена моими читателями и нашлись бы из них действительно такие добрые души, которые захотели бы сделать всё так, как я хочу, то вот каким образом они могут мне переслать свои замечания: сделавши сначала пакет на мое имя, завернуть его потом в другой пакет -- или на имя ректора С.-Петербургского университета его превосходительства Петра Александровича Плетнева, адресуя прямо в С.-Петербургский университет, или на имя профессора Московского университета его высокородия Степана Петровича Шевырева, адресуя в Московский университет, смотря по тому, к кому какой город ближе. А всех, как журналистов, так и вообще литераторов, благодаря искренно за все их прежние отзывы о моей книге, которые, несмотря на некоторую неумеренность и увлечения, свойственные человеку, принесли однако ж пользу большую как голове, так и душе моей, прошу не оставить и на этот раз меня своими замечаниями. Уверяю искренно, что всё, что ни будет ими сказано на вразумленье или поученье мое, будет принято мною с благодарностью.

Здравствуйте уважаемые.
Пожалуй, сегодня закончим с Вами с 6 частью замечательного и знаменитого произведения Александра Сергеевича. Напомню, что в прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот:
Давайте продолжим...

Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.

Что ж, если вашим пистолетом
Сражен приятель молодой,
Нескромным взглядом, иль ответом,
Или безделицей иной
Вас оскорбивший за бутылкой,
Иль даже сам в досаде пылкой
Вас гордо вызвавший на бой,
Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?

Сильные строчки, согласитесь? Очень сильные....

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
"Ну, что ж? убит", - решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.

Зарецкий как секундант должен был произвести все необходимые действия по дуэльному кодексу- забрать тело и отвести домой.

Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив еще для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств, и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?
Где бурные любви желанья,
И жажда знаний и труда,
И страх порока и стыда,
И вы, заветные мечтанья,
Вы, призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

Тут возвышенное и что-то восхитительное высокое и яркое. А вдруг Ленский действительно стал бы новым Солнцем Русской поэзии... вдруг.

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Прозаика, все-таки ближе к теме. Александр Сергеич довольно-таки точно описывает судьбу Ленского, если бы он выжил. Так бы оно и было - я просто уверен. Кстати, хочу обратить Ваше внимание на 2 момента. Первое - расставание с музами, что можно читать как метафорически, так и буквально. И кстати, красиво звучит - я женился, поэтому пришлось расстаться с музами:-)) А второй аспект - про рогатость. Сиречь даже в сельской глуши, помещецы ухитрялись находить себе любимых дружков и изменять своим "толстеющим и хиреющим" мужьям. Или же, все-таки, это просто страхи Пушкина? Мы знаем, как его подобное задевало, и, кстати, в конце концов привело к гибели. Ну и еще момент - Подагра - это отложение солей мочевой кислоты в организме, бич 19 столетия.

Но что бы ни было, читатель,
Увы, любовник молодой,
Поэт, задумчивый мечтатель,
Убит приятельской рукой!
Есть место: влево от селенья
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины.
Там пахарь любит отдыхать,
И жницы в волны погружать
Приходят звонкие кувшины;
Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.

Под ним (как начинает капать
Весенний дождь на злак полей)
Пастух, плетя свой пестрый лапоть,
Поет про волжских рыбарей;
И горожанка молодая,
В деревне лето провождая,
Когда стремглав верхом она
Несется по полям одна,
Коня пред ним остановляет,
Ремянный повод натянув,
И, флер от шляпы отвернув,
Глазами беглыми читает
Простую надпись - и слеза
Туманит нежные глаза.

Флер - в смысле вуаль. ну а концовку позвольте оставить и вовсе без комментариев. Читайте, наслаждайтесь, восхищайтесь ярким и искрометным пером А.С.Пушкина.

И шагом едет в чистом поле,
В мечтанья погрузясь, она;
Душа в ней долго поневоле
Судьбою Ленского полна;
И мыслит: "что-то с Ольгой стало?
В ней сердце долго ли страдало,
Иль скоро слез прошла пора?
И где теперь ее сестра?
И где ж беглец людей и света,
Красавиц модных модный враг,
Где этот пасмурный чудак,
Убийца юного поэта?"
Со временем отчет я вам
Подробно обо всем отдам,

Но не теперь. Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я - со вздохом признаюсь -
За ней ленивей волочусь.
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Другие, хладные мечты,
Другие, строгие заботы
И в шуме света, и в тиши
Тревожат сон моей души.

Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?

Так, полдень мой настал, и нужно
Мне в том сознаться, вижу я.
Но так и быть: простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары;
Благодарю тебя. Тобою,
Среди тревог и в тишине,
Я насладился... и вполне;
Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть.

