Вопрос об измерении умственных способностей впервые стал актуальным в конце XIX века. Первым приступил к исследованию интеллекта с научной точки зрения сэр Френсис Гальтон (1822-1911) и именно его можно считать основоположником эмпирического подхода к решению проблемы интеллекта, одаренности, таланта. На основании экспериментальных и статистических методов Гальтон разработал учение о существовании индивидуально-психологических отличий между людьми - дифференциальную психологию. При этом наблюдаемое различие он обосновывал прежде всего влиянием наследственных факторов. Именно Гальтон разработал научную методику, позволяющую выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями - так называемый "метод близнецов", успешно и плодотворно использующийся и в настоящее время. Гальтон также решал задачу создания методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности, и в качестве средства измерения интеллекта человека он предложил тесты сенсорного различения.

Идеи Ф. Гальтона получили дальнейшее развитие в работах американского психолога Дж. Кеттела. Он разработал системы тестов для исследования различных видов чувствительности, времени двигательной реакции, объема кратковременной памяти. Авторы критически отнеслись к исследованиям Ф. Гальтона и Дж. Кеттела по "измерению ума". Например, как недостаток критикуемых работ отмечалось, что тесты, разработанные ими, рассчитаны прежде всего на элементарные психические процессы, и вследствие этого неадекватно измеряют высшие психические функции, лежащие в основе интеллекта.

Перед исследователями стояла конкретная практическая задача - определить, какие дети будут учиться хорошо, а какие - плохо. В итоге была получена методика, в которой показатели умственного развития естественно высоко коррелировали со школьной успеваемостью. Затем первая шкала неоднократно пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Показателем умственного развития в шкалах Бине-Симона был умственный возраст, который был равен "хронологическому" возрасту с прибавлением к нему добавочных месяцев за правильно решенные задания из уровней, находящихся выше. Анализируя определенные таким образом несовпадения делалось заключение либо об умственной отсталости, либо об умственной одаренности.

В 1912 году В. Штерн предложил понятие "коэффициента интеллекта", определив его как отношение "умственного" к "хронологическому" возрасту, умноженное на 100. В дальнейшем IQ стал выражаться в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат испытуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.

В отличии от Гальтона, который рассматривал интеллект как совокупность врожденных психофизиологических функций, Бине признавал влияние окружающей среды на особенности познавательного развития. Поэтому интеллектуальные особенности оценивались им не только как врожденно сформированные познавательные функции, но и на основе уровня усвоения социального опыта: осведомленности, знания значения слов, владение некоторыми социальными навыками, способности к моральным оценкам и т.д. В результате содержание понятия "интеллект" оказалось расширенным как с точки зрения перечня его проявлений, так и с точки зрения факторов его становления. Вслед за оригинальными тестами Бине вышло множество модификаций, среди которых нужно выделить Станфордскую редакцию шкалы Бине, проведенную американским психологом Л. Терменом в 1916 году. Он ввел понятие тестовой нормы. Таким образом произошел переход на позицию чисто статистического подбора заданий теста, а также обоснования его валидности. Такая позиция в отношении тестов интеллекта является определяющей и по сей день.

Шкала Станфорд-Бине включала в себя шесть тестов для исследования широкого диапазона способностей - от простого манипулирования до абстрактного рассуждения; в зависимости от возраста испытуемого. С появлением факторных моделей интеллекта для измерения каждого фактора в тесты вводились самостоятельные шкалы. Например, модель интеллекта Гилфорда требует диагностики 120 факторов (в настоящее время уже определены тесты для исследования 100 факторов), но в среднем измеряется порядка десяти факторов интеллекта (см. факторную модель интеллекта Л.Терстоуна). Перечислим наиболее популярные тесты интеллекта с подшкалами, которые в них измеряются.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (I-S-T) (1953 г.), состоит из девяти субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, задания на счет, ряды чисел, выбор фигур, задания с кубиками, задания на внимание, которые определяют индуктивное мышление, комбинаторные способности, пространственное воображение.

Шкалы измерения интеллекта Векслера (WAIS) (1939 г., модификация 1955 года). Включает 11 субтестов, разделенных на вербальную шкалу и шкалу действия. Вербальная шкала содержит субтесты общей осведомленности, общей понятливости, арифметический тест, тест установления сходства между парой понятий, повторения цифровых рядов, словарный тест. Невербальная шкала содержит следующие субтесты: шифровки цифр, нахождение недостающих деталей, кубики Косса, последовательность картинок, составление фигур.

Прогрессивные матрицы Равена - предложен Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году. Состоит из задач по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Данный тест диагностирует невербальный интеллект, однако существуют модификации теста вербальной шкалой.

Батарея тестов общих способностей (GATB), включающая вербальные и практические серии заданий. Разработка GATB базировалась на факторном анализе предварительного набора из 50-ти тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов, в том числе вербальные способности, умение оперировать числами, точность восприятия, точность понимания, моторная координация, моторика пальцев, моторика рук. GATB включает в себя 12 тестов, направленных на измерение этих основных факторов. Все субтесты являются тестами скорости.

Так как многие тесты интеллекта измеряют, помимо собственно мыслительных способностей, еще и приобщенность индивида к культуре, были предприняты попытки создания т.н. культурно-независимых тестов интеллекта, предназначенных в основном для измерения невербальных способностей. Культурно-свободный тест интеллекта (CFIT) предложен Кеттелом в 1958 году, предназначен для измерения "чистого" интеллекта. Этот тест создан на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие. Среди заданий теста - задания на распознавание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур и т.д.

Таким образом изначально тесты интеллекта позволяли лишь дифференцировать испытуемых, но не расставить их на абсолютной шкале интеллекта. В общем же следует отметить, что тесты интеллекта удачнее работают по отрицательному критерию: хорошо дифференцируют умственную отсталость от нормы и хуже различают норму от высоких уровней интеллектуальной одаренности.

Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта: вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический

IQ

Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий психолог Уильям Штерн . Он использовал IQ как акроним для термина Intelligenz-Quotient коэффициент умственного развития . IQ представлял собой балл, полученный по итогам ряда стандартизированных тестов, проводимых под руководством психолога с целью определить уровень интеллекта.

Пионеры исследований разума

Вначале психологи сомневались в том, что человеческий ум можно, тем более точно, измерить. В то время как интерес к измерению интеллекта насчитывает тысячи лет, первый тест на IQ появился лишь недавно.

В 1904 году правительство Франции попросило психолога Альфреда Бине помочь установить, какие ученики, скорее всего, будут испытывать затруднения в школе. Необходимость установить интеллект школьников возникла, чтобы все они могли получить обязательное начальное образование.

Бине попросил коллегу Теодора Симона помочь ему создать тест, в котором бы основное внимание уделялось практическим вопросам: памяти, вниманию и решению задач – вещам, которым детей в школе не учат. Некоторые отвечали на более сложные вопросы, чем их возрастная группа, и поэтому, на основе данных наблюдений, появилась ныне классическая концепция ментального возраста. Результат работы психологов – шкала Бине - Симона – стала первым стандартизированным IQ-тестом.

К 1916 году психолог Стэнфордского университета Льюис Терман адаптировал шкалу Бине - Симона для использования в США. Измененный тест получил название «шкала интеллекта Стэнфорд - Бине» и на несколько десятилетий стал стандартным тестом проверки интеллекта в Соединенных Штатах. В Стэнфорд - Бине для представления индивидуального результата используется число, известное как IQ – коэффициент интеллекта.

