Повышение осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Арктика. Удивительный мир Арктической пустыни"

В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» в филиале МБОУ СОШ с Ламское16 февраля 2016 года был проведён Всероссийский урок «Арктика – фасад России» в 5-6 классе учителем географии Паничевой С.А.

Цель урока : повышение осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом.

Ход урока

Расположение Арктического региона.

Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" – по созвездию Большой Медведицы. Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля» ), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

В чем особенности климата Арктики.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь (на 75° с. ш. – 98 суток; на 80° с. ш. – 127 суток; в районе полюса – полгода). Это очень суровое время года. Температура понижается до -40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом – круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы Уже в августе столбик термометра не поднимается выше 0 °С. Весна и осень очень короткие.

По данным исследований температура в Арктике повышается в два раза быстрей, чем в остальном мире.

Это может привести к вымиранию многих видов растительности и животных в регионе.

Исследование Арктики.

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования.. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием “Северный полюс” была высажена у полюса 21 мая 1937 года .

В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция “Северный полюс-34”.

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Групповая работа для географов.

Определить погодные условия, географическое расположение Арктики.

Арктика – это огромное пространство….(Северного Ледовитого) океана, с… (морями) и …(островами). Солнце направляет на это пространство ….(косые) лучи. Оно… (светит), но не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и… (Северное сияние). Дуют… (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до…(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике …(полярный день), но…(тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны. Температура лишь на…(несколько градусов) выше…(нуля).

Проведена групповая работа для зоологов.

Животных Арктической зоны кормит …(море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими …(рыбы). Основная пища птиц и животных – это …(рыба). На скалистых берегах собираются…(чайки),…(кайры) и…(гагарки), здесь они выводят… (потомство). Птиц с необычными клювами называют …(тупики). Все звери прекрасные …(пловцы). От холода их защищает …(слой жира ). Это …(моржи) и… (тюлени). На тюленей охотятся …(белые медведи). У них длинная густая шерсть …(белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Физкультпауза

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Государственный заповедник Остров Врангеля

Государственный природный заповедник Остров Врангеля занимает 2,2 млн.гектаров. (Слайд 3) . Заповедник организован в 1975 г.. В него входят острова Врангеля и Геральда в Северном Ледовитом океане, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей.. От материка о.Врангеля отделен неглубоким проливом Лонга шириной 24 км.

О.Врангеля – роддом для белых медведей. Каждый год под снегом рождается около 200 белых медвежат, единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.В этом заповеднике самые крупные скопления моржей.Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля.В Российской Арктике находится 10 тыс. белых медведей. Это 1/3 всех белых медведей Земного шара

Овцебык. (Cлайд 5).
На острове Врангеля их более пятисот.


Ценятся изделия из шерсти овцебыка. Один свитер стоит более 1000 долларов. Он не имеет износа.

  1. Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. (Слайд 8) .

Растительный мир Арктики.

Органический мир Полярных пустынь предельно обеднен из-за низких летних температур, малого количества осадков, слабого протаивания мерзлоты, краткого вегетационного периода. Здесь отсутствуют многие, даже арктические виды флоры и фауны. Число видов цветковых, например, сокращается до 50, их здесь вдвое меньше, чем в арктических, и в 4 раза меньше, чем в типичных тундрах. Нет уже не только кустарников, но и кустарничков. В разнотравье евразиатских Полярных пустынь доминируют мхи и лишайники тоже в обедненном составе. Почти повсеместно, независимо от ландшафта, развиты сходные по составу и структуре сообщества: растительная дернина в узких трещинах между полигонами, рассеянные по площади голого грунта подушки мхов и лишайников, мелкие куртинки камнеломок, крупок и маков. (Слайд 10) . Они растут разреженно, покрывая голые грунты менее чем на 20%. В Полярных пустынях очень низка продуктивность растений, замедлены процессы разложения, отсутствует торфонакопление, процесс почвообразования заторможен. Жизнь сосредоточена у поверхности грунта, в узкой пленке до 25 см.

Проведена групповая работа для ботаников .

  • На островах прямо на голых… (камнях) встречаются …(лишайники), они очень …(малы ). Также приспособились к жизни на камнях… (мхи, и… (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество …(планктонных растений водорослей.

Прошла заочная экскурсия, на которой познакомились с растительным миром. (Слайд 9).

Закрепление урока

Викторина “Знаешь ли ты Арктику”.

1. Как с греческого переводится слово “ Арктика?”

2. Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?

3. Почему северные олени пасутся ближе к морю?

4. Назовите полярного грызуна, который питается мхом и травой, зимой живет под снегом

5. Почему места скопления птиц называют “ птичьими базарами?”

6. Почему один из видов тюленей, обитающий в Северном Ледовитом океане, назван “ морским зайцем?”

7. Приведите примеры приспособлений растений к холоду в период роста и развития?

8. Какую отрицательную и положительную роль играет снеговой покров для растений Арктики?

9. Какие последствия губительны для морских птиц при разливах нефти?

10. Какая рыба, вмерзая в лед, долгое время может оставаться живой?

11. Какие две особенности характерны для обитателей северных морей?

12. Почему белые медведи не употребляют в пищу пингвинов?