Дай оглянусь. Простите ж, сени,
Где дни мои текли в глуши,
Исполнены страстей и лени
И снов задумчивой души.
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!

Продолжение следует...
Приятного времени суток.

-- [ Страница 22 ] --

2. По каким признакам можно отличить частицу НЕ от частицы НИ?

Междометия.

Звукоподражательные слова Междометия - часть речи, включающая неизменяемые слова, которые непосредственно выражают наши чувства и волеизъявления, не называя их: ах!, о!, ох!, эх!, ой!, ух!, ура! и т. д.

От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что они не обладают номинативной функцией (функцией называния), не имеют ни лексических, ни грамматических значений; от служебных частей речи междометия отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении, не служат для связи между ними, не вносят в предложение добавочных смысловых оттенков.

Междометия не являются членами предложения и синтаксически не связаны с членами предложения. Однако они могут переходить в другие части речи и выступать в качестве сказуемого, подлежащего или дополнения: Далече грянуло ура; А девица хи-хи-хи да ха-ха-ха. (А. С. Пушкин); Ах! Но одного «аха» недостаточно.

(А. П. Чехов) Разряды междометий по происхождению (состоят из двух-трёх (образованы из полнозначных слов, состоят из од- состоят из повторе- состоят из двух слов Разряды междометий по значению выражают чувства выражают воле- слова вежливости:

радости, печали, изъявления (при- спасибо, здравудивления и т. п: каз, побуждение, ствуй, пожалуй запрет, зов): вон, Особую группу, близкую к междометиям, составляют звукоподражательные слова. По своему звуковому оформлению они являются воспроизведением рефлективных восклицаний людей, имитацией криков животных и птиц, различных звуков, шумов природы и т. д.: мяу-мяу, ква-ква, кря-кря, тук-тук, трахтах-тах и др.

Иногда к междометиям относят так называемые глагольные междометия. Это неизменяемые слова, совпадающие в своём звуковом составе со звукоподражательным словом или междометием и употребляющиеся в функции глагольного сказуемого со значением мгновенного действия в прошлом: бах, бряк, плюх, скок, хвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.

Междометия, образованные повторением одинаковых частей, пишутся через дефис: ха-ха-ха!

Междометия отделяются запятыми, а если они произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак.

П р и м е ч а н и е. Необходимо различать междометие о и частицу о:

О, как убийственно мы любим! (Ф. Тютчев). О Волга, колыбель моя!

(Н. Некрасов).

Морфологический разбор междометия Порядок разбора 1. Часть речи.

2. Разряд по происхождению: непроизводное / производное.

3. Разряд по структуре: простое, сложное или составное.

4. Разряд по значению: эмоциональное, повелительное, этикетное.

Образец разбора «Батюшки!» - изумился тонкий. (А. П. Чехов) 1. Батюшки - междометие.

2. Производное.

3. Простое.

4. Эмоциональное, выражает чувство радости и удивления.

№ 156. Найдите междометия. Охарактеризуйте их по происхождению, структуре, значению. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенного междометия.

1) Эх наша слава пропала. 2) Ах человек он был с душой, каких уж нынче нет! (В. Курочкин) 3) Ах чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом! 4) Ну Нинетта... раз, два, три... 5) Эй простору! шибче, скрипки! 6) Эй синьор, синьор! угодно вам в кружок наш, может быть? 7) Ну так мимо! Шибче, скрипки! 8) О Божья благодать! О как прилечь отрадно в тени высокой ржи!.. 9) Ну старик, теперь готово, хоть на Ладогу ступай. (А. Майков) 10) Эхма Жалко Домны! 11) Чу переливаясь меж густой осокой, по воде несётся благовест далёкой. (Л. Мей) 12) «Ну мёртвая!» - крикнул малюточка басом. 13) И видели волка... у страшный какой! 14) Ух жарко! до полдня грибы собирали. 15) Ай важная штука! 16) Чу шёпот какойто... (Н. Некрасов) 17) О если б волю... сегодня... мне дали...

(Д. Минаев) 18) Ах быстро молодость моя звездой падучей промелькнула. 19) Увы Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит.

20) Ура мы ломим, гнутся шведы! 21) О Терек, ты прервал свой рёв.

22) О сколько слез и сколько восклицаний! (А. С. Пушкин) I. 1) Эти наречия образованы приставочно-суффиксальным способом:

1) воедино; 2) наоборот; 3) во-вторых; 4) назубок.