Коэффициент интеллекта первоначально определялся путем деления ментального возраста лица, проходившего тест, на его хронологический возраст, и умножения частного на 100 . Само собой разумеется, что это работает (или лучше всего подходит) только для детей. Например, ребенок с ментальным возрастом 13,2 года и хронологическим 10 лет обладает IQ 132 и имеет право вступить в Менсу (13,2 ÷ 10 х 100 = 132).

Во время Первой мировой войны в армии Соединенных Штатов были разработаны несколько тестов для отбора новобранцев, пригодных для выполнения особых видов работ. Армейский тест «Альфа» был письменным, а «Бета» проводился для неграмотных рекрутов.

Этот и другие тесты IQ также применялись для проверки новых иммигрантов, прибывавших в США с острова Эллис. Их результаты использовались для фабрикации ложных обобщений об «удивительно низком интеллекте» иммигрантов из Южной Европы и евреев. Эти результаты в 1920 г. привели к появлению предложений «расово мотивированного» психолога Годдарда и других Конгрессу ввести ограничения на иммиграцию. Несмотря на то что тесты проводились только на английском языке, а подавляющее большинство иммигрантов его не понимало, правительство Соединенных Штатов депортировало много тысяч достойных людей, которые были помечены как «непригодные» или «нежелательные». И происходило это за десятилетие до того, как в нацистской Германии заговорили о евгенике.

Психолог Дэвид Векслер был недоволен, по его мнению, ограниченными тестами Стэнфорд - Бине. Главной причиной этого была единственная оценка, его акцент на ограничение времени, а также тот факт, что тест был разработан специально для детей, и поэтому не подходил для взрослых.

В результате в течение 1930-х годов Векслер разработал новый тест, который был известен как Шкала интеллекта Векслера - Белвью. Впоследствии тест был пересмотрен и стал известен как шкала интеллекта Векслера для взрослых, или WAIS. Вместо одной общей оценки, тест создавал общую картину сильных и слабых сторон испытуемого. Одним из преимуществ такого подхода является то, что он также предоставляет полезную информацию. Например, высокие баллы в некоторых областях и низкие в других говорят о наличии специфических нарушений обучаемости.

WAIS стал первым тестом психолога Роберта Векслера, а WISC (шкала интеллекта для детей Векслера) и Дошкольная шкала интеллекта Векслера (WPPSI) были разработаны позже. Взрослый вариант с тех пор трижды подвергался пересмотру: WAIS-R (1981), WAIS III (1997) и в 2008 году WAIS-IV.

В отличие от тестов, основанных на хронологической и психической возрастной шкалах и стандартах, как в случае со Стэнфордом - Бине, все версии WAIS рассчитываются путем сравнения результата тестируемого лица с данными других испытуемых той же возрастной группы.

Средний балл IQ (по всему миру) составляет 100 баллов с 2/3 результатов в «нормальном» диапазоне от 85 до 115. Нормы WAIS стали стандартом в тестировании IQ, и поэтому их использует тест Айзенка и Стэнфорд - Бине, за тем исключением, что стандартное отклонение в нем не 15, а 16. В тесте Кеттелла отклонение равно 23,8 – он часто дает очень лестные IQ, что может ввести неосведомленных людей в заблуждение.

Высокий IQ – высокий интеллект?

Коэффициент интеллекта для одаренных определяется с помощью особых тестов , которые обеспечивают психологов множеством полезной информации. У многих из них средний балл зафиксирован на уровне 145–150 , а полный диапазон – между 120 и 190. На результаты ниже 120 тест не рассчитан, а более 190 баллов очень трудно интерполировать, хотя это и возможно.

Паул Койманс из Нидерландов считается основоположником IQ-тестов верхнего диапазона, и он является создателем большинства оригинальных, а теперь классических, тестов этого типа. Также он основал и администрирует общества супервысокого IQ: «Глия», «Гига» и «Грааль». Среди самых известных и популярных тестов Койманса – «Тест для гения», «Тест Немезиды» и «Тест множественного выбора Койманса». Присутствие, влияние и участие Паула являются обязательными условиями, это неотъемлемая часть духа сверхвысоких тестов IQ и его сообществ в целом. Другие классические гуру тестов на высокий интеллект – Рон Хоэфлин, Роберт Лато, Лоран Дюбуа, Мислав Предавец и Джонатон Уай.

Существуют различные типы мышления, которые по-разному проявляются на разных уровнях . Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта : вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический. Но также существуют различные способы их проявления – логический, латеральный, конвергентный, линейный, дивергентный и даже вдохновенный и гениальный.

Стандартный и повышенный тест на IQ выявляют общий фактор интеллекта ; но в тестах высокого уровня он определяется различными способами.

Часто говорят о высоких баллах IQ, которые называют IQ гениев, но что на самом деле обозначают эти числа и как они складываются? Какая оценка IQ является признаком гениальности?

    Высокий IQ – это любой балл выше 140.

    IQ гения – более 160.

    Великий гений – оценка равна или превышает 200 баллов.

Высокий IQ прямо связан с успехами в учебе, но оказывает ли он влияние на успех в жизни в целом? Насколько гении удачливее людей с более низким IQ? Некоторые эксперты считают, что по сравнению с другими факторами, включая эмоциональный интеллект, коэффициент интеллекта имеет меньшее значение.

Разбивка баллов IQ

Итак, как именно интерпретируются оценки IQ? Средний балл IQ-теста равен 100 . 68 % результатов IQ-тестирования попадает в пределы стандартного отклонения от среднего значения. Это значит, что у большинства людей IQ находится между 85 и 115.

    До 24 баллов : глубокое слабоумие.

    25–39 баллов : тяжелая умственная неполноценность.

    40–54 балла : умеренное слабоумие.

    55–69 баллов : легкая умственная неполноценность.

    70–84 балла : пограничное психическое расстройство.

    85–114 баллов: средний интеллект.

    115–129 баллов : уровень выше среднего.

    130–144 балла : умеренная одаренность.

    145–159 баллов : высокая одаренность.

    160–179 балло в: исключительная одаренность.

    более 179 баллов : глубокая одаренность.

Что означает IQ?

Когда говорят о тестах на интеллект, коэффициент интеллекта называют «баллами одаренности» . Что же они представляют собой при оценке IQ? Чтобы понять это, важно прежде всего разобраться в тестировании в целом.

Сегодняшние тесты на определение коэффициента интеллекта основаны главным образом на оригинальных тестах , разработанных в начале 1900-х годов французским психологом Альфредом Бине для выявления студентов, нуждающихся в дополнительной помощи.

На основании своих исследований Бине разработал концепцию умственного возраста . Дети некоторых возрастных групп быстро отвечали на вопросы, на которые обычно давали ответы дети более старшего возраста – их ментальный возраст превосходил хронологический. Измерения интеллекта Бине основывались на средних способностях детей определенной возрастной группы.

IQ-тесты предназначены для измерения способности человека решать задачи и рассуждать . Оценка коэффициента интеллекта является мерой подвижных и кристаллизованных умственных способностей. Баллы показывают, насколько хорошо был пройден тест по сравнению с другими людьми в данной возрастной группе.

Понимание IQ

Распределение оценок IQ отвечает кривой Бэлла – колоколоподобной кривой, пик которой соответствует наибольшему количеству результатов теста. Колокол затем опускается с каждой стороны – по одну сторону находятся баллы ниже среднего, а с другой – выше.

