Государственные образования и государства на территории СССР появились и существовали уже в отдаленные времена в тех местностях, где природные условия благоприятствовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, где появилась частная собственность и деление общества на классы. Это были рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии.

Характер союза племен, а затем военной демократии имели государственные образования кочевавших до нашей эры в Причерноморье скифов, а в первые века нашей эры готов, гуннов, аваров, а также государство предков славян - антов в VI в. в Приднепровье. Власть в этих ранних государственных образованиях еще не окончательно отделилась от народа. Кроме выделившейся феодальной родо-племенной верхушки в лице царя и его вооруженной дружины и совета феодалов, большое значение в вопросах войны, суда и т. п. сохраняли еще народные собрания.

"Военачальник народа, - отмечал Ф. Энгельс этот процесс образования органов военной демократии, - становится необходимым, постоянным должностным лицом. Появляется народное собрание там, где его еще не существовало. Военачальник, совет, народное собрание образуют органы развивающейся из родового строя военной демократии" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XVI, ч. I, стр. 139. ).

Огромное значение в истории государственности на территории Восточной Европы имело древнерусское государство, сложившееся у восточных славян в бассейне Днепра, озера Ильмень и верховьях Волги и Оки в середине IX в. и просуществовавшее до XII в.

При разложении первобытнообщинного строя у восточных славян сложилось феодальное общество. Это объяснялось рядом внешних и внутренних причин развития славян.

Еще в антский период, в VI в., началось разложение первобытнообщинного строя и возникновение классовых отношений в Приднепровье. Поэтому истоки государственности славянского общества и следует искать в отрывочных данных об Антском государстве, в упоминании арабского писателя Масуди о политическом объединении ряда славянских племен вокруг волынян (дулебов) в VI - VII вв.

Ко времени образования древнерусского государства классовое неравенство среди восточных славян усилилось. Родовая община сменилась соседской, а племена стали сливаться в единую древнерусскую народность - "русь", хотя племенные наименования территории (поляне, древляне и др.) продолжали сохраняться еще в IX - X вв. На этих землях появились города, упоминаемые в начальной летописи, - Новгород, Белоозеро, Киев, Смоленск и др., в которых обосновались местные князья - феодалы. Нападения норманнов - варягов лишь ускорили объединение этих мелких государств в единое древнерусское государство.

Раннефеодальное государство, "империю Рюриковичей", К. Маркс называл "несообразной, нескладной и скороспелой, составленной... из лоскутьев подобно другим империям аналогичного происхождения". Феодальные отношения в этой "империи" носили еще слабый характер. Князь не жаловал своей дружине никаких земель и сам не заводил своего хозяйства, а облагал свободное или полусвободное население - общинников-смердов данью, представлявшей в специфической форме ту же феодальную ренту. Первоначально размер этой дани не был регламентирован.

Рента - дань потреблялась князем и дружиной; остатки ее продавались в Византию.

Кроме дани, население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные натуральные повинности (дорожную, по постройке крепостей, городов и т. п.).

Несложные задачи государства осуществлялись в основном самим князем и его дружиной: он сам ходил на полюдье и собирал дань, сам судил население, отражал нападения врагов, шел на них походом, заключал международные договоры.

Многие функции князь осуществлял с помощью дружины, проживавшей первоначально на княжеском дворе (гриднице) на его полном содержании.

Дружина состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами ("мужами"). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации: посадники, тысяцкие и др.

С X в. князья и бояре стали заводить свое хозяйство, захватывали земли смердов-общинников, эксплуатируя труд крестьян. Бояре превратились в феодалов, которые нередко имели свои собственные дружины. Феодалами становились и представители родоплеменной верхушки ("старцы градские"). Младшие дружинники ("отроки", "пасынки", "детские") по положению были часто близки к слугам.

Наиболее близкие к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения. Перед принятием христианства около 988 г. князь Владимир Святославович "созва... боляры свои и старцы", которые решили "послав испытай... како служат богу", он же "любя дружину, и с ней думая о строе землянем, и о ратех и уставе землянем". В 996 г. Владимир Мономах рекомендовал сыну в делах управления "седше думати с дружиною". Его знаменитый устав о резах (процентах) был составлен после совещания с феодальной верхушкой. Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод) пополнили "Русскую правду" совместно со своими "мужами".