2. В этом ряду все слова пишутся через дефис:

1) (крепко)накрепко, (с)боку(на)бок, (по)людски;

2) (чуть)чуть, (кое)где, точь(в)точь;

3) давным(давно), горько(солёный), (из)(под)мышек.

3. В этом ряду наречия пишутся слитно:

1) (по)утру, (по)праву, (под)час;

2) (на)двое, (с)налёту, (с)молоду;

3) (из)вне, (в)тридорога, (за)панибрата.

4. В этом примере возможно только одно написание:

1) (за)мужем; 2) когда(то); 3) (ни)где; 4) (на)отмашь.

5. Во всех словах этого ряда пишется буква ь:

1) картеч.., горюч.., мелоч..;

2) фальш..., остав..те, виш..;

3) отреж.., читаеш.., невтерпёж...

6. В этом ряду частица не пишется раздельно со всеми словами:

1) далеко (не)свободно; ничуть (не)обидно; в высшей степени (не)прилично;

2) (не)весело, но занимательно; (не)легко победить болезнь, но (не)обходимо;

3) он вышел, (не)смотря на нас; вовсе (не)утешительно; мне это сделать (не)(под)силу.



7. Найдите и исправьте ошибку:

1) ввиду берега; 2) в течение дня; 3) положить на счёт в банке;

4) выдали по сто рублей каждому.

8. Найдите лишнее:

1) вблизи дома; 2) согласно приходу; 3) из-под ресниц; 4) делать в открытую.

9. Найдите ошибки, допущенные в написании слова и его грамматической характеристике:

Но чтобы ни было, читатель, Увы! Любовник молодой, Поэт, задумчивый мечтатель, Убит приятельской рукой.

1) чтобы - подчинительный союз;

2) ни - усилительная частица;

3) увы - междометие;

4) убит - краткое страдательное причастие.

10. Во всех словах этого ряда на месте пропусков пишется -нн-:

1) решение не продума..о, отвечает непродума..о;

2) лицо оставалось царстве..о и необыкнове..о спокойно;

3) ю..ый боец сопротивлялся отчая..о.

11. В этом ряду в скобки заключены только частицы не:

1) Сколько (н..)толковали мы, а сойтись (н..)на чём (н..)могли.

2) (Н..)бури, (н..)ветры ему (н..)страшны.

3) (Н..)сметь отступать! (Н..)шагу назад!

4) Я (н..)мог (н..)поклониться ему при встрече.

12. В этом слове дефис ставить не нужно. Выпишите, исправив ошибку.

Ну-тка, послушай меня. Сказывают, успел-таки на передовую Архип.

Он-де вплавь добирался. Орел всё-таки парень. А Егор-таки остался в госпитале. Слышь, ты навести-ка его, будь ласков. От фронтовыхто друзей весточка всегда душу греет.

II. Работа с текстом.

Опираясь на заданную композиционную схему, напишите сочинение по данному тексту: 1) основная проблема, 2) комментарий к заявленной проблеме, 3) авторская позиция, 4) собственное мнение (аргументированное) относительно актуальности проблемы и согласия/несогласия с позицией автора.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Молодёжь во все времена несёт на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. … Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без нравственных критериев, ещё ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие элементы так называемого льняного цикла. Всё лишь ускорено и механизировано, но лён надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских сёлах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодёжи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

И ПУНКТУАЦИЯ

Синтаксис (от греч. syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание и предложение (простое и сложное).

Пунктуация (от лат. рunktum - точка) - система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа:

1) л о г и ч е с к и й (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;

делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;

3) и н т о н а ц и о н н ы й - знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков, факультативное их употребление.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы:

1) р а з д е л и т е л ь н ы е (отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире;

2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.

Словосочетание Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и слово, словосочетание выполняет назывную функцию, но в отличие от слова служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Словосочетание участвует в построении предложения, но в отличие от предложения не обладает смысловой и интонационной законченностью.

Виды словосочетаний 1. В зависимости от вида синтаксической связи между словами различают словосочетания:

1) сочинительные (слова синтаксически равноправны, не зависят друг от друга, в предложении бывают однородными главными или второстепенными членами): На пригорке то сыро, то жарко, вздохи дня есть в дыханье ночном, но зарница уж теплится ярко голубым и зелёным огнем (А. Фет);

2) подчинительные (слова синтаксически неравноправны, т. е.

одно зависит от другого); выделяют три типа подчинительной связи:




Похожие работы:

« буддийских философских памятников. На основе анализа эпистолярного наследия О.О. Розенберга и его монографии Проблемы буддийской философии рассматриваются этапы изучения трактата Абхидхармакоша Васубандху (IV–V вв.). Ключевые слова: абхидхарма, абхидхармакоша, буддизм, буддийская философия, Васубандху, Розенберг, Щербатской. Настоящая...»

