11 июля у Президента РФ прошло совещание по вопросам реализации его в сфере социальной политики.

В своем выступлении Президент высказал мнение, что в системе образования необходимы серьёзные структурные преобразования и изменения . "У нас есть высшие учебные заведения, и мы тоже об этом неоднократно говорили, которые предоставляют студентам абсолютно невостребованные на рынке труда услуги – некачественное образование попросту говоря. Некоторым таким псевдовузам зачастую не удаётся заполнить даже бюджетные места. Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие государственные вузы, программа их реструктуризации, в том числе за счёт присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года, не позднее, во всяком случае. Если раньше удастся, будет ещё лучше." - заявил В.В. Путин .

Напомним, что днем ранее, 10 июля, в Минобрнауки РФ прошло , посвященное проведению мониторинга государственных образовательных учреждений. По результатам мониторинга, который должен завершиться до конца августа, будет проведен анализ деятельности всех учебных заведений.

Заметим, что к идее о реструктуризации российских вузов положительно относятся представители образовательного сообщества. Так ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий отметил, что "ректорское сообщество целиком поддерживает идею реорганизации вузов и повышения качества высшего образования", а ректор Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Ассоциации ведущих университетов Николай Кропачев сообщил, что "критерии оценки деятельности вузов достаточно давно находятся в работе, соответствующая комиссия Ассоциации ведущих университетов готовит наши предложения" и на следующей неделе представит итоговые предложения в Министерство.

Хотелось бы обратить внимание, что процесс укрупнения, слияния и объединения вузов началась задолго до президентских указов 7 мая 2012 года.

Так за последнее время объединились ряд крупных вузов:

    в сентябре 2010 года к Академии народного хозяйства была присоединена Российская академия государственной службы и ряд региональных вузов. В результате этого образовалась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сейчас в состав РАНХиГС входят 22 факультета, аспирантура, докторантура, научно-исследовательские институты и центры, колледж многоуровневого профессионального образования, библиотека, издательство, функциональные управления и отделы, 68 филиалов.

    в конце декабря 2011 года начался процесс присоединения Московского государственного института электроники и математики к Высшей школе экономики. Институт сохранит свою автономию в ВШЭ под названием МИЭМ НИУ ВШЭ и будет включать в себя 3 факультета и 15 кафедр.

    в декабре 2011 года к Финансовому университету при Правительстве РФ в качестве структурных подразделений были присоединены Всероссийский заочный финансово-экономический институт и Московский государственный колледж информатики и электронной техники, а уже в мае 2012 года к ФУ присоединили, подведомственные Минфину РФ, Государственный университет и Всероссийскую государственную налоговую академию. Отныне Финансовый университет будет включать в себя 14 факультетов, 55 кафедр, 5 институтов, 3 высших школы, 7 научно-исследовательских институтов и центров, 3 учебно-научныe лаборатории, 11 филиалов в семи регионах России (не считая филиалов ВЗФЭИ)

    в 2012 году к своему историческому состоянию вернулись Московский институт стали и сплавов и Московский горный государственный университет, которые разделились на два вуза в 1930 году. В тот год из состава Московской горной академии выделились Московский институт стали и Московский институт цветных металлов и золота. Спустя 76 лет Государственный университет цветных металлов и золота вошел в состав Сибирского федерального университета, а спустя еще 6 лет объединились МИСиС и МГГУ.

Особо стоит отметить, начавшийся в 2006 году, процесс создания федеральных университетов . В том году были созданы два таких университета - Сибирский Федеральный Университет (СФУ) и Южный федеральный университет (ЮФУ).

СФУ был создан на базе Красноярского госуниверситета, к которому присоединили 3 крупных вуза Красноярска - архитектурно-строительную академию (КрасГАСА), государственный технический университет (КГТУ) и госуниверситет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ).

ЮФУ создавался из трёх вузов Ростова-на-Дону (Ростовского госуниверситета, академии архитектуры и искусства, государственного педагогического университета) и Таганрогского государственного радиотехнического университета.

7 мая 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ "О федеральных университетах" , согласно которому Правительству Российской Федерации было поручено в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов. Менее чем через год 24 февраля 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" , согласно которому, "Федеральные университеты создаются Правительством РФ на основании решения Президента РФ в форме автономного учреждения, как правило, на базе федеральных государственных вузов и научных организаций, государственных академий наук и их региональных отделений."

