• Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    Медали:

    "За отвагу"

    "За освобождение Варшавы"

    Астафьев Виктор Петрович(1924-2001)

    Писатель

    Военный путь

    В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. (В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём. Из наградного листа на медаль "За отвагу").

    "Прокляты и убиты"

    "Так хочется жить"

    "Пастух и пастушка"

  • Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны I степени"

    "Красного Знамени"

    "За заслуги перед Отечеством"

    Медали:

    "За взятие Будапешта"

    "За взятие Вены"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Бакланов Григорий Яковлевич(1923-2009)

    Писатель

    Военный путь

    В 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым на Северо-Западном фронте, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Был тяжело ранен, контужен. Командовал взводом, участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. В 1942 году вступил в ВКП(б). Закончил войну начальником разведки артдивизиона.

    Произведения о Великой Отечественной войне.

    "Мертвые сраму не имут"

    "Почем фунт лиха"

    "Июль 41 года"

    "Южнее главного удара"

    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Медаль:

    "За отвагу"

    Белаш Юрий Семенович(1920-1988)

    Военный путь

    Участнк Великой Отечественной войны, начал войну рядовым, солдатом-минометчиком, закочнил лейтенантом.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Пехоту обучали убивать"

    Награды

    Медали:

    "За оборону Ленинграда"

    "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг."

    Берггольц Ольга Фёдоровна (1910-1975)

    Поэт, прозаик

    Военный путь

    В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращалась к жителям города с призывами к мужеству.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Блокадная ласточка"

    "В Сталинграде"

    "А город был в дремучий убран иней…"

    "Был день как день"

    "Враги ломились в город наш свободный…"

    "Как мы в ту ночь молчали, как молчали..."

    "О древнее орудие земное…"

    "Я никогда героем не была…"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Богомолов Владимир Осипович(1924-2003)

    Писатель

    Военный путь

    С началом Великой Отечественной войны пошёл добровольцем в Московский противопожарный полк МПВО в Филях. В ноябре 1941 г. попал на Калининский фронт под Москвой (фронт был образован 17 октября) в качестве курсанта. Был тяжело ранен в апреле 1942 г. 22 июня 1943 г. направлен старшим команды в г. Ижевск Удмуртской АССР, в Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище. С конца 1943 года в войсковой разведке. Форсировал Днепр. Воевал на Северном Кавказе, участник освобождения Тамани, освобождения Житомира, Кировоградской наступательной операции. В сентябре 1944 г. переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "В августе сорок четвертого…"

    "Первая любовь"

    "Кладбище под Белостоком"

    Награды

    Орден:
    Медали:

    "За отвагу"

    "За оборону Сталинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Бондарев Юрий Васильевич (1924-по н.в.)

    Писатель

    Военный путь

    В 1941 году участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Батальоны просят огня"

    "Горячий снег"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Медаль:

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Быков Василий Владимирович(1924-2003)

    Военный путь

    Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести "Мёртвым не больно". В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Сотников"

    "Журавлиный крик"

    "Круглянский мост"

    "Дожить до рассвета"

    "Обелиск"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны II степени"

    "За заслуги перед Отечеством”

    "Трудового Красного знамени"

    "Дружба народов”

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Васильев Борис Львович(1924-2013)

    Писатель

    Военный путь

    В 1941 году в 17-летнем возрасте будущий писатель пошел добровольцем на фронт.Первый бой принял 8 июля 1941 года. Воевал в составе комсомольского истребительного батальона.В 1943 году, после выписки из госпиталя, Борис Львович был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я.Малиновского). В составе колонны академии участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "А зори здесь тихие"

    "В списках не значился"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны II степени"

    Медаль:

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    «За взятие Вены»

    Ваншенкин Константин Яковлевич(1925-2012)

    Военный путь

    В 1942 году из десятого класса Константин Вашенкин ушел на фронт, служил в воздушно-десантных войсках. Поэт участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. Демобилизовался в конце 1946 года в звании гвардии сержанта.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Трус притворился храбрым на войне…"

    "Командарм"

    "Винтовка"

    Награды

    Медали:

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    "Партизану Отечественной войны"

    Воробьёв Константин Дмитриевич(1919-1975)

    Писатель, яркий представитель "лейтенантской прозы"

    Военный путь

    В начале войны был направлен курсантом в Кремлевское военное училище, которое окончил по ускоренной программе. В звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой. Под Клином в декабре 1941 года контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941-1943). Дважды бежал из плена. В 1943-1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Был награждён медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени. Во время нахождения в подполье в 1943 году. написал автобиографическую повесть "Это мы, Господи!" о пережитом в плену

    Произведения о Великой Отечественной войне

  • Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Гудзенко Семён Перович(1922-1953)

    Военный путь

    В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, служил в частях ОМСБОНа. В 1942 году был тяжело ранен. После ранения был корреспондентом во фронтовой газете "Суворовский натиск".

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Перед атакой"

    "Смерть бойца"

    "Товарищи"

    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Медаль:

    "За отвагу"

    Друнина Юлия Владимировна(1924-1991)

    Военный путь

    После начала Великой Отечественной войны, в возрасте 17 лет, Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста, работала санитаркой в госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском, затем служила в 1038-й самоходном артиллерийском полку 3-го Прибалтийского фронта, воевала в Псковской области, в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Целовались. Плакали и пели..."

    "Два вечера"

    "Я столько раз видала рукопашный..."

