Календа́рь - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Чтобы хоть как-то согласовать сутки, месяц и год, в различные эпохи различными народами было создано много календарей. Все их можно разделить на три главных типа: лунные (которые строились на периодичности движения Луны), солнечные (соответственно, на периодичности движения Солнца) и лунно-солнечные (которые строились на периодах движения Луны и Солнца).

Слово «календарь» произошло от латинского calendarium - так называлась долговая книжка в Древнем Риме: должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.

Его родина – Вавилон. В этом календаре год состоял из 12 лунных месяцев, в которых было по 29 или по 30 дней. Мусульманский лунный календарь существует и в наше время в некоторых арабских странах. Количество дней в месяцах в этом календаре меняется так, чтобы первое число месяца начиналось с новолуния. Продолжительность года – 354 или 355 средних солнечных суток. Таким образом, он короче солнечного года на 10 суток.

Солнечный календарь

Первые солнечные календари появились в Древнем Египте за несколько тысячелетий до нашей эры. Для них годом был промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса, самой яркой звезды неба. Они заметили, что предутренние восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, а от этого зависел их урожай. Наблюдения появления Сириуса дали возможность определить продолжительность года – 360, а затем 365 суток. На основе этих наблюдения был создан солнечный календарь: год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Год делился также на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева, время сбора урожая. После уточнения продолжительности солнечного года в конце года прибавлялось дополнительно 5 дней.

А солнечный календарь, которым пользуются сейчас почти все страны мира, зародился у древних римлян. Уже с середины VIII в. до н.э. они использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня. В VII в. до н.э. была произведена его реформа: к календарному году прибавили еще 2 месяца, и число дней увеличили до 355. Но он не соответствовал явлениям природы и потому каждые 2 года вставлялся добавочный месяц, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Таким образом, каждые 4 года состояли из двух лет по 355 дней и двух удлиненных – по 377 и по 378 дней.

Но это вносило изрядную путаницу, потому что изменять продолжение месяцев было обязанностью жрецов, которые иногда злоупотребляли своей властью и произвольно удлиняли или укорачивали год.

В 46 г. до н.э. была проведена новая реформа римского календаря, осуществленная Юлием Цезарем, римским государственным деятелем и полководцем. Отсюда пошло название юлианского календаря. Счет начался с 1 января 45 г. до н.э . В 325 г. юлианский календарь был принят Византией.

Но весеннее равноденствие каждые 128 лет по юлианскому календарю отступало на 1 сутки, в XVI веке оно отстало уже на 10 дней, что осложняло расчеты церковных праздников. Поэтому глава католической церкви папа Григорий XIII созвал комиссию для создания календаря, по которому бы день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта и больше не отступал от этой даты. Новая система стала называться григорианским календарем , или новым стилем. В России новый стиль был принят только в 1918 г., хотя в большинстве европейских стран он был введен в XVI -XVII веках.

Это более совершенный календарь, в котором лунные месяцы приблизительно согласуются с солнечным годом. Первые такие календари появились в Древней Греции в 1 тысячелетии до н.э. Год по этому календарю делился на 12 месяцев, начинаясь с новолуния. Для связи с временами года (солнечным годом) вставлялся дополнительно 13-ый месяц. Такая система до настоящего времени сохранилась в еврейском календаре.

История

Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и др. вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне - с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7521 год от Сотворения Мира, в исламе - 1433 год Хиджры, по буддийскому календарю идёт 2555 год эры Нирвана, по календарю бахаи - 168 год.

Перевод из одного летосчисления в другое представляет трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.

А как в России?

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя (седмица).

После установления христианства в 988 г. счёт лет стали вести по юлианскому календарю от «сотворения мира», точнее - от «сотворения Адама» - с пятницы 1 марта , приняв византийский вариант этой даты - 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 г. (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября . Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 г. Иваном Фёдоровым .

Петр I действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет). По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.