Находясь в стольном городе (Киеве), князь назначал в другие центры государства своих посадников. Согласно "начальной летописи" еще легендарный Рюрик в 864 г., после смерти братьев, "раздая мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, овому Белоозеро". После своих походов Олег в 882 г. повсюду в завоеванных землях "посади мужи своих". Владимир Святославович "избра мужи добры, смышлены и храбры и раздая им грады". Олег Святославович в 1096 г. "перея всю землю Муромскую и Ростовскую и посажаща посадники своя по городам и дани поча имати". От лица князя посадник следил за сохранением тишины и спокойствия, вел борьбу с ворами и разбойниками, судил местное население, собирал дань и пошлины; часть собранных средств поступала на содержание посадника, В распоряжении посадника находилась дружина.

С середины XII в. должность "посадника" постепенно стала вытесняться должностью "наместника". В 1148 г. князь Глеб Юрьевич взял Курск и "поеажаше по всей земле Курской наместник своя". Окончательно наименование наместника установилось к XIV в. Посадники сохранились лишь в Новгородской и Псковской феодальных республиках, где они приобрели в самих этих городах иное значение. При князьях и посадниках существовали агенты, выполнявшие отдельно функции. Это были тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде, им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский, огнищный, заведовавший княжеским двором - огнищем (впоследствии он назывался тиуном дворским и с XII в. назначался из бояр); в подчинении огнищного тиуна находился ключник. Кроме того, различались тиун конюшный, тиун ратайный (пашенный).

С XI в. появились особые чиновники князя по сбору дани - данщики. Уже в древнерусском государстве встречаются и другие должностные лица: мытники, -взымающие торговую пошлину - "мыть", вирники - виру, денежную пеню за убийство свободного человека, пятенщики - "пятно", пошлину за продажу лошадей и пр.

В древнерусском государстве продолжало действовать и вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решающая роль принадлежала городским феодальным верхам: боярам и старцам градским.

В IX - X вв. вече играло еще определенную роль в политической жизни древней Руси. Решение об убийстве злоупотреблявшего сбором дани Игоря древляне приняли на вече ("сдумаша со князем своим Малом"). Когда Белгород осадили печенеги в 997 г., то горожане "створиша вече". В 970 г. новгородское вече пригласило в Новгород князя Владимира Святославовича.

Случаи избрания вечем князя были довольно частым явлением в IX - X вв. даже для Киева. Из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем. Но с XI в. вече стало проявлять свою власть чаще всего в периоды ослабления власти князя. Когда в 1068 г. половцы разбили коалицию князей Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), то киевляне и сбежавшиеся в Киев смерды "створище вече на торговище" (на Подоле) и потребовали у князя Изяслава вооружения народа. Отказ князя явился поводом к восстанию населения, свержению Изяслава и провозглашению князем полоцкого князя Все-слава.

Укрепление власти князей, рост княжеского аппарата управления сокращает роль и значение веча. С середины XII в. исчезли случаи приглашения вечем князя. Одной из функций веча было комплектование народного ополчения и выбор его командного состава - тысяцкого, сотских, десятских. Тысяцкий был начальником народного ополчения и выбирался, а затем назначался князем из феодальной верхушки. С течением времени эта должность приобрела наследственный характер.

В мирное время тысяцкий и сотские выполняли разнообразные поручения, чаще всего полицейского характера - по поддержанию порядка в столице княжества. Уставная грамота князя Всеволода Новгороду в 1136 г. определяла, что тысяцкий должен "управливати всякие дела торговые и гостинные и суд торговый". С помощью тысяцких князья "примучивали дань".

Из краткого обзора государственного строя древнерусского государства видно, что из форм его деятельности преобладало управление, которое еще недостаточно дифференцировалось по видам (административное, полицейское, финансовое и т. п.). Законодательство и суд имели еще довольно слабое развитие. Широкое распространение у древних славян получили обычаи. Они "имяху обычаи своя и законы отець своих и преданья, каждо свой норов". На это обычное право и опирались в практике управления и суда князья.

В первой половине XI в. князья стали издавать отдельные законодательные акты ("уставы") и даже кодексы (древнейшая "Русская правда", "Правда Ярославичей", "Пространная русская правда"), направленные на охрану феодальной собственности и личности самого феодала и его слуг и агентов. Но это были единичные, редко издаваемые законы. Из-за отсутствия совершенных форм размножения текста закона, средств сообщений и связи закон трудно было довести до сведения населения. Немногочисленные должностные лица княжеского управления не могли проверить исполнение законов населением.

Суд во времена "Русской правды". С карт. худ. М. Я. Билибина

В суде древней Руси преобладал обвинительный процесс, который применялся к гражданским и уголовным делам и характеризовался активностью сторон; каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в доказательствах того времени играли поединок ("поле"), присяга ("крестное целование"), "суд божий" (испытание огнем или водой), признание обвиняемого, отказ от крестного целования или неявка в суд.

