31 августа 1991 года Кыргызстан провозгласил независимость от Москвы, и впоследствии было создано демократическое правительство.

Древняя история

Многие артефакты раннего этапа среднего палеолита в Киргизии не только по форме, но и по технологии изготовления идентичны предметам с синхронных памятников Израиле .

Найденные советскими археологами в 1980-х годах в пещере Сель-Унгур (Ферганская долина , недалеко от Хайдаркана) антропологические материалы (череп , зубы и плечевая кость человека) были предположительно интерпретированы, как принадлежащие человеку одной из архаичных эректоидных форм . Предложенная тогда же достаточно спорная датировка комплекса возрастом более 1 млн лет назад, в свете последних данных не подтверждается . Российскими исследователями зубы и плечевая кость датируются возрастом 126 тыс. лет назад .

Исторически на территории современной Киргизии с древнейших времен проживали индоевропейские племена - скифы , именуемые так же саки . В начале нашей эры (примерно в 5 веке) на территорию современной Киргизии с востока (Синьцзян) мигрировали усуни , которых сменили эфталиты («белые гунны»), а затем сасаниды .

В раннем Средневековье территорию современной Киргизии, по видимому уничтожив коренное население, оккупировали пришедшие из Монголии тюрки . В VII веке территория современной Киргизии вошла в Западно-тюркский каганат , а в VIII веке - в тюркский Карлукский каганат . В XII веке города Узген (старейший город на территории современной Киргизии) и Баласагун становятся центрами государства Караханидов , на смену которому приходит Каракитайское (Кара-киданьское) ханство (1140-1212 года). Его столицей был город Хусыфдо (Баласагун) на реке Чу.

Происхождение кыргызского народа

Нынешние киргизы - этнос, консолидировался из енисейских кыргызов , которые мигрировали в места своего современного обитания смешавшись с местными тюркскими племенами, кочевавшими из регионов Китая, а также - с Центральной Азии (Алтай и Саяны), называвшиеся по родам, впоследствии - обобщив своё самоназвание «кыргызы».

Анализ, сделанный в Институте молекулярной биологии и медицины КР, выявил, что киргизы являются довольно гетерогенным (неоднородным) народом.

Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во втором веке до н. э., когда южные земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан . В IV-III веках до нашей эры предки киргизов входили в мощные племенные союзы центральноазиатских кочевников - должны рассматриваться как гипотеза, которые весьма серьёзно тревожили Китай . Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В II-I веках до нашей эры часть киргизских племён ушла из-под власти гуннов (хунну) на Енисей . Именно здесь они образовали первое своё государство Кыргызский каганат . Он явился центром консолидации енисейских кыргызов, формирования их культуры. Здесь возникло первое древнетюркское руническое письмо . Рунические надписи сохранились на каменных памятниках. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к утрате письменности.

Широко известным памятником древности являются наскальные изображения в урочище Саймалы-Таш, которые относятся к периоду до прихода предков киргизов на Тянь-Шань . Башня Бурана и Узгенский архитектурный комплекс свидетельствуют о высоком мастерстве зодчих и строителей среднеазиатской державы Караханидов .

С середины IX до начала X века Кыргызский каганат охватил Южную Сибирь, Монголию, верховья Иртыша, часть Кашгарии.

Период расцвета государства енисейских кыргызов был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период предки современных киргизов, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X веке под властью енисейских кыргызов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В XI-XII вв. их владения сократились до Алтая и Саян. Между тем, рассеянные по огромному пространству части племён енисейских кыргызских принимали активное участие в событиях, которыми богата история стран Центральной и Внутренней Азии.

Со времён монгольских завоеваний появились несколько этнических очагов киргизов во Внутренней и Центральной Азии и Южной Сибири.

В течение XIV-XV веков отдельные группы енисейских кыргызов переселились на территорию современной Киргизии . Однако основная часть народа оставалась проживать в Минусинской котловине . В XV-XVIII вв. в Минусинской котловине существовал киргизский (хакасский) племенной союз Хонгорай . В 1510-1685 годах киргизские племена были в составе Казахского ханство . В конце XVII века были захвачены джунгарами .

Значительная часть енисейских кыргызов осела среди алтайцев , телеутов и казахов . Остальные енисейские кыргызы формировали сегодняшний хакасский народ .

В 1756-1757 годах Джунгарское ханство было разгромлено Цинской империей, и при этом погибла значительная часть мужского киргизского населения .

Беспрецедентный по объёму эпос «Манас » - сохранившаяся в устной передаче энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте киргизов.

Российское правление

В 1910 году на территории современного Кыргызстана были открыты первые шахты и началась промышленная добыча каменного угля (Кёк-Жангак) . Шахтёрами становились переселенцы из России, которые очень рано попали под влияние революционных социал-демократических кружков.

В конце царского периода появляются первые печатные средства массовой информации. Первым стал, возможно, выходивший на русском языке в 1914 году, «Пишпекский бюллетень» . В 1916 году открылось издательство «Прогресс», которое стало выпускать на русском языке газету «Окраина» .

До поры до времени царское правительство не вмешивалось в жизнь киргизов, однако Первая мировая война привела к необходимости мобилизации населения на окопные работы.

В результате 10 августа 1916 году вспыхнуло восстание , охватившее Российский Туркестан, в том числе и кочевья киргизов и казахов. Гнев восставших прежде всего обрушился на русских поселенцев, которых было убито до 2000 человек.

Восстание было жестоко подавлено. Часть киргизов бежала в Китай, где впоследствии в приграничной провинции Синьцзян был даже образован Кызылсу-Киргизский автономный округ .

В 1936 Киргизия получила статус союзной республики (ССР), столицей которой стал город Фрунзе (бывший Пишпек). В 1937 году руководителем НКВД Киргизской ССР назначается полковник Лоцманов, который осуществляет террористическую [ ] кампанию по борьбе с «врагами народа», среди который особенно выделялись «пантюркисты», «панисламисты», «вражеские шпионы». Примечательно, что многие партийные руководители из числа местных кадров были уличены в принадлежности к «эксплуататорскому классу», то есть манапам . Важной чертой советизации Киргизии была аграрная реформа, в ходе которой кочевые киргизы приучались к оседлому образу жизни в рамках колхозов , также проводилась кампания по строительству оросительных каналов. Проводилась и индустриализация: строились электростанции и цементные заводы. Республика считалась отсталой, потому с 1932 года над ней взял шефство Ленинград . Хотя поощрялся переход киргизов на промышленные предприятия, в республику организованно осуществляли переселение рабочих кадров (только в 1930 - 1931 годах прибыло около 6 тыс. вербованных из центральных районов РСФСР, а также донецкие шахтеры) . В результате, рабочий класс Киргизии в 1939 году насчитывал 125 тыс. человек, из которых 42,9 % были русскими, 14,9 % украинцами . Доля киргизов среди рабочих республики в ходе индустриализации даже снизилась - с 27 % в 1926 году до 18 % в 1939 году . Немалый отпечаток на культурную жизнь киргизов оказала и борьба с безграмотностью, в ходе которой было введено обязательное среднее образование. В рамках советизации были постепенно ликвидированы традиционные низовые суды биев (аксакальские) . Первое время советская власть пыталась интегрировать суды казиев, рассматривающие дела по шариату, в судебную систему. Так в 1921 году было утверждено ЦИК Туркестанской АССР "Положение о суде казиев", которое подчинило казиев советским органам . В 1927 году суд казиев был фактически ликвидирован . За короткий срок киргизы (как и многие другие тюркские народы СССР) трижды сменили алфавит: с арабского на латиницу, а с латиницы на кириллицу. Для подготовки учителей были открыты педагогические вузы (Киргизский институт просвещения, 1925). В советский период формируется наука Киргизии: в 1924 году начала работать Киргизская научная комиссия (она занималась записью местного фольклора), а после её ликвидации в 1927 году созданы Академический центр и Центральный музей . В 1920-е годы в республике были проведены первые археологические раскопки . С 1927 года (открытие первой сейсмической станции во Фрунзе) начались регулярные инструментальные сейсмологические наблюдения . Новая веха в развитии науки в Киргизии приходится на 1954 год, когда была создана республиканская Академия наук . В 1938 году открылся первый ботанический сад . Появились театры. В 1939 году на сцене поставлена первая киргизская классическая лирико-эпическая опера "Айчурек", в 1940 году - первая балетная постановка на киргизском языке - "Анар" . Для подготовки работников культуры в 1939 году были открыты музыкальное и художественное училища, а в 1940 году хореографическая студия . Самые первые декреты советской власти декларировали равноправие женщинам, запрещали многожёнство . В 1920 - 1921 годах был запрещен калым (норма повторена в 1923 году) .