13. Назовите гигантов, обитающих в северных морях

Работа с кроссвордом. «Растения и животные Арктики».

Рефлексия

Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

Работа вместе с ребятами помогла мне…

Новые знания пригодятся мне…

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Итог урока

И, мысленно, вновь я средь белых сугробов,
Что намело после сильной пурги:
Дети со смехом тонут в снежных заносах;
Прошёл вездеход подняв тучу пыльцы.
Море сияет как белый кристалл.
Ветер, шурша, тащит белые струи.
Наст под ногами словно металл.
День передышки и снова задует.
Чем же мне дорог суровый сей край,
Где все двенадцать месяцев холод?
Здесь, где пурга может дуть целый май,
И в информации чувствуешь голод:
Открытость пространства, открытость людей;
Причастность к истории этого края;
Здесь жизнь проверяет на прочность друзей,
И слёзы глотаем, порой их теряя.
Магия Арктики необъяснима.
Сколько об этом уж сказано слов.
Бледна и скупа, но всё же - красива.
Уехав на юг, к ней тянешься вновь.
Белые крылья совы в белом небе;
Белый медведь на торосистом льду;
Белые щёки немеющей кожи.
Вряд ли я в городе грязном найду.

Конспект НОД по познавательно- исследовательскому развитию в средней группе.

Тема: «Дикие животные Арктики и Антарктики»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Токарева В. В.

Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование : глобус, картинки животных севера (морж, тюлень, альбатрос, синий кит, северный олень, пингвин, морской слон, песец, белый медведь), картинка –северное сияние, клей, кисточки для клея, распечатанный на синих листах силуэт медведя, салфетки, вата.

Цель : Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики и Антарктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.

Задачи :

Обучающие:

Формировать у детей представление о животных севера;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

Расширение словарного запаса.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к животным севера.

Ход занятия .

1.Оргмомент.

Воспитатель показывает глобус

Воспитатель: Кто знает, что это такое?

Дети: глобус

Воспитатель: правильно! Это уменьшенная модель нашей планеты Земля.

Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

2.Основная часть.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Вот здесь находится Северный полюс, а здесь Южный полюс. добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете? Почему они раскрашены белым цветом?

Дети: потому что там север, там всегда мороз, снег, холодно

Воспитатель: Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега
Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трех-этажного дома. Это самое суровое место на Земле.
Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы.
На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.
На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце.
Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.
Наступает короткое лето. Здесь очень трудно ходить. Ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь? И ещё: когда на северном полюсе-зима-полярная ночь, на Южном полюсе-лето-полярный день.

Дети: да, животные и птицы

Воспитатель: правильно, посмотрите, кто живёт в Арктике и Антарктиде.

Рассказы о животных.
ТЮЛЕНЬ.
Он такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой. Как вы думаете, почему тюлень – хищник?
А чем питаются тюлени? (рыбой)
А кто еще любит рыбу? (птицы). Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
ПИНГВИН.
Эти птицы хорошо ныряют и плавают. Почему лапы похожи на ласты? (чтобы этим птицам было удобно плавать)
Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.
Оперение не намокает, иначе бы вылезая из воды он бы сразу превратился в сосульку.
Как вы думаете, чем питаются эти птицы?

Крупный морской зверь с очень толстой кожей. Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинённы и направлены вниз. Очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами. Наружных ушей нет, глаза маленькие.

Кожа покрыта короткими прилегающими жёлто-бурыми волосами, но с возрастом их становится меньше, и у старых моржей кожа почти совершенно голая. Конечности более приспособлены для движения на суше, чем у настоящих тюленей, и моржи могут ходить, а не ползать; подошвы мозолистые. Хвост зачаточный.

Синий кит

Синий кит- Самый большой кит, самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо существовавших на Земле. Его длина достигает 33 метров, а масса может значительно превышать 150 тонн. Синий кит не имеет зубов. Питается он мелкими рачками. Набрав в огромный рот воды, кит процеживает её через ротовые пластинки. А оставшихся рачков поедает. Бывает, что и мелкая рыба попадается, тоже ест. В сутки съедает целый вагон рачков! (27 тонн)

Северный олень

Тоже большое животное, имеет ветвистые рога, как самки, так и самцы. Теплая шерсть, широкие копыта. Питаются корой деревьев, ветками. Мирное животное, но, если кто-нибудь на него нападёт, может защитится.

Морские слоны

Огромный, увеличенный нос висит над пастью с ноздрями вниз. Именно из-за такого носа они и получили такое название-морские слоны. Добычей морских слонов являются рыбы и головоногие. Морские слоны в состоянии нырять за добычей на глубину до 1400 м. Как и у китов, дыхание у морских слонов во время ныряния на глубину замедляется, отчего снижается расход кислорода. Естественными врагами морских слонов являются белые акулы и касатки, охотящиеся в верхних слоях воды.

Альбатрос.

Альбатрос – это удивительная птица, которая может долгие месяцы не появляться на суше! Они проводят дни и ночь напролёт лавирую над океанами и преодолевают сотни миль в день. Альбатрос – красивая птица и океанская даль – её единственный дом. Кроме огромных крыльев эти пернатые имеют уникальный клюв, который состоит из отдельных пластин. Клюв у них тонкий, но сильный и снабжён вытянутыми ноздрями. Небольшие виды стремятся полакомиться рыбой вблизи берега, другие же улетают на сотни миль от суши чтобы найти для себя лакомый кусочек.

