Идеи качественно перерождаются, наполняясь мощью, когда массы берут их на вооружение.

Победит и удержит власть лишь тот, кто всецело опирается на людей, народное творчество, неиссякаемый родник гражданского общества. – Владимир Ленин

Истина не может быть абстрактной, она всегда конкретизирована и жестко привязана к месту и времени.

Идеи всевышнего придуманы для усмирения человечества, чтобы притупить на время чувства несправедливости, голода и невостребованности, подменяя живое участие давно испепеленными идеями минувших лет, а людней превращающих в рабов. – Ульянов

Идеалы будущего общества невозможно представить без синтеза науки и практики, школы и трудового обучения.

Ленин: Зубрежка не подходит при изучении наук – осмысливание и понимание процессов важно.

Решить любую проблему можно, если смотреть горькой правде в лицо.

Истина проста – создай революционную теорию, затем, реализуй, ее на практике с привязкой к державе, народу и времени.

Идея Господа – это не связь личности, индивидуума и социума, а отношения угнетенных классов с божественными поработителями.

Продолжение красивых цитат Ленина читайте на страницах:

Свобода развода означает не распад семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.

Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости.

Идея есть познание и стремление хотение человека.

Если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя.

Чудесное пророчество есть сказка. Но научное пророчество есть факт.

Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости.

Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

Чтобы разумно, осмысленно, успешно участвовать в революции, надо учиться.

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были несогласны с ними.

О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает.

Разбитые армии хорошо учатся.

Пролетариат нуждается в правде, и нет ничего вреднее для его дела, как благовидная, благоприличная, обывательская ложь.

Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении…

Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции.

Сотрудничество представителей науки и рабочих - только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила.

Про всякий закон можно сказать, что он касается общегосударственных потребностей!

Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее.

Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой, и классовым гнетом,- идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.

Политическая свобода означает свободу народа распоряжаться своими общенародными, государственными делами.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, за крепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Приятнее и полезнее опыт революции проделывать, чем о нём писать.

Хранить наследство - вовсе не значит ещё ограничиваться наследством. - От какого наследства мы отказываемся?

Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила!

Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки.

Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения.

Критика составляет долг революционера.

Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим.

Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный.

Как грязны должны быть источники, подменяющие борьбу идей распространением клевет!

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Всякая абстрактная истина становится фразой, если применять ее к любому конкретному положению.

Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.

Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни.

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности,

Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы.

Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторва но от бурной жизни.

Человеческое достоинство,- этого в мире капиталистов искать нечего.

Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно.

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок.

Прямая политика - самая лучшая политика. Принципиальная политика - самая практичная политика.

Без насилия по отношению к насильникам нельзя избавить народ от насильников.

Партия революционного пролетариата достаточно сильна, чтобы открыто критиковать сама себя, чтобы назвать без обиняков ошибку и слабость ошибкой и слабостью.

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.

Искренность в политике есть вполне доступное проверке соответствие между словом и делом.

Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

В нашем идеале нет места насилию над людьми.

Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности.

Не фразы, а дело нам нужно.

Порядок, цель, закон суть не более как слова, которыми человек переводит дела природы на свой язык, чтобы понять их.

Народу надо говорить правду, только тогда у него раскроются глаза, и он научится бороться против не правды.

Быть материалистом значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств.

Государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно.

Истина есть процесс. От субъективной идеи чело век идет к объективной истине через практику (и технику).

Всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции.

Малейшее беззаконие, малейшее нарушение советского порядка есть уже дыра, которую немедленно используют враги трудящихся.

Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное.

Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете.

Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину.

Фантазия есть качество величайшей ценности.

Нам надо, чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

Самообладание, самодисциплина - не рабство; они необходимы и в любви.

Чтобы придти к большему, надо начинать с меньшего.

Гласность есть меч, который сам исцеляет нанесенные им раны.

Мы должны всегда и безусловно стремиться к самому тесному соединению пролетариата всех национальностей.

Мы должны всякий труд, как бы он ни был грязен и труден, построить так, чтобы каждый рабочий и крестьянин смотрел на себя так: я часть великой армии свободного труда.

Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей.

Для того чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучением, необходимо, очевидно, возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде.