«Т.А. Шрадер ОЧЕрКИ жИзНИ ШВЕДСКИх КОлОНИСТОВ В рОССИИ (хIх в.) Интенсивная политика освоения южных просторов Украины берет начало в царствование Екатерины II. Пустующие земли южной части России заселялись переселенцами из самой России, Германии, Греции и других стран, в основной своей части это были крестьяне-колонисты. Из иноверцев наиболее многочисленными были немецкие крестьяне, о которых в российской и зарубежной историографии имеется большое число публикаций. Среди иноземных жителей на Юге...»

«Михаил Рожков А.В. Афанасьев Балалайка – жизнь моя Под редакцией Н.И. Рожковой Москва 2008 Книга А. Афанасьева Балалайка - жизнь моя рассказывает о жизни и творчестве народного артиста России Михаила Федотовича Рожкова, знаменитого балалаечника, исполнительское искусство которого сравнивают с виртуозностью Паганини. В книге ярко отражены все этапы становления личности музыканта, формировавшейся на фоне исторических событий страны, приведены восторженные отзывы о нем коллег по цеху, слушателей и...»

« РАЗМЫШЛЕНИЯ) Хотя слово эпоха в названии статьи и взято в кавычки, тем не менее оно и без них вполне применимо ко времени, когда Ю.В. Бромлей был директором Института этнографии АН СССР. Он руководил институтом без малого четверть века (1966гг.). За данный период многое случилось в жизни этого научного учреждения. Однако из огромного множества...»

« ЦК КПСС В. И. ЛЕНИН ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ИЗДАНИЕ ПЯТОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1968 ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС В. И. ЛЕНИН ТОМ 18 МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1968 3К2 11 2 68 VII ПРЕДИСЛОВИЕ Восемнадцатый том Полного собрания сочинений В. И. Ленина...»

«Эти школы зародились и развивались в общем русле исторического страноведения, получившего в МГИМО свои неповторимые черты. Визитной карточкой историков-страноведов института были и остаются монографии и учебные пособия по современной истории и внешней политике изучаемой страны и региона. Их появление было продиктовано своеобразием профиля института, готовившего, прежде всего, кадры международников для практической работы. Выпускники должны были хорошо ориентироваться в общественной и...»

«ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Т. 1. Конец XVIII - середина 90-х годов XIX века Ответственный редактор кандидат искусствоведения В.Н. Волкова НОВОСИБИРСК 2000 ББК 76.11 О-94 УДК 002.2 Редакционная коллегия Очерков: чл.-кор. РАН Л.М. ГОРЮШКИН (председатель), канд. пед. наук Е.Б. АРТЕМЬЕВА, д-р филол. наук И.Е. БАРЕНБАУМ, канд. искусствоведения В.Н. ВОЛКОВА, канд. ист. наук И.А. ГУЗНЕР, д-р техн. наук Б.С. ЕЛЕПОВ, д-р ист. наук В.А. ЗВЕРЕВ, канд. ист. наук С.Н. ЛЮТОВ,...»

«Бутанаев Виктор Яковлевич Биобиблиографический справочник 2-е издание, переработанное и дополненное Абакан 2011 УДК 01 ББК 91.9:63 (2Рос.Хак) Б 93 Бутанаев Виктор Яковлевич: биобиблиографичеБ 93 ский справочник / М-во культуры Респ. Хакасия, ГУК РХ Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова; [сост. И.А. Янгулова]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Абакан, 2011. – 86 с. В.Я. Бутанаев – ученый-этнограф с мировым именем в области тюркологии, этнографии Сибири, профессор, доктор исторических наук,...»

«Консерватизм – стратегия развития XXI века (программные разработки и аналитические материалы) Санкт-Петербург 2013 Посадский А.В. – профессор Смольного института РАО, политолог, один из теоретиков развития современного российского консерватизма, разработчиков теории экологической модернизации, автор серии монографий по истории российской мысли и идеологии развития России. Среди них: 1. Историко-культурный путь России в контексте философии Г.В.Флоровского. СПб.: РХГИ, 2004.- 380с. 2. Духовные...»

«Основные события культурной жизни Архангельской области в 2001 году 1 I. Формирование приоритетных направлений политики в сфере культуры и искусства Архангельской области Главой администрации Архангельской области А.А.Ефремовым приняты постановления: – О создании совета по поддержке культуры при главе администрации Архангельской области от 17 апреля 2001 г. № 187; – О принятии в государственную собственность Архангельской области памятника истории и культуры местного значения Дом-дача...»

