Интеграционное тестирование - это тестирование части системы, состоящей из двух и более модулей. Основная задача интеграционного тестирования - поиск дефектов, связанных с ошибками в реализации и интерпретации интерфейсного взаимодействия между модулями.

С технологической точки зрения интеграционное тестирование является количественным развитием модульного, поскольку так же, как и модульное тестирование, оперирует интерфейсами модулей и подсистем и требует создания тестового окружения, включая заглушки (Stub) на месте отсутствующих модулей. Основная разница между модульным и интеграционным тестированием состоит в целях, то есть в типах обнаруживаемых дефектов, которые, в свою очередь, определяют стратегию выбора входных данных и методов анализа. В частности, на уровне интеграционного тестирования часто применяются ме тоды, связанные с покрытием интерфейсов, например, вызовы функций или методов, или анализ использования интерфейсных объектов таких, как глобальные ресурсы, средства коммуникаций, предоставляемые операционной системой.

На Рис. 15 приведена структура комплекса программ K, состоящего из оттестированных на этапе модульного тестирования модулей M1, M2, M11, M12, M21, M22. Задача, решаемая методом интеграционного тестирования, - тестирование межмодульных связей, реализующихся при исполнении программного обеспечения комплекса K.

Рис. 15. Пример структуры комплекса программ

Интеграционное тестирование использует модель «белого ящика» на модульном уровне. Поскольку тестировщику текст программы известен с детальностью до вызова всех модулей, входящих в тестируемый комплекс, применение структурных критериев на данном этапе возможно и оправдано.

Интеграционное тестирование применяется на этапе сборки модульно оттестированных модулей в единый комплекс. Известны два метода сборки модулей:

Монолитный, характеризующийся одновременным объединением всех модулей в тестируемый комплекс;

Инкрементальный, характеризующийся пошаговым (помодульным) наращиванием комплекса программ с пошаговым тестированием собираемого комплекса.

В инкрементальном методе выделяют две стратегии добавления модулей:

1) «Сверху вниз» и соответствующее ему восходящее тестирование.

2) «Снизу вверх» и соответственно нисходящее тестирование.

Особенности монолитного тестирования заключаются в следующем: для замены неразработанных к моменту тестирования модулей, кроме самого верхнего (модуль К на Рис. 15), необходимо дополнительно разрабатывать драйверы (test driver) и/или заглушки (stub), замещающие отсутствующие на момент сеанса тестирования модули нижних уровней.

Сравнение монолитного и интегрального подхода дает следующее.

1. Монолитное тестирование требует больших трудозатрат, связанных с дополнительной разработкой драйверов и заглушек и со сложностью идентификации ошибок, проявляющихся в пространстве собранного кода.

2. Пошаговое тестирование связано с меньшей трудоемкостью идентификации ошибок за счет постепенного наращивания объема тестируемого кода и соответственно локализации добавленной области тестируемого кода.

Особенности нисходящего тестирования заключаются в следующем: организация среды для исполняемой очередности вызовов оттестированными модулями тестируемых модулей, постоянная разработка и использование заглушек, организация приоритетного тестирования модулей, содержащих операции обмена с окружением, или модулей, критичных для тестируемого алгоритма.

Например, порядок тестирования комплекса K (Рис. 15) при нисходящем тестировании может быть таким, как показано ниже, где тестовый набор, разработанный для модуля Mi, обозначен как XYi = (X, Y)i.

K->XYk
M1->XY1
M11->XY11
M2->XY2
M22->XY22
M21->XY21
M12->XY12

К недостаткам нисходящего тестирования следует отнести:

Проблему разработки достаточно «интеллектуальных» заглушек, т.е. заглушек, способных к использованию при моделировании различных режимов работы комплекса, необходимых для тестирования;

Сложность организации и разработки среды для реализации исполнения модулей в нужной последовательности;

Не всегда эффективную реализацию модулей из-за подстройки (специализации) еще не тестированных модулей нижних уровней к уже оттестированным модулям верхних уровней при параллельной разработке модулей верхних и нижних уровней.

Особенности восходящего тестирования заключаются в организации порядка сборки и перехода к тестированию модулей, соответствующему порядку их реализации.