Среднее значение при этом равно среднему баллу и рассчитывается путем добавления всех результатов с последующим делением их на общее количество баллов.

Стандартное отклонение является мерой изменчивости в популяции. Низкое стандартное отклонение означает, что большинство точек данных очень близки одному и тому же значению. Высокое стандартное отклонение указывает на то, что точки данных, как правило, удалены от среднего значения. В тестировании IQ стандартное отклонение равно 15.

IQ увеличивается

С каждым поколением IQ увеличивается. Это явление носит название эффекта Флинна , названного в честь исследователя Джима Флинна. С 1930-х годов, когда стандартизированные тесты получили широкое распространение, исследователи отмечают устойчивый и значительный рост оценок результатов тестов у людей во всем мире . Флинн предположил, что это увеличение связано с улучшением наших возможностей решать проблемы, мыслить абстрактно и использовать логику.

Согласно Флинну, прошлые поколения в основном имели дело с конкретными и специфическими проблемами их непосредственного окружения, а современные люди больше думают об абстрактных и гипотетических ситуациях. Не только это, но и подходы к обучению за последние 75 лет изменились кардинально, и больше людей занимается, как правило, умственным трудом.

Что измеряют тесты?

Тесты IQ оценивают логику, пространственное воображение, словесно-логическое мышление и визуальные способности . Они не предназначены для определения знаний в конкретных предметных областях, так как тест на интеллект не является чем-то, что можно выучить для того, чтобы улучшить свой счет. Вместо этого, данные тесты оценивают способность использовать логику для решения проблем, распознавать закономерности и быстро устанавливать связи между различной информацией.

Хотя часто можно услышать, что выдающиеся личности, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, обладают IQ, равным 160 или выше, или же некоторые кандидаты в президенты имеют специфические IQ, эти числа являются просто оценочными. В большинстве случаев нет никаких доказательств того, что эти известные лица когда-либо проходили стандартизированный IQ-тест и тем более предавали его результаты огласке.

Почему средний балл равен 100?

Психометристы используют процесс, известный как стандартизация, чтобы сравнивать и интерпретировать значения баллов IQ . Этот процесс осуществляется путем проведения теста на репрезентативной выборке с использованием его результатов для создания стандартов или норм, с помощью которых можно сравнить индивидуальные оценки. Так как средний балл равен 100 , специалисты могут быстро сопоставить индивидуальные оценки со средним показателем, чтобы установить, попадают ли они в нормальное распределение.

Системы классификации могут варьироваться от одного издателя к другому, хотя многие, как правило, следуют одной системе оценок. Например, по шкале интеллекта взрослых Векслера и в тесте Стэнфорд - Бине баллы в диапазоне 85–115 считаются «средними».

Что именно оценивают тесты?

Тесты на определение коэффициента интеллекта предназначены для оценки кристаллизованных и подвижных умственных способностей .

Кристаллизованный включает знания и навыки, приобретенные в течение всей жизни, а подвижный – способность рассуждать, решать проблемы и осмысливать абстрактную информацию.

Подвижный интеллект считается независимым от обучения и имеет тенденцию к снижению в более зрелом возрасте. Кристаллизованный же прямо связан с обучением и опытом и постоянно увеличивается со временем.

Тест на интеллект проводится лицензированными психологами. Существуют различные виды тестов, многие из них включают ряд субтестов, предназначенных для оценки математических способностей, языковых навыков, памяти, навыков рассуждения и скорости обработки информации. Их результаты затем объединяются, формируя общий балл IQ.

Важно отметить, что, хотя часто говорят о среднем, низком и гениальном IQ, единого теста на уровень интеллекта не существует. Сегодня используется множество различных тестов, в т. ч. Стэнфорд - Бине, шкала интеллекта взрослых Векслера, тест Айзенка и тесты познавательных способностей Вудкока - Джонсона. Каждый из них отличается тем, что именно и каким образом оценивается, и как интерпретируются результаты.

Что считается низким IQ?

IQ, равный или ниже 70 баллов, считается низким . В прошлом такой коэффициент интеллекта считался эталоном для умственной отсталости, интеллектуальной недееспособности, характеризующейся значительными когнитивными нарушениями.

Сегодня, однако, IQ сам по себе не используются для диагностики интеллектуальной инвалидности. Вместо этого критерием данного диагноза является низкий IQ с доказательствами того, что эти когнитивные ограничения существовали в возрасте до 18 лет и касались двух или более адаптивных областей, таких как коммуникация и самопомощь.

Около 2,2 % всех людей имеют балл IQ ниже 70.

Так что это значит – иметь средний IQ?

Уровень IQ может быть хорошим общим показателем способности рассуждать и решать проблемы , но многие психологи предполагают, что тесты не открывают всей правды.

Среди нескольких вещей, которые они не способны измерить, – практические навыки и таланты. Человек со средним IQ может быть великим музыкантом, художником, певцом или механиком. Психолог Говард Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, предназначенную для устранения этого недостатка.

Кроме того, исследователи обнаружили, что IQ может меняться с течением времени . Исследование интеллекта подростков с разрывом в 4 года дало результаты, значения которых варьировались на 20 пунктов.

Тесты IQ также не касаются оценки любознательности и того, насколько хорошо человек понимает эмоции и владеет ими . Некоторые эксперты, включая писателя Дэниела Гоулмана, предполагают, что эмоциональный интеллект (EQ) может быть даже более важным, чем IQ. Исследователи обнаружили, что высокий IQ действительно может помочь людям во многих областях жизни, но гарантии жизненного успеха не дает .

Так что беспокоиться об отсутствии гениальности не стоит, так как подавляющее большинство людей гениями не являются . Подобно тому как высокий уровень IQ не гарантирует успеха, средний или низкий IQ не гарантируют неудачи или посредственности. Другие факторы, такие как тяжелый труд, стойкость, настойчивость и общее отношение являются важными частями головоломки . опубликовано

Одним из подходов к анализу индивидуальных различий стала разработка тестов интеллекта, которые теперь широко используются в разных странах. Результаты тестирования испытуемым, как правило, представляют в виде IQ (коэффициента интеллектуального развития).

Тестами интеллекта зачастую пользуются психологи и психиатры, которые проводят анализ умственных способностей пациентов. Ими же пользуются педагоги для того, чтобы оценить способности детей к учебе. Служба персонала организаций с помощью тестов интеллекта отбирает перспективных работников.

При грамотном применении тесты интеллекта дают верную диагностическую информацию об умственных способностях, которые в противном случае могли бы быть неправильно оценены.

Свое развитие стандартизированные тесты для выявления уровня интеллекта получили с началом исследований французского ученого Альфреда Бине. Это было начало ХХ в.

А. Бине составил набор тестов, при выполнении которых оцениваются мышление, память, словарный запас и другие когнитивные способности, наличие которых необходимо для занятий в школе. Результаты тестов Бине соответствовали школьным достижениям. Ребенок, с успехом справлявшийся с заданиями этих тестов, хорошо успевал в школе.

Бине не задавался целью разработать тест для изучения IQ, он просто постарался обнаружить среди детей тех, у кого, возможно, появятся сложности при обучении в школе.

Он подвергал анализу навыки, которые, как он считал, являлись наиболее важными для успешного обучения в школе. Вслед за тем Бине трудился над разработкой тестов, которые помогли бы измерить эти способности. Он подбирал тесты таким образом, чтобы выполнение заданий адекватно показало разницу между учащимися определенного класса.

