Формирование операций фонематического анализа и синтеза.

Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико – синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной.

Л.Ф. Спирова обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед поступлением их в школу. По её данным выделение гласного звука в начале слова оказалось доступным 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием. С выделением согласного звука в начале слова справилось 53% детей с правильной речью и только 18% детей с фонематическим недоразвитием. Особенно трудно оказалось детям с недостатками произношения выделить гласный звук в конце слова. С этой задачей справилось только 3% детей, в то время как дети с правильной речью дали 20% правильных ответов.

Учащиеся, приступающие к обучению грамоте с еще незаконченным процессом фонемообразования, с трудом овладевают чтением и письмом.

Очень распространенными ошибками при дислексии (нарушении процесса чтения) являются искажения звуко-слоговой структуры слова и побуквенное чтение; а при дисграфии (нарушении письма) – пропуски, перестановки букв, слогов, вставки лишних букв, обусловленные недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В связи с этим при коррекции дислексии и дисграфии особенно большое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по формированию функций фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм фонематического анализа и синтеза и с учетом последовательности формирования этой функции в онтогенезе.

Этапы формирования функций фонематического анализа и синтеза:

  1. Формирование элементарной формы анализа и синтеза

(выделение (узнавание) звука на фоне слова).

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит а) от его характера, б) положения в слове, в) от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные выделяются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, выделяются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки выделяются легче из начала слова, чем из его конца, а взрывные, наоборот, легче выделяются из конца слова.

С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его из конца слова. Это объясняется тем, что гласный звук часто воспринимается не как самостоятельный, а как оттенок согласного звука.

Необходимо учитывать особенности произношения, а также восприятие звуков речи детьми. Для многих детей, особенно с нарушениями речи, начало слова является наиболее благоприятной ситуацией как для выделения ударного гласного, так и для выделения длительного (щелевого) согласного звука. Выделение шипящих и сонорных звуков в некоторых случаях затрудняется из-за дефектного произнесения этих звуков, которые являются сложными по артикуляции. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых (М, Н, Х, В и др.).

1. Вначале необходимо уточнить артикуляцию согласного , т.е. определить положение артикуляторных органов с помощью зрительного восприятия и кинестетических ощущений. При этом обращается внимание на звучание, характерное для каждого звука.

2. Определить наличие или отсутствие звука в слогах , предъявленных на слух.

3. Определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности:

односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Причем заданный звук должен находиться и в начале, и в середине, и в конце слова (кроме звонких согласных).

Наличие звука определяется а) сначала и на слух и на основе собственного произношения, б) затем только по слуху или только на основе собственного произношения, в) затем по слухопроизносительным представлениям, в умственном плане.

Звук связывается со зрительным образом буквы.

  1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
  1. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
  2. Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.
  3. Подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук.
  4. По сюжетной картинке назвать слова с данным звуком.
  5. Назвать животных (овощи, растения и др.), в названиях которых есть данный звук.
  6. Придумать слова с данным звуком.

После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного, находящегося в начале или в конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине. Сначала это простые слова (например, коса – при выделении звука С), затем слова со стечением согласных (например, марка – при выделении звука Р). Вначале слово произносится по слогам с интонированием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.

2. Выделение первого и последнего звука из слова.

а) Вычленение первого ударного гласного из слова.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: Малыш плачет (а-а-а). Волк воет (у-у-у). При уточнении артикуляции гласного звука используется зрительное восприятие артикуляции, обращается внимание на положение губ (вытянуты трубочкой, свободно раскрыты, в улыбке и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

  1. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, иней, улица, аист.
  2. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
  3. Подобрать слова, которые начинаются на гласные А, О, У.
  4. Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные. Предлагаются картинки: мышка, улица, астра, азбука, окна.
  5. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова.

Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.

Итак, определение ударного гласного в начале слова проводится в трех вариантах: а) на слух , когда слово произносится логопедом, б) после произнесения слова ребенком , в) на основе слухопроизносительных представлений , например, по заданию отобрать картинку на соответствующий звук.

б) Вычленение первого согласного из слова.