Князья, их посадники и тиуны выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это посредничество определенную сумму ("виру" - за убийство свободного человека, "продажу" - штраф за другие виды преступлений).

Несложность классовой структуры древнерусского общества и недостаточно выраженный классовый антагонизм не позволили суду занять важное место в государственном строе древней Руси.

В случае более острого проявления классового недовольства князья и бояре прибегали к внесудебным формам расправы - военному подавлению недовольства масс или шли на уступки.

Рост крупного землевладения и феодального хозяйства, дальнейшее развитие феодальных отношений вызывали стремление отдельных местных феодалов к политической самостоятельности. Уже после смерти князя Владимира Святославовича (978 - 1015), правление которого было, по выражению К. Маркса, "кульминационным пунктом" древнерусского государства, началась ожесточенная борьба между его сыновьями, завершившаяся занятием киевского престола одним из его сыновей - Ярославом (1019 - 1054). В своем завещании Ярослав разделил государство между пятью сыновьями; старший из них - Изяслав получил киевский престол и считался главным из князей. Ярослав призвал слушаться его как отца ("сего послушайте якоже послушаете мене").

Однако Ярославичи не долго жили в мире; между ними вспыхнула жестокая междоусобная борьба.

Для предупреждения междоусобий князья собирали феодальные съезды. На первом же из них, в Любече в 1097 г., было принято решение, согласно которому каждый из князей должен был владеть землями своего отца и не покушаться на земли соседей ("каждо держит оцьчину свою"). Но феодальные распри не прекратились. Отдельным князьям, например внуку Ярослава Мудрого Владимиру Мономаху в 1113 - 1125 гг., удавалось на короткое время прекратить княжеские распри и восстановить государственное единство.

После смерти его сына Мстислава в 1132 г. древнерусское государство прекратило свое существование. Некоторое время сохранялось лишь церковное единство (единый киевский митрополит).

Государственный строй русских княжеств периода феодальной раздробленности. После раздробления древнерусского государства на территории Восточной Европы появилось множество феодальных государств - княжеств; крупнейшими из них были: Киевское, Переяславское, Черниговское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Турово-Пинское, Галицко-Волынское, Ростово-Суздальское, Муромско-Рязанское.

При значительной пестроте экономических условий в среде этих феодальных государств различались три разновидности политического строя: 1) феодальная монархия с сильными олигархическими тенденциями местного боярства (Галицко-Волынское княжество); 2) феодальные республики (Новгородская и Псковская земли) и 3) феодальная монархия с сильной властью князя; наиболее ярким примером этой разновидности являлось Владимиро-Суздальское княжество. Все остальные княжества были близки к первым двум разновидностям.

Крупным центром государственности в период феодальной раздробленности были Галицкое и Волынское княжества, расцвет которых начался со второй половины XII в. Тучный чернозем, развитие ремесла и внутренней торговли, транзитные торговые пути - все это способствовало раннему и интенсивному складыванию феодальных отношений, росту княжеского, боярского и церковного землевладения. Характерной особенностью этих феодальных отношений было выделение богатой и влиятельной феодальной верхушки - бояр, "мужей", которые были не только владельцами обширных феодальных латифундий, но играли огромную роль в верховном управлении этих княжеств. Крупнейшие феодалы составляли влиятельный феодальный совет князя, получали в "кормление" ("держание") города и обширные области; в своих владениях галицкие и волынские феодалы широко пользовались феодальным иммунитетом.

Между князьями и боярской верхушкой этих княжествила постоянная ожесточенная борьба за власть.

Боярские мятежи и распри, монголо-татарское нашествие, борьба с венгерскими, немецкими, польскими и литовскими феодалами подорвали могущество Галицко-Волынского княжества. К середине XIV в. земли этого княжества были захвачены польскими, венгерскими и литовскими феодалами.

В Новгороде и Пскове сложился политический строй феодальной республики, чему способствовали расцвет городской жизни и ремесленного производства и оживленная посредническая торговля Новгорода и Пскова между Западной Европой и Востоком.

Кроме территории самого Новгорода, разделенной на пять "концов", новгородская земля включала другие города - "пригороды" (из них крупнейшим был Псков) и пятины в бассейне озер Ильмень, Ладожского и Онежского; обширные земли Северо-Восточной Европы составляли новгородские "колонии".

