Думаю, нет нужды объяснять, какой вред могут нанести присутствующие в сознании стереотипы и предрассудки. Имея начиненную этими тараканами голову, вряд ли можно говорить о какой бы то ни было и .

Понятно, что в одной статье попросту невозможно описать действенный способ избавиться от всех стереотипов, мешающих жить: если уж об этом писать, то надо замахиваться на целую книгу. Если говорить об общих подходах к избавлению от стереотипов, то они довольно просты и отлично увязываются с вообще. Это трезвый и осознанный взгляд на мир, свое место в нем и собственную личность. О важности осознанного и разумного подхода я уже писал, наверное, раз сто (например: , .

Однако общие слова, даже такие мудрые вряд ли кому-то помогут. Так что здесь рассмотрим всего лишь один, очень простой и доступный пример мышления, помогающего избавиться от стереотипов.

Итак. Чтобы избавиться от доброй толики предрассудков, которые могут сильно затруднить жизнь, я советую:

Перестать связывать себя с какой-либо группой людей

Когда человек говорит «я студент», «я молодой», «я рэппер», «я пенсионер», «я токарь 6 разряда», «я предприниматель», то прицепляет к себе весь ворох существующих в общественном сознании предрассудков. Не так уж важно, осознаете вы их или нет — действуют они через подсознание.

Для каждой социальной группы существуют определенные модели поведения, иногда четко осознаваемые и выраженные, например, в виде анекдотов, иногда — совершенно неявные.

Вот грубый пример стереотипа:

Молодой? Значит, обязан быть активным, исполнительным, а еще — делать глупые ошибки, это простительно. А вот всерьез принимать не следует.

Если человек идентифицирует себя с той или иной группой, он сам начинает верить в то, что придумало общество для «члена группы вообще».

Молодой человек, зная, что он — «молодежь» становится небрежнее в важных вопросах, относится к жизни менее ответственно, чем мог бы. И разумеется, не принимает всерьез сам себя — то есть испытывает недостаток : «ну так я много могу, но пока еще неопытный, надо подождать, а уж потом браться за серьезные дела проЭкты» .

Похожие предрассудки витают в общественном сознании относительно… да любой возрастной группы, любого семейного положения, любой профессии. Неважно, насколько ошибочны эти стереотипы, неважно, насколько яростно сам человек от них открещивается. Если усиленно открещивается — значит, отчасти признает.

Дело в том, что принадлежать к той или иной группе людей — одна из базовых потребностей человека, тесно связанная с потребностями в защищенности и общении. Человек так уж устроен, что гораздо лучше себя чувствует, если может сказать «МЫ», вместе с другими. Без этого ему неуютно. Но за все — в том числе за уют принадлежности — нужно платить.

Что же делать?

Вывод, в общем-то, очевиден. Нужно просто быть собой. Стараться быть уникальной личностью, которая ценна сама по себе. Для которой абсолютно несущественны подробности навроде возраста или политических взглядов. Это не значит, что нужно отказаться от любой самоидентификации вообще: ассоциировать себя, к примеру, с семьей более чем естественно и безобидно. Но в целом — просто будьте собой и больше никем! Этим вы уберете со своего пути не один десяток преград, о которые вполне могли набить немало шишек.

Стереотипное мышление – это проблема, знакомая практически всем людям. Каждый временами попадает под влияние стереотипов, просто у кого-то это случается иногда, а у кого-то стереотипы стали основой мышления. Говоря о том, что такое стереотипное мышление, можно представить себе определенный шаблон, который все обобщает, и люди применяют его во всех ситуациях, хотя практически всегда ситуация выходит за рамки этого шаблона. Общество внедряет в сознание определенный образ мыслей, и человек, не имея собственного опыта в каких-либо вопросах, доверяется стереотипам, которые на деле оказываются бесполезными.