Вычленение первого согласного звука из слова осуществляется детьми гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. При этом особую трудность вызывает прямой открытый слог (па, ло, шу ). Так, например, первым звуком в слове шуба ребенок называет слог шу . Причиной этого является нерасчлененность восприятия слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, т.е. для вычленения изолированного согласного и гласного, определения последовательности их в слове. В связи с этим из прямого открытого слога (па ) согласный вычленяется труднее, чем из обратного слога (ап ), при произнесении которого каждый звук артикулируется более независимо один от другого.

Развитие умения вычленять первый звук из слова проводится после того, как у детей а) сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и б) узнавать звук, находящийся в начале слова.

Так, например, сначала дети определяют, что в слове муха есть звук М , который слышится в начале слова и является первым звуком этого слова. Далее логопед еще раз предлагает прослушать это слово и назвать 1-й звук.

И в заключение дается задание – подобрать слова, в которых звук М слышится в начале.

Примерные задания по вычленению первого согласного звука:

  1. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  2. Подобрать названия животных (цветов, птиц и др.), которые начинаются с заданного звука.
  3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  4. Заменить первый звук слова на другой звук, и получить новое слово (* в слове кость заменить звук К на звук Г ).
  5. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
  6. Лото «Какой первый звук?» Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р , и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  7. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

в) Определение конечного согласного в слове.

Определение конечного согласного проводится сначала на обратных слогах (ум, ам, ус, ом ). Затем предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами (ам – сам, ом – сом, уп – суп и т.д.) Определяется конечный согласный вначале в слоге, затем в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом ) на слух, при самостоятельном произнесении слова, далее на основе слухопроизносительных, фонематических, представлений. Действие считается закрепленным, если ученик, предварительно не называя слово, научается определять конечную согласную.

При определении конечного согласного используются те же виды заданий, что и при определении в слове первого гласного и согласного звуков.

г) Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Работа по определению места звука в слове начинается с гласных , а затем переходят к согласным звукам.

Сначала предлагается определить место ударной гласной в односложных и двусложных словах: например, место звука А в словах аист, два, мак.

При этом гласные произносятся протяжно, интонируются, используются картинки.

Виды заданий на определение места согласного звука в слове

  1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук * Л : в первый ряд – картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий – картинки, в названии которых звук слышится на конце слова.
  2. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
  3. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.
  4. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.
  5. Назвать животных (овощи, растения, посуду и др.), в названии которых заданный звук находится в начале (в конце, в середине) слова
  6. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука или оканчиваются им.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове).

При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: 1. Составление предварительного представления о задании; 2. освоение действия с предметами; 3. освоение действия в плане громкой речи; 4. перенос действия в умственный план.

В связи с этим можно выделить следующие этапы в формировании функции фонематического анализа, как умственного действия.

1. Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ребенку предъявляется картинка , слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема , состоящая из определенного количества клеточек (по числу звуков в слове). По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками.

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, ученик понимает, что он выполнил действие неправильно. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, лук . Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней – схема из трех клеточек. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове лук ?» «Звук Л », - отвечают дети и фишкой закрывают первую клеточку. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после Л ?» - «Звук У ». Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук . Ученики определяют, что что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звук).

2. Формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков (т.е. все делается устно, без опоры на картинку).

3. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Примерные задания:

  1. Предлагается отобрать картинки, в названии которых определенное количество звуков, например, пять. При этом картинки не называются.
  2. Придумать слово на заданный звук, с определенным количеством звуков.
  3. «Узнай названия диких животных по следующим буквам»: лпеорад, егбемто, некугур, оснорог.
  4. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего, например: дом – мак – кот – топор –рот …
  5. Какие слова можно составить из букв следующих слов: крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка), ствол (стол, вол).
  6. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  7. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу). Из названий картинок выделить первый звук. Назвать полученное слово.
  8. Придумать слова к графической схеме.

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

у младших школьников.

Михайлова А.Т., учитель – логопед

МБОУ «Излучинская ОСШ №1»

Цель второго, основного этапа - развитие элементарных и сложных форм звукового анализа, а также развитие звукового синтеза осуществляется на.

На этом этапе решаются задачи: развитие умения определять наличие звука в слове; выделять звук из начала и конца слова; определять местоположение, последовательность и количество звуков в слове; местоположение звука по отношению к другим звукам слова.