С образованием древнерусского государства новгородская земля вошла в его состав, но Новгород ранее других княжеств стал проводить более независимую политику. В 1015 г. получивший в "удел" Новгород князь Ярослав Владимирович отказался платить дань киевским князьям. Однако зависимость Новгорода от Киева сохранялась еще более 100 лет. Из Киева Новгород получал князя и посадника. В 1126 г. новгородцы выбрали на вече себе посадника из новгородских бояр ("вдаша посадницство Мирославу Гюратиницю"). Воспользовавшись народным восстанием 1136 г., направленным против непопулярного князя Всеволода Мстиславовича, новгородские бояре окончательно установили политический строй боярской республики, при которой вече выбирало всех высших должностных лиц: новгородского "владыку" (епископа, а с 1165 г. - архиепископа), посадника, тысяцкого.

Большую роль в жизни Новгородской республики играло вече. Формально оно являлось носителем верховной власти: резрешало вопросы мира и войны, заключало договоры с князьями, выбирало должностных лиц, разрешало многие вопросы внутренней политики (о выдаче жалованных и иммунитетных грамот, утверждение уставов и законов, в том числе новгородской судной грамоты 1385 г.); вече было и верховным судом республики (смертные приговоры веча приводились в исполнение немедленно - преступника сбрасывали в Волхов).

Вече собиралось на Ярославском дворе на Торговой площади под звон вечевого колокола. С высокого помоста ("степени") должностные лица республики, и прежде всего посадник, оглашали повестку вечевого собрания, руководили прениями. Большинство решений принималось криком. Организаторам веча редко удавалось добиться "единачества" (единогласия). Иногда страсти разгорались и доходили до потасовки. Неудовлетворенные собирали свое вече на противоположной, Софийской стороне. Противники сходились к мосту через Волхов; на нем нередко происходило "большое губление людям". Перепуганная феодальная верхушка высылала владыку и все духовенство с иконами и хоругвями мирить противников.

Решения веча оформлялись в особой канцелярии - "вечевой избе", возглавляемой вечевым дьяком; здесь же находилась и печать "великого Новгорода".

Буржуазная и дворянская историография идеализировала государственный строй Новгородской республики как "народоправство". В действительности это была феодальная республика, власть в которой принадлежала боярской верхушке. Всемогущим органом боярства был феодальный совет "господ"; председателем его был архиепископ - крупнейший феодал Новгородской республики, хранитель государственной казны; совет "господ" заседал в его покоях на Софийской стороне. Это был весьма многолюдный орган (число членов совета достигало 300 человек): в его состав входили князь, степенные (т. е. находящиеся в данное время в должности и выступающие на вече с помоста - "степени") и старые (бывавшие ранее в этой должности) посадские и тысяцкие и наиболее знатные бояре, иногда приглашались должностные лица поменьше (кокчанские старосты). Совет "господ" подготавливал повестку вечевых заседаний, разрабатывал меры воздействия на решения веча, осуществлял контроль за должностными лицами республики. Фактически совет "господ", а не вече являлся высшим государственным органом республики.

Исполнительную власть веча и совета "господ" осуществляли посадник и тысяцкий. Посадник созывал вече, открывал заседание его, оповещал повестку, исполнял решения веча, участвовал во внешних сношениях, контролировал действия князя, которого сопровождал в походе, осуществлял судебные функции.

Посадник избирался на длительное время из бояр. За 1126 - 1400 гг. было 275 посадников примерно из 40 наиболее могущественных боярских фамилий.

Ближайшим помощником посадника был тысяцкий - предводитель городского ополчения, а в мирное время - должностное лицо, осуществлявшее полицейский надзор за порядком в городе.

После изгнания последнего удельного князя в 1136 г. Новгородская республика сама приглашала князя. Это было закреплено феодальным съездом русских князей в 1196 г., признавшим право новгородцев, "где им любо, дуже себя князя поймают". Приглашаемый новгородским вечем князь был простым военачальником, которого нанимала республика; его роль в государственном управлении и суде была очень скромной. С каждым князем республика заключала договор, по которому обе стороны целовали крест исполнять взятые на себя обязательства: князь - "держать Новгород в старине, без обиды", защищать от врагов, не начинать войны без решения веча, судить только вместе с посадником, не заводить на территории республики земельных владений; вече обязывалось выделять в пользу князя определенные доходы. В случае нарушения князем принятых обязательств вече "указывало дорогу" князю из Новгорода, т. е. изгоняло его.

В Новгороде существовали и другие должностные лица - во главе "концов" Новгорода стояли кончанские, а улиц - уличан-ские старосты; эти старосты выбирались на соответствующих (кончанских и уличанских) собраниях.

В пригороды, пятины и "колонии" республика назначала своих посадников из новгородских или местных бояр; вместе со своими агентами они "кормились" за счет населения. Города и волости делились на сотни, потуги, погосты во главе с сотскими и старостами.