Разница между старым и новым стилями составляла в XVI-XVII веках 10 суток, XVIII веке - 11 суток, в XIX веке - 12 суток, в XX-XXI веках составляет 13 суток.

Как было сказано ранее, григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь. 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930 г. Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

На картинке показан табель-календарь на 1939 год. Фактически - это календарь на любой год, единственное отличие - наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки - 28 февраля - идёт сразу первый день шестидневки - 1 марта.

Неделя в СССР в 1929-1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.

Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 г. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно - до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Но…

Начало календарного года – понятие условное. В разное время в различных странах новый год начинался и 25 марта, и 25 декабря, а также и в другие дни. 12 месяцев в году и 7 дней в неделе – также условное понятие, хотя и имеет астрономическое обоснование.

Условным является и установление эры. Существовало более 200 различных эр, связанных с различными реальными или религиозными событиями.

Система отсчета лет от Рождества Христова принята теперь большинством государств и называется нашей эрой (или новой эрой).

Точно определить продолжительность тропического года было очень важно, и задача эта оказалась непростой. Ее решали многие выдающиеся ученые мира. Было определено, что продолжительность тропического года - величина не постоянная. Очень медленно, но она изменяется. В нашу эпоху, например, уменьшается за столетие на 0,54 секунды. И сейчас составляет 365 дней, 5 ч 48 мин 45,9747 сек.

Нелегко было определить, сколько времени продолжается год. Но когда все точно подсчитали, то столкнулись с еще большими, можно сказать, с неразрешимыми трудностями.

Если бы в году оказалось целое число суток, все равно сколько, то составить простой и удобный календарь легко. Пусть даже были бы половинки, четвертинки, восьмушки суток. Их тоже можно сложить в целые сутки. А тут 5 ч 48 мин 46,9747 сек. Из таких “добавок” никак не составишь целые сутки. Получается, что год и сутки несоизмеримы. Остаток при делении - бесконечная дробь. Поэтому разработать простые и удобные системы счета дней в месяце и в году оказалось совсем не простым делом. И хотя от древних времен до наших дней было составлено множество различных календарей (древнеегипетский, китайский, вавилонский, вьетнамский, мусульманский, еврейский, римский, греческий), ни один из них нельзя назвать достаточно точным, удобным, надежным.

Високосного, то есть состоящего из 366 суток, года в природе не бывает. Его придумали, исходя из того, что “остаток” от 365 дней тропического года - 5 ч 48 мин и секунды - очень близок к 1/4 суток. За четыре года набираются целые сутки - добавочный день в високосном году.

Судя по многим источникам, первым до этого додумался египетский грек Созиген. В календарь високосный год впервые был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Р. Х.

Этот календарь стали называть юлианским. Он прочно вошел в жизнь в начале нашей эры и действовал на протяжении многих веков. По этому календарю жили не только Римская империя и Византия (откуда он в Х веке с принятием христианства пришел на Русь), но и все страны Европы, Америка, многие государства Африки и Азии.

В IV веке понадобилось внести ряд изменений в юлианский календарь. Укреплялось христианство, и церковь считала необходимым отрегулировать даты религиозных праздников. Было установлено твердое соответствие (для IV века) солнечного юлианского календаря лунному иудейскому. Так, чтобы христианская пасха в IV веке никогда не могла совпасть с иудейской.

В VI веке римский монах Дионисий Малый задумал ввести новую христианскую эру, начало которой идет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как в иудейской эре, или от каких-либо других событий, как в разных языческих эрах. Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.

Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. На Руси, как и в Византии, еще долго, несколько веков, продолжали считать годы от сотворения мира.

А между тем в результате неточного определения продолжительности юлианского года - 365 суток и 6 часов, тогда как в действительности год на 11 мин и 14 сек короче - к концу XVI века (после поправок, внесенных в календарь в IV веке) набежала разница в 10 суток. Поэтому весеннее равноденствие, которое в 325 году приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта. Кроме того, праздник христианской Пасхи стал приближаться к еврейской Пасхе. Они могли сойтись, что по церковным канонам совершенно недопустимо.

