Падало ли яблоко на голову Ньютона?

Одной из самых популярных легенд о великих людях является легенда об упавшем на голову Ньютона яблоке. Милая, наивная и детская история объясняет прозрение, после которого гений открыл, почему предметы падают на землю. История настолько проста, что, казалось бы, не может быть правдой. Так или иначе, легенда отчасти правдива - Ньютон в своей биографии упомянул, что он впервые заинтересовался силой тяжести, когда увидел, как яблоко упало на землю. Существуют достоверные записи, в которых даже указана дата падения чудесного плода: это случилось в 1666-м году, когда Ньютон бежал от чумы в Кембридж. Он сидел на земле в саду своей матери и думал, и ему показалось, что та сила, которая повлияла на падение яблока, может быть применима к Луне и другим небесным телам. Тогда он и решил выяснить, нет ли какой-либо силы, могущей объяснить всё. Современная версия рассказа несколько приукрашена - на голову Ньютона яблоко не падало. Однако именно яблоко косвенно послужило причиной его интересов и последующей работы, так что в основном это история - правда.

Миф о том, что Энштейн был двоечником

Многие нерадивые ученики в оправдание своих оценок приводят такой аргумент: некоторые гении, например Эйнштейн, учились в школе из рук вон плохо. Это не соответствует действительности: да, маленький Альберт не был в числе первых учеников, но и двоечником он точно не был. Всё дело в том, что Эйнштейн большую часть времени учился в Германии, но получал школьный аттестат в Швейцарии, где система оценок была противоположна немецкой: в Германии высшим баллом была единица, чуть ниже двойка и так далее, а швейцарские учителя использовали прямую шестибалльную систему. В школе Эйнштейн особенно преуспел в математике и естественных науках, уделяя меньше времени французскому языку, географии и рисованию - эти предметы его не слишком интересовали, но его средний балл составлял около пяти баллов из шести (по швейцарской системе). Кстати, Нобелевскую премию физик получил отнюдь не за теорию относительности, как многие полагают, а за разработку квантовой теории фотоэффекта.

Мы живём в самую мирную эру за всю историю человеческого рода

На вопрос «наступит ли когда-нибудь окончательный мир на нашей планете» большинство людей отвечает отрицательно. Во-первых, воинственность заложена в нас природой и связана с естественным отбором, а во-вторых, она играла и продолжает играть важную роль в истории развития человеческой цивилизации. Мы живём в самую мирную эпоху за всю историю человечества Стивен Пинкер Психолог из Гарварда Стивен Пинкер много лет занимался изучением истории, связанной с войнами и насилием и обнаружил в ней обнадёживающий тренд: «Мы живём в самую мирную эру за всю историю человеческого рода», - пишет он в своей книге «Лучшие стороны нашей натуры». Пинкер согласен, что воинственность и склонность к постоянному соперничеству, доставшиеся нам в наследство от древних предков, никогда не позволят создать «рай на Земле». Но человек совершенно не обязан быть рабом своих генов, - убеждён он, - поскольку обладает способностью к анализу и самосовершенствованию. Исследователь собрал и проанализировал огромное количество данных, относящихся к войнам, конфликтам, геноцидам, пыткам, бытовому насилию и даже издевательствам над животными, совершавшихся в разные исторические периоды. И почти по каждому пункту обнаружил тенденцию к снижению: количество убийств в современной Европе сократилось со Средних веков в 10–50 раз в зависимости от региона; снизился уровень насилия, связанного с функционированием государственной машины. К ним относятся телесные наказания (отрубания рук за воровство, порка нерадивых учеников) и смертные казни, особенно связанные с пытками (четвертование, сожжение); рабство и деспотизм сегодня - остаточные явления, а 800 лет назад они были нормой; что касается войн, то согласно приведённым Пинкером данным, в до-государственную эпоху от них гибло в среднем около 20% всех людей. Конечно, снижение уровня «спонсируемого» государством насилия не постоянно - достаточно вспомнить жертв Первой и Второй мировых войн и тоталитарных режимов первой половины прошлого столетия. Однако со времён Второй мировой войны не произошло ни одного военного конфликта между крупнейшими государствами мира и историки уже окрестили эту эпоху «Долгим миром». Кроме того, количество жертв менее масштабных конфликтов, включая гражданские войны, мятежи, геноциды и террористические акты, тоже сократилось. За последние 60 лет количество жертв войны снизилось с 500 000 до 30 000 в год. Что касается жертв террористов, то по статистике у человека больше шансов погибнуть от удара молнии, чем от рук террористов. Причинами этой обнадёживающей тенденции Пинкер считает следующие факторы: страны с демократическими режимами редко воюют друг с другом, а их число за последнее время выросло с 12 до 60 процентов; более важную роль в жизни общества стали играть женщины; с ростом международной торговли страны стали больше зависеть друг от друга; благодаря доступу к информации и повышению общего уровня грамотности человек научился относиться к «чужакам» с большей симпатией. Но основной причиной тенденции к всеобщему «умиротворению» Пинкер всё же считает здравый смысл. Мы осознаём разрушительные последствия насилия и пытаемся найти компромисс даже с теми, от кого исходит угроза. Благодаря здравому смыслу мы пришли к необходимости защищать права женщин, детей, сексуальных, национальных меньшинств и других групп людей, часто повергавшихся дискриминации.

Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Человеку не так важно получить помощь, как важно то знание, что он сможет ее получить». Проблема человечности интересовала мыслителей всех времен, и в наше время она актуальна как никогда. На чем же стоит такое понятие, как человечность? Как можно понять, является ли наш коллега по работе или просто случайный знакомый гуманным и отзывчивым?

Главное свойство Homo Sapiens

Человек без человечности не сможет вести нормальную жизнь - он будет страдать сам. Обычно те, кто не проявляет гуманности, не творит добрых дел, ощущают внутреннюю пустоту. Нередко те люди, которым не хватает милосердия в жизни, страдают от одиночества. У них возникает ощущение, что другие попросту пользуются ими. Однако это чувство приходит как раз в тот момент, когда сам человек начинает использовать других только ради удовлетворения своих потребностей - по крайней мере, так говорят психологи.

Человек и человечность - эти два понятия являются нераздельными, поскольку сама человечность является свойством любого представителя вида Homo Sapiens. Каждый предмет обладает теми или иными свойствами. Снег холоден и бел; небо - глубокое и синее; Вселенная - бескрайняя и загадочная; а настоящим человеком, в отличие от животных, может называться только тот, кто проявляет те качества, которые присущи его роду.

Отношение к себе

Чтобы проявлять милосердие, гуманизм, сострадание, необходимо черпать силы в течение всей жизни. И о том, где их брать, знает далеко не каждый человек. Человечность же не может проявляться у той личности, которая не способна позаботиться даже о самой себе. Когда индивид полностью находится во власти обстоятельств, поглощен депрессивным состоянием, не видит радости в жизни, то часто о милосердии и сострадании к другим в этой ситуации приходится только мечтать.

Чтобы отдавать, нужно принимать

Это неудивительно - ведь он сам является тем объектом, которому в данный момент времени необходимы любовь и сострадание. Обычно эти ресурсы может дать только другой человек. Человечность, проявленная по отношению к своему ближнему, - это один из самых благородных поступков, которые могут совершать люди. Ведь когда к тому, кто испытывает несчастье и страдания, было проявлено милосердие, то он тоже будет рад творить добрые дела, отдавать свою любовь. Но здесь действует и обратная связь.

Психология жестокости

Часто из ребенка, которому родители уделяли недостаточно внимания или который мог страдать от несправедливого отношения сверстников, вырастает жестокий человек. Человечность для него - это качество, о котором он ничего не знает и не может знать. Ведь по отношению к нему самому постоянно в том или ином виде проявлялась агрессия. Как он может отдавать другим то, чем не обладает сам? Школьники не изучают психологию в средних классах. Предмет, по которому необходимо пройти тему «Человек и человечность», - обществознание. В 6 классе, однако, учащиеся уже являются достаточно взрослыми, чтобы рассматривать достаточно сложные вопросы. В старших классах и в высших учебных заведениях эта тема будет относиться к области философии, психологии, социологии.