История Новгородской республики XIII - XV вв. полна проявлений ожесточенной классовой борьбы городских низов и феодально зависимого населения против бояр и верхов купечества. Во время городских восстаний 1207, 1230, 1311, 1327, 1332, 1418 гг. и др. восставшие низы нередко громили дворы владыки, посадника, тысяцкого, бояр. С большим трудом и кровопролитием удавалось феодальной верхушке подавлять эти восстания.

С переменным успехом Новгородская республика вела борьбу с владимиро-суздальскими и московскими князьями, прибегая, нередко в этой борьбе к союзу с литовскими и польскими феодалами.

Новгородская и Псковская республики были передовыми форпостами борьбы с ливонскими рыцарями и шведскими феодалами; эта борьба отнимала много сил у Новгорода и Пскова.

Борьба московских князей за освобождение от татарского ига и их централизаторские тенденции к "собиранию Руси" находили сочувствие и поддержку простых людей Новгородской республики. Воспользовавшись этими симпатиями низов и непопулярной внешнеполитической ориентацией новгородского боярства, великий князь "всея Руси" Иван III ликвидировал независимость Новгородской республики в 1478 г.

Государственный строй другой феодальной республики - Псковской - был близок к новгородскому.

Псковская республика недолго пережила Новгородскую. В 1510 г. ее территория была присоединена к Русскому государству.

Земли Владимиро-Суздальского княжества находились в междуречье Оки и Волги. Именно здесь исторически сложилось ядро будущего Русского централизованного государства. Возникновение этого княжества с центрами в Ростове и Суздале началось при сыне Владимира Мономаха Юрии, по прозвищу Долгоруком (умер в 1157 г.), основавшем здесь ряд городов, в том числе и Москву (1147).

Политическое обособление отдельных княжеств ограничило владения киевского князя окрестностями Киева. Однако политическая роль Киева как центра всей Русской земли сохранялась вплоть до татаро-монгольского нашествия. Великокняжеским киевским столом стремились овладеть более сильные галицко-волынские и ростово-суздальские князья. Юрий Долгорукий принял участие в этой борьбе и, заняв к концу своей жизни Киев, перебрался на юг. Его сын Андрей Боголюбский окончательно обосновался в Ростово-Суздальском княжестве. Желая стать "самовласт цем в своей земле", Андрей Боголюбский перенес столицу из боярского Ростова в один из "младших" городов - Владимир, вел ожесточенную борьбу с боярством и погиб в результате боярского заговора в 1174 г. После непродолжительной междоусобной борьбы великокняжеский стол занял его младший брат - Всеволод Большое гнездо (1176 - 1212), который продолжал политику отца и брата по укреплению великокняжеской власти. Его высокое положение среди русских князей отмечал автор "Слова о полку Игореве".

Со времени татаро-монгольского завоевания Восточной Европы политический строй русских княжеств изменился Верховным сюзереном русских князей и их арбитром в междоусобицах стал татарский хан, который раздавал ярлыки (жалованные грамоты) на княжения по собственному произволу.

Особые татарские чиновники - численники - произвели перепись населения, обложив его данью - "выходом"; сбор дани татары вначале проводили сами, а затем стали поручать отдельным князьям. Вначале для сбора, а затем для надзора за ним в княжества были назначены золотоордынские наместники - баскаки. Для связи русских княжеств с Золотой Ордой татары, по примеру Китая, учредили постоянные станции - "ямы" ("дзям" - испорченное монгольское "дорога"), с приписанными к ним для поставки лошадей селениями.

С начала XIV в. возвышается небольшое Московское княжество. Производительные силы окрестностей Москвы, расположенной на перекрёстке сухопутных и водных торговых путей, мень-i ше пострадали от татаро-монгольского нашествия. Пользуясь покровительством золотоордынских ханов, первые московские князья округляли свои владения за счет соседей.

В первой четверти XIV в. московские князья - внуки Александра Невского - Юрий и Иван Даниловичи ведут ожесточенную борьбу с тверскими князьями за политическую гегемонию среди русских княжеств. С 1325 г. Иван Данилович (Калита) получил ярлык на великое княжение с титулом великого князя "всея Руси". При нем же в Москву из Владимира переехал митрополит Феогност; Москва стала не только политическим, но и церковным центром русских княжеств.

Преодоление экономической замкнутости, рост городов и ремесла в XIV - первой половине XV в. создавали условия для политического объединения русских княжеств в единое государство, что ускорялось борьбой за политическую независимость, за ликвидацию татаро-монгольского ига. В 1380 г. объединенные силы русских княжеств во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем Донским нанесли решающий удар по татарскому игу, разгромив татарские войска на Куликовом поле. Эта победа закрепила за Москвой политическую гегемонию среди русских княжеств. Москва стала центром объединения русских земель.