Но что бы ни было, читатель,

Увы, любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой!

Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Неумение и нежелание, думать о других людях оберну­лось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: стра­дать, раскаиватьс

я, мыслить. Так смерть Ленского ока­зывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди. Пока Пушкин оставляет Онегина на распутье - верный своему принципу предельной краткости, он не рассказывает нам, как Ленского привезли домой, как узнала Ольга, что было с Татьяной.

ГЛАВА III ДУЭЛЬ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Грушницкий перед дуэлью мог бы читать книги, писать любовные стихи, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушницкий, который носил солдатскую шинель и произносил романтические речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи. Но тот Грушницкий гото­вился бы стреляться на самом деле, рисковать своей жизнью. А этот Грушницкий, который принял вызов Печорина, идет на обман, ему нечего страшиться, неза­чем волноваться за свою жизнь: заряжен будет только его пистолет. Мучила ли его совесть в ночь перед ду­элью, мы не знаем. Он предстанет перед нами уже готовым к выстрелу.

Лермонтов не рассказывает о Грушницком. Но Пе­чорина он заставляет подробно записать, о чем он думал и что чувствовал: "А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся. мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб. но мы бросим жребий! и тогда. тогда. что если его счастье перетянет? если моя звезда, наконец, мне изменит? "

Итак, первое чувство Печорина - такое же, как у Грушницкого: желание мести. "Поменяемся ролями", "мистификация не удастся" - вот о чем он заботится; им движут довольно мелкие побуждения; он, в сущности, продолжает свою игру с Грушницким, и только; он довел ее до логического конца. Но ведь конец этот опасен; на карту поставлена жизнь - и, прежде всего его, Печорина, жизнь!

"Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно."

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? "

Печорин не раз ссылался на судьбу, которая забо­тится о том, чтоб ему не было скучно и посылает ему для развлечения Грушницкого, сводит его на Кавказе с Верой, пользуется им как палачом или топором, - но не такой он человек, чтобы покоряться судьбе; он сам направляет свою жизнь, сам распоряжается и собой, и другими людьми.

Он "любил для себя, для собственного удовольствия. и никогда не мог насытиться". Поэтому в ночь перед дуэлью он одинок, "и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло его", если он будет убит. Страшный вывод делает он: "После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства; ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!"

Дневник Печорина обрывается в ночь перед дуэлью. Последняя запись сделана через полтора месяца, в крепости N. "Максим Максимыч ушел на охоту… серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно, ветер свищет и колеблет ста­вни. Скучно".

Как не похож этот тоскливый пейзаж на тот, которым открывался дневник Печорина: "ветки цветущих черешен", яркие пестрые краски; "воздух свеж и чист, как поцелуй ребенка"; там горы синели, вершины их были похожи на серебряную цепь - здесь они закрыты серыми тучами; там ветер усыпал стол белыми лепестками - здесь он "свищет и колеблет став­ни"; там было "весело жить" - здесь "с к у ч н о"!

Еще не зная о подробностях дуэли, мы уже знаем главное: Печорин жив. Он в крепости - за что он мог попасть сюда, если не трагический исход дуэли? Мы уже догадываемся: Грушницкий убит. Но Печорин не сооб­щает этого сразу, он мысленно возвращается к ночи пе­ред дуэлью: "Я думал умереть; это было невозможно: я еще не осушил чаши страданий и теперь чувствую, что мне еще долго жить".

В ночь перед дуэлью он "не спал ни минуты", писать не мог, "потом сел и открыл роман Вальтера Скотта. то были "Шотландские Пуритане"; он "читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымы­слом."

Но едва рассвело, и нервы его успокоились, он опять подчиняется худшему в своем характере: "Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен, собою".

Все, что томило и тайно беспокоило его ночью, за­быто. Он готовится к дуэли трезво и спокойно: " .велев седлать лошадей. оделся и сбежал к купальне. вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал".

Вернер (секундант Печорина) взволнован предстоящим поединком. Печорин говорит с ним спокойно и насмешливо; даже своему секунданту, своему другу он не открывает "тайного бес­покойства"; как всегда он холоден и умен, склонен к неожиданным выводам и сравнениям: "Старайтесь смо­треть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной.", "Ожидание насильственной смерти, не есть ли уже настоящая болезнь?"

Наедине же с собой он снова такой, как в первый день пребывания в Пятигорске: естественный, любящий жизнь человек. Вот как он видит природу по дороге к месту дуэли:

"Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье. В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня."

Все, что он видит по дороге к месту дуэли, радует, веселит, живит его, и он не стыдится в этом признаться: "Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!"

