Бани и сауны были популярны во все времена. И если даже у вас их нет дома, то достаточно легко сходить в платную парную, достаточно найти правильную сауну. Баня в России это национальное достояние, все мы помним выражение из кинофильма "Ирония судьбы или с легким паром" о том, что каждый Новый год наш герой ходит с друзьями в баню, как и многие наши соотечественники. Команда нашего сайта попыталась выяснить почему баня или сауна так манит к себе, делимся с вами самыми интересными фактами о саунах мира!

Развалины бани, которая была построена из мрамора и имела отопительную систему, были найдены во время раскопок древнейшего города Иерихон.

Русская, финская и турецкая баня - самые известные. Финская баня отличается самой высокой температурой около 120 градусов, но при этом она сухая, то есть влажность не более 15-ти процентов, тогда как турецкая баня самая щадящая. В ней парятся при температуре всего 40 градусов, зато влажность воздуха должна быть 95 процентов. По исторической справке, в древние времена, девственницы, в отличии от женщин, могли раздеваться в турецкой бане догола.


Русская банька


Финская баня


Турецкая баня

У мексиканских индейцев паровые бани называются темаскаль, что дословно означает дом для купания. Купание, в такой бане производится лежа на циновке. Раньше, у индейцев существовал обычай, согласно которому купальщику помогал парится человек противоположного пола.

Согласно русским поверьям в каждом доме водится дух – домовой, а в бане – банник. Для этого духа нужно было оставлять мыло, веник и кусочек ржаного хлеба, чтобы его умилостивить.

Есть такой необычный способ парится, при котором человек засыпается горячим песком. Песочные бани особенно популярны в Иране.

В Японии для того, чтобы попарится в бане, человека засыпают кедровыми опилками и травами.

Французская парфюмерия зародилась из-за того, что в Европе общественные бани были закрыты со Средних веков и для того, чтобы не вонять, французы изобретали различные пахнущие мази.

Россия смогла избежать эпидемии сифилиса, захлестнувшую Европу, благодаря указу, согласно которому, с 1743 года женщинам запрещалось париться вместе с мужчинами в «торговых» банях.

Орден Бани, основанный в 1399 году, является одним из самых старейших в Европе, он предполагает полное очищение не только телесное, но и чистоту помыслов, того кто его носит. Девиз этого английского ордена звучит как, «три, которые соединились в одно» с намеком на Шотландию, Ирландию и Англию. Перед вручением этого ордена кавалеров принято купать.

Но какими бы прелестными не были заграничные бани, наши родные лучше всех, так посещение сауны в Москве – одно удовольствие. Ведь столичные заведения известны широким спектром предоставляемых услуг. На высоте и сервис. Отличаются и залы, где можно проводить время. Одни рассчитаны на большую шумную компанию, другие – для уединенного отдыха.

Московские сауны делят на несколько направлений. Это и турецкий хамам, и финская сауна, и русская баня, и японская офуро, о которых мы говорили ранее. Выбирайте то, что душе угодно. Тех, кому нежелательны большие температуры, приглашают в инфракрасную сауну. Заведения отличаются по температуре и влажности. Русская баня славится приятным и мягким жаром. Главная изюминка – березовый или дубовый веник. Финская сауна считается наиболее сухой и жаркой.

Выяснив перечень парных в комплексе, уточните наличие тематических залов. Обычно сауны Москвы готовы похвастаться сразу несколькими. Залы традиционно оформлены в тематическом стиле. Комната, к примеру, может ассоциироваться с подводной пещерой или же выглядеть как корабельное помещение. Каждый зал – со своей неповторимой атмосферой. На Коломенской есть комплекс с зонами отдыха в стиле разных стран: Японии, Греции, Венеции, Камбоджи, Мексики...

Парные обычно отличаются по размеру. Большой компании могут посоветовать просторное помещение, где есть отдельная массажная комната, бассейн с водопадом. Узкому кругу – уютную комнату с барным столиком и местом отдыха с камином. Можно подобрать и другие варианты.

Повысят качество отдыха дополнительные развлечения. В саунах Москвы чего только нет! Это и мини-бар, и телевизор с огромных экраном, и караоке, и музыкальный центр. Для любителей интеллектуальных игр – нарды и шахматы. Комплексы часто дополнены бильярдной комнатой и рестораном. Предусмотрен и бесплатный Wi-Fi. В некоторых центрах гостей готовы побаловать вкусной европейской кухней или предоставить кальян. В сауне по ул. Гостиничной есть даже тренажерный зал.