Или полярная лисица. Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. В отличие от лисицы, тело у песца приземистое, морда укороченная; уши закруглены, слабо выступают из зимней шерсти. подошвы лап у песцов покрыты жёсткими волосами. Питается грызунами, но часто ходит за медведем и доедает то, что не доел медведь.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ.
Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Его вес может достигать 1 тонны, а длинна тела 3 м. Рост белого медведя в холке достигает 1,5 м. От своих сородичей белый медведь отличается строением тела , цветом шерсти и кожи. Голова белого медведя уже и длиннее, чем у остальных представителей медвежьих, с плоским лбом и длинной шеей. Уши вверху закругленные. Шерсть белая без пигментного окраса. Кожа белого медведя черная . На подушечках лап длинная шерсть и небольшие шишечки. Между пальцами передних лап есть плавательные перепонки. Такое строение тела помогает белому медведю выжить в суровых условиях Арктики. Густая шерсть белого медведя, состоящая из двух толстых рядов волос, не дает ему замерзнуть. Помимо шерсти, чтобы не чувствовать холода, у них есть толстый подкожный слой жира до 13 см. Шерсть и шишечки на лапах не дают скользить по льду, а перепонки между пальцами помогают плавать. Медведь вылез из воды и отряхнулся. От него полетели брызги во все стороны. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

Воспитатель: давайте с вами немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика.

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

Физминутка.-самомассаж.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами).

Знаем, знаем, мы всегда, нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

Воспитатель: давайте с вами сделаем белого медведя из ваты.

(детям и родителям предлагается обклеить медведя ватой)

3.Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).

Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).

Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита).

Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).

Антарктика находится на Южном полюсе, там холодней и люди не живут. Там обитают пингвины, морские слоны, альбатросы

Когда нам подарили набор «География » от фирмы «Умница», мы с дочкой принялись за изучение нашей Земли. Поначалу мы довольно увлеченно разглядывали географическую карту, перемещались по ней на своих книжках-кораблях, повторяя названия материков и океанов. Надо сказать, что занятия Таисии нравились, однако чем дальше мы продвигались, тем яснее мне становилось, что простое заучивание названий материков и фактов о них (пусть даже и в игровой форме) приведет нас не туда. Все-таки истинная задача географии – это формирование представления об окружающем мире, а не заучивание карты. И чтобы материки не оставались лишь загадочными пятнами с ничего не значащими названиями, нужно было что-то менять в наших играх.

Поэкспериментировав с занятиями, я пришла к тому, что самый интересный и полезный способ изучать наш мир – это устраивать мини-путешествия в разные его уголки. Поэтому сейчас мы изучаем географию так: отправляясь в путешествие в очередную точку земного шара, мы, прежде всего, находим его на карте и глобусе, а затем уже с головой погружаемся в атмосферу этого места. Играем в подвижные и ролевые игры на эту тему, рисуем, ставим опыты, отгадываем загадки, смотрим картинки и мультфильмы, которые помогают поближе познакомиться с изучаемой средой. По возможности я стараюсь сделать тематическую сенсорную коробку, чтобы можно было еще и прикоснуться к тому, о чем мы говорим.

Первое путешествие, о котором я решила рассказать в рамках новой рубрики « » – это путешествие на Северный полюс. Пожалуй, на данный момент, эта экспедиция была у нас самой эмоционально насыщенной. Мы целую неделю всей семьей играли в эскимосов, прыгали по льдинам, рисовали море с тюленями и моржами, смотрели на северное сияние (на youtube, разумеется ), сидя в темной комнате. Да и много чего еще интересного уместилось у нас в это тематическое занятие, растянувшееся на 2,5 недели, обо всем можно подробно почитать в этой статье.

Предложенные в статье игры хорошо подходят для детей от 3 до 7 лет – для младших и старших дошкольников. Не стоит стремиться проиграть все варианты игр за один раз, лучше растянуть их на протяжении 1-3 недель, при этом постоянно чередуя подвижные игры с теми, что требуют усидчивости.

Находим Арктику на карте

Прежде всего, нужно понять, куда мы направляемся. Поэтому мы достаем географическую карту и смотрим, где находится пункт назначения. Карту можно повесить на стену, чтобы она всегда была на виду. Но нам больше нравится расстилать карту на полу и перемещать по ней любимые игрушки на их книжках-кораблях.

Доезжая по карте до Северного полюса, мы попутно называем океаны, по которым проплываем и другие места, которые нам уже знакомы.

Замечательно будет, если вы найдете Арктику не только на карте, но и на глобусе. Я обнаружила, что уже после того, как дочь немного ориентировалась на карте, могла показать все материки, примерное расположение нашего города, она совершенно потерялась на глобусе, и отказывалась узнавать на нем, казалось бы, знакомые материки. Поэтому полезно параллельно с картой изучать еще и глобус, к тому же это будет формировать у ребенка представление о Земле, как о шаре.