На третьем, заключительном этапе, осуществляется работа по формированию звукобуквенных связей, предупреждению нару­шений письменной речи. На данном этапе следует формиро­вать связь звука и буквы, а точнее связь фонемы с графемой. С этой целью вы­кладываются звуковые схемы слов, ис­пользуются буквы разрезной азбуки, за­писываются буквы (слоги, слова) в тет­ради.

Остановимся на втором, основном, этапе: развитии звукового анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным.

1. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.

2. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове.

3. Определение места звука в слове (в абсолютном начале, в абсолютном конце и в середине);

4. И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества.

5. Определение положения звука по отношению к другим звукам в слове (после какого звука, перед каким звуком) и составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез).

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова , т.е. определение наличия звука в слове.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки - наоборот, из конца слова.

С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.

Что касается согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных р и л часто затруднено вследствие их дефектного произношения детьми. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в и др.).

Прежде всего, необходимо уточнить артикуляцию согласного. Затем определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.

Далее логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо - произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

Примерные задания по выделению звука на фоне слова

1. Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р. Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.

2. Определить, есть в слове звук р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.

3. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.

4. Определить, в каком из двух слов слышится звук Р.

Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.

5. Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

6. Игра «Кто больше?» Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с опреде­ленным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, "Огород". После рассматривания картины педагог предлага­ет рассказать, что собирают дети, на огоро­де. Затем перед детьми ставится задача ска­зать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается кар­тонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

7. Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово. Например: го... (ра), ко... (ра).

Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук - во втором или в третьем; затем произнести все слово, уточнить место звука в слове.

8. Логопед произносит слова. Дети пишут букву р в тетради, если в слове есть звук р. Если в слове нет звука р, то ставят черточку. Предъявляются слова, в которых звук произносится в начале, середине и конце слова.

9. Дополнить предложение словами, в которых содержится звук р с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на звук р и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке... (свекла, лук, морковь). Или: В нашем лесу растут... (дубы, сосны, березы).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.

10. Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой р. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук р и закрывают картинку квадратиком с буквой р, если в слове есть звук р и цветным квадратиком - если в слове нет данного звука.

2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Вычленение первого ударного гласного из слова. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков.

Дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше - позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна.

В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше - позже, первый - последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ученик определяет, что, например, в сочетании иу первый звук и (губы сначала растягиваются), а последний звук у (губы вытягиваются в трубочку).

1. Логопед называет слова, дети должны выделить первый звук и громко его произнести.

Набор слов: искра, армия, обувь, астра, узкий, улица, остров, игра, очередь, аист.

2. Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

3. Вспомнить 4 - 5 действий, названия которых начинают­ся со звука У.

4. Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

5. Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы): голова, игра, стена, нитка, ручка, лейка.

6. Назвать первый и последний звуки в словах: избушка, иголка, опера, окна, осы, ослики.

Вычленение первого согласного из слова. Вычленить первый согласный звук из слова гораздо труднее, чем выделить соглас­ный на фоне слова. Основная сложность заключается в рас­членении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематичес­кому анализу. И чем более слиты в произношении соглас­ный и гласный, тем сложнее слог для фонематического ана­лиза, для вычленения изолированного согласного и гласно­го, определения их последовательности в слове.

1. Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ - в слове Вадик).

2. Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него): малина, мама, мыть.

3. Подобрать названия птиц, посуды, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

4. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

5. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

6. Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

7. «Найди сбежавший звук».

Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать ""сбежавший" звук. За каждый правильно названный звук дается очко.

Примерные тексты для игры:

Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки,

И гулял он целый век по скрюченной _…орожке.

А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке

Жили летом и зимой скрюченные _…ышки.

И стояли у ворот скрюченные елки,

Там гуляли без забот скрюченные _…олки.

И была у них одна скрюченная _…ошка,

И мяукала она сидя у окошка.

7. Изменить первый звук слова. Логопед называет слово. Дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук г на звук к,

8. Лото "Необычные цветы". На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.

9. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.

