Изобретатель фонографа, Томас Альва Эдисон, смог поразить огромную массу своих современников.

Представленная им звукозапись показалась людям настоящим волшебством, за что Эдисон был прозван «волшебником из Менло Парк» (Менло Парк – это лаборатория, в которой работал учёный).

Предпосылки

Первый показ фонографа состоялся в 1877 году. Однако исследования процесса звукозаписи велись значительно раньше – с 1857 года. Именно тогда парижский промышленник Мартенвиль изобрёл «фоноавтограф». Он обладал практически всеми основными деталями, «перекочевавшими» в фонограф:

  1. Акустический конус (рупор);
  2. Мембрана, соединённая с иглой и фиксирующая звуки;
  3. Стеклянный цилиндр, вращавшийся вручную.

Цилиндр покрывался копотью или бумагой. Игла, реагируя на звук, чертила на покрытии цилиндра звуковую дорожку. Так Мартенвиль показал, как можно записывать звук. Однако он не смог придумать, как воспроизвести сделанную запись.

Эдисон добавил к этой конструкции более жёсткое покрытие, которое сохраняло дорожку и при повторном вращении барабана могло воспроизвести запись. Первоначально это была фольга, но впоследствии её заменили на более долговечный воск.

Несколько позже Эдисон предложил вариант дискового фонографа, который давал более качественную запись, однако граммофоны и патефоны новых типов к тому времени вытеснили изобретение отца-основателя. Интересно, что другой француз, Шарль Кро, в том же 1877 году представил изобретённый им «палефон», практически полностью аналогичный фонографу Эдисона.

Признание Эдисона

Эдисон, который до того времени был малоизвестным механиком-экспериментатором, моментально прославился. Сам он удивлялся и даже немного боялся такого признания. Боялся он и своего фонографа, который «начал работать с первого раза»: многие другие изобретения Эдисона поначалу были неудачными, так что ему приходилось долго и мучительно их дорабатывать или бросать затею, если он окончательно в ней разочаровывался.

Томас Альва Эдисон фото

  1. Запись музыки;
  2. «Говорящие книги» для слепых;
  3. Запись звуковых писем;
  4. Обучение ораторскому искусству;
  5. Запись голосов членов семьи;
  6. Музыкальные игрушки (шкатулки, куклы и др.);
  7. Запись речи выдающихся людей;
  8. Говорящие часы;
  9. Звуковые учебники;
  10. Дополнительная «приставка» к телефону (под этим, возможно, имелся в виду автоответчик).

Дальнейшая судьба изобретения

По сути, Эдисон изобрёл не только аппарат для звукозаписи (который он, строго говоря, всего лишь доработал), но и саму звукозаписывающую индустрию. Через некоторое время звукозаписывающие аппараты разных типов – граммофоны, патефоны, электрофоны и др. – заполнили мировой рынок.

Среди первых записей, продемонстрированных Эдисоном, публику больше всего впечатлили концертные и театральные. Это и определило приоритетные отрасли развития звукозаписи – сфера искусства и развлечений. Первые записи такого рода имели лишь рекламный характер.

Качество звука было посредственным, длительность записи – небольшой, а валики быстро изнашивались. Поэтому фонограф служил этакой звуковой афишей, которую демонстрировал организатор концерта на площади перед театром. Однако вскоре были изобретены «долгоиграющие» диски, которые давали приемлемое качество и высокую громкость звука и могли храниться много лет.

Это в корне изменило музыкальную культуру, ведь теперь публика увидела, что можно не посещать концерты, а слушать пластинки сколько угодно раз у себя дома. Публичные мероприятия – концерты – теряли популярность и, соответственно, прибыль, однако росла доходность звукозаписывающих компаний.

Фонограф Эдисона был предтечей граммофона (Фото: a40757, Shutterstock)

Фонограф, изобретенный , был предтечей граммофона, патефона и вообще устройств звукозаписи и звуковоспроизведения. Импульсом для создания Эдисоном фонографа стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк (Нью-Джерси, США). Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь.

Идея фонографа, машины, записывающей, неограниченное время сохраняющей и воспроизводящей человеческую речь и музыку, была совершенно новой. Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки «У Мэри был барашек».

Прогнозируя практическое применение своего изобретения, Эдисон предполагал, что прибор будет использоваться для записи «последних желаний джентльменов на смертном одре»...
Публичная демонстрация прибора 1878 года сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза» .

