Наверняка, Вы слышали выражение. «Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Так вот, как только мы научимся этому, восстанавливать свою жизненную энергию и жизненые силы нам станет гораздо проще. Да вот беда – не очень у нас это хорошо получается.

Изменить свое отношение к чему-то? Расстаться со своими кровными убеждениями, к которым мы так привыкли? Которые стали нам такими родными?

Ну и что, что они портят нам жизнь! Ну и что, что они не дают нам двигаться вперед и развиваться! Никогда и ни за что!!!

Вот так и живем. Как говорится, ни шагу назад.

Поэтому давайте просто поговорим об этом, не взирая… Будем ли мы прикладывать усилия к изменению себя, любимого, или нет, поговорить же на эту тему нам никто не мешает, не так ли?

Для начала предлагаю подумать, что лично для вас связано с понятием «стресс». Ведь врага надо знать в лицо, чтобы выработать стратегию, уменьшающую его влияние.

Итак, от слов к делу.

Упражнение первое.

Возьмите лист бумаги и запишите, какие ассоциации возникают у Вас при слове «стресс». Да, прямо так и пишите: «Стресс для меня – это…».
Возможно, это будут болезни, ссоры, потери и т.д. Не сдерживайте себя, выплесните на бумагу всё, что накопилось.

Хватило ли Вам одного листа? Если нет, не стесняйтесь, берите второй лист. Выговоритесь, наконец-то, хотя бы на бумаге.

А теперь упражнение второе.

Вряд ли оно будет легким. Вам предстоит вспомнить и зафиксировать на бумаге все неприятные ситуации, случившиеся с вами за последние три месяца. Если по ходу дела захочется поплакать – поплачьте, но не увлекайтесь. Не позволяйте волнам обиды и злости захлестнуть вас.

Ну, как, получилось? Надеюсь, что пунктов в Вашем списке не так уж и много.

Думаю, что эти два упражнения в очередной раз подтвердили, что стрессы сопровождаются негативными переживаниями.

Однако по своей природе стресс не деструктивен. Парадокс? Отнюдь. Давайте разбираться.

Стресс – это всего лишь реакция адаптации, то есть приспособления, нашего организма к внешнему давлению (подробнее об этом читайте в моих статьях и другие).

Создатель учения о стрессе Ганс Селье разделил стрессовую реакцию на 3 фазы: первая фаза - реакция тревоги; вторая - фаза сопротивления; третья - фаза истощения. Для нас очень важно не довести себя до третьей фазы – фазы истощения.

Интересно то, что стресс может быть вызван как очень большим давлением, так и слишком маленьким. Нехватка стимулов может привести к апатии, скуке, безделью, потере жизненных ориентиров, что тоже приводит к стрессу.

Это очень хорошо демонстрирует крайне интересный эксперимент с мышами под названием «Вселенная-25», который был проведен в далеком 1972 году.

В этом опыте для 4-х пар мышей были созданы буквально райские условия жизни. Мыши благополучно размножались, все их инстинкты были в норме и, казалось бы, что так будет вечно. Но не тут-то было. В один прекрасный момент мышиный рай стал превращаться в мышиный ад. И это не смотря на то, что животным не приходилось сражаться за пищу.

Рост популяции стал значительно уменьшаться, даже начали меняться инстинкты животных. Обнаружилось разделение внутри сообщества.

Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, и они часто становились жертвами агрессии со стороны более старших особей. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле.

Появились особи, которые не желали жить в социуме и уходили в отдельные норки, находящиеся вдалеке от остального сообщества, а также много агрессивных самок, убивавших даже своих детенышей.

Выделилась еще одна социальная группа мышей, которые отказывались от детородной функции, а занимались только собой – чисткой шкурки, сном и едой. Эти мыши были отнесены исследователями к разряду «красивые».

В результате грызуны стали стремительно умирать. И вот через 1700 дней умерла последняя мышь.

Когда новому поколению мышей не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», возникло противостояние взрослых и молодых особей. В этих условиях появились мыши, способные только к простейшему поведению. Отказ от сложных поведенческих паттернов Кэлхун называет «первой смертью» или «смертью духа».

После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».

Человек в этом смысле не слишком сильно отличается от животного. И ему также нужно внешнее давление, которое является стимулом к действию. Но все дело в балансе между слишком низким и слишком высоким уровнем внешнего давления. Именно при его нарушении стресс наносит урон нашему организму. Это происходит тогда, когда приходится затрачивать чрезмерные усилия на борьбу с оказываемым давлением. Если же равновесие соблюдается, мы не только не теряем Жизненную энергию, но и испытываем ее прилив.