В 1939 году территория советской Киргизии была разделена на пять областей: Ошская , Иссык-Кульская , Тянь-Шаньская , Джалал-Абадская и Фрунзенская. С 1958 во Фрунзе работает телецентр .

Современная история

На волне кризисных явлений в СССР, кульминацией которых стало поражение ГКЧП , Верховный Совет Киргизии провозгласил 31 августа 1991 независимость республики.

6 марта 1992 года Верховный Совет Киргизии ратифицировал алма-атинский протокол к беловежскому соглашению о прекращении существования СССР и об образовании СНГ .

5 мая 1993 года была принята первая Конституция Киргизской Республики, которая закрепляла президентскую форму правления. Подобно России Киргизия пережила этап конфронтации между президентом и прокоммунистическим парламентом. В 1993 страну потряс первый коррупционный скандал, связанный с именем премьер-министра Турсунбека Чынгышева , в результате чего новым главой правительства стал представитель старой партноменклатуры Апас Джумагулов (в 1993-1998). 10 мая 1993 года в Киргизии была введена собственная национальная валюта - сом . Очередной правительственный кризис спровоцировал реформу 1994 году, в результате которого парламент стал двухпалатным. Тем временем, страна превращалась в крупную перевалочную базу экспорта афганских наркотиков. Ключевым центром киргизской наркоторговли стал город Ош , где проживало значительное узбекское меньшинство. В стране в начале 1990-х годов была очень высокая инфляция - 360 % в 1992 году, 470,0 % в 1993 году, 90,0 % в 1994 году . В дальнейшем рост цен несколько замедлился и в 1995 - 1998 годах годовая инфляция снизилась с 31,9 % до 18,4 % . В 1999 году опять инфляция достигла 39,9 %, но в дальнейшем снизилась (9,6 % в 2000 году), а в 2001 - 2006 годах не превышала 10,0 % .

На рубеже тысячелетий республика невольно была вовлечена в борьбу против терроризма, которая была предвосхищена геополитической нестабильностью у южных рубежей. В 1999 году Киргизию всколыхнули Баткенские события , когда боевики Исламского движения Узбекистана попытались прорваться из Таджикистана через территорию Киргизии в Узбекистан. В 2001 году в Киргизии была размещена американская авиабаза Манас . Первым симптомом кризиса стали Аксыйские события 2002 года. Затем произошла Тюльпановая революция 24 марта 2005, завершившая 15-летнее правление Аскара Акаева (1990-2005). Новым президентом стал Курманбек Бакиев (2005-2010), которому не удалось стабилизировать положение в стране.

Бакиев был свергнут во время очередной революции 7 апреля 2010 года. Власть перешла временному правительству во главе с лидером прошлой революции Розой Отунбаевой . Столкновения между сторонниками новой и старой власти спровоцировали межэтнический конфликт между киргизами и узбеками на юге страны, в ходе которого погибло свыше 200 человек, а сотни тысяч узбеков покинули страну.

27 июня 2010 в Киргизии прошёл референдум, на котором были подтверждены полномочия Розы Отунбаевой в качестве главы государства на переходный период до 2011 года, а также была принята новая конституция, утверждающая в стране парламентскую форму правления .

30 октября 2011 года прошли выборы президента, из 16 кандидатов победу одержал А.Атамбаев с 63,24 % голосов. Всего проголосовало около 1858596 (61,28 %) граждан.

С тех пор в 2014 и 2016 годах Кыргызстан оставался относительно стабильным, и даже принимал два фестиваля «Всемирные игры кочевников» .

15 октября 2017 по итогом выборов президента Кыргызстана, президентом стал Сооронбай Жээнбеков с 54,22 % голосов. Явка 54,34% граждан Кыргызстана.

Президентство Атамбаева: 2011-2017

В 2011 году, вскоре после вступления в должность президента, Атамбаев совершил поездку в Турцию и подписал соглашение с президентом Турции об увеличении товарооборота с $300 млн в 2011 году до $1 млрд к 2015 году, с Турцией также договорились о привлечении турецких инвестиций в Кыргызстан на сумму $450 млн в течение ближайших нескольких лет.

Атамбаев неоднократно представлялся пророссийским политиком. Он положительно поддерживает членство Кыргызстана в возглавляемом Россией Евразийском Таможенном союзе и обеспечил вывод американской военной базы из страны в 2014 году. Он говорил о необходимости более тесных экономических отношений с Россией, в которой временно трудятся около 500 тысяч граждан Кыргызстана; вместе с тем он также выразил желание добиться большей экономической и энергетической независимости от нее.

Установление над Киргизией гнёта джунгарских и китайских феодалов.

Экономический и внутриполитический одъём киргизского народа был временным. В первой половине XVII в. с северо-востока на Киргизстан стала надвигаться грозная сила - войска джунгарских (калмыцких) хамов. Джунгары совершали разорительные набеги. Начиная с 60 г. XVII в. набеги стали систематическими. В результате этих походов киргизы были разгромлены. Многие тысячи киргизских семей были вынуждены бежать на юг - в

Ферганскую долину и в район Памиро-Алая, часть ушла в районы Кашгара и Хотана. Небольшая часть осталась на берегах Иссык-Куля, признав свою зависимость от джунгаров. По свидетельству посла России капитана Унковского, побывавшего у джунгарского правителя в 1733 г., иссык-кульские киргизы выставляли до 3000 человек «войска доброго» калмыцкому хану.

Годы вторжения джунгаров в Киргизстан относятся к самым тяжёлым временам истории киргизского народа. Эта трудная пора сохранилась до сих пор в памяти народа как время «горя и слёз».

Нужно сказать, что основная масса киргизов джун-гарам не покорилась и умела отстоять свою независимость даже во времена могущества последних. Письменные источники, а также киргизский народный эпос «Манас» сообщают об отваге и храбрости киргизского народа в борьбе против джунгарских завоевателей.

В XVII в. среди народов Южной Сибири вновь стали выдвигаться на политическую арену енисейские киргизы. Эта часть киргизов в результате ряда военных и политических событий времён Чингиз-хана и его преемников оказалась отколотой от остальных киргизов.

В XVII г.. енисейские киргизы составляли четыре княжества: Тувинское, Эзерское, Алтырское и Алты-сарское. Руководящую роль среди них играло Алтысар-ское княжество. Русские источники сообщают, что кир-

гизы «едят рыбу и зверя бьют, а бой у киргизов ручной. Лошадей и коров много, а хлеба не сеют». В военном отношении в XVII в. енисейские киргизы были довольно сильными. Когда военные силы России стали приближаться к землям енисейских киргизов, правитель Алтысарского княжества Иренак стал нападать на их передовые укреплённые пункты - Красноярск, Ачинский острог и др. Однако позднее, видя, что он не в силах приостановить колонизацию со стороны России, князь Иренак вступил в переговоры с русскими властями и отправил в 1683 г. посольство в Москву. Переговоры его послов с русским правительством привели к установлению дружественных отношений.

Объединение киргизских племён, возглавляемое князем Иренаком, было непрочным, и после его смерти киргизские княжества на Енисее подверглись разгрому со стороны джунгаров. Часть киргизов была уведена джун-гарами в другие районы, а остальные киргизы растворились среди местных племен, впоследствии составив основу для образования тувинской и алтайской народностей.

Во второй половине XVIII в. Джунгарское государство пало. Многие джунгары погибли, некоторые отступили в пределы России, третьи разбрелись, поселившись среди народов Восточного Туркестана, казахов, киргизов и т. д. В самой Джунгарии их осталось очень мало. Джунгарское государство, бывшее недавно грозой своих соседей, перестало существовать.

После падения господства джунгаров в Семиречье киргизы вновь стали возвращаться на свои старые кочевья на Тянь-Шане, в Таласской и Чуйской долинах и в Иссык-Кульской котловине. Однако здесь они встретились с агрессивными устремлениями Китая, желавшего установить своё господство над киргизами.

Китайские источники указывают на пять «восточных» и пятнадцать «западных» киргизских племён.