Тот, кто борется за свободу народа, не борясь за полновластие народа в государстве, тот либо непоследователен, либо неискренен.

Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется.

Несдержанность в половой жизни - буржуазна: она признак разложения.

В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой.

В новом, необыкновенно трудном деле надо уметь начинать с начала несколько раз: начали, уперлись в тупик - начинай снова,- и так десять раз переделай, но добейся своего.

Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой па других, нуждою и одиночеством.

Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви.

Надо уметь признать зло безбоязненно, чтобы тверже вести борьбу с ним.

Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин.

Самокритика безусловно необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма.

Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их.

Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации.

Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни.

Правда не должна зависеть от того, кому она должна служить.

Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине. - Заметки публициста (конец февраля 1922 г.).

Строить новую дисциплину труда, строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду - это работа многих лет и десятилетий. Это - благороднейшая и благодарнейшая работа.

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше.

Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и безошибочно действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь - что-нибудь останется.

Талант - редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать.

Самый глубокий источник религиозных предрассудков- это нищета; с этим злом и должны мы бороться.

Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся.

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.

История идей есть история смены и, следовательно, борьбы идей.

В России насчитывается около 1800 памятников Ленину и до 20 тыс. бюстов. Более 5 тыс. улиц носят имя революционера №1. Во многих городах скульптуры Владимира Ильича возвышаются на центральных площадях. Хотя, если бы мы знали о великом вожде всю правду, эти памятники давно оказались бы на свалке.

Анатолий Латышев - известный историк-лениновед. На протяжении всей жизни занимается биографией Ильича. Ему удалось раздобыть документы из секретного фонда Ленина и закрытых архивов КГБ.


- Анатолий Григорьевич, как вам удалось проникнуть в секретные фонды?

Это случилось после августовских событий 1991 года. Мне выдали спецпропуск для ознакомления с секретными документами о Ленине. Власти думали найти причину переворота в прошлом. Я с утра до вечера сидел в архивах, и у меня волосы вставали дыбом. Ведь я всегда верил в Ленина, но после первых же тридцати прочитанных документов был просто потрясен.

- Чем именно?

Ленин из Швейцарии в 1905 году призывал молодежь в Петербурге обливать кислотой полицейских в толпе, лить с верхних этажей кипяток на солдат, использовать гвозди, чтобы увечить лошадей, забрасывать улицы "ручными бомбами". В качестве главы советского правительства Ленин рассылал по стране свои наказы. В Нижний Новгород пришла бумага следующего содержания: "Навести массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п. Ни минуты промедления". А как вам ленинский наказ в Саратов: "Расстрелять заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты"?

- Говорят, Владимир Ильич вообще недолюбливал русский народ?

Русофобия Ленина сегодня мало изучена. Все это идет из детства. У него в роду не было ни капли русской крови. Мать его была немкой с примесью шведской и еврейской крови. Отец - наполовину калмык, наполовину чуваш. Ленин воспитывался в духе немецкой аккуратности и дисциплины. Мать постоянно твердила ему "русская обломовщина, учись у немцев", "русский дурак", "русские идиоты". Кстати, в своих посланиях Ленин говорил о русском народе только в уничижительной форме. Однажды полномочному советскому представителю в Швейцарии вождь приказал: "Русским дуракам раздайте работу: посылать сюда вырезки, а не случайные номера (как делали эти идиоты до сих пор)".

- Существуют письма, в которых Ленин писал об истреблении русского народа?

Среди тех страшных ленинских документов как раз особо жесткие приказы были по уничтожению соотечественников. Например, "сжечь Баку полностью", брать в тылу заложников, ставить их впереди наступавших частей красноармейцев, стрелять им в спины, посылать красных головорезов в районы, где действовали "зеленые", "вешать под видом "зеленых" ("мы потом на них и свалим") чиновников, богачей, попов, кулаков, помещиков. Выплачивать убийцам по 100 тысяч рублей...". Кстати, деньги за "тайно повешенного" (первые "ленинские премии") оказывались единственными премиальными в стране. А на Кавказ Ленин периодически отправлял телеграммы следующего содержания: "Перережем всех". Помните, как Троцкий и Свердлов уничтожали российское казачество? Ленин тогда оставался в стороне. Сейчас найдена официальная телеграмма вождя к Фрунзе по поводу "поголовного истребления казаков". А это знаменитое письмо Дзержинского вождю от 19 декабря 1919 г. о содержащихся в плену около миллиона казаков? Ленин тогда наложил на него резолюцию: "Расстрелять всех до одного".