В качестве примера рассмотрим ситуацию на работе. Если ставить перед работником недостижимые цели в очень короткие сроки, то он «выгорает» и утрачивает мотивацию. А при полном отсутствии дедлайнов ему становится неинтересно и скучно. Лучший результат в работе будет, если есть не очень жесткие временные рамки и достаточная заинтересованность в достижении цели.

Ганс Селье сказал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс». От этого нам никогда не уйти. Именно поэтому необходимо знать свой физический и психический потенциал, чтобы любую ситуацию обратить себе на пользу. Тогда можно преобразовать встряску в мотивирующую силу, обрести уверенность в себе перед лицом любых испытаний. Сегодня это особенно актуально.

Предлагаю всем нам хотя бы задуматься над этим.

Для начала еще раз давайте проанализируем результаты, полученные при выполнении двух упражнений.
Затем подумаем над нашими текущими жизненными ситуациями. Вспомним, какие из них вызывают перенапряжение, а, значит, стресс, а какие расслабляют.
Для той ситуации, которая нас расслабляет, может быть, даже стоит придумать дедлайн, то есть поставить себе временные рамки на решение конкретной задачи. Конечно, это возможно только при создании определенных условий, которые будут способствовать созданию этого дедлайна. Хотя бы для того, чтобы посмотреть, а что же из этого выйдет. Ведь интересно же!

Вот такое мое предложение для вас, дорогие читатели. Пока на самостоятельную проработку.

Кстати, я тоже этим обязательно займусь. Ведь некоторые идеи у меня появились как раз во время написания этой статьи, и я их еще не успела опробовать.

Вас заинтересовала статья? Тогда подпишитесь на новые статьи по этой теме!

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.

Очередная бредовая идея, к несчастью ассоциируемая с психологами, звучит так «Не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней ». Якобы психологи так говорят и более того, сильно помогают всем это сделать.

Это верно с точностью до наоборот! И вот почему.

Дело в том, что психологам не нужно этого делать, за них это уже сделали сами клиенты, собственно именно поэтому им и пришлось обратиться к психологу, именно поэтому они страдают и мучаются и переживают то, что называется неврозом.

Рассмотрим на примере. Человек переживает тяжелую жизненную ситуацию - развод, увольнение, конфликт с близким человеком. Нормальными реакциями на такие ситуации может быть - грусть, злость, печаль, тоска, боль, одиночество и т.д.

Но человеку не удается прожить эти чувства. Может быть потому, что они слишком сильные и тяжелые и нет никого кто мог бы поддержать его в их проживании, может быть потому, что человеку в детстве запретили их чувствовать («не злись», «как тебе не стыдно расстраиваться, - вон посмотри на … ему то в тысячу раз хуже»).

И тогда человек делает именно то, что якобы советуют психологи, - не имея возможности изменить ситуацию, он меняет свое отношение к ней. Например, начинает подавлять свою злость или убеждать себя, что уже совсем забыл о близком друге или… далее в том же духе.

На самом деле, конечно же, отношение не меняется, оно только маскируется, прячется, подавляется, а реальное переживание, настоящая боль уходит вглубь и превращается в болезнь, - психологическую, иногда в психосоматическую.

Вторая часть марлезонского балета - «не можешь изменить ситуацию… ». В жизни куча ситуаций, которые изменить нельзя. Это правда! Иногда это сложно принять, но ничего уж тут не попишешь…

Но часто, когда спрашиваешь человека, а что же за ситуации он имеет в виду, когда произносит сокровенное «не можешь изменить ситуацию…», то ответ бывает удивительным. «Я должен изменить отношение к начальнику, который на меня орет», «я должен терпеть эту женщину ведь она моя жена», «я не могу ничего ответить ей, - она ведь моя мама!» и т.д.

Оказывается - начальник, жена и мама стоят для этого человека в одном ряду с такими необратимыми и незыблемыми данностями как смерть или смена времен года. В этом случае работают так называемые интроекты, то есть некие социальные и\или семейные стереотипы, которые не осознаются человеком, но сильно влияют на сферу того, что он может позволить себе поменять.

Эти интроекты могут быть, например такими - «мать это святое», «женщин обижать нельзя», «деньги должны доставаться тяжелым трудом, (желательно с кровью и потом)» и т.д.

