Михаил Юрьевич Лермонтов

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Если ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была полна душевных страданий и драматизма, то в более поздних стихах чувствуется некоторое умиротворение. В этом нет ничего удивительного, так как в 15 лет юный поэт влюбился в Екатерину Сушкову и очень долго добивался расположения этой ветреной особы, не понимая, что в ее сердце нет места ответным чувствам. Однако незадолго до гибели у Лермонтова вспыхивает роман с Варварой Лопухиной, которая к тому моменту была замужем, но всё же ответила на чувства поэта. Именно ей посвящено стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Варвара Лопухина, по мужу Бахметева. Акварель Михаила Лермонтова

Предположительно, оно было написано зимой 1841 года, когда Лермонтов приехал в Петербург, рассчитывая подать в отставку. Однако его рапорт не приняли, и молодому офицеру не оставалось ничего иного, как насладиться последним в своей жизни отпуском. Он провел его в светских салонах и на балах, которые посещал с единственной целью - увидеться с Лопухиной. Одна из этих встреч и послужила поводом для создания стихотворения. В нем возлюбленная поэта предстает в образе таинственной незнакомки, лицо которой скрыто маской. Однако даже среди сотен дам Лермонтов способен безошибочно узнать ту, которая занимает все его мысли. Ведь именно ему в этот вечер светили «пленительные глазки, и улыбалися лукавые уста».

Стоит отметить, что в 19 веке, согласно правилам этикета, замужние женщины даже на балах не могли открыто общаться с любыми другими мужчинами, кроме собственных супругов либо родственников. Поэтому заговорить с Лопухиной в присутствии всех светских сплетников Лермонтов не мог себе позволить. Ему оставалось довольствоваться малым - украдкой брошенными взглядами, обменом улыбками и тайными рукопожатиями. Тем не менее, поэт считает себя счастливцем, так как он в этот вечер сумел заметить и «шеи белизну», и «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну». Все остальное дорисовало его богатое воображение, которому автор был весьма признателен. Более того, мысленно он составил целый диалог с возлюбленной, в который поверил сразу же и безоговорочно. Более того, даже после бала поэт признается, что «живые эти речи» уже когда-то слышал, но не может вспомнить, с кем еще мог вести подобные разговоры. Лермонтов не испытывает иллюзий по поводу того, как сложатся его отношения с Лопухиной, так как разрушать брак своей избранницы не собирается. Поэтому, восхищаясь красотой этой женщины, он честно признается: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».

