Глава 7 Готовность к риску и осуществление рискованного действия (поведения)

7.1. Готовность к риску

Имеющиеся в литературе определения понятия «готовность к риску» весьма туманны и не очень четко дифференцированы с другим понятием – «склонность к риску». Некоторыми авторами готовность к риску понимается как свойство надситуативной активности субъекта и как предпосылка принятия интеллектуальных решений (Козелецкий Ю., 1991; Корнилова Т. В., 1997; Петровский В. А., 1992).

Г. Айзенк (1993) понимает готовность к риску как склонность к поиску сильных ощущений, т. е. как личностное свойство. В качестве личностного свойства рассматривают готовность к риску и немецкие психологи, но имеют они в виду то, что в англоязычной литературе называется склонностью к риску.

Т. В. Корнилова (1994, 1997) рассматривает готовность к риску как свойство личностной саморегуляции, проявляемое человеком при принятии решений и выборе стратегий действия в условиях неопределенности. В то же время она пишет: «В представлениях о психологической регуляции принятия решений присутствуют понятия готовности к риску и склонности к риску, взаимоотношения которых не точно очерчены и включают также отнесенность к концептам рискового поведения (risikoverhalten) и поведенческого принятия риска (risk-takingbehavior). Понятие "склонность к риску" более характерно для переводов англоязычных работ, оно включило представление о диспозициональном личностном риске как индивидуальном свойстве, различающем поведение людей в однотипных задачах Понятие готовности к риску более адекватно фиксирует прямой перевод с немецкого термина risikobereitschaft. Существенно, что в большей степени оно связано с оценкой иных индивидуальных различий, чем называемые в связи со склонностью к риску. Готовность к риску как личностное свойство отнесено здесь к умению субъекта принимать решения в условиях неопределенности как недостаточности ориентиров; для такой характеристики важным моментом становится соотнесение с понятием рациональности принятия решения. Итак, важнейшим проявлением свойств интеллектуально-личностной регуляции принятия решений является готовность субъекта к решениям в условиях неопределенности, предполагающая принятие риска»(2003).

Исходными данными при оценке готовности к риску при принятии решений являются:

– перечень возможных негативных последствий (исходя из того, что при любом рискованном решении потери неизбежны, нужно из нескольких зол выбрать наименьшее);

– целевые установки (личные и служебные цели);

– оценка субъективной вероятности наступления последствий.

Важно, однако, не только оценить степень готовности к риску, но и по возможности провести коррекционные мероприятия, чтобы избежать отрицательных последствий риска в жизни человека.

По Т. В. Корниловой, процесс принятия риска детерминирован как ситуационными факторами, так и латентной переменной готовности к риску. В то же время при изучении студентов Т. В. Корнилова установила, что лица с максимальными показателями личностной готовности к риску проявили минимальный риск и максимальную осторожность в интеллектуальных стратегиях. Что же, готовность к риску означает неготовность к риску?

Как видим, вопрос о понятии «готовность к риску» и его соотношении с понятием «склонность к риску» весьма запутан. Это следует и из приводимой цитаты, раскрывающей точку зрения В. А. Петровского (1992): «Не ситуативная и не диспозициональные личностные склонности определяют акты принятия риска. Самодвижение деятельности личности, активность субъекта в определении диапазона постановки цели, выход за пределы задаваемых требований – вот источник актуалгенеза рискованных решений, целей и действий» (Корнилова Т. В., 2003). Но разве не о диспозициях личности и ситуациях идет речь у В. А. Петровского в его «модели восхождения к риску» (рис. 7.1)?

Жажда острых ощущений – это диспозиционная характеристика, как и установка «риск – благородное дело». А ориентировочная реакция (если действительно речь идет о ней, а не о чем-то другом, понятном только самому автору) – это ситуативная «склонность». И вообще термин «восхождение к риску» есть не что иное, как принятие решения о том, предпринять рискованное действие или отказаться при разных мотивационных детерминантах (врожденное влечение к опасности, «вкус к риску» как приобретенная зависимость испытывать прилив адреналина, и риск как ценность, что, по сути, отражает склонность человека к позерству, браваде).