Презентация на тему «Арктика» для детей

Для получения элементарных знаний об Арктике, пожалуй, лучше всего будет посмотреть с ребенком . В ней вкратце рассказываются самые интересные факты об Арктике: какая здесь природа, какие животные обитают, какие народы живут и как выглядят их дома, презентация даст первое представление о полярной ночи и северном сиянии. Нашу презентацию вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

А закрепить знания, полученные из презентации, вам поможет дидактическая игра с карточками, прочитать о ней подробнее и скачать материалы можно ниже.

Вдобавок к презентации можно посмотреть на youtube различные видео об Арктике. Так, например, Таисию очень впечатлило видео о северном сиянии. Мы, кажется, пересмотрели все возможные видео об этом удивительном явлении (при этом обязательно выключая свет, дабы создать условия полярной ночи ). Видео о полярном сиянии нужно посмотреть хотя бы потому, что фотографии не передадут полной картины.

Сенсорная коробка «Северный полюс»

Одно дело посмотреть картинки и послушать то, что вы рассказываете о Северном полюсе, и совсем другое – потрогать руками. Для этой цели как нельзя лучше подойдет , которая плюс ко всему предоставляет еще и огромный простор для сюжетно-ролевых игр.

Немного о том, из чего сделать сенсорную коробку . Со снегом в нашей Арктике я не стала слишком мудрить, и воспользовалась одним из самых простых вариантов – рисом. Сверху положила немного ватных шариков, получилось что-то вроде сугробов. Ледяными глыбами также могут стать кусочки сахара-рафинада.

Из чего еще можно сделать снег? Хорошо подойдут манка, крупная соль, вата, настоящий снег с улицы, покрошенный пенопласт и даже пена для бритья.

Чтобы сделать Северно-ледовитый океан, в воду я добавила немного синей гуаши и желатин, получилось такое голубое желе с рыбами. После застывания желе сверху на него можно положить ватные диски – это льдины. Конечно, для сохранности желе после игры такой океан необходимо убирать в холодильник, но в этом есть и большой плюс – вовремя игры океан всегда холодный, что полностью соответствует его северно-ледовитости

Океан также можно сделать из гидрогеля или из обыкновенной воды. Но с водой вариант, пожалуй, самый неудобный, вода будет все время расплескиваться, увлажняя снег и все окружающее пространство.

Для создания атмосферы отлично подойдут различные тематические комплекты, вроде этого .

В наших играх белый медведь охотился за рыбой, нападал на тюленя, обустраивал себе берлогу,

приплывшие на ледоколе ученые-полярники пытались познакомиться с местными эскимосами и пофотографировать животных,

чукча катался на олене и пытался подружиться с эскимосами и т.д.

Подвижные игры

Подвижные игры, как полагается, самая интересная и любимая детьми часть занятий. Если просмотры презентации, чтение книг про Арктику не чередовать с активными играми, то это станет просто скучно, и ни один ребенок не захочет этим заниматься. Варианты игр:

  • Пальчиковая гимнастика
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (попеременно хлопаем в ладоши и ударяем кулачками друг об друга)
Звери необычные, к холоду привычные. (обнимаем себя за плечи, показываем как мы замерзли)
Вот песец из норки смотрит, (делаем кольцо из большого и указательного пальца, смотрим в получившуюся «норку»)
Белый мишка важно ходит, («шагаем» указательным и средним пальчиками)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан (ладони складываем «лодочкой», и «плывем» волнообразно вперед)
Гордый северный олень (руки скрещиваем над головой)
Грузы возит целый день. (одна рука «шагает» большим и указательным пальцами, другая лежит на ней, сжатая в кулак)

Опыты и другие игры на тему «Северный полюс»

    Таяние снега

Если вы занялись изучением Северного полюса в зимнее время, то обязательно во время прогулки захватите с собой немного снега с улицы. Дома положите снег в светлую или прозрачную посуду и понаблюдайте, во что превратится снег в тепле. Чтобы ускорить процесс, можно поставить посуду со снегом возле батареи. Когда снег окончательно растает, обратите внимание ребенка на то, что получившаяся вода очень грязная (мы еще для сравнения наливали в другую посуду чистую водопроводную воду), а это объясняет, почему нельзя есть снег!

Во время нашего путешествия на Северный полюс я объясняла дочке, что из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике почти ничего не растет. Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделывали такой опыт.

Заранее я подготовила 2 стаканчика с землей, один из них поставила в морозилку. После того как почва замерзла, вместе с Таисией мы попробовали проткнуть палочкой землю в стаканчиках, оказалось, что в замороженную землю воткнуть палку не получается. Затем мы стали наливать воду в стаканчики, и вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.

  • Спасаем замерзших животных

Пусть эта игра не слишком отвечает требованиям реальности, но все же она довольно интересная. И так, легенда такова, что животные из Африки каким-то образом попали на Северный полюс, где и замерзли в одном из ледников. И нам нужно срочно их спасти, разморозить лед любым доступным нам способом (поливать теплой водой, посыпать солью), а затем обратно отправить животных в Африку. Об этой игре я уже писала ранее в статье про .

  • Собираем пазл

Наш арктический пазл вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • Дидактическая игра на тему «Арктика»

Эта дидактическая игра способствует закреплению знаний, полученных во время просмотра презентации. Для игры понадобятся карточки с животными и другими характерными явлениями Арктики (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ).

Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Загадки про Арктику для детей

В перерывах между играми можно разгадать несколько загадок про животных Арктики.

Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (белый медведь)
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький … (тюлень)
Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий… (морж)
***
Что за хищник за такой,
С шерстью бело-голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны –
Для него всегда вкусны.
Тоже псовая порода. (песец)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)

Поделки на тему «Арктика» для детей

Когда я готовила сенсорную коробку, то намеренно не стала «селить» в нее эскимосов, так как подумала, что дочке будет интересно самой сделать обитателей Крайнего Севера и их жилища. Поделки действительно получились довольно необычными.

Эскимос . Я подумала, что лепить эскимоса из пластилина с нуля – довольно трудоемкая задача для 3-летнего ребенка, поэтому своих эскимосов мы сделали, нарядив в пластилиновые одежды человечков из Лего Дупло. И шуба, и шапка – это раскатанные и растянутые пальцами пластилиновые прямоугольники, в которые мы обернули своих человечков. Слева на фото – эскимос, наряженный дочерью, справа – мой.

Иглу из бумажного стаканчика. Здесь нужно заранее проделать в бумажном стаканчике дверной проем и нарезать из ватных дисков небольшие «кирпичики». А уже потом вместе с ребенком обклеить стаканчик ватными «кирпичиками».

Иглу из рафинада . Об этом варианте постройки иглу я уже писала ранее в статье « ». Правда для малышей построить из рафинада иглу, сужающееся кверху, может оказаться нелегкой задачей, поэтому можно построить облегченную версию, как на фото.

Конечно, иглу из рафинада не такое долговечное как из стаканчика, но зато сладкое. Таисия, естественно, не удержалась от поедания сахара во время строительства

Рисуем северное сияние . Мы рисовали северное сияние обычной гуашью. Думаю, отлично также будет смотреться, если рисовать акварельной водой или, например, мыльными пузырями. Сверху на рисунок можно приклеить блестки (глиттер).

Когда встает вопрос, чем же нарисовать Северно-Ледовитый океан, рисование льдом напрашивается само собой. Ведь в этом случае можно будет еще и почувствовать леденящий холод

Воду для льда можно подкрасить гуашью или жидкой акварелью.

Вокруг океана в качестве снега можно приклеить вату, ватные диски или кусочки салфеток, а льдины сделать из фольги. Также можно приклеить заранее раскрашенных и вырезанных обитателей Арктики.

Ну и еще пара вариантов «арктических» поделок:

Белый медведь из ватных дисков и салфеток

Морж из трех кругов . Кругами могут быть окрашенные бумажные тарелки.

Оригинально смотрятся и довольно просты в исполнении различные аппликации из ваты. Например, можно обклеить ватой изображения белого медведя или иглу (скачанные из интернета).

Если ребенок любит раскрашивать, то можно предложить ему раскраски с силуэтами арктических животных, их также легко скачать в интернете. Раскрашивать можно и пластилином, размазывая его по картинке.

Мультфильмы и книги-помощники

Ну и напоследок, хочется упомянуть несколько хороших книг и мультфильмов, которые помогут лучше вжиться в атмосферу Севера. Вот что читали мы:

  • Разворот из книги «» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Кстати, эта книга поможет также в изучении Африки (здесь есть и пустыня, и джунгли). В ней довольно четко подмечены все основные характерные признаки той или иной местности.

  • Разворот про животных Арктики в «Атласе животных » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Развороты про Аляску и про северное сияние в «Атласе приключений » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Что касается, художественной литературы на тему Севера, то для детей помладше можно посоветовать книгу «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ), для детей постарше – книгу Сакариаса Топелиуса «Сампо-Лопаренок» (Лабиринт , My-shop )

Мультфильмы про Арктику : для малышей – «Умка», для детей чуть старше – «В Яранге горит огонь», «Сампо из Лапландии».

На этом у меня все, желаю вам интересных занятий!

  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение.

Выполни действия и напиши полученное слово

Составь слово и подчеркни лишнее

Артистичные скороговорки.

Перед вами скороговорка

Думал, думал, думал, думал

Вдруг ветер дунул

И забыл я то, что думал

Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:

Веселье, грусть, испуг, удивление.

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты»

Тема: Животные Арктики в опасности

Учитель нач. классов:

Беляева Людмила Николаевна

Педагог-психолог:

Янис Татьяна Борисовна

МБОУ СОШ №27 г. Озерск.

  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Ход занятия,

Учитель: Приветствие: Слайд 1.

У нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Сели ровно, спина прямая, ноги на уровне стула. Слайд 2.

Посмотрите на доску. Кто прочитает тему урока?

Что же нам делать? (Вой ветра, влетает письмо) Слайд 3.

Кто же это прислал письмо? Давайте узнаем. (читаем письмо).

О чём узнали?

Кто догадался, какая тема занятия? (Животные Арктики в опасности) Слайд 4.

Каким другим словом можно заменить слово опасность: (угроза, страх, беда) Слайд 5.

Кто из вас знает, какое слово звучит призывом о помощи на всех языках одинаково? (SOS) Слайд 6.

Можем ли мы оставаться равнодушными? Нет.

Какая цель нашего занятия? Слайд 7.