Еще во время учебы в университете я познакомилась с одним очень интересным мальчиком. Звали его Андрей. Андрей был умным, симпатичным, весьма добросердечным, но вот был у него один явный недостаток – он все видел в черно-белом цвете. Любая ситуация у него имела четкие границы, и если что-то за эти границы выходило, оно автоматически становилось неправильным. По мнению Андрея, все профессии делились на женские и мужские, все богатые люди нажили свое состоянием воровством, у каждого мусульманина под одеждой спрятана бомба, а женщины все мечтают только об одном – найти жениха побогаче.

Подобное стереотипное мышление часто мешало ему в жизни. В школе он очень любил иностранные языки, которые к тому же ему легко давались, но поступил он в технический университет, ибо «не мужская это профессия в словарях копаться». Так и выучился на специальность, которая ему неинтересна. Когда Андрей искал съемное жилье, его стереотипы мышления вынудили его отказаться от весьма хорошего варианта, просто потому что рядом жил кавказец (будет еще баранов в своей однушке резать). Личная жизнь тоже страдала от его подхода к жизни, ведь девушку, с которой Андрей встречался три года, он бросил, потому что «не должна женщина зарабатывать больше мужчины».

Так Андрей до сих пор и живет: работает на нелюбимой работе, живет в убогой квартирке (зато соседи – славяне), встречается с истеричкой-кассиршей. Недавно слышала от подруги историю, как Андрея привезли на скорой в больницу (отравился курочкой, которую приготовила «любимая»), и он целый час весь зеленый и дрожащий требовал мужчину-врача, так как женщины ничего не смыслят в медицине. Никакие уговоры на него не действовали, и не переубедило даже то, что у женщины, которой его изначально доверили, был красный диплом, многолетний опыт работы и множество научных статей.

Ограничивающие типы стереотипного мышления

Примеры шаблонного мышления встречаются повсюду. При общении с людьми нередко можно услышать подобные фразы: «Мужчинам от женщин нужен только секс», «Каждая женщина мечтает о детях», «Все рокеры – анархисты», «У блондинок мозгов как у амебы», «На эстраду попадают только через постель» и многое другое. Люди обобщают других по какому-то признаку (пол, возраст, национальность, профессия, внешность и т.д.), не принимая во внимание индивидуальные особенности каждого человека.


Какие существуют типы стереотипного мышления

Стереотипное мышление можно разделить на отдельные виды:

  • Полярное или черно-белое мышления (такое мышление заставляет человека делить все на плохое и хорошее, без каких-либо компромиссов);
  • катастрофизация мышления (характеризуется исключительно негативными прогнозами на свое будущее);
  • обесценивание позитивных явлений (человек замечает только свои неудачи, а весь позитивный опыт остается без внимания);
  • изменение мышления на фоне всплеска эмоций (человек доверяет стереотипам, так как он чувствует, что это правда);
  • наделение людей ярлыками (создание стереотипов относительно определенных групп людей);
  • минимизирующее мышление (человек все воспринимает слишком негативно, и даже положительные явления ему кажутся не столь радостными, как они есть на деле);
  • выборочное мышление (из всего, что случается с человеком, он воспринимает только неудачи);
  • уверенность в своем умении читать мысли (человек отказывается верить в то, что его первое впечатление может быть неверным);
  • чрезмерное обобщение (имея негативный опыт в какой-либо истории, человек обретает уверенность, что так будет во всех подобных ситуациях);
  • персонализация (человек считает себя причиной любых отрицательных эмоций со стороны окружающих);
  • долженствование (убеждение в том, что все должны действовать по определенному образцу без каких-либо отхождений от правил);
  • туннельное мышление (даже при наличии каких-то плюсов от ситуации, человек замечает только минусы).

Если Вы за собой заметили хотя бы одну разновидность стереотипного мышления, то советую Вам сразу же заняться изменением своих убеждений. В случаях когда самостоятельно с проблемой справиться не получается, необходимо обратиться к психологу.