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта (Тест / Опросник склонности к риску Шуберта) показывает вашу готовность рисковать и насколько ваш риск является необходимым и целесообразным. Тест Шуберта также выявит причины ваших ошибок в повседневной жизни и позволит подкорректировать стиль поведения для достижения большего успеха с меньшими затратами.

Опросник Шуберта чаще всего проводится вместе с методиками Т. Элерса изучения мотивации достижения успеха и избегания неудач.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. (Тест склонности к риску Шуберта):

Инструкция к опроснику Шуберта:

При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

  • 2 балла - полностью согласен, полное "да";
  • 1 балл - больше "да", чем "нет";
  • 0 баллов - ни "да", ни "нет", нечто среднее;
  • - 1 балл - больше "нет", чем "да";
  • - 2 балла - полное "нет".

Вопросы к методике Шуберта.

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Ключ к тесту Шуберта. Подсчет значений методики Шуберта.

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.

Меньше –30 баллов: слишком осторожны;

от –10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорциально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

С возрастом готовность к риску падает;

У более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

У женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

С ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;

В условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

2 балла - полностью согласен, полное «ДА»;.

1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;

О баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;

1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»;

2 балла - полное «НЕТ».

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тя­желобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участ­вовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, буду­чи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со льва­ми при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на вы­сокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую ло­шадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на вело­сипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без биле­та от Таллина до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за ру­лем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болез­ни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного ва­гона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном толь­ко на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный пе­рекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять про центы?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взять ся за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объ­яснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продук тов, доехать из Москвы до Хабаровска?

КЛЮЧ:

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответ ствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные отве­ты, свидетельствуют о склонности к риску. Значения тес та: от -50 до +50 баллов.

РЕЗУЛЬТАТ:

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от -10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

с возрастом готовность к риску падает;

у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

с ростом отверженности личности, в ситуации внутрен­него конфликта растет готовность к риску;

в условиях группы готовность к риску проявляется силь­ней, чем при действиях в одиночку, и зависит от группо­вых ожиданий.

15. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса .

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его луч­ше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все став­лю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отноше­нию к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, ко­торой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на по­мощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное за­дание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро вый­ду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я ста­раюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих кол­лег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководи­теля.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выпол­нять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои дости­жения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и поло­жению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

КЛЮЧ

Вы получили по 1 баллу за ответы «ДА» на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29,30, 32, 37, 41.

Вы также получили по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных бал­лов.

РЕЗУЛЬТАТ

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотива­ции;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА:

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анали­зировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готов­ность к риску».

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ори­ентированные на успех, предпочитают средний уровень рис­ка. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мо­тивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти­вации к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех и имею­щим большие надежды на него, свойственно избегать вы­сокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, РЕЖЕ попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И на­оборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Вы можете поддерживать любую идею, быть сторонником авторитарного или демократического управления, предпочитать позицию лидера, владеть ситуацией или исповедовать полный фатализм, оставаться оптимистом (их у нас любят больше) или скатиться в пессимизм. Главное, чтобы ваши результаты впечатляли и вдохновляли.

РЕЗУЛЬТАТ

Основной критерий вашей деятельности в компании. Результат как достижение. Результат как следствие выполненного обещания, обязательства. Результат как основа доверия. Результат как ступень для роста.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Это важнейший элемент идеологии компании, категория отношения к делу. Каждый сотрудник делает все, чтобы обеспечить результат. И делает это не только в рамках своих должностных обязанностей и в рабочее время. Ему могут помогать или не помогать высшие силы, обстоятельства места и времени, его коллеги. Это значит, что каждый монтажник или кладовщик должен чувствовать свою ответственность за объем продаж. Спрашивать с него выполнения плана продаж не будут, однако, сознавать свое участие в его реализации он обязан.

ГОТОВНОСТЬ РИСКОВАТЬ

Не путать с популярным принципом "авось получится". Это безусловная ценность для компании, настроенной на рост, всегда готовой взяться за то, что "мы не проходили". В отличие от расчета на "авось", этот подразумевает абсолютную включенность в "здесь и сейчас", и соединенность с целью. Компания терпима к ошибкам, явившимся следствием такого рода риска (но это не значит, что мы их приветствуем). Однако, это не снимает ответственности. Если мы рисковали, заключая договор, выполнить который надо в очень сжатые сроки, то надо сделать все, чтобы его соблюсти. Нужно четко отличать риск от халатности, когда, например, отпускают или принимают груз, не сверив его с накладной.