Например, порядок тестирования комплекса K (Рис. 15) при нисходящем тестировании может быть следующим:

M11->XY11
M12->XY12
M1->XY1
M21->XY21
M2(M21, Stub(M22))->XY2
K(M1, M2(M21, Stub(M22)) ->XYk
M22->XY22
M2->XY2
K->XYk

А к недостаткам восходящего тестирования можно отнести:

Запаздывание проверки концептуальных особенностей тестируемого комплекса;

Необходимость в разработке и использовании драйверов.

Ни одна разработка программного обеспечения не обходится без тестирования исполняемого кода. Фактически, на это уходит половина всего времени, затраченного на разработку, и более половины стоимости проекта. Однако это неотъемлемая часть процесса создания новых приложений, программ, систем.

Интеграционное тестирование как часть большой работы

Один из способов контроля качества программного обеспечения - интеграционное тестирование, на вход которого подаются отдельно взятые модули, протестированные на предыдущем этапе.

В отличие от модульного варианта, в ходе которого выявляются ошибки, локализованные в каждой отдельно взятой функции или классе, интеграционное тестирование - это поиск дефектов, связанных с реализацией взаимодействия между отдельными частями создаваемого продукта. Интеграционное функциональное тестирование использует метод «белого ящика», то есть инженеру по качеству доступны и известны тексты каждого отдельного модуля, а также принципы взаимодействия между ними.

Методы сборки модулей

Монолитный метод означает, что все модули, которые в будущем будут подвергнуты интеграционному тестированию, собираются воедино одновременно. Почти наверняка возникают ситуации, когда часть тестируемого комплекса еще не готова.

В таком случае ее заменяют дополнительно разработанными "заглушками", или драйверами.

Наряду с монолитным методом выделяют инкрементальный (его еще называют пошаговым), так как объем тестируемого кода наращивается постепенно, давая локализовать участки с дефектами во взаимосвязях между отдельными частями.

Инкрементальный метод включает в себя два способа добавления модулей:

  • сверху-вниз или восходящий,
  • снизу-вверх - нисходящий.

Особенности монолитного и инкрементального тестирования

Главный недостаток монолитного вида сборки - большое количество времени и трудозатрат уходит на имитацию недостающих частей тестируемого комплекса. Казалось бы, заглушки - достаточно удобный инструмент тестирования, однако возникают ситуации, когда в процессе приходится создавать заново имитационные части программы. Например, в случае изменения состава тестируемых модулей. Кроме того, эффективность поиска дефектов не так высока, когда работа ведется не с реальным продуктом, а лишь с фиктивным компонентом. Этот же недостаток сопровождает и инкрементальное тестирование с восходящим способом сборки.

В то же время одним из недостатков пошагового метода является необходимость организации и создания среды для исполнения модулей в заданной последовательности. А также практически невозможна параллельная разработка верхних и нижних уровней.

Конечно же, оба способа сборки, монолитный и инкрементальный, имеют не только недостатки, но и достоинства. В первом случае появляются отличные возможности для параллельной разработки всех классов и функций, участвующих в тестировании, как на начальном этапе, так и после доработки. Пошаговый же метод менее трудозатратен: модули присоединяются постепенно, и так же постепенно обнаруживаются ошибки и дефекты. Это, как известно, позволяет сократить время на поиск таковых.

Преимущества проведения интеграционного тестирования

На этом этапе проводится колоссальная работа проверки взаимосвязей всех уровней, без чего, конечно же, невозможно дальнейшее тестирование.

Интеграционное тестирование программного обеспечения имеет ряд преимуществ:

  • проверка интерфейса взаимодействия между отдельными модулями программы;
  • контроль взаимосвязей тестируемого комплекса со сторонними программными решениями;
  • тестирование работы внешних компонентов решения;
  • контроль соответствия документации по проекту в части взаимодействия отдельных модулей.

Исправление дефектов

Интеграционное тестирование завершено, однако это еще не все. Найденные ошибки фиксируются и отправляются разработчику для исправления, после чего процесс начинается заново.

Во-первых, необходимо проверить, были ли устранены выявленные дефекты. Во-вторых, во время изменения исходного кода могли возникнуть новые ошибки в работе программы и взаимодействии со сторонним ПО.

Хотя в настоящее время и существует большое количество методов контроля качества, по-прежнему немаловажную роль играет интеграционное тестирование. Пример такого вида проверки может наглядно продемонстрировать «узкие» места при разработке программного обеспечения и документации.

