В судьбе поэта-романтика Козлова заключен драматический парадокс, подмеченный еще Жуковским. "Козлов до болезни своей жил в свете и был увлекаем рассеянностью... Лишенный обеих ног, он начал учить по-английски и в несколько месяцев мог уже понимать Байрона и Шекспира. Потеряв зрение, он сделался поэтом... Для него открылся внутренний богатый мир в то время, когда исчез внешний".


А "внешний" мир Ивана Ивановича Козлова был достаточно обычным для потомка старинного дворянского рода. Московское детство в богатом доме отца, екатерининского вельможи; мальчишеские развлечения с братьями, гувернеры-иностранцы, военная "карьера", характерная для недорослей его круга: в пять лет сержант лейб-гвардии Измайловского полка, в шестнадцать - прапорщик, в восемнадцать - подпоручик. Все это заочно, без прохождения службы. Затем отставка - в девятнадцать лет. Козлов становится чиновником при московском генерал-прокуроре. Формально обязанности статской службы не мешали вольному, праздничному течению поры юношеской "рассеянности". Козлов - завсегдатай балов и салонов, блестящий танцор, завидный жених. Но не эти достоинства отличали его от прочих. Тонкий художественный вкус, начитанность молодого аристократа были замечены Жуковским и Батюшковым.

Водоворот светской жизни, куда вместились и "мятеж страстей", и "дерзкие упования", и счастливое супружество, прерывается 1812 годом. Почувствовав настоящее дело, Козлов входит в Комитет для образования московской военной силы, участвует в подготовке обороны Москвы. В дни московского пожара он лишается дома, имущества и в 1813 году вместе с семьей перебирается в Петербург, начинает службу в департаменте государственных имуществ министерства финансов.

При этом жизненные стимулы Козлов находит не в канцелярском рвении. Он сближается с Крыловым, Вяземским, с молодыми поэтами Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером. Будущий учредитель "Союза благоденствия" и Северного общества Николай Тургенев , знакомит его со своим антикрепостническим "Опытом теории налогов", другими сочинениями деятелей грядущего декабризма.

Такова почва, на которой взрастал этот талант, "пробужденный страданием" (Жуковский). С сорокалетнего возраста парализованный, ослепший, Козлов, однако, работает много и плодотворно.

И мой удел, с надеждами, с мечтами,

С веселыми и горестными днями,

По сердцу мне; он мне не утаил

Душевных тайн, и я недаром жил...

Первые поэтические опыты Козлова вдохновлены гением Байрона. Неожиданно сраженный болезнью, Козлов стремится постичь мастерство великого романтика: читает его поэмы в оригинале, делает необычный перевод "Абидосской невесты" - с английского на французский (а через несколько лет - и на русский). Затем следуют переложения фрагментов из "Чайльд-Гарольда", "Дон-Жуана", "Осады Коринфа", "Гяура"... Сегодня очевидно, что именно с переводческой деятельностью Козлова связано начало славы Байрона в России, его своеобразной жизни в русской лирике.

В оригинальном стихотворении, написанном на смерть Байрона, Козлов передал важнейшие для своих современников-соотечественников настроения:

Он первый на звуки свободных мечей

С казною, и ратью, и арфой своей

Летит довершить избавленье;

Он там, он поддержит в борьбе роковой

Великое дело великой душой -

Святое Эллады спасенье.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И в бурных порывах всех чувств молодых

Всегда вольнолюбье дышало.

Другая заветная тема лирики Козлова определяется его понятиями о человеческой воле, чести, благородстве. Частный эпизод эпохи наполеоновских войн, запечатленный в стихотворении "На погребение английского генерала сира Джона Мура", прозвучал не только как реквием достойному воину, но и как защита подлинной духовности и сердечности, непримиримых с мишурой и пошлостью суетной действительности.

Равно как гражданская страстность и нравственная взыскательность, была доступна Козлову и лирика тончайших переживаний человека. Сомнения, тревоги, "безделье мрачное", "скорбь души", "тайны дум высоких", "светлые мечты", живая радость, красота женщины, "сладкая тоска", счастье, любовь - все это дыхание его лирики.