В течении 1878 года фонографы демонстрировались на выставках в США и Европе и привлекли внимание широкой публики. Около экспонатов наблюдалось, как писали газеты, «вавилонское столпотворение». Тысячи посетителей часами стояли в очереди, чтобы прослушать запись. Остроумно высказался : «Фонограф – опасная вещь для дипломатов, но он станет чрезвычайно хорошим, если дипломаты начнут говорить правду» .

Фонограф был любимым детищем Эдисона. На протяжении 40 лет он вносил в его конструкцию все новые усовершенствования, на которые получил 80 патентов. Один из своих приборов он прислал в знак уважения для записи голоса великого писателя.

Вконтакте

Одноклассники

  • 1662

    1662

    18 марта 1662 года в Париже появился первый общественный транспорт. Это была восьмиместная карета, претенциозно названная «омнибус», что означало – «для всех». Карета ездила на конной тяге. Предназначалась в основном «для лиц, не имеющих возможностей пользоваться паланкином или каретой». Вскоре после этого власти, поразмыслив, запретили ездить в омнибусах людям низкого звания. По этой прич...

  • 1965

    1965

    Двухместный космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту Земли, имея задание провести новый эксперимент – выход человека в открытое космическое пространство. Эта миссия была важной вехой советской лунной программы. За выходом в открытый космос следила вся страна. Это произошло 18 марта 1965 года. Алексей Леонов находился за бортом «Восхода-2» около 12 минут. Выбравшись из люка, он легким тол...

  • 1999

Фонограф (от греч. φωνή — звук и γράφω — писать) — первый прибор для записи и воспроизведения звука. Был изобретён Томасом Алвой Эдисоном и представлен 21 ноября 1877 года. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Изобретение стало поразительным событием того времени; дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон.

Изобретение

Принципы, на основе которых работает фонограф Эдисона, экспериментально изучались ещё в 1857 году. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк (Нью-Джерси, США). Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь. Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки «У Мэри был барашек» (Mary had a little lamb). Публичная демонстрация прибора сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии.

На своё изобретение Эдисон получил патент U.S. Patent 200 521, выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года.

Первоначально планировалось использовать фонограф как секретарскую машину для записи голоса при диктовке.

Эдисоном был составлен список 10 основных применений фонографа:

Диктовка и запись писем
- Говорящие книги для слепых
- Обучение ораторскому искусству
- Запись музыки
- Запись голосов членов семьи
- Музыкальные шкатулки и игрушки (например, говорящие куклы)
- Говорящие часы
- Запись речей великих людей
- Обучающие записи
- Вспомогательное приспособление к телефону

Однако изобретение получило настолько большой успех, что в 1906 Эдисон представил публике несколько музыкальных и театральных записей, осуществлённых созданной им Национальной Фонографической компанией (National Phonograph Company).

В 1912 году на рынок вышел дисковый фонограф Эдисона, начавший конкурировать с другими популярными моделями. Он предлагал лучшее качество звука, однако был несовместим с другими дисковыми проигрывателями.

Детали конструкции

Все тогдашние фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игла-резец, полученные при помощи мебраны-микрофона механические колебания механически же фиксировались деформацией звуконосителя. В первых конструкциях оригинальный звуконоситель использовался и для воспроизведения, но такая технология не давала дополнительной механической энергии для того, чтобы получить звук достаточной громкости. В дальнейшем начали применять методы гальванопластики для изготовления копии звуконосителя из более твердого материала. Для воспроизведения записи по звуконосителю перемещалась игла механически связанная с мембраной-излучателем. Первые фонографы, использующие фольгу на цилиндрических носителях, позволяли осуществить лишь очень короткие записи — длительностью всего несколько минут — и быстро изнашивались. Более долговечными стали валики, покрытые слоем воска. Однако только с изобретением дисковых фонографов — граммофонов технология стала популярной и востребованной. Дисковые фонографы вращали звуконоситель со скоростью 78 об/мин, звук усиливался при помощи рупора конической формы. Большинство моделей приводились в движение ручкой, которая заводила пружину, таким образом делая прибор удобным и не требовательным к внешним условиям. Начался бум, в скором времени появилась целая звукозаписывающая индустрия, существующая по сей день.

В этом году исполнилось 135 лет фонографу - изобретению Томаса Эдисона. Сам изобретатель был настолько поражен собственным открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Об истории родоначальника музыкальной индустрии рассказывают .