Автоматизация тестирования

В зависимости от объема исходного комплекса данных и предметной области разработки может вставать проблема времени тестирования и трудоемкости мероприятия в целом.

Для наиболее эффективной проверки разработки необходимо использовать огромное количество входных данных и условий, с чем "вручную" справиться невозможно. Для решения этой проблемы используется автоматизация тестирования. Как и другие виды, интеграционное тестирование также может быть автоматизировано. Это позволит сократить время разработки в целом, а также повысит эффективность процесса обнаружения ошибок.

Однако автоматизация тестирования не может полностью заменить труд инженера по качеству, а лишь дополнить его.

Итак, интеграционное тестирование - это неотъемлемая часть разработки любого программного обеспечения и один из этапов всего процесса проверки качества продукта. Как и любой метод, он имеет ряд достоинств и недостатков, но без его применения становится невозможной качественная разработка ПО.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В статье третьей (УШ № 32) говорилось о традиционных тестах. Там же приводились определения гомогенных и гетерогенных тестов. В сегодняшней статье - материал о нетрадиционных тестах, к которым можно отнести тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты.

Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин. Создание таких тестов дается только тем преподавателям, которые владеют знаниями ряда учебных дисциплин, понимают важную роль межпредметных связей в обучении, способны создавать задания, правильные ответы на которые требуют от учащихся знаний различных дисциплин и умений применять такие знания.

Интегративному тестированию предшествует организация интегративного обучения. К сожалению, существующая сейчас классно-урочная форма проведения занятия, в сочетании с чрезмерным дроблением учебных дисциплин, вместе с традицией преподавания отдельных дисциплин (а не обобщенных курсов), ещё долго будут тормозить внедрение интегративного подхода в процессы обучения и контроля подготовленности. Преимущество интегративных тестов перед гетерогенными заключается в большей содержательной информативности каждого задания и в меньшем числе самих заданий. Потребность создания интегративных тестов возрастает по мере повышения уровня образования и числа изучаемых учебных дисциплин. Поэтому попытки создания таких тестов отмечаются, в основном, в высшей школе. Особенно полезны интегративные тесты для повышения объективности и эффективности проведения итоговой государственной аттестации учащихся и студентов.

Методика создания интегративных тестов сходна с методикой создания традиционных тестов, за исключением работы по определению содержания заданий. Для отбора содержания интегративных тестов использование экспертных методов является обязательным. Это связано с тем, что только эксперты могут определить адекватность содержания заданий целям теста. Но, прежде всего, самим экспертам важно будет определиться с целями образования и изучения тех или иных образовательных программ, а затем и договориться между собой по принципиальным вопросам, оставив для экспертизы лишь вариации в понимании степени значимости отдельных элементов в общей структуре подготовленности. Согласованный, по принципиальным вопросам, отобранный состав экспертов в зарубежной литературе нередко панелью. Или учитывая различия в смысле последнего слова, в русском языке, такой состав можно назвать представительной экспертной группой. Группа подбирается так, чтобы адекватно представлять подход, используемый при создании соответствующего теста.

В статье третьей говорилось о традиционных тестах. Там же приводились определения гомогенных и гетерогенных тестов. В сегодняшней статье - материал о нетрадиционных тестах, к которым можно отнести тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые тесты с критериально-ориентированной интерпретацией результатов.

1. Интегративные тесты
Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин. Создание таких тестов дается только тем преподавателям, которые владеют знаниями ряда учебных дисциплин, понимают важную роль межпредметных связей в обучении, способны создавать задания, правильные ответы на которые требуют от учащихся знаний различных дисциплин и умений применять такие знания.

Интегративному тестированию предшествует организация интегративного обучения. К сожалению, существующая сейчас классно-урочная форма проведения занятия, в сочетании с чрезмерным дроблением учебных дисциплин, вместе с традицией преподавания отдельных дисциплин (а не обобщенных курсов), ещё долго будут тормозить внедрение интегративного подхода в процессы обучения и контроля подготовленности. Преимущество интегративных тестов перед гетерогенными заключается в большей содержательной информативности каждого задания и в меньшем числе самих заданий. Потребность создания интегративных тестов возрастает по мере повышения уровня образования и числа изучаемых учебных дисциплин. Поэтому попытки создания таких тестов отмечаются, в основном, в высшей школе. Особенно полезны интегративные тесты для повышения объективности и эффективности проведения итоговой государственной аттестации учащихся и студентов.