"Из-под таинственной, холодной полумаски" «ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ» , стих. (предположительно 1841), характерное для интимной лирики поздней поры: в отличие от ранних любовных циклов с их патетикой укоров и признаний, внимание поэта сосредоточено теперь не на истории собств. чувства, а на женских образах, значительных независимо от их причастности к лирич. биографии автора (ср. «М. А. Щербатовой»; «К портрету»). «В те годы любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом... как мелькнувшая надежда на будущее... или как мечта» [Максимов (2), с. 101]. Развитие темы стих. определяется поэтич. преображением первоначального - беспокойно-чувственного - впечатления от женского облика. В 1-й пол. стих. «слагаемые» этого впечатления: «холодная полумаска» как символич. признак душевной закрытости и вызова (в контексте дисгармонической и тревожной лермонт. темы маскарада; см. Игра в ст. Мотивы), подчеркнутая пластическая телесность 2-й строфы, моменты дерзкой любовной игры (жадное вглядывание героя, улыбка "лукавых уст" героини). Неслучайно А. А. Блок в лирически стилизованном портрете Л. (стих. "Безвременье", 1906) сопряг этот "знойный", по его словам, женский образ со своими инфернальными, возникающими посреди "таинственной пошлости" незнакомками в "черных шелках" (см. Собр. соч., т. 5, 1962, с. 76). Между тем в двух последних строфах - в потаенно-сердечной области воспоминания и надежды - возникает «бесплотное виденье» красавицы, сотканное из «легких признаков»; строки 11-12 перекликаются с мечтой об идеальной возлюбленной в стих. «Как часто, пестрою толпою окружен», в строках 13-14 приглушенно звучит тема платоновского «припоминания» и поисков утраченного идеала в новом обличье (ср. «Нет, не тебя так пылко я люблю»). Среди «легких признаков» особо выделен поэтич. памятью «отрадный, как мечта» голос героини («живые эти речи» - в 4-й строфе), что в лирике Л. обычно связывалось с возвышенной и тайной сущностью любви («Она поёт - и звуки тают», «Есть речи - значенье» и др.). Однако завершительный непринужденный прозаизм («старые друзья») вновь сводит идеализиров. создание поэтич. «мечты» в сферу отношений, исключающих безусловное поклонение и романтич. дистанцию. В целом стих. свидетельствует о том, как далеко отстоит вольно-противоречивое жизнеощущение позднего Л. и от пушкинского классич. культа «чистой красоты», и от предписаний романтич. идеализма (ср. стих. платоника А. К. Толстого «Средь шумного бала», написанное на лермонтовский - но лишившийся многотонности - лирич. сюжет; Л. Н. Толстой, сближая оба стих., отдавал предпочтение лермонтовскому, возможно, из-за его жизненной непреднамеренности и прихотливости; см. "Лев Толстой об иск-ве и лит-ре", т. 2, 1958, с. 152-53). Стих. - образец лермонт. композиц. мастерства. Тематич. равновесие частей (1-2-я строфы - впечатление, 3-4-я - мечта) сдвигается с места единым интонац. напряжением последних двух строф («И создал я тогда...», «И с той поры...», «И все мне кажется...», «И кто-то шепчет мне...»). Шестистопный ямб в катренах с перекрестной рифмовкой (8-й и 11-й стихи - «облегченные», пятистопные) благодаря сравнит. обилию дактилич. цезур и слабоударенным ходам в зачинах мн. стихов получает новое звучание - нередкий у Л.-ритмиста случай преображения традиц. размера. Строки 7-8 позволяют заметить, что Л. не прошел мимо «рискованной» поэтики В. Г. Бенедиктова. Стих. положили на музыку: М. А. Балакирев, Л. О. Бакалов (Попов), С. Н. Василенко, В. А. Гайгерова, З. А. Левина, А. В. Мосолов, В. Я. Шебалин и др. Автограф неизв. Впервые - «ОЗ», 1843, т. 28, № 5, отд. 1, с. 80.

Лит.: Гинцбург , с. 207-08; Пумпянский , с. 417; Пейсахович (1), с. 435; Удодов (2), с. 127-31.

И. Б. Роднянская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Из-под таинственной, холодной полумаски"" в других словарях:

    МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

    Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Воздушный корабль (значения). Воздушный корабль «Наполеон поднимается из гроба», (картина Ораса Верне, 1860) Жанр: баллада … Википедия

    - «На смерть Пушкина» … Википедия

    И, род. мн. сок, дат. скам, ж. Узкая маска, закрывающая только верхнюю часть лица. Черная полумаска. Полумаска сварщика. □ Из под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта. Лермонтов, Из под таинственной… Лицо ее… … Малый академический словарь

    ПОЛУМАСКА, полумаски, жен. Узкая маска, закрывающая только верхнюю часть лица (лоб, брови, часть носа). «Из под таинственной холодной полумаски звучал мне голос твой, отрадный, как мечта.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

В стихотворении даётся описание чувства и поэтической мечты лирического героя. Автограф стихотворения не сохранился, поэтому год написания (1841) указывается предположительно. Адресат также неизвестен. Разнятся и мнения исследователей о художественной ценности стихотворения: некоторые считают его слабым.

Особенностью стихотворения называли то, что Лермонтов описывает не свои переживания, а переживания женщины. На бале-маскараде лирический герой встречает незнакомку (мотив встречи).

Сначала она кажется ему «таинственной, холодной». Он вглядывается в неё, обращает внимание на её голос, глаза, улыбку. Так и не узнав, кто она, лирический герой расстаётся с ней. Но в душе лирического героя она запечатлевается как идеал, образ «бесплотного видения», сотканного из «легких признаков» той самой красавицы.

Возникает мотив узнавания (И всё мне кажется: живые эти речи / В года минувшие слыхал когда-то я) и надежда на будущую встречу (мотив мечты).

Композиционно стихотворение можно разделить на две части: прошлое (года минувшие) и будущее (после этой встречи). Случайная встреча героев становится отправной точкой в композиции. Первая часть стихотворения обращена к прошлому. Это передаётся с помощью глаголов: «звучали», «светили», «улыбалися», «заметил», «видел», «создал».