Установление над киргизами власти кокандских ханов.

Вначале XIX в. киргизы находились под

двойной угрозой: восточный сосед - Китайская империя - стремился к утверждению своего господства над Кир-гизией, с юго-запада же нацеливались на богатые киргизские земли властители Кокандского ханства.

В 1816 г. трудящиеся массы киргизов Восточного Туркестана принимают участие в восстании против гнёта китайских чиновников и феодалов, вспыхнувшем в селении Ташмалык возле Кашгара. Многие киргизы примкнули к восстанию народов Восточного Туркестана во главе с Джангир-ходжой против гнёта Китайской империи в конце двадцатых годов XIX в. Однако войска китайского правительства неизменно подавляли восстания и удерживали господство Цинской империи над Восточным Туркестаном.

Таким образом, киргизский народ постоянно испытывал угрозу порабощения со стороны Китайской империи. Наряду с этим все больше возрастала опасность завоевания киргизских земель Кокандским ханством.

Всё это заставило киргизов в начале XIX в. искать покровительства более сильного государства. Киргизы предпочли отсталым феодальным государствам Востока Россию, имевшую более развитую экономику и культуру, а в военном отношении гораздо более сильную, чем Ко-канд и феодальный Китай. Поэтому они охотнее шли на сближение с Россией. Еще в конце XVIII в. посланцы племени сарыбагыш были у Екатерины II. В 1812 г. племя бугу отправило своих представителей к генерал-губернатору Западной Сибири. Повторно делегация бугинцев вела переговоры с генерал-губернатором Западной Сибири в 1824 г. Делегация бугинцев просила, чтобы Российская империя приняла киргизов под свое покровительство и оказала им помощь. Русское правительство отнеслось положительно к этой просьбе.

Киргизский народ правильно ориентировался на Россию, так как видел в союзе с ней не только надежную за-щиту от нападения внешних врагов, но и возможность приобщения к передовой культуре и цивилизации.

По отношению к народам Центральной и Средней Азии РоссИя, несомненно, выступала как государство, играющее прогрессивную роль.

Сближение киргизов с Россией в истории киргизского народа было важным прогрессивным фактором. Однако первые попытки киргизов принять подданство русского государства не дали практических результатов. Осложнения внутреннего и внешнего положения России в этот период отвлекали ее внимание от Средней Азии. Этим воспользовались правящие круги Коканда. Кокандское ханство начало завоевание Киргизии.

Кокандское ханство образовалось во второй половине XVIII в. Оно представляло собою феодальное государство и первоначально занимало Ферганскую долину с центром в Коканде. Основное население ханства составляли узбеки. Кроме них, в ханстве жили таджики и кып-чаки.

Начиная с 20-х гг. XIX в., кокандцы приступили к осуществлению своих давних замыслов и предприняли завоевательные походы в глубь киргизских земель

Все киргизские племена к середине 30-х гг. XIX в. оказались под властью Кокандского ханства.

Для поддержания своего господства кокандцы возвели ряд укреплений в районых киргизских кочевий: Пишпек, Ток-мак, Мерке, Аулие-Ата в Чуйской долине, Куртка, Тогуз-Торо, Джумгал на Тянь-Шане, Бостон-Терек и Таш-Курган на Памире. Эти укрепления являлись военными, административными и торговыми пунктами кокандской колонизации Киргизский народ платил кокандцам тяжёлую дань. Платили киргизы на содержание гарнизонов крепостей, приходилось давать продовольствие для войск во время их передвижений и экстренных сборов, поставлять боевых коней для артиллерии. Особые налоги полагались духовенству, чиновники также требовали различные подарки и подношения.

Вместе с кокандскими ханами и феодалами угнетали трудовой народ и киргизские баи и манапы, которые не только сохраняли в своих руках власть на местах, но иногда занимали посты в высших органах военной и гражданской власти в ханстве.

Кокандская колонизация сопровождалась также усиленным насаждением в Киргизии ислама, ставшего сильным орудием угнетения народных масс в руках хана и господствовавшей феодальной верхушки. Для поддержания ханской власти применялось и прямое насилие. В кокандских крепостях на территории Киргизия были построены «зинданы» - тюрьмы-колодцы, в которых томилось немало мужественных представителей киргизского народа, осмелившихся протестовать против гнёта поработителей.

Трудящиеся массы киргизского народа неоднократно выступали против эксплуататоров. В 1842 г. вспыхнуло восстание киргизов. В Иссык-Кульской котловине. Восставшие изгнали из крепостей Конур-Улен, Каракол и Барскаун кокандские гарнизоны, а укрепления разрушили. В 1845 г. восстание киргизов в Ошской долине было жестоко подавлено местными и кокандскими феодалами. Такая же участь постигла восставших в 1847 г. в Чуйской долине, а в 1850 г. - в районе Нарына.

Нередко угнетённые массы киргизов, казахов, кипчаков и узбеков совместно выступали против угнетателей. Эти выступления способствовали ослаблению власти феодалов и Кокандского ханства в Киргизии.

В конце 30-х гг. XIX в. против России восстал султан казахов Средней Орды Кенесары Касымов, который возглавил. некоторых недовольных феодалов, претендовавших на особые привилегии. Кенесары хотел отторгнуть Казахстан от России и восстановить ханскую власть. Под натиском превосходящих сил царских войск Кенесары отступил в пределы казахской Большой Орды. Большая Орда граничила с киргизами, их земли он также решил подчинить своей власти. Притязаниям Кенесары киргизы воспротивились. Тогда казахский хан предпринял ряд опустошительных набегов в аилы чуйских киргизов. Эти набеги сопровождались исключительными жестокостями. Но киргизский народ оказывал агрессивным устремлениям Кене-сары упорное сопротивление.

В 1847 г. Кенесары начал большое наступление, чтобы нанести решительный удар Киргизии. Однако его поход кончился поражением. Военные силы Кенесары в Чуйской долине были окончательно разбиты киргизами, а сам он погиб в плену. Так народ дал решительный отпор захватническим действиям Кенесары Касымова.



Общественно-экономический строй и культура киргизов в половине XIX в.

К XIX в. киргизы были уже сложившейся народностью. В киргизском обществе оставались еще сильные пережитки патриархально-родовых отношений. Киргизы состояли из нескольких племён, Кокандская крепость Пишпек.



В аильной общине киргизов существовало большое имущественное и правовое неравенство, происходило классовое расслоение.

Представители феодально-родовой знати - баи, ма-напы, бии - использовали пережитки родовых отношений в своих интересах, скрывая таким путём сущность феодальной эксплуатации.

Главным занятием киргизов оставалось - скотоводство, основанное на использовании подножного корма. Каждое племя и род кочевали в определённых границах. 3аготовка кормов на зиму почти не производилась, поэтому ведение хозяйства сильно зависело от стихийных сил природы. В суровые снежные годы наступал джут (бескормица), тогда погибал скот и киргизам угрожала голодовка. Некоторым подспорьем в хозяйстве служила охота.

Наряду со скотоводством почти все киргизы занимались земледелием.

Пахота земли сохой. Худ. А. Михалев.

Сеяли просо, ячмень, пшеницу. Техника земледелия оставалась очень отсталой

У киргизов были домашние промыслы, связанные главным образом с обработкой продуктов скотоводства. Из овечьей шерсти пряли пряжу для изготовления ткани, а из шкур шили шубы и тёплые брюки. Из шерсти выде-лывали войлок, которым покрывались юрты. Из войлока также делали одежду, головные уборы, постель и т. д. Остовы юрты, сёдла, тахты, двери для юрты изготовлялись из дерева. Мастера по металлу владели искусством изготовлять различное оружие вплоть до огнестрельного, посуду, орудия труда и т. п. Из серебра и золота выделывали различные украшения, находившие применение в быту.

Киргизы, ведя в основном натуральное хозяиство, занимались и торговлей. Торговали не на деньги, а обменивали одни товары на другие. К киргизам приезжали торговцы из Ферганы, Кашгара, из Кульджи. Они привозили бумажные и шёлковые материн, чай, табак, рис, сушёные фрукты. Из России привозились сукна, ситцы, выделанная кожа, железные и чугунные изделия. В обмен киргизы отдавали скот, шкуры, войлок, кожу, шерсть, пушнину, волос и т. п.