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны II степени"

    "Красной звезды"

    Медали:

    "За отвагу"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    "За взятие Берлина"

    "За освобождение Варшавы"

    Казакевич Эммануил Генрихович(1913-1962)

    Писатель

    Военный путь

    Когда началась война, Казакевича освободили от призыва из-за сильной близорукости, но он не собирался отсиживаться в тылу, и ушел добровольцем на фронт. Грамотный, знавший несколько языков младший лейтенант, попал в подразделение разведки. Его группа часто совершала рейды в тылу врага, добывала ценные сведения, несколько раз отбивалась от наседающих гитлеровцев. В 1941-1945 годах служил в действующей армии, сначала в писательской роте народного ополчения, прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведки дивизии и капитана - помощника начальника разведки армии.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Двое в степи"


    Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны I степени"

    Карим Фатых Гильманович(1909-1945)

    Татарский Поэт

    Военный путь

    Участник Великой Отечественной войны, Погиб 19 февраля 1945 года, выполняя боевое задание, на подступах к Кенигсбергу - в поселке Победа, ныне Калининградской области. Похоронен в братской могиле города Багратионовска Калининградской области.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Советский солдат"

    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Медаль:

    "За боевые заслуги"

    Кауфман Давид Самуилович(1918-1942)

    Поэт, переводчик

    Военный путь

    В начале Великой Отечественной войны был направлен на трудовой фронт, строил оборонительные укрепления под Вязьмой. В 1942 году поэт служио на Волхонском фронте. 23 марта 1943 года в районе ст. Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины. После выздоровления, с марта 1944 года, продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте раведывательного отдела штаба 1-го Белгорусского фронта.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Второй перевал"

    "Волна и камень"

  • Коган Павел Давидович(1918-1942)

    Военный путь

    Не смотря на сильную близорукость стал офицером, военным переводчиком полкового разведотряда в звании лейтенанта. 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная Голова под Новороссиейском Павел Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в переструлку, в которой поэт был убит.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Сквозь время"

    "Певрая треть"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Медаль:

    "За отвагу"

    Кондратьев Вячеслав Леонидович(1920-1993)

    Писатель

    Военный путь

    В декабре 1941 года был направлен на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью "За отвагу". После отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, комиссован с инвалидностью; младший лейтенант.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "День Победы в Чернове"

    "Отпуск по ранению"

    "Привет с фронта"

    "На станции "Свободной"

    "Не самый тяжкий день"

    "Искупить кровью"

    "Парадоксы фронтовой ностальгии"

    Кульчицкий Михаил Валентинович(1919-1943)

    Военный путь

    В 1941 г. Кульчицкий ушёл в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётное училище, получил звание младшего лейтенанта. 19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в районе Харькова.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Молодiсть"

    "Самое такое"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны I степени"

    "Отечественной войны II степени"

    Левин Константин Ильич(1924-1984)

    Военный путь

    Летом 1941 г. поступил в медицинский институт, после первого семестра был взят в противотанковое училище, позже командовал огневым взводом. А в апреле 1944 г. под Яссами был тяжело ранен, лишился ноги. Тяжело ранен на фронте - потерял ногу.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Нас хоронила артиллерия"


    Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны II степен"

    Медали:

    "За боевые заслуги"

    "За оборону Москвы"

    "За взятие Будапешта"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Левитанский Юрий Давидович(1922-1996)

    Поэт, переводчик

    Военный путь

    С началом Великой Отечественной войны поэт ушел добровольцем на фронт со второго курса института, служил в частях ОМСБОН, получил звание лейтенанта, затем служил военным корреспондентом, печатался в фронтовых газетах. После капитуляции Германии Левитанский участвовал в боевых действиях в Маньчжурии. Демобилизовался из армии в 1947 г.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Солдатская дорога: Стихи"

    "Встреча с Москвой: Стихи"

    Майоров Николай Петрович(1919-1942)

    Военный путь

    В октябре 1941 года поэт ушёл добровольцем на фронт, был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    Литературное наследие утрачено почти полностью. Немногие сохранившиеся произведения были опубликованы посмертно, в том числе юношеские стихи.

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За оборону Ленинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Межиров Александр Петрович(1923-2009)

    Поэт, переводчик

    Военный путь

    В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, прошёл курсы подготовки десантников, был отправлен на фронт в составе 8-го парашютно-десантного корпуса. Межиров был ранен, в госпитале переболел тифом. Службу поэт продолжил в 1-м батальоне 864-го стрелкового полка 189-й стрелковой дивизии 42-й армии на Западном фронте, с 1942 года был заместителем командира стрелковой роты на Западном и Ленинградском фронтах. Демобилизован в 1944 году после тяжёлого ранения и контузии в звании младшего лейтенанта.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Ладожский лед"

    "Стихи о мальчике"

    "Воспоминание о пехоте"

    "Мы под Колпином скопом стоим..."

    "Курская дуга"

    Награды

    Герой Советского союза

    Муса Мустафович Залилов(1906-1944)

    Татарский Поэт

    Военный путь

    В 1941 году Джалиль был призван в Красную армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты "Отвага". В 1942 году в ходе Любанской наступательной операции поэт был тяжело ранен и попал в плен. Чтобы продолжать борьбу с врагом, Джалиль вступил в немецкий легион "Идель-Урал" и организовал среди легионеров подпольную группу, устраивал побеги военнопленных. В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до масштабного восстания военнопленных. Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Письмо из окопа"

    "Сержант"

    "Простуженная любовь"

    Награды

    Медали:

    "За отвагу"

    "За оборону Сталинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Некрасов Виктор Платонович(1911-1987)

    Писатель, сценарист

    Военный путь

    В 1941-1944 годы Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945 года, в звании капитана был демобилизован.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "В окопах Сталинграда"

    "Рядовой Лютиков"

    "Переправа"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За отвагу"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Носов Евгений Иванович(1925-2002)

    Писатель

    Военный путь

    Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции "Багратион", в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Красное вино победы"

    "Шопен, соната номер два"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Медали:

    "За оборону Кавказа"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Окуджава Булат Шалвович(1924-1997)

    Бард, поэт, прозаик, сценарист, композитор

    Военный путь

    В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Северо-Кавказском фронте, миномётчик в 254-м гвардейском кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен, после госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего границу с Турцией и Ираном. Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "А мы с тобой, брат, из пехоты..."