В стародавние времена на одной скале в Тибете кто-то высек надпись: “Научились ли вы радоваться трудностям? ”. Давайте посмотрим, как можно обратить себе на пользу этот мудрый принцип.
Некоторые люди не замечают, что сами являются источником собственных проблем. В их головах господствуют идеи такого сорта: “у меня ничего не получится ”, “я не смогу” , “это невозможно ”, “я, наверно, уродился таким неуверенным ” и прочие. Конечно, такие негативные установки имеют причину, но они не имеют разумного основания, потому что, во-первых, никто не знает наверняка, что у нас получится, а что нет и где предел наших возможностей. Во-вторых, упаднические мысли формируют пораженческий настрой. У человека с таким настроем действительно ничего не получится, т.к. негативное мышление подавляет его потенциал.

Мы же с вами говорим о позитивном мышлении, которое раскрывает наши потенциальные возможности.
Всё, что угодно в этом мире с разных точек зрения может иметь и плюсы, и минусы. Мир и так задает нам много вопросов, которые надо решать, и если мы вдобавок еще будем мотать себе нервы, то будем сами себе создавать дополнительные проблемы. Лучше быть себе другом, а не врагом . Для этого надо уметь смотреть на мир позитивно. В мире нет проблем, а существуют события. Или вопросы, которые следует решать . Вместо того, чтобы в событиях видеть одни лишь минусы и отдаваться своим привычным расстройствам, полезней к ним относиться философски — воспринимать их, как должное. А также замечать в них плюсы.

Если водитель не вписался в поворот и разбил автомобиль, то обычно он тут же придает событию статус проблемы — концентрируется на минусах и размышляет примерно так: “как всё ужасно! Несколько лет копил на машину — и вот тебе раз, — одним махом вдребезги! Мало того, что свою разбил, так еще и за чужую платить придется! Говорила мама мне, дураку, что надо застраховать машину и не надо лихачить!” и так далее. Человек занимается самобичеванием. Является ли такой подход к делу разумным? Ясно, что такой подход попросту глуп, т.к. он не решает вопрос, а убивает нервы и портит здоровье (как говорится, все болезни от нервов).

Тем не менее, именно таким глупостям люди отдаются регулярно. Причем, добровольно. Как говорил мой друг Михайло Ломоносов , сначала вобьют себе в голову хрень, а потом жалуются, что голова раскалывается .

В данной ситуации умней поступит тот, который сумеет преодолеть свою естественную склонность к огорчению, посмотрит на событие с другой стороны и скажет себе: “ну что ж, надо решать проблему. А вообще-то, можно ли эту ситуацию назвать проблемой? Назову-ка ее лучше вопросом, который надо решить. Она (т.е., ситуация) делает меня сильней. Потеря материальных благ — это вообще-то ерунда. Главное, что обошлось без жертв, инвалидов и сам оказался невредим. Я получил полезный урок. Именно такие уроки делают меня более опытным и прозорливым, и теперь я застрахован от скользких поворотов”. Можно в данной ситуации заметить и другие плюсы, например: не надо будет раскошеливаться на зимние шины, назрел повод купить новый автомобиль, а заодно сменить диванные пролежни на мышечный тонус, ведь появился стимул, чтобы активней шевелиться и т.д.

Именно умение смотреть на мир позитивно и действовать активно, вместо того, чтобы тратить силы в изнурительном плавании по болоту собственных огорчений, отличает победителей от аутсайдеров .

Умейте смотреть на мир позитивно . Хоть мир не всегда нас гладит, иногда шлепает, но и в подзатыльнике можно заметить полезную встряску. На худой конец, массаж головы. Во всяких минусах есть плюсы. Развод можно считать обретением свободы или необходимым шагом навстречу новому счастью (уверяю вас, что на свете есть много более достойных людей, чем бывшая вторая половина). Даже самый утомительный разговор может оказаться продуктивной беседой, а кризис — благоприятной возможностью. Если вы получили двойку на экзамене, то это повод набраться знаний, коих, как известно, много не бывает (между прочим, строгие и принципиальные преподаватели, которые заставляют студентов тщательно изучать науку, как правило, делают их более образованными, в отличие от добродушных лояльных педагогов, потакающих разгильдяйству). Ну, а если вас уволили с работы, то это явный признак того, что пора вам подниматься на более высокий уровень достатка — организовать собственное дело и давать работу другим людям.

Есть такое полезное правило жизни: не можешь изменить ситуацию, — измени отношение к ней . Как сказал Вольтер, “утешение можно найти и на турецких галерах” (на которых гребцов эксплуатировали столь нещадно, что они не выдерживали больше трех месяцев каторги и покидали этот лучший из миров).