Говорящая человеческим голосом коробка 135 лет назад воспринималась не иначе как «необъяснимое чудо природы». Ее изобретателя - Томаса Эдисона считали магом, способным поместить в железный сундучок чревовещателя. То, что фиксация звука, наконец-то, стала возможной, и что это чудо техники стало началом эры аудиозаписи, осознали чуть позже.

«Легенд много, - говорит директор Российского государственного архива фонодокументов Владимир Коляда. - Вообще-то, как записать звуковую дорожку, знали древние греки - проткнуть тоненькую фольгу золотую тонкой иголочкой. Если ее поднести ко рту - громко говорить, то на закопченном стекле иголочка что-то процарапает. Но это нельзя было зафиксировать и произнести».

Как и все великие открытия, изобретение фонографа произошло случайно. Работая над улучшением телефона, Эдисон запел над мембраной, к которой была припаяна игла. Из-за дрожания пластинки, игла уколола изобретателю палец, сыграв таким образом роль Ньютонова яблока - подав идею. Это было в 1877 году. Через год прибор продемонстрировали на родине Эдисона в Америке, а еще через год фонограф оказался в России. Одним из первых его опробовал Лев Толстой.

Писатель часто пользовался фонографом - записывал на валики, как на диктофон, ответы на письма. Но это не единственный способ использования прибора. Эдисон - не только изобретатель, но и хороший предприниматель, предлагал десять вариантов применения новой супер-машины. В их числе - запись последних слов умирающего. Но, несмотря на все старания мастера, изобретение оказалось не идеальным. Об этом, как никто другой знает Федор Некрасов, который в наше время продлевает жизнь этим приборам.

«Почему эти механизмы умерли быстро? Эти валики уж очень нежные, - поясняет Федор Некрасов. - Воск специально приготавливался, он вытапливался долго, чтобы он твердел. Все равно стиралось быстро. Несмотря на то, что мембрана с иглой касается очень легко, и, тем не менее, стирание происходило».

Еще один - основной - недостаток фонографа - запись нельзя тиражировать. Чего не скажешь о граммофоне. В 1887 году Эмиль Берлинер предложил записывать звук на граммофонную пластинку - плоский диск. Первый вариант был из цинка - страшно скрипел, но звук воспроизводил. Только через десять лет грампластинка приобрела привычный нам вид. Началась жесткая конкуренция двух приборов. Граммофону победить помогли конструктивные особенности.

«На фонографе иголка записывает звук, протыкая дорожку вглубь, - рассказывапет коллекционер Михаил Куницын. - А на граммофонной пластинке - поперечная дорожка. Каждый способ записи получил свое название. Шрифт Берлинера - для граммофонной пластинник - горизонтальная запись и шрифт Эдисона - вертикальная запись для фонографа».

Исключение из правила - пластинки с шрифтом Эдисона. Их выпускала фирма Пате, которая подарила название еще одному аппарату - патефону - портативному граммофону, со спрятанным в корпусе раструбом. И сейчас уже сложно представить, что один укол пальца перевернул все представления о записи звука.

Новости культуры

Изобретатель : Эмиль Берлинер
Страна : США
Время изобретения : 1887 г.

Среди замечательных технических достижений XIX века далеко не последнее место занимает изобретение звукозаписи. Впервые устройство, позволяющее записывать звук, было создано в 1857 году Леоном Скоттом.

Принцип действия его фоноавтографа был очень прост: игла, которой передавались колебания звуковой диафрагмы, вычерчивала кривую на поверхности вращавшегося цилиндра, покрытого слоем сажи. Звуковые волны в этом приборе получали как бы зримый образ, но не более того - понятно, что воспроизвести записанный на саже звук было невозможно.

Следующий важный шаг на этом пути был сделан знаменитым американским изобретателем Эдисоном. В 1877 году Эдисон создал первую «говорящую машину» - фонограф, позволявшую производить не только запись, но и воспроизведение звука.

О своем изобретении Эдисон рассказывал так: «Однажды, когда я еще работал над улучшением телефонного аппарата, я как-то запел над диафрагмой , к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинок игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить?

Я попробовал сначала пропустить обыкновенную телеграфную ленту под острием телефонной диафрагмы и заметил, что получилась какая-то азбука, а потом, когда я заставил ленту с записью вновь пройти под иглой, мне послышалось, правда, очень слабо: „Алло, алло“. Тогда я решил построить прибор, который работал бы отчетливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал. Они надо мной посмеялись».