Католическая церковь пригласила астрономов, и те более точно измерили продолжительность тропического года, разработали изменения, которые необходимо внести в календарь. По указу папы Григория XIII с 1582 года в католических странах стали вводить календарь, который получил название - григорианский. Счет дней передвинули на 10 суток вперед. День после четверга 4 октября 1582 года предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Весеннее равноденствие снова возвратилось на 21 марта. Чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок, было решено каждые 400 лет выбрасывать из числа високосных 3 дня. Чтобы за 400 лет было не 100 високосных, а 97. Для этого надо не считать високосными те столетние годы (годы с двумя нулями на конце), в которых число сотен (две первые цифры) не делится без остатка на 4. Таким образом, годы 1700, 1800, 1900 не были високосными. Год 2000 - будет високосным, а 2100 - нет. Длина года по григорианскому календарю хоть немного, на 26 сек, но все же длиннее истинного. Это приведет к ошибке в одни сутки лишь за 3280 лет.

Новое летосчисление уже в 80-х годах XVI века было введено в Италии, Испании, Португалии, Польше, во Франции, в Люксембурге, в католических кантонах Швейцарии. Гораздо труднее его принимали протестанты и православные.

Пользование разными календарями, особенно в странах, тесно общающихся, вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Так, например, Англия приняла григорианский календарь только в 1752 году. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир, можно подумать, что два величайших писателя мира скончались в один и тот же день. На самом же деле разница была в 10 дней. Шекспир умер в протестантской Англии, которая в эти годы еще жила по юлианскому календарю (по старому стилю), а Сервантес - в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Календарные реформы в России шли своим чередом, и нередко с большим опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Счет годов велся от сотворения мира, которое, по церковным понятиям, произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта. В конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября. Указом от 15 декабря 7208 года Петр I ввел в России христианское летосчисление. День, следующий после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, предписывалось считать началом нового года - 1 января 1700 года от Рождества Христова. Издавая этот указ, Петр не побоялся круглой даты - 1700, которую в то время многие в Европе ожидали со страхом. С ней в очередной раз после 1000 и 1100 годов от Р. Х., после 7000 года от сотворения мира и других “круглых” дат, с трепетом ожидали конца света и Суда Божия над всеми живыми и умершими. Но эти смертельно пугавшие людей годы приходили и уходили, а человеческий мир оставался таким же, каким был.

Петр приказал россиянам торжественно, весело встречать 1 января 1700 года, “поздравлять с новым годом и новым веком”. Вот тут он допустил ошибку и ввел народ в заблуждение, что новый век будто бы начинается с двух новых цифр и двух нулей. Эта ошибка, видно, крепко вошла в сознание многих русских.

Итак, Россия перешла на христианское летосчисление, но оставался юлианский календарь, старый стиль. А между тем большинство стран Европы уже более ста лет жили по григорианскому календарю. Разница между старым и новым стилями составляет: для XVIII века - 11 суток, для XIX - 12, для ХХ и XXI (в XXI веке - из-за того, что 2000 год считается високосным) - 13, в XXII веке она увеличится до 14 суток.

В России григорианский календарь принят в 1918 году первым советским правительством, не связанным с церковью. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. С середины ХХ века григорианским календарем пользуются практически все страны мира.

Давайте поговорим о том, что такое календарь, что он собой представляет. Это слово за всю свою историю имело разные значения. Сам термин происходит от латинского calendae. Это первый день месяца в Древнем Риме. Позже появилось слово calendarium - долговая книга, в которую в каждый день нового месяца заносились кредиторами обязательства и проценты по ним. А вот в Средние века слово уже приобрело современное значение.