Источники энергии

Есть еще немало источников, из которых может черпать энергию человек. Человечность, как мы уже рассмотрели, избытка внутренних сил, но никак не недостатка. Совершить благородный поступок или правильный выбор можно только при условии постоянного накопления жизненной энергии, в результате чего личность формирует свой внутренний стержень. Откуда же люди обычно берут эти силы?

Для некоторых главной ценностью в жизни является знание. Такая личность обычно черпает вдохновение, посвящая свое время изучению различных научных областей. Для других людей самое главное - это работа на благо общества. Психологами замечено: если люди выбирают для себя цели, которые непосредственно не связаны с другими людьми, нередко эти цели так никогда и не достигаются. Ведь в случае, когда нет надобности взаимодействовать с другими, нести перед ними обязательства, то для выполнения задачи может попросту не хватить мотивации.

Жизнь как творчество

Для третьих источником энергии служит творчество - один из самых больших источников позитива, которым только может воспользоваться человек. Человечность (6 класс - обычно учащиеся именно на этом этапе занимаются рассмотрением такого непростого вопроса) не всегда является свойством творческой личности. Классические пример - это Адольф Гитлер, который хотел стать художником, но стал самым страшным тираном прошлого столетия. Однако когда в процессе созидания личность реализует себя, наслаждается полетом фантазии, проявляет интерес к предмету своей работы, то это не может на нем не сказаться. Те люди, которые действительно находят себя в творчестве, обретают умиротворение и согласие с окружающим миром, что нередко делает их более человечными.

Пример человечности в литературе

Одним из писателей, который стремился обличить любое оправдание жестокости, является Ф. М. Достоевский. Настоящим примером в его произведении «Преступление и наказание» является Эта героиня является полной противоположностью Раскольникова. Она проявляет истинную человечность своими поступками - чтобы спасти от голода детей, идет торговать собственным телом. Раскольников же, напротив, считает, что «общее благо» может быть допустимо ценой крови отдельно взятых людей, которые к тому же не приносят пользы обществу. У него нет истинного сострадания - ведь это слово состоит из двух частей. Сострадание буквально означает «страдать вместе».

Раскольников считает, что то преступление, которое было совершено «по совести», на самом деле преступлением не является. Соня же, напротив, сохраняет истинное человеколюбие. Она жертвует своей жизнью во имя высших принципов. Несмотря на то, что ее посещают тяжелые мысли, она хочет покончить с собой, образ голодающих детей останавливает ее от этого поступка. И зесь также героиня проявляет человеколюбие, думая не о своих интересах. И с такой же самоотверженостью, с которой она спасает жизнь детей, Соня бросается спасать Раскольникова.

«Человек и человечность»: презентация (6 класс, обществознание)

А иногда учащиеся получают такое задание, как подготовить презентацию по данной тематике. Такая работа для некоторых может быть даже интереснее, чем простое прочтение параграфа или написание сочинения. Как же ее можно оформить? Рассмотрим примеры, которые можно использовать в создании презентации.

  • Слайд 1: Определение понятий «человек и человечность» в обществознании.
  • Слайд 2: Примеры человечности из различных источников: СМИ, литература, кино.
  • Слайд 3: Категории людей, которые могут нуждаться в милосердии.
  • Слайд 4: человека как вида.
  • Слайд 5: Рассказ о великих гуманистах. Например, это могут быть такие персоналии, как Томас Мор, Эразм Роттердамский.
  • Слайд 6: Отношение к старикам, родителям.
  • Слайд 7: Описание поступков, которые можно расценивать как гуманные.

Это лишь приблизительный план, по которому можно создать презентацию «Человек и человечность». Обществознание в 6 классе - один из самых интересных предметов. А с помощью этого задания можно как проявить свои творческие способности, так и узнать много новой информации о милосердии, гуманизме. Однако этот план могут использовать в своей работе не только для изучения детьми темы «Человек и человечность» в 6 классе. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) урока во многом пересекается с теми тезисами, которые освещены в плане презентации, поэтому он будет полезен и учителям.