В течение последующих четырех лет в России было создано еще 7 федеральных университетов: Балтийский, Дальневосточный, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический), Северо-Восточный, Северо-Кавказский и Уральский. Все девять федеральных университетов объединили в себе 30 высших и средних учебных заведений.

Кроме этих больших и значимых реорганизаций, в России прошли и множество других "менее заметных" поглощений, слияний и объединений высших учебных заведений.

По мнению Президента РФ подобные реорганизации (в том числе за счет присоединения "слабых" к "более сильным"), программа которых должна быть утверждена до мая 2013 года, приведут к оздоровлению системы высшего образования и позволит увеличить финансирование сильных вузов, а также повысить заработные платы преподавателям и профессорам.

Что до конца июля Правительство должно внести в Государственную Думу проект закона об образовании, принятие которого, наверняка, будет способствовать дальнейшему распространению процессов объединений российских учебных заведений.

Представим себе вуз (высшее учебное заведение). Обычный провинциальный маленький вуз.

Допустим, что главный руководитель решил его реорганизовать. Нет, не ликвидировать или как-то преобразовать вуз как таковой. Руководитель вуза просто решил поменять внутреннее мироустройство: ликвидировать одни подразделения и создать другие.

Давайте посмотрим в рамках текущей публикации, как это должно происходить в теории.

Самое важное значение для успешной реализации программы реорганизации вуза и обеспечения на практике её эффективности имеют мобилизация работников, которые будут ее осуществлять, их организация и заинтересованность.

Необходимо учитывать, что реорганизация вуза является процессом не только организационно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы различных групп.

Учёт социальной составляющей процесса очень важен при рассмотрении вопросов реорганизации, поскольку в вузе находится большое количество людей - и студентов, и преподавателей, и сотрудников.

Люди - главная ценность любого вуза, и учёт их мнений и интересов должен являться важнейшим и определяющим при любой реорганизации. Тем более такой масштабной, как ликвидация одних вузовских структур и создание вместо них других.

Результатами работ на данном этапе должны стать: разработка для всей организации своеобразного «мандата на реорганизацию», включающего:

  • организационную структуру;
  • положение о группе, которая будет непосредственно заниматься перестройкой, и ее состав;
  • план намечаемых мер.

Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе, сводятся к следующему:

  • каковы задачи и ожидаемые результаты деятельности высших руководителей организации по данному проекту? Какова степень их вовлеченности в разработку проекта?
  • каковы цели данного проекта в целом? Каким путем следует их достигать без нанесения организации сколько-нибудь заметного ущерба?
  • кто должен быть включен в группу по реорганизации? Каким должен быть набор квалификационных и профессиональных знаний, навыков и опыта для членов группы?
  • какие необходимые качества членов группы отсутствуют у сотрудников организации? Каким образом их можно восполнить - за счет дополнительной подготовки сотрудников или привлечения специалистов со стороны?
  • какие специфические навыки реорганизации должны приобрести члены группы?
  • по каким вопросам следует обратиться ко всем работникам организации для получения их поддержки и доверия?

Нередко, и вуз в этом случае не является исключением, процесс реорганизации встречает сопротивление и для достижения успеха необходимо правильно управлять процессами изменений.

Решается вопрос о том, как наиболее конструктивно поддерживать связи с теми или иными группами людей внутри вуза, разрабатываются методика оценки степени заинтересованности участников проекта и методы вмешательства при отсутствии готовности участвовать в реорганизационном процессе.

Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления.

При принятии решения о реорганизации и после него необходимо поставить и решить задачи по следующим направлениям:

  • выявление необходимости реорганизации, в т.ч. и анализ изменений (рыночных, технологических, внешней среды);
  • обеспечение согласия в руководящем звене ректорского и деканского уровней;
  • обсуждение, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки; определение целей реорганизации, понятных всем уровням управления вузом;
  • создание системы мотиваций и заинтересованности персонала в изменениях;
  • планирование изменений через создание системы управления изменениями посредством проектного управления.

Важным и неотъемлемым этапом процесса реорганизации является выработка общего и полного понимания решаемых проблем.

Цель этого этапа - разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса, информационные потоки.