Чересчур легкие и не в меру трудные задания тестов не принесли никакой пользы, потому что испытуемые или не могли выполнить задания, или с легкостью преодолевали «трудности». Вследствие этого появилась необходимость создания тестов, отличных для каждого класса.

Эти тесты должны были не только различить уровни успеваемости, но и дать прогноз того, как в дальнейшем изменится успеваемость ребенка в школе. Следует отметить, что этот уровень исследования не имеет ничего общего с тем, что все в настоящее время называют измерением интеллекта.

Тесты Альфреда Бине были с успехом апробированы многими психологами. Этими заданиями быстро вооружились английские и американские психологи. Результаты тестов решили обозначить единым понятием. Это всем известное сочетание «коэффициент интеллекта» или аббревиатура «IQ».

Как будет сказано ниже, IQ высчитывался с помощью составления пропорции показателей умственного развития и данных хронологического возраста, результат которой умножен на 100. В настоящее время личный IQ можно рассчитать другими методами, но все они прибегают к помощи шкалы в 100 единиц и учитывают стандартное отклонение 16.


Что можно сказать о тестах на IQ?

1. Результаты тестов – это не просто элементарные показатели успеваемости в учебных заведениях, они еще показывают уровень фундаментальных интеллектуальных способностей.

2. Основой этих способностей является так называемый обобщенный фактор (обычно его обозначают в виде «g»). Под этим фактором понимают уровень общего развития интеллекта.

3. В представленной концепции одной из главных является точка зрения о том, что общее развитие уровня интеллекта передается на генетическом уровне. Вторичные результаты могут отличаться от первых по причине сложившихся обстоятельств или из-за просчетов, допущенных во время подсчитывания баллов. Но по теории стопроцентно верные подсчеты неизменно выдавали бы постоянный итог при условии, что изучаться будет один и тот же индивид.

4. Интеллект нельзя рассматривать в виде простого статистического показателя научных достижений. Он является их основой, как правило самой важной. Именно поэтому то обстоятельство, что иногда студенты не выдают результатов, которые были предсказаны благодаря тестам IQ, может подтолкнуть к выводу о том, что слабоуспевающие попросту не заставляют работать свой мозг по полной программе.

Люди имеют в своем распоряжении многочисленные интеллектуальные способности. Большинство из них без проблем коррелируют друг с другом.

Хотя тесты IQ и могут представить общий результат, они определяют уровень не одного отдельного навыка.

На протяжении 50 лет аналогичные тесты были составлены как для детей всех возрастных категорий, так и для взрослых людей. Эти тесты применялись во всевозможных случаях, которые были связанны с получением образования и зачислением на службу.

Со временем тесты интеллекта существенно видоизменились. Но основы, которые использовались для их построения, остались неизменными. Отбирая материал, который отвечает умственным возможностям определенного возраста, специалисты составляют тесты для взрослых людей или детей. В состав обычного теста для ребенка школьного возраста входят задачи, которые требуют вербальных умений, способности оперировать математическими терминами и понятиями. Кроме этого, дети должны уметь абстрактно рассуждать, а также иметь определенный запас фактических сведений.

Тестирование может оказать неоценимую помощь в тех случаях, когда необходимо принять педагогические решения или решения, которые связаны с профессиональным отбором.

О надежности теста говорит стабильность получаемых в итоге результатов. Надежность оценивается через сравнение итогов тестирования одних и тех же людей.

Тестирование должно проходить в разное время, причем и предлагаемые задания не должны быть одинаковыми.

Если на определенные тестовые задания не удается получить стабильно верных ответов, их необходимо убрать. Надежность теста передает, как полученные результаты отображают как раз то, что необходимо было измерить. Разработать надежный и значимый тест – сложная задача.

Трудности возникают из-за того, что само определение понятия «интеллект» многие ученые считают спорным. Поэтому составители тестов зачастую определяют надежность тестов (их валидность) статистически, т. е. они определяют, будет ли выполнение заданий теста взаимосвязано (коррелировать) с выполнением задач, которые тоже требуют определенных умственных способностей, а именно с достижениями во время школьных занятий. Те задания, по отношению к которым такого факта не наблюдается, подлежат замене на более подходящие. Другими словами, основой тестов интеллекта является очень скрупулезный отбор и оценка заданий, их составляющих.

Тесты интеллекта, которые измеряют способности, не походят на тесты достижений, которые измеряют знания, полученные в школе.

Расшифровка полученных результатов полностью зависит от того, какие критерии используются. Подобные критерии (образцы, или эталоны, решения) утверждаются для любого теста путем проведения стандартной выборки. После этого индивидуальным результатам дается оценка. Ее получают, сравнивая, как с этим же тестом справились сверстники из группы стандартной выборки. Эталонные показатели выражаются с помощью процентилей, умственного возраста и стандартных оценок. Процентили свидетельствуют о проценте людей в стандартной выборке, которые имеют показатели ниже представленного уровня. Например, если 60% людей в группе стандартной выборки выполняют правильно меньше 15 заданий теста, то показатель «15» должен соответствовать 60 процентилям. Умственный возраст (УВ) можно определить с помощью средних показателей определенных возрастных групп, т. е. если для 13-летних значение среднего показателя равно 35, то у человека, который показал результат 35, умственное развитие будет соответствовать 13 годам.

IQ можно определить с помощью следующей формулы:


IQ = УВ: ХВ х 100,


где ХВ – настоящий, или хронологический, возраст (потому-то IQ и получил название коэффициента интеллектуального развития).

Так, 10-летний ребенок, показывающий результаты 13-летнего, будет обладать УВ = 13 и IQ = 130 (13: 10х х 100).

Позже эту традиционную методику измерения заменили стандартной оценкой. В этом случае разница между качеством выполнения тестовых заданий конкретным человеком и средним уровнем выполнения выражена с помощью единиц стандартного отклонения.

Примерно 68% от общего числа испытуемых обладают IQ от 85 до 115.

Очень важным является тот факт, что стандартные баллы считаются нормативными, т. е. они показывают личный результат в сравнении со статистическим результатом, который соответствует определенной возрастной группе, а не абсолютному уровню выполнения упражнений.

Отдельные характеристики IQ достаточно хорошо изучены учеными. Настоящий показатель неизменен в течение всей жизни, хотя известны исключения. Данные, полученные в результате измерения интеллекта в младенчестве, не коррелируют с IQ в младшем школьном возрасте.

Такая ситуация вполне объяснима: у грудных детей оценивают сенсорное развитие или двигательные способности, а при тестировании детей старшего возраста учитываются не просто вербальные навыки, а умение находить решение определенных задач.

Многие люди обладают IQ, который более или менее устойчив примерно с середины детской стадии и до начала зрелости.

Тем не менее часто наблюдается разброс, который превышает 15 единиц. В подростковом периоде и в начале взрослой жизни обычно увеличиваются средние показатели выполнения тестовых задач. Далее эти показатели в основном остаются неизменными. Небольшое понижение случается лишь после 60 лет. Это происходит за счет задач, для решения которых требуется гибкость мышления.

У людей с хорошим здоровьем уровень интеллекта понижается незначительно даже в глубокой старости.

Высчитанные значения IQ в значительной мере коррелируют с результатами школьной успеваемости, зависят от количества лет, которые были потрачены на учебу, и в меньшей мере зависят от успехов, достигнутых на трудовой ниве. Факт, что аналогичные взаимосвязи статистически важны, иногда является свидетельством надежности теста, а также подтверждает, что от IQ имеют зависимость достижения школьных и трудовых лет.