- Ленин мог так запросто отдавать приказы о расстреле людей?

Вот какие записки Ленина мне удалось раздобыть: "Я предлагаю назначить следствие и расстрелять виновных в ротозействе"; "Раковский требует подлодку. Надо дать двоих, назначив ответственное лицо, моряка, возложив на него и сказав: расстреляем, если не доставишь скоро";

"Мельничанскому дайте (за моей подписью) телеграмму, что позором было колебаться и не расстреливать за неявку". А вот одно из писем Ленина к Сталину: "Пригрозите расстрелом тому неряхе, который, заведуя связью, не умеет дать Вам хорошего усилителя и добиться полной исправности телефонной связи со мной". Ленин настаивал на расстрелах за "нерадивость" и "нерасторопность". Например, 11 августа 1918 года Ленин направил большевикам в Пензу указание: "повесить (непременно повесить), чтобы народ видел", не менее 100 зажиточных крестьян. Для исполнения казни подобрать "людей потверже". В конце 1917 года, когда Ленин возглавил правительство, он предложил расстреливать каждого десятого тунеядца. И это в период массовой безработицы.

- К православию у него тоже было негативное отношение?

Вождь ненавидел и громил только Русскую Православную Церковь. Так, в день Николая Чудотворца, когда нельзя было работать, Ленин издал приказ от 25 декабря 1919 года: "Мириться с "Николой" глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за "Николы" (т.е. пропустивших субботник при погрузке дров в вагоны в день Николая Чудотворца 19 декабря)". В то же время Ленин очень лояльно относился к католичеству, буддизму, иудаизму, мусульманству и даже к сектантам. В начале 1918 года он намеревался запретить православие, заменив его католичеством.

- Как он боролся с православием?

Например, в письме Ленина Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года Владимир Ильич настаивал на необходимости использовать массовый голод в стране, чтобы обобрать православные храмы, расстреляв при этом как можно больше "реакционных священнослужителей". Мало кто знает о ленинском документе от 1 мая 1919 г. №13666/2, адресованном Дзержинскому. Вот его содержание: "...необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады".

- Анатолий Григорьевич, подтверждается, что у Ленина наблюдались психические отклонения?

Его поведение было более чем странным. Например, Ленин часто впадал в депрессию, которая могла длиться неделями. Он мог месяц ничего не делать, а потом им овладевала бурная деятельность. Об этом периоде Крупская писала: "Володя впадал в раж..." А еще он был абсолютно лишен чувства юмора.
- Слог Ленина был достаточно грубым?

Бердяев назвал его гением бранной речи. Вот несколько строк из письма Ленина Сталину и Каменеву от 4 февраля 1922 года: "Всегда успеем взять говно в эксперты". Нельзя "подтягивать шваль и сволочь, не желающих представлять отчеты...". "Приучите этих говнюков серьезно отвечать...". На полях статей Розы Люксембург вождь делал пометки "идиотка", "дура".

- Говорят, Сталин устраивал грандиозные пьянки в Кремле еще при жизни Ленина?

И неоднократно. В связи с чем Ленин часто вызывал и отчитывал его. Но чаще всего Ильич ругал Орджоникидзе. Он писал ему записки: "С кем сегодня пили и гуляли? Откуда у вас бабы? Ваше поведение мне не нравится. Тем более на вас все время жалуется Троцкий". Орджоникидзе был еще тот гулена! Сталин более равнодушно относился к женщинам. Ленин отчитывал Иосифа Виссарионовича за то, что он много пьет, на что Сталин отвечал: "Я же грузин и без вина не могу".

- Кстати, Ильич любил банкеты?

В художественных фильмах часто показывают, как вождь пьет морковный чай без сахара с кусочком черного хлеба. Но недавно обнаружены документы, свидетельствующие об обильных и роскошных пиршествах вождя, о том, какое огромное количество черной и красной икры, деликатесной рыбы и прочих разносолов регулярно поставлялось кремлевской номенклатуре все годы правления Ленина. В поселке Зубалово по распоряжению Ильича строили шикарные персональные дачи в условиях жесточайшего голода в стране!