Узнать, КТО просит о помощи?

Какая угроза?

Попытаться помочь?

Сегодня мы попытаемся решить эту проблему для этого мы отправляемся в путь. Как вы думаете, если мы ответим на все эти вопросы, животные Арктики будут спасены? А вот какую гипотезу выдвинул автор письма. Читаем письмо…. Наша задача выяснить, чья гипотеза верна.

Психолог: МОБИЛИЗАЦИЯ. Слайд 8.

Так как мы живем на Урале, поэтому наш путь будет пролегать по равнине (дорожка, проходим два раза, друг за другом), Слайд 9. по горам, (лесенка), мальчики поддерживают девочек за руку, а потом проходят сами. Кто прошел по лесенке, садится на стульчики (в самолет). Надеваем обувь. И мы отправляемся в путь. Слайд 10.

Учитель: Добрый день уважаемые учёные! Слайд 11. Экипаж самолёта приветствует вас на борту нашего лайнера. Сядьте ровно, пристегните ремни безопасности. В конце полета каждый из вас получит конверт с заданием.

Давайте вспомним всё, что мы знаем про Арктику . Слайд 12-18.

Просмотр слайдов с чтением фраз и загадки про северное сияние.

Посмотрите в иллюминатор. Что мы видим? Слайд 19. Северное сияние.

О чём это говорит? О том, что мы приближаемся к Арктике.

Психолог: Приготовились к посадке, сели ровно поправили ремни безопасности, мы приземлились в суровой Арктике. Нам нужно тепло одеться, надеваем теплый комбинезон, куртку, шапку. Мы готовы к работе!?

Учитель: Вас встречают руководители групп. Слайд 20.

Итак, мы распределились по группам, у каждой группы свое задание. Выстраиваемся и расходимся. Всем удачи!

По сигналу расходимся в свои лаборатории, по сигналу встречаемся здесь и заслушиваем результаты исследований. По 1 человеку от группы. Садимся на места в конце работы.

Работают 5 -7 минут.

Проверка:

Психолог: Группа №1 биологи (защита)

Доп. вопрос: Кто просит о помощи: животные Арктики?

Какие животные, какие фигуры вы использовали?

Какие качества ученого вам помогли справиться с заданием? (Терпение, творчество, желание помочь).

Посмотрите, как приветствуют вас животные, которых вы нарисовали, они светятся ярким, красивым, радостным цветом.

Включить подсветку.

Психолог : Группа №2 группа МЧС

Как мы помогли животным? Накормить их.

Доп.Вопрос: Какие качества вам помогли решить эту проблему? (выносливость, сообразительность, ловкость).

Учитель: Группа №3 Исследователи.

Доп.Вопрос:Какая угроза возникла на материке?

Какие качества вам помогли, чтобы добиться успеха?

(умение убеждать, говорить, смекалка)

Можем ли мы сказать, что наша проблема решена? Слайд 21.

Посмотрите на доску. Что исчезло (SOS) Почему? Слайд 22.

Вернёмся к письму

Дочитаем ПИСЬМО.

Помог ли он нам? Почему?

Благодарны ли вам, ученым, животные Арктики? Озвучить животных (приклеить слова благодарности).

Психолог : Рефлексия: Слайд 23.

Предлагаю вам подойти к столу, выбрать разноцветные ладошки, которые соответствуют вашему настроению от проделанной работы и прикрепить их вокруг земного шара на доске. Вам нравится? Мы попытались изменить обстановку в Арктике, а значит и на всем земном шаре. Слайд 24.

Предлагаю взяться всем за руки и встать в круг ведь наша Земля круглая.

Пусть крутится Земля,

Пусть будет счастье на планете,

Пусть радуются дети, и льется добрый свет!

На этом мы завершаем занятие, вы молодцы!

Спасибо за работу!

Вручение медалек, проговорить об изображении на медальке.

Татьяна Ярцева
Конспект занятия «Путешествие в Арктику»

Конспект занятия

Тема «Путешествие в Арктику »

Учитель-логопед

Ярцева Татьяна Васильевна

Коррекционно – образовательные цели.

Расширение представлений об особенностях природного мира Арктики .

Развитие у детей способности наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы проверки.

Формирование представлений о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Коррекционно – развивающие цели.

Развитие связной речи, памяти, мышления.

Коррекционно – воспитательные цели.

Развитие ловкости, быстроты, смелости, умения бегать в разных направлениях. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : предметные картинки; глобус; иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик» ; ребристая доска; полотно «Кто кем питается?» и т. д.

Ход занятия.

Учитель-логопед : Дети есть на нашей планете необычная земля.

А отгадать название этой земли вам помогут первые звуки в названии картинок.

(На доске выставлены картинки : аист, рак, кот, торт, иголка, кровать, арбуз).

Дети определяют название земли по первым звукам : АРКТИКА

Учитель-логопед : Изображая Арктику на глобусе , использовали белый цвет.

Попробуйте найти эту землю на карте.

Дети подходят к глобусу и находят Арктику .

Учитель-логопед : Дети, Арктика от греческого слова арктикос – северный .

Арктика – страна Малой медведицы.

Арктика – это территория вокруг Северного полюса, площадью 21 млн. км.

