Тема Изменение глаголов по числам.

Цель: осознание особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным.

Задачи:

Учить различать число глаголов;

Развивать коммуникативные способности, орфографическую зоркость, фонематический слух, умение анализировать, обобщать, наблюдать;

Воспитывать умение работать в паре и группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять число глаголов.

Формируемые УУД:

познавательные – умение выделять существенные признаки части речи; умение пользоваться учебной литературой;

коммуникативные – владение разными видами речевой деятельности;

регулятивные – определение цели учебной деятельности; владение способами самоконтроля и самооценки;

личностные – способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе.

Сценарий урока.

    Организационный момент.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте себе и своему соседу по парте успешной, плодотворной работы.

Откройте тетради, запишите число. Сегодня на уроке мы продолжим работать с именами существительными и глаголами.

2. Актуализация опорных знаний. Словарно- орфографическая подготовка.

Индивидуальное задание у доски выполняет 1 ученик, 2 учащихся с места (при проверке – сразу оценивают свою работу).

Прочитаем слова, какое задание можно предложить? (Списать вставить пропущенные буквы) – учащиеся по цепочке выполняют задание.

Д…ревня, за…ц,

з…мл…ника, яг…да,

д…журить.

Какое ещё задание можно предложить к данным словам?

На какие группы можно разделить данные слова (Сущ. и глаголы; количество звуков и букв)

С каким новым словарным словом познакомимся, узнаете, отгадав загадку.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён.

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

ФЕВРАЛЬ. (записывается 1 раз, обозначаются орфограммы, выполняется транскрипция слова.)

Что можете сказать об этом слове? (имя существительное), что интересного заметили в этом слове? (букв больше чем звуков)

Сколько слогов? Какой второй звук слышится?

Составим словосочетания со словом февраль - к схеме (февраль какой?)

3. Чистописание.

Узнайте, какую букву мы будем писать в чистописании. В слове февраль – это глухой мягкий согласный звук. Предложите, какое можно придумать задание для чистописания?

Фф Ффф Фффф

4. Постановка проблемы .

- Сегодня мы продолжим работать с именами существительными и глаголами.

Внимание на слайда. Прочитайте слова, продолжите ряд.

Стул – стулья, арбуз – арбузы, книга – книги, этаж - ….., ученик - …., пенал - …..

Что можно сказать об этих именах существительных? (Они изменяются по числам)

А можно ли такое сказать о глаголах? (Ещё не знаем)

Какова же проблема урока? Что мы должны узнать? (Узнать, изменяются ли глаголы по числам?)

5. Открытие нового знания.

Будем наблюдать за существительными и глаголами.

Прочтём предложения.

Девочка (что делает?) рисует.

Девочки (что делают?) ……… - Что скажете о существительном в первом предложении? А теперь о глаголе? (Если существительное, с которым связан глагол, в единственном числе, значит и глагол употреблён в единственном числе; если существительное во множественном числе, с которым связан глагол, значит и глагол употреблён во множественном числе.)

Понаблюдаем ещё раз, попробуем всё объяснить.

Шар (что делает?) летит.

………………………….. – Составьте второе предложение.

Сделаем вывод. Изменяются ли глаголы по числам?

(Глаголы изменяются по числам)

- Как это связано с именами существительными?

А теперь обратим внимание на вопросы, которые мы ставили к глаголам.

Какой вопрос ставили к глаголу в единственном числе? А во множественном?

- Убедимся в правильности наших предположений. Прочитаем правило в учебнике русского языка на с. 10.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Первичное закрепление нового знания. Работа по теме урока.

а) Коллективное выполнение упражнения 17, с. 10. (с комментированием у доски)

б) Работа в парах. Упр. 18, с. 11

Прочитайте текст, выпишите имена существительные со связанными по смыслу глаголами, определите число глаголов.

Проверка задания. (Выступления пар).

в) Игра «Один – много»

Я буду называть имена существительные и глаголы, если глагол употреблён в единственном числе, вы хором отвечаете один, а если во множественном числе – много.

Улетают птицы. Поёт соловей. Идёт дождь. Погода хмурится. Ученики дежурят. Дети рисуют. Учитель объясняет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

7. Самостоятельная работа в группах.

(Каждая группа получает текст, выполняет задание своей группы)

1 группа : Найти глаголы и определить их число.

2 группа : Найти глаголы, изменить их число.

3 группа : В первом и последнем предложениях найти

главные члены.

4 группа : Объяснить написание пропущенных

предложением, подходящим по смыслу.

Проверка работы в группах.

8. Рефлексия. Итог урока.

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Задайте друг другу вопросы по теме урока? (Кому бы ты хотел задать вопрос по теме урока? Задай…)

У кого не было трудностей в процессе выполнения заданий?

У кого были трудности? В чём?

Не стоит расстраиваться, мы учимся и постепенно преодолеваем трудности. Главное стараться и верить в лучшее, тогда всё обязательно получится.

Оценки за урок получают следующие учащиеся ……….

9. Домашнее задание.

С. 9, упр. 16; с. 10, выучить правило.