Великие князья (ростово-суздальские, владимиро-суздальские, московские) возглавляли целую иерархию феодалов из удельных князей и бояр, взаимоотношения с которыми определялись договорными и жалованными грамотами, устанавливавшими различные степени вассальной зависимости - от полусамостоятельной до прямой зависимости.

В договорах князья признавали великого князя "братом старейшим", обязывались действовать "заодин" против врагов (татар, немцев и др.), определяли некоторые общие порядки внутри княжеств (выдачу беглых холопов, таможенную политику); одновременно во многих грамотах подчеркивалась территориальная неприкосновенность каждой из договаривающихся сторон ("тебе знати своя отчина, а мне знати своя отчина").

Жалованные грамоты выдавались великими князьями тем вассалам, чьи земли входили в состав великого княжества (князьям, боярам, монастырям), и определяли феодальный иммунитет, т. е. право осуществления этими феодалами на своих землях некоторых государственных функций (суда или сбора налогов; иногда и того и другого) без вмешательства великокняжеской администрации.

С усилением власти князей междуречья Оки и Волги вече потеряло всякое значение и исчезло уже во второй четверти XIII в. Большое значение при князе имел феодальный совет, состоявший из немногих (10 - 15) наиболее знатных бояр. В первую половину XV в. из среды боярства выделялась особая категория "бояр введенных" - постоянных советников великого князя и исполнителей его поручений по всем вопросам государственного управления.

Большое значение в феодальном совете имели такие должностные лица, как тысяцкий, окольничий и казначей.

Должность тысяцкого в Московском княжестве превратилась внаследственную; ее узурпировали определенные боярские фамилии (Хвостовы, Вельяминовы-Воронцовы и др.). Известная самостоятельность этого начальника городского ополчения, ведавшего московским населением в судебном и финансовом отношении, превращала его в главу боярской оппозиции возрастанию власти великого князя - пережиток феодальной раздробленности в управлении Москвой. В 1373 г., когда "представися" тысяцкий Василий Протасьев, эта должность была упразднена. Оскорбленный нарушением своих наследственных прав, сын последнего тысяцкого - Иван бежал в Тверь; впоследствии он был казнен Дмитрием Донским.

Должности окольничего и казначея были тесно связаны с ростом власти и единодержавия великого князя московского. Окольничий был ближайшим советником и исполнителем поручений великого князя, особенно в области дворцового управления.

Особое место в государственном строе Московского княжества стал занимать казначей - хранитель великокняжеской казны и архива (духовных, договорных грамот, ханских ярлыков и других документов). Именно при казначее и сложилось, по-видимому, еще до образования централизованного государства первое государственное учреждение - "Казна" (впоследствии Казенный двор). Уже в 1450 г, впервые упоминается казенный дьяк, а в 1467 г. - казенный подьячий - должностные лица, ведающие несложным делопроизводством этого государственного учреждения.

Являясь главой важнейшего ведомства, сложившегося ранее других, казначей, помимо основных своих функций, осуществлял и некоторые другие общегосударственные задачи: ведал ямскими, поместными, холопьими и посольскими делами; делопроизводство поэтим делам велось также на Казенном дворе.

Феодальный совет вместе с князем осуществлял законодательные функции и верховное управление, был окончательной инстанцией суда. Личное хозяйство великого князя не входило в компетенцию феодального совета. Отдельные отрасли этого хозяйства - "пути" поручались некоторым боярам, которые получили название "бояр путных". В ведомстве каждого "пути" находились земли, села, деревни и т. п. Каждому путному боярину были подведомственны низшие должностные лица (ключники, посельские). Лицо, возглавлявшее "путь", получало право управления и суда в отношении населения территории, подведомственной данному "пути"; кроме того, в его пользу поступала часть доходов от сборов с этого населения.

"Пути", как зачатки отдельных дворцовых ведомств в форме поручений - "кормлений", появились довольно рано. Уже в договорной грамоте сыновей Ивана Калиты (50-е годы XIV в.) упоминались сокольничий, конюший и ловчий пути. Впоследствии встречаются стольничий и чашничий пути. Путные бояре, возглавлявшие эти пути, имели соответствующие наименования: сокольник, конюший, ловчий, стольник, чашник.

Местное управление Владимиро-Суздальского и Московского княжеств первоначально было очень несложным. В городах находились наместники, в сельских местностях ("волостях") - волостели.