Методика создания интегративных тестов сходна с методикой создания традиционных тестов, за исключением работы по определению содержания заданий. Для отбора содержания интегративных тестов использование экспертных методов является обязательным. Это связано с тем, что только эксперты могут определить адекватность содержания заданий целям теста. Но, прежде всего, самим экспертам важно будет определиться с целями образования и изучения тех или иных образовательных программ, а затем и договориться между собой по принципиальным вопросам, оставив для экспертизы лишь вариации в понимании степени значимости отдельных элементов в общей структуре подготовленности. Согласованный, по принципиальным вопросам, отобранный состав экспертов в зарубежной литературе нередко панелью. Или учитывая различия в смысле последнего слова, в русском языке, такой состав можно назвать представительной экспертной группой. Группа подбирается так, чтобы адекватно представлять подход, используемый при создании соответствующего теста.

2. Адаптивные тесты
Целесообразность адаптивного контроля вытекает из необходимости рационализации традиционного тестирования. Каждый учитель понимает, что хорошо подготовленному ученику нет необходимости давать легкие и очень легкие задания. Потому что слишком высока вероятность правильного решения. К тому же, легкие материалы не обладают заметным развивающим потенциалом. Симметрично, из-за высокой вероятности неправильного решения нет смысла давать трудные задания слабому ученику. Известно, что трудные и очень трудные задания снижают учебную мотивацию многих учащихся. Нужно было найти сопоставимую, в одной шкале, меру трудности заданий и меру уровня знаний. Эта мера была найдена в теории педагогических измерений. Датский математик Г. Раш назвал эту меру словом «логит» (1). После появления компьютеров эта мера легла в основу методики адаптивного контроля знаний, где используются способы регулирования трудности и числа предъявляемых заданий, в зависимости от ответа учеников. При успешном ответе следующее задание ЭВМ подбирает более трудным, при неуспешном - легким. Естественно, этот алгоритм требует предварительного опробования всех заданий, определения их меры трудности, а также создания банка заданий и специальной программы.

Использование заданий, соответствующих уровню подготовленности, существенно повышает точность измерений и минимизирует время индивидуального тестирования до, примерно, 5 - 10 минут Адаптивное тестирование позволяет обеспечить компьютерную выдачу заданий на оптимальном, примерно 50%-ом уровне вероятности правильного ответа, для каждого ученика.

В западной литературе выделяется три варианта адаптивного тестирования. Первый называется пирамидальным тестированием. При отсутствии предварительных оценок всем испытуемым дается задание средней трудности и уже затем, в зависимости от ответа, каждому испытуемому дается задание легче или труднее; на каждом шаге полезно использовать правило деления шкалы трудности пополам. При втором варианте контроль начинается с любого желаемого, испытуемым, уровня трудности, с постепенным приближением к реальному уровню знаний. Третий вариант - когда тестирование проводится посредством банка заданий, разделенных по уровням трудности.

Таким образом, адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметрами трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста - это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся интересующего контингента. Слова «интересующего контингента» призвано представлять здесь смысл известного в науке понятия более строгого понятия «генеральная совокупность».

Истоки адаптивного подхода можно проследить с момента возникновения педагогических трудов Коменского, Песталоцци и Дистервега, которых объединяют идеи природосообразности и гуманности обучения. В центре их педагогических систем был Ученик. Например, в малоизвестной у нас работе А. Дистервега (2) «Дидактические правила» (Киев, 1870 г.) можно прочитать такие слова: «Преподавай сообразно природе… Учи без пробелов… Начинай преподавание с того, на чем остановился ученик… Прежде чем приступить к преподаванию, нужно исследовать точку исхода… Без знания того, на чем остановился ученик, невозможно порядочно обучить его». Недостаточная информированность о реальном уровне знаний учащихся и естественные различия в их способностях усвоить предлагаемые знания стали главной причиной появления адаптивных систем, основанных на принципе индивидуализации обучения. Этот принцип трудно реализуем в традиционной, классно-урочной форме.

До появления первых компьютеров наиболее известной системой, близкой к адаптивному обучению, была так называемая «Система полного усвоения знаний». О ней уже писалось в УШ № 26/99.