1 группа : Найти глаголы и определить их число.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

2 группа : Найти глаголы, изменить их число.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

3 группа : В первом и последнем предложениях найти главные члены.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

4 группа : Объяснить написание пропущенных букв.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

придумал

почувствовал

Распредели стрелками слова в две группы. У имён существительных определи род.

придумал

ГЛАГОЛ победил ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.

Правила глаголов

Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.

Мы хотим увидеть новые учебники.

Видеть - это смотреть душой.

Она любила смотреть на звезды.

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :

  • 1 лицо - Я открываю. Я люблю.
  • 2 лицо - Ты открываешь. Ты любишь.
  • 3 лицо - Он открывает. Он любит.

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо - Мы открываем. Мы любим.
  • 2 лицо - Вы открываете. Вы любите.
  • 3 лицо - Они открывают. Они любят.

Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

  • -е меняется на -у(-ю) - 1 спряжение смотреть-смотрю ;
  • -и меняется на -а(-я) - 2 спряжение звонит-звонят.

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

  • 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
  • 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать );
  • Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться, брить и стелить и образованные от них.

Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

Ед. число:

  • 1 лицо - Я побегу. Я захочу.
  • 2 лицо - Ты побежишь. Ты захочешь.
  • 3 лицо - Он побежит. Он захочет.

Мн. число:

  • 1 лицо - Мы побежим. Мы захотим.
  • 2 лицо - Вы побежите. Вы захотите.
  • 3 лицо - Они побегут. Они захотят.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

  • Небо посветлело - личный глагол.
  • За окном посветлело - безличный.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;

2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.

  • Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс -и (Мы идём домой. - Идите домой.);
  • В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить - красил, свистеть - свистел );
  • Если есть обес-/обез-: переходные - пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?» ); непереходные - используется -е- (обеспокоен );
  • Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в ;
  • В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать - чередую, завоевать - завоюю).

Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).

Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.

Тема урока: Изменение глаголов по числам.

Цель урока: создать условия для:

Формирования умений определять на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. ч;

Развития навыка различать глаголы по числам;

Формирования грамотного письма.

Задачи:

УУД:

Познавательные:

Делать логические выводы;

Регулятивные:

Учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат;

Коммуникативные:

Повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, учить формировать высказывания.

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

Проверка готовности класса к уроку

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой, поприветствуйте гостей. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.

Приветствуют друг друга и гостей

Актуализация опорных знаний.

Перед Вами лежат листы самооценки запишите свою Ф.И.

Психологический настрой на работу:

А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать (слайд 3)

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

Голова хорошо (думает).

Молодцы!

О какой части речи здесь говорится?

С какими частями речи вы уже знакомы?

(стихотворение на слайде 4)

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду -

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

Вспомните, что вы знаете о глаголе?

(Устный фронтальный опрос)

Откройте тетради, запишите число и классная работа

- Зачем нам нужен этот этап работы?

Минутка чистописания.

(на доске запись) Глагол

Назовите первую букву

Дайте характеристику этому звуку

Пропишите эту букву (слайд 5)

На слайде записана загадка (слайд 6)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

– Кто это? Как вы догадались?

– Сегодня на минутке чистописания мы составим цепочку из первых букв глаголов, которые встречаются в загадке. Какие буквы войдут в цепочку? (Глаголы: б родит, в ыходит, н осит, д арит . Цепочку составим из букв: б, в, н, д .)

Бвнд Дбвн Ндбв …( слайд 7)

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

Записывают свою Ф.И.

Заканчивают предложения

Отвечают на вопросы

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы

Открывают тетради и делают запись

Отрабатывать каллиграфическое письмо букв.

Читают слово и называют первую букву (Г)

Дают характеристику этому звуку

Прописывают

Аналогично работают с глаголами

Мотивация познавательной деятельности

- Запишите слова под диктовку, определите орфограммы.

Прекрасный, звонит, бежит, светит

Ребята, живут, сочиняют, слагают

Какие слова лишние?

Прочитайте слова на слайде 8.

Работа с первой строкой:

Какое слово здесь лишнее? Почему? Докажите. Как вы определили?

Какие слова остались, что можно о них сказать?

Работа со второй строкой ведётся аналогично.

Прочитайте слова на слайде

Сравните слова первой и второй строки.

Что общего, чем различаются?

Давайте назовем тему нашего урока (слайд 9)

Записывают слова, определяют орфограммы

Работают в паре

Отвечают на вопросы. Обсуждают в парах какое слово лишнее и доказывают.

Читают слова, комментируют задание

1 строка – глаголы ед. ч., 2 строка – мн. ч.

Число глаголов

Тема и цель урока

Над чем мы сегодня будем работать (слайд 10)

1. Узнаем на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. ч.

2. Научимся различать глаголы ед. и мн.ч.

.1. Наблюдение над изменением глаголов . ( Слайд 11 )

– Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (Птица.)

Давайте запишем.

– Кто изображен на правой части слайда? (Птицы.)

– Что изменилось в записи слов? (Окончание.)

– Почему?

- Составьте нераспространённое предложение к левой части слайда. - Составьте нераспространённое предложение к правой части слайда

Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов?