10. Лото "Какой первый звук?" Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

11. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

Определение конечного согласного в слове. Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам - сам, ом - сом, ук - сук. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Дидактическая игра "Доскажи звук"

Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. Если звук назван неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный, не сделавший ни одной ошибки. В качестве речевого

материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере….

Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал зая….

Поскорее наливай мне в стакан горячий ча….

Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине.

В начале предлагается определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах, в дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

1. Определить, где слышится звук М - в начале, в сере­дине или в конце слова: монета, маска...

2. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шил стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

3. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук л.

4. Назвать растения или игрушки, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

5. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на звук Л и картонные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры логопед называет слова. Ученики определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове)

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и, письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

Этапы формирования функции фонематического анализа.

Первый этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала :

Односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, нос, сок и т.д.;

Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, Шура, рука, розы и т.д.;

Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, повар и т.д.;

Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос и т.д.;

Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, грач, врач, шкаф и т.д.;

Односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;

Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка и т.д.;

Трехсложные слова: паровоз, канава и т.д.

В процессе коррекции нарушений чтения и письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, разнообразные письменные упражнения.

На данном этапе можно использовать следующие игры и упражнения:

1. Назови звуки по порядку: бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук.

2. Подобрать слова, где заданный звук был бы на пер­вом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте...

3. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырь­мя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кош­ка, сахар, банка).

4. Определить последующие и предыдущие звуки в на­звании предметов на картинках. Например, детям предла­гаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед дает следующие зада­ния: назвать слово, в котором после л слышится к, после м произносится к, перед л находится и и т.д.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:

1. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па - пар, пары, парад, паруса; ко- кот, козы, кошка, корова.

2.Подбрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:

3. Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Логопед задает вопрос: "Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)?" Примерные слова: рот- крот, мех - смех.

б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок - бокс, вол - волк.

в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын …

г) переставляя звуки:

пила - липа

карп - парк

палка - лапка

гора - рога

4. В работе по преобразованию слов можно использовать следующие четверостишия:

С ч над морем я летаю,

С г в машинах я бываю. (Чайка - гайка.)

5. Игра «Недостающие звуки».

Какие слова хотел написать Незнайка?

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы.

Землю роет старый кот. Под землею он живет.

В зоопарке живет сон. Словно дом, огромен он.

6. Игра «Лишние звуки». Здесь, наоборот, нужно найти лишние звуки в словах:

В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.

Вадик спит и видит слон, что летит в ракете он.

7. Составление новых слов из букв заданного слова: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира).

8. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак- кот – топор - рот...

9. Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

10. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово. Например: к.... (крыша).

11. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке:

нос - сон лес - сел сор - рос

12. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать слово, которое получится (книга).

13. Разгадать ребус. Из названий изображенных предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово (сумка).

14. «Расселить» предметные картинки в домики или вагончики, в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: жук, оса, паук, муха, пчела.

15. Какой звук выпал из слова: крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка - пила?

16. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков: Луна - стол – л; кино - игла – и; лампа - мышь – м;; окна - дом – о; нос - Анна – н

17. Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке.

18. Определить количество звуков в названии предметов на карточке и положить под картинки соответствующие цифры.

19. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед дает следующие задания: назвать слово, в котором после Л слышится К, после М произносится К, перед Л находится И и т.д.

20. Дидактическая игра «Ромашка».

На доске – контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Детям дается задание выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из пяти звуков, и вставить их в прорези «ромашки».

21. Вписать названия предметов в данную схему. Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так и не соответствуют схеме. Например предлагается схема и следующие картинки: линейка, лодка, лейка, ложка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.

Л_____________А Л_____________А Л_____________А

22. Подобрать слова к данной рифме. Например: сок - лесок, носок, поясок, голосок…; сы-весы, часы, усы, носы.

23. Дидактическая игра «Волшебный домик».

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове; развитие навыков фонематического синтеза.

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Примерный материал: Бусы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша).

24. Составление слов из заданной последовательности звуков (синтез).

Дидактическая игра «Живые звуки».

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, синтезировать звуки.

Ход игры: логопед вызывает трёх детей и каждому из них говорит, каким звуком он будет: один ребёнок – звук С, другой – О. Третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, какой звук пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

25. Дети должны составить слово из звуков, произносимых логопедом: ш, у, б, а. Можно усложнить задание, проговаривая между звуками слова: первый звук Ш, потом У, дальше Б, последний А.