3. Так называемые «критериально-ориентированные тесты»
Это весьма условное, и в принципе, неправильное название группы тестов, получивших у нас некоторое распространение и признание. К сожалению, была сделана даже попытка ввести это название в текст наших законов об аттестации и о стандартах, против чего выступил автор данной статьи (3). По существу же, мы имеем дело не с тестами, а со своеобразной интерпретацией тестовых результатов.

Если главной задачей является стремление выяснить, - какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены тем или иным испытуемым, то это случай предметно - педагогического подхода к интерпретации результатов тестирования. При этом определяется - что из генеральной совокупности заданий (по англ. Domain) испытуемый знает и что не знает. Интерпретация результатов ведется педагогами, на языке учебной дисциплины.

Вывод выстраивается вдоль логической цепочки: содержание учебной дисциплины ®(это знак стрелки, так она выглядит здесь) генеральная совокупность задания для измерения знаний ® тест, как выборка заданий из этой совокупности, ответы испытуемого® вероятностный вывод о его знаниях учебной дисциплины. При ориентации на такие тесты требуется большое число заданий и достаточно полное определение содержания изучаемой дисциплины. Интерпретация результатов ведется педагогами - предметниками.

Споры ведутся вокруг двух главных вопросов:

1) правильности содержания теста, что означает безошибочность формулировок его заданий, предметно-научная обоснованность, допустимость теста для проверки интересующих знаний в данной группе испытуемых. При аргументации в пользу того или иного теста педагоги-предметники опираются на понятийный аппарат, язык принципы и вообще на знания преподаваемой ими учебной дисциплины. В таких случаях говорят о тестах с содержательно-ориентированной интерпретацией результатов (4). Это так называемый случай Domain Referenced Testing, что можно перевести как соотнесение знаний по результатам теста со знаниями, полный перечень которых представлен в генеральной совокупности (domain).

2) обоснованности оценки знаний по всему учебному предмету, на основе результатов тестирования испытуемых по небольшой выборке заданий теста; выборка из потенциально или реально существующей генеральной совокупности всех заданий, которые можно было бы дать испытуемым для уверенной и обоснованной оценки. Фактически это вопрос обоснования точности индуктивного вывода о знании большого числа вопросов на основе ответов по малому числу заданий теста.

Второй вид тестов связан с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения. Например, для аттестации выпускников образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников. За рубежом их так и называют: Minimum Competency Tests. При проверке минимально допустимого уровня знаний содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие задания должны выполнять все выпускники, допущенные учебным заведением к аттестации, здесь невозможно трудно говорить о тестах, как методе объективного и эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности, в строгом смысле понятия «тест». Этот подход выработан для органов управления образованием, стоящих перед необходимостью в короткое время проверить состояние образования в большом количестве учебных заведений, и не позволять последним опускаться ниже предельно допустимого уровня требований.

В западной литературе в таких случаях говорится о тестах с критериально-ориентированной интерпретацией результатов. Вывод выстраивается вдоль логической цепочки: задания - ответы - выводы о соответствии испытуемого заданному критерию. Под критериально-ориентированной интерпретацией имеется в виду сравнение содержания аттестационных материалов с результатами тестирования и вывод - что из заданного стандарта, в смысле требований, и на каком уровне, реально усвоено.

При критериально-ориентированной интерпретации требуется несколько меньшее число заданий, посредством которых определяется - что испытуемый знает, и что не знает из заданного стандарта. Иначе говоря, здесь ответы оцениваются относительно не всей области (Domain) требуемых знаний, а только из области, ограниченной конкретным стандартом или уровнем (критерием) знаний. Как и случае с Domain Referenced Testing, интерпретация результатов ведется на языке учебной дисциплины, но уже преимущественно работниками органов управления образованием и теми педагогами, на мнения которых управленцы опираются при аттестации.

По мнению автора, используемые при этом «тесты» не соответствуют подлинно тестовым требованиям, предъявляемым к традиционным и адаптивным тестам. При критериально-ориентированной интерпретации для диагностики заранее заданного уровня подготовленности используются, по существу, не тесты, в традиционном понимании этого метода, а совокупности заданий в тестовой и в иной другой форме, не более того. Слово одно, но смысл другой. «Тесты» с критериально-ориентированной интерпретацией нередко противопоставляются тестам с так называемой нормативно-ориентированной интерпретацией результатов. На самом деле, последние - это традиционные тесты, некоторые из которых имеют параллельные варианты.