– Почему?

Сформулируйте вывод по плану: (слайд 12)

1) Как изменяются глаголы?

2) В каком числе употребляются глаголы?

3) Что обозначают глаголы в единственном числе?

4) Что обозначают глаголы во множественном числе?

– Глаголы в единственном и множественном числе отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на с. 109. (слайд 13)

Уточним тему урока. “Изменение глаголов по числам”.

Смотрят, записывают в тетради и отвечают на вопросы

На левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа; на правой части две птицы – значит, множественное число.

Птица летит.

Птицы летят.

Окончание.

Летит обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе. Летят – обозначает действие двух предметов, значит глагол множественного числа.

Делают выводы

Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов

2. Работа в парах.

Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами.

Ребятам выдаются карточки с текстом. Задание на карточке.

В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали .

Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.

Зачитывается новый текст по одному предложению.

(слайд 14)

Учитель постепенно открывает каждое предложение.

Что мы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это текст?

Работают в парах, читают задание, составляют план работы, выполняют задание.

Зачитывают по одному предложению.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в листах самооценки.

Физкультминутка

Презентация

Читают задание. Планируют действия. Выполняют задание по карточкам.

Самостоятельно проверяют выполненное задание по образцу.

Читают задание. Планируют действия. Комментируют порядок выполнения.

Выполняют задание.

Оценивают свою работу.

Организация познавательной деятельности

3. Работа по учебнику:

Самостоятельная работа по определению числа глаголов.

Сильные ученики работают по карточке, остальные по учебнику (упражнение № 190 стр. 109) (слайд 15)

КАРТОЧКА.

Задание. Составь из предложений текст, запиши его, определи число глаголов, вставь пропущенные буквы.

Они ждали прилета скв…рцов.
Птицы зан…ли свои новые дома.
Ребята повесили на д…ревья скв…речники.
Скв…рцы по…вились неожиданно.

Проверка работы по карточкам самостоятельной работы по образцу (слайд 16)

Проверка упражнения в учебнике.

– Прочитайте глаголы, назовите, в каком числе они записаны.

Вывод. В каком случае мы говорим, что глагол употреблен в единственном числе, а в каком – во множественном числе?

4. Первичная проверка знаний.

(эл. приложение к учебнику по теме «Неопределенная форма глагола. Число глагола». Упражнение «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!)

Рефлексия

Слайд 17

- Как вы считаете, мы достигли тех целей, которые стояли перед нами в начале урока?

Проверьте лист самооценки

Кто доволен своей работой на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Кому было трудно и ещё нужна помощь?

– В чём испытали затруднения?

Оценивают свою деятельность на уроке и результаты.

Выделяют причины успешности/неуспешности, делают выводы

Итог урока

Слайд 18

Над какой частью речи мы сегодня работали?

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Удалось достигнуть цель?

Как может изменяться глагол?

Какие глаголы называем глаголами единственного числа? Множественного числа?

На какие вопросы они отвечают в ед.числе., во множественном числе?

От чего зависит число глаголов?

Что сделали, чтобы научиться?

Где пригодятся нам эти знания?

Обобщают полученные на уроке сведения.

Слайд 19

Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах.

Записывают домашнее задание.

Используемая литература:

    Русский язык часть 2, Москва «Просвещение» ,2011г. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

    Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Издательство «Просвещение», 2011 год.

Интернет – ресурсы:

Цели:

  • Развивать умение изменять глаголы по числам, согласовывать имена существительные и глагол в числе.
  • Закреплять умение выделять глаголы в данном тексте. Делать выводы по определённому алгоритму.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер со слайдами, карточки с числами от 1 до 4.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.
Начинать пора урок.
Наступила тишина.
Нам вперёд идти пора. (Приложение 1 , слайды 2, 3)

II. Работа над ошибками

Т…трад…, тр...ва, руж…ё, б…рёза, стр…лять, л…сок.

– Вставьте пропущенные буквы. Какие это орфограммы? Объясните их написание.
– Какое слово лишнее? (Cтрелять) Почему?
– Сегодня пополним наши знания о глаголе и вы узнаете как он изменяется.

Физминутка (под песню «Точка, точка, запятая»)

Приложение 1 , 10, 11 слайды.

V. Упражнение в правильном употреблении формы числа глагола в тексте .

Самостоятельная работа. (списать текст, употребив глаголы в нужной форме; указать число глагола)

Игрушки

Дети (готовит, готовят) украшения. Звёзды (вырезает, вырезают) Миша Лужин. Хлопушки (клеит, клеят) Саша Чудин. Фонарики (делает, делают) девочки.

VI. Итог урока

– Что такое глагол?
– Как изменяется глагол?
– Какую роль играет глагол в нашей речи?
– Каким членом предложения является глагол?

VII. Домашнее задание

Упражнение 254 , с.8.

Приложение 1 , 12 слайд (рефлексия)

– А сейчас, из карточек разной мимики, выберете ту, которая показывает, как вы чувствовали себя на уроке.
– Урок закончен. Спасибо за хорошую работу.