В центре Арктики находится покрытый толщей льда Северный ледовитый океан, а посередине - Северный полюс.

Учитель-логопед : Дети, почему эта земля окрашена в белый цвет?

Дети : Потому что Арктика – это ледяная пустыня.

В этих местах холодно в течение всего года : и зимой и летом.

День с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.

Климат очень суровый, даже летом температура воздуха редко поднимается выше 0%.

Зимой здесь круглые сутки ночь. Не бывает ни утра, ни дня, ни вечера.

Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, метет метель, дуют сильные ветры.

Учитель-логопед : Арктика холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

В холодильнике и то

Было б жарче без пальто.

(Показ иллюстрации к сказке Катаева «Цветик – семицветик» ).

Учитель-логопед : Дети, из какой сказки эта иллюстрация?

Дети : «Цветик – семицветик» .

Учитель-логопед : Каким было желание Жени?

Дети : «Попасть на Северный полюс» .

Учитель-логопед : Правильно, оторвав синий лепесток и проговорив заветные слова : «Лети, лети, лепесток, через запад на восток….»

Она мгновенно оказалась на северном полюсе и так же мгновенно попросилась обратно. Почему?

Дети : Там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.

Учитель-логопед : А вы хотите отправиться в ледяное царство?

Дети : Да.

Учитель-логопед : Что для этого надо сделать?

Дети : Одеться тепло.

Учитель-логопед : А как же мы доберемся до Арктики ?

Дети : На корабле.

Физминутка (Дети идут по кругу, взявшись за руки, и проговаривают слова)

День и ночь стучат машины.

От винта бежит вода.

Вот уже поплыли льдины

И настали холода.

Айсбергов громады проплывают рядом,

И видна уж с корабля

Сквозь трубу подзорную

Ледовая земля.

Малый ход! Корабль наш стоп.

Здравствуй, Арктика !

Учитель-логопед : По пути нам встретились плавающие «ледяные глыбы» . Это айсберги. Откуда же появились эти ледяные громады?

Дети : Иногда у берегов Арктики отламываются от ледника огромные глыбы и отправляются в путешествие по океану .

Учитель-логопед : А как это происходит - мы с вами увидим в процессе проведения опыта.

Поместим в воду (налитую в прозрачный кувшин) большой кусок льда.

Утонул он?

Дети : Нет.

Учитель-логопед : Почему?

Дети : «Лед легче воды» .

Учитель-логопед : Где большая часть айсберга, под водой или над водой?

Дети : Под водой.

Учитель-логопед : У айсберга тоже над водой в океане видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть очень велика.

Айсберги очень опасны для кораблей. Но наш корабль очень осторожно прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы на ледоколе. Этот корабль с крепким носом. Он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу.

Мы спускаемся по трапу корабля (дети идут по ребристой доске) и отправляемся исследовать Арктику .

Мы идем себе вперед,

Очень удивляемся :

Слева - лед и справа – лед,

Перед носом тоже лед,

Где же он кончается?

Учитель-логопед : Арктика – это ледник , который никогда не тает.

Дети, живут ли в Арктике животные ?

Дети : Живут

Учитель-логопед : Чтобы узнать какие, давайте сложим картинки.

Д/игра «Сложи картинку»

(Дети складывают разрезные картинки)

Учитель-логопед : Так кто же живет в Арктике ?

Дети : Белый медведь, морж, белуха, нерпа, нарвал.

Учитель-логопед : Холодно на Севере. Давайте согреемся.

Дети выполняют самомассаж «Бодрость за одну минуту»

1. Быстро потрите ладони друг о друга.

2. Потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз.

3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы.

4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья.

5. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа у места соединения головы с позвоночником. Нажмите, сосчитав до 3. Отпустите.

6. Массаж рефлекторных зон ног.

а) сожмите кончик большого пальца. Разотрите его.

б) быстро потрите верх ступни рукой /или пяткой другой ноги/.

7. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх.

Учитель-логопед : Дети, а кто это с интересом рассматривает нас?

(задаю вопрос, показывая картинку с изображением белого медведя) .

Что интересного вы знаете о белом медведе?

Рассказ ребенка : «У белого медведя высокая шея, красивая головка, маленькие ушки. Всю жизнь они проводят во льдах, воде. Пальцы на его лапах соединены мембраной, поэтому он хорошо плавает, а ступни покрыты шерстью, поэтому он не скользит по льду. Белые медведи питаются тюленями, рыбой, птицами.

Увидев жертву, медведь медленно приближается к ней, скользя на четвереньках, неожиданно нападает и убивает жертву одним ударом.

Белые медведи роют нору среди снегов и льдов. В норе, в декабре рождаются маленькие медвежатки. Белый медведь – замечательный пловец. Заплывает на 160 от берега.

Учитель-логопед : Ребята, давайте посмотрим, как медведь становится добычей белого медведя?

Проведение опыта. (В таз с водой кладем кусок пенопласта «льдину» с тюленем, которого изготовили из папьемаше, что произойдет, если мы наклоним часть льдины? Тюлень упадет в лапы медведю. Моржи так же становятся добычей медведя.

Учитель-логопед : Дети, почему медведь, вылезая из воды, не покрывается льдом в такой сильный мороз? Чтобы это понять проделаем опыт.