Использование описанных игр и упражнений позволяет у детей с речевыми нарушениями сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Таким образом, система предложенных приёмов и упражнений может рассматриваться как организация необходимых мер, предупреждающих возникновение недостатков чтения и письма у детей с нарушениями речи. Предложенные пути и приёмы формирования навыков звукового анализа и синтеза также могут быть полезны в учебной работе с первоклассниками, в общеобразовательных школах, в период обучения грамоте.

Приложение

ЗАГАДКИ-ШУТКИ ИГОРЯ СУХИНА

Отгадка в них – окончание последнего слова.

КТО ЛЮБИТ КИНО "ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА"? (Имена мальчиков и девочек)

1. Кто любит кино "Человек-невидимка"?

2. Кто читает книгу про Гулливера?

3. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

4. Кто не пьёт кефира?

5. Кто морщится от запаха бензина?

6. Кто поёт про гардемарина?

7. Кто смотрит мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

ЧТО МОЖЕТ ПИРОГИ ИСПЕЧЬ?

3. Сколько зубов потерял Юра Бородин?

4. Сколько поваров месят тесто?

МНЕ ЭХО РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ

1. "Кто забрался под диван?"

Эхо мне в ответ: "..."

2. "Не боится кто мороза?"

Эхо отвечает: "..."

3. "Кто съел плитку шоколада?"

Эхо (с укоризной): "..."

4. "Кто гуляет до рассвета?"

Эхо мне ответит: "..."

5. "Кто глядит из-за сарая?"

Знает эхо: это...

6. "Кто потерял сандалик?"

Промолвит эхо: "..."

7. "Назови мне кавалера!"

Эхо прокричит: "...!"

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова. Щелевые звуки, как более длительные выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию в плане громкой речи перенос его в умственный план.

Термином "фонематический анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, пред каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед: Набережных Н.Б.

Март

Развитие фонематического анализа и синтеза

Как видно из исследования школьных работ большинство ошибок дети допускают на пропуск, замену, перестановку букв, слогов в словах. Это связано отчасти с несформированностью фонематического слуха, а также с нарушением таких психических процессов, как внимание, восприятие, память.

Фонематическое восприятие характеризуется как специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Его нарушение ведет к расстройству письма, т.е. дисграфии, на почве языкового анализа и синтеза. На письме это проявляется в виде искажения структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – "дикат", школа – "кола"); пропуски гласных (собака – "сбака", дома – "дма"); перестановки букв (тропа – "прота", окно – "коно"); добавление букв (таскали – "тасакали"); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – "кота", стакан – "ката").

Термином "фонематический анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, пред каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова. Щелевые звуки, как более длительные выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию в плане громкой речи перенос его в умственный план.

Первоначальная работа проводится с опорой на графическую схему слова и фишки. Затем без опоры.

Примерные задания:

  1. Придумать слова из 3, 4, 5 звуков.
  2. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
  3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки или месту звука в слове.
  4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Письменные работы:

  1. Вставить пропущенные буквы в слова
  2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте.
  3. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков
  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па - (пар), па -- (парк), па --- (паром), па ----(паруса).
  5. Подобрать слова на заданный звук
  6. Преобразовать слова:

А) добавляя звук (рот – крот)

Б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух

В) переставляя звуки (пила – липа, палка – лапка)

  1. Составить как можно больше слов из одного
  2. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот - ток, сор – рос.
  3. Какой звук убежал? (крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама)
  4. Ребусы, кроссворды, изографы.

Как уже говорилось ранее, нарушение письменной речи тесно связано с психическими процессами. Приведем некоторые приемы активизации внимания, восприятия, памяти, логического мышления.

Игра «Что изменилось?». Заранее обсуждается количество изменений. Упражнение проводится в 4х вариантах:

  1. Что изменилось в классе по сравнению с предыдущим днем?
  2. Что изменилось в расположении предметов?
  3. Порядок расположения предметов меняется. Надо восстановить первоначальный вариант.
  4. Что изменилось в круге? Дети стоят в круге. Водящий отворачивается, дети меняются местами.