Календарь: определение и краткая классификация

Так что же такое календарь в нашем понимании? Это своеобразная система отсчета длительных промежутков времени с их делением на более краткие периоды (год, месяц, неделя, день). Необходимость согласовать между собой и сутки привела к появлению нескольких календарных систем, а точнее трех:

  • солнечный календарь,
  • лунный,
  • лунно-солнечный.

Солнечный календарь основывался на вращении Солнца, согласовывая при этом
сутки и год. Лунный - на движении Луны, согласовывая сутки с лунным
месяцем. В лунно-солнечном календаре предпринималась попытка соединить между собой все эти промежутки времени.

Из истории календаря

А сейчас сделаем еще один небольшой экскурс в историю. Календарь, показывающий число, день недели, месяц и позволяющий сосчитать, сколько осталось времени до какого-нибудь важного события, впервые создали еще в Древнем Египте. Египтянам он был необходим для подсчета количества дней, оставшихся до разлива Нила. К этой дате они должны были заранее подготовиться: очистить каналы, отремонтировать плотины. Для них это было крайне важно. Не задержи они воду, та бы просто ушла в море, а урожай пропал бы без влаги. Жрецы заметили, что при на небосводе на рассвете появляется очень яркая звезда. Сейчас ее называют Сириусом. Именно в этот день и начинал разливаться Нил. Потом египтяне подсчитали, что эта звезда появляется один раз в 365 дней. Эти дни они поделили на 12 промежутков, каждый из которых состоял из 30 суток (теперь мы их называем месяцами). Последние 5 дней они поместили в самом конце года. Вот такой вид имел «прародитель» нашего современного календаря.

Со временем египтяне поняли, что допустили ошибку в подсчетах. Ведь через 4 года Сириус опаздывал на целые сутки. А через восемь лет еще на одни… Они выяснили, что год имеет 365 дней и еще 6 часов. Разница нам кажется совершенно маленькой, однако за 4 года набегают целые сутки. Египтяне не стали менять свой календарь. И лишь в 46 г. до н. э. изменения в их системе времени произвел римский император Юлий Цезарь. После этого календарь назвали юлианским. По нему каждый из месяцев года состоял из разного количества дней (31, 30, а февраль - 28). К самому короткому (февралю) один раз в 4 года прибавляли один день. Сейчас мы такой год называем високосным. Как известно, в нем 366 дней.

Современный календарь немного отличается от древнеегипетского и юлианского, имеет свои нюансы… Более тщательные расчеты позволили до секунд определить длину года. Казалось бы, какая мелочь все эти минуты и секунды. Но за 400 лет их набежало на трое суток. Следовательно, календарь вновь оказался неточным. И вновь потребовалось вносить коррективы.

В 1582 г. Григорий XII внес свои изменения и назвал календарь
григорианским. Шло время. За много лет расхождения между юлианским и составили целых 13 дней. Европа перешла на времяисчисление, предложенное папой римским. А вот Россия долгое время отдавала предпочтение юлианскому. В 1918 году при переходе на новый календарь пришлось убрать сразу 13 дней. В России было 31 января, и сразу наступило 14 февраля. И до сих пор при описании событий столетней давности во многих источниках часто указывается не одна, а две даты - старого и нового стиля. Необходимо заметить, что и нынешний календарь, к которому мы все привыкли, тоже несовершенен и содержит свои погрешности. Речь идет об ошибке в одни сутки, которые накапливаются за 3300 лет.

Разновидности календарей

Следует заметить, что в настоящее время календарь является не просто средством определения дня, года, месяца. Он имеет более широкое применение, а значит, и разновидностей его должно быть несколько. Все мы слышали, например, о детских календарях. А есть еще церковный, астрологический, метеорологический и др. Вкратце остановимся на каждом из них. И начнем, пожалуй, с детского.

Для самых маленьких

Итак, давайте разберемся, что такое календарь для детей, обсудим, каково его предназначение и отличительный черты.