Индивидуальные отличия в IQ поясняют только четвертую часть видоизменений в показателях по школьным достижениям.

Тот факт, что IQ непосредственно имеет связь с указанными выше показателями, не очевиден. Высокий IQ необходим иной раз для того, чтобы быть зачисленным в престижное учебное заведение или на хорошее рабочее место. Таким образом, позитивная корреляция, которую можно наблюдать между IQ и достижениями в учебе и трудовой деятельности, объясняется скорее всего тем, каким образом используются результаты тестирования, а не тем, как умственные способности влияют на успехи в учебе и на службе.

Тесты для изучения интеллекта широко применяются для характеристики схожести и отличий между некоторыми группами людей.

Мужчины и женщины в основном не отличаются по IQ. Тем не менее многие тестовые задания намеренно подбирали так чтобы была возможность свести различия на нет. И все-таки в ряде задач эти отличия обнаруживаются.

Например, взрослые женщины успешнее мужчин справляются с вербальными заданиями (такими, как подбор антонимов) и хуже, чем мужчины, выполняют зрительно-пространственные упражнения и количественные задачи (сюда относится решение нестандартных математических задач). Также были обнаружены отличия среди расовых и этнических групп.


Отчего люди, прилагая равные старания в определенной области, в итоге добиваются неодинаковых результатов?

Это происходит от того, что они имеют различные интеллектуальные способности. Психологи разработали множество текстов для измерения этих различий.

Идея измерения ума возникла 100 лет назад в условиях элитарного индустриального общества. В 1939 г. была опубликована шкала интеллекта Векслера-Беллвью. В 1977 г. А. Кауфман, пересмотрев Векслеровскую шкалу интеллекта, разработал новый интеллектуальный тест – оценочную батарею Кауфмана. Эти две шкалы являются наиболее широко используемыми тестами для оценки интеллекта.

Тесты интеллекта позволяют предсказать не только успешность обучения в школе, но и эффективность на рабочих местах.

Работники с высоким IQ более успешно справляются со своими профессиональными обязанностями.

С давних пор высокий IQ принято было считать залогом всяческих успехов. В начале 1920-х гг. в США было проведено исследование. Отобрали около полутора тысяч школьников, показавших наиболее высокие результаты по тестам интеллекта. Они все добились высокого социального статуса, но ни один из обследуемых не проявил исключительного таланта в области науки или искусства, не создал ничего, что можно было бы рассматривать как значительный вклад в мировую культуру.

В то же время был обнаружен один ребенок, который несколько не дотянул до требования баллов, однако в последующей жизни достиг того, что не удалось никому из избранных – стал лауреатом Нобелевской премии.

Вообще, что касается IQ нобелевских лауреатов, то он, оказывается, отнюдь не запредельно высок и составляет в среднем 136 баллов. Психологи утверждают, что IQ великого А Эйнштейна был равен 200 баллам. Люди с таким интеллектом встречаются в мире очень редко. В Книге рекордов Гиннеcса самый высокий IQ – 228 – зафиксирован в 1989 г. у 43-летней американки Мэрилин Во Саван.

Мэрилин появилась на свет 11 августа 1946 года. Ее фамилию можно перевести с французского как «мудрец». Ее прародители с материнской стороны и со стороны отца отличались интеллигентностью и высокими умственными способностями. Нужно отметить, что ее родители не имели высшего образования. А сама Мэрилин не закончила обучение в институте, ее терпения хватило на 2 года. Отец Мэрилин всегда говорил, что университет – это «место, где можно изучать профессию, но нельзя развить интеллект».

Сама Мэрилин уверена, что умственные способности человека не зависят от объема знаний, которые нередко без определенной системы размещены в отделах головного мозга. Нередки случаи, когда люди, имеющие поистине энциклопедические знания, не умеют применять их с пользой.

В данное время Мэрилин заведует колонкой «Спроси Мэрилин» в известном журнале «Парад». Она выпускает пользующиеся популярностью книги. С Мэрилин можно связаться и по Интернету. Там она открыла свою страницу, где дает ответы на вопросы, которые получает со всего света.

Несколько лет назад она связала свою судьбу с биологом Робертом Джарвиком. Он известен как ученый, который подарил миру первое искусственное сердце. Уровень его IQ – 180 единиц.

У Мэрилин уже довольно взрослый сын. Уровень его IQ – 164 единицы. Она утверждает, что передача умственных способностей по наследству вероятна на 40-60%. Кроме того, уровень интеллекта можно поднять в среднем на 20% – этому способствует правильное питание.

Когда Мэрилин задали вопрос о том, что же такое ум, она сказала такие слова: «Сущность ума – в способности искать истину, не поддаваясь религиозным, семейным, социальным, иным предрассудкам. Для этого нужна смелость и эмоциональная стабильность. Меня считают гением, интеллектуалом, потому что я оцениваю события холодным, объективным, ледяным взглядом... Живопись, скульптура и прочие визуальные искусства – это не творчество, а только выражение эмоций, они ничего общего не имеют с интеллектом. Дисциплины, которые объективно связаны с интеллектом, – это математика и ядерная физика».

Историки выяснили, что уже в VII в. в Китае использовали первые тесты на выявление уровня интеллекта: с их помощью выясняли уровень способностей чиновников.

А вот для своих постоянных читателей Мэрилин разработала тоже интеллектуальный юмористический тест.


Тест

2. Сколько дней рождения имеет средний человек?

3. В некоторых месяцах 31 день, в других 30 дней, сколько месяцев имеют 28 дней?

4. Почему человек, живущий на Украине, не может быть похороненным в России?

5. Может ли мужчина, живущий в Бердичеве, жениться на сестре своей вдовы, живущей во Владивостоке?

6. Разделите 30 на 0,5 и прибавьте 10.

7. Мужчина построил треугольный дом. Все стороны выходят на южную сторону.

Большой медведь шел мимо, какого он цвета?

8. Имеются три яблока, вы убрали два, сколько теперь яблок у вас имеется?

9. Если у вас есть одна-единственная спичка и вы входите в темную комнату, где находятся масляная лампа, керосиновая лампа и охапка дров в камине, что вы зажжете первым?

10. Как далеко собака может забежать в лес?

11. Сколько животных Моисей взял в свой ковчег?

12. Какая была фамилия президента в 1950 г.?

13. Винни-Пух – это свинья или кабан?


Ответы

3. 12 месяцев.

4. Потому, что он жив.

5. Нет. Он живой, у него вдовы нет.

7. Дом на Северном полюсе – медведь белого цвета.

11. Ни одного, животных брал в ковчег Ной.

12. Такая же, как и сейчас.

13. Медведь.


Неизвестной домохозяйке из Бразилии принадлежит второе место в этой номинации. Недавно в прессе было сообщение о болгарке Даниэле Силигдгиевой, чей IQ равен эйнштейновскому. За свою жизнь она получила пять магистерских степеней. Но сейчас она пребывает в статусе домохозяйки, так как работодателей такой пункт в ее резюме, как высочайший IQ, не столько привлекает, сколько отпугивает.

В последние несколько лет проблема IQ снова привлекла к себе повышенное внимание и стала предметом сотен научных и публицистических работ. В конце ХХ в. огромной популярностью пользовались художественные произведения, затрагивавшие проблему ума. Самое яркое из них – роман У. Прума «Форрест Гамп», более известный у нас в виде блестящей экранизаций с Томом Хэнксом в главной роли. Развитие сюжета строится на том, как простота в общении и непринужденность поведения олигофрена помогают ему добраться до определенных вершин: он становится национальным героем, и к тому же сказочно богатым.