    "До свидания, мальчики…"

    "Не вели, старшина, чтоб была тишина..."


    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За оборону Ленинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Орлов Сергей Сергеевич(1921-1977)

    Военный путь

    После начала Великой Отечественной Войны добровольно вступил в истребительный батальон народного ополчения города Белозерска, вскоре был направлен в Челябинское танковое училище, впоследствии стал командиром взвода тяжёлых танков "КВ". Орлов едва не сгорел заживо в танке во время прорыва, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь. Следы ожогов он впоследствии маскировал, отпуская бороду.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Третья скорость"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны I степени"

    "Знак Почёта"

    Медали:

    "За оборону Одессы"

    "За оборону Сталинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    "За Победу"

    Симонов Константин Михайлович(1915-1979)

    Писатель, поэт, общественный деятель

    Военный путь

    С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Дни и ночи"

    "Товарищи по оружию"


    Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны I степени"

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За боевые заслуги"

    Слуцкий Борис Абрамович(1919-1986)

    Поэт, переводчик

    Военный путь

    Слуцкий с июня 1941 года являлся участником Великой Отечественной войны, служил в качестве рядового 60-й стрелковой бригады. С осени 1942 Слуцкий стал инструктором, с апреля 1943 - старшим инструктуром политотдела 57-й дивизии. Несмотря на то, что был политработником, поэт постоянно ходил в рзведку. На фронте получил тяжелое ранение, в результате чего был уволен из армии в 1946 в звании майора.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Сегодня и вчера"

    "Современные истории"

    "Годовая стелка"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны I степени"

    "Знак Почёта"

    "Дружбы народов"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За боевые заслуги"

    Старшинов Николай Константинович(1924-1998)

    Военный путь

    В 1942 году призван в армию и стал курсантом 2-го Ленинградского военного пехотного училища. В начале 1943 года в звании старшего сержанта попал на передовую. Первые стихи поэта были напечатаны во фронтовых газетах. В августе в боях под Спас-Деменском получил тяжёлое ранение. Из армии демобилизовался в 1944 году.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Ни горестной правды, ни сладостной лжи…"

    "Листопад"

    "Ракет зеленые огни…"

    "Мои товарищи - солдаты"

    Награды

    Ордена:

    "Красного Знамени"

    "Красной звезды"

    Сурков Алексей Александрович(1899-1983)

    Военный путь

    В 1941–1945 г.г. Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты "Красноармейская правда" и специальным корреспондентом газеты "Красная звезда", также работал в газете "Боевой натиск". Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Бьётся в тесной печурке огонь…" ("В землянке")

    "То не тучи, грозовые облака"

    "На просторах Родины чудесной"

    "Песня смелых"

    "Марш защитников Москвы"

    "Конармейская"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны I степени"

    "Отечественной войны II степени"

    Твардовский Александр Трифонович(1910-1971)

    Поэт, Писатель

    Военный путь

    Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. поэт работал военным корреспондентом во фронтовых газетах.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Отец и сын"

    "Дом бойца"

    "Когда пройдёшь путем колонн..."

    "Я убит подо Ржевом…"

    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Уткин Иосиф Павлович(1903-1944)

    Поэт, журналист

    Военный путь

    С началом Отечественной войны поэт ушёл на фронт, воевал под Брянском, был ранен осколком мины. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро, от газет "Правда" и "Известия". Участвовал в боях, писал песни-марши. В 1944 году И.П. Уткин погиб в авиационной катастрофе.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Фронтовые стихи"

    "Стихи о героях"

    "Провожала сына мать"

    "Я видел девочку убитую"

    "Над родиной грозные тучи"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За оборону Сталинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Шолохов Михаил Александрович(1905-1984)

    Писатель, общественный деятель

    Военный путь

    Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом "Правды", ""Красной звезды"", часто выезжал на фронт. Его очерки "На Дону", "На Смоленском направлении", рассказ "Наука ненависти" публиковались в разных изданиях и имели большую популярность. Во время войны он начал публикацию глав из нового романа "Они сражались за Родину".

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Судьба человека"


    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Медаль:

    "За отвагу"

    Шубин Павел Николаевич(1914-1950)

    Поэт, журналист, переводчик

    Военный путь

    В годы Великой Отечественной и советско-японской войн Шубин служил фронтовым корреспондентом на Волховсом, Карельском направлениях, на Дальнем Востоке и в Манжурии. В это время появляются первые стихи о русских воинах: "Полмига", "Битва на Дону", "Идёт на родину солдат", "Мы устроим" и др. В 1943 году в Ленингаде вышла в свет книга стихов "Во имя жихни", а в 1944 год появился сборник "Люди боя".

ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941-1945)

Цитируется по: История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.