- Сам Ленин любил выпить?

До революции Ильич пил много. В годы эмиграции без пива за стол не садился. С 1921 года - бросил из-за болезни. С тех пор к спиртному не прикасался.

- Правда, что Владимир Ильич любил животных?

Вряд ли. Крупская в своих записках писала: "...раздавался надрывный вой собаки. Это Володя, возвращаясь домой, всегда дразнил соседского пса...".

- Как вы думаете, Ленин любил Крупскую?

Ленин не любил Крупскую, он ее ценил как незаменимого соратника. Когда Владимир Ильич заболел, он запретил пускать Надежду Константиновну к себе. Та каталась по полу и истерично рыдала. Эти факты были описаны в воспоминаниях сестер Ленина. Многие лениноведы утверждают, что Крупская до Ленина была девственницей. Это неправда. До замужества с Владимиром Ильичом она уже состояла в браке.

- Сегодня, наверное, не осталось ничего неизвестного о Ленине?

Еще много нерассекреченного, так как российские архивисты до сих пор скрывают некоторые данные. Так, в 2000 году вышел сборник "В.И.Ленин. Неизвестные документы". В некоторых этих документах производились купюры. До выхода этого сборника наши архивы продавали за рубеж фальсифицированные документы. Один американский советолог рассказывал, что, купив у руководства российских архивов ленинские работы для своей книги, он затем уплатил издателям штраф в четыре тысячи долларов, потому что российские архивисты изъяли из ленинских документов некоторые строчки.

Самое опасное в войне, которая начинается при таких условиях, как теперь война с Польшей, самое опасное - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Это самое опасное, что может вызвать поражение на войне, и это самая худшая черта российского характера, которая сказывается в хрупкости и дряблости. Важно не только начать, но нужно выдержать и устоять, а этого наш брат россиянин не умеет. И только длительной выучкой, пролетарской дисциплинированной борьбой против всякого шатания и колебания, только посредством такой выдержки можно довести российские трудящиеся массы, чтобы они от этой скверной привычки могли отделаться.

Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство… такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Зачем говорить «дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочеты? Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности?

На все обвинения в гражданской войне мы говорим: да, мы открыто провозгласили то, чего ни одно правительство провозгласить не могло. Первое правительство в мире, которое может о гражданской войне говорить открыто.

…Приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нём писать.

…Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо.

Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь - «что-нибудь останется».

А что такое закон? Выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть.

Когда новое только что родилось, старое всегда остается, в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в общественной жизни.

Равенство по закону не есть еще равенство в жизни.

Мы грабим награбленное.

Мир - это передышка в войне.

Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.

Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, т.е. хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора… Надо, чтобы все работали по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку.

Юристов надо брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает.

Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс.

…Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.

Скажи мне, кто тебя хвалит, и я тебе скажу, в чем ты ошибся.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Страницы:

21 января 1924 года ушел из жизни Владимир Ульянов (Ленин), идейный вдохновитель октябрьской революции 1917 года и первый лидер Советского государства. За годы, прошедшие после смерти вождя, был создан настоящий культ Ленина. Его тело до сих пор лежит в центре столицы как символ целой эпохи. Мы собрали выдержки из многотомных сочинений Ленина и рассекреченные телеграммы Ильича.

Литвин А. Л. «Красный и Белый террор в России в 1917-1922 годах»

«…Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом „зелёных“ (мы потом на них свалим) пройдём на 10-20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного…»

24 – 27 декабря 1917 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. - Из работы «Как организовать соревнование?»)

«Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом - поставят их чистить сортиры. В третьем - снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом - расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…»

3 июня 1918 г. (Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет.
Ленинское рукописное распоряжение председателю Бакинской ЧК С. Тер-Габриэляну)

«…Можете ли вы еще передать Теру, чтобы он всё приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку».

9 августа 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143-144).

«Пенза, Губисполком. …провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».

(Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.).

«Товарищам Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам. Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят «последний решительный бой» с кулачьем. Образец надо дать. Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них весь хлеб. Назначить заложников - согласно вчерашней телеграмме. Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков. Телеграфируйте получение и исполнение. Ваш Ленин».

22 августа 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 165).

«Саратов, (уполномоченному Наркомпрода) Пайкесу. …советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты».

10 сентября 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.50. С. 178).

«Свияжск, Троцкому. Удивлен и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщенное мне, что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление…»

3 июня 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 335).
«Насчет иностранцев советую не спешить высылкой. Не лучше ли в концентрлагерь…»
(Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996, С. 56).

«Всех, проживающих на территории РСФСР иностранных поданных из рядов буржуазии тех государств, которые ведут против нас враждебные и военные действия, в возрасте от 17 до 55 лет заключить в концентрационные лагеря…»

19 ноября 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 315).

«…крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» - так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление».

Ленин, 26 августа 1921 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 53. С. 142.)

«Т. Луначарскому … Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте».

19 марта 1922 г. (Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190-193).

«… я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Ленин, август 1920 г. (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996).

«…Принять военные меры, т.е. постараться наказать Латвию и Эстляндию военным образом (например, «на плечах» Балаховича перейти где-либо границу на 1 версту и повесить там 100 –1000 их чиновников и богачей)».

17 мая 1922 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 190).

«…Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас».

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Хорошо известно, что все цитаты и выска­зывания того или иного исторического деяте­ля следует рассматривать не только в контек­сте всей речи, статьи или книги, но примени­тельно к конкретной исторической ситуации. Иными словами, прежде чем что-либо цити­ровать, надо знать, где, когда, при каких об­стоятельствах были произнесены (написаны) данные слова. Тогда будет понятно их истин­ное значение. Но зачастую происходит так, что не утруждающий себя подобной работой обыватель попадает в ловко расставленные фальсификаторами истории сети и сам ста­новится объектом манипуляции сознанием.

Приведем здесь несколько взятых на вскидку цитат В.И. Ленина, которые уже давно стали объектом нападок антикоммунистов всех мастей и подвергнем их историческому анализу.

«Любая кухарка способна управлять государством».

Фраза «Любая кухарка способна управ­лять государством», приписываемая В. И. Ле­нину, часто используется при критике социа­лизма и советской власти, так же, как и ее вариант «Любая кухарка должна управлять го­сударством».

Но дело в том, что приписываемая В. И. Ленину (а иногда и Л.Троцкому) цитата «лю­бая кухарка способна управлять государ­ством» ему не принадлежит!

В статье «Удержат ли большевики госу­дарственную власть» (Полное Собрание Со­чинений, т. 34, с. 315) Ленин писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Но мы… требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обу­чению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Почувствуйте разницу!

«На деле это не мозг, а говно» (об интеллигенции)

Известную фразу Ленина об интеллигенции: «На деле это не мозг, а говно» интеллигенты-антисоветчики всякий раз выдвигают в качестве показателя отношения советского вождя к данной прослойке общества и его-де невысокого интеллектуального уровня. Посмотрим, как было на самом деле.

Ленин в письме А. М. Горькому, отправ­ленном 15 сентября 1919 года в Петроград, достаточно резко говорил об интеллигенции (в частности, о В. Г. Короленко), непримиримо выступающей против «справедливой», по Ленину, Гражданской войны, но недостаточно осуждающей происходившее на Первой мировой войне; о недопустимости смешения «Интеллектуальных сил» народа … с «сила­ми» буржуазных интеллигентов», отказываю­щихся вести конструктивное сотрудничество с новой властью и участвующих в различных заговорах и подрывных действиях. В письме Ленин также признаёт факты ошибочных аре­стов интеллигенции, факты помощи «Интел­лектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу)», и упо­минает о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года, где обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов (По­литбюро предложило Ф. Э. Дзержинскому, Н. И. Бухарину и Л. Б. Каменеву пересмотреть дела арестованных).

Трудно не согласиться с Ильичом.

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств о том, что он использовал слово «проститутки» по отно­шению к своим политическим оппонентам. В частности, сохранилось письмо Ленина Цен­тральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года, где он писал: «Да разве можно с этими проститутками без протоколов конфе­рировать?»

Эх, дожил бы Ленин до наших дней… На­смотрелся бы на этих представителей древней профессии, засевших в государственных кабинетах.

«Мы пойдём другим путём»

А вот здесь и в самом деле легенда. Но позитивная. После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника наро­довольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс фразу: «Мы пойдём другим путём», которая означала его отказ от методов индивидуального террора. На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда сказал

Ильич семнадцатигодовый -

это слово крепче клятв

солдатом поднятой руки:

Брат, мы здесь тебя сменить готовы,

победим, но мы пойдем путём другим.

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов высказал другую фразу: «Нет, мы пойдём не таким пу­тём. Не таким путём надо идти».

Ну, в конце концов, и Александр Невский произносит свои знаменитые слова «Кто с ме­чом к нам придет, от меча и погибнет» лишь в фильме Эйзенштейна. Но ведь этими словами он лишь подтверждает деятельность исторического Невского, разгромившего-таки пришедшего с мечом на Русь врага. А уж Ле­нин тем более пошел другим, до того никем не пройденным, путем. Может и не говорил, но сделал!

«Насилие необходимо и полезно»

Противники Ленина любят выдирать эту цитату из контекста с искажением смысла. И делают это потому, что в контексте она выгля­дит совершенно иначе.

«Есть условия, при которых насилие и необходимо, и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов». ПСС, 5-е изд., т. 38, с.43, «Успехи и трудности советской власти», 1919 г..

«Пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции».

Ложь, получившая, к сожалению, широкое распространение с легкой руки писателя Со­лоухина. Посмотрим, как эту ложь опроверга­ет русский историк и философ Вадим Кожи­нов в своем двухтомнике «Россия. Век XX»: «Владимир Солоухин утверждает, что в 1918 году Ленин «бросил крылатую фразу: пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции. Тогда-то заместитель Дзержинского Лацис (на деле - пред. ЧК 5-й армии. - В.К.)... опубликовал в газете «Красный террор» 1 ноября 1918 года своеобразную инструкцию всем своим под­чиненным: «...Мы истребляем буржуазию как класс... Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действо­вал делом или словом против советской вла­сти»... Но, во-первых, сия «крылатая фраза» принадлежит не Ленину, а Г.Е. Зиновьеву, ко­торый к тому же говорил все-таки о гибели 10, а не 90%, а, во-вторых, ознакомившись с тем самым журналом (а не газетой) «Красный террор», Ленин тут же не без резкости зая­вил: «...вовсе не обязательно договариваться до таких нелепостей, которую написал в сво­ем казанском журнале «Красный террор» то­варищ Лацис... на стр. 2 в N 1: «не ищите (!!?) в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом...» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 310).

Согласитесь, если обратиться к досто­верному первоисточнику, то картина истори­ческой действительности предстает совсем иной, нежели навязывают нам всякие интел­лектуальные недодыкомки. Впрочем, не о них ли и писал Ленин в своем письме Горькому?

А в заключение приведем несколько ле­нинских цитат, не вызывающих столь ожесто­ченных споров и не теряющих актуальности по сей день.

СЛОВО ТОВАРИЩУ ЛЕНИНУ

«Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции». - «Падение Порт- Артура» (14 (1) января 1905 г.).- ПСС, 5-е изд, т. 9, с. 159.

«Один прием буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь - «что-нибудь останется». ПСС, 5-е изд, т. 31, с. 217, «Союз лжи», 13 (26) апреля 1917.

«Честность в политике есть результат силы, - лицемерие - результат слабости». ПСС, 5-е изд, т. 20, с. 210, «Полемические заметки», март 1911 г.

«Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?» - « Об очистке русского языка» (написано в 1919 г. или 1920 г.; впервые опубликовано 3 декабря 1924 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 40, с. 49.

«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». - «Три источника и три составных части марксизма» (март 1913 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.

«Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет». - «Задачи союзов молодёжи». Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 года.- ПСС, 5-е изд., т. 41, сс. 305-306.

«Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует». - «Социалистическая партия и беспартийная революционность», II (2 декабря 1905 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 137.

«Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств». - Ценные признания Питирима Сорокина (20 ноября 1918 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 190.

«…Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо». - Отчёт ВЦИК И СНК 23 декабря 1921 г. «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде советов.- ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 309.

«Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни». - «О характере наших газет» (20 сентября 1918 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 91.

Подготовил Дмитрий ПИСАРЕВ