Уважение к почтенному возрасту

Также необходимо помнить и о таком проявлении милосердия и гуманизма, как уважение к Во многих религиозных течениях к старикам принято относиться с уважением. Это не только морально-этическое требование. В юности много сил, а в старости уже сложнее делать обычные движения, появляется неповоротливость. Такова реальность человека. Человечность в 6 классе проходят не просто так - это еще один способ научить школьников уважительному отношению к старшим.


В Интернете опубликованы цитаты из ЕГЭ по обществознанию 2013 года. 10 июня российские выпускники сдавали самый востребованный для дальнейшего поступления экзамен. По итогам проверок пользователи ЖЖ со ссылкой на преподавателей вузов и других источников, опубликовали ЕГЭ-откровения российских выпускников школ (орфография и пунктуация авторов сохранена)…

О человеке

«Человек это антропоморфное существо. Это слово означает его аморфность, то есть, по сути, гниль и склонность к беспределу».

«Примером тому являются опыты, которые проводились над человеком и обезьяной. Так вот человек смог принять правильное решение, а обезьяна нет».

О государстве

«У государства три социальных функции: 1. Развлекательная – организация праздников и карнавалов; 2. Репродуктивная – ремонт лавочек, возведение памятников и реконструкция старых домов; 3. Защитная – война с врагами».

«Государство следит за тем, чтобы соблюдался запрет торговли контрабандной колбасой».

«Государство должно обслуживать обманутых покупателей».

«Общество это объединение людей, проживающих в условиях преодоленной ненависти».

«Институты социализации: семья, общество, тюрьма».

«Охранительская функция политики – обеспечивать сохранность граждан. Судебная – кого не удалось охранить, может попробовать вернуть свою охранность в суде (но не в смысле сесть в тюрьму)».

«Правительство должно совершать обходы общества, если, как сказал Путин, общество больное».

О равенстве

«Два человека не равны. Например, один из них с умом, а другой с умственными отклонениями или жил среди животных».

«Если бы все люди были равны, они бы все вокруг разворовали. А так каждый должен добиваться всего своим трудом».

«С древних времен общество делится на элиту, люмпенов и таких, как мы».

«В племени были вожак и его слуги. Сейчас это президент с чиновниками и предпринимателями».

«Социальная мобильность это улучшение социального положения. Например, был человек люмпеном, а стал маргиналом».

«Бюджетники делятся на низкобюджетников и просто бюджетников. Например, учителя и директор школы».

О политике

«Россия – это патриархально-демократическая страна».

«Я рада, что живу сейчас, когда наша власть отменила крепостное право».

«В СССР правительство само плодило убеждения граждан, не доверяя это никому. Сейчас этим занимается США».

«Одно правительство ведет себя как судья на футбольном поле. Другое – как зрители. Главное, чтобы правительство не лезло играть в футбол. Эти принципы называются либеральными. Хочу сказать, что матч без зрителей – это тоже плохо для рынка».

Об экономике

«Много советских людей отдали свои жизни сначала за то, чтобы была рыночная конкуренция, а потом за то, чтобы она была здоровой».

«Я думаю, если ты решил податься в сферу экономики, то не надо оставаться человеком, ибо тебя там обманут».

«В наши дни предложение выше спроса, и поэтому предприниматели грызут друг другу горло не так отчаянно, как в лихие 90-е».

«Сделать хорошо клиенту и плохо другому предпринимателю это суть предпринимательской деятельности».

«Из-за конкуренции человек может быть мягок с покупателями, но груб с женой».

«Почему мало бюджетных мест в российских вузах? – Экономика еще не доросла. Плюс ко всему, с момента выбора президента все стали готовиться к экономическому кризису».

О семье и браке

«Сейчас довольно остро стоит проблема однополых браков. Но пока в однополый брак не вступит сам президент, общество не поймет их пользы».

«В комендантский час дети до 16 лет не имеют права находиться даже на кладбище, хотя там никого нет».