Детский календарь развития помогает родителям следить за ростом и изменениями в развитии малыша: достаточно ли он прибавил в весе? Каков его рост? Есть ли прогресс в двигательном развитии, психоэмоциональном? Как правильно заниматься с ребенком, какие первые игрушки ему предлагать? Каждый малыш индивидуален, а потому и развивается своими темпами, и его достижения могут не совпадать с общепринятыми нормами. Задача календарей для детей в этом случае как раз и заключается в том, чтобы помочь ориентироваться родителям в нужных параметрах.

Следим за погодой

Несправедливо было бы в процессе нашего разговора обойти вниманием и такие разновидности, как астрологический, религиозный, погодный календари. Первые два вида нам хорошо известны. А вот вопрос о погодных календарях следует изучить более внимательно. Интересна сама история их возникновения. Итак, давайте рассмотрим, что такое календарь погоды и для чего он нужен.

Его появление обусловлено первой необходимостью людей систематизировать
свои наблюдения за погодными явлениями. В календарь заносили сведения о метеоусловиях в различные дни года, месяцев, сезонов. По аналогии с астрологическими, погодные предсказывали будущее состояние природы. Такие календари были еще в Древнем Риме. Пик увлечения ими приходится на Средние века. В те времена даже была издана «Книга природы» (1340 г.).

Несложно представить, насколько сложно рассчитать долгосрочные прогнозы.
Подавать их только на основе обычных примет просто наивно. Но множество погодных календарей было составлено именно таким образом. И люди в них верили. Одним из таковых был столетний календарь. А возник он следующим образом. В XVII веке жил аббат Маврикий Кнауэр. После тяжелой войны между протестантами и католиками
земли были опустошены и разорены. Сельское хозяйство пришло в упадок. Аббат Кнауэр был очень обеспокоен этим. Погода его тоже не радовала. Снег и поздние заморозки весной мешали сеять, от ливней вымокали культуры, засуха летом губила урожай. Аббат Кнауэр начал вести дневник наблюдений за погодой. Конечно, у него не было никаких метеорологических приборов. Он просто записывал свои наблюдения, давал субъективные оценки. Святой отец ошибочно считал, что погода зависит от ярких светил. Он пытался найти закономерности. Свои наблюдения аббат производил 7 лет. По его расчетам, погода должна была повториться в следующие семь лет (по количеству небесных светил, известных в то время). Однако впоследствии он убедился, что его прогнозы не оправдались. Потерпев неудачу, аббат прекратил вести свой дневник наблюдений. Однако на их основании он все-таки издал книгу-руководство для монастырей по ведению сельского хозяйства.

Прошли годы, и записи аббата попали к астрологу-врачу Хельвигу. И он, используя их, издал календарь погоды на сто лет, так называемый столетний календарь. Конечно, он был антинаучным. Но использовался на всей территории Германии. А в переводах распространился по всей Европе. Сфера его применения была довольно широка, иногда прогнозы даже совпадали. А о неоправдавшихся «предсказаниях» люди быстро забывали…

Что ж, мы с вами рассмотрели, что такое календарь, как он появился, вспомнили, какие существуют на сегодняшний день его разновидности. Надеемся, информация была вам полезна, и вы узнали для себя много нового и интересного.

Для успешного изучения истории необходимо хорошо знать, что такое кален-дарь, как он появился, и какие существуют календари.

Календарём называется система исчисления вре-мени, основанная на периодичности видимых движе-ний Солнца и Луны.

Первый в истории календарь появился в Древнем Вавилоне. Это был лунный календарь — система изме-рения времени, связанная с изменением внешнего вида Луны (фазы Луны). Время между одинаковыми фазами получило название месяц. К сожалению, лун-ный календарь не отражает смены времен года, и со временем люди начали использовать солнечный кален-дарь, основывающийся на наблюдении за движением

Солнца по небосводу. По этой системе время разделя-ется на годы и сутки (дни). Для облегчения исчисления времени дни условно объединили в недели и месяцы.