Общественно-экономический строй киргизов был феодальным. Скотоводческое хозяйство и кочевой быт задерживали развитие производительных сил.

Манапы и баи имели право распоряжаться всеми земельными угодьями данного родового или племенного объединения. Они являлись собственниками большого количества скота лошадей, овец, крупного рогатого скота, верблюдов и др.

Перекочёвка. Худ. В. Верещагин

У.киргизского народа существовало богатое устное поэтическое творчество. Поэмы и стихи народ бережно сохранял и передавал из поколения в поколение. Письменной литературы у киргизов не "было. Грамотных было также очень мало. Древняя киргизская письменность не сохранилась. По ряду причин, в частности из-за военного разгрома государства енисейских киргизов, она была утрачена. Бродячие узбекские муллы, которые проникли из среднеазиатских ханств в кочевья киргизов, кое-где на дому у баев и манапов обучали их детей грамоте. Обучение велось на непонятном арабском языке, сводилось оно к зубрёжке и заучиванию непонятных арабских текстов. В результате такого учения лишь немногие ученики становились грамотными.

Зато у киргизов расцвело устное народное поэтическое творчество. Народные певцы слагали лирические, трудовые, обрядовые песни, сказки, предания, героические поэмы и др.

Среди киргизских героических поэм самая крупная и значительная - «Манас». Она состоит из трёх частей: «Манас», «Семетей» и «Сейтек».

Изготовление ковра.

У киргизов были также высоко развиты пение, игра на музыкальных инструментах. Военные походы, различные общественные и семейные торжества, праздники всегда сопровождались музыкой. Народ очень ценил своих певцов - акынов. Основными музыкальными инструментами были комуз, кыяк - своеобразная скрипка, сурнай и чоор, напоминающий всем известную флейту.

Большим художественным вкусом и разнообразием форм отличалось изобразительное искусство киргизов. Орнаменты на коврах, разного рода узоры на войлоках, вышивки, тиснение по коже, художественная резьба по дереву и металлу были широко распространены в быту. Замечательными узорами и красками отличались ширдаки - войлочные ковры для подстилки и туш кийизы - настенные ковры. Искусные мастера украшали конскую сбрую, мужские пояса, оружие, изготовляли женские украшения. Резьба по дереву применялась при изготовлении деревянных остовов юрт, две-рей и косяков, музыкальных инструментов, сёдел, помостов, посуды и других изделий.

Основной религией киргизов был ислам. Он начал проникать к киргизам сравнительно поздно, в XVII-XIX вв. Особенно настойчиво стали распространять мусульманство среди киргизов с начала XIX в. завоеватели-кокандцы. Наряду с исламом у киргизов сохранились элементы шаманизма, культ предков, почитание различного рода священных мест: мазаров, рощ, деревьев, источников и т. д. Принято было приносить жертвы богам или духам. Представители феодальной знати, сами недавно принявшие ислам, использовали его как сильное оружие в деле упрочения своего господства над трудящимися массами.

Территория Кыргызстана, как и вся Средняя Азия, является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Исследования археологов показывают, что первобытный человек освоился здесь со времен каменного века. Кыргызы - этнос, известный в Центральной Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры, донесли сквозь века до наших дней свое самоназвание.

Первые государственные образования на территории современного Кыргызстана возникли во втором веке до н.э., когда южные, земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан.

В 4-3 вв. до нашей эры древние кыргызы входили в мощные племенные союзы кочевников, которые весьма серьезно тревожили Китай. Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В 2-1 вв. до нашей эры часть кыргызских племен ушла из-под власти гуннов (Хунну) на Енисей ("Эне-сай" по-кыргызски означает "Мать-река") и Байкал ("Бай кел" по-кыргызски - "Богатое озеро"). Именно здесь они образовали первое свое государство и Кыргызский Каганат.

Он явился центром консолидации кыргызского народа, формирования его культуры. Здесь возникла первая письменность кыргызов. Рунические надписи сохранились на каменных памятниках. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к потере письменности, но не народной памяти. Беспрецедентный по объему эпос "Манас" - подлинная энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте.

В V веке начался переход к оседлому образу жизни и у кочевников, населявших Северный Кыргызстан. К Х веку относятся первые свидетельства письменных источников о населяющих Тянь-Шань кыргызских племенах. Широко известным памятником древности являются наскальные изображения в урочище Саймалы-Таш. Эти уникальные росписи говорят о высоком уровне цивилизации кыргызов того времени. До сих пор поражают воображение башня Бурана и Узгенский архитектурный комплекс, свидетельствующие о высоком мастерстве зодчих и строителей.

С середины до начала 10 века великокыргызское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета кыргызского государства был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период кыргызы, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в 10 в. под властью кыргызов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия.

В 11-12 вв. их владения сократились до Алтая и Саян. Между тем, рассеянные по огромному пространству части кыргызских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмацким), найманским и другими центрально-азиатскими народами. Начиная с XIII века кыргызам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей.

Во второй половине XV века на территории Кыргызстана в результате объединения кыргызских племен впервые сложилось самостоятельное ханство, в состав которого вошла основная часть сформировавшейся к тому времени кыргызской народности.

Большое значение Кыргызстан имел на Великом Шелковом Пути. Город Ош - главный город юга современного Кыргызстана - в течение многих тысячелетий из-за географически удобного расположения был транзитным городом Ферганской ветки Великого Шелкового Пути. Местные жители обслуживали путешественников и торговцев караванов. Ош как удобное место для торговли и обмена товаров привлекал торговцев, ремесленников, скотоводов и земледельцев.

В 1863 году Северный Кыргызстан был присоединен к Российской империи, а в 1876 году - Южный. После победы Октябрьской революции кыргызы вместе со всеми народами бывшей царской России вошли в состав Советской республики.

В 1918 году Кыргызстан стал частью Туркестанской АССР. По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 года была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 года - Киргизская) автономная область в составе РСФСР, которая 1 февраля 1926 года была преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 года - в Киргизскую ССР.

Национальную независимость и национальный суверенитет кыргызский народ получил мирным путем после распада СССР. В октябре 1990 года на сессии Верховного Совета республики было принято решение о переименовании Киргизской ССР в Республику Кыргызстан. 15 декабря 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о суверенитете республики, а 31 августа 1991 года - Декларацию о независимости Кыргызстана. Таким образом, этот день - 31 августа - стал днем независимости Кыргызстана.

5 мая 1993 года была принята первая Конституция Кыргызской Республики как независимого суверенного государства. 10 мая 1993 года в Кыргызстане была введена собственная национальная валюта - сом.

1. Первобытнообщинный строй на территории Кыргызстана. Памятники каменного века, эпохи бронзы.

Каменный век - это длительная историко-культурная эпоха становления человеческого общества, главной особенностью которой является изготовление из камня изделий и орудий, предназначенных для добычи пищи и защиты от врагов. Его начало относится ко времени отделения человека от животного мира 12,5-3 млн.лет тому назад), а конец совпадает с началом использования металлов (8 тысяч лет назад).

Самые древние каменные орудия, обнаруженные на территории Кыргызстана - найдены на берег Он-Арча в горах Центрального Тенир-Тоо и в местности Кожо-Бакырган-Сай на границе Кыргызстана и Таджикстана. В эту эпоху люди жили болыпими группами, занимались охотой и собирательством.

При раскопке древних мест поселения в Кыргызстане были обнаружены и памятники, относящиеся к среднекаменному веку (примерно 140^0 тыслет до н.э.). Например, в трех километрах южнее города Балыкчы на склоне Саламат Булак обнаружены около тысячи каменных орудий. На правом берегу реки Тосор на Иссык-Куле также обнаружены около 3-х тыс. каменных орудий.

На территории Кыргызстана для этой эпохи пока нет антро­пологических данных, но об облике неандертальцев, о их первобыт-

ном мышлении становлении человеческой культуры в это время можно судить по открытому еще в 1958 году А.П.Окладниковым погребению мальчика в гроте Тешик-Таш. Это пока первое захоро­нение первобытного человека по определенному обряду: около кос­тяка были вертикально воткнуты рога горного козла, которые образовывали круг. В других местах захороненных людей покры­вали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о возникновении примитивных религиозных воззрений.

В конце каменного века, во время позднего палеолита (40-12 тыс. лет до н.э.), ранние человеческие общины переходят к новой социальной формации - матриархату. Относящиеся к этому периоду небольшие каменные орудия обнаружены в пещере Сел - Ункюр, Учкун Ошского региона, возле источника Кожо-Гёр в Исфаринской долине.