«Женщинам, в отличие от геев, не нужны мужчины в пассивной роли».

«Сегодня браки похожи на союз клеща и собаки. Но ситуация ухудшается тем, что обычно в браке два клеща и ни одной собаки».

«Раньше в половые связи вступали очень осторожно. Сейчас никто ничего не боится. Страх потеряли».

«В стране повышается уровень венерической грамотности».

«Когда человек задумался над продолжением рода, в одиночку это у него не получилось».

«Умный человек из-за огромного количества мыслей в своей голове, может потерять семью».

Об истории, науке и культуре

«Шекспир, как младенец – глаголет истину».

«Женщины добивались права на эмансипацию. Мужчины хотели быть эмансипированными в одиночестве».

«В СССР не было изысков ни на прилавках, ни в политике, ни в сексе».

«Вся наука соткана из ошибок – непонятно, кому верить».

«Во всем я соглашаюсь с политологом Гёте».

«Философия – это наука больного человека, который видит во всем хорошее».

«Один из показателей технического прогресса: в церкви, вместо иконы, повесили плазменный телевизор».

«Только государственные СМИ могут быть свободными – ведь им ничего не платят».

Остановитесь на минутку и посмотрите на мир, который окружает нас, безучастным взглядом: некоторые вещи могут показаться запутанными. А теперь включите телевизионный канал и задержите на новостях свое внимание в течение 10 минут. Несложно отследить темы информационного потока. Там не будет ничего, кроме военных конфликтов, смертей, насилия, болезней и природных катаклизмов. Все это является частью стратегии наполнения информационного контента. Для того чтобы люди были более управляемыми, они должны все время оставаться сосредоточенными на драме.

Гипнотерапевт и писатель Майкл Элнер удивительно точно отразил происходящее вокруг нас: «Только посмотрите на нас! Все движется в обратном направлении, все встало с ног на голову. Врачи вредят пациентам, юристы попирают справедливость, психиатры разлагают умы, ученые уничтожают истину, средства массовой информации лгут, религии лишились духовных ценностей, а правительства загоняют свои народы в кабалу».

Высказывание Майкла Элнера удивительно точно в нескольких словах отражает состояние нынешнего общества, хотя это смелое заявление в некотором смысле является преувеличением. Нельзя не согласиться, что подавляющее количество наших дел, изначально имеющих благие намерения, заканчиваются плачевно, а единственным стимулом к выживанию является жажда наживы.

История повторяется снова и снова

Удивительно, как общество снова и снова наступает на одни и те же грабли. Человечество видело эти разрушающие события тысячи раз на своем многовековом пути. Напрашивается логичный вопрос: не пора ли остановиться? Не пора ли задуматься, что ждет нас всех в конце пути?

Если мы хотим перемен, нам достаточно взглянуть на наше прошлое и проанализировать, почему наши действия и мысли в конечном итоге привели нас к этой точке. Можно ли теперь совершить что-то другое для восстановления статус-кво? Взгляните на эти факты. Люди давно воспринимают их за норму, но разве они имеют право называться таковыми?

Шокирующие факты, к которым люди давно привыкли

  1. 1Мы уделяем первостепенное внимание деньгам и экономике, однако совсем забыли про воздух, воду, качество продуктов питания и состояние окружающей среды.
  2. Общество использует экономическую систему торговли, которая совсем не совершенна. О каком совершенстве может идти речь, когда по ее вине гибнут миллионы жителей ежегодно?
  3. Люди делят земли мира на страны, а затем враждуют со своими соседями. Нам мало прежних завоеваний — мы боремся с теми, кто живет на чужой территории.
  4. Мы наделяем некоторых из нас званием «солдат», это дает право убивать ни в чем не повинных.
  5. Человечество пытает и убивает миллионы животных ежедневно. И все это ради того, чтобы получить еду, одежду и развлечения. Люди нарекли себя царями животных и дали себе право ставить над ними эксперименты.
  6. Мы отправляем своих отпрысков в школу, где они проводят лучшие годы. Все это время дети стремятся запомнить факты и даты, которые им вряд ли понадобятся в реальной жизни.
  7. Общество накладывает на родителей финансовое обязательство по обеспечению детей. Именно поэтому подрастающее поколение лишено внимания и заботы, а этапы их становления ускользают от родительского ока.
  8. У нас существуют тысячи религий, и каждая из них считает себя главной, а своего бога нарекает идеальным.
  9. Любовь и милосердие творят жизнь, но эти качества высмеиваются и считаются признаком слабого характера. Другое дело — агрессия и война. Они убивают жизнь, но считаются синонимами силы.