ТОТ, КТО ИЗМЕРИЛ ИНТЕЛЛЕКТ

Ханс Юрген Айзенк - это тот человек, причем единственный в целом свете, который на провокационный вопрос «А какой у вас IQ?» мог без церемоний ответить: «Несомненно, высокий. Потому что это я его изобрел». Профессор никогда в жизни не страдал излишней скромностью. Резко отзывался о работах Зигмунда Фрейда и самого института психоанализа. Ему доставляло огромное удовольствие перечить общественному мнению. Айзенку никогда не нравились идеи фашизма, но часто из его уст раздавались тезисы, которые можно было назвать близкими к мировоззрению национал-социалистов. Среди них теория о расовых различиях и о том, как они влияют на уровень интеллекта. Даже онкологов он ухитрился восстановить против себя: взял и написал несколько статей, в которых смело опровергнул высказывания о связях между курением и раковыми опухолями.

Психологом Ханс Юрген Айзенк стал по воле случая. Появился на свет он в 1916 г., в Германии. Вся семья была связана с искусством: бабушка его пела в оперном театре, мать – известная актриса немого кино, отец – знаменитый конферансье. Но у Ханса Юргена при всем при этом особого пристрастия к миру искусства не наблюдалось. Его прельщали занятия физикой. После завершения учебы в реальной гимназии он предполагал продолжать образование в Берлинском университете на отделении физики.


АЙЗЕНК ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ

В те времена часто можно было слышать разговоры о том, что интеллект – это что-то несуществующее, а значит, любые попытки его измерить будут бесплодны. Айзенк считал, что авторы этих высказываний совсем не разбираются в самой природе науки. Он всегда оговаривался, что совершенно не пытается материализовать интеллект. Айзенк никогда не утверждал, что интеллект существует наподобие тех предметов и объектов, которые окружают человека. Интеллект – научное представление. Человечеству известны так же определения гравитации, эфира, электричества, радиоволн. Человечеством понятия были придуманы для того, чтобы каким-то образом упорядочить нескончаемую вереницу будничных событий. А в Германии в то время у власти был Гитлер. Айзенк не принимал постулатов фашизма, но и к демократам не примыкал. Он не боялся высказывать свою точку зрения, никогда не скрывал своих позиций. Не всем это понравилось, и поэтому двери в высшие учебные заведения были для него закрыты.

Известно, что отчим Айзенка был евреем. Поэтому семье довелось поездить по Европе в качестве эмигрантов. Вначале они попали во Францию. В этой стране у молодого человека появилась возможность изучать французскую литературу и искусство. Но вскоре семья перебралась в Англию. На первых порах Айзенкам там было очень неуютно.

Молодой Ханс Юрген пробовал себя в качестве репетитора и одновременно готовился к сдаче вступительных экзаменов на физический факультет Лондонского университета. Испытания он выдержал блестяще. Но, вероятно, что-то напутал: сдал абсолютно другие предметы. Заметим, что в высших учебных заведениях Германии были свои определенные условия для зачисления, а с британскими обычаями Айзенк просто не был знаком.

В результате студентом физического факультета он не стал, но возникла компромиссная версия – факультет психологии. Чтобы не терять еще год, отчаявшийся молодой человек решил: «Психология, говорят, тоже увлекательная штука».

Истории осталось неизвестно, какого ученого лишилась физика. А вот психологии достался один из самых талантливых ее исследователей. Это можно назвать первой случайностью.

Точно так же, по воле случая или вполне закономерно, Айзенк стал студентом психологического отделения, которым руководил профессор К Берт. Этот известный ученый занимался психометрическими исследованиями.

Одну из своих первых дипломных работ Айзенк написал вместе с учителем. В ней он сопоставил два существовавших в то время способа исследования умственных способностей. Молодой человек доказывал, что они друг другу не противоречат. Много позднее весь научный мир согласился с его доводами. И в настоящее время этими постулатами руководствуются многие ученые мужи.

Прошло время, и Айзенк заработал степень бакалавра. Он был также известен как лучший студент своего курса. В возрасте 24 лет ему присваивают звание доктора психологии. Лондонский университет окончен. Молодого ученого пригласили продолжить исследовательскую работу в лазарет им. Г. Модсли. Прошло 6 лет, и Ханс Юрген Айзенк стал во главе образованного при госпитале Института психиатрии. Объект его исследований - клиническая психология. Молодой специалист занят реабилитацией покалеченных на поле брани бойцов. На этих же солдатах он ставит эксперименты, которые могут помочь при выявлении признаков болезней психики.

Как раз в этот период была заложена основа для будущего открытия Айзенка, которое он называл «Трехфакторная теория личности» (триада личностных свойств – экстраверсия – интроверсия, невротизм ипсихотизм – хорошо знакома психологам). Айзенк организует множество разнообразных исследований. Он сотрудничает с экспертами из разных областей. В результате Айзенк находит доказательства влияния определенных факторов на развитие преступного поведения и возникновение психических заболеваний. Он доказал, что некоторые факторы влияют на выбор профессии и определяют предрасположенность к несчастным случаям.

Опираясь на трехфакторную теорию личности, молодой ученый в дальнейшем разработал собственную психодиагностическую технологию – «Manual of the Eysenck Personality Inventory». Айзенк постоянно говорил о том, что исследования он начал из-за несовершенства психиатрических диагнозов, которые существовали в то время.


КОЭФФИЦИЕНТ УСПЕХА

Айзенк уделял внимание всему интересовался и клинической психологией, и поведенческой (бихевистской) терапией, проявлял интерес к измерению личности.

Прославился Айзенк составлением тестов, направленных на измерение уровня коэффициента интеллекта – IQ.

Появление термина «IQ» – «коэффициент интеллекта» - заслуга Айзенка.

Когда Айзенка спросили, у какого человека больше шансов на выздоровление, он дал очень простой ответ. Оказывается, чаще выздоравливают те больные, которые не идут на поводу у своих болячек. Хуже тем, кто ведет себя пассивно.

Поразительно, но это те самые скандалисты, которые могут довести лечащего врача до состояния белого каления. Айзенк называл таких людей «суетливыми психопатами». «Симпатичные люди» с приличным поведением, по его словам, умирают чаще.

Уже к началу 1960-х гг. к аббревиатуре «IQ» пришла популярность. Коэффициент интеллекта находили и просто из интереса, и для того, чтобы взять сотрудника на службу. А сам ученый тоже стал персоной, популярной во всех слоях общества. Айзенка стали приглашать читать лекции в аудиториях самых престижных учебных заведений. В то время Айзенка считали хорошо обеспеченным человеком.

А Айзенк, несмотря ни на что, продолжал заниматься научными исследованиями. И как всегда, больше всего его привлекали природа интеллекта, а также индивидуальные отличия людей. Как раз вышеперечисленным проблемам он отдает предпочтение в большинстве своих работ. Айзенком был создан журнал «Личность и индивидуальные различия», а вслед за тем и Международное общество по изучению индивидуальных различий (ISSID).

Айзенк был человеком, который занимал необыкновенно активную жизненную позицию. Его внимание привлекли отдельные вопросы терапевтической работы с онкологическими больными. Результатом этой работы стало появление профессионального журнала «Поведенческие исследования и терапия». Там печатались труды, где обсуждались подобные вопросы.