ФОТО Getty Images

Тема эмиграции в России сегодня крайне актуальна. Эмиграция – это ситуация экзистенциальной дилеммы: выбрать неизменное прошлое или неизвестное будущее. И по сути, это способ узнать себя настоящего. Поэтому так сложно дается новая жизнь тем, кто уехал. Оказаться наедине с самим собой – испытание не для слабаков. Истории наших героев – о том, как сделать этот непростой выбор и снова найти себя 1 .

«Чтобы уехать навсегда, тебе придется вернуться»

Елена, 39 лет, живет в Праге (Чехия)

Я бы сказала себе именно это. Хотя у меня был легкий отъезд: 23 года, никаких особенных притязаний и любопытство – как это, жить в другой стране? Мы с мужем не называли наш отъезд эмиграцией, хотели попробовать, получить новый опыт. И все же я скучала – по родным, городу, друзьям. Мне остро не хватало общения. А потом мы вернулись. И вот тогда я вылечилась от всех своих переживаний. Оказалось, что скучать было не по чему. После долгого отсутствия понимаешь, что Москва тебя выталкивает, ты ей не нужен. Да и никакого живого общения не получалось – у всех работа, дети, все живут в разных районах… Только по телефону, плюс редкие встречи. Я вдруг поняла, что все дорогие мне люди живут свою собственную жизнь и события происходят – у них без меня, а у меня без них. Это было очень сильное переживание. Зато через год я уехала с легким сердцем. А потом, со временем, оказалось, что все, кто мне дорог, – по-прежнему со мной, несмотря на расстояния.

Дмитрий Леонтьев, психолог:

Эмиграция – это ситуация экзистенциальной дилеммы: выбрать неизменное прошлое или неизвестное будущее. Истории наших героев – о том, как выглядит «вблизи» этот выбор. Те, кто выбирает неопределенность, всегда делают шаг в сторону личностного развития, начинают жить более осмысленной, деятельной жизнью.

«Ты ни о чем не пожалеешь»

Мария, 43 года, врач из Бостона

Однажды мой старый друг спросил: «Если бы ты наперед знала все, что тебе предстоит, – уехала бы?» Я подумала и ответила: «Да!» В России я успешно училась в лучшем мединституте, у меня были хорошие профессиональные перспективы, много друзей. Все это я оставила не ради Америки, а ради любимого человека. Конечно, я боялась, что трудно будет привыкать к незнакомой жизни, заново пробиваться, доказывать свою профессиональную состоятельность. В общем-то, все опасения сбылись: было очень тяжело. А через несколько лет скоропостижно умер муж, и я осталась одна с маленьким ребенком. Но я все-таки получила образование, стала врачом. Америка удивительная страна. Да, с одной стороны, здесь никому нет до тебя дела. Ты свободен от пристального внимания государства и других людей. Но точно так же ты свободен построить свою судьбу и можешь добиться всего, чего тебе хочется. Здесь тебя намного больше ценят за то, кто ты есть. Неважно, как ты одет, какой у тебя дом, в какой школе учатся твои дети, – внешние, статусные атрибуты роли почти не играют, в том числе и при приеме на работу. Мне не приходится никого из себя строить, чтобы меня оценили и полюбили, я могу быть сама собой. Для меня это очень важно. Было непросто привыкнуть к тому, что здесь нет таких близких отношений с друзьями, как в России. Но зато гораздо больше уважения к личному пространству другого человека. С годами я это очень оценила. И друзей нашла много. В целом, могу сказать: я очень рада, что я здесь.

Марина Хазанова, психолог:

«Действуй!», «Не бойся!» – за этими словами, как я их понимаю, стоит призыв прислушаться к себе, найти опору в своих ценностях и не позволять собой манипулировать. Невозможно оценить, насколько хорошим был выбор.