К чему приводит стереотипное мышление

Стереотипное мышление – это мышление, которое вредит как своему носителю, так и людям, окружающим его. В зависимости от типа мышления и степени подверженности шаблонному мышлению человек подвергается различным видам негативного воздействия.

  1. Человек рискует потерять свою индивидуальность. Стереотип мышления – это некий шаблон, который подгоняет людей под определенный паттерн (модель поведения, образец). Так, при общении с человеком учитываются лишь стереотипы, а его индивидуальные особенности и навыки остаются без внимания при формировании образа. Паттерное мышление обезличивает окружающих, создавая тем самым преграды для выстраивания отношений.
  2. Заниженная самооценка. Под воздействием стереотипов человек осознает свое несовершенство. Понимая, что он не соответствует идеалам общества, человек перестает себя любить. Постепенно развиваются комплексы, а вера в себя практически исчезает. Замечая недовольство по отношению к себе со стороны окружающих, человек со стереотипным мышлением чувствует к себе отвращение. Желание всем понравиться в данной ситуации сильно вредит, так как неодобрение общества, даже если таких людей найдется и немного, повлияет на самооценку. Концентрируясь на своей неидеальности, человек неосознанно заменяет веру в себя массой комплексов касательно внешности, характера, достижений, финансового состояния.
  3. Боязливость. Человек испытывает сильное чувство страха касаемо своих слов и поступков. Любое действие, так или иначе, вызывает отклик в обществе. Стереотипное мышление пробуждает страх того, что окружающие осудят любой шаг. Каждый хочет одобрения и признания со стороны общества, но если какие-либо действия идут вразрез с общепринятыми нормами, то общество может запросто отвернуться от человека. Таким образом, боязнь общественного порицания приводит к тому, что человек старается никак не выражать свое мнение, чтобы случайно не потерять одобрение окружающих.

Последствия стереотипного мышления не всегда бывают столь катастрофическими. Часто жизнь людей не сильно зависит от стереотипов, но в запущенной форме подобное мышление может кардинально изменить жизнь.

Как избавиться от стереотипного мышления

Чтобы избавиться от стереотипного мышления, достаточно следовать нескольким правилам.

  1. Медитируйте. Подобное упражнение позволяет посмотреть на ситуацию со стороны. Медитации освобождают разум, и он, не подверженный никаким стереотипам, может порассуждать спокойно и без чужого влияния.
  2. Контролируйте собственные мысли. Пуская ход рассуждений на самотек, человек неосознанно подвергается влиянию стереотипов. Если в этот момент попробовать сосредоточиться на рассуждении и взглянуть на дело отчужденно, то мышление абстрагируется от стереотипов.
  3. Задавайте себе вопросы: «Зачем я так поступаю?» и «Почему?» помогут трезво взглянуть на ситуацию.

Первое время человеку сложновато следовать этим правилам, но со временем все эти упражнения становятся неотъемлемой частью рассуждений.


Итоги

Стереотипное мышление присутствует у многих людей, но лишь некоторые готовы признать проблему и попытаться исправить ситуацию. Постоянное саморазвитие – это необходимое условие для становления успешным человеком. Для более детального погружения в проблему можно почитать другие статьи на сайте, так как чем больше известно о сути проблемы, тем больше способов ее решения отыщется. Работайте над собой, над своим мышлением, над своим внутренним миром, ведь главный человек в вашей жизни – это Вы сами.

Стереотипы - это бич современного общества. Клише, шаблоны, стандарты встречаются на каждом шагу. «Все богатые воруют», «ребенок обязан неукоснительно слушаться родителей», «каждая женщина должна родить», «мужчины не плачут»… Перечень подобных выражений можно продолжать до бесконечности. Стереотипы ужасны, ведь они беспощадно обобщают и долженствуют всех под одну гребенку, не учитывая индивидуальность каждого человека. А мышление стандартами еще хуже. Впрочем, обо всем - по порядку.