Что такое политика? Зачем она рядовому гражданину? Что включает в себя это понятие?

Политика. Урок обществознания

Политическая сфера – одна из четырех сфер общественной жизни общества наряду с экономической, социальной и духовной. Что говорит нам об этом обществознание? Сфера политики в науке подразделяется на три понятия:

  • Вид человеческой деятельности.
  • Одна из четырех сфер общественной жизни в сложной динамической системе общества.
  • Тип социальных отношений между людьми в группе.

Понятие политической деятельности

Каждый из нас, того не замечая, вовлечен в политическую деятельность государства, в котором проживает. Действительно, политика в нашей жизни играет ведущую роль. Ведь все мы живем внутри общества, которое управляется таким социальным институтом, как государство. Вот как охарактеризовал вовлеченность в политику каждого индивида общества известный немецкий ученый М. Вебер:

  • Вовлеченность «по случаю». Это когда гражданин страны принимает разовое политическое решение и участвует в политической жизни страны. Ярким примером могут служить выборы президента или референдум по наиболее важным вопросам общества.
  • Вовлеченность «по совместительству». Когда гражданин активно участвует в политике, но основной деятельностью является другая сфера. Например, предприниматели входят в какую-либо политическую партию и периодически участвуют в ее жизни.
  • Профессиональные политики. Это люди, основной деятельностью которых является эта сфера.

Влияние на политику

Для большего влияния на политическую сферу люди создают сильные объединения по определенному признаку (классы, касты и т. д.). Из курса истории можно вспомнить влияние определенных социальных групп на изменения в устройстве в стране. Нередко переустройство достигалось за счет революций.

В тестах ЕГЭ обществознание этому вопросу уделяет большое внимание. Современное влияние граждан на политику в стране достигается за счет объединения в политические партии и движения. Особая роль во время принятия решений в государстве принадлежит политической элите. Это небольшой круг лиц, которые концентрируют в своих руках наибольшее влияние в стране. К нему относятся важнейшие государственные должности, такие как президент, министры, лидеры правящих политических партий.

Отличительная черта политической деятельности заключается в том, что она направлена на общество в целом, а не на отдельную его сферу. Отсюда возникает один противоречивый вопрос: "Все ли средства хороши для создания светлого будущего в стране?" Допустимы ли жестокие меры карательного характера для будущего расцвета государства? Например, экстремисты и религиозные фанатики утвердительно отвечают на подобные вопросы. Любые методы должны использоваться, если они приближают к заветной цели. Другими словами, цель оправдывает средства.

Из курса отечественной истории видно, что подобные движения возникали и в России. Достаточно вспомнить партию социалистов-революционеров (ПСР) с их массовыми терактами и убийствами ведущих политических деятелей 19 века. Ничем не ограничивались и коммунисты после революции 1917 года и последовавшим за этим Красным террором. Цель – уничтожение классов «кулаков и господ» любыми методами. Для предотвращения подобных событий изучается отдельная тема ("Политика") по обществознанию.

Политические институты

Это один из видов социальных институтов, которые служат в обществе для достижения определенных потребностей общества. Политические институты необходимы для безопасности, обеспечения социального порядка, мирного принятия важнейших для общества решений. Основным, конечно, является государство. Кроме него к политическим институтам относят политические партии, профсоюзы, объединения.

Политические партии

Представляют собой добровольные объединения людей с идентичными взглядами на развитие государства и общества. Каждая партия имеет четко заданную программу действий и преобразований, идеологию и добивается выполнения этих задач путем дозволенных в государстве методов. Как правило, это выборы в законодательные структуры с целью принятия общеобязательных для всех жителей страны решений.