Викторина «С легким паром»

Художественный руководитель СДК

п. Луговской М\района Шигонский

Самарской области.

Викторина «С легким паром».

Цель: Знакомство с банными традициями; выявление интеллектуальных способностей.

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья! Я рад приветствовать всех собравшихся. Сегодня мы поговорим с вами обо мне.

Чтец: Зеленый веник, терпкий банный дух.

«Поддать, еще!» - кричу я с верхней полки.

А в теле – раскаленные иголки,

И, жаркий не выдерживая порки,

Как черт от ладана бежит недр.

Чтец: В жизни мирной или банной,

У любого рубежа,

Благодаря ласке бани,

Наше тело и душа.

Чтец: Не стремись прежде времени к душу,

Не равняй очищеньем мытье-

Нужно выпарить веником душу,

Нужно выпарить смрад из нее.

Ведущий: Назовите пословицы о бане(называют). А теперь я вас познакомлю с другими пословицами.

Пословицы о бане.

1.Баня парит - здоровье дарит

2.Выличился Ваня – помогла ему баня.

3.Баня – мать вторая: которая распарит и дело поправит.

4.В тот день не старишься, который в бане парится.

5. С пылу, с жару, с банного пожара.

6. Баня без пара, что щи без навара

7. После доброй бани - что ангел в густой рани

Ведущий: А теперь проведем викторину, и отметим знатоков о традициях русской бани.

Викторина:

  1. В каком веке повсеместно стали появляться бани на Руси? (В середине XIX в)
  2. Для чего строились бани например в Костромской губернии? (Не для мытья а для сушки и трепания льна мылись же в печах дома)
  3. Что значит баня по –черному (дым из очага идет непосредственно в помещения и вытягивается либо в дверь, либо в специальное отверстие в стене)
  4. В бане затапливали комелек (позднее печку), чтобы раскалились камни. А как грели воду?(Если нужно была горячая вода, доставали из камелька раскаленный камень и бросали ушат с холодной водой)
  5. Что такое камелек? (очаг сложенный из камней: без связывающего раствора)
  6. Русская баня знаменитая парилкой. Откуда брался пар? (если плеснуть воду на камни то получится пар)
  7. Какой свадебный обычай связан с баней? (На кануне венчания для невесты обязательно устраивали баню в тех же районах, где бани отсутствовали, невесту перед свадьбой парили в печи)
  8. После того как в избе сбивали печь, ее протапливали и парили в ней кошку или просто помещали ее в печку, зачем? (Смысл обычая тот же что и при запускании кошки в дом: полагали, тот кто первый вымоется в новой печи вскоре умрет)
  9. Больных грудных детей парили детей вместе с собакой. Зачем? (Чтобы болезнь перешла на животное. Собаку патом умертвляли, так как она считалась носительницей болезни)
  10. В бане нельзя находится после полуночи, почему? (В бане по поверьям, всегда присутствует банный дух банник, или банник который убивает людей посещающих баню после полуночи)
  11. Чем печь-каменка отличается от обычных печей?(отверстиями в своде поверх которого насыпаются камни)
  12. Чем баня по черному отличается от бани по белому?(В бани по белому по белому есть печь с трубой)
  13. Что кроме белья должен снять крещеный человек прежде чем зайти в баню?(крест)
  14. Когда обычно заготавливают веник для бани? (обычно на троицын день(конец июня –начало июля) пихтовые –зимой)

Ведущая: Молодцы, сегодня вы проявили свои знания в области русской старины и, конечно, узнали что-то новое в сегодняшней викторине. А какие вы знаете приметы, связанные с баней?(Ответы). Послушайте дополнения к вашим ответам.

Приметы, связанные с баней

1 Пить в бане воду, приготовленную для мытья, какой бы она чистой не была, нельзя.

2. Попарившись, хозяина надо поблагодарить.

3. Баня все грехи смывает.