Привет надежд, судьбы угрозы,

Волненье чувств, веселье, слезы,

Сердечной бездны глубина,

Все то, чем жизнь мрачна, ясна

И не сказать чего словами...

Исповедальная искренность романтической лирики Козлова принесла ему широкую известность у читателей, нашла отклик в лучших сердцах эпохи. В доме Козлова бывали - не просто сострадательными гостями, а воодушевленными собеседниками - Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев, Гнедич, Баратынский, композиторы Глинка и Даргомыжский, а также И. М. Муравьев-Апостол, Зинаида Волконская ... Стихотворения Козлова, беседы с ним помогли творческому становлению Лермонтова. Часто навещавший поэта Адам Мицкевич посвятил ему поэму "Фарис", в одической тональности воспевающую противостояние человека природным стихиям.

Всем строем своей лирики, всей своей судьбой - и личной и поэтической - Иван Иванович Козлов утверждал мысль о крепости человеческого духа, о красоте и вечных тайнах земного бытия.

И.И. Козлов: энциклопедическая справка

Окончил художественное училище, затем заочно исторический факультет .

Библиографическая справка

Иван Иванович Козлов родился 1 сентября 1936 г. в г. Иркутске. В культурных кругах он человек известный. Автор десятка книг об истории Сибири и Иркутска, этой теме он посвятил немало статей и исследований и исследовательских работ. Член Союза писателей России, поэт, изобретатель, энциклопедически образованный, разносторонний, основательный человек, потрясающе интересный собеседник. Иркутянин в третьем поколении, он в последнее годы живет и работает в . Он частый гость на различных историко- краеведческих и литературных мероприятиях шелеховской центральной библиотеки, постоянный автор и собеседник на страницах газеты «Шелеховский вестник». Работая в архивах по изучению истории своей семьи, выяснил много интересных фактов: сибиряк в девятом поколении по линии своей матери. И родословная его идет от известного во времена монголов человека в Забайкалье– Пляскина Василия Федоровича. Родоначальник рода был очень своенравным, неукротимым, взбалмшным человеком. От него монголы терпели постоянные беды и поэтому вынуждены были его выкрасть. К счастью, говорит Иван Иванович, он не вышел характером предка. Иван Иванович, человек, к которому очень рано пришло осознание того, что жизнь человека – краткий миг в масштабах Вселенной. Многие годы он искал ответ на вопрос о смысле существования человека на Земле. Изучал китайскую философию, древнегреческую, прочитал бесчисленное количество художественной литературы. Все это познавательное многообразие и послужило разносторонней деятельности в настоящем, в том числе и в литературном творчестве. Стихи пишет с юности. Публиковался в «Советской молодежи», где литературным консультантом была известный иркутский поэт Елена Жилкина. Участвовал в создании 16 музеев Иркутской области, в их числе музей г. Иркутска. В последние двадцать лет руководит частным научным - исследовательским центром «Экосфера Байкал». Средства на его исследования Центр зарабатывает сам. Главный секрет успешной творческой деятельности по выражению этого многогранного человека: «Если начинаю интересоваться какой-либо темой, то изучаю её досконально». В скором времени Иван Иванович познакомит своих читателей с новой книгой: «Мои музеи», которая не оставит равнодушных к проблеме создания музеев и о многом другом.

Материал предоставлен РМКУК «Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека»

Сочинения И.И. Козлова

  1. Колокола не умолкают. - Иркутск, 1979.
  2. Путеводитель по Иркутску. - Иркутск, 1982.
  3. Самая долгая зима. - Иркутск, 1985.

Биография

Иван Иванович Козлов родился в Москве 11 апреля 1779 года. Происходил из знатного дворянского рода Козловых. Сын известного Екатериниского статс-секретаря Ивана Ивановича Козлова и внук Ивана Ивановича Козлова , капитана, командира устроения судов в Казани и члена Военной Коллегии.

Мать его, Анна Апполоновна, урожденная Хомутова, родная тетка известного атамана Хомутова, воспитывая сына дома, сумела дать ему прекрасное, разностореннее образование.