«Решайся быстрее»

Евгений, 56 лет, живет в Торонто (Канада)

Вот что я бы себе сказал. Иначе, пока колеблешься, не живешь ни там, ни здесь. Мы с семьей готовились к отъезду лет пять-шесть. Я работал в институте, преподавал, была своя небольшая компания. И уезжал я в 41 год не от бедности и не от режима. Я уезжал проверить себя: такая вот экзистенциальная эмиграция. Авантюрность мне всегда была свойственна. Знаете, один мой приятель, чиновник, сказал как-то, что уехал бы, только точно зная, что его возьмут как минимум «завсектором в мэрию Торонто». По-моему, пытаться на это рассчитывать смешно. В Канаде я три года развозил пиццу, красил стены. Но это тоже был обогащающий опыт. Я понял, например, что я неплохой семьянин и что только на семью в эмиграции и можно опереться. А сейчас я снова преподаю, у меня снова своя компания, дом, через лужайку – парк с лисами, оленями, зайцами. Но часто я думаю: а может, мне снова все изменить и еще куда-нибудь уехать?

Марина Хазанова:

Эмиграция стала для них способом прояснить свои глубинные устремления, через преодоление обрести себя. Екатерина осознала, что не готова жертвовать собой, а Тимур – что может доверять себе и готов всерьез совершенствоваться в профессии. Выбирая неопределенное будущее, каждый неизбежно что-то теряет. И именно поэтому невольно оттягивает окончательное решение, оказывается не здесь и не там, как бы и не живет. Об этом «пропущенном» времени сожалеет Евгений, а Елене, чтобы окончательно уехать, пришлось сначала вернуться...

«Разберись, твое ли это желание»

Екатерина, 36 лет, живет в Гамбурге (Германия)

И еще я бы сказала себе: «Думай не только о муже и детях, думай и о себе тоже». Наверное, такой совет я бы себе дала. Я уезжала с мужем, он ученый, говорит на шести языках, и ему абсолютно все равно, где заниматься своей физикой. А мне… Мне было очень тяжело. Да, Германия и правда очень удобная для жизни страна, но она так и не стала моей. При любой возможности я старалась хоть ненадолго съездить домой, в Россию. А еще я очень хотела работать, я ведь окончила факультет журналистики МГУ… Но сейчас я нашла компромисс. Точнее – вернулась к себе. Потому что мое сердце и все мои интересы принадлежат России. Я бываю здесь каждые полтора-два месяца, пишу очерки и снимаю провинциальные российские города, деревни, их людей. Это хороший, чистый мир с еще сохранившимися, например на Севере, обычаями, говором, удивительными историями. И мне очень хочется рассказать об этом мире. В общем, я делаю то, что и хочу делать. И посоветовать себе тогдашней могла бы только одно: больше думать о себе. Если бы я больше заботилась о своих интересах с самого начала, то, возможно, мои первые годы в Германии не были бы такими сложными.

Дмитрий Леонтьев:

Не бывает объективно правильного решения, при любом варианте можно ошибиться. Но все получается, если принять ответственность на себя, признать это решение своим и реализовать его. Те, кто выбирает эмиграцию, берут свою судьбу в свои руки. И сама эта установка важнее, чем смена места жительства. Иногда даже приходит в голову мысль: а не попробовать ли действовать так же, но по эту сторону границы?

«Вкладывай силы в учебу, больше читай»

Тимур, 35 лет, живет в Роттердаме (Нидерланды)

Занимайся самообразованием… Если бы я заранее знал, как сложится жизнь, я бы сказал себе именно это. Я архитектор, шесть лет назад уехал в Роттердам, чтобы пройти двухгодичный постдипломный курс обучения в институте Берлаге. Хотя учеба – это был лишь повод уехать… Но в итоге я совсем не жалею о том, что потратил два года на образование: я смог оглядеться вокруг, поискать новые идеи, возможности. И все же сегодня я точно знаю, что мог использовать время обучения с большей пользой. Причем быть образованнее мне нужно совсем не для того, чтобы получить работу, я и так получил ее сразу после окончания курса. Быть профессионально состоятельнее, лучше ориентироваться в архитектуре мне хочется для себя самого, чтобы попробовать сделать что-то новое, разработать свой уникальный подход. Просто чтобы не стоять на месте.

1 Истории героев записаны в 2014 году.