Игра «живые картинки»

Ведущий организует участников в любую группу (сюжет или без него). Участники замирают в заданной позе. Водящий в течении 30 сек. Рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится строго оговоренное количество изменений.

Игра «слова – невидимки».

Ведущий пишет на доске (или на стене, или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого – нибудь из детей к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами учащемуся, которые он воспроизводит пальцем на доске. Количество повторений заранее оговаривается от 2-3 на первых занятиях до 1 раза по мере привыкания. Постепенно увеличивается темп упражнения.

«Синтез слов из звуков» (м – а – ч)

«Корректурная проба».

Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы и старые журналы. В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте (например «а»). В течение следующих 5 минут дети меняются журналами и проверяют ошибки. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на 5 минут, т.е. является тренингом внимания.

«Восстановить пропущенное слово».

Читается ряд из 5-7 слов, но не связанных между собой по смыслу, например: сахар – пуля – ящик – рыба – танец – груша. Во втором чтении одно слово пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово.

«Составь предложение».

Детям даются начальные буквы (например: В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения: «Всей семьей ели пирог».

Графический диктант

Синтез слов по цифрам

Упражнение для развития механической зрительной памяти.

Предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске. Время запоминания 20 сек. Затем воспроизвести символы в блокноте по памяти.

Упражнение на развитие зрительной памяти и пространственной ориентировки.

АМИЗ АНСЕВ ГУРД КИНЕЧУ ГЕНС ЫЛУКИНАК

Время запоминания 20 сек.

Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание.

Детям предлагается 7 зашифрованных слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 6740 184ь 434675 9265

а р о у с к л и ы в 624ь 521290 43125

Используя ключ к шифру, зашифровать слова:

КРЫСА, КРОЛИК, РАК, ВОЛ и т.д.

Узнать буквы по фрагментам. Запомнить их. Записать в блокнот. Время запоминания 20 – 30 сек.

Расшифровать и запомнить зашифрованные двузначные числа:

МА ВК ЕИ ОТ СА ПО

Ключ к шифру: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

А м в е к о с и п т


Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

как одно из условий подготовки ребенка к школе.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, это способность воспринимать звуки н ашей речи как смысловые единицы. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Поэтому фонематический слух является важнейшим стимулом формирова-ния нормированного произношения.

В логопедии традиционно принято рассматривать при формировании фонематического слуха следующие процессы:

Фонематическое восприятие,

Фонематические представления,

Фонематический анализ,

Фонематический синтез.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематические представления - сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука.

Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой сторо-ной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение. Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с ФФН не овладевают грамотным чтением и письмом. К пяти годам практически завершается процесс фонематического развития, Ребенок не только слышит, но и правильно произносит практически все звуки родного языка. Однако осознание звуковой стороны слова наступает к 6-7 годам с усвоением письменной формы речи. На этом этапе основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза. Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением. Если проанализировать чем может быть обусловлена артикуляторно- акустическая дисграфии, главной причиной является нарушение фонемного распознавания, несформированностью фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам) . Нарушения фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. Несформированность фонематического слуха встречается и при правильном произнесении звуков. Дети с фонематическим недоразвитием (при относительно сохранном звукопроизношении) чаще всего не получают специальной коррекционной помощи в дошкольных учреждениях. К сожалению, симптомы нарушений фонематического слуха диагностируются только в школе, составляя основной контингент логопедического пункта.

Недоразвитие фонематических процессов встречается и при ФФН, и при ОНР, и как самостоятельное нарушение речи. Таким образом, необходима целенаправленная работа для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи. Одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи является преодоление нарушений фонематического слуха.

Основными задачами развития фонематических процессов являются :

Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи;

Выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

Формирование фонематических представлений;

Формирование фонематического анализа и синтеза;

Развитие навыков самоконтроля произношения звуков.

Этапы развитие фонематического восприятия (развитие узнавания и дифференциации фонем на слух).

1.Различение правильного и неправильного звучания слова. «Правильно ли я сказала?» (прослушать слово, произнесенное правильно или с, намеренно сделанными, ошибками.)

2. Различение слов, похожих по звучанию («мак –рак», «бочка –точка».