Но вся эта радость, жадное наслаждение жизнью, восторг, восклицания - все это спрятано от постороннего глаза. Едущему рядом Вернеру в голову не может прийти, о чем думает Печорин:

"Мы ехали молча.

Написали ли вы свое завещание? - вдруг спро­сил Вернер.

А если будете убиты?

Наследники отыщутся сами.

Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хо­тели послать свое последнее прости?

Я покачал головой".

Перед дуэлью он забыл даже о Вере; ни одна из женщин, любивших его, не нужна ему сейчас, в минуты полного душевного одиночества. Начиная свою исповедь, он сказал: "Хотите ли, доктор. чтоб я раскрыл вам мою душу?" Он не обманывает, он действительно раскрывает Вернеру душу. Но дело в том, что душа человека не есть что-то неподвижное, ее состояние меняется, человек может по-разному смотреть на жизнь утром и вечером одного и того же дня.

Разряды междометий по значению

Особую группу, близкую к междометиям, составляют звукоподражательные слова . По своему звуковому оформлению они являются воспроизведением рефлективных восклицаний людей, имитацией криков животных и птиц, различных звуков, шумов природы и т. д.: мяу-мяу, ква-ква, кря-кря, тук-тук, трах- тах-тах и др.

Иногда к междометиям относят так называемые глагольные междометия . Это неизменяемые слова, совпадающие в своём звуковом составе со звукоподражательным словом или междометием и употребляющиеся в функции глагольного сказуемого со значением мгновенного действия в прошлом:бах, бряк, плюх, скок, хвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.

Междометия, образованные повторением одинаковых частей, пишутся через дефис: ха-ха-ха!

Междометия отделяются запятыми, а если они произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак.

П р и м е ч а н и е. Необходимо различать междометие о и частицуо :

О, как убийственно мы любим!(Ф. Тютчев). О Волга, колыбель моя!

(Н. Некрасов).

Морфологический разбор междометия

Порядок разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по происхождению: непроизводное / производное.

3. Разряд по структуре: простое, сложное или составное.

4. Разряд по значению: эмоциональное, повелительное, этикетное.

Образец разбора

«Батюшки !»- изумился тонкий.(А. П. Чехов) 1 . Батюшки- междометие.

2. Производное.

3. Простое.

4. Эмоциональное, выражает чувство радости и удивления.

№ 156. Найдите междометия. Охарактеризуйте их по происхожде-

нию, структуре, значению. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенного междометия.

1) Эх наша слава пропала. 2) Ах человек он был с душой, каких уж нынче нет! (В. Курочкин ) 3) Ах чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом! 4) Ну Нинетта... раз, два, три... 5) Эй простору! шибче, скрипки! 6)Эй синьор, синьор! угодно вам в кружок наш, может быть? 7) Ну так мимо! Шибче, скрипки! 8) О Божья благодать! О как прилечь отрадно в тени высокой ржи!.. 9) Ну старик, теперь готово, хоть на Ладогу ступай. (А .Майков ) 10) Эхма Жалко Домны! 11) Чу переливаясь меж густой осокой, по воде несётся благовест далёкой. (Л. Мей ) 12) «Ну мёртвая!» - крикнул малюточка басом. 13) И видели волка... у страшный какой! 14) Ух жарко! до полдня грибы собирали. 15) Ай важная штука! 16) Чу шёпот какойто... (Н. Некрасов ) 17) О если б волю... сегодня... мне дали...

(Д. Минаев ) 18) Ах быстро молодость моя звездой падучей про-

мелькнула. 19) Увы Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит. 20) Ура мы ломим, гнутся шведы! 21) О Терек, ты прервал свой рёв. 22) О сколько слез и сколько восклицаний! (А. С. Пушкин )

Итоговая работа № 3

I. 1) Эти наречия образованы приставочно-суффиксальным способом:

1) воедино; 2) наоборот; 3) во-вторых; 4) назубок.

2. В этом ряду все слова пишутся через дефис:

1) (крепко)накрепко, (с)боку(на)бок, (по)людски;

2) (чуть)чуть, (кое)где, точь(в)точь;

3) давным(давно), горько(солёный), (из)(под)мышек.

3. В этом ряду наречия пишутся слитно:

1) (по)утру, (по)праву, (под)час;

2) (на)двое, (с)налёту, (с)молоду;

3) (из)вне, (в)тридорога, (за)панибрата.

4. В этом примере возможно только одно написание:

1) (за)мужем; 2) когда(то); 3) (ни)где; 4) (на)отмашь.

5. Во всех словах этого ряда пишется буква ь :

1) картеч.., горюч.., мелоч..;

2) фальш..., остав..те, виш..;

3) отреж.., читаеш.., невтерпёж.. .