С ростом территории Московского княжества в XIV - первой половине XV в. административно-территориальное деление усложнилось. Княжество подразделялось на обширные уезды. Каждый уезд представлял собой большой округ, состоявший из города и окружающих его земель. Уезд делился на волости и станы. Иногда это были равнозначные территориальные единицы, иногда волости делились на станы.

Городом и пригородным станом управлял наместник великого князя из бояр, а волостями - волостели из более мелких феодалов. Волостели были часто вполне самостоятельными от наместников, только имели меньше прав в области суда и расправы.

Местное управление этого времени было построено на системе "кормлений". Назначение на "кормление" было средством вознаграждения князей, бояр и более мелких феодалов за их службу великому князю.

В период образования Русского централизованного государства власть назначенных великим князем на "кормление" наместников и волостелей была более прогрессивной, чем власть удельных князей; она способствовала централизации государства.

Каждый из наместников и волостелей за управление уездом или волостью "вместо" великого князя (отсюда термин "наместник") жалованья не получал, а должен был "кормиться" за счет населения. Приехавшего на "кормление" наместника население встречало "выезжим кормом". Два-три раза (на рождество, пасху и петров день (29 июня ст. стиля. ) население было обязано поставлять наместнику основной "корм" ("урочный") в форме самых различных продуктов: хлеба, мяса, фуража для лошадей и т. п. Если жители забывали платить "корма", то наместник направлялся собирать "корм" сам, осуществляя его в форме своеобразного полюдья. В пользу наместника поступала известная часть различных пошлин с торгов и лавок (половочные, таможенные, судебные, брачные) и т. п.

Изымаемые с населения "корма" были настолько велики, что из него "кормились" не только наместник или волостель с их семьями, но и их многочисленная челядь. Административному персоналу наместника полагался особый "корм". Этот персонал состоял из тиунов - судей, доводчиков (лица, осуществлявшие вызов в суд) и праветчиков (судебных исполнителей). Все эти должностные лица были чаще всего дворовыми людьми наместника или волостеля.

Наместники и волостели имели очень широкие полномочия по управлению населением "судом и расправой", т. е. имели административно-полицейские, судебные и прочие функции, кроме тех случаев, когда отдельные лица или селения имели особую грамоту, освобождавшую их от наместничьего суда.

Судебные права наместников были велики. Наместник-кормленщик с боярским судом рассматривал все судебные дела окончательно, а наместник "без боярского суда" был обязан докладывать о наиболее важных уголовных (разбое, татьбе), а также холопьих делах в Москву особой боярской судебной коллегии княжеского совета, которой и принадлежало окончательное право разрешения этих дел.

Для кормленщика суд был значительным источником дохода. За преступление преступник осуждался к "продаже" - конфискации имущества в пользу кормленщика, за вычетом вознаграждения пострадавшего. Более мелкие преступления и иски давали наместникам и волостелям также значительные доходы: "противень против исцово", т. е. пеню, равную иску, или "вполы исцова" - половину иска.

Наместники ведали служилыми людьми в городах, имели нередко военные функции.

Система "кормлений" первоначально ничем не ограничивалась. Кормленная грамота, выдаваемая наместнику, была часто довольно лаконичной и содержала стереотипную фразу - призыв к населению: "И вы, все люди тое волости, чтите его (т. е. наместника или волостеля. - Н. Е) и слушайте, а он вас ведает и судит и ходит у вас по всем по тому, как было преж сего" ("Памятники русского права", вып. 3, Госюриздат, М-., 1955, стр. 157. ).

Феодальный иммунитет, система "кормлений" и "путей" были характерны для государственного строя всех русских княжеств периода феодальной раздробленности.

Усиление централизаторских тенденций в Московском княжестве отразилось на этих особенностях государственного строя. С середины XV в. начался процесс их постепенного изживания: иммунитетные права феодальных владетелей стеснялись, функции наместников ограничивались, а их права и доходы регламентировались; при казначее складывается государственное учреждение (казна, казенный двор) с широкими общегосударственными функциями - зародыш ряда будущих приказов. Формирование системы государственных учреждений - государственного аппарата - относится к периоду Русского централизованного государства.

Посадники появляются вместе с государством и городами в древней Руси, их главным предназначением было проведение такой политики во вверенном им городе, которая бы в точности соответствовала интересам великого князя, а также городской аристократии.