Стр. 7 – 15

Военная действительность начальной поры потребовала от литературы, в особенности в первые месяцы, по преимуществу агитационно-плакатных слов - ударных, открытых, публицистически-целенаправленных. Поистине стихи, по завету Вл. Маяковского, были приравнены «к штыку». Листовка, говорил Николай Тихонов, была подчас для поэта важнее стихотворения, а стихотворение нередко стремилось к тому, чтобы стать листовкой, не чувствуя себя при этом эстетически ущемлённым. «Никогда не было такого разнообразия в писательском арсенале! - вспоминал он же в статье «В дни испытаний». - Краткие яркие корреспонденции, зарисовки сразу после боя, впечатления, наблюдения, портреты отдельных героев, листовки, боевые листки, обращения к солдатам противника, многочисленные выступления по радио, статьи, и стихи, и призывы, обращённые в края, оккупированные фашистами, материалы для партизанской печати, очерки, рассказы, беседы, фельетоны, обзоры, рецензии…» (1) Поэты, по свидетельству Н. Тихонова, не представляли в этом разнообразном газетном, по преимуществу сугубо публицистическом деле никакого исключения. Наоборот, «стих получил особое преимущество», так как «писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение…» (2)

Стихотворная публицистика - наиболее развитая, наиболее широко распространённая разновидность литературной работы в годы Великой Отечественной войны. Многие поэты целиком посвятили ей свой талант. Евг. Долматовский в воспоминаниях о Джеке Алтаузене пишет, что поэт печатался в каждом номере своей газеты и с гордостью называл себя рядовым газетного полка.

Фронтовой быт военных поэтов не многим отличался от жизни солдат и боевых офицеров, они полностью делили с ними все тяготы обстановки. Не только корреспонденции, но и стихи рождались буквально «на местности». Как писал, заключая своего «Василия Тёркина», Александр Твардовский, -

На войне под кровлей шаткой,
По дорогам, где пришлось,
Без отлучки от колёс,
В дождь, укрывшись плащ-палаткой,
Иль зубами сняв перчатку,
На ветру, в лютой мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс… (3)


Повседневную поэтическую работу, в том числе и утилитарно-черновую работу в газетах первого периода войны, при всём том, что многое из неё не пережило своего времени, так и оставшись в старых газетных подшивках, нельзя недооценивать. Она была, во-первых, огромна по размаху, её делали ежедневно и ежечасно тысячи литераторов на всех фронтах Великой Отечественной войны, делали самоотверженно и подвижнически в тяжелейших условиях изнурительной борьбы, они пронизали своим пропагандистским, агитационным партийным словом всю накалённую атмосферу военного времени; во-вторых, эти коллективные усилия поэтов, каждый из которых выполнял свою локальную задачу, в совокупности образовали для сегодняшнего читателя своеобразную летопись своей героической эпохи; сама торопливость, незавершённость неотделанность той или иной стихотворной строки приобретает в наши дни дополнительный документальный эффект - грубая, обугленная фактура стиха подчас свидетельствует нам о тяжести войны больше, чем это могли бы сказать отделанные во всех частностях, написанные на досуге произведения.

Не об этом ли говорил в 1945 г., оглядываясь на свои военные стихи, Сергей Орлов:

Руками, огрубевшими от стали,
Писать стихи, сжимая карандаш.
Солдаты спят - они за день устали,
Храпит прокуренный насквозь блиндаж.
Под потолком коптилка замирает,
Трещат в печурке мокрые дрова…
Когда-нибудь потомок прочитает
Корявые, но жаркие слова,
И задохнётся от густого дыма,
От воздуха, которым я дышал,
От ярости ветров неповторимых,
Которые сбивают наповал.
И, не видавший горя и печали,
Огнем не прокалённый, как кузнец,
Он предкам позавидует едва ли,
Услышав, как в стихах поёт свинец,
Как дымом пахнет всё стихотворенье,
Как хочется перед атакой жить…
И он простит мне в рифме прегрешенье…
Он этого не сможет не простить. (4)

Нельзя, кроме того, не учитывать, что эта огромная, повседневная и, конечно же, зачастую далёкая от художественного совершенства поэтическая работа, хотя и была подчас рассчитана лишь на краткий срок газетной полосы или на полузабвенье в записной книжке, приносила большую пользу самим литераторам, так как приучала художника постоянно жить действительными потребностями воюющего народа и произносить слова, столь же необходимые на войне, как пуля, снаряд или винтовка. Всё, что было украшающей фразой, суесловием, высокопарностью и прочими литературными красотами, тотчас обнаруживало свою беспочвенность - война требовала дела, и только дела. Люди, которым адресовались стихи, постоянно встречались со смертью - им было нужно слово сердечное и правдивое. «Война нас научила, - замечал М. Шолохов, - говорить очень прямо». (5) Литература, в том числе и поэзия, очень долго работала почти исключительно, так сказать, на двух красках: белой и чёрной, без полутонов, потому что лишь два чувства владели тогда поэтом - любовь и ненависть. В соответствии с этим душевным (и эстетическим) настроением, впервые с большой силой выразившимся в песне Вас. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война», быстро сформировался тот отмеченный заметным своеобразием призывно-агитационный колорит стихотворной публицистической речи, что впоследствии был даже назван «стилем 1941 года». Многим стихотворным произведениям первых месяцев войны были действительно присущи и широкое использование газетных фразеологизмов, и тех стилистических клише, что обычно бывают свойственны торопливой и энергичной ораторской речи, лаконизм, импровизационность, плакатная наглядность и т. д. Большинство поэтов, разумеется, и не рассчитывало на долговечность своих стихов. «Умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мёрли наши», - так с полным правом и не без понятной гордости могли бы они сказать вслед за Вл. Маяковским. (6)

Один из сотрудников «Фронтовой правды», С. А. Савельев, вспоминает: « .. .уже в первые месяцы войны фронтовая поэзия стала „царицей газетных полей”. В нашей газете, как и в других, она показала отличные боевые качества: высокую оперативность, меткость, большую взрывчатую силу, умение „взаимодействовать” со всеми другими родами газетного оружия, „придать” и официальному документу, и корреспонденции с переднего края, и скупому информационному сообщению энергию поэтического слова…» (7)

То действительно были стихи-солдаты, рядовые труженики войны, не чуравшиеся никакой черновой работы, самоотверженно бросавшиеся в самое пекло боев и тысячами погибшие, навсегда оставшись неизвестными для далёких потомков своих военных читателей.