Древнейший календарь был создан примерно за 2500 лет до н. э. в Междуречье. Он состоял из двенад-цати месяцев и был солнечно-лунный, но поскольку отставал от солнечного календаря, приходилось регу-лярно добавлять к нему несколько дней, чтобы кален-дарь не расходился с сезонами полевых работ.

Счёт времени в древности отличался от современ-ного. У древних греков сутки начинались с рассвета, а у германцев — с ночи. Народы, часто воевавшие, дели-ли сутки на «стражи». У вавилонян и иудеев сутки составляли три стражи, у римлян — четыре. Сутки де-лились на ночь и день, который длился 12 часов. По-скольку длительность дня в течение года была непос-тоянна, то и часы имели разную продолжительность.

В лунных календарях продолжительность месяцев одинаковая — 30 дней, но эти календари неточно из-меряют продолжительность года.

В конце года египтяне стали добавлять 5 дней для того, чтобы он составлял 365 дней, деления на недели не было. Египтяне делили год на сезоны полевых ра-бот, названия которых были связаны с явлениями природы: сезон разлива, сезон возвращения реки в бе-рега и сезон низкой воды. Все основные сезоны про-должались по четыре месяца.

Хронология возникновения календарей: Материал с сайта

  1. Первоначальный древнеримский календарь (время возникновения достоверно неизвестно).
  2. Юлианский календарь (был введён примерно в 45 г. до н. э. Юлием Цезарем; этим календарём до сих пор пользуется православная церковь).
  3. Григорианский календарь (ввел в 1582 г. Папа Римский Григорий XIII; используется и в настоящее время).

В Украине и России григорианский календарь действует с 31 янва-ря 1918 г. После 1 февраля наступило 14 февраля. С того времени используются понятия «старый стиль» и «но-вый стиль». Разница между ними составляет 13 дней. Поэтому, кроме Нового года, мы празднуем ещё Старый Новый год, который наступает в ночь на 14 января.

На столько же дней отличаются даты празднования Рождества у католиков (в ночь па 25 декабря) и правос-лавных христиан (в ночь на 7 января).

На этой странице материал по темам:

Ребятня и взрослые пропадают зря, на проклятом острове нет календаря. (Из песни)

Итак поздравляю всех вас с сегодняшним днем! Кажется, будто ныне обыкновенный день, — воскресенье 11 ноября 2012 года. О стоп, а откуда мы знаем, что сегодня именно воскресенье, 11 Ноября 2012, откуда идет этот счет, кто это все придумал? Ведь возможно сегодня какой-то совсем другой день (там по разным далеким космическим ритмам). И почему вообще год имеет 12 месяцев, месяц 30-31 день, почему мы имеем 7 дней в неделю (а скажем не 5, 10, 12), почему, почему? Ибо так говорит нам его величество — календарь, по которому мы (люди) живем вот уже много веков, с которым, то и дело, согласовываем и сверяем наши жизненные ритмы, особенно работу: в понедельник начинаем рабочий день, в пятницу (пьятницооо – едва ли не любимейший день всех офисных планктончиков) завершаем рабочую неделю, в субботу-воскресенье активно (или кто как?) отдыхаем. По календарям отсчитываем важные даты, даже справляем поминки (просто не представляю, как справлять поминки без календарей), свадьбы, дни рождения, всевозможные годовщины. Но всегда ли мы жили по этому календарю, которому живем сейчас, кто придумал календарь и какая история календарей, обо всем этом читайте дальше.