3. Различение слов-паронимов (показать, где крыша, а где крыса…)

4. Выделение звука из ряда заданных звуков и слогов. Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь сло г со звуком « Ш ».

5. Выделение звука из ряда заданных слов. Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком « Ш ».

6. Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.

Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком « Ш ».

Фонематический анализ :

Определение места звука в слове: «Где находится звук «Ш» в слове «шуба»: в начале, середине или конце слова?»;

Определение положения звука по отношению к другим звукам: «Определите положение каждого звука в слове «шар» по отношению к другим звукам»;

Определение предыдущего и последующего звуков определенному звуку в слове;

Определение последовательности звуков в слове (называние звуков в порядке их следования в слове, например, « ш-а-р»;

Определение порядка следования звуков в слове который по счету звук « ш » в слове « мышка »?

Фонематический синтез :

Составить слово из предложенных звуков (К, О, Т).

Составить слово из звуков в свободной последовательности. А,М, К -какое слово получилось?

Определить количество звуков в слове (ДОМ – 3 звука).

Фонематические представления (обобщения).

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития. Фонематические представления формируются у детей постепенно: сначала на основе развитого фонематического восприятия, а затем на основе развитых фонематического анализа и синтеза.

Можно использовать самые разнообразные приемы по формированию фонематического восприятия:

Отбор картинок в названии которых имеется заданный звук;

Раскладывание картинок на 2 группы в зависимости от имеющихся звуков;

Придумывание слов, включающих заданный звук;

Выделение «лишнего» звука в ряду звуков ;

Какое слово получится, если заменить звук на оппозиционный;

Определение неправильностей в стихах;

Выбор нужного слова с опорой на содержание;

Разгадывание ребусов;

Отгадывание слов путем подстановки пропущенного звука;

Какого звука не хватает в слове – игра доскажи словечко и др.

Таким образом, необходима целенаправленная продолжительная работа по формированию фонематических процессов для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи.

Выступление на м/о 10.02.2017г. учителя-логопеда

МБОУ «Нижнегорская школа лицей №1»

Беляевой Л.Г.

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из 2-3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, а также произносится более длительно.

В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, г/а), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

I этап - формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

Примерные задания:

1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонетическую трудность слова.

При этом широко используются письменные работы.

Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ут.а, лу.а, б.нокль.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.

4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому лее слогу, чтобы получилось слово:

Па-(пар) па- -(парк) па- - -(паром) па -----(паруса)

6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.

Р у ч к а

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

8. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг;

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон;

в) Переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово.

9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)!

10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука.

11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п...........

простокваша).

13. Составить графическую схему предложения.

14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос - сон, кот - ток, сор - рос, топ - пот.

15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак», «топор», «забор».

19. Какой звук убежал? (Крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама).

20. Найти общий звук в словах: луна - стол, кино - игла, окна - дом.

21. Раскладывание картинок под графическими схемами. Например:

Прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги. Кружочками обозначаются звуки: темные кружочки - согласные, светлые кружочки - гласные звуки.

22. Придумать слова к графической схеме.

23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1 - 2 предложений. Например, предлагается картинка «Мальчик читает книгу». С помощью вопросов определяется субъект (мальчик), предикат (читает), объект действия (книгу). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки соотносятся непосредственно с предметами и действиями, изображенными на картинке. Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем схему выкладываются не на картинке, а под ней.

Предлагаются различные графические схемы для предложений из трех элементов (Девочка рвет цве ты), из четырех элементов (Мальчик рисует дом карандашом).

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы: подбор предложений по данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой (предлагаются две схемы); самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме; составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.

Например, предложения Девочка бежит; Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному смыслу: кто-то выполняет какое-то действие (значение субъект - предикат).

После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других те, которые имеют одинаковое с данным обобщенное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Дети катаются с горки - выбрать те, значение которых сходно по структуре с предложением. Девочка рвет цветы.

Используют и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме.

При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д.

Последовательность работы определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе.

Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.

Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.

Аналогичная работа по развитию грамматического строя речи проводится и при устранении семантической дислексии, обусловленной недоразвитием грамматического строя речи и проявляющейся в неточности понимания прочитанных предложений.