Формирование шаблонов

Прежде чем перейти к рассмотрению стереотипного мышления, необходимо рассказать о том, откуда вообще берутся пресловутые стандарты.

Считается, что основываются они на пережитом прошлом. Опыт, полученный нашими предками, - это причина зарождения образцов. С течением времени они закрепились и начали передаваться из одного поколения в другое, укореняясь в обществе и оседая в сознании людей.

Чем удобны нормы?

Стандартный ход мыслей действительно удобен. Ведь он рождает одинаковые модели поведения у разных людей. К тому же шаблонное мышление общества очень выгодно. Поскольку люди с укоренившимися в сознании стандартами, как правило, не обладают индивидуальностью и уникальностью. Они загнаны в рамки, живут надуманными нормами. Им легко что-то внушить дополнительно, управлять ими, манипулировать, зомбировать.

В некоторых стереотипах, конечно, есть рациональное зерно. Но в наше время даже эти шаблоны переиначены, искажены и доведены до крайностей.

Об индивидуальности

В современном обществе очень важно не потерять себя. Особенно, когда окружающим людям свойственно стереотипное мышление. Рано или поздно личность с развитой и неутраченной индивидуальностью начинает замечать, что он будто бы не подходит под образ «идеального» человека, сложившегося в обществе. Окружающие не соглашаются с его взглядами, убеждают его в неправоте, можно даже сказать, недовольны им.

Ранимый и чуткий человек, которому очень хочется всем нравиться, вследствие этого начинает терять уверенность в себе и своих силах. Могут развиться комплексы, нелюбовь к себе, упасть самооценка. Многие перестают принимать себя такими, какими они являются.

Более стойкие личности не обращают внимания на мнение окружающих. А у некоторых даже завышается самооценка, поскольку они способны мыслить широко, а другие ограничены рамками. Таким образом, он сам поощряет свою индивидуальность. Люди, не способные сделать этого, начинают жить так, как от них ожидают другие, получая взамен одобрение, но теряя свою уникальность.

Гендерные стереотипы

Это самые распространенные в общества шаблоны, демонстрирующие представления о поведении и особенностях мужчин и женщин. Они непосредственным образом связаны с гендерными ролями - социальными установками, определяющими подходящие и желательные модели представителей обоих полов. Стереотипы поддерживают их и воспроизводят. Вот самые распространенные:

  • Мужчина не должен плакать, говорить о своих чувствах, выполнять домашнюю работу.
  • Женщина обязана быть хранительницей домашнего очага, а не карьеристкой, свободной личностью или кем-то еще. Ее задачи - готовка, стирка, уборка, воспроизведение потомства и уход за главой семьи.
  • Если женщина не имеет семьи, она обязательно несчастна.
  • Мужчина обязан заниматься солидным или брутальным делом. Такие профессии, как, например, дизайнер, стилист, художник и многие другие, являются слишком «не мужскими».

Стоит отметить, что стереотипное мышление в гендерном разрезе закладывается в сознание людей с детства. Девочкам покупают кукол и игрушечные кухонные наборы. Мальчикам - машинки и роботов. И даже в детском саду может быть такое, что воспитатель, заметив, как девочка с интересом играет с каким-нибудь трансформером, отправит ее укладывать спать пупсов.

Что такое правильно?

Первый признак стереотипного мышление - это привычка делить все на правильное и неправильное. Нет, безусловно, у каждого из нас имеются свои предпочтения, взгляды, ценности, приоритеты. Но только люди с шаблонным восприятием мира могут агрессивно реагировать на иные мнения.

Они убеждены: правильно - это когда человек получил «кормящую» специальность. Потом устроился на стабильную работу, причем у себя на Родине, чтобы служить государству, а не искать лучшей жизни за границей. Отыграл свадьбу, «как у всех», создал семью, и обязательно с детьми. Правильно - это когда человек не выделяется из общества и живет, как все.