Литература
  1. Rasch, G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. With a Foreword and Afteword by B.D. Wright. The Univ. of Chicago Press. Chicago & London, 1980. 199 рр. Для более точного восприятия смысла понятия «логит» может быть полезными некоторые формализмы. По существу, Г.Раш ввел две меры: «логит уровня знаний» и «логит уровня трудности задания». Первую он определил как натуральный логарифм отношения доли правильных ответов испытуемого, на все задания теста, к доле неправильных ответов, а вторую - как натуральный логарифм другого отношения - доли неправильный ответов на задание теста к доле правильных ответов на тоже задание, по множеству испытуемых.
  2. Дистервег А.«Дидактические правила» (Киев, 1870 г.)
  3. См., например, статью: Аванесов В.С. «Образовательные стандарты нуждаются в изменении». УШ, № 46, декабрь 1998г.
  4. Нlively W.(Ed). Domain Referenced Testing. Educational Technology Publications. Englewood Cliffs, N-J, 1974.
  5. Berk R.A. (Ed). A Guide to Criterion - Referenced Test Construction. The John Hopkins Univ. Press, Baltimore, 1984.

Интеграционное тестирование редко попадает в заголовки статей из раздела «Информационные технологии». Масштаб ошибок интеграции не сравнится по степени критичности и по размеру понесенных убытков с ошибками безопасности.

Бизнес, который готовится выпустить продукт на рынок, также редко закладывает в план тестирование интеграции. Обычно проверяется функциональность решения (в рамках ), возможность ПО работать в различных браузерах и ОС (кроссбраузерное и кроссплатформенное тестирование соответственно) или локализация продукта (если речь идет о выпуске решения на международный рынок).

Однако важность интеграционного тестирования недооценивать нельзя. Грамотное интеграционное тестирование – один из основных шагов на пути к выпуску надежного продукта.

Что же это за тестирование и как оно проводится?

Первой на ум приходит интеграция продукта с платежными сервисами. Это, безусловно, важный аспект для проверки тестировщиками, но далеко не единственный.

Бизнес сегодня опирается на множество программных решений: вебсайт, системы ERP, CRM, CMS. От интеграции всех систем зависит качество обработки запросов пользователей, скорость предоставления услуг и успешность бизнеса в целом.

На примере реального проекта a1qa покажем, интеграция каких систем может тестироваться и что требуется от команды, чтобы получить релевантные результаты проверок.

Интеграционное тестирование: обзор проекта

Заказчик

В a1qa обратился представитель популярного англоязычного журнала. Издание доступно как в печатном виде, так и онлайн. На тестировании онлайн-портала и сфокусировалась команда a1qa.

Задача проекта

Помимо функциональности портала, команда должна была проверить модуль подписки, который состоял из нескольких компонентов. Данный модуль представлял особую важность, поскольку именно он отвечал за монетизацию онлайн-версии журнала.

Для реализации функции подписки и ее управления заказчик использовал следующие программные решения:

  • CMS-решение eZ Publish. Функция – предоставлять любые данные о подписках с применением различных фильтров: типа подписки, ее продолжительности, применяемых скидок, бонусов и так далее.
  • Вебсайт, через который пользователь взаимодействует с системой.
  • CRM Salesforce. Функция – хранение данных о пользователях и приобретенных ими подписках. Дополнительная надстройка позволяет команде заказчика управлять приобретенными подписками, а также создавать новые и проверять старые подписки.
  • SaaS-решение Zuora для выставления счетов и обработки платежей.
  • Обмен данными между системами осуществляется с помощью сервисной шины Mule ESB.
  • База данных как инструмент Business Intelligence.
  • Salesforce Marketing Cloud – инструмент рассылки корреспонденции и коммуникации с пользователями.
  • Drupal ранее использовался вместо eZ Publish. На данный момент все еще остается системой, хранящей данные о зарегистрированных пользователях, и инструментом для публикации статей, видео- и аудио-контента.

Процесс оформления подписки был построен следующим образом:

  1. Подготовка набора данных, создание подписки.
  2. Предоставление пользователю возможности приобретения подписки после внесения персональных и платежных данных.
  3. Обработка заказа третьей стороной, предоставляющей свои услуги клиенту в данной сфере.