К этому времени относятся также и наскальные рисунки древнейшие из которых обнаружены в пещерах Ак-Ункюр в районе Сары-Жаза нынешней Иссык-Кульской области. На этих рисунках изображены силуэты человека, животных, солнце.

Памятники, относящиеся к бронзому веку (18-8 вв. до н.э.) -найдены во всех регионах Кыргызстана.

В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались 2 культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и Централь­ном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту откры­тия первых памятников культуры у сАндроново близ города Ачинск). Наиболее древним из последней эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское (15-13 вв. до н.э.), несколько позже (в 12-9 вв до н.э.) возникли Аламединское, Александровское, Каиндинское поселения.

Кроме этого обнаружены и другие памятники эпохи бронзы: погребения, клады, наскальные рисунки. Так рисунки в пределах Кыргызстана сконцентрированы в основном в урочище Саймалы-Таш (верховья р.Кугарт в Нарынской области, близ г.Чолпон-Ата, в долине Кетмен-Тёбе и на Таласе.

Второй культурой эпохи бронзы является культура племен, живших в восточной части Ферганской долины, которые занимались земледелием. В своем развитии они были связаны с древнеземледель-ческими общинами Средней Азии. Их условно назвали Чустскими (по месту открытия такого памятника у г.Чуст Наманганской ооласти). Поселения их располагались в долинах небольших рек. Население выращивало ячмень, просо. Урожай убирали каменными и бронзовыми серпами. Жители Чустских поселений держали скот, плавили бронзу и отливали орудия труда, оружия, украшения, умели прясть и ткать, обрабатывать камень. На территории Кыргызстана Чустские поселения

открыты близ Узгена, Куршаба, Науката. Наиболее хорошо изучено Ошское поселение, которое располагалось на склоне Сулейман-горы.

В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, вьщелением первых кочевников-скотоводов, имущественным расслоением людей.

2. Саки в мировой истории. Борьба за независимость.

К северу от рабовладельческих цивилизаций Китая, Индии, Ирана, Греции в 8-7 вв. до н.э. возникла культура древних кочевников-скотоводов, знавших также и оседлость. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири. Скотоводческие народы Средней Азии I тысячелетия до н.э. в индийских источниках именовались туры, в древнегреческих-скифы, в древнеперсидских- саки. Термин «сак» означал «могучий муж» (воин).

Север современного Кыргызстана населяли саки тиграхауда, юг-саки хаумаварга. Дошедшие до нас источники свидетельствую!, что саки говорили на древнетюркском языке и внешне принадлежшш к европейцам, но в то же время для некоторых саков тиграхауда были характерны монголоидные черты. Эти и другие данные позволяют считать саков предками тюркоязычных народов.

Главным элементом общественного устройства саков являлась кочевая община, однако уже появляется имущественное и социальное неравенство. Письменные источники называют «царей», «знать», «воинов». Саки северной части Кыргызстана занимались главным образом животноводством, а население Ферганской долины, наряду с разведением скота, занималось и земледелием. Широкое развитие получили ремесла-гончарное, приготовление воинского снаряжения, предметов быта и др.

Каждый взрослый сак считался воином и был обязан по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении. Верховую езду и стрельбу из лука они осваивали с детства, поэтому они считались лучшими в мире воинами.

В 6 веке сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу. Это был первый этап их борьбы за независимость. В 530 году персидский правитель Кир П начал военный поход против саков, но в ходе двух ожесточенных сражений они наголову разгромили персов. В сражении погиб и Кир П. Однако племянник Кира И Дарий I в 519 году нанес поражение сакам, обложил их данью. Но все же персы не смогли распространить свою власть севернее реки Сыр-дарьи. Саки, жившие в северной части Кыргызстана, не допустили персов на свою землю.

Следующий этап борьбы саков за свою независимость связан с историей завоевательных походов Александра Македонского. Разгромив в 331 году до н.э. объединенные силы персов и саков, войска Александра в 329 году вышли к берегам Сыр-Дарьи. Саки потерпели поражение, ноони нанесли серьезный урон силам врага, сломив его. Греко-македонцы не смогли продвинуться вглубь занимаемых саками территорий.

Во втором веке до н.э. владения саков, расположенные за рекой Сыр-Дарья, захватили юэчжи. В середине 2-го века до н.э. сакские племена подверглись нашествию со стороны усуней, которые двигались с Восточного Туркестана. В поисках убежища часть саков ушла на запад, в горные территории, отставшаяся часть саков, ассимилировав с усунями, в последующем положила начало формированию новых этносов.

ЗЛервые сведения об этнониме «кыргыз»

В Ш в.до н.э. кочевые племена, обитавшие в степных и полупустынных районах от северных границ Китая до озера Байкал, образовали мощный племенной союз во главе с тюркоязычными гуннами (хунну). В 209 году до н.э. его возглавил хан Маодунь, который за короткое время расширил границы своего государства. Владения гуннов простирались от Восточного Туркестана до Забайкалья и от Южной Сибири до границ Китая.

В одном из походов Маодунь (или Модэ), как упоминает китайский историк Сыма Цянь в своем труде «Ши цзы» («Исторические хроники»), 1 в.до н.э.) покорил некоторые независимые племена-гяньгуней, динлинов, синьли. Это произошло в 201 г.до н.э. Учеными полностью доказано, что гяныунями (гэгунь, цигу, киту и др.) Китайцы называли древних кыргызов. Эти сведения, относящиеся к 201 году до н.э., являясь первым упоминанием этнонима «кыргыз», имеют огромное значение для исторической науки и истории Кыргызстана. Так, согласно этим данным, уже в 3-м веке до н.э. существовало владение кыргыз. Значит, этноним «кыргыз» является самым древним из всех современ­ных названий народов, происходящих от тюркских корней. Такие самоназвания народов, как узбек, уйгур, туркмен, татар, башкир, появились значительно позже.

До сего времени нет едииной точки зрения о древней родине кыргызов. В исторических источниках, начиная с 3 в.до н.э., приводятся разные мнения. Сыма Цянь, упоминая о кыргызах, ничего не говорит о месте их расположения. Одни ученые считают родиной кыргызов Енисей, дргуие - район озера Хыргыз-Нур (Кыргызское озеро) в современной Северо-Западной Монголии. Последняя точка зрения данное время считалась наиболее приоритетной в историографии Кыргызстана. Однако, опираясь на сочинение «Хан Шу» («история династии Хань») китайского историка Бань Гу (1 в.до н.э.),. профессор Ю.Худяков, синолог Л.А. Боровкова и современные кыргызские историки утверждают, что прародиной кыргызов в 1 в.до н.э. был регион Восточного Тенир-Тоо, а также Севернее горного хребта Боро-Хоро.

4. Образование Усуньского государства. Его социально- экономическое развитие и политическая история.

Этноним «усунь» вошел в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает «народ десяти родов» («УС» - род, ун-десять). Согласно другой версии, этноним произошел от названия реки Упса (Узун), протекающей в Восточном Туркестане. Ученые считают, что усуни были русоволосыми и голубоглазыми людьми. Основа их хозяйства - полукочевое скотоводство, главным богатством были лошади.

Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой Китайской стены. Около 160 г. до н.э., они, разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и в Семиречье образовалось государство усуней, которое на Востоке граничило с гуннами, на западе - по долине реки Талас - с Кангюем, на юге - с Ферганой и владениями Восточного Туркестана. Царь усуней носил титул «кунбаг» - «князь над племенами». Столицей государства был город Читу («город Красной долины»), развалины которого находятся на дне Тюпского залива озера Иссык-Куль.

История Кыргызстана

18:31 25.07.2012

Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в I тысячелетии до нашей эры, донесший сквозь века до наших дней свое самоназвание. Есть несколько этимологий слова «киргиз». Самые распространенные из них: кыргыз - «кырк кыз» - «сорок девушек» и кыргыз - «кырылгыс» - «неистребимые».

Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в I тысячелетии до нашей эры, донесший сквозь века до наших дней свое самоназвание. Есть несколько этимологий слова «киргиз». Самые распространенные из них: кыргыз - «кырк кыз» - «сорок девушек» и кыргыз - «кырылгыс» - «неистребимые». Вторая версия считается более правдоподобной: в древности количество киргизов, совершающих постоянные набеги на другие народы, было столь велико и неистребимо, что так и могло закрепиться название этноса. Предки киргизов представляли собой экспрессивный и воинствующий народ, в период достижений обладавший большим запасом земель, развитой рунической письменностью, многочисленным населением, самостоятельной политической структурой.

Время от времени они входили в мощный племенной союз центральноазиатских кочевников, в IV-III веках до нашей эры серьезно тревоживший Китай, что послужило основной причиной строительства Великой Китайской стены. Около 15 веков Кыргызстан был местом, соединяющим Запад и Восток: три ветки Великого Шелкового пути пролегали через территорию Кыргызстана. Богатство, колорит и разнообразие истории Кыргызстана тем самым наложили свой неповторимый отпечаток на образ жизни, характер, внешность, обычаи, традиции и культуру древнего народа.

Этнотип

Существуют различные мнения о формирования кыргызской народности, при этом три главных компонента, определяющие происхождение киргизов, считаются неоспоримыми:

Местное европеоидное, преимущественно тюркоязычное население Тянь-Шаня;

Монголоидные тюркоязычные племена Южной Сибири;

Часть монголоязычных племен Центральной Азии.

По расовому типу киргизы относятся к южносибирской монголоидной подрасе. Современный тип киргиза сложился не ранее XIII века. Основные физические предки - выходцы из Южной Сибири. Язык киргизов входит в кыпчакскую группу тюркоязычных народов, но существует версия, что он имеет отношение и к новейшим языкам: алтайским, казахским, нагайским, каракалпакским. По структуре известны три главных объединения киргизской народности, сложившейся в древности: сол канат (левое крыло), он канат (правое крыло) и группа ичкилик.

Верования киргизов

Религиозные воззрения киргизов, под стать своей древней, сложной и многостадийной этнической истории, имеют своеобразную, многослойную историю формирования и становления. Характеризуя нынешнее состояние и степень укоренённой ислама в общественном сознании киргизов, исследователи называют его народным или бытовым исламом. Такое состояние или характеристика ислама, прежде всего, объясняется его синкретизмом - в киргизском исламе наряду с положениями ортодоксального суннитского ислама, органически переплетаясь, сосуществуют отдельные элементы таких до мусульманских форм верований, как тотемизм, анимизм, фетишизм, культ природы и умерших предков, тенгрианство, шаманизм и др.

До мусульманские верования киргизов проявляются и в настоящее время, хотя постепенно оттесняются на задний план, испытывая постоянное влияние и воздействие ислама и прогресса.

Культ природы также являлся обязательным элементом религиозных представлений древних киргизов. Среди них был широко распространён культ Земли и Воды. Почитание Земли и Воды, вероятно, основывались на том, что они выступали как носители жизненного начала.

Религиозные верования древних киргизов были бы неполными без указания их поклонения горам, скалам, водным источникам, рощам, отдельным деревьям и их духам-покровителям. Необходимо отметить, что у киргизов существовало представление о том, что у каждого элемента природы имеются свои духи-покровители (хозяева). Например, дух-покровитель священного места, дух-покровитель родника, дух-покровитель целебного источника и т.д. У человека тоже есть дух-покровитель, например, когда человек умирает говорят: его взял дух-покровитель. В данном случае необходимо иметь ввиду одно из значений слова «ээ» («хозяин») - бог, дух-покровитель. Среди «хозяев», которые имелись у различных элементов природы, были особенно сильные и могущественные. К ним относились духи горных вершин и перевалов. В честь таких духов святых мест киргизы на перевалах, на горных тропах и горных урочищах сооружали обоо, т.е. холм из камней или груду камней - жертву духу горы. На перевалах нередко приносили жертвы их «хозяевам». Эти почитаемые места теперь называются не обоо, а мазар. Они превратились в один из элементов культа мусульманских святых и считаются местами паломничества и в наши дни.

Древность

Наиболее древние следы обитания человека на территории Кыргызстана, обнаруженные в Центральном Тянь-Шане (близ озера Иссык -Куль) и в Ферганской долине, восходят к палеолиту. Палеолитические орудия были найдены также на юге, в районе Капчигая. В окрестностях Бишкека и Нарына были обнаружены неолитические поселения. В пещерах в долине реки Сары-Джаз найдены наскальные изображения животных. Племена, жившие здесь в V-III тысячелетиях до нашей эры, изготавливали каменные орудия, глиняную посуду, пользовались луком и стрелами. К этому времени относится начало скотоводства и земледелия. Позднее, в бронзовый век, все чаще использовались орудия из бронзы, а затем из меди. В разных районах Кыргызстана обитали обособленные группы земледельцев и скотоводов. Хозяйственный уклад и социальная структура населения претерпели существенные изменения в VII-VI веках до нашей эры. Широко распространяется использование железных орудий и оружия, кочевники объединяются и образуют племенные союзы, земледельческие общины используют рабский труд. Первое из известных объединений племен (саки) образовалось на севере рассматриваемой территории и существовало с VII по III век до нашей эры. Позднее, во II веке до нашей эры, часть сакских и массагетских племен вошла в племенной союз во главе с племенем усуней, просуществовавший до V века нашей эры. Во II веке до нашей эры южные области вошли в состав государства Паркан, а с I по IV век нашей эры они находились под властью Кушанского царства.

В начале VIII века нашей эры политическая власть находилась в руках тюргешской конфедерации тюркских племен, а в середине века эти земли захватил племенной союз карлуков. В этот период увеличилось количество городов и других поселений в долинах рек Чу и Талас. Земледельцы стали вести активную торговлю не только с кочевыми племенами, но и с большими караванами, следовавшими через долину реки Чу по Шелковому пути из Восточной Европы в Юго-Восточную Азию.

Великий Шелковый путь

Особую роль в древности Кыргызстан сыграл и в формировании величайшего экономического и культурного феномена мировой истории Великого Шелкового пути. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях и впитывая в себя культурные достижения Востока и Запада, Кыргызстан стал тем мостиком, который соединял Запад и Восток. По территории Кыргызстана проходило три ветки древнего караванного пути: памиро-алайская, южная и северная, пролегавшие через высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Памира. На протяжении 15 веков связывали эти дороги Восток и Запад. Характерно, что направления Великого Шелкового пути в течение тысячелетий постоянно изменялись, но маршруты следования караванных путей, пролегающих через эту красивую горную страну, всегда оставались неизменными, то есть Кыргызстан являлся своеобразным хранителем горных ворот этой древней караванной дороги. Великий Шелковый путь дал толчок не только развитию торговли, но и способствовал на протяжении столетий активному обмену духовными ценностями между кыргызским народом и народами других стран.

Эпоха кыргызского великодержавия

В V веке до нашей эры вынужденно переселившиеся на новые земли Енисея киргизы очень быстро оформляются здесь в самостоятельное политическое объединение. Исторические источники свидетельствуют о том, что уже к середине VI века киргизы создают свою собственную независимую кочевую державу. К 552-му году этого периода в Центральной Азии набирает силу Великий Тюркский каганат, который становится серьезной угрозой для независимости киргизского каганата. Известно также, что в последующие годы посол киргизского каганата был участником траурной церемонии по умершему Бумыну-кагану, основателю Великого Тюркского каганата. Однако союзнические взаимоотношения между двумя крупнейшими кочевыми патриархально-родовыми державами были очень кратковременны, и уже в 555 году новый каган тюрков Мухан совершает грабительский набег, закончившийся подавлением киргизов. Тем не менее киргизы не признавали полностью над собой власти Тюркского каганата и выжидали удобного случая для возвращения своей самостоятельности. В начале VII века, после распада Великого Тюркского каганата на два самостоятельных кочевых государства, киргизы незамедлительно воспользовались сложившейся для них благоприятной обстановкой, чтобы восстановить и утвердить собственную самостоятельность. К концу VII-началу VIII века д н.э. киргизы становятся влиятельной силой, заставившей считаться с собой могущественные державы Центральной Азии.