Естественно, такое объединение должно регулироваться правовыми нормами. В Российской Федерации для этих целей в 2001 году был принят специальный Федеральный Закон «О политических партиях». Он четко сформулировал определение. Политическая партия – это добровольное объединение граждан Российской Федерации для достижения своих политических требований путем участия в выборах органов власти на всех уровнях, а также в политических акциях и дебатах, публичных выступлениях.

Цели политических партий

Основными являются:

  • Продвижения своих кандидатов в законодательные органы всех уровней.
  • Формирование общественного мнения по тому или иному вопросу.
  • Политическое воспитание граждан.

Политические партии – очень сложный механизм. У каждой есть своя идеология, программа, структура и порядок определения кандидатов в законодательные собрания. Это подробнее изучается в других темах курса «Обществознание». Политика, как одна из тем, не заостряет на этом особого внимания. Она дает только общие понятия.

Политические отношения

Под этим термином понимаются взаимоотношения людей, субъектов, возникающие в политической сфере. Любые взаимодействия, которые связаны с властью в центре или на местах, будут составлять предмет подобных отношений. К подобным примерам можно отнести:

  • Взаимодействие между государственными механизмами. Например, между правительством и отраслевым министерством.
  • Взаимодействие между определенной государственной структурой и социальными группами. Например, между государством и военнослужащими запаса.
  • Взаимодействие между государственными структурами и негосударственными общественными движениями и формированиями. Например, Министерство сельского хозяйства и профсоюзы аграриев.
  • Взаимодействие между государством и отдельными гражданами.
  • Взаимодействие между политическими партиями и неполитическими формированиями, такими как профсоюзы, кооперативы и т. д.
  • Между государством и межгосударственными международными структурами и подразделениями. Ярким примером являются взаимоотношения Российской Федерации и ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Европы).

Отношения могут складываться по-разному. Взаимопомощь, конкурентная борьба, лоббирование интересов, меры государственной поддержки, санкции и ограничения – все это зависит от определенных целей каждой из сторон. Если они совпадают, то происходит сотрудничество. Но если цели разные и противоречат друг другу, между участниками политических отношений наблюдается конфронтация.

Какими социальными нормами регулируются такие отношения на ЕГЭ? Обществознание как предмет школьной дисциплины отвечает следующее:

  • Политические принципы.
  • Традиции.
  • Правовые нормы.
  • Этические нормы.

Политика и власть. Обществознание как школьный курс

Все политические аспекты напрямую или косвенно связаны с одним понятием. Это власть. Точнее, борьба за нее. Власть не обязательно относится к политическому понятию. Этот термин обозначает любой вид повелевания и управления. Например, влияние родителей на детей, работодателя на подчиненного. Рассматривает этот термин и предмет обществознание. Политика как особый вид деятельности неразрывно связана с понятием власти.

Для обеспечения выполнения распоряжений применяются санкции. Это не всегда негативное понятие. Санкции подразделяются на позитивные и негативные. К первым для обеспечения распоряжений относятся поощрения. Например, премия, повышение, внеочередной отпуск. К негативным санкциям для поддержания власти относятся наказания – увольнение, штраф, лишение премии и т. д. Немаловажным фактором в поддержании власти является авторитет субъекта, издающего приказы или распоряжения.

  • Экономическая. Контроль над ресурсами, деньгами, материальными ценностями.
  • Культурно-информационная. Контроль над информацией (радио, газеты, телевидение и т. д.)
  • Принудительная. Контроль при помощи силы (армия, полиция, службы безопасности).
  • Политическая.

Последний вид власти обладает рядом отличительных свойств, которые присущи только ей:

  • Распространяется на все общество в целом, проживающее на территории государства. Политической подчиняются все другие власти.
  • Она действует от имени всего общества в целом.
  • Только политической власти дано право законно применять силу.
  • Имеет единый общегосударственный центр принятия решений.
  • Использует все средства воздействия, присущие для других видов власти.