Работа со школьниками имеет свои особенности.

    Меняется тип ведущей деятельности. Главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

    Игровая форма занятий заменяется уроком.

    Если у дошкольников вся работа ведется через семью, воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

    В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

    Наряду с косвенной психотерапией шире используют­ся виды рациональной психотерапии.

    Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикаю­щемуся, постепенно подводит его к самостоятельным отве­там у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с лого­педом и семьей заикающегося. В случае подавленного настроения ученика он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на ин­тересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикаю­щегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основ­ной интерес заикающегося к работе над речью и способству­ет развитию ребенка. Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться формальными упражнениями. Не­обходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикаю­щегося школьника.

В логопедических занятиях с заикающимися школьни­ками в настоящее время используются методические реко­мендации, предложенные для работы или с детьми дошколь­ного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников).

Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I-IV классов в процессе ручной деятель­ности. Принципиально эта методика мало отличается от предложен­ной ранее системы логопедических занятий с заикающимися деть­ми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соот­ветственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода пос­ледовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навы­ков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе руч­ного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьника­ми в условиях логопедического кабинета поликлиники, специали­зированного стационара или санатория, предложенная В. И. Сели­верстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в не связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровне их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознател ную активность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяв три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расе ряют свои знания в области языка как путем целенаправленных: блюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активе упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Во втором, периоде занятий активизируются полученные уча­щимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, рит­мичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области. фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразви­тия речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы:

    целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью;

    тесную взаимосвязь речевого материала логопедичес­ких занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы;

    развитие речевой активности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопе­дические санатории и лагеря санаторного типа для заикаю­щихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оз­доровительная работа с заикающимися школьниками проводится в свободное от учебы в школе время и совмеще­на с отдыхом. При этом широко используются климатичес­кие и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреж­дений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепле­ния их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализирован­ные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в сово­купности с другими дефектами речи. В лагеря дети направля­ются после проведенного курса лечения заикания, а также имеющие легкие формы заикания и другие формы расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заи­кающихся детей дополняют друг друга.

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. В данные возрастные пе­риоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в сво­их проявлениях, спаян с личностью, с нарушенной систе­мой отношений личности и поэтому с трудом поддается устранению, часто склонен к рецидивам. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечеб­но-педагогического подхода к заиканию. За основу лечеб­но-педагогического воздействия следует считать следую­щие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерпевтическая методика - аутогенная тренировка включает в себя речевой, логопедический материал, индивидуальные логопедические занятия, в свою очередь, проходят с использованием психотерапевтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (логопедическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого материала, так и построении системы функциональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволяет заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий.

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах пси­хоневрологических диспансеров и больниц.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, A. И. Лубенская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Сичницина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, B. М. Шкловский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИЙ уха, горла и носа под руководством проф. С. С. Ляпи­девского, содержит 6 основных этапов логопедической ра­боты: 1) подготовительный (2-3 дня); 2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10-14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3-4 недели); 5) закрепление правильных речевых навы­ков (3-4 недели); 6) заключительный этап (выпускная кон­ференция, специальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися начинают­ся с установочного этапа, когда они на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собствен­ному излечению. На этапе максимального ограничения речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3-5 дней, а в остальные 7-9 дней - относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопря­женной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отде­лении. В этот же период с заикающимися проводятся уп­ражнения по постановке дыхания и артикуляционная гим­настика.

На этапе активной перестройки речи вводится речевой режим, работа над диалогом, беседы на заданную тему, не­большие самостоятельные пересказы на свободную тему. Во время речевой практики заикающиеся закрепляют получен­ные навыки самостоятельной речи в различных ситуациях (тренировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с участием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, деклами­руют или читают отрывки из художественных произведе­ний, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают док­лады.

Логопедическая работа со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях делится (в порядке ее усложне­ния) на три периода (А. Я. Евгенова и М. В. Смирнова).

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихот­ворение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение, изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлага­ются небольшие доклады; работа с художественным мате­риалом (стихотворение, художественная проза); драматиза­ция; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Ев-геновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендует­ся начинать занятия с дыхательных, голосовых и артику­ляционных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с на­чальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, дву­мя, тремя дыхательными паузами). В последовательном ус­ложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, бас­ни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыва­нием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, теле­фонные разговоры, речевые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологи­ческих особенностей заикающихся в последние годы значи­тельно обоснована необходимость психотерапевтического воздействия.

В системе логопсихотерапевтической работы с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы пси­хотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

В разработанной В. М. Шкловским комплексной систе­ме курс лечения заикания (2,5-3 месяца) включает пять этапов: подготовительный (диагностический); перестрой­ки патологических речевых навыков и нарушений отно­шений личности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

На подготовительном (диагностическом) этапе (10- 15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) про­водятся логопедические занятия по нормализации дыхатель­ной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рацио­нальная психотерапия. Затем (спустя 15-20 дней) проводит­ся сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. Достигнутые результаты закрепляются во время сеансов гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии.

Навыки слитной речи автоматизируются, заикающиеся обучаются различными приемами, помогающими им спра­виться с возникающими речевыми затруднениями: упраж­няются в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т. д. В случаях, когда не удается достиг­нуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженном и отраженном произношении. Логопедичес­кая работа проводится наряду с активной суггестивной пси­хотерапией.

Речевым занятиям в течение дня отводится не менее 3- 4 часов.

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки па­тологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет различные формы. С помощью рациональ­ной психотерапии больному разъясняют причины заикания, необходимость активного отношения к занятиям для успеш­ного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3-4-й день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале 3 раза в не­делю, а затем один раз в 7-10 дней. Во время внушения особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев яв­ляется хорошей подготовкой к проведению сеанса внуше­ния в бодрствующем состоянии.

Используются беседы на фоне сильного эмоционального напряжения больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение с включением демон­стративных моментов. Сеанс заранее назначается на опре­деленный день, который особенно ожидается больными, так как он является переломным этапом в их лечении.

В процессе самовнушения заикающиеся стремятся пред­ставить себя хорошо говорящими, вызывают у себя пред­ставление о том, как они говорят без заикания дома, в учеб­ном заведении на работе и в других ситуациях. Сеанс самовнушения рекомендуется проводить также перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (в тече­ние месяца) проводится тренировка речи больного в жиз­ненной обстановке.

В. М. Шкловский подчеркивает необходимость диспан­серизации и профилактики как важных разделов работы, без которых не может быть решена проблема лечения заи­кания. Для заикающихся с глубокими невротическими на­рушениями и резко выраженной вегетативной дистонией автор советует проводить санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтических мероприятий. ]

Все современные системы логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место отводится отдельным видам психотерапии в логопсихотерапевтической работе.

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе обще принятых в детской логопедии принципов, но с учетом воз­растных особенностей пациентов. Устранение заикания у подростков, юношей и взрослых предполагает обязатель­но дифференцированный подход и в изучении, и в самом устранении заикания. Общепринятый комплексный лечеб­но-педагогический подход в работе с заикающимися раз­ного возраста уточняется, дифференцируется в зависимости от состояния заикающегося и необходимости преимуще­ственной работы над теми или иными сторонами речи и личности пациента. В лаборатории функциональных и других видов патоло­гии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сер­бского лечение заикания у взрослых осуществляется с уче­том нозологической разнородности больных (заикающиеся с невротическими расстройствами; с психопатиями; с явле­ниями раннего органического поражения центральной не­рвной системы; с вялопрогредиентной шизофренией).

Лечение включает комплекс медико-педагогических ме­роприятий: медикаментозные, психотерапевтические, лого­педические, логоритмические (Н. М. Асатиани, В. Г. Каза­ков, Л. И. Белякова, А. И. Лубенская, Б. В. Оганесян и др.).

При поступлении больных на лечение осуществляется медицинское обслуживание, затем в течение первых 10 дней пребывания заикающихся в клинике устанавливается ди­агноз на основании клинических исследований, логопеди­ческих наблюдений и параклинических обследований.

Логопедическое обследование наряду с медицинским осу­ществляется в первые 10 дней пребывания больных в клини­ке: устанавливают глубину и тяжесть речевого дефекта, осо­бенности нервно-психического состояния, намечают план индивидуальной работы с заикающимися в рамках комплек­сного подхода. Выделяются следующие этапы стационарно­го лечения: подготовительный (5-7 дней), активной терапии (20 дней), активной тренировки (10 дней), завершающий, в ходе которого происходит предельное усложнение речевых ситуаций (3-5 дней).

Во время подготовительного этапа рекомендуется огра­ничение речевого общения, формируются коллективы боль­ных для проведения занятий (по клиническим признакам, по параметрам возраста, интеллектуального уровня и пола). Основная форма работы - коллективная, но, учитывая ха­рактер вторичных невротических наслоений, параллельно проводится индивидуальная психотерапевтическая работа.

Со 2-й недели, с началом этапа активной терапии, боль­ные включаются в коллективные занятия аутогенной тре­нировкой, а также в систематические индивидуальные за­нятия с логопедом. К этому времени определяются основные медикаментозные назначения, направленность индивиду­альной психотерапии, проводимой лечащим врачом. На этапе активных тренировок больные выходят за пре­делы стационара для функциональных речевых тренировок под руководством психотерапевтов и логопедов (разговор на улице, в магазине с продавцом, у кассы, по телефону и т. п.).

Завершающий этап содержит предельно сложную речевую нагрузку - индивидуальные и коллективные речевые выс­тупления перед многолюдной аудиторией. Выступления име­ют форму концертной программы с включением музыкаль­ных номеров (мелодекламация, сольное и хоровое пение).

Перед выпиской из стационара каждому даются рекомен­дации по дальнейшей самостоятельной работе в рамках под­держивающих логопедических занятий, аутогенной трени­ровки, повторения некоторых элементов логопедической ритмики.

Весь курс лечения в стационаре пронизан прямым и кос­венным психотерапевтическим воздействием на больных в виде коллективных и индивидуальных психотерапевтичес­ких бесед. Курс аутогенной тренировки включает обследо­вание заикающихся; усвоение ими основных приемов само­регуляции; отработку навыков локальной релаксации мышц, в которых возникает патологическое напряжение; овладение сокращенными формулами самовнушения, при­емами активной регуляции мышечного тонуса и использо­вание навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Логопедическая, дидактическая, коррекционная и логот-ренировочная работа, проводимая логопедом, строится в за­висимости от клинической принадлежности заикающегося, его возраста, развития, личностных особенностей. Напри­мер, акцент на логопедических занятиях более всего умес­тен в отношении больных с неврозоподобным заиканием на фоне резидуально-органической церебральной недостаточ­ности. Для больных с невротическим заиканием более эф­фективны психотерапевтические приемы.

Практический материал занятий направлен на коррек­цию нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на разви­тие моторики артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции вообще, на тренировку всех видов звуч­ной речи (сопряженная и отраженная речь, чтение стихов и прозы, вопросо-ответная речь и т. д.). Особое внимание уде­ляется речевым функциональным тренировкам, которые дают возможность закрепить полученные речевые навыки в условиях кабинета, стационара и в обычных жизненных ситуациях и помогают заикающимся выработать правиль­ное отношение к трудным речевым ситуациям. По мнению авторов, эффективность устранения заикания у взрослых обусловлена применением всего арсенала комплексного ме­дико-педагогического подхода, психотерапии, фармакоте­рапии, функциональных речевых тренировок, индивидуаль­ных, групповых и коллективных занятий, логопедической ритмики и лечебной физкультуры, физиотерапии и обще­укрепляющего лечения.

Некоторые авторы считают целесообразным сообщать заикающимся, а затем регулярно повторять с ними прави­ла для упражнения в плановой речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способ­ствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для уп­ражнения в плавной речи были разработаны А. Гутцманом и Г. Гутцманом в 1924 г. Они представляют познаватель­ный интерес и в настоящее время, поскольку используются в практике логопедов.

Правила для упражнения в плавной речи

    Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слова за словом, предложение за предложением.

    Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

    Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

    При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

    Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

    Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

    Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

    Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.

    Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10.Когда слово начинается с гласного, начинай его тихо и несколь­ко пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложе­ние представляет одно многосложное слово.

12.Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Эффективность устранения заикания и прочность полу­ченных результатов коррекции зависят от множества фак­торов.

В логопедической практике принято оценивать эффек­тивность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная, без заикания, со значительным улучшением, с незначительным улучшением и без улучшения. Речь заи­кающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий.

Контрольные вопросы и задания

    Раскройте механизм заикания с позиций физиологического подхода.

    Раскройте психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания.

    Охарактеризуйте историю развития учения о заикании.

    Какие основные направления в терапии и коррекции заикания сформировались со времен древности до на­стоящего времени?

    Каковы предпосылки создания комплексного подхода к устранению заикания?

    Какова этиология заикания?

    Какова симптоматика заикания?

    Расскажите о течении заикания в разные возраст­ные периоды.

    Раскройте особенности симптоматики заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых.

    Расскажите о методике обследования заикающихся.

Дайте общую характеристику комплексного лечеб­но-педагогического подхода к устранению заикания.

    Назовите основные задачи и формы лечебно-оздоро­вительной работы с заикающимися детьми.

    Раскройте основные задачи и формы коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми.

    Перечислите виды психотерапии и ее значение в уст­ранении заикания в разные возрастные периоды.

    Охарактеризуйте современные методики логопеди­ческих занятий с заикающимися детьми дошкольно­го возраста.

    В чем заключаются особенности логопедических за­нятий с заикающимися школьниками?

    Раскройте особенности логопедической работы с за­икающимися подростками и взрослыми.

    Как реализуется дифференцированный подход при устранении заикания?

    Расскажите о возможностях использования нагляд­ных пособий и технических средств обучения на ло­гопедических занятиях с заикающимися.

    Сравните формы организации логопедической помо­щи заикающимся в системах образования и здраво­охранения.

Литература

    Абелева И. Ю. и др. В помощь взрослым заикающим­ся. М., 1969.

    Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание /Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М., 1983.

    Арутюнян Л. 3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М., 1990.

    Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание. М., 1998.

    Боскис Р. М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста // Лечение душевнобольных. М., 1940.

    Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающи­мися дошкольниками. М., 1959.

    Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении за­икания у дошкольников. М., 1983.

    Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Mr, 1985.

    Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дош­кольников в игре. М., 1984.

    Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М., 1983.

    Миссуловин Л. Я. Заикание. - СПб., 1999.

    Оганесян Е. В. Логопедическая ритмика. М., 1998.

    Pay Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия. М., 1969.

    Селиверстов В. И. Заикания у детей. М., 1979.

    Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1959.

    Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волко­вой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Ч. I.

    Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.

    Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. М., 1974.

    Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся об­щеобразовательной школы. М., 1980.

С проблемой заикания сталкиваются и взрослые, и дети. Вне зависимости от возраста, этот дефект дикции причиняет немало дискомфорта, неудобств. Дети часто становятся предметом насмешек своих одноклассников, получают плохие оценки за устные ответы на уроках. Для взрослых недостаток речи может стать преградой в карьере. Методы, описанные ниже, направленные на лечение заикания у взрослого человека так и у ребенка, они включают в себя психологическую работу и специальные упражнения.

Причины заикания

Повторение одних и тех же звуков или целых слогов — ни что иное, как спазм во время работы артикуляционного аппарата. Непроизвольные сокращения возникают во время попытки выговорить те или иные слова. Специалисты-логопеды много лет исследуют феномен заикания.


Основными причинами называются следующие:

  1. Детские травмы во время периода активного развития речи — от года до трех. Заикание у ребенка может быть связано с действительно страшными событиями — смертью родственника, тяжелой болезнью, но иногда возникает из-за случайного стечения обстоятельств. Например, если малыша в этом возрасте испугает большая собака или даже крики мамы или папы.
  2. Биологические причины, с которыми может быть связано заикание у ребенка включают болезни мозга, нервной системы. Перенесенный в детстве менингит, внутричерепное давление, удары головы — все это относится к органическим предпосылкам. Бороться с такого рода заиканием труднее всего.
  3. Невротические переживания, связанные с процессом речи. Такие дети или взрослые могут совершенно нормально разговаривать в «обычной» жизни, но начинать заикаться в ответственных ситуация, когда требуется выступать, говорить на публику. Логоневроз не имеет «возраста», заикание у взрослого такого типа встречается чаще всего.

Врачи утверждают, что мужчины чаще страдают этим недостатком речи, чем женщины, связывая предрасположенность с особенностью функций нервной системы и мозга. Логопеды также выделяют «замаскированное» заикание, когда человек не проглатывает слоги и не повторяет их, но вставляет в речь бессмысленные междометия — «э-э-э», «кхем» и другие. Заикание у взрослого зачастую маскируется этими фонетическими паузами, отчего речь тоже не становится красивее.

Центр заикания «Причал»

Высоко результативным и эффективным зарекомендовал себя метод устранения заикания Центра «Причал» (№ патента 2497555) города курорта федерального значения Белокуриха. Именно там, в основу положена психологическая работа с пациентом по разрушению сложившихся рефлексов и привычек в производстве речи. Заикание, по мнению авторов метода, это «речевая травма», сопровождающаяся затруднением в речевых движениях.

Процесс занятий в Центре заикания «Причал” построен настолько гармонично, что позволяет за сравнительно короткий промежуток времени, 10-12 дней, привести в соответствие и отрегулировать обменные процессы в нервной и дыхательной системах, голосового, артикуляторного аппаратов. Вследствие систематических и ежедневных занятий, заикание исчезает, как вредная привычка. Формируется новая программа на спокойную речь и закрепляется на уровне подсознания.

Достоинством Центра «Причал” является и его месторасположение. Чистый горный воздух, уникальная минеральная вода, атмосфера доброжелательности, спокойствия, возможность приема (рекомендательно) процедуры ПРАК (программа резонансно-акустических колебаний), позволяют пациентам глубоко сосредоточиться и сконцентрироваться, и как результат, получить здоровую, спокойную, надежную и уверенную Речь!!!

Этот простой, уникальный и эффективный курс просто необходим для страдающих заиканием людей вне зависимости от возраста. А их в нашей стране немало (2% населения).

Как вылечить заикание у взрослых

Ситуационное заикание может возникнуть даже у совершенно здорового физически человека. Однако прежде, чем избавляться от симптома, необходимо определить причину возникающей проблемы. Если она связана с органическими нарушения, то способы, как вылечить заикание будут одни, направлены на устранение биологических причин. При иной этиологии более эффективна будет психотерапия.

Необходимо исключить следующие нарушения:

  • инсульт и его последствия;
  • энцефалит, осложнения болезни;
  • патологии полости рта — например, заячья губа;
  • неврологические нарушения.

Как избавиться от заикание у взрослых, если обнаружена одна из болезней или ее последствия, будет определять лечащий врач. Назначаются препараты, физиотерапия, специальные упражнения. Некоторые из них можно использовать и людям без органических патологий. От психологических проблем избавляет исключительно терапия и самотерапия, направленная на борьбу с неврозами.

Упражнения против заикания

Можно ли вылечить заикание в домашних условиях? Да, особенно если речь не идет о серьезных патологических изменениях. Немедикаментозные и психологические методики, упражнения подскажут, можно ли вылечить заикание без обращения к логопедам.

1. Дыхательная гимнастика

Упражнения на дыхания пригодятся любому, кто хочет знать, как вылечить заикание в домашних условиях. Методика простая, ее сможет выполнить ребенок и взрослый:

  1. В положении сидя чуть опустить голову вперед, глубоко вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Повторить 10-15 раз. Вдох должен быть максимально быстрым, а выдох — медленным.
  2. Стоя поворачивать голову по своей оси. Тело должно оставаться расслабленным, руки по швам, ноги расставлены в комфортном положении. Повторить до двадцати раз.
  3. Сесть на твердую поверхность, закрыть глаза и дышать, стараясь проталкивать воздух с силой в диафрагму и обратно.

Работа с дыханием помогает исправить дефект дикции за счет укрепления мышц полости рта. Это один из ключевых моментов в том, как вылечить заикание. Крепкие мускулы менее подвержены спазмам, это относится и к артикуляционной мускулатуре.

2. Репетиции перед зеркалом


Психологический прием, который используют актеры и другие люди, профессионально работающие с речью, помогут и заикам. Как вылечить заикание с помощью репетиций? Очень просто: проговаривайте вслух стихи, читайте книги, репетируйте выступления. Постепенно ваша речь будет становиться более гладкой.

3. Медитация

Как любой невроз, заикание проявляется в моменты душевного волнения, равно у детей и взрослых. Понимание этой особенности поможет понять, как научиться расслабляться или научить своего ребенка перед потенциально травмирующей ситуацией. Медитационные практики помогут сосредоточиться на смысле выступления, а не на дефекте речи.

4. Ароматические масла

Фитотерапия поможет успокоиться. Лаванда, чабрец и шалфей рекомендованы как легкие седативные средства, которые помогут перестать тревожиться перед необходимостью разговора. Дополнительно можно выпить чашку мятного чая, который тоже обладает безвредным успокаивающим эффектом.

5. Молчание

При лечении заикания необходимо выдерживать речевой режим, чтобы не перегружать мускулатуру рта и гортани. Большую часть дня желательно молчать. Для детей можно придумывать специальные игровые ситуации, например изображать рыбок.

6. Массаж

Процедуры у специалиста либо самомассаж области шеи и горла помогут снять и предотвратить спазмы. Движения должны быть мягкими, плавными, направленными на то, чтобы максимально релаксировать артикуляционный аппарат.

Дефекты речи способны испортить жизнь как ребенку, так и взрослому. Малышей с проблемами заикания лучше показывать специалисту, как только появились негативные симптомы. Взрослый также может посетить психотерапевта и невролога. А упражнения, применяемые в домашних условиях, будут полезны в любом случае

Посмотрите видео, на котором Елена Малышева, в передаче «Здоровье», на первом канале, рассказывает как вылечить заикание

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

Страхи и речь

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком... Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Почему?

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

Какие бывают виды заикания?

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

Заикание. Коррекция заикания .

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи - одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные.


Причины заикания:
На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие . При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Производящие причины заикания (не являются врожденными, а приобретаются, как следствия серьезного стресса для организма):

  • Поражения нервной системы (такие нарушения в организме, как повреждение головного мозга, гипоксия, сильное заражение инфекцией, не могут не оставить след на здоровье – их следствием могут стать отклонения в передаче нервных импульсов от головного мозга к речевому аппарату);
  • Заболевания звукового аппарата (когда поражены непосредственно сами органы, отвечающие за выход звука, – гортань, губ, язык и пр.);
  • Психологическое напряжение (задержка речевого развития может возникнуть из-за сильного стресса, как длительного, так и острого кратковременного).

Предрасполагающие причины заикания (набор факторов, несущих с собой риск задержки в развитии речевых навыков):

  • особенности темперамента и незначительные психологические отклонения (человек может начать заикаться из-за низкой стрессоустойчивости или, например, навязчивых страхов);
  • пол и возраст (согласно статистике, дети куда более подвержены заиканию, а у женщин оно встречается в три раза реже, чем у мужчин);
  • наследственные заболевания, передающиеся от родителей;
  • слишком раннее, или наоборот, слишком позднее начало освоения речевого навыка у ребенка;
  • изучение сразу нескольких иностранных языков;
  • баловство и привычка коверкать слова, намеренно произносить их неправильно, подражать и передразнивать чужую речь.

Симптомы заикания:

  • повторение звуков, слогов
  • растягивание звуков и слогов
  • паузы (блоки) молчания

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство
  • моторные или вокальные тики
  • напряжение мышц лица

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение - он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон - лабильностью.

Основные этапы логопедической работы по преодолению заикания .

1. Создание охранительного речевого режима.

2. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

3. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.

4. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

5. Работа над плавностью речи в различных её формах. Развитие интонационных характеристик речи.

6. Воспитание личности заикающегося ребёнка

Комплексный подход к преодолению заикания.

Полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.

Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребёнка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной работы учителя-логопеда.

Психотерапевтическое воздействие, которое поводится на протяжении всей коррекционно-развивающей работы.

*Логопедическая ритмика . Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей.

*Воздействие окружающих на личность заикающегося ребёнка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу, осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами коррекции и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-психолого-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, занятия по психологической коррекции, воспитательные мероприятия. Их цель – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются : укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является : устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и негативных личностных качеств заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, психолога, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

Лечебно-оздоровительная работа . К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физиотерапия и психотерапия .