Если верить Священному Писанию то первым создателем календаря был сам Бог, который в течение 6 дней создавал нашу вселенную, а на седьмой день отдыхал после проделанной работы. Так появилась неделя и важнейшее изобретение — выходной день (как же без выходного). Во многих религиях правило выходного дня было скреплено на уровне религиозной догмы, и любая работа в этот день считалась (впрочем, и далее считается) грехом. Скажем, у евреев это суббота (шабат), у христиан — воскресенье, у мусульман — пятница. И это очень важно, ведь хотя бы один день в неделю должен быть посвящен для отдыху от всякой материальной суеты, это день для Бога, (именно поэтому в воскресенье христианам принято идти в церковь, мусульманам в пятницу в мечеть, евреям в синагогу в субботу). Но для того, чтобы точно знать, когда приходится этот выходной день (или день для Бога) уже не обойтись без календаря, а то были бы мы как те аборигены с острова невезения (из одноименной советской песни), у которых таки не было календаря.

Еще с древних времен люди интуитивно (даже инстинктивно) чувствовали изменения природных циклов, видели, что в одну пору года тепло, в другую холодную, в одну дождик падает, а другую солнышко светит. С самого начала существования человечества у людей появилась потребность как-то это все систематизировать, посчитать, назвать — сколько дней тепло, сколько холодно, ага значит, теплые дни будут у нас называться летом, а холодные — зимой. У северных народов вообще по зимам вели счет больших природных циклов (которые позже стали называться годами), скажем, такой-то уже прожил 30 зим, эх долгожитель! (По меркам того времени, конечно). В местах немного южных (там, где что зима, что лето – одним цветом) немножко по-другому годы считали, например, по сезонам дождей. (А сколько вам сезонов дождей уже стукнуло?). Так потихоньку зарождались календари, одни народы их считали по движению солнца, другие по движению месяца, иные и по тому и по-другому. Поэтому соответственно были солнечные календари, лунные, солнечно-лунные.

Само слово «календарь» происхождения, происходит от латинских слов «caleo» — провозглашать и «calendarium» — долговая книга. Дело в том, что у древних римлян существовал обычай в начале каждого месяца платить по своим счетам. (И этот обычай в несколько измененной форме продержался по наши дни, ведь именно в начале нового месяца мы получаем зарплаты, потом сами платим по своим счетам, не так ли?).

А вот что интересно — такая важная единица нашего календаря как неделя далеко не всегда и не везде состоял из привычных нынче семи дней. Скажем, в древней и Риме сначала неделя имела аж восемь дней, из которых семь дней были рабочими, а восьмой день — базарным. (Очевидно, римские и греческие матроны в этот день активно занимались любимым женским делом всех времен и народов — щопингом). А вот в древнем Египте неделя и вовсе состояла из десяти дней.

Египетский календарь на папирусе, который будто бы дал египтянам среди всего прочего любимый египетский бог Осирис.

Происхождению семидневной недели мы должны быть благодарны выдающемуся еврейскому пророку — господину Моисею, а может и самому Господу Богу, который дал Моисею заповедь «почитать день седьмой». Евреи свято придерживались этой заповеди (ортодоксальные евреи аж до фанатизма), и впоследствии она распространилась на другие народы и религии, ведь первые христиане тоже были евреями, так что вместе с распространением христианства распространилось и соблюдения хотя бы одного выходного дня. Правда, седьмой праздничный день у христиан перешел с субботы на воскресенье — ведь, как известно именно в этот день состоялось чудесное Воскресение Иисуса из мертвых, Его победа над смертью. Отсюда и сформировался семидневная неделя — шесть дней работаем, седьмой отдыхаем.

По другой исторической теории происхождения семидневной недели также связано с древним . Говорят, вавилонские жрецы — халдеи, были еще и продвинутыми астрономами, и наблюдая за звездным небом заметили «семь странствующих светил», которые впоследствии получили название — «планеты» (с древнегреческого слово «планета» переводится как «странствующие»). Считалось, что эти странствующие светила — планеты, вращаются вокруг земли и имеют огромное влияние на жизнь отдельных людей, а то и целых народов. Анализируя различные события в жизни людей, и сопоставляя их с положением планет, халдеи пришли к выводу, что каждый день находится под влиянием какой-то из планет, а так известных планет в то время было всего семь, то и отсюда само собой напросилось появление семидневной недели — по количеству планет. Греки и римляне, которые впоследствии переняли у вавилонян их знания, планеты назвали именами своих богов, а уже от названия планет и пошли общепринятые и поныне названия дней недели. Начало недели сперва шло с субботы, которая находилась под влиянием Сатурна, потом шло воскресенье под влиянием Солнца, третьим была Луна, четвертым Марс, пятым Меркурий, шестым Юпитер, и седьмой Венера. Вот вам и современные английские названия дней недели (на самом деле произошедшие еще от римских латинских названий):