И все же многие его не понимали. Ведь Айзенк без церемоний обращался с популярными в то время доктринами. В частности, он открыто высмеивал любимца публики того времени – Зигмунда Фрейда. Айзенк называл труды Фрейда художественной литературой. Неспроста, дескать, венский профессор стал обладателем премии имени Гете. Айзенк вообще полагал, что разговоры на кушетке (психотерапия) – поистине бесполезная трата времени. Приведем несколько методов врачевания по Айзенку: «Вот пришел ко мне один больной с половым расстройством. Я порекомендовал ему посмотреть один фильм – и все у него прошло. Больные с неврозами выздоравливают сами по себе».

Следующий метод носит название «Лечение отвращением»: пациенту назначается электрошок и лекарства, которые вызывают удушье. Поразительно, но перед перспективой пыток болезнь отступала намного быстрее, чем при разговорах о снах и психологических потрясениях раннего детства уютно устроившись на диванчике.

Но такие способы лечения повергали коллег-психологов в шок.


А что же Айзенк?

Совершенно не терзаясь комплексом вины, который был обязательным для каждого немца после войны, Айзенк энергично берется за исследования расовых различий. Ему пришло в голову выяснить их влияние на умственные способности. Ученого постоянно интересовало, почему люди отличаются друг от друга. Айзенк говорил о том, что умственные способности находятся в прямой зависимости от генетической наследственности. А рассматривая расовые отличия, Айзенк в 1970-е гг. представил следующие факты: «В среднем IQ у черной расы на 15 пунктов ниже, чем у белой». Полученные цифры он объяснял специфическими свойствами генетического кода каждого организма.

Разумеется, к Айзенку немедленно приклеили ярлык фашиста и расиста. Много раз чтения лекций ученого заканчивались скандалами: Айзенка забрасывали тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. Выступление в Сорбонне закончилось плачевно: слушатели снесли кафедру, а шестидесятилетнему профессору разбили очки и расквасили нос.

Ханс и Сиббила Айзенк разработали тест «ОПРОСНИК PEN». Наиболее популярен опросник EPI, предложенный автороми в 1963 г.

В тесте 101 вопрос, на которые испытуемые должны ответить «да» либо «нет» (в бланке для ответов проставить соответственные знаки «+» или «–»).


Тестовый материал опросника

1. У Вас много различных хобби.

2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать.

3. У Вас часто бывают спады и подъемы настроения.

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек.

5. Вы разговорчивый человек.

6. Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги.

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин.

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше того, что вам полагалось.

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь.

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком.

11. Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились.

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать и говорить.

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень неудобно.

14. Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом.

15. Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании.

16. Вы раздражительны.

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем были виноваты вы сами.

18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми.

19. Вы верите в пользу страхования.

20. Легко ли Вас обидеть.

21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны.

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе.

23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики).

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело.

25. Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица.

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе.

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите.

28. Вас часто беспокоит чувство вины.

29. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь.

30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми.

31. У Вас есть явные враги.

32. Вы назвали бы себя нервным человеком.

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому.

34. У Вас много друзей.

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда действительно могут причинить людям боль.

36. Вы беспокойный человек.

37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали.

38. Вы считаете себя беззаботным человеком.

39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность.

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились.

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь.

42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве.

43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами.

44. У Вас часто нервы бывают натянуты до предела.

45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины.

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей.

47. Считаете ли Вы, что брак старомоден и его следует отменить.

48. Вы иногда чувствуете жалость к себе.

49. Вы иногда много хвастаетесь.

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию.

51. Раздражают ли вас осторожные водители.

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье.

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке.

54. Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям.

55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус.

56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение.

57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве.

58. Вам нравится общаться с людьми.

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе.

60. Вы страдаете от бессонницы.

61. Вы всегда моете руки перед едой.

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман.

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока.

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины.

65. Вы когда-нибудь плутовали в игре.

66. Вам нравится работа, требующая быстрых действий.

67. Ваша мать хороший человек (была хорошим человеком).

68. Часто ли вам кажется, что жизнь ужасно скучна.

69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях.

70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время.

71. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас.

72. Вас очень заботит ваша внешность.

73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми.

74. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечивать свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь.

75. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть.

76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что Вас никогда не смогут уличить в этом.

77. Вы можете внести оживление в компанию.

78. Вы стараетесь не грубить людям.

79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза.

80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему.

81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда.

82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека.

83. Вас беспокоили ваши нервы.

84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами.

85. Вы легко теряете друзей по своей вине.

86. Вы часто испытываете чувство одиночества.

87. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом.

88. Нравится ли Вам иногда дразнить животных.

89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы.

90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы вам слишком скучной.

91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу.

92. Вам нравятся суета и оживление вокруг Вас.

93. Вы хотите, чтобы люди боялись Вас.

94. Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы.

95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня.

96. Считают ли Вас живым и веселым человеком.

97. Часто ли Вам говорят неправду.

98. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам.

99. Вы всегда готовы признать свои ошибки.

100. Вам когда-нибудь бывало жалко животное, которое попало в капкан.

101. Трудно ли Вам заполнять анкету.

При обработке опросника подсчитывается количество совпавших с «ключевыми» ответов испытуемого.


Ключ к тесту

1. ШКАЛА ПСИХОТИЗМА

Ответы «нет» («–»): №2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100.

Ответы «да» («+»): №14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97.


2. ШКАЛА ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ

Ответы «нет» («–»): №22, 30, 46, 84.

Ответы «да» («+»): №1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 66, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96.


3. ШКАЛА НЕЙТРОТИЗМА

Ответы «да» («+»): №3, 7, 12, 16, 2, 24, 28, 32, 36, 4, 44, 48, 52, 56, 72, 75, 79, 83, 89, 94, 98.


4. ШКАЛА ИСКРЕННОСТИ

Ответы «нет» («–»): №4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 65, 69, 76, 80, 82, 91, 95.

Ответы «да» («+»): №13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Высокие оценки экстраверсия-интроверсия соответствуют экстравертированному типу низкие – интровертированному. Средний показатель – 7-15 баллов.

Высокие показатели невротизма говорят о психической неустойчивости. Средние показатели – 8-16 баллов.

Высокие оценки психотизма говорят о высокой конфликтности. Средние значения – 5 – 12 баллов.

Если показатели искренности превышает 10, то результаты обследования неправдивые. Отвечающему на вопросы следует давать ответы более точные.


О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ

Айзенк, наверное, не мог обходиться без скандалов. Еще в 1970-е гг. психолог издал труд, где приводил доказательства того, что никотиновая зависимость не влияет на развитие рака: «Курение и рак легких одновременно являются симптомами одного и того же расстройства личности, возможно генетического происхождения. Раком болеют не от сигарет и не от дурной жизни. Дело в другом. Тип личности, склонной к заболеванию раком, характеризуется неспособностью выражать эмоции, ощущениями безнадежности, беспомощности и депрессиями, а также неправильными реакциями на стрессы. Тип личности, склонной к заболеванию сосудов сердца, в большинстве случаев характеризуется злобой, агрессивностью и враждебностью».

Но в то время ученые полагали, что курение и рак прямо связаны между собой: рак является следствием курения. Эта статья была переведена на разные языки, а ее публикация вызвала ожесточенную полемику. И снова, по прошествии 20 лет, Айзенк привлек к себе внимание общественности, представив на всеобщее обсуждение результаты исследования, которое спонсировала крупная табачная корпорация: никотин безвреден, а тем, кто испытывает приступы ярости, постоянно впадает в депрессию и вечно всего боится, онкологические заболевания обеспечены.