Но суть в том, что все относительно. Все люди разные и считают правильными лишь те установки, в которых лично они видят определенную ценность и смысл, а не кто-то другой.

Сфера профессий

В ней тоже встречается достаточно шаблонов. Профессиональным стереотипом является персонифицированный образ какой-либо специальности. Тут также имеет место понятие имиджа. Это образ, который наделяет какое-либо социальное явление определенными характеристиками. Некий «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание обществом. Имидж имеет внушающую функцию, так что нередко превращается в стереотип. Вот некоторые примеры:

  • Психологи все о нас знают. Только по одному взгляду они способны определить, что представляет собой тот или иной человек.
  • Педагог. Человек, который знает все и может дать ответ практически на любой вопрос.
  • Артист. Личность с интересной, веселой и беззаботной жизнью, имеющая массу возможностей, успех и перспективы.
  • Продавец. Обязательно лжец. Потому что ему нужно продать товар, а значит, даже если он будет не слишком хорош, тот распишет его как совершенство.
  • Журналист. Борзописец. Тот, кто готов за деньги опубликовать любую дезинформацию.

Кстати, нередко молодые люди, вдохновленные образами и стереотипами о профессиях, идут получать ту или определенную специальность, а потом жестоко разочаровываются в действительности.

У детей

Стереотипное мышление у самых маленьких тоже в той или иной степени проявляется. На другом, конечно же, уровне.

Например, ребенку говорят, что Земля круглая. Он может начать задавать вопросы, пытаться найти доказательства сказанному в книжках или в интернете. Но необязательно. Он также может и принять на веру сказанное, даже ни секунды не сомневаясь. И именно такая реакция скажет о том, что у него присутствует стереотипное мышление.

Но почему он не задаст вопросов? Считается, что причина кроется в определенных качествах сознания, именуемых стереотипными персональными маркерами. Сюда относят авторитетность, субвоздействие, эмоциональность. Вот взять, к примеру, первый маркер из перечисленных. Он предполагает веру в информацию только потому, что ее источник является авторитетным лицом. Разве ребенок может сомневаться в том, что ему сказали родители, старшие или педагоги?

Кстати, тут наблюдается еще один интересный момент - примеры стереотипного мышления по отношению к детям. Что же они должны, если верить шаблонам? Всегда слушаться родителей, воплощать их несбывшиеся мечты и желания в своей жизни, получать только «пятерки» и обеспечить стакан воды в старости. И многие мамы и папы не гнушаются всем перечисленным давить на своих детей.

Как перестать думать шаблонами?

Об этом люди редко задумываются. Как правило, из-за того что они даже не считают свое мышление стереотипным. Просто правильным, общепринятым. Но некоторых данный вопрос волнует, они даже проходят тест под названием «Стереотипное ли у вас мышление?» (version 1.0). Что ж, если ситуацию действительно хочется исправить, можно прислушаться к следующим советам:

  • Нужно учиться не выносить суждений. Ибо они представляют собой ярлыки, ограничивающие свободу восприятия. Как это сделать? Просто смотреть на мир, не оценивая его. Не комментировать - лишь наблюдать.
  • Надо отслеживать свои движения. Так удастся понять, какие из них стереотипны, а какие - нет. Каждое действие надо ввести в сферу осознанности. Это поможет в разрушении личных стереотипов, а также научит жить текущим моментом. Что касательно примеров? Вот самый простой: у лифта стоят люди. Они его ждут. Но большинство все равно нажмет на кнопку, зная, что лифт уже идет.
  • Понять, что все люди разные. Для этого достаточно ставить себя на их место. Вам не нравятся змеи - представьте, что кому-то точно так же не по душе то, к чему вы испытываете максимальную симпатию. Не нужно одобрять - достаточно просто принять этот факт, понять и не осуждать.
  • Заняться развитием кругозора. Это важно делать каждому, кого волнует вопрос о том, как избавиться от стереотипного мышления. Расширяется кругозор, а вместе с ним и рамки. Появляются новые знания, свежие мысли, пища для рассуждений, нередко меняются взгляды. Это если не избавит от шаблонов, то границы расширит точно.