Если с нами произошел нежелательный случай — аврал, потоп, девятый вал — то было бы глупо заниматься еще и самоедством, сокрушая свою нервную систему. Ведь дурное настроение прожорливо . Оно, как черная дыра, поглощает наши силы. Получается замкнутый круг: нежелательный случай вызывает огорчение, которое высасывает жизненную энергию, что вызывает еще больше огорчения, приводящего к язве желудка, которая, в свою очередь, огорчает еще больше и т.д. Чтобы разорвать этот порочный круг, надо справиться со своей естественной негативной реакцией на ранней стадии. Для этого сначала надо расслабиться — выспаться, послушать Бетховена, ну или хотя бы выпить бокал хорошего вина — кому, что ближе. Затем, когда эмоции отойдут, следует обратиться к разуму. Разум нам ответит, что всё в этом мире — пустяки, по сравнению с вечностью. Тогда вместо привычной нервотрепки мы сможем воспринять событие, как должное. А затем появится повод сконцентрироваться на положительной стороне события и сделать полезные выводы. Таким образом, даже самые скверные происшествия могут показаться нам забавными.

А если мы хоть чуть-чуть научимся радоваться трудностям, к чему нас призывает из глубины веков тибетская надпись на скале, тогда черная дыра внутри нас превратится в звезду, энергия которой обратит в пепел любые проблемы.

Какой бы не вырисовывалась линия жизни, периодически у каждого человека возникают ситуации, которые способны вызывать сильные негативные эмоции. На их фоне человеку становится довольно трудно переключиться на привычный образ жизни, так как мысли о негативной ситуации перекрывают все остальные. Как изменить свое отношение к ситуации? Как справиться с собственными эмоциями и продолжить вести привычный образ жизни?

Стоит понимать одну простую вещь: любое происходящее событие не несет в себе ни положительной стороны, ни отрицательной. Только мы сами способны придать ей ту или иную сторону. Но как изменить свое отношение к ситуации, что сделать, чтобы извлечь пользу для себя? Именно об этом и пойдет дальше речь в статье.

Какая бы ситуация в жизни не возникла, к ней стоит подходить с философской позиции. Не нужно кидаться из огня в очередное пекло. Произошла негативная ситуация, сядьте, остыньте. При этом желательно уйти от всех и уединиться, только наедине с самим собой вы сможете сделать независимые выводы.

Если после уединения не получается успокоиться и придти к состоянию равновесия, то попробуйте включить спокойную расслабляющую музыку, посетите прохладный душ, вода между прочим очень хорошо помогает смыть весь взвалившийся негатив. Постарайтесь думать о чем-нибудь хорошем. Попробуйте поспать, если, конечно, это возможно.

После того, как вам удастся придти относительному спокойствию, эмоции стихнут, необходимо вспомнить все произошедшее, но при этом необходимо поставить себя в роль наблюдателя.

Как будто вы смотрите кино или слушаете чей-то рассказ, без своего участия. Не зря же говорят, что со стороны виднее. Поставив себя именно в эту позицию, вы сможете рассудительно сделать необходимые выводы.

Далее чтобы изменить отношение к ситуации, запишите плюсы в любой произошедшей ранее стрессовой ситуации, укажите, какие уроки тогда вы вынесли, каковы были ее последствия и как они отличались от первоначальных ожиданий. Затем опишите нынешнюю ситуацию. Продумайте, какие неожиданные бонусы или уроки она может принести.

Стоит выбрать для себя одну важную позицию и придерживаться к ней в течение всей жизни. Позиция заключается в следующем: все, что не делается, направлено на то, чтобы сделать нас сильнее.

Вне зависимости от сложившейся ситуации, не стоит искать виноватых, а еще хуже того – винить себя, стоит подойти в ситуации с другой стороны и найти положительные моменты.

Ища постоянно отрицательные стороны в любой ситуации, вы сами того не подозревая, притягиваете к себе негатив. Так, что будьте разумны и подходите к любой ситуации с философским настроем.

Поощряйте себя

Самым действенным способом будет вариант со стимулированием соей нервной системы бонусами. К примеру, если Вы пообещаете себе после трудного разговора с начальником не расстраиваться, не тратить свои нервные клетки и просто воспринять ситуацию такой, какая она есть, это будет Ваша первая победа.

За победу в любом роде занятий должен полагаться приз. Значит, стоит побаловать себя любимым десертом в кафе, купить себе новую блузку, которая идеально будет соответствовать всем строгим требованиям дресс-кода или просто позволить себе отдохнуть утром чуть дольше, чем обычно.