Алп-Сол , Табу Хэцзу, Тапу - один из основателей кыргызского великодержавия IX в., военачальник и посол киргизов. Во время похода кагана киргизов на государство уйгуров в 840г. возглавлял левое крыло войска. Внес большой вклад в дело образования Великого киргизского каганата на Енисее. В марте I 843 г. ездил послом к императору Китая из династии I Тан. В китайских летописях повествуется, что взошедший на трон в 841 г. император Вуцзун был очень доволен прибывшим от далекого кыргызского кагана послом, которого посадил выше посланника из Бо-Хай, на почетное место. Военный предводитель киргизского кагана и доверенный посол был в Китае не только с политической миссией, чтобы узнать о судьбе побежденных уйгуров, но и с целью оживить торгово-экономические отношения. В ответ китайский император несколько раз посылал к кыргызам своих представителей. Посвященная Алп-Солу эпитафия была обнаружена в Монголии.

Барсбек, Ынанчу Алп Бильге - правитель киргизского государства на Енисее конец VII - начало VIII вв.). Он был выходцем из древней киргизской правящей династии, рано остался без отца, всего их было четыре брата. У него были старшие и младшие братья. Он смог возглавить киргизское государство в сложных внешнеполитических условиях только благодаря своим личным незаурядным качествам. Чтобы привлечь на свою сторону союзников для борьбы против захватнической политики второго Восточно-Тюркского каганата, отправил во главе с Эрен-Улуком посольство в Тибет. В 711 г. совместно с предводителем тюргешей каганом Сакалом активно готовился к походу на Восточно-Тюркским каганат. Однако каган восточных тюрок Капаган опередил действия своих противников: преодолев хребет Когмен, он напал на ставку киргизов. В 711 г. Барсбек погиб в бою.

С VIII века политическое господство в Центральной Азии переходит в руки уйгурского кагана и киргизы становятся подданными властителей Уйгурской державы. В дальнейшем, по прошествии почти ста лет, киргизы вновь набирают силы, разбивают Уйгурскую державу к 40-м годам IX века и основывают невиданную по военной мощи крупную кочевую державу. Восточное пространство Центральной Азии, начиная от Манчжурии и доходя до Восточного Туркестана, до 20-х годов Х века полностью находится под политической властью киргизов. Именно этот период истории древних киргизов академик В. В. Бартольд назвал «эпохой кыргызского великодержавия». В эту эпоху слава и могущество Кыргызского каганата распространились далеко за пределы Центральной Азии. Система правления армии Кыргызского каганата в 840 году по иерархии описывается следующим образом:

каган - высший титул суверена; совет военного управления (главнокомандующий) - три правителя, семь министров, 10 полководцев во главе тюменов-десятитысячников, 30 тысяч конников, семь тюменов-«кыштымов» (армия из покоренных народов в количестве 70 000 человек).

Внутри каганата стали развиваться хозяйство и культура, различные ремесла и искусства, усложнилась система государственного управления, увеличилось количество воинов и государственных чиновников, в целом способствовавших укреплению власти верховного кагана. Такое состояние могущества и расцвета киргизской державы длилось 80 лет. С середины до начала X века Великокиргизское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета киргизского государства был периодом не только завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период киргизы впервые после победы над Уйгурским каганатом вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X веке под властью киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В 20-30-е годы Х века на политическую арену Центральной Азии выходят кидани. К этому времени внутреннее единство киргизов начинает ослабевать, и их держава все больше распадается на мелкие раздробленные владения. Постоянные набеги киданей привели к окончательному ослаблению киргизов и разрушению Кыргызской державы. Надпись Бегре в Енисее гласит о верховном властителе (метиг) киргизов по имени Тёр-Апа, отправленного в пятнадцатилетнем возрасте на воспитание в страну табгачского (китайского) хана. Образованные киргизы из аристократических родов регулярно отправлялись послами в Тюргёшскую, Карлукскую, Тибетскую и Китайскую страны.

Арабский географ Абу Дулаф отмечает, что «у киргизов есть ручки для писания», в китайском труде «СиньТаншу» - «Новая история Таньской династии» (11 в.) говорится о схожести языка и письменности киргизов с уйгурскими. В связи с тем, что с конца 8 в. уйгуры приняли религию манихеизма, перешли на новую тюркскую письменность («уйгурскую письменность»), а киргизы в течение трёх следующих веков - в 9-12 вв. продолжали пользоваться руноподобной письменностью. Эта письменность является совершенной алфавитной системой, способной передать все гласные и согласные звуки и буквы. Общее применение этого алфавита в Енисейской долине привело к ускорению интеграции тюркских родов в Южной Сибири и граничащих с ней регионах, возникновению культурно-этнических прочных отношений.

Кризис каганата. Киргизы в подчинении у монголов

В XI-XII веках владения киргизов сократились до Алтая и Саян. Между тем рассеянные по огромному пространству части кыргызских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмакским), найманским и другими центральноазиатскими народами. Начиная с XIII века киргизам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей. Борьба монгольских племен и их нойонов за единство и централизованную верховную власть завершается победой Темучина и созданием монгольского государства. В 1207-1211 годах Чингисхан организовывает набеги на народы, проживающие в Южной Сибири, в том числе на киргизов. Киргизы посчитали наиболее целесообразным вступить в добровольное подданство к монголам, нежели подвергать себя уничтожению со стороны отлично вооруженных монгольских войск. С этим намерением они отправляют послов из видных представителей своего народа к Чингисхану. Таким образом, киргизы попадают в подчинение к монголам.

Мухаммед Кыргыз (Тагай бий ) (год рождения неизвестен - 1533) - первый предводитель киргизов, объединивший два племенных объединения - племена "правого" и "левого" крыла киргизов, проживавших в ареале современного Кыргызстана. Осознавая, что будущее киргизов может быть связано только с дальнейшим объединением, усилением и укреплением киргизов, Мухаммед проводил соответствующую внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением. В 1508 г. объявлен ханом киргизов. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и южно-восточные области Казахстана, он заключил с казахскими султанами союзные договора, предусматривающие совместные действия в случае внешней угрозы. В 1517 г. войска моголов вторглись в их владения. Ставка Мухаммеда располагалась в Барсконе - на южном берегу Иссык-Куля. Киргизы потерпели поражение, а сам Мухаммед попал в плен и был увезен в Кашгар. Но уже через год, в 1518 г., Султан Сайд освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда. В 1522 г. Султан Сайд отправил Мухаммеда вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Но возвратившийся в Ала-Тоо Мухаммед вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 г. в ставке киргизов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Узнав об этом, Султан Сайд приказывает тайно схватить Мухаммеда. В 1525 г. его отправили в Кашгар, где мятежный хан находился под надзором до самой своей смерти (1533 г.). По преданию Тагай бий считается родоначальником основных родов «правого» крыла киргизов, как солто, сарыбагыш, бугу, жедигер, карачоро, багыш, баарынь, саяк, черик, азык, конурат, чертики и т. д.

Кыргызы и Кокандское ханство

Во второй половине XVIII века образуется Кокандское ханство, которое расположилось в Ферганской долине. Расположившись на территории современного Кыргызстана, Южного Казахстана, Таджикистана, Синцзяне-Уйгурского автономного округа, это азиатское государство стремилось расширить свои владения за счет территорий, в том числе населяемых киргизами. Поначалу кокандцы осуществляют грабительские набеги на Ош и Узген, а уже к первым годам XIX века полностью подчиняют себе южную часть Кыргызстана. В 20-30-е годы в зависимое положение от Кокандского ханства попадает и Северная часть Кыргызстана. Местное население облагается налогами и податями, что приводит к мятежам. Нестабильная политическая обстановка в ханстве порождала частые мятежи в орде, что в конечном итоге способствовало ослаблению Кокандского ханства. Усугубляли критическую обстановку в ханстве и непрекращающиеся выступления кыргызских племен. Постепенно в результате внутренней борьбы за власть, а также частых народных волнений Кокандское ханство пришло в упадок и перешло в подчинение Российской империи к 70-м годам XIX века, которая упразднила это азиатское государство. Но российским властям потребовалось около 40 лет чтобы завоевать киргизов и киргизскую землю, ведя беспрерывные военные и политические действия,

Господство Российской империи в Кыргызстане . После завоевания всей территории Кыргызстана Российская империя ввела здесь свою систему управления. Территория Кыргызстана оказалась разделённой между областями Жети-Суу (Семиречье), Сырдарья и Фергана Туркестанского генерал-губернаторства. Кыргызы проживали в Пишпекском, Пржевальском уездах Жети-суйской области, в Олуя-Атинском уезде Сыр-дарьинской области, в Наманганском, Чустском, Андижанском, Ошском, Маргеланском, Чимионском, Кокандском и Исфанийском уездах Ферганской области. В начале 1880 уезды Ферганской области были укрупнены и преобразованы в пять новых уездов - Кокандский, Маргеланский, Наманганский, Андижанский и Ошский. Такое административное деление полностью соответствовало царскому колониальному принципу: «разделяй и властвуй». Для управления новыми колониями Российская империя разработала отдельный свод законов (Положение). Если северная часть Кыргызстана, вошедшая в состав империи раньше, управлялась до 1886 на основании «Временного положения», принятого 11 июля 1867, то южная часть управлялась в течение 10 лет на основании «Положения», разработанного в 1873 Кауфманом. В 1886 для управления колониальными народами Туркестанского генерал-губернаторства было разработано новое «Положение», согласно которому управление приняло военно-колониальный характер.