На шестом году от роду с октября 1784 года он был зачислен сержантом в Измайловский полк, а на шестнадцатом году 19 февраля 1795 года был произведён в прапорщики. Служил три года в лейб-гвардии Измайловском полку, а затем вышел в отставку и поступил на гражданскую службу в 1798 году с переименованием в губернские секретари. С 24 октября 1798 года, будучи переведенным в колежские ассесоры, был зачислен в канцелярию генерал-прокурора.

С 1799 года служил в герольдии. В 1807 года находился в канцелярии Московского главнокомандующего Тутолмина, где 13 ноября получил чин надворного советника. В 1809 году Козлов И.И. женился на дочери бригадира С.А. Давыдовой, от которой у него родились сын Иван и дочь Александра.

С 20 июня по 30 августа 1812 года он работал в комитете для образования московской военной силы. Будучи уволенным со службы вместе с другими чиновниками за три дня до вступления Наполеона в Москву, Иван Иванович уехал с семьей в Рыбинск к Хомутовым, родным матери.

По изгнании французов из России, Козлов не вернулся в разоренную Москву, а переехал в С-Петербург. 24 июля 1813 года Иван Иванович получил место помощника столоначальника в Департаменте Государственных Имуществ.

Около 1818 года паралич лишил его ног. В 1819 году Козлов начал терять зрение, а к 1821 году окончательно ослеп. Тогда он занялся поэзией и переводами с итальянского, французского, немецкого и английского языков.

В 1821 году появилось в печати его стихотворение "К Светлане", за ним послание " Поэту Жуковскому", "Байрон" и т.д.

Поэма "Чернец", напечатанная в 1824 году поставила имя Козлова на ряду с лучшими поэтами того времени. Несмотря на слепоту и неподвижность, Козлов держался с редким мужеством: сидя в инвалидной коляске, он всегда был изысканно одет, захватывающе ярко говорил, наизусть читал всю европейскую поэзию. Никто не догадывался о том, что по ночам его терзали жестокие боли.

Умер 30 января 1840 года. Погребён на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре недалеко от могилы Карамзина, где возле него похоронен впоследствии друг и покровитель его В. А. Жуковский.

Поэмы

- Чернец

Стихи

- Молитва
- Жнецы
- Тоска
- Два челнока
- Моя молитва
- Не наяву и не во сне
- К Жуковскому
- Над тёмным заливом, вдоль звучных зыбей
- Вечерний звон
- Бессонница
- На отъезд
- На погребение английского генерала сира Джона Мура
- Сон невесты

Козлов Иван Иванович (1779—1840) — поэт и переводчик, родился в Москве, в знатной дворянской семье, в которой старшего сына всегда называли Иваном. Домашние учителя дали Козлову отличное образование; он в совершенстве знал французский, итальянский языки. С 16 лет Козлов служил в лейб-гвардии Измайловского полка. Был хорош собою, отличался изящными манерами, вел светскую жизнь и «считался лучшим кавалером на балах», влюблялся, разочаровывался. Вместе с тем он серьезно интересовался литературой, много читал, с почтением относился к Карамзину, дружил с Жуковским. На гражданской службе успешно делал карьеру и не думал быть поэтом. В 1809 году женился на красавице Софье Андреевне Давыдовой. Счастливая семейная жизнь отвлекла его на некоторое время от творчества.

И.И. Козлов не остался безучастным к Отечественной войне 1812 года. Служил в Канцелярии московского главнокомандующего, принимал участие в снаряжении народного ополчения, был активным участником и организатором обороны Москвы. Во время пожара в Москве сгорели дом и имущество Козлова. Он с семьей переехал в Петербург и стал служить в Департаменте государственных имуществ. В Петербурге Козлов оказался в центре литературной и общественной жизни. Он познакомился с молодым А.С. Пушкиным, которого очень любил и впоследствии многому у него научился, с будущими декабристами К. Рылеевым, Никитой Муравьевым и В. Кюхельбекером. Близким другом для него стал Николай Тургенев (идеолог тайного декабристского общества).