Решайте проблемы

Если Ваши переживания связаны с семейными и личными проблемами, постарайтесь их решить по порядку. Чтобы изменить отношение к ситуации, составьте самостоятельно список, в котором Вы напишете суть проблемы и ее варианты решения. Затем путем анализа выберете самый лучший из всех возможных вариантов и воплотите его в жизнь.

Если трудно решить вопрос в один подход, детально распишите срок и этапы решения. Так, к примеру, если Вы переживаете за выплаты по кредиту, который был взят Вашей семьей, то стоит для своего успокоения прописать подробнейший график его гашения.

Планируйте все варианты развития событий

Четкое планирование критических ситуаций и повышенных стрессовых моментов поможет Вам не только увереннее себя чувствовать, но и не тратить много времени на совершенно бесполезные переживания. Есть проблема - пишем предполагаемые варианты ее решения и делаем все, чтобы один из этих вариантов притворить в жизнь.

Аутотренинг

Еще одним действенным способом, как изменить свое отношение к жизни, является методика аутотренинга. По ней Вы заранее проговариваете все страхи и опасные моменты сложившейся ситуации и даете себе установку на то, чтобы не бояться. Такой прием позволяет повышать самооценку, так как каждый побежденный вами страх – очередная ступенька к личностному росту.

Не бойтесь ставить себе далеко идущие цели, ведь они станут для Вас своего рода маячками, которые будут вести по жизни. Нет ничего плохого в том, чтобы начать менять свое отношение к жизненной ситуации с самого малого- формирования новой мечты.

Мечты, как известно, нас окрыляют и позволяют нам двигаться дальше, достигать еще больших результатов за короткий промежуток времени. Но мечта в обязательном порядке должна иметь реальный процент для ее осуществления.

К примеру, Вы мечтаете о машине и откладываете с каждой заработной платы на свою мечту. Можно точно также мечтать о даче в Сочи, но если Вам Ваша заработная плата не позволит купить там дачу и срок осуществления дачной мечты превышает сто лет, то стоит сменить мечту о дачи в Сочи на более близко расположенный регион.

К сожалению, в жизни людей случаются сильные разочарования, которые могут привести в депрессии или даже стать причиной полной апатии ко всему происходящему.

В таких ситуациях очень важно суметь не потерять интерес к жизни, суметь изменить отношение к ситуации. Как изменить взгляд на жизнь, когда отсутствует какая-либо мотивация к жизни? Стоит сделать лишь несколько серьезных шагов на пути к переменам, и вы сможете заметить, как на вашем лице вновь стала появляться улыбка и вы начали радоваться простым человеческим радостям.

Что может изменить взгляды на жизнь человека

При необходимости постарайтесь поменять круг общения. Очень важно чтобы вас окружали люди, которые излучают позитивную энергетику. Старайтесь поменьше общаться и по возможности избегать людей, пессимистического типа мышления.

По возможности отправьтесь в путешествие. Смена места пребывания поможет получить новые эмоции и ощущения, являющиеся необходимой составляющей любому человеку, в особенности, находящемуся в депрессии.

Изменить взгляд на жизнь и окружающую действительность могут помочь близкие люди. Обычно самые близкие родственники и друзья могут оказать важную поддержку. Постарайтесь побольше времени проводить с приятными для вас людьми.

Как известно вся жизнь – игра, поэтому каждый из нас является одним из актеров. Попытайтесь научиться играть по правилам, которые устанавливает окружающая жизнь. Будьте более гибкими в разных ситуациях – это существенно может помочь в преодолении разных преград.

Старайтесь всегда хорошо выглядеть – это будет способствовать обращению на вас внимания со стороны людей. Таким образом, вы сможете поднять свою самооценку и вернуть любовь к самому себе.

Хотите изменить отношение к ситуации? Тогда не забывайте хорошо питаться. Что бы ни происходило, вам нужны силы для качественной жизни, об этом ни в коем случае нельзя забывать. Поступление сбалансированной пищи позволит вам хорошо чувствовать себя, что немаловажно для налаживания своих жизненных устоев

Постарайтесь больше заниматься любимыми занятиями, чтобы изменить взгляды на жизнь. Если есть тяга к спорту, то начните ходить на тренировки. Если есть склонность к посещению культурных мероприятий, то следует начать регулярно посещать различные места искусства. Главное чтобы любое занятие приносило приятные эмоции, которые являются необходимым условием для качественной жизни.

Помните, что для того чтобы вернуть интерес к жизни, в первую очередь вы должны сами разобраться в причинах возникновения такой ситуации, при которой был утерян жизненный азарт. Старайтесь относиться к жизненным ситуациям проще. Не забывайте, что жизнь – игра, а в ней главное участие!