Принцип фонографа был в общих чертах тот же, что у телефона. Звуковые волны с помощью говорной трубы приводились к пластинке из очень тонкого стекла или слюды и резцом, прикрепленным к ней, записывались на быстро вращающийся вал, покрытый оловянной фольгой. На фольге получались следы, форма которых соответствовала колебаниям пластины и, следовательно, падающим на нее звуковым волнам. Этой полосой листового олова можно было пользоваться для получения на том же приборе тех же звуков.

При равномерном вращении полосы, резец, прикрепленный к пластинке, проходил вдоль сделанной им ранее борозды. Вследствие этого пластинка приводилась резцом в те же самые колебания, которые она прежде сама передавала ему под действием голоса и звукового инструмента и начинала звучать подобно мембране телефона. Таким образом, фонограф воспроизводил всякий разговор, пение и свист.

Первые приборы Эдисона, созданные в 1877 г., были еще очень несовершенны. Они хрипели, гнусавили, чрезмерно усиливали некоторые звуки, совсем не воспроизводили других, и вообще, больше напоминали попугаев, чем репродукторы человеческой речи. Другой их недостаток состоял в том, что звук можно было различить, лишь приложив ухо к диафрагме. Это происходило во многом из-за того, что валик двигался недостаточно ровно по поверхности, которую не могли сделать совершенно гладкой. Игла, переходя из одного углубления в другое, испытывала собственные колебания, передававшиеся в виде сильных шумов.

Эдисон упорно работал над улучшением фонографа. Особенно много проблем встретил он с воспроизведением звука «с», который никак не хотел записываться. Он сам вспоминал позже: «В течение семи месяцев я работал почти по 18-20 часов в сутки над одним словом „специя“. Сколько раз я ни повторял в фонограф: специя, специя, специя - прибор упорно твердил мне одно и то же: пеция, пеция, пеция. С ума можно было сойти! Но я не упал духом и настойчиво продолжал свою работу, пока не преодолел затруднения. Насколько трудна была моя задача, вы поймете, если я скажу, что следы, получающиеся на цилиндре в начале слова, имели в глубину не более одной миллионной доли дюйма! Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность.

После многих экспериментов был найден более или менее подходящий материал для валиков - сплав воска и некоторых растительных смол (этот рецепт Эдисон держал в секрете). В 1878 году он основал специальную фирму по производству фонографов. Одновременно во всех газетах была развернута широкая реклама его изобретения. Уверяли, что фонограф можно будет применять для диктовки писем, издания звуковых книг, воспроизведения музыки, изучения иностранных языков, записи телефонных сообщений и многих других целей.

Но, увы, ни одно из этих обещаний не было исполнено даже в 1889 году, когда был сконструирован новый фонограф, не имевший многих недостатков прежнего. Однако и новый усовершенствованный фонограф не получил широкого практического применения. Кроме высокой цены, распространению его мешало практическое несовершенство. Валик не мог вместить много информации и заполнялся через несколько минут.

Более или менее значительная корреспонденция требовала большого числа валиков. После нескольких прослушиваний копия разрушалась. Сама передача аппарата была далека от совершенства. Кроме того, с воскового валика невозможно было получить копии. Всякая запись была уникальной и с порчей валика пропадала навсегда.

Все эти недостатки были благополучно преодолены Эмилем Берлинером, который в 1887 году взял патент на другой звукозаписывающий прибор - граммофон. Хотя принцип устройства граммофона и фонографа был один и тот же, граммофон имел ряд существенных отличий, которые и обеспечили ему широчайшее распространение. Прежде всего, игла в записывающем аппарате Берлинера располагалась параллельно плоскости диафрагмы и чертила извилистые линии (а не борозды, как у Эдисона). Кроме того, вместо громоздкого и неудобного валика Берлинер избрал круглую пластинку.

Запись происходила следующим образом. На диск большого диаметра с бортиком устанавливали предназначенный для записи звука полированный цинковый диск. Сверху на него наливали раствор воска в бензине. Диск-ванна получал вращение от ручки через фрикционную передачу, а система шестерней и ходового винта связывала вращение диска с радиальным ходом записывающей мембраны, укрепленной на стойке.