В эту примету свято верили на Руси, да и по сей день верят. Все болезни человеческие от грехов, а баня грехи смывает, поэтому и вылечить можно с ее помощью очень многие болезни. Если у человека лихорадка, то его первым делом всегда вели в баню и парили. Считается, что если удалось грехи с человека смыть, то и жить он будет, и поправится. Ну а если нет, то человек уже не жилец. Практически в каждом уголке России считалось традицией парить в бане невесту перед свадьбой, молодых после первой брачной ночи, а роженицу после того, как она родит.

4. Банный веник – в бане царь.

Веникам вообще в бане придается очень большое значение. Начнем с того, что веники бывают и березовые, и дубовые, и эвкалиптовые. Собираются веники людьми знающими, с соблюдением определенных правил. Так, например, ветки на березовые веники заготавливают в конце июня или в начале июля, в сухую погоду и с молодых берез. А вот составлять веник лучше из веток, срезанных с разных березок, потому что березкам больно, и с каждой срезанной веточкой, ей становится все больнее. Поэтому, когда срезаешь веточку с березы, попроси у нее прощения за свои действия. Березовый веник хорошо лечит любые кожные заболевания, заболевания крови, да и многое другое. Дубовый веник способен дать человеку силы, которых ему не хватает для выздоровления и для решения жизненных проблем вообще. Эвкалиптовый веник – это замечательная ингаляция, профилактика простудных заболеваний, бронхитов и любых других болезней, связанных с дыхательной системой.

5. Женщина первая в бане не моется.

Женщина всегда считалась нечистой. Она даже в церковь не всегда имеет право входить. Но все это смывается в бане, и остается там. Если женщина будет ходить париться в баню первая, то все грехи и болезни, которые она с себя смоет, перейдут на того, кто войдет в баню после нее. Поэтому испокон веков первыми в баню шли мужчины, а потом только мылись женщины.

6. В третий пар входить нельзя.

Согласно старинным русским поверьям в бане живет банник. Это злое существо, которое не причинит вам вреда только в том случае, если вы будете соблюдать все необходимые правила поведения в бане. Как уже говорилось раньше, первыми в бане моются мужчины, вторыми – женщины, а вот в третью очередь парится банник. Считается, что если войти в баню в третий пар, когда моется банник, то он не простит. Он может либо кипятком окатить, так, что кожа сойдет, либо придушить. Поэтому в третью очередь никто в баню заходить не должен. Зато для того, чтобы задобрить старика банника нужно после того, как закончите мыться, оставить для банника в тазике немного кипятка, мыла да веник.

7. Если изба ставится на место сгоревшей бани – жди нового пожара.

Это правило касается не только сгоревшей бани. Дело в том, что если сгорела любая постройка, то она несет в себе негативный заряд, который нужно и можно нейтрализовать. Хотя такие манипуляции производятся только при самых безвыходных ситуациях. Это если людям, действительно, негде жить. Однако риск пережить новый пожар, будет существовать всегда. Поэтому, если есть возможность, то продайте данный участок. Ну, а если такой возможности нет, то вам необходимо обратиться за помощью к священнику, который курирует ваш микрорайон. Возможно, он вам поможет.

8. Если вам довелось чихнуть в бане, значит, в самое ближайшее время вы получите возврат своих долгов.

Кто знает, возможно, данная примета и является правдой, вот только на данный момент, никто не может это утверждать уверенно. Говорят, что эта примета верная, вот только сколько мне ни приходилось париться в бане, и чихать тоже приходилось, а долги просто так никто возвращать не собирался.

9. В бане спиртного не пьют – банник кожу сдерет.

Эта примета связана в первую очередь с безопасностью. Если человек будет пьян, то он может облиться случайно кипятком, упасть на раскаленные камни или угореть. Поэтому в данном случае эта примета скорее является предостережением любителям алкоголя, чем реальной опасностью со стороны нечистой силы. К тому же, баня предназначена не только для того, чтобы мыться, но и для того, чтобы поправлять свое здоровье. Поэтому в бане лучше всего пить травяные чаи, а не спиртные напитки.

10. На месте сгоревшей бани дом не ставят.

Эта примета касается любого сгоревшего дома. На том месте, где когда-то был пожар, вообще опасно строить новое жилье без специальной отчитки. А баня – это место, где смываются грехи и болезни. Именно по этой причине строить дом на месте сгоревшей бани очень опасно. В лучшем случае вас будут одолевать мыши, крысы и клопы, которых вывести будет невозможно. Ну а в худшем – вас ожидает новый пожар, и дай Бог, чтобы в этом пожаре никто не погиб.