Профессор Айзенк скончался в 1997 г. в возрасте 81 года. Причина смерти – опухоль головного мозга. Что примечательно, сам профессор никогда не выкурил ни одной сигареты.


Первые измерения интеллекта относятся к началу прошлого века. Тогда считалось, что интеллект человека закрепляется с момента зачатия на всю жизнь. Сейчас мы знаем, что он развивается в зависимости от обстоятельств. Один и тот же человек может дать разные показатели сегодня и неделю спустя. К тому же разные тесты дают разные значения IQ у одного и того же человека.

Что такое коэффициент интеллекта (IQ)?

Ребенок выполняет задания теста и получает оценку в баллах. Это количество баллов называется умственным возрастом. Его делят на хронологический возраст ребенка (то есть на число лет) и умножают на сто (чтобы получилось целое число). "Средний" ребенок набирает около 103 единиц. 60 процентов детей имеют показатель интеллекта от 90 до 110 единиц. Примерно 10 процентов детей имеют IQ выше 120-ти, и их относят к категории "умных". Если значение IQ - от 135 до 170-ти, то мы имеем дело не просто с "умным", а с одаренным ребенком.

Но стоит помнить, что тесты оценивают способности ребенка лишь на данный момент. IQ показывает, насколько он успешно усваивал знания и насколько хорошо воспроизвел их при тестировании. Например, если ребенок плохо себя чувствовал или не был заинтересован в результатах, показатели будут ниже.

Не секрет, что измерение интеллекта - не российское изобретение. Западные исследователи установили, что IQ зависит не только от состояния и настроения ребенка в момент тестирования. Дети обеспеченных родителей в среднем всегда показывали более высокие результаты, чем дети из семей так называемых "низших" классов. Но не потому, что они от природы "умнее". Просто у них другие обстоятельства развития. Дома другой уровень речевого общения, достаточно предметов для игры и познания, родители ориентируют ребенка на получение знаний. Многие интеллектуальные тесты предъявляют высокие требования к общей осведомленности ребенка. Понятно, что осведомленность зависит не только (и не столько) от природных задатков ребенка, сколько от условий его жизни и воспитания, интересов и т. д.

Могут ли родители повысить IQ ребенка?

Да, особенно если возьмутся за это как можно раньше. Наивысший темп развития ребенка отмечается в возрасте от года до двух лет. Но и потом в его жизни будут так называемые "сензитивные" периоды. В эти промежутки темп развития опять нарастает. Один такой период - около четырех лет, другой - в промежутке от четырех до восьми лет. Время возникновения и границы периодов индивидуальны. При этом стоит помнить, что интеллектуальное развитие малыша должно быть только частью его общего гармоничного развития. А способы развития - адекватными возрасту.

Измерение интеллекта давно стало частью американского образа жизни. Тесты на определение IQ используются при поступлении в определенные школы и университеты, при приеме в армию и на работу.

Но параллельно много лет подряд ведутся споры о правомерности такого подхода. Американский исследователь Р. Стернберг выступает против существующих процедур тестирования интеллекта. Однако не призывает к полному от него отказу. Он только указывает на ограниченность существующих тестов и на необходимость дополнять их другими испытаниями. Стернберг считает, что интеллект не исчерпывается аналитическими способностями, которые измеряются традиционными тестами на IQ. Важные компоненты ума - творческие способности и так называемый практический интеллект ("житейский ум"). Если хотя бы одна из этих сторон хорошо выражена - человека можно считать умным.

Есть и другие модели структуры интеллекта. Одна из таких моделей включает так называемый "двигательный" интеллект. Возьмем двух школьников одного и того же возраста. Один из них показывает высокие академические успехи при соответственно высоком значении IQ. Другой не усваивает элементарных основ математики и родного языка, общая оценка интеллекта ближе к нижней границе возрастной нормы. При этом второй может быть высоко одарен двигательно, хотя адекватных способов измерения этой стороны интеллекта пока не изобрели.

Можно ли на основании IQ предсказать будущие успехи ребенка?

Если речь идет об успеваемости в школе и в вузе, то да. Но ведь почти то же самое можно предсказать, просто зная семью ребенка. А вот дальнейших жизненных успехов сам по себе высокий коэффициент интеллекта еще не гарантирует. Только некоторые из людей с высоким IQ преуспевают в жизни. В то же время многие люди с более "низким" интеллектом смогли добиться исключительных успехов, нередко при этом обходясь и без высшего образования.

В последнее время американские психологи говорят еще об одном факторе жизненного успеха. Это так называемый EQ - коэффициент эмоциональности. Он выражает способность человека адекватно проявлять свои эмоции в различных ситуациях.

Кто может производить измерение интеллекта у ребенка?

Это должен делать компетентный, достаточно опытный детский психолог на основании современных вариантов интеллектуальных тестов. Самый распространенный тест для диагностики интеллекта у нас в стране - тест Д. Векслера. Он используется и в школьной практике, чаще всего для помощи ребенку в выборе программы обучения, соответствующей его интеллектуальным возможностям. Школьнику не должно быть ни слишком сложно, ни слишком легко учиться. В первом случае он находится в постоянном напряжении и утрачивает веру в свои силы. Во втором - теряет интерес к учению. Значит, иногда определение способностей и возможностей ребенка просто необходимо.

Во многих школах сейчас есть свои психологи. Они смогут не только измерить интеллект ребенка, но и понаблюдать его в привычных условиях учебы, проследить за динамикой его развития. То есть исключить ошибки, возникающие при кратковременном знакомстве с вашим ребенком. В ряде случаев результаты тестирования помогают педагогу лучше узнать и понять своих учеников, что-то изменить в своей работе.

Помните: без вашего желания и согласия никто не имеет права подвергнуть вашего сына или дочь каким-либо психодиагностическим процедурам. Или, если вы дали согласие на тестирование, сообщать его результаты кому бы то ни было без вашего разрешения. Если такое произошло, вы вправе требовать объяснений и защиты прав ребенка.

Можно ли предварительной тренировкой улучшить результаты тестирования?

Американские авторы Г. Вильсон и Д. Гриллз утверждают, что тренировка способна повысить результаты на 8 пунктов. Даже такое не очень значительное повышение может сыграть свою роль при поступлении в определенную школу, университет или на желаемую работу. Родители, на взгляд Вильсона и Гриллз, "просто обязаны обеспечить своим детям знакомство с вопросами того типа, что используются в IQ-тестах".

Дело не только в практической пользе. Нередко выполнение интеллектуальных тестов доставляет детям позитивные эмоции, в ряде случаев может скорректировать их самооценку, повысить уверенность в себе.

Признанный знаток в данной области английский психолог Г. Дж. Айзенк пишет: "...Удивительно, но большинство из тех, кто прошел тест [на IQ], получили положительные эмоции от такого эксперимента: видимо, как наше тело получает удовольствие от игры в мяч, так и наш ум способен наслаждаться, решая головоломку или показывая высокий уровень достигнутого знания".

Существуют специально изданные сборники тестов, которые родители могут использовать в домашних занятиях с ребенком. Они помогут в тренировке интеллектуальных способностей, в "оттачивании ума" ребенка или подростка. Точную оценку уровня интеллектуального развития вашего сына или дочери лучше поручить специалисту - детскому психологу.

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.