Этим достигалось движение записывающего устройства по спиралеобразной линии. Когда бензин испарялся, на диске оставался очень тонкий слой воска, и диск был готов к записи. Нанесение звуковой канавки Берлинер производил почти так же, как Эдисон, при помощи записывающей мембраны, снабженной трубкой с небольшим рупором и передававшей свои колебания иридиевому острию.

Главное достоинство записи по способу Берлинера состояло в том, что с диска можно было легко получать копии. Для этого записанный диск, прежде всего, погружали в водный раствор хромовой кислоты. Там, где поверхность диска была покрыта воском, кислота не оказывала на него никакого воздействия. Только в звуковых канавках, поскольку записывающее острие срезало воск до самой поверхности диска, цинк растворялся под действием кислоты. При этом звуковая канавка протравливалась до глубины около 0, 1 мм. Затем диск промывали и удаляли воск. В таком виде он уже мог служить для воспроизведения звука, но фактически являлся лишь оригиналом для изготовления медных гальванических копий.

Принцип гальванопластики был открыт в 1838 году русским электротехником Якоби. В процессе использовались электролиты - жидкости, проводящие через себя электрический ток. Особенностью электролитов является то, что в растворах (или расплавах) их молекулы распадаются на положительные и отрицательные ионы. Благодаря этому становится возможным электролиз - химическая реакция, которая протекает под воздействием электрического тока.

Для проведения электролиза в ванну помещают металлические или угольные стержни, которые соединяют с постоянным источником тока. (Электрод, подключенный к отрицательному полюсу батареи, называют катодом, а электрод, соединенный с положительным полюсом - анодом.) Электрический ток в электролите представляет процесс движения ионов к электродам. Положительно заряженные ионы движутся к катоду, а отрицательно заряженные - к аноду.

На электродах происходит реакция нейтрализации ионов, которые, отдавая лишние электроны или получая недостающие, превращаются в атомы и молекулы. К примеру, каждый ион меди получает на катод два недостающих электрона и осаждается на нем в виде металлической меди. При этом осадок дает точное рельефное изображение катода. Это последнее свойство как раз и используется при гальванопластике.

С копируемых предметов снимается копия (матрица), представляющая их обратное негативное изображение. Затем копия подвешивается в качестве катода (отрицательного полюса) в гальваническую ванну. В качестве анода (положительного полюса) берется тот металл, из которого изготовлялась копия. Раствор ванны должен содержать в себе ионы того же металла.

Точно так же действовал Берлинер - он погружал цинковый диск в ванну с раствором медной соли и подключал к нему отрицательный полюс батареи. В процессе электролиза на диске осаждался слой меди толщиной в 3-4 мм, в точности повторявший все детали диска, но с обратным рельефом (то есть на месте канавок получались бугорки, но в точности повторяющие все их извивы).

Затем полученную медную копию отделяли от цинкового диска. Она служила матрицей, с которой можно было отпрессовывать диски-пластинки из какого-нибудь пластического материала. В начале для этой цели применяли целлулоид, эбонит, всевозможные восковые массы и тому подобные вещества. Самая первая в истории граммофонная пластинка была изготовлена Берлинером в 1888 году из целлулоида.

Граммофонные пластинки, поступившие в начале 90-х годов в продажу, были выполнены из эбонита. Оба эти материала не годились для назначенной цели, так как плохо подавались прессовке и потому недостаточно точно воспроизводили рельеф матрицы. Проделав множество опытов, Берлинер в 1896 году создал специальную шеллачную массу (в состав ее входили шеллак - смола органического происхождения, тяжелый шпат, зола и некоторые другие вещества), которая оставалась потом на протяжении многих десятилетий основным материалом для изготовления пластинок.

Проигрывание пластинок происходило на специальном устройстве - граммофоне. Главной частью звукоснимающего прибора здесь была слюдяная пластинка, сцепленная рычагом с зажимом, в который вставлялись сменные стальные иглы. Между зажимом и корпусом мембраны помещались резиновые прокладки. Первоначально граммофон приводился в движение от руки, а затем стал устанавливаться на ящик с механизмом.

Как записывающее устройство, так и первые граммофоны Берлинера были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками. Тем не менее, это изобретение имело огромный коммерческий успех - за какие-нибудь десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества. К 1901 году было выпущено уже около четырех миллионов пластинок. Фонографы не могли выдержать конкуренции с творением Берлинера, и Эдисону пришлось свернуть их производство.