Понедельник — Dies Lunae — день Луны — Monday
Вторник — Dies Martis — день Марса — Tuesday
Среда — Dies Mercurii — день Меркурия — Wednesday
Четверг — Dies Jovis — день Юпитера — Thursday
Пятница — Dies Veneris — день Венеры — Friday
Суббота — Dies Saturni — день Сатурна — Saturday
Воскресенье — Dies Solis — день Солнца — Sunday

Древнеримский календарь.

Но самая важная реформа в сфере календарей и летоисчисления была сделана в 46 году до н. е. выдающимся римским полководцем, писателем, ученым, а потом и первым императором господином Юлием Цезарем. Вообще Цезарь был всесторонне образованным человеком, и кроме всего достаточно серьезно интересовался астрономией, даже написал несколько научных трактатов по этой науке (которые, однако, не сохранились до наших дней). Разработку нового календаря по личному поручению Цезаря осуществила группа ученых астрономов из Александрии, под руководством грека Созигена. Разработанный ими календарь получил название Юлианского и долгое время был общепринятым не только на территории Римской империи, но и граничащей с ней варварских племен. За ним, год стал составлять 365 дней, и был разделен на 12 месяцев, один из которых — июль (англ. — July), в частности был назван на честь идейного вдохновителя календаря — Юлия Цезаря. Однако настоящая продолжительность года составляет 365 дней и 6 часов, чтобы куда-то деть эти вредные шесть часов (которые за четыре года набегают на целый день) господином Созигеном был придуман високосный год, на один день длиннее всех остальных.

Относительно самого летоисчисления, то древние римляне сперва его вели от даты основания Рима (753 год до н. э.), и только с приходом христианства, на вселенском Никейском соборе (325 год) было принято решение об установлении нового летоисчисления, которое теперь считалось от гипотетического дня рождения Иисуса Христа. (Ведь точная дата его рождения неизвестна). Однако, Юлианский календарь оказался не таким уж точным, как того хотелось, поскольку оказалось — по прохождению 125 лет, в летоисчислении Юлианского календаря происходит маленький сбой, ошибка в целый день. Празднование Пасхи, которое было связано с днем весеннего равноденствия (21 марта, когда продолжительность дня и ночи равны), как и сам день весеннего равноденствия по прошествии 125 лет, сдвигалось на один день, через 250 лет — аж на 2 дня!, и т.д., что уже не отвечало реальному астрономическому положению. (Т.е. формальное 21 марта по Юлианскому календарю в конце 250 лет отвечало бы астрономическому 23 марта).

Чтобы положить конец этому календарному безобразию по инициативе папы римского Григория XIII и с участием итальянского математика Луиджи Лило в 1582 году было совершено еще одну календарную реформу, которая получила название Григорианской, а сам календарь отныне назывался Григорианским. Прежде всего, папа вернул день весеннего равноденствия — 21 марта на его законное место, и ликвидировал ошибку в 10 дней, накопившихся с момента введения нового летоисчисления по Юлианскому календарю. Главное же отличие между Григорианским и Юлианским календарями в том, что в Григорианском календаре принято каждые 400 лет выбрасывать «лишние» три дня, которые набегают на астрономическую ошибку. Вот так мы и живем до сих пор по григорианскому календарю. В завершение хорошая песенка про остров невезения и что бы с нами было, если бы не было у нас календаря.