В 1816 году И.И. Козлов заболел, стал терять зрение, к 1821 году совсем ослеп, был парализован, не мог двигаться, однако он не потерял чувства самообладания. Занялся переводами, писал стихи. Козлова толкала к литературной работе также и нужда, так как наследственное состояние было прожито. Он мужественно переносил свое несчастье. За годы болезни он выучил английский и немецкий языки, стал знатоком мировой поэзии, начал переводить и писать стихи. В 1819 году переводит на французский язык поэму Байрона «Абидосская невеста», написал первое стихотворение-послание «К Светлане», посвященное племяннице В.А. Жуковского. Стихотворение было замечено в литературных кругах. В 1822 году написал стихотворение-послание «К другу В.А. Ж. по возвращении его из путешествия». В 1824 г. вышла в свет поэма Козлова «Чернец», пользовавшаяся необыкновенной популярностью. Поэму высоко оценили современники — Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, а А.С. Пушкин отозвался на поэму стихотворением «Козлову» (1825).

Козлов — поэт-романтик, ученик и последователь В.А. Жуковского. Ему принадлежат собственные и переводные стихотворения, в которых звучит скорбь об ушедшем счастье, осмысление своей судьбы, «надежда на лучшую жизнь за гробом». Его стихи задушевны и музыкальны. На стихи Козлова писали музыку Ф. Алябьев, А. Гурилев, М. Глинка, А. Даргомыжский и др. Козлов пробовал себя в разных жанрах (элегия, песни в народном духе, баллады, патриотические стихотворения и т.д.). Произведения Козлова передавали читателю тайну сердца. «Козлов — поэт чувства, точно так же, как Баратынский — поэт мысли», — отмечал В.Г. Белинский. Шедевром русской философской поэзии считается стихотворение И. Козлова «Стансы» («Вчера в лесу я, грустно увлечён, / сидел один и сердцем сокрушён»).

Умер Иван Иванович Козлов в 1840 году в Петербурге. Похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре.

Ро-да. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние. В 1784 году за-пи-сан в лейб-гвардии Измай-лов-ский полк, в 1798 году уво-лен с во-енной служ-бы. С 1807 года чис-лил-ся в кан-це-ля-рии московского глав-но-ко-ман-дую-ще-го. В Отечественную вой-ну 1812 года слу-жил во 2-м комитете для об-ра-зо-ва-ния москов-ской во-енной си-лы. В 1813-1823 годах со-сто-ял на служ-бе в Департаменте государственных иму-ществ. Кол-лежский советник (1813 год).

В конце 1810-х годов из-за па-ра-ли-ча ног ли-шил-ся воз-мож-но-сти пе-ре-дви-гать-ся, к 1821 году пол-но-стью ос-леп. То-гда же Козлов, пре-ж-де вед-ший рас-се-ян-ную свет-скую жизнь, при-об-щил-ся к литературному твор-че-ст-ву (пер-вая пуб-ли-ка-ция - стихотворение «К Свет-ла-не», 1821 год). В ав-то-био-гра-фическом по-сла-нии «К дру-гу В.А. Ж<уков-ско-му> по воз-вра-ще-нии его из пу-те-ше-ст-вия» (1822 год) Козлов опи-сал по-стиг-шее его не-сча-стье как ду-хов-ное про-зре-ние, спа-си-тель-ное про-бу-ж-де-ние ду-ши к ис-ти-нам ве-ры и уте-ше-ниям по-эзии . Вы-ра-жен-ное в ли-ри-ке Козлова по-ни-ма-ние твор-че-ст-ва как ре-лигиозного во-оду-шев-ле-ния [«Стан-сы» («Вче-ра я, мра-ком ок-ру-жен-ный…»), 1834 год, «Гимн Ор-фея», 1839 год, и др.], при-вер-жен-ность к ме-ло-дической гар-мо-нии в сти-хах, к жан-рам ро-ман-са и пес-ни («Ве-не-ци-ан-ская ночь», 1825 год, музыка М.И. Глин-ки, и др.) род-ни-ли его с В.А. Жу-ков-ским. На сти-хи Козлова пи-са-ли му-зы-ку А.А. Алябь-ев, А.С. Дар-го-мыж-ский и др.; стихотворение «Ве-чер-ний звон» (1827 год, перевод из Т. Му-ра) с му-зы-кой не-известного ав-то-ра ста-ло народной пес-ней. Не-ко-то-рые сти-хо-тво-ре-ния Козлова под-чи-не-ны за-да-чам хри-сти-ан-ской ди-дак-ти-ки («Ра-зо-ре-ние Ри-ма и рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ст-ва», 1826 год; «Эле-гия. Воль-ное под-ра-жа-ние святому Гри-го-рию На-зи-ан-зи-ну», 1830 год; «Моя мо-лит-ва», 1834 год; «Мо-лит-ва», 1834 год).