Но, разумеется, в области поэтической публицистики, наряду со стихотворениями, не прожившими долгой жизни, было и немало произведений, которые смело можно отнести к шедеврам советской публицистической лирики, сохраняющим своё эстетическое значение и по сегодняшний день. Надо полагать, что у каждого поэта - а тогда, как сказано, все работали в жанре публицистики, исключений из этого правила не было, - у каждого поэта найдётся произведение, перешагнувшее рамки того непосредственного момента, которым оно когда-то было вызвано к жизни на газетной полосе.

Большое агитационное значение имели, например, публицистические стихи К. Симонова, плодотворно работавшего все годы войны во всех литературных жанрах. Наибольшей известностью среди них имело появившееся в 1942 г. стихотворение «Убей его!» Оно тесно перекликается со многими произведениями других поэтов, посвящёнными теме возмездия, однако его исключительная популярность объясняется тем, что поэт насытил свой стихотворный плакат эмоциональной гражданской страстью, придав ему поистине плакатную, ударную, афористическую чёткость и графическую ясность. Важно отметить, что и это стихотворение К. Симонова, исключительно целенаправленное по своей теме, и стихотворения других авторов (М. Исаковского, А. Суркова, А. Софронова, И. Сельвинского и многих других) при всей своей пламенеющей ненависти, взывающей к возмездию, были по сути своей далеки от призыва к мести как таковой, к отмщению, продиктованному слепой яростью.

Наиболее яркий пример такого внутреннего гуманизма - стихотворение М. Светлова «Итальянец» (1943). Персонаж М. Светлова, «молодой уроженец Неаполя», по-своему трагическая фигура. Поэт особо акцентирует внимание на его вине, но в то же время он показывает, что его герой - жертва стоящих над ним преступных сил.

…………………………………
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
………………………………..
………………………………..
Нашу землю - Россию, Расею -
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далёких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного… (8)

Эта строфа по существу является плакатным гротеском, гротеском к тому же трагическим: великое бедствие народов, подчас помимо своей воли вовлечённых в преступную бойню, развязанную гитлеровскими захватчиками, явственно проступает здесь в конкретно-вопрошающей, сокрушающейся интонации автора. Однако это чувство не мешает М. Светлову вынести Итальянцу смертный приговор:

Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей! (9)

Хорошо сказал по поводу этого стихотворения С. Наровчатов: «…воинствующая человечность пишет рукой Светлова эти строки». (10)

Как видим, стихотворения публицистико-призывного характера, носившие поначалу несколько общий характер чисто агитационно-пропагандистского свойства, начали постепенно по ходу войны и накопления живых наблюдений всё интенсивнее вбирать в себя конкретные факты, дольше и подробнее останавливаться на героических событиях войны, на отдельных характерах и т. д. Такая сосредоточенность внимания на событийно-конкретной и психологической стороне жизни, на поступках, на лицах, на эпизодах потребовала известной повествовательности. Наряду с приказывающей, повелительной интонацией, сопровождающей фразеологию призыва («Ни шагу назад!», «Отстоим Родину!», «Вперёд на врага!» и т. д.), появилась интонация рассказа, повествования, что свидетельствовало о вызревании в сфере публицистики различных свойственных ей жанров и жанровых разновидностей, например стихотворной корреспонденции, очерка, рассказа, сюжетного стихотворения, а затем и баллады.

Среди подобного рода произведений, значительная часть которых также не пережила своего времени, были произведения, рассказавшие о высоких примерах мужества. Важно отметить, что, оставаясь по своей внутренней природе, по авторскому заданию и по стилистике публицистическими, такие стихотворения-репортажи, стихотворения-очерки несли в себе сильное личностное начало - им как бы потенциально была свойственна лирическая стихия, обусловленная позицией поэта-агитатора. Ни стихотворный рассказ, ни стихотворный репортаж не были бесстрастными, т. е. объективно-информативными; их публицистическая природа энергично требовала авторского голоса, открытого авторского взгляда, непосредственного присутствия автора не только в рассказе, но и в самом событии - как его участника.

Впоследствии А. Твардовский хорошо сформулировал эту всеобщую особенность военной поэзии, сказав в «Василии Тёркине»:

Там, где молвить бы герою,
Говорю нередко я…

К числу таких стихотворных очерков-портретов, почти лирических по своей интонации и изобразительным средствам, можно отнести широко известное в своё время и с тех пор неизменно переиздающееся стихотворение-портрет А. Прокофьева «Ольга».

Поэт начинает своё стихотворение, преисполненное восторженным любованием героической девушкой, словами:

Тебя я вижу, золотистую,
В неясной дали полевой,
Не под платочком под батистовым,
А под пилоткой боевой.

Тебя с винтовкою-подружкою
Я вижу - глаз не отведу, -
Всю с развесёлыми веснушками,
Идущей в воинском ряду…

Он затем набрасывает - опять-таки песенно-лирическими строчками - короткую довоенную полудетскую жизнь своей героини:

Давно ль по жёрдочке-колодинке
Ты пробегала до ручья,
Давно ль ходила ты в коротеньком,
Сама от счастья не своя… (11)

Потом, после этого стихотворения, появится множество других произведений, где с большой настойчивостью будет воссоздаваться «биография героя», в том числе и его короткая, оборванная войною предвоенная юность: поэма Маргариты Алигер «Зоя», поэма Павла Антокольского «Сын» и другие, но, как всегда, важно начало, первая разведка, - Прокофьев в стихотворении об Ольге Маккавейской такую поэтическую разведку осуществил.

В соответствии со своими художественными принципами, всегда, как известно, тяготевшими к лирической обобщённости, А. Прокофьев и в этом стихотворении заметно отвлекается от локально-биографических черт хорошо ему известного человека, (12) чтобы набросать, пусть несколько общими чертами, образ поколения, предвоенной юности - той юности, о которой впоследствии, «от первого лица», рассказала Юлия Друнина:

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы -
девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты:
То юность моя в огне,
Идут по войне девчата,
Похожие на парней. (13)

Прокофьева привлекают в Ольге Маккавейской её, так сказать, общенациональные черты, приметы общенародного характера:

Давно ль запевки колыбельные
Все до одной распела мать!
Теперь за сосны корабельные
Ты прибежала воевать!

За жизнь простую и отрадную,
За золотой огонь души,
За это озерко прохладное,
За лозняки, за камыши.

Чтобы по жёрдочке-колодинке,
Из всех дорог избрав её,
Бежало в синеньком, коротеньком
Всё детство ясное твоё!

Бежало с милыми косичками
Легко и весело домой,
Тропинкой вешнею, привычною,
Дорожкой белою - зимой.

Теперь с винтовкою-подружкою
Ты в боевом идёшь ряду,
Вся с развесёлыми веснушками,
Увижу - глаз не отведу! (14)

Это стихотворение, в котором живо просвечивают характерные для А. Прокофьева словообороты, метафоры, лирическая настроенность и образность, тяготеющая к стилистике народной припевки, можно уже назвать не столько чисто публицистическим, сколько лирическим, но с явными элементами документального очерка. Это, одним словом, произведение переходного от публицистики к лирике типа. Вообще публицистика второго года войны всё чаще впускала в себя лирическое начало, насыщалась конкретными деталями и приобретала большую, чем в начале войны, реалистическую объёмность и многомерность.

Стихотворные публицистические рассказы, обычно основывавшиеся на реальных фактах, писали почти все поэты, работавшие в военных газетах. Несколько подобных произведений написал А. Твардовский. Некоторым из них (например, в «Песне о полковом знамени», в стихотворении «Отец и сын») он предпосыл эпиграфы из газетных сообщений. Например, «Песне о полковом знамени» предшествует несколько строк «Из боевого донесения»: «Красноармеец 3-й пулемётной роты Ноского полка Степан Валенко спас полковое знамя, бросившись за ним на машину, подожжённую снарядом противника». В стихотворении «Сержант Василий Мысенков» А. Твардовский обстоятельно, но динамично, отчасти невольно повторяя давний тихоновский сюжет («Баллада о пакете»), рассказывает, как в срок и по назначению, ценою неимоверных усилий был доставлен пакет. Стихотворение интересно не только тем, что оно обстоятельно рассказывает весь страшный путь связного, но массою живых, выразительных, характерных деталей фронтового быта, доскональным знанием психологии бойца, а также теми подчас чисто юмористическими репликами, которые уже отчасти предвосхищают будущую «Книгу про бойца»:

Разрывы рядом. Бьёт - не врёт.
Точь-в-точь как на войне.

Из рассказа А. Твардовского проступает тяжкий, кровавый, трагический труд войны, её неимоверное напряжение - её пот и кровь.

Да, всё иначе на войне,
Чем думать мог любой,
И солью пота на спине
Проступит подвиг твой.

Щетиной жёсткой бороды
Пробьётся на щеке
И кровью ног босых следы
Отметит на песке… (15)

Стихотворение А. Твардовского «Сержант Василий Мысенков» было одним из первых многочисленных, правда, опытов перехода чисто публицистической темы, продиктованной газетным заданием «дать портрет героя», в сферу лирико-психологического динамичного рассказа. Одновременно с А. Твардовским по такому же пути шли многие. Это был переход, так сказать, почти массовый и стихийный, очень органичный.

«Общение писателей с народом в эту войну, - говорил А. Прокофьев, - было, как никогда, тесным и действенным». (16) Именно тесной и действенной связью с народной жизнью и объясняются крупные художественные удачи нашей поэзии в те тяжёлые годы, в том числе и удачи публицистики. Именно она, эта способность жить одною жизнью с народом, ощущать себя равновеликой частицей в океане национальной жизни, черпать оттуда свои силы и возвращать их - сторицей и безвозмездно - обратно, пусть хотя бы лишь на газетную полосу малоформатной дивизионки,- в этой-то окрылённости и самоотвержённости и сказывается, может быть, больше всего тесная преемственность советской поэзии с русской классикой и с поэзией предшествующих советских лет.

Стихотворная публицистика периода войны- явление по своему размаху почти необозримое. Масштабы газетной работы (а в газетах первоначально и публиковались все публицистические стихи) были поистине грандиозны. Достаточно сказать, что, например, в 1944 г. печаталась 821 военная газета, а общий разовый тираж их составлял 3195 000 экземпляров. (17)

В отличие от прежних эпох единичный голос поэта теперь мгновенно озвучивался сотнями тысяч газетных полос (не говорим уже о других средствах массовой информации и пропаганды, например о радио), о чём, конечно, не мог и помышлять первый и русской поэзии «сотрудник» армейской типографии Вас. Жуковский. Это, естественно, сильно повышало агитационное и иное воздействие стиха на читательскую аудиторию, накладывая при том, разумеется, особую ответственность на поэта.

С полос газетных, свёрстанных ночами,
Ещё пропахших дымом фронтовым,
Сатирой, песней, лозунгом, стихами
Я прихожу к читателям моим,-

писал Николай Браун. (18) И так могли бы сказать все поэты-публицисты.

Поэтическая публицистика была непременным и боевым участником каждого дня военной страды. В лучших своих произведениях она сочетала острую отточенность публицистической
формы, глубочайшую ненависть к врагу с горячим гуманизмом, пролетарским интернационализмом, с глубочайшей верой в торжество человечности. Этот великолепный и сложный сплав и придал поэтической публицистике периода Великой Отечественной войны колоссальную агитационную силу воздействия.