11. На раскаленные камни в бане плевать нельзя.

Как уже говорилось раньше, баню, так же, как и его обитателя банника, нужно уважать. В противном случае банник может и отомстить. Но это скорее мистическая причина, чем реальная. Есть еще одна причина, по которой нельзя плевать на камни – у того, кто так поступает, начинается герпес. Примет о бане очень много. Русский народ всегда свято соблюдает все эти приметы и старается ничего не делать такого, чтобы разозлить банника. Конечно, некоторые правила не соблюдаются. Например, какой русский не захочет потянуть пивка под парок или стопочку замерзшей водочки. Это не страшно, главное, соблюдать осторожность, тогда и плохие приметы не будут сбываться. А баня, как и много лет назад, будет помогать нам, справляться с проблемами и болезнями.

Ведущая: Хочется в завершение поблагодарить всех участников викторины и отметить самых активных участников.(Подведение итогов)

Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.

***

Историк Иван Егорович Забелин (1820-1908):

«Летописец Нестор писал, что русские любили париться в банях, относя это ко временам Апостольским ».

«Несомненно, что Ибн-Даст слышал о наших северных банях, о которых, по летописному преданию, рассказывал в Риме еще св. апостол Андрей, обошедший вокруг Европейский материк известным Варяжским путем по востоку и по западу ».

***

Полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800):

«Портки последние продай, но после бани выпей ».

«На минеральные воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас ».

***

Писатель Александр Трифонович Твардовский (1910-1971):

«В жизни, мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа
».

***

Российский поэт-сатирик Павел Васильевич Шумахер (1817-1891):

«Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске,
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал —
Свободу, равенство и братство —
В торговых банях отыскал
».

***

Писатель и журналист В. А. Гиляровский (1855-1935) в своей знаменитой книге «Москва и москвичи»:

«Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал — это баня. Причем <...> все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами ».

В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел... любил жарко париться ».

В. А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер... ».

«Единственное место, которое ни один москвич не миновал, — это БАНЯ ». «Москва без бань — не Москва ».

«Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби ».

***

Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826):

«Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский ».

«Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения ».

***

Оперный певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938):

«Любил я с отцом ходить в баню... Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала ».

«Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя... Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах... О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение — турецкая баня, конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь? »

***

Испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699-1783) , который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях », где пишет:

«Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней ».

«Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага... »

***

Историк Леонид Васильевич Милов (1929-2007):

«Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала. Для всей семьи обязательна была еженедельная баня ».

***

Профессор кафедры лечебной физкультуры и реабилитации Анатолий Андреевич Бирюков (1930):

«В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда... у реки Неглинной, деревянные бани. Мылся в них торговый люд — кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый посетитель бани сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее из Неглинной при помощи журавля ».

***

Камер-юнкер Фридрих Берхольц (начало XVIII) в своих записках о России пишет:

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю... »

***

Писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945):

«Без Петербурга да без бани нам как телу без души ».

***

Французский писатель и путешественник Теофиль Готье (1811-1872) в своей книге «Путешествие по России », говоря о русской бане, отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом ».

***

Курляндский торговец Яков Рейтенфельс (XVII в.), живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России:

«Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом ».

***

Немецкий путешественник Айраман (XVIII в.) пишет:

«О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие ».

Казалось бы, баня – что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня – это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы – все это напрямую связано с баней.

Языческое святилище

Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии – огонь, вода, земля и воздух – является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.

Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.

Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов.

Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:

Нельзя мыться одному, кто так делает – тот колдун или ведьма.
Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя.
В баню иконы не вносят.
Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне.
Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу.
Запрещено строить дом на месте бани.
Нельзя мыться в банях по ночам.

Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище.
Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.

Кто такой банник?

Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине – овинник, то в бане – банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.

Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.

Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.

Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.

Отравления угарным газом

Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII – XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.

Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы.

Характерный признак отравления угарным газом – румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.

Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.

Рождение ребенка

Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.

После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.

Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным.
А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.

Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.

Казни и убийства

Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга – князя Игоря Рюриковича.

Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе – сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.

Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».

Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.

Жертвоприношения

Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.

Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.

Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам.
В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.