Против принятия российского подданства киргизами выступал ряд феодалов. Однако стало очевидным, что кочевой народ не способен был оказать действенное сопротивление хорошо вооруженной и обученной армии русского царя. На приобретенных новых землях царское самодержавие проводило колониальную политику. В соответствии с планами царского правительства земля коренного народа была объявлена частной собственностью русского государства. Усиливающийся колониальный гнет вызывал недовольство коренных народов и подталкивал их к освободительной борьбе. Наиболее мощными народными волнениями считаются Андижанское восстание 1898 года, а также восстание 1916 года.

Советский период

После Октябрьской революции 1917 г. в Кыргызстане за национальную независимость боролись некоторые политические организации. Среди них группа «Шура-и-ислам» и националистическая партия «Алашорда». Однако в 1918 году центральное правительство большевиков, эмиссары которого вели агитационную работу среди киргизского населения, объявило о вхождении Кыргызстана в состав Туркестанской АССР. Отряды вооруженных басмачей оказывали вооруженное сопротивление советской власти, но не сумели добиться значительных успехов. Окончательное подавление сопротивления произошло в конце 1920 года.

Советская власть внесла значительные изменения в жизнь киргизов. В 1917 году было провозглашено равноправие мужчин и женщин, в 1921-м запрещено многоженство и калым (выкуп за невесту). В 1924 году Кыргызстан был переименован в Кара-Киргизскую автономную область. В мае область была переименована в Киргизскую, а в феврале 1926-го получила статус Киргизской АССР.

С 1920 годов промышленность Кыргызстана получила широкое развитие: около 88% каменного угля, использовавшегося в Средней Азии, добывалось в киргизских шахтах. Развивалась цветная металлургия, производство ртути и сурьмы, пищевая и легкая промышленность. С 1929 года в республике началась массовая коллективизация сельского хозяйства. Противников жестоко преследовали, предавали казни и отнимали у них имущество.

В результате сталинских репрессий (пик - 1936-1938 годы) были почти полностью уничтожены научная и творческая интеллигенция и мусульманские священнослужители, а вместе с ними и рукописи, и книги-активы, которые были очень ценны и значимы для киргизской общественности.

При этом к 1939 году около 82% населения киргизов от 9 до 49 лет было признано грамотным в контексте советской системы образования.

Раззаков Исхак Раззакович (1910-1979)- советский, государственный и партийный деятель. Работал Первым секретарем ЦК Компартии Кыргызстана (1950-1961). Опираясь на союзные директивы, И. Раззаков проводил большую целенаправленную работу по определению путей самостоятельного развития Кыргызстана, расширению прав республики в решении региональных вопросов в экономической и политической сферах. В результате, расположенные на территории республики 225 крупных промышленных предприятий, высшие, средне-специальные и профессионально-технические учебные заведения из союзного управления были переведены в ведомство Киргизской ССР.

Великая отечественная война

В период Великой Отечественной войны из Киргизской ССР ушло на войну более 360 тыс. человек. 316-я стрелковая дивизия, сформированная в республике, насмерть стоявшая в обороне Москвы, вошла в историю как «панфиловская» и состояла из 28 человек. Под Москвой на прорыв обороны у разъезда Дубосеково гитлеровцы бросили 50 танков. Панфиловцы погибли, но врага не пропустили.

Киргизстанцы воевали не жалея себя, бросались с гранатами под танки (Дуйшенкул Шопоков), подбивали немецкие танки и бронемашины (Даир Асанов), горели в штурмовиках (Талгат Бегельдинов).

Во время одного из сражений, 6 августа 1942 г., бессмертный подвиг совершил киргизский юноша из Таласской долины Чолпонбай Тулебердиев . Он скрытно подобрался к дзоту, который вел шквальный пулеметный огонь, не давая возможности советским войскам переправиться через реку Дон. Чолпонбай бросил несколько гранат, но пулемет не умолкал. Тогда уже раненный, собрав последние силы, поднялся во весь рост и закрыл своим телом амбразуру дота. Пулемет захлебнулся, а товарищи Чолпонбая поднялись в атаку и выполнили приказ. Такой же подвиг через год 27 февраля 1943 года совершил Александр Матросов. Не вернулись полей битвы десятки тысячи киргизстанцев. 73 из них удостоены высшей награды за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, - Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза. 21 стал кавалером ордена Славы трех степеней, более тысяч награждены орденами и медалями. В эти годы вся экономика Кыргызстана работала на нужды фронта - была увеличена сдача продовольствия - зерна, овощей, мяса, также шерсти. Люди работали молча- веря, что приближают этим разгром врага, а значит вернутся с войны братья, мужья и отцы. Было совершено множество подвигов за пределами боевых полей - республика была глубоким тыловым местом, куда переводилось множество госпиталей. Здесь пройдя лечение тысячи раненых, вновь возвращались в строй. Выхаживать защитников помогала вся республика, отдавая им из своего минимума лекарства, продовольствие и главное - человеческое тепло и заботу.

В целом республика советского периода отличилась высоким уровнем индустриализации, активным участием во всех процессах жизнедеятельности всего СССР.

В октябре 1990 года демократической коалиции удалось проведение выборов, на которых был избран первый президент Кыргызстана Аскар Акаев. 31 августа 1991-го, менее чем через две недели после путча в Москве, правительство провозгласило независимость Кыргызской Республики.

Аскар Акаев возглавлял республику на протяжении пятнадцати лет, (1990-2005) пока в 2005-м его не свергли в результате «тюльпановой революции». Он придал русскому языку статус официального в республике. Благодаря ему Кыргызстан первым из всех стран СНГ вступил во Всемирную Торговую Организацию. Главной заслугой Акаева в стране стало сохранение межнационального согласия. Одним из отягощающей сил в реализации экономических реформ, стало наличие групп влияния в окружении Акаева, в том числе его семьи. Страна занимала высокий уровень по коррумпированности в структурах власти, программы преодоления уровня бедности не были признаны эффективными, в результате чего оппозиция свергла власть.

Второй президент республики Курманбек Бакиев пришел к власти первой «тюльпановой» революции и (2005-2010 гг.) и свергнут благодаря второй. Не менее авторитарный режим Бакиева запомнился кыргызстанцам усиливающейся трудовой миграцией в ближнее и дальнее зарубежье, энергетическим кризисом, второй народной революцией и конфликтом на юге Кыргызстана.

Президентом переходного периода стала Роза Отунбаева, передавшая власть Алмазбеку Атамбаеву в результате выборов в октябре 2011 года.

Кыргызстан - одно из первых в СНГ государств, провозгласивших свою национальную валюту - сом. Население современного Кыргызстана - около 6 млн человек. Государственный язык - кыргызский, официальный - русский. Является унитарным государством, состоит из семи областей (Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской, Нарынской, Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской), 22 городов и 40 административных районов. Столица - Бишкек.

ВВП на душу населения 1000 долларов США, 30% ВВП составляют переводы трудовых мигрантов из за рубежа.

Экспорт - золото, сурьма, хлопок, электроэнергия, шерсть, мясо, табак, уран, швейные изделия, обувь.

Основные покупатели экспорта - Швейцария 27,2 %, Россия 19,2 %, Узбекистан 14,3 %, Казахстан 11,4 %, Франция 6,7 %.

Импорт - 3,71 млрд долларов: нефть и газ, машины и оборудование, химикаты, продовольствие.

Основные поставщики импорта - Россия 36,6 %, Китай 17,9 %, Казахстан 9,2 %, Германия 8,2 %.