Ув-ле-ка-ясь «мя-теж-ной» по-эзи-ей Дж. Бай-ро-на [пе-ре-вёл его по-эму «Аби-дос-ская не-вес-та» (полное издание 1826 года), сти-хо-тво-ре-ния и от-рыв-ки из других по-эм], Козлов, как пра-ви-ло, пе-ре-ос-мыс-лял её в сен-ти-мен-таль-но-эле-гическом клю-че. Ему при-над-ле-жит од-на из пер-вых русских ро-ман-тических «бай-ро-ни-че-ских» по-эм - «Чер-нец» (1823-1824 годы, отдельное издание 1825 года). На ме-сто де-мо-нического и не-при-ми-ри-мо-го бай-ро-нов-ско-го ге-роя Козлов по-ста-вил че-ло-ве-ка, пе-ре-жи-ваю-ще-го со всей ро-ман-тической эк-заль-та-ци-ей стра-да-ния «зем-ной жиз-ни». Ду-шев-ные бо-ре-ния Чер-не-ца - не-сча-ст-но-го си-ро-ты, уби-то-го го-рем му-жа, обе-зу-мев-ше-го мсти-те-ля и, на-ко-нец, каю-щего-ся греш-ни-ка - раз-ре-ша-ют-ся в на-де-ж-де на спа-се-ние и про-ще-ние за гро-бом.

Ре-лигиозно-ди-дак-тические мо-ти-вы про-ни-зы-ва-ют так-же по-эму Козлова «Кня-ги-ня На-та-лья Бо-ри-сов-на Дол-го-ру-кая» (1824-1827 годы, отдельное издание 1828 года), по-свя-щён-ную судь-бе же-ны И.А. Дол-го-ру-ко-ва (смотри Дол-го-ру-ко-вы), по-сле-до-вав-шей за му-жем в Си-бирь, а сра-зу по-сле его каз-ни (в дей-ст-ви-тель-но-сти спус-тя 19 лет) за-тво-рив-шей-ся от ми-ра в мо-на-сты-ре. По-след-няя по-эма Козлова («Бе-зум-ная», 1830 год) и позд-ние его бал-ла-ды («Брен-да», 1834 год, «Ночь ро-ди-тель-ской суб-бо-ты», 1835 год, «Тай-на», 1836 год, и др.) от-ли-ча-ют-ся мрач-ным ко-ло-ри-том и оби-ли-ем ро-ман-тических «ужа-сов» и «тайн», от-ра-жая об-щие тен-ден-ции по-эзии 1830-х годов. Сре-ди пе-ре-во-дов Козлова - «Крым-ские со-не-ты» А. Миц-ке-ви-ча (1829 год). При жиз-ни Козлова вы-шло три сборника его сти-хо-тво-ре-ний (1828, 1833, 1834 годы). По-смерт-ное из-да-ние (1840 год) под-го-тов-ле-но Жу-ков-ским, от-ре-дак-ти-ро-вав-шим не-ко-то-рые его сти-хи.

Сочинения:

Сти-хо-тво-ре-ния. СПб., 1892;

Полн. собр. сти-хо-тво-ре-ний / Вступ. ста-тья И. Д. Глик-ма-на. Л., 1960.

Иллюстрации: