Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Лучший возраст

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
  • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • умение мыслить логически;
  • внимание;
  • аналитические способности;
  • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Переход на новый этап должен быть постепенным, происходить в тот период, когда ребенок к нему готов.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнить. И то, и другое будет полезно для получения важнейших навыков.


Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Занятия в среднем дошкольном возрасте

В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

«Магазин»

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

Постепенно критерии выбора могут усложняться – например, мишка будет стоить не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких – синий и желтый.

Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

«Что изменилось?»

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры.

  1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
  2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

«Второй ряд»

Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

  1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
  2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

«Заселяем в домик»

Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

«Украсим елку»

Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

Занятия с областями

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

Цепочка усложненная

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

  1. первым кладется желтый круг;
  2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

  1. желтый круг – первая фигура;
  2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
  3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

Прежде чем предлагать ребенку такое задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.

Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.

В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина):

  • цвет обозначается пятном
  • размер - силуэт домика (большой, маленький).
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”.

Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.

Знакомство с карточками

Ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например,

  • если ребенку показывают “красное пятно”, то нужно отложить все красные блоки;
  • “красное пятно и одноэтажный домик” - откладываем все красные маленькие фигуры;
  • “красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата” - это красные маленькие квадраты - толстые и тонкие и т.д.

Игра “Найди собачку”

Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка - под какой фигурой спряталась собачка. Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).

Игра “Опиши фигуру”

Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.

Игра “Угощение”

Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно “печенье”, отличающееся только этим признаком. Угощает куклу - в правую руку - одно “печенье”, в левую руку - другое.

Например: выпала карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе “печенье”: маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру.

Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить - отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.

Игра “Чертеж”

Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и “не-свойства ”.

Нарисуйте “чертеж” замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом.

Например:

  • “фундамент замка” - два не-синих прямоугольных блока;
  • “первый этаж” - не-круглые не-красные блоки;
  • “второй этаж” - желтые не-треугольные не-тонкие блоки;
  • “крыша” - красные не квадратные блоки.

Логические кубики

Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина), символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств - подбрасывание кубика.

Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.

Игры с логическими блоками Дьенеша для свмых маленьких смотрите .

Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет смотрите .

Делитесь вашими комментариями и идеями.

Татьяна Сафронова
Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша

Цель :

1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками , упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам : цвету, форме, размеру.

Задачи :

1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшем действием;

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.

Развивающая среда : логические блоки Дьенеша , письма, сделанные в виде разных геометрических фигур, лист с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок, мешочек, два обруча, коробки для подарков, два подноса.

Ход организованной образовательной деятельности.

Ребята, сегодня приходил почтальон и принёс в группу письма . Одно из писем было адресовано вам, ребята. Случайно, я перепутала письма и теперь не знаю, какое из них ваше (на столе лежат конверты разной формы, размера и цвета) . Что же делать?

У меня есть карточки, которые помогут вам найти нужное письмо. (Выложить карточки, на которых зашифровано письмо : квадрат, большой, жёлтого цвета.) Давайте проговорим, как должно выглядеть письмо.

Дети : квадрат, большой, жёлтый.

Давайте подойдём к столу и найдём письмо. Почему вы считаете, что это ваше письмо. Объясните свой выбор. (Ответы детей) .

Молодцы, ребята, правильно нашли письмо. Давайте я его прочитаю.

«Здравствуйте ребята. Пишут вам Хрюша и Степашка. У нашей подружки Каркуши скоро день рождения. Нам очень хочется подарить ей подарки. Мы сделали красивые бусы и засадили клумбу любимыми цветами Каркуши. Но случилась беда : бусы порвались, а цветы на клумбе завяли. Мы очень расстроились. Помогите нам, пожалуйста, пересадить цветы и собрать бусы. Хрюша и Степашка» .

Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь. (Да) Давайте сделаем для Каркуши бусы.

Игра «Чудесный мешочек» .

(На столе лежит лист с нарисованной верёвочкой, для нанизывания бусинок - блоков .) У меня есть чудесный мешочек с бусинками. Чтобы достать бусинку из мешочка, нужно определить форму и величину бусинки на ощупь.

Молодцы, ребята. Мы сделали очень красивые бусы для Каркуши и теперь можем приступить к посадке цветов.

«Клумбы» .

(Обручи – клумбы, блоки – цветы .) На клумбах лежат карточки – схемы (цвет, форма, величина) . Дети «сажают» цветы, любуются, рассказывают, какие цветы выросли на клумбе.

Молодцы, мы посадили цветы для Каркуши. Ребята, вы работали, устали, теперь нужно отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы у клумбы прогулялись

И немножко запыхались. Шагаем на месте.

Встанем, глубоко вздохнем,

Упражнения начнем.

Руки в стороны, вперед, Развели руки в стороны, вперед.

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети, Присели.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Вот как дружно хлопаем Хлопаем в ладоши.

И ногами топаем! Топаем ногами.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! Шагаем на месте.

Ребята, давайте сделаем подарок и для Хрюши со Степашкой. Отправим им угощения : Хрюше – печенье, Степашке – конфеты.

«Подарки» .

Коробки для подарков. На подносах разложены блоки : печенье и конфеты. Дети кладут в коробки печенье и конфеты по признаку цвета и формы.

Вы быстро собрали сладости для Хрюши и Степашки. Я думаю они обрадуются вашим гостинцам.

Ребята, сегодня мы смогли помочь Хрюше и Степашке? (Да) Как мы это сделали?

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Полет на Луну» Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Радуга» " Полет на Луну". 19.12. 2015г. Составила Гайдыш И. Н.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование.

Интегрированное занятие для детей средней группы с

использованием блоков Дьенеша.

Приключение в сказочном лесу

Цель: Развитие познавательной активности с помощью, логических

блоков Дьенеша.

Задачи : Образовательные:

Развивать умение различать основные свойства предметов: цвет, форму и размер предметов.

Закрепить названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, выделять их свойства: форма, цвет, размер.

Умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.

Развивать воображение, наблюдательность, умение решать логические задачи, рассуждать,

Формировать представление о символическом изображении предметов.

Воспитательные:

Умение самостоятельно работать, принимать решение.

Умение строго следовать инструкции, придерживаться установленным правилам.

Коррекционные:

Закреплять умение воспроизводить в постройке знакомый предмет, отбирать нужные для постройки блоки в соответствии с графическим образом.

Развивать зрительно-моторную координацию при соединении блоков

Воспитывать внимание, усидчивость, логическое мышление.

Материал: карточки с количеством кружков от 1 до 5, логические блоки Дьенеша, письмо, счетные палочки, яблоки, схемы домов(фотографии), картинки с зашумленными животными.

Предварительная работа . Работа с детьми по сенсорике через дидактические пособия и игрушки. Беседа о жизни животных. Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций. Работа с альбомом «Маленькие логики»

Раздаточный материал:

Набора логических блоков. Кодовые карточки, обозначающие цвет и форму, величину геометрических фигур. Счетные палочки. Образцы-схемы домиков. Яблоки. Картинки с зашумленными изображениями животных.

Ход занятия.

Дети заходят в группу и замечают конверт.

Ребята я сегодня пришла на работу, а около двери лежал конверт, я взяла его. Как вы думаете, как узнать, откуда оно пришло и кому адресовано? (Надо прочитать. Давайте прочитаем это письмо).

Воспитатель читает адрес: «Детям 4 группы от зверей Сказочного леса».

Ребята, как вы думаете, какие новости в этом письме? Как вы догадались? (У конверта грустное лицо). Давайте, скорее откроем и узнаем, что же случилось? Воспитатель открывает и читает письмо.

Мы - лесные звери,

Жили - не тужили.

В Сказочном лесу

Хоровод водили!

Но злая Бабка-Ежка

Все заколдовала!

И теперь в лесу

Скучно, грустно стало…

Дорогие дети,

Вы нам помогите и скорей нас всех найдите!

Что же делать? (Нужно помочь: победить Бабу-Ягу, отправиться в Сказочный лес…).Поможем зверям? Как вы думаете, Баба-Яга разрешит нам так легко добраться до леса?(Нет). Я тоже так думаю, что она будет строить нам по дороге различные препятствия. Но я открою вам небольшой секрет: каждый раз, когда мы будем преодолевать(проходить)ее препятствие, она будет терять свои силы, и после того, как мы найдем зверей, она совсем исчезнет! Так что, вы готовы отправиться в Сказочный лес и освободить его от колдовства Бабы-Яги? (Да).

На чем же нам добраться до Сказочного леса? Я предлагаю добраться туда на машине. Т.к. мы отправляемся в Сказочный лес, машины у нас будут волшебные, очень быстрые! Заводите моторы, и отправляемся в путь! (Дети двигаются по кругу).

1. Приехали! Но что это, дальше мы пройти не можем, какие-то замки лежат. Вот и первое препятствие, которое приготовила на Б-Я. Чтобы пройти дальше нам надо открыть все эти замки, а сделать это можно, только если мы найдем ключик для каждого замка. Ключи непростые, закодированные, лежат в коробке и конечно все перепутались.

Каждый из вас должен взять один замочек и разгадать код своего замка и найти нужный ключ.

Дети выполняют задание, по коду на замке находят ключ.

Настя, какой ключ у твоего замка (красный треугольник, большой, тонкий)

Каким ключом открывается твой замочек, Даша?(синим прямоугольник, маленьким и толстым) и т.д.

Молодцы! Нашли нужные ключи, открыли замочки и попали в Сказочный лес.

Как нам решить эту проблему? (ответы детей).

А может, в конверте есть подсказка? (показываю образец лодочки). Давайте построим каждый для себя лодочку. Сколько счетных палочек, нам для этого понадобится?(5палочек)

Дети строят каждый свою лодочку из счетных палочек. Вот лодочки и готовы! Тогда переплываем на другой берег! Мы с вами прошли еще одно препятствие Б-Яги – и ее сила уменьшилась!

Физкультминутка. Сделаем привал. Отдохнем и пойдем дальше. Подойдите ко мне закройте глазки….Зарядка для глаз.

3.Перед нами яблоня с наливными яблочками.

Яблоки на яблоньке необычные, давайте сорвем по яблочку и посмотрим, что в них такого интересного. Б-Я хочет узнать, умеете ли вы считать. Посчитайте количество косточек на вашем яблочке. Дети считают косточки. Проверяю.

А теперь, найдите на столе карточку с таким же количеством кружков, сколько косточек в вашем яблочке. Подойдите к этой карточке.

Дети считают косточки и подходят к столам, где лежит карточка с таким же количеством кружков.

Катя, сколько косточек в твоем яблоке? Какую карточку ты выбрала?

Майя, к какой карточке подошла ты? Почему?

Твое яблочко Арсений имеет сколько косточек? Поэтому ты подошел к карточке с 3-мя кружками.

Молодцы! Мы с вами справились с еще одним колдовством.

4.- Около карточки с кружочками есть вот эти фотографии. Это фотографии домов, в которых жили звери. А где же сами домики? Б-я разрушила их и опять приготовила нам новую ловушку!

Надо нам помочь зверушкам построить заново их домики. Поможем им? (да). Как же нам это сделать? По этим фотографиям мы можем построить домики для зверей (дети строят домики по схемам из блоков Дьенеша).

Какие детали нам понадобились, при строительстве этих домиков?(прямоугольники, квадраты, треугольники)

Молодцы! Мы обошли еще одно препятствие.

5. Отличные домики у вас получились. А кто из зверей живет в каждом из них мы не знаем. А хотели бы узнать (да). Опять нас ждет новое испытание, остались картинки, на которых спрятались животные в лесу. Давайте отгадаем, какое же животное здесь спряталось, и поселим его в домик, который вы для него построили.

Воспитатель показывает зашумленные фигуры зверей. Дети определяют, какое животное изображено на картинке.

Воспитатель проверяет выполнение задания.

Соня, какое животное ты нашла? (медведь).