Учитель-логопед : В емкость с водой опустите руку и тут же вытащите ее. Посмотрите, она покрыта слоем воды. Если бы ударил мороз, она превратилась бы в корочку льда.

Теперь вытрем руки и слегка смажем их жиром. Снова опустите руку в воду. Что вы заметили?

Дети : «Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Встряхните рукой, капли слетели. Воды на руке нет, значит, в мороз нечему превращаться в лед.

Учитель-логопед : Теперь объясните случай с белым медведем.

А кто из животных использует эту хитрость?

Дети : «Гуси, утки»

Учитель-логопед : А где человек использует явление смачивания?

Дети : «Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.

Физминутка : «Белые медведи»

(очерчиваю круг – льдина, на ней два «медведя» , остальные «моржи» , которые бегают по площадке. «Медведи выходят на охоту, стараются поймать «моржей» сомкнув вокруг «моржей» руки. Пойманные дети становятся на льдину).

Учитель-логопед : Дети, что интересного о моржах вы можете нам рассказать?

Рассказ : морж – настоящий гигант Арктики . Тело покрыто кожей без волосяного покрова. На морде есть усы, с помощью которых они отыскивают питание на морском дне.

С помощью бивней моржи выкорабкивают раковины, червей.

Бивнями рубят лед. С помощью бивней взбираются на скользкие льдины. Они служат подпоркой для грузной головы. Морж с самыми мощными бивнями является самым главным. В мае у моржей рождается по одному детенышу.

Когда море спокойно, морж спит «дрейфуя» на воде, с помощью двух полных воздуха карманов, расположенных под горлом и раздувающихся, как воздушные шары.

Учитель-логопед : А кто это за нами наблюдает? - спрашиваю у детей, показывая картинку с изображением нерпы. Чем интересен этот зверек?

Рассказ : «Это нерпа. Свое название она получила благодаря окраске шкуры : темные пятна на ней окружены белыми кольцами. Для выращивания потомства нерпы сооружают самые настоящие пещеры, в которых рождаются малыши. Матери кормят их молоком. Детеныш нерпы кольчатой одет в белую шкуру и поэтому его называют бельком. Вес кольчатой нерпы 100 кг.

Конечности превращены в ласты. Передние ласты короткие, задние вытянуты вдоль тела. Шея короткая, ушные раковины отсутствуют. Волосяной покров грубый. Толстый слой жира под кожей помогает сохранять тепло.

Учитель-логопед : Дети, пока мы исследовали Арктику . Здесь появились непрошенные гости.

Д/ игра : «Кто здесь лишний?» (предлагаю панно, на котором изображены : бурый медведь, снегирь, белый медведь, утка, гагара, нерпа).

Д/ игра «Кто кем питается?»

(Раздаю каждому ребенку картинки с изображением : моржа, рыбы, гагары, нерпы, белого медведя).

Дети проводят стрелку, показывая, кто кем питается.

Дети : «Морж питается птицами, рыбой, нерпой.

Белый медведь питается моржами, нерпами, гагара – рыбой, нерпа – рыбой».

Учитель-логопед : «Как же животные Севера защищаются от холода?» .

Дети : «Животные, обитающие среди вечных льдов, отличаются телосложением от своих родичей из теплых широт. У них небольшие уши и укороченные ноги. Поэтому уменьшается поверхность, излучающая тело».

Животные полярных областей крупнее своих теплолюбивых родственников. Чем крупнее тело, тем оно медленнее остывает, поэтому им не холодно.

У животных Арктики толстая шкура , под кожей есть дополнительный толстый слой жира (до 10см., который защищает их от холода.

У этих животных густой мех.

Белые медведи, что бы обсохнуть, катаются в снегу, выжимая воду из шерсти.

Моржи плотно сбиваются в кучу, чтобы согреть своим теплом друг друга.

Учитель-логопед : «Дети, а живут ли в Арктике люди ? Кто?»

Дети : «Чукчи, эскимосы, ненцы, коми»

Учитель : «Чем они занимаются?» .

Дети : «Охотой, рыболовством, оленеводством» .

Учитель-логопед : Чтобы выжить в суровой Арктике , эскимосы досконально изучили окружающий их мир и превосходно приспособились к нему. Они живут в согласии с природой.

При охоте на китов и тюлений они строят временное пристанище – иглу. Специальными ножами вырезают глыбы льда, кладут их друг на друга по спирали. Сверху накрывают снегом, а вход приваливают снежной плитой.

Учитель-логопед : В Артике немало полезных ископаемых : уголь, газ, нефть.

Через Арктику проходят морские , воздушные, наземные транспортные пути.

За полярным кругом построены города : Норильск, Мурманск, Магадан. Сегодня эскимосы покупают продукты в супермаркетах, живут в отапливаемых домах. Но старые традиции во время охоты чтят и помнят».

Выходит ребенок национальной одежде “Чукчи”

“Здравствуйте ребята, спасибо вам за то, что вы с любовью,

бережно отнеслись к природе и животным Арктике . Приглашаем вас на праздник “чистого чума”.

Дети играют в игры : “Прыжки через чаат (кнут) ”,

“Молодой оленевод” и др.