Планируются мероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению, согласовываются намечаемые изменения. На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевые вопросы:

  • каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они исполняются?
  • как совершается движение ресурсов, информации и операционного потока в ходе процесса?
  • почему организационные изменения происходят именно так, как в настоящее время? Какие могут быть намечены изменения в методах выполняемой работы?
  • каковы границы взаимодействия с внешними контрагентами, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границы для того, чтобы улучшить весь ход работы?
  • каковы основные сильные и слабые стороны отдельных процессов реорганизации?
  • как другие вузы того же уровня осуществляют процессы реорганизации и преодолевают связанные с ними трудности?
  • какие мероприятия должны быть проведены, учитывая результаты сравнения организационной работы вуза с другими?
  • каковы причины отставания вуза в организационной работе? Чему можно научиться у других вузов?
  • как можно использовать результаты данного этапа при проектировании намечаемых процессов реорганизации?
  • каковы специфические задачи по совершенствованию новых процессов?
  • как донести концепцию и стратегию изменений до всех работников?

Последнее представляется крайне важным в процессе реорганизации.

Заключительный этап реорганизации - непосредственно преобразования.

Цель данного этапа - разработка экспериментальной версии и законченного производственного реорганизационного проекта. Некоторые задачи этого этапа могут повторяться. Ключевые вопросы, которые рассматриваются на этом этапе:

  1. Когда надо начинать контролировать процесс? Как узнать, насколько правильно выбрана стратегия?
  2. Какие механизмы необходимо разработать для решения неожиданно возникающих проблем?
  3. Как можно гарантировать, что период перехода пройдет безболезненно?
  4. Как обеспечить и сохранить непрерывность процесса перемен?
  5. Какие средства могут быть использованы для перестройки организации в целом?

Задачи данного этапа охватывают завершение составления модели деятельности вуза, окончательную разработку технического проекта.

Дается оценка имеющегося персонала с точки зрения квалификации людей, их знаний и ориентации, степени их заинтересованности в переменах и возможности их использования в новых вузовских структурах. Оценка профессиональной пригодности очень важна, потому что решение о назначении каждого работника должно быть принято исходя из его возможностей, а не должности, которую он будет занимать.

Оценки, полученные по каждому работнику, затем сравниваются с требованиями, предъявляемыми к каждой должности и кадровому уровню. Полученные данные о необходимости переподготовки используются далее для выработки программы обучения и распределения людей по специальным курсам. Ставится также задача проведения инструктажа после того, как все сотрудники приступили к новой работе.

Для обеспечения процесса постоянного совершенствования управления вузом необходимо выполнение следующих требований:

  1. Перед персоналом, участвующим в реорганизации, необходимо поставить ясные цели, довести до них мероприятия по достижению этих целей и информацию о значении и смысле текущих и прошлых мероприятий.
  2. Персоналу необходимо предоставить средства для эффективного выполнения необходимых преобразований.
  3. На персонал следует возложить вполне определенные обязанности и предоставить ему конкретные полномочия, а также установить стимулы для эффективной работы.

Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после завершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей.

В процессе реорганизации в вузе должны быть оценены все возможные риски, которые должны быть просчитаны посредством ответов на следующие основополагающие вопросы:

  • насколько вуз будет споcобен после изменений решать уставные задачи качественной подготовки специалистов?
  • насколько будет обеспечена связь с работодателями?
  • насколько персонал, назначенный управлять новыми созданными подразделениями способен не ухудшить, а улучшить ситуацию в вузе?
  • уместно ли ликвидировать те подразделения вуза, которые и без преобразований являются сильными стратегическими активами вуза?

P.S. Это всё - теория. А какова практика и как фактически проводится реорганизация вуза? Например, какими способами и какими методами проводится сейчас «реорганизация» в Сыктывкарском государственном университете? И, главное, к чему она приведёт в среднесрочной (1,5 - 2 года) и относительно долгосрочной (3 - 5 лет) перспективе? На эти и другие вопросы (о том, что же действительно сейчас происходит в университете) я в скором времени постараюсь дать ответы, которые, скажем так, наверно, будут несколько отличаться от официальных.

Лекция основана на информации из открытых источников сети интернет, классических учебников по теории организаций и преобразований (изменений), а также на некоторых теоретико-практических соображениях автора блога, который имеет большой опыт работы в различных сегментах управленческих звеньев высшего учбеного заведения.