6. В этом ряду частица не пишется раздельно со всеми словами:

1) далеко (не)свободно; ничуть (не)обидно; в высшей степени (не)прилично;

2) (не)весело, но занимательно; (не)легко победить болезнь, но (не)обходимо;

3) он вышел, (не)смотря на нас; вовсе (не)утешительно; мне это сделать (не)(под)силу.

7. Найдите и исправьте ошибку:

1) ввиду берега; 2) в течение дня; 3) положить на счёт в банке; 4) выдали по сто рублей каждому.

8. Найдите лишнее:

1) вблизи дома; 2) согласно приходу; 3) из-под ресниц; 4) делать в открытую.

9. Найдите ошибки, допущенные в написании слова и его грамматической характеристике:

Но чтобы ни было, читатель,Увы! Любовник молодой, Поэт, задумчивый мечтатель,Убит приятельской рукой.

(А. Пушкин)

1) чтобы - подчинительный союз;

2) ни - усилительная частица;

3) увы - междометие;

4) убит - краткое страдательное причастие.

10. Во всех словах этого ряда на месте пропусков пишется -нн- :

1) решение не продума..о, отвечает непродума..о;

2) лицо оставалось царстве..о и необыкнове..о спокойно;

3) ю..ый боец сопротивлялся отчая..о.

11. В этом ряду в скобки заключены только частицы не:

1) Сколько (н..)толковали мы, а сойтись (н..)на чём (н..)могли.

2) (Н..)бури, (н..)ветры ему (н..)страшны.

3) (Н..)сметь отступать! (Н..)шагу назад!

4) Я (н..)мог (н..)поклониться ему при встрече.

12. В этом слове дефис ставить не нужно. Выпишите, исправив ошибку.

Ну-тка, послушай меня. Сказывают, успел-таки на передовую Архип. Он-де вплавь добирался. Орел всё-таки парень. А Егор-таки остался в госпитале. Слышь, ты навести-ка его, будь ласков. От фронтовыхто друзей весточка всегда душу греет.

II. Работа с текстом.

Опираясь на заданную композиционную схему, напишите сочинение по данному тексту: 1) основная проблема, 2) комментарий к заявленной проблеме, 3) авторская позиция, 4) собственное мнение (аргументированное) относительно актуальности проблемы и согласия/несогласия с позицией автора.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Молодёжь во все времена несёт на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. ¢…² Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без нравственных критериев, ещё ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие элементы так называемого льняного цикла. Всё лишь ускорено и механизировано, но лён надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских сёлах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодёжи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

(В. И. Белов. «Лад»)

2 С ИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Синтаксис (от греч.syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание и предложение (простое и сложное).

Пунктуация (от лат.рunktum - точка) - система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа:

1) л о г и ч е с к и й (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;

2) с т р у к т у р н о - с и н т а к с и ч е с к и й - знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;

3) и н т о н а ц и о н н ы й - знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков, факультативное их употребление.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы:

1) р а з д е л и т е л ь н ы е (отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире;

2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.

§ 61

Словосочетание

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и слово, словосочетание выполняет назывную функцию, но в отличие от слова служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Словосочетание участвует в построении предложения, но в отличие от предложения не обладает смысловой и интонационной законченностью.

Виды словосочетаний

1. В зависимости от вида синтаксической связи между словами различают словосочетания:

1) сочинительные (слова синтаксически равноправны, не зависят друг от друга, в предложении бывают однородными главными или второстепенными членами):На пригорке то сыро ,то жарко , вздохи дня есть в дыханье ночном, но зарница уж теплится ярко голубым и зелёным огнем (А. Фет);

2) подчинительные (слова синтаксически неравноправны, т. е. одно зависит от другого); выделяют три типа подчинительной связи:

а) согласование

б) управление

в) примыкание

(зависимое слово

(зависимое слово

(связь неизменяе-

стоит в том же ро-

ставится в той па-

мого слова с глав-

де, числе и паде-

дежной форме, ка-

ным словом по

же, что и главное

кую требует глав-

смыслу): теплит-

слово): в дыханье

ное слово): вздохи

ся ярко, желание

ночном, голу-

дня , теплится

учиться, гово-

бым и зелёным

рил улыбаясь

Сочинительные и подчинительные словосочетания называются с в о б о д н ы м и, т. к. каждое слово в них выступает в качестве определённого члена предложения;

3) цельные словосочетания. В них главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом. Цельные словосочетания являются н е с в о б о д н ы м и, т. к. выступают в качестве единого члена предложения:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и тёмныйбред души , итрав неясныйзапах ...(А. Фет)

2 . В зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи различают словосочетания:

1) именные : интересная

2) глагольные:

3) нареч-

книга (сущ.), весьма зани-

заниматься

ные : очень

мательный (прил.), двоеиз

спортом, де-

близко,

мальчиков (числ.) ,первый

лающий за-

незадолго

из очередников (числ.), не-

рядку, отве-

до отъез-

кто из присутствующих

чая невпопад

№ 157. I. Определите группу словосочетаний (глагольное, именное, наречное).