_______________________________
(1) Тихонов Н. В дни испытаний.- В кн.: С пером и автоматом: Писатели, журналисты Ленинграда в годы блокады. Л., 1964, с. 14.
(2) Там же, с. 20.
(3) Твардовский А. Василий Тёркин: Книга про бойца. М., 1973, с. 314.
(4) Орлов Сергей. Стихотворения. Л., 1968, с. 51-52.
(5) Шолохов Михаил. Собр. соч.: В 8-и т. М., 1960, т. 8, с. 174.
(6) Маяковский Владимир. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1958, т. 10, с. 283.
(7) Советские писатели на фронтах Великой Отечественной воины. - В кн.: Литературное наследство. М., 1966, т. 78, кн. 1, с. 345.
(8) Светлов М. Стихотворения и поэмы. Л., 1966, с. 279, 280. (Б-ка поэта. Большая сер.).
(9) Там же, с. 280.
(10) Наровчатов С. Поэзия в движении: Статьи. М., 1966, с. 142.
(11) Красная звезда, 1942, 5 дек.
(12) См. кн.: Вспоминают друзья. Л., 1977, с. 117.
(13) Друнина Юлия. Качается рожь несжатая… - В кн.: Поэзия в бою: Стихи о Великой Отечественной войне. М., 1959, с. 196.
(14) Прокофьев А. Ольга. - Красная звезда, 1942, 5 дек.
(15) Твардовский А. Т. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1977, т. 2, с. 41.
(16) Прокофьев Александр. Народ на войне. - Ленинград, 1945, № 13-14, с. 27.
(17) См.: Жуков С. И. Фронтовая печать в годы Великой Отечественной войны. Изд-во Моск. ун-та, 1968, с. 5.
(18) Браун Николай. Военная весна. Л., 1943, с. 3.

Развитие литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий - одна из важнейших тем в отечественном искусстве. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают ее от военной литературы других стран и периодов. В частности, огромную роль в духовной жизни народа приобретают поэзия и публицистика, так как тяжелое, полное тягот время требует от жанров малых форм.

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов :

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени :

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Проза

Малые формы литературы (такие как рассказ и повесть) пользовались особенной известностью. Искренние, несгибаемые и, по истине, народные характеры вдохновляли советских граждан. Например, одно из самых знаменитых произведений того периода «А зори здесь тихие» до сих пор знает каждый уже со школьной скамьи. Ее автор, Борис Васильев, уже упомянутый выше, в своих работах придерживался одной основной темы: несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, – и войны. Тональность произведения, свойственная многим писателям того времени, а именно трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью «силы», сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным мелодраматизмом, покоряет читателя с первых страниц, но оставляет глубокую рану впечатлительным людям. Наверное, этот хрестоматийный пример дает наиболее полное представление о драматическом накале прозы в период ВОВ (1941-1945).

Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны :

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени :

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты :

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Драматургия

Драматические произведения К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. История противоборства двух типов военных руководителей полемически обыгрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука. Драматургия в период Великой Отечественной войны – это очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее зрителю. Актеры уже не играют, они изображают свои же будни на сцене, переживают свои же трагедии заново, чтобы люди внутренне вознегодовали и продолжили мужественное сопротивление.

Всех сплотила литература военных лет: в каждой пьесе главной идеей становился призыв к единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, казалось бы, чуждый пролетарской идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по отношению к родине не менее значимы и сильны.

Роль литературы в годы войны

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

  1. «Просто любовь» В. Василевской,
  2. «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
  3. «Третья палата» Леонидова.
  4. «А зори здесь тихие» Б. Васильева
  5. «Судьба человека» М. Шолохова

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

  1. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
  2. «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
  3. «Июль – Декабрь» Симонова,
  4. «Брестская крепость» С. Смирнова,
  5. «Они сражались за родину» М. Шолохова

Советская литература о предательстве:

  1. «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
  2. «Сотников» В. Быкова
  3. «Знак беды» В. Быкова
  4. «Живи и помни» В. Распутина

Книги, посвященные блокаде Ленинграда:

  1. «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
  2. «Дорога жизни» Н. Ходзы
  3. «Балтийское небо» Н. Чуковского

О детях, участвующих в войне:

  1. Молодая гвардия – Александр Фадеев
  2. Завтра была война – Борис Васильев
  3. До свиданья мальчики – Борис Балтер
  4. Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль

О женщинах, участвующих в войне:

  1. У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
  2. Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
  3. Партизанка Лара – Надежда Надеждина
  4. Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Альтернативный взгляд на военное руководство:

  1. Жизнь и судьба – Василий Гроссман
  2. Штрафбат – Эдуард Володарский
  3. На войне как на войне – Виктор Курочкин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ненависть никогда не делала людей счастливыми. Война – это не просто слова на страницах, не просто красивые лозунги. Война – это боль, голод, раздирающий душу страх и… смерть. Книги о войне – прививки от зла, отрезвляющие нас, удерживающие от опрометчивых поступков. Давайте же учиться на ошибках прошлого, читая мудрые и правдивые произведения, чтобы избежать повтора жуткой истории, дабы мы и грядущие поколения могли созидать прекрасное общество. Где нет врагов и любые споры можно уладить беседой. Где не хоронишь родных, воя от тоски. Где всякая жизнь – бесценна…

От каждого из нас зависит не только настоящее, но и далекое будущее. Всего лишь надо – наполнить свое сердце добротой и увидеть в окружающих не потенциальных врагов, а таких же, как и мы людей – с дорогими сердцу семьями, с мечтой о счастье. Помня о великих жертвах и подвигах предков, мы должны бережно хранить их щедрый дар – жизнь без войны. Так пусть же небо над нашими головами всегда будет мирным!