Вторая — к настоящему и будущему: «ношу», «кажется», «шепчет», «увидимся». 1-я и 2-я строфы — это прошлое лирического героя. Поэт рисует портрет женщины: её «отрадный, как мечта» голос, «пленительные» не глаза, а «глазки», уста «лукавые», белизну щёк («ланиты»), «локон своевольный».

Истинный облик героини контрастен «таинственной, холодной полумаске», потому что то, что скрывается под ней, излучает свет и теплоту, идущие навстречу лирическому герою («голос звучал мне», «глазки светили мне»).

Для создания женского образа Лермонтов использует романтические штампы, однако ему удаётся сделать стихотворение самобытным и оригинальным. В 3-й строфе (прошлое и настоящее) возникает образ «бесплотного видения». «Бесплотное видение» — это уже не светская красавица, а идеал любви, образ-мечта возлюбленной, та самая родственная душа, которую ищет герой, чтобы преодолеть чувство одиночества. Ключ к раскрытию образа — «живые эти речи», то есть тот самый «голос отрадный, как мечта», благодаря которому он узнал родственную душу (ср. «Есть речи — значенье … »).

В 4-й строфе прошлое и будущее сливаются, появляется надежда на встречу (И кто-то шепчет мне, что после этой встречи /Мы вновь увидимся, как старые друзья»).

Строфа построена с помощью синтаксического параллелизма (настоящее + прошлое, настоящее + будущее). Стихотворение по своему настрою оптимистично: в последней строфе появляется вера в возможность единения людей и обретение счастья.

Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.

Стихотворение было создано в 1841 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Ему тогда уже наскучило светское общество, он чаще предпочитал уединение. Однако ради одной своей возлюбленной, навсегда оставившей след в его сердце, поэт иногда выезжает на балы. Там у него есть возможность встретиться с Варварой Бахметевой, в девичестве Лопухиной, и украдкой наблюдать за ней. Считается, что именно ей посвящены строки этого стихотворения.

Брат и сестры Варвары, состоявшей в дворянском сословии, дружили с Лермонтовым, который впоследствии и сам познакомился с барышней. Любовь между ними была платонической, но оттого не менее нежной, светлой и сильной. Варвара же была вынуждена принять предложение посватавшегося к ней состоятельного помещика Бахметева, так как родители ее были настроены против Лермонтова. Поэт посвятил возлюбленной не одно произведение. Считается также, что образы Веры и ее старого мужа из «Княжны Мери» (одна из глав «Героя нашего времени») списаны с четы Бахметевых.

Жанр, направление и размер

Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.

Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь . Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
  2. Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
  3. Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Средства художественной выразительности

Все художественные средства, используемые автором при создании этого стихотворения, служили для построения полноты образов себя самого как лирического героя, незнакомки в маске, выступающей в роли любимой женщины, и в целом для всеобъемлющей передачи трепетных чувств поэта.

Лермонтов использовал только одно сравнение и уже в первом четверостишии: «Звучал мне голос твой отрадный, как мечта». Поэт тем самым сразу заявляет о стремлении своего сердца к возлюбленной, способности легко узнать ее средь шума и бала и о душевной боли, наполняющей его, будучи одновременно рядом и далеко от нее.

Эпитеты передают яркую эмоциональную окраску, придаваемую поэтом описываемым чувствам и переживаниям: «пленительные глазки», «лукавые уста», «таинственная, холодная полумаска», «девственные ланиты». Вместе с тем эти художественные образы говорят о том, что поэт одинок и раним. Он осознает, что не найдет способа выражения своей любви. Порой ему кажется, что любимая играет его чувствами, кокетничает. Это явственно передается через метафоры: «светили мне твои пленительные глазки», «улыбалися лукавые уста», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей». «Уста» — как пример возвышенной лексики, сообщающий о силе чувств к незнакомке в маске. Восклицание «Счастливец!» также передает высокую степень эмоционального состояния лирического героя.

Лермонтов подошел к созданию данного стихотворения, будучи преисполненным самых теплых, искренних и крепких чувств к даме сердца. И потому он наполнил свое творение самой изысканной и трогательной лексикой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!