Минобрнауки прекращает процесс объединения вузов, сообщила в понедельник глава ведомства Ольга Васильева. Фактически это решение отменяет процесс реорганизации высших учебных заведений, запущенный прежним министром Дмитрием Ливановым. В результате реорганизации за два года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450. По мнению экспертов, заявление министра подтверждает, что «прежние слияния не были добровольными, как заявлялось». Ранее объединенные вузы уже обратились к новому министру с просьбой отменить приказы о реорганизации и вернуть учреждениям автономность.


В понедельник на заседании комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре Ольга Васильева частично раскрыла ближайшие планы предстоящих перемен в образовательной политике. Выяснилось, что одно из главных нововведений - приостановка реорганизации высших учебных заведений: «Пока мы прекращаем все объединения, до каждого конкретного разбирательства». Процесс реорганизации вузов путем присоединения слабых вузов к более сильным был начат при прежнем главе Минобрнауки Дмитрии Ливанове: «Есть вузы, которые по тем или иным причинам оказались неинтересны для абитуриентов. Фактически это означает медленную смерть: сокращение числа преподавателей, закрытие кафедр и так далее. В этом случае мы предлагаем вузам объединение»,- объяснял господин Ливанов.

Он подчеркивал, что все объединения происходят на добровольной основе при обращении в Минобрнауки ученых советов. Тем не менее вокруг слияния вузов регулярно разгорались скандалы. Так, в 2015 году Московский авиационный технологический институт (МАТИ) был признан неэффективным и присоединен к Московскому авиационному институту (МАИ).

Объединенный вуз возглавил ректор МАТИ Александр Рождественский, которого обвинили в массовых увольнениях сотрудников МАИ. Петиция за его отставку набрала 10,5 тыс. подписей. В апреле 2016 года петицию студентов МГЮА им. О. Е. Кутафина против слияния с Госуниверситетом управления поддержали почти 2 тыс. человек, но, несмотря на это, объединение состоялось. Петиция против слияния РХТУ с МИСиС собрала 20 тыс. подписей - в итоге в Минобрнауки сообщили, что «ученые советы вузов с таким предложением в министерство не обращались», и опровергли информацию о готовящемся слиянии. В 2016 году реорганизации в числе прочих подверглись Российский государственный геологоразведочный университет им. Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) и РГУ нефти и газа им. Губкина, Московский государственный университет леса (МГУЛ) и МГТУ им. Баумана, Московский госуниверситет печати им. Федорова и Московский политехнический университет. Минобрнауки ежегодно проводит мониторинг эффективности, несоответствие его критериям грозит вузам лишением лицензии или приостановкой аккредитации. Всего с 2014 по март 2016 года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450.

В высказывании Ольги Васильевой содержится «очевидное противоречие» прежним заявлениям министерства, подчеркивает эксперт, знакомый с процессами объединения. «Фактически оно подтверждает, что прежние слияния не были добровольными, как заявлялось, а происходили по инициативе министерства»,- сказал собеседник “Ъ”. В Минобрнауки не смогли оперативно пояснить “Ъ” заявление министра.

Решение Минобрнауки о приостановке слияний может коснуться не всех вузов: на заседании комитета Совета федерации Ольга Васильева отметила, что «опорные университеты должны выполнять центральную роль в регионе». Таким образом, ведомство продолжит поддерживать проект по созданию сети региональных опорных вузов. Напомним, в январе 2016 года были определены 11 вузов, которые, объединившись с другими учреждениями высшего образования в своих регионах, станут опорными и получат субсидию в размере до 200 млн руб. в год.

«Сейчас, действительно, имеет смысл сделать паузу, изучить появившийся опыт, посмотреть, как работают уже состоявшиеся объединения, в том числе опорные вузы»,- сказал “Ъ” научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. «Структура высшего образования, сформированная на 90% в конце 1930-х годов, требует обновления»,- считает господин Фрумин, но этот процесс, по его мнению, требует времени и максимального вовлечения студентов и профессоров.

Еще до заявления Ольги Васильевой ранее реорганизованные вузы начали обращаться в ведомство с просьбой отменить решения прежнего руководства. Так, председатель комиссии по объединению МГРИ-РГГРУ (объединен с РГУ им. Губкина.- “Ъ”) Евгений Козловский 20 сентября 2016 года направил письмо на имя главы Минобрнауки, в котором просит отменить или приостановить действие приказа о реорганизации вуза «как не соответствующего поставленной цели и вызвавшего возмущение коллектива и геологических организаций». В обращении утверждается, что преобразования отрицательно сказались на подготовке кадров для геологоразведки, а вошедший в состав РГУ вуз готов продолжить работу автономно.