  • У заикающегося ребенка в условиях специализированного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение; отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем дефекте.
  • У ребенка надо поддерживать уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.
  • В составлении распорядка дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. С этой целью для школьников необходимо облегчить учебный процесс, чаще делать перерывы при выполнении домашних заданий, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.
  • Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них интерес. Для детей возбудимых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.
  • В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10–11 часов ночью и 2 часа днем, школьников 8–9 часов ночью и 1,5–2 часа днем. Прием пищи предусматривается не позже, чем за 1,5–2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо уделять внимание витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.
  • В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее работу.
  • Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.
  • Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных климатических условий.
  • Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.
  • Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

Психологическая коррекция в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегося:

  • воспитание полноценной личности;
  • воспитание правильной личностной установки на свой недостаток и социальную среду;
  • воздействие на микро-социальную среду.

Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися

Коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное значение в комплексном методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они, так или иначе, подчиняются одной цели – воспитанию у детей и взрослых умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Для развития всех видов речи заикающихся детей первостепенное значение имеют игры с пением (хороводы с плясовыми движениями). Они проводятся почти на каждом занятии.

Дальнейшее закрепление активного поведения и речи заикающихся детей проходит в процессе подвижных игр. В подвижных играх дети с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям.

Подвижные игры нормализуют моторику заикающихся детей: в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

Дидактические игры особенно полезны для детей с общим недоразвитием речи. Обычно, прежде чем устранять заикание, учитель-логопед проводит работу по коррекции звукопроизношения, так как иногда с исправлением неправильного произношения исчезает и заикание.

Вслед за дидактическими играми следуют игры-драматизации стихотворений, прозы, игры в настольный театр и творческие игры (вначале по предложению взрослого, затем по замыслу самих детей).

Коррекционная работа по системе игр проводится в несколько этапов.

На первом этапе учитель-логопед обследует состояние речи детей во время деятельности, изучает их поведение в играх и при выполнении режимных моментов, выявляет личностные особенности каждого, осуществляет коррекцию дыхания, голоса, развитие динамики речевого аппарата, составляет индивидуальный и общий с воспитателем план работы.

Второй этап - этап максимального ограничения речи. Его цель - затормозить у детей патологические рефлексы на неправильную речь, сопутствующие движения и действия, употребление лишних слов. Этот этап включает период молчания (3-6 дней) и период шёпотной речи (10-12 дней). За это время у заикающихся детей воспитываются внимание, усидчивость, подражательность, общая и ручная моторика.

На третьем этапе (облегчённых форм речи) у детей воспитывается мягкое голосоначало, слитность произношения, выразительность речи, длительность выдоха. Одновременно ведётся работа по воспитанию у заикающихся детей произвольного поведения. На данном этапе на занятиях вводятся элементы творческих игр по предложению учителя-логопеда. Материалом домашних заданий являются настольные, дидактические, подвижные игры, сопряжённо-отражённое проговаривание детьми вместе с родителями потешек, стихотворений, отрывков сказок и т.д.

На четвёртом этапе учитель-логопед продолжает работу по коррекции поведения и речи заикающихся детей. Подбор игр может быть самый различный: игры с пением, дидактические, подвижные с правилами, игры-драматизации, творческие. Обязательным условием является соблюдение во всех играх диалогической речи в вопросно-ответной форме.

Цель пятого этапа -воспитание самостоятельной речи. Учитель-логопед создает большое число игровых ситуаций, в которые органически включаются пересказы заранее подготовленного текста.


Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

  • Логопедические занятия реализуют основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.
  • Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей. На занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
  • Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.
  • На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях – в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых и т.д. С этой целью используется все разнообразие логопедических технологий: разнообразные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, концертах, выступления перед микрофоном.
  • Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.
  • Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.
  • На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающих детей, магнитофонные - и видеозаписи с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших курс логопедических занятий и др.
  • Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикаю- щемуся ребенку и правильного его воспитания. Организация самостоятельной работы заикающегося ребенка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос «Как избавиться от заикания?». Хотя при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Что такое заикание? Секреты нашего мозга

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

4 главные причины заикания

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

Техника массажа.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Другие методы избавления от заикания

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Однако, существует ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые при желании вы тоже можете применить.

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

Заключение

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Удачи и терпения!