Есть книги, стереотипное мышление ломающие напрочь. Опять-таки вкусы у всех разные, но большинство рекомендует к прочтению литературу эпохи постмодернизма. Таких авторов, как Патрик Зюскинд, Чак Паланик, Джон Фаулз, например. Или Ди Би Си Пьер, Джулиан Барнс, Тул, Дженнифер Иган. А начать лучше с изучения книг о стереотипном мышлении непосредственно, дабы понять суть изнутри. Благо в психологии таких достаточно.

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое ограничивает , препятствует раскрытию или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает , окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны , предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом. Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей. Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

Стереотип, шаблон мысли или клише – часто негативно окрашенный феномен, характеризующийся устойчивыми, упрощенными и нередко схематическими знаниями о явлении или объекте. Стереотип как феномен формируется на предыдущем социальном опыте. Стереотипное мышление основывается на предрассудке – знание, опыт или мнение, что было усвоено индивидом без критического отношения к новой информации. Предрассудок и клише – фундамент, на котором выстраиваются культурные, гендерные, этнические и социальные шаблоны.

В психологии выделяют такие функции стереотипов:

С биологической и эволюционной точки зрения стереотипы играют одну из ключевых ролей в выживании вида. Однако в культурном обществе шаблонность часто рассматривается в плохом свете:

  1. Нередко устойчивый предрассудок оказывается ложным. Он формирует негативное отношение к социальной группе или просто явлению. Из этого вытекают последствия: деформация восприятия, нарушение межличностных контактов, конформизм и коммуникативный дискомфорт.
  2. Мыслительный шаблон не есть универсальное средство решения проблемы. Для разных ситуаций существуют свои варианты решения задачи. Как следствие: стереотип убивает креативность.

Виды стереотипов

Существует такие основополагающие стереотипы:

С помощью этих видов формируется образ самосознания личности. Благодаря гетеростереотипам складываются отношения между целыми нациями или даже этносами, которые проживают на территории одной страны.

Часто наблюдается разрозненность в эмоциональной окраске: автостереотипы нередко являются более позитивными, нежели гетеростереотипы.

Гендерные стереотипы

Гендерные мыслительные шаблоны формируются в обществе под воздействием воспитания и влияния внешнего окружения. Суть гендерных клише состоит в обобщенном и категорическом представлении о мужчинах и женщинах как о гендерных единицах. Стереотипизация женщин и мужчин сформировалась исторически как следствие эволюционного развития человека и его роли в социальной жизни группы.

В основе гендерной стереотипизации положены бинарные оппозиции, которые предписываются мужчинам и женщинам: конкретика и абстрактность, интуиция и логика. Яркие примеры таких предрассудков:

На тему того, что женщины более эмоциональны, проводились исследования по работе некоторых участков мозга. Выяснилось, что хоть женщина и обладает большей по размеру лимбической системой (структура, отвечающая за эмоции), ее чувства никак не влияют на степень рассудительности. В итоге: мужчины и женщины равны как по своей логике, так и по своим эмоциям.

Половые стереотипы окружены множеством проблем, одна из которой занимает главенствующее звено – гендерное неравенство. Такая дискриминация скорее базируется на недостаточности женщин как социального звена. Слабому полу приписывают такие качества, как слабость, робость, неспособность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Отсюда берутся типовые стереотипы: женщина должна быть дома, растить детей и заниматься домашним хозяйством. Так, речь о серьезной карьере и бизнесе для стереотипного мышления не идет и вовсе.

Стандартные примеры гендерных стереотипов:

  • мужчина доминирует и властвует, женщина подчиняется;
  • женщины эмпатичны и чувствительны, мужчины черствы и бесчувственны;
  • мужчины независимы и индивидуальны, женщины зависимы.