Цель клиента

Клиент хотел освободить процесс от третьих сторон. Для этого требовалось убедиться, что разработанная система подписки может бесперебойно решать все задачи без участия третьих сторон.

Задача тестирования

Команда a1qa должна была подтвердить, что продукт способен выполнять возложенные функции. В ходе проекта некоторые компоненты разрабатывались с нуля, некоторые настраивались на базе готовых.

Важно было проверить, как они взаимодействуют между собой, и ответить на вопрос: способна ли вся система решать требуемые задачи?

Стратегия проведения интеграционного тестирования a1qa

  1. Определены ключевые бизнес-процессы, которые должна выполнять система: создание, отмена, приостановка и возобновление подписки, изменение платежной информации для подписки и т.д.
  2. Разработана тестовая документация с учетом всех возможных вариаций. Вариации – различные альтернативные выполнения операций (например, отмена подписки может произойти по желанию заказчика, а может быть произведена автоматически, если платежные данные были отклонены банком), а также различные параметры (например, тип продукта). В документации требовалось учесть проверку того, например, что создание подписки пройдет успешно для всех продуктов в рамках каждого бизнес-процесса.
  3. Проведение тестирования, которое заключалось в пошаговом прохождении каждого бизнес-процесса со стартового компонента (где он был инициирован) через все промежуточные и до финального (или финальных) с проверкой того, что все данные передаются правильно, а ожидаемые события на самом деле случаются.

Большинство процессов включало в себя передачу данных из одного модуля (чаще всего из Salesforce) во все остальные. Если начальной точкой был не SF, то информация из модуля поступала в MuleESB, а потом в SF, а оттуда во все остальные (опять же, через MuleESB).

На проведение тестирования интеграции было потрачено порядка 40% всех трудозатрат QA-команды.

Трудности

Большинство трудностей при проведении тестирования интеграции было вызвано недостаточной проработкой требований на начальном этапе проекта. Именно некачественные требования стали причиной множества дефектов и нестабильности системы в целом.

Поясним. Изначально требования выглядели как набор пользовательских историй (User Story) в JIRA и содержали только заголовки без какого-либо пояснения. Создавали их чаще всего разработчики.

Команда a1qa инициировала изменения в подходе написания требований: теперь для них обязательно добавляются описания и Acceptance Criteria, создаются промежуточные задачи с четким определением, кто и за что отвечает.

Автоматизация интеграционного тестирования

Автоматизация тестирования – непростой вопрос, который требует внимательного сопоставления всех «за» и «против».

Автоматизация интеграционного тестирования требует еще более внимательного подхода. С одной стороны, разработка автотестов сокращает время на выполнение тестов. С другой стороны, автотесты эффективны, когда работают с повторяющимися наборами данных или, как минимум, предсказуемыми.

А при оформлении подписки далеко не всегда так происходит: данные обновляются регулярно и хаотично. Поэтому тестирование проводилось преимущественно вручную.
Лишь на поздних стадиях проекта была внедрена автоматизация. Какие же тест-кейсы были автоматизированы? Были отобраны ключевые бизнес-процессы. Для каждого бизнес-процесса были прописаны вариации его прохождения. Автоматизированы были те тест-кейсы, которые покрывали регулярные и стабильные бизнес-процессы. Тем самым, автоматизация обеспечила максимальное покрытие при оптимальных затратах усилий.

Результаты

Работа над проектом продолжается, но уже можно сказать, что система функционирует надежно. Каждый компонент выполняет свою роль. А все вместе они помогают достичь поставленной цели – обеспечить бесперебойную работу важных для заказчика бизнес-процессов.

Подводя итоги

Тестирование интеграции обязательно, если на проекте задействованы процессы со сложной бизнес-логикой, которые задействуют различные системы.

Для проведения эффективного тестирования, обнаружения всех дефектов и недочетов команда по тестированию должна:

  1. Понимать структуру продукта, знать, как между собой взаимодействуют все модули;
  2. Владеть спецификой проекта. Это важно для написания хороших тест-кейсов, анализа результатов прогона тестов, выбора между ручным и автоматизированным тестированием.

Как заказать интеграционное тестирование?

Для получения бесплатной консультации по интеграционному тестированию, заполните .