В понедельник госпожа Васильева заявила также о намерении усилить контроль за расходами вузов-участников госпрограммы по повышению международной конкурентоспособности: «Вот у нас сейчас проект “5–100”. Это университеты, в которые вложены большие деньги, но возникает вопрос, какова их отдача. Бюджет должен расходоваться очень экономно». В программе, созданной Минобрнауки для реализации майских указов президента по вхождению не менее пяти вузов РФ в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году, участвует 21 вуз. С 2013 по 2015 год из бюджета на проект было выделено 54 млрд руб., на 2016–2017 годы запланировано еще 14,5 млрд руб. В январе 2016 года Счетная палата поставила под сомнение реализацию указов президента, обвинив Минобрнауки в неэффективной трате средств.

В данном разделе представлены основные новости и документы по реорганизации Университета машиностроения

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 261 проводится реорганизация федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» в форме слияния с образованием на их основе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский политехнический университет».

Уведомления о реорганизации:
Для обучающихся Университета машиностроения
Для работников Университета машиностроения

Административная структура

Управленческая структура

Приказы и распоряжения:

Приказ от 01.08.2017 г. № 671-ОД «О внесении изменений в состав ректората университета»

Для обеспечения взаимодействия с работниками, обучающимися и партнерами реорганизуемого МГИУ на нашем сайте организована система обратной связи. Открыт специальный раздел , где каждый может выразить своё видение пути дальнейшего развития объединённого университета и предложить конкретные идеи. Вся информация будет тщательно изучена.

13 января 2015 года состоялась встреча ректора Университета машиностроения А. В. Николаенко с работниками и обучающимися МГИУ , посвященная реорганизации вузов. В ходе встречи А. В. Николаенко сообщил о процедуре объединения и базовых принципах формирования объёдиненной структуры, а также ответил на многочисленные вопросы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава.

Заявления и документы для участия в конкурсе подаются в управление кадров и делопроизводства, расположенное по адресу: 107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38, каб. 301,302, тел.: 8 495 223-05-20.

Срок подачи до 22.06.2015 г. включительно до 17:00. Подробная информация на официальном сайте университета http://www.mami.ru/index.php?id=2348

Приказы и распоряжения
риказ № 940-ОД от 24.12.2015 «О составе ректората университета»

Приказ № 708-ОД от 02.10.2015 г. «О составе ректората университета»

Уважаемые коллеги!

Значительная часть предложений касалась судьбы Энергетического факультета Московского государственного открытого университета имени В.С. Черномырдина. Принято решение о его объединении с Энергетическим факультетом Автомобильного института. Многие студенты, преподаватели, выпускники выражали озабоченность возможной потерей накопленного опыта и понижением качества подготовки специалистов, невыполнением обязательств перед обучающимися по выбранным в МГОУ им. В.С. Черномырдина «энергетическим» направлениям подготовки.

От лица руководства Университета машиностроения и рабочей группы хочу заверить все заинтересованные стороны, что Энергетический факультет Автомобильного института объединенного Университета машиностроения и кафедры, входящие в его состав, используя базу объединяемых вузов, позволят сконцентрировать человеческий, организационный и материально-технический ресурс для повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров для энергетической отрасли.

Приказы и распоряжения
Приказ № 146-ОД от 09.04.2014 г. «О завершении реорганизации ФГБОУ ВПО «МГОУ имени В.С. Черномырдина»

Ликвидация филиала в г. Ликино-Дулево
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 02 сентября 2011 г. № 2256 и приказом ректора от 31 мая 2012 г. № 209-ОД филиал МГТУ «МАМИ» в г. Ликине-Дулеве подлежит ликвидации в срок до 31 августа 2012 года.

Присоединение Федерального музея профессионального образования
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 28.02.2012 г. № 152 Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» и Федеральный музей профессионального образования реорганизуются в форме присоединения к университету музея в качестве обособленного структурного подразделения (филиала).

Присоединение Тучковского автотранспортного колледжа
Приказом Минобрнауки России № 2256 от 02.09.2011 г. к МГТУ «МАМИ» присоединен Тучковский автотранспортный колледж (п. Тучково, Московская область) в качестве филиала.

Два вуза в одной берлоге уживутся?