Владимир Богомолов «В а́вгусте со́рок четвёртого» — роман Владимира Богомолова, опубликованный в 1974 году.Другие названия романа — «Уби́ты при задержа́нии…», «Возьми́ их всех!..», «Моме́нт и́стины», «Чрезвыча́йный ро́зыск: В а́вгусте со́рок четвёртого»
Произведение...
Рецензия...
Рецензия...
Отклики...

Борис Васильев «В списках не значился» — повесть Бориса Васильева 1974 года.
Произведение...
Рецензии читателей...
Сочинение "Рецензия"

Александр Твардовский «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны
Произведение...
Рецензии читателей...

Юрий Бондарев «Горячий снег » — роман Юрия Бондарева 1970 года, действие которого разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Cталинградом 6-ю армию Паулюса. Именно то сражение, описанное в романе, решало исход всей Сталинградской битвы. Режиссёром Гавриилом Егиазаровым по роману был поставлен одноимённый фильм.
Произведение...
Рецензии читателей...

Константин Симонов «Живые и мёртвые» — роман в трёх книгах («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), написанный советским писателем Константином Симоновым. Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году. Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года. По мнению литературоведов советской эпохи, роман являлся одним из ярчайших отечественных произведений о событиях Великой Отечественной Войны. В 1963 году первая часть романа «Живые и мёртвые» была экранизирована. В 1967 году вторая часть была экранизирована под названием «Возмездие».
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...


Константин Воробьёв «Крик» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1961 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об участии главного героя в обороне Москвы осенью 1941 года и его попадании в немецкий плен.
Произведение...
Рецензия читателя...

Александр Александрович «Молодая гвардия» — роман советского писателя Александра Фадеева, посвящённый действовавшей в Краснодоне во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации под названием «Молодая гвардия» (1942—1943), многие члены которой погибли в фашистских застенках.
Произведение...
Реферат...

Василь Быков «Обелиск» (белор. Абеліск) — героическая повесть белорусского писателя Василя Быкова, созданная в 1971 году. В 1974 году за «Обелиск» и повесть «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году повесть была экранизирована.
Произведение...
Рецензия...

Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» — роман Михаила Шолохова, писался в три этапа в 1942—1944, 1949, 1969 годах. Рукопись романа писатель сжёг незадолго до смерти. В печать вышли только отдельные главы произведения.
Произведение...
Рецензия...

Энтони Бивора «Падение Берлина. 1945» (англ. Berlin. The Downfall 1945) — книга английского историка Энтони Бивора о штурме и взятии Берлина. Вышла в 2002 году; в России выпущена издательством «АСТ» в 2004 году. Была признана бестселлером № 1 в семи странах, не считая Великобритании, и вошла в первую пятерку еще в 9 странах.
Произведение...
Рецензия читателя...

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском лётчике-асе Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом.Более восьмидесяти раз издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом.Прототипом героя книги стал реальный исторический персонаж, летчик Алексей Маресьев.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензии читателей...



Михаил Шолохов «Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», № за 31 декабря 1956 и 02 января 1957.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...

Владимир Дмитриевич «Тайный советник вождя» — роман-исповедь Владимира Успенского в 15-ти частях о личности И. В. Сталина, о его окружении, о стране. Время написания романа: марта 1953 — январь 2000 года. Впервые первая часть романа опубликована в 1988 году в Алма-Атинском журнале «Простор».
Произведение...
Рецензия...

Анатолий Ананьев «Танки идут ромбом» — роман русского писателя Анатолия Ананьева, написанный в 1963 году и повествующий о судьбах советских солдат и офицеров в первые дни Курской битвы 1943 года.
Произведение...

Юлиан Семёнов «Тре́тья ка́рта» — роман из цикла о работе советского разведчика Исаева-Штирлица. Написан в 1977 году Юлианом Семёновым. Книга также интересна тем, что в ней участвует большое количество реально существовавших личностей — лидеры ОУН Мельник и Бандера, рейхсфюрер СС Гиммлер, адмирал Канарис.
Произведение...
Рецензия...

Константин Дмитриевич Воробьёв «Убиты под Москвой» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1963 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об обороне Москвы осенью 1941 года.
Произведение...
Рецензия...

Александр Михайлович «Хаты́нская повесть» (1971) — повесть Алеся Адамовича, посвящённая борьбе партизан против фашистов в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Кульминацией повести является уничтожение карателями-гитлеровцами жителей одной из белорусских деревень, что позволяет автору провести параллели как с трагедией Хатыни, так и с военными преступлениями последующих десятилетий. Повесть была написана с 1966 по 1971 г.
Произведение...
Рецензии читателей...

Александр Твардовской «Я убит подо Ржевом» — стихотворение Александра Твардовского о событиях Битвы за Ржев (Первая Ржевско-Сычёвская операция) в августе 1942 г., в один из самых напряжённых моментов Великой Отечественной войны. Написано в 1946 году.
Произведение...

Васильев Борис Львович "А зори здесь тихие"- одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далёком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Произведние...



Васильев Борис Львович "Завтра была война" - Вчера эти мальчишки и девчонки сидели за школьными партами. Зубрили. Ссорились и мирились. Переживали первую любовь и непонимание родителей. И мечтали о будущем - чистом и светлом. А завтра... Завтра была война . Мальчишки взяли винтовки и ушли на фронт. И девчонкам пришлось хлебнуть военного лиха. Увидеть то, что не должны видеть девичьи глаза - кровь и смерть. Делать то, что противно женскому естеству, - убивать. И гибнуть самим - в боях за Родину...