Этнические стереотипы

Другими словами – этностереотип или национальный стереотип – исторически сложившееся понятие о стандартизированной модели поведения определенного этноса, нации. Этнические стереотипы часто характеризуются простотой и односторонностью, часто искаженным представлением о народе. Основной функцией является дифференциация «чужих» и «своих».

На основании этнического шаблона формируется национальный образ. Это – одна из форм описания народа, при которой обобщаются наиболее выразительные элементы поведения и культуры жизни, типовые особенности страны.

Так, когда говорят о немцах, многие люди представляют их народ, который постоянно пьет пиво и поедает баварские сосиски. При упоминании украинца жители стран бывшего СССР скорее всего вообразят сало и чуб.

Социальные стереотипы

Социальные шаблоны выстраиваются внутри сложившейся группы. Говоря об этом виде предрассудков, как правило имеют в виду стереотипное отношение к этническим, возрастным или гендерным членам общины внутри большой группы. Только когда клише разделяется бόльшей частью членов общества, стереотип приобретает статус социального. Эффект стереотипизации чаще всего формируется при появлении непохожего на других участников общества индивида. Например, ребенок с необычным именем, фамилией или чертами лица скорее всего поддастся насмешкам со стороны сверстников.

Социальные шаблоны почти всегда имеют негативный оттенок. Так, почти в каждой группе имеется отрицательное отношение к людям, чья половая ориентация атипична и отличается от ориентации большинства представителей общества. Гомосексуализм неформально преследуется во многих этнических группах. Однако в последний десяток лет этот этнокультурный феномен приобретает нейтральных характер, что говорит о созревании и окультуривании людей в психологическом аспекте.

К общественным стереотипам относится догматизм. Это – совокупность учений, что не требуют критического суждения. Они принимаются людьми без рационального подхода.

Стереотип и культура

Культурные стереотипы частично схожи с этническими. Однако последние формируют скорее внешний собирательный образ этноса, когда именно культурные говорят о внутренних чертах народа. Нередко можно встретить такую характеристику американцев: агрессивные, трудолюбивые и простодушные. Или, к примеру, немцы: педантичные, усердные и бескомпромиссные, точные. Все это – культурные стереотипы. Менталитет – простой пример такого клише.

Популярные стереотипы

К массовым стереотипам можно отнести такие клише:

Профессиональные стереотипы: полицейские всегда отважные и сильные люди, студенты ленивые и не стремятся к знаниям, рабочий класс – почти все пьют, адвокат всегда хороший оратор и произносит красивую речь перед судом.

Как формируются стереотипы и как они проявляются

Создание мыслительного клише не является одномоментным актом. Прежде чем закрепится определенный шаблон, то есть стереотип, в психике должна сформироваться цепочка, где первое звено занимает внешнее нейтральное событие. Последнее вызывает определенные чувство злости или радости – неважно. В дальнейшем при происшествии такого же события у человека актуализируются те же эмоции, которые и связываются с этим событием. В последующем формируется стойкое убеждение к явлению или объекту без полноты всей картины.

Различают следующие свойства стереотипов:

Самые распространенные стереотипы современного общества

В современном обществе чаще всего встречаются такие стереотипы:

  • этнические: отношение к странам и их культуре на основании кинофильмов и художественной литературы;
  • стереотипы, касающиеся сексуальных меньшинств;
  • гендерные шаблоны.

Как избавиться от влияния стереотипов

Нестереотипность всегда считалась примером ясного мышления и трезвых рассуждений.

Для того чтобы частично или полностью избавиться от оков стандартизированного мышления, необходимо следовать таким пунктам:

  • всегда проверять новую информацию, обдумывать ее и ставить под разным углом, полученные сведения поддавать жесткой критике;
  • читать как можно больше научной или научно-популярной литературы;
  • смотреть документальные фильмы и различные научно-развлекательные передачи, где ведущие разрушают мифы и стереотипы.