О протестах вузов, в принудительном порядке влитых в состав других, сплошь и рядом им непрофильных, «МК» писал неоднократно: последний тому пример - злоключения Московского геологоразведочного. Однако в ряде случаев, как уверяют в других университетах, слияния имеют и свои плюсы. В том, каковы они, попытался разобраться «МК».

Слава - дым, как говаривал старик Герострат, а он, согласитесь, знал это как никто другой. Вот и слава Горного института, несколько лет назад влитого в состав МИСиСа, по мнению многих, прошла как дым. Между тем у слияния, как заверили «МК» в объединенном вузе, есть и свои плюсы. И немалые.

Так, в сфере образования заметно возросло качество набора студентов. Если до присоединения средний балл абитуриента в Горном был 61, то в 2015 году он вырос до 76,9, или на 15,9 пункта, а средний конкурс - с 4 человек на место до 7. Еще заметнее улучшились международные показатели: «Если на момент слияния в Горном учились иностранные студенты только из Казахстана, то теперь - представители более 10 государств ближнего и дальнего зарубежья. Да и загранстажировок стало больше: в 2012 году на стажировки, практики и обучение из Горного уехали 20 человек, а в 2015 году - уже 120», - уточнили «МК» в МИСиС.

Выиграла и вузовская наука, уверяют в объединенном вузе. Так, более чем вдвое увеличилась публикационная активность ученых-исследователей Горного института, а финансирование этого направления в Горном выросло со 101 млн руб. в 2013 году до 172 млн руб. в 2015-м. Что уж говорить о свежем капремонте в общежитиях на 100 млн руб. с установкой новой мебели и сантехники, ремонте учебных корпусов и модернизации аудиторий, включая их оснащение современным аудиовизуальным оборудованием, компьютерной техникой и мультимедийными комплексами.

Другой положительный пример - слияние Московского государственного машиностроительного университета с Московским государственным университетом печати. Его главный плюс, разъяснил «МК» ректор объединенного Политехнического университета Андрей Николаенко, это «возможность большого коллектива реализовать большие проекты, неподъемные для каждого отдельного вуза. Например, гранты Российского государственного научного фонда. Такой симбиоз очень интересен и позволяет участвовать в крупных проектах. Другим плюсом для работников и студентов является мощная инфраструктура большого университета - от суперсовременных лабораторий до общежитий и баз отдыха. Третьим - улучшение финансового положения. Мы, например, с 1 сентября подняли зарплаты преподавателей университета печати до нашего уровня».

Или взять объединение Московского института электроники и математики (МИЭМ) с Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики (НИУ - ВШЭ), которое, как рассказал «МК» директор, научный руководитель МИЭМ как структурного подразделения ВШЭ Александр Тихонов, «дало синергетический эффект, который позволил МИЭМ выйти из серьезного кризиса, в котором он находился ряд последних лет, да и «Вышке» принес ощутимую пользу».

Так, для МИЭМ слияние тут же обернулось резким повышением качества набора абитуриентов: если до объединения средний проходной балл держался на уровне 130, то сейчас он подскочил вдвое, превысив 250. МИЭМ получил новые учебные здания и даже завел собственное общежитие, которого прежде не имел. Так что теперь 50% набора составляют иногородние ребята с их высочайшей мотивацией к учебе и последующей карьере, которые, по словам Тихонова, «тянут за собой остальных». На качественно иной уровень поднялась и организация учебного процесса. Тут и массированное изучение английского языка с 1-го курса; и регулярные - по нескольку на протяжении каждого учебного модуля - лекции ведущих зарубежных специалистов; и дополнение естественно-научных курсов социально-гуманитарными. В итоге МИЭМ вернул себе прежнее положение вуза, традиционно входившего в топ-10 инженерных высших учебных заведений.

Впрочем, «Вышка» также не осталась внакладе, отметил он: «Присоединение МИЭМ стимулировало создание здесь факультета компьютерных технологий, а также обеспечило ВШЭ нынешние высочайшие места в рейтингах по направлению «математика». Сказанное не оставляет сомнений: объединение вузов несет с собой не только минусы, но и плюсы. Правда, при одном условии, особо подчеркнул Тихонов: «Такие решения должны приниматься только на основе заранее выработанной и просчитанной по своим последствиям политики, а не просто объединять вузы и лишь затем думать, что с этими объединениями делать дальше».