II. Выпишите слова с пропущенными буквами в два столбика: с безударными гласными, проверяемыми ударением; с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Объясните значения этих слов.

Аб..ригены Австралии, эстетика ав..нгардизма, широкая ав..ню, аг..нтурная сеть, рьяно аг..тировать, картины абстр..кционистов, оба аксел..рата, служащий на альт..рнативной основе, крайне амб..циозно, амн..стированный досрочно, анн..тация к книге, подходящая ауд..тория, поступать ан..логично, арб..тражная комиссия, бр..вируя молодостью, в..ндализм действий, в г..тическом стиле, работающий в дельф..нарии, первый из д..настии, желающие имм..грировать, трое из кв..нтета, каждый из к..рифеев, незадолго до ф..рсирования, виды л..цензий, плотный л..нолеум, обв..нённый в м..ркантильности, провести плеб..сцит, нечто ор..гинальное, необходимые ингр..диенты, интенс..фикация производства.

№ 158. I. Определите группу словосочетаний, вид и тип синтаксической связи между словами.II. Вставьте пропущенные буквы. Ответьте на вопрос: почему слова с пропущенными буквами сгруп-

пированы таким образом? Сформулируйте правила.

1) Бл..стательная коалиция, соч..тание компонентов, проб..раться сквозь конопляник, выт..реть досуха, зан..маться вдвоем, едва к..- саясь, из касты неприк..саемых, соприк..снувшись с коррупцией, безотл..гательная конфискация, одно из предпол..жений, отл..жить надолго, предл..гать компромисс.

2) Выг..ревшая лаборатория, ликвидировать возг..рание, выг..- реть начисто, сг..реть дотла, заг..релый пл..вец, з..ревая полоса, внезапное оз..рение, прекл..няться перед тв..рцом, накл..няясь к клавиатуре, готовый покл..няться, держаться на пл..ву, два попл..вка, каждый из пл..вцов, удивительное тв..рение, претв..рить в жизнь, песчаные пл..вуны, надоедливые жуки-пл..вунцы.

3) Нар..щение капитала, возр..стной ценз, выр..стить в палисаднике, р..стки папоротника, выр..сший мгновенно, ск..кать вприпрыжку, выск..чить на перрон, соск..чить на ходу, имитируя ск..чок, заск..чить в дельфинарий, некто на ск..куне.

4) Неср..вненное кокетство, кто-то из р..весников, дифференцируя ур..внение, пор..внявшись с коллегами, зар..внять канаву, ур..- внять шансы, ур..внять дорожку, удивительно ур..вновешенный, непром..каемая пелерина, пром..чить кроссовки, вым..кший до нитки, м..кать в соус, три пром..кашки, подм..чив репутацию, вым..кать всё содержимое.

№ 159. Поставьте ударение, составьте с данными словами словосо-

четания разных видов и типов. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Апокалипсис, блокировать, бравировать, гравировать, диспансер , жалюзи, иконостас, импичмент, истерия, картель, каталог, каучук, квартал, продюсер, регент, сервировать, фанаберия, филантроп.

№ 160*. I. В данных предложениях выделите цельные словосочетания, определите их синтаксическую функцию.

1) Нет, и сегодня рифма поэта - ласка, и лозунг, и кнут. 2) При- рода-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, за-

глохла б нива жизни. 3) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 4) Воскреснем ли когда от чужевластья мод? 5) Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть... 6) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. 7) Какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало! 8) Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. 9) Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. 10) И дым отечества нам сладок и приятен. 11) Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. 12) Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! 13) Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. 14) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь... 15) Светить всегда, светить везде, до дней последних донца...

Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении

При построении словосочетаний и предложений нередко допускаются неточности. Покажем типичные ошибки в словоупотреблении и характер их возникновения.

Характер ошибки

неправильного

правильного

употребления слова

употребления слова

1. Нарушение

Жилые комплексы

Жилые комплексы

смысловой точ-

возникнут в но-

будут построены

вых районах.

в новых районах.

2. Нарушение

Успехи сына при-

Успехи сына до-

лексической со-

чинили матери

ставили матери

четаемости слов