Для какого животного построила домик Катя? (лисицы)

Домик, который построил Арсений, предназначен для какого животного? (ежика) и т.д.

Молодцы! Мы прошли все препятствия, которые приготовила для нас Б-Я и она совсем потеряла свою силу и исчезла! Теперь Сказочный лес свободен от ее чар! А звери будут жить, не тужить в своих новых домиках. А мы отправляемся обратно в детский сад. Заводите моторы, Поехали!

Ребята, понравилось вам наше путешествие по Сказочному лесу (да). Какое самое трудное препятствие, было для вас? (ответы детей)

Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе "Путешествие в страну геометрических фигур"

Виды детской деятельности:

познавательно-исследовательская, продуктивная, художественная, игровая, коммуникативная.

Цели:

  1. Закрепить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов: цвет, форму, величину.
  2. Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.
  3. Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, доброжелательные отношение друг другу.

Материалы и оборудование: ИКТ, блоки Дьенеша, карточки с заданиями, бумага, трафареты геометрических фигур, восковые мелки, письмо.

Ход занятия: Письмо

Дети играют на ковре. Воспитатель приносит письмо.

Воспт.: Дети, сегодня утром я получила письмо. Предлагаю открыть и прочесть его вместе. Согласны.

Воспт.: Хорошо. Вот что здесь написано: «Здравствуйте, дети. Мы жители города математических игр Формандия приглашаем вас на праздник Дня города. Приезжайте, очень ждем.» Ребята, поедем в гости?

Дети: Да-а.

Воспт: Хорошо, мы сегодня с вами поедем в волшебный город математических игр. А чтобы пойти в гости какое у нас должно быть настроение?

Дети: Хорошее...

Воспт.: А какое у вас настроение?

Дети: Хорошее

Воспт.: Отлично. Значит мы готовы отправиться в путь.

  • Поезд

Воспит.: Что же нам ещё нужно, чтобы добраться до города математических игр?

Дети: Транспорт.

Воспит.: Верно, город Формандия находится далеко. Я предлагаю добраться до него на поезде. И как вы все знаете, места в поезде пронумерованы. А номера вагонов необычные, а состоят из геометрических фигур. У каждого из вас также будут билеты, на которых отмечен ваш вагон, но они зашифрованы. Нам необходимо разгадать шифр и тогда мы узнаем под каким номером находится наш вагон. А чтобы было легче разгадать шир вспомним геометрические фигуры. (презентация геометрических фигур на компьютере) .

Воспит.: Все фигуры мы повторили. А теперь я раздам вам билеты, в которых зашифрован нужный номер вашего вагона. Но сначала мы немного потренируемся.

Дети расшифровывают на карточках номер вагона.

Воспит.: Отлично. Все разгадали шифр и узнали, какой нужен вагон. А теперь занимайте места. (Дети рассаживаются на стульчики-вагончики)

Воспит.: Дети, рассаживайтесь по вагонам. Осторожно, двери закрываются, поезд отправляется. (Слышится гудок и тихий стук колес поезда) . Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» . (Игра «Четвертый лишний» из геометрических фигур)

  • Презентация-игра «Четвертый лишний»
  • Физкультминутка

Воспит.: Молодцы! Мы и в эту игру сыграли. А теперь пора немного передохнуть:

Мы шагаем друг за другом
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Дети выполняют движения и считают.)

  • Классификация

Воспит.: Вот мы и приехали в город Математических игр. Но, к сожалению, оказалось все геометрические фигуры в этом городе перемешались и нам необходимо им помочь. (Игра «Классификация» по цветам, по величине, по форме)

  • Подарок

Воспит.: Вы очень хорошо справились со всеми трудностями и очень понравились жителям Формандии. А мы с вами должны им сделать подарок, ведь у них сегодня праздник. Какой же подарок самый лучший? Конечно тот, который мы сделаем своими руками. Для этого нам необходимо нарисовать одну из геометрических фигур и превратить её в какой-нибудь предмет. (дети под музыку и с помощью трафаретов рисуют понравившуюся геометрическую фигуру и с помощью восковых мелков превращают в какой-нибудь предмет)