Необходимость управленческих функций

Древнерусское государство зарождается в девятом веке, в результате удачных и энергичных действий новгородского возникает единое государство - Киевская Русь. Территория государства разрасталась, и возникает необходимость в специальных людях, которые бы представляли князя в городах страны. С конца девятого века особое значение в древнерусских владениях играл Новгород, одно время выступавший даже соперником Киева по части первенства на Руси. В отличие от других городских поселений он не стал уделом какого-либо княжеского рода, а сохранил самостоятельность и стоял особняком среди всех владений великого киевского князя. Для того чтобы контролировать город, киевские правители посылали туда своих сыновей, но так было не всегда, ни один из великокняжеских отпрысков не смог там закрепиться, и наибольшую силу там получило посадническое управление и народное вече. Именно в Новгороде и Пскове эти люди пользовались наибольшей силой и даже могли отрыто противостоять великому князю. Таким образом, посадники - это, выражаясь современным языком, мэры Руси.

Особенности древнерусской системы управления

Почему именно в Новгороде такой силой обладали посадники. Это объясняется рядом причин. Первая заключается в том, что город изначально возник как торгово-ремесленный центр, а это было связано с его природно-географическим расположением. Огромные лесные угодья давали множество товаров, пользующихся спросом, обилие речных путей делало торговлю очень выгодным делом, и, кроме всего прочего, Новгород с момента призвания варягов и шведско-немецких крестоносцев не испытывал крупных внешних опасностей, поэтому власть князей, которые выступали как военачальники и верховные судьи, не была для новгородцев особой необходимостью. Поэтому довольно рано новгородский посадник стал избираться из числа местного населения, конечно, из наиболее зажиточной его части на народном собрании - вече. Интересы крупного боярства здесь были на первом месте, и в случае давления со стороны Киева все новгородцы выступали консолидированным фронтом. Идентичные порядки складывались и в других важных центрах Новгородской земли.

Этимология термина

Вообще, сам термин появился в конце десятого века и встречается в "Повести временных лет". присылали своих представителей в города, представлявшие особую важность, причем само слово произошло от глагола "посадить". Иногда встречается термин "посаженники", то есть "посадники", это искаженное слово, подчеркивающее подчиненность этого человека определенному князю. К примеру, посаженник Ярополков - имеется в виду назначенный великим киевским князем Ярополком Святославовичем. Если на начальном этапе существования Киевской Руси в Новгород специально отправляли великокняжеских руководителей, то позже роль посадников выполняли и сыновья русских правителей. Но это в городе на Волхове характерно подчеркивалось, его называли также посадником, хотя по происхождению он и был князем, и на всем протяжении до феодальной раздробленности город всегда показывал свой особый статус, и киевские правители вынуждены были с этим считаться.

Автономия северо-запада Руси и ее ликвидация

В период Новгород еще более обособился, и с этого периода, за исключением приглашения Александра Невского для отражения немецко-шведского вторжения, новгородские посадники - это исключительно местная знать. Менялись города-лидеры на Руси, от Киева к Владимиру, от Владимира к Москве, но Новгород продолжал сохранять свою довольно широкую автономию, и даже вторжение монголо-татар не смогло коренным образом изменить эту традицию. В пятнадцатом веке вместо одного посадника избирали шестерых, каждый из которых ведал определенными направлениями городского хозяйства, а также главный посадник, который занимался координацией и работой всех подчиненных, по сути, говоря современным языком, это была мэрия со всеми вытекающими полномочиями. Все меняется с постепенным возвышением объединительная политика, проводимая его князьями, не могла обойти этот форпост средневековой вольности. К концу этого века вольность Новгорода была сокрушена Иваном III, который не желал иметь в своем государстве самоуправляющуюся единицу, последняя посадница была вместе с вечевым колоколом увезена в Москву, и с этого периода должность посадника была упразднена.

Новые исторические реалии

Что касается остальных городов, то там посадники были назначаемы центральной властью и сколь-нибудь значимой автономией в ведении дел не обладали. Обязанности посадника не были очень велики, в частности, к ним относились в первую очередь исправное обеспечение поступления налогов, суд и расправа над местным населением, соблюдение правопорядка на порученной им территории, защита города и его благоустройство. Вот кто такой посадник в Древней Руси. Однако стоит отметить, что употребление этого термина наиболее применимо именно в отношении Новгорода и его земель, в частности Пскова. С укреплением центральной власти эта должность была ликвидирована по всей территории России, на смену ей пришли воеводы и наместники.

Так уважительно называли этот северный город все восточные славяне. Первые новгородцы выбрали место для поселения очень удачно - уже через несколько десятилетий небольшое поселение становится оживленным перекрестком торговых путей. Чем примечательна история древнего Новгорода, как образовался этот город, и почему, в конце концов, потерял свое значение? Попробуем разобраться.

Взгляд в прошлое

Чем руководствуются историки, изучая прошлое такого образования, как Новгород? Древний город возник не на пустом месте - и до этого на сырых протоках Ладоги возникали и исчезали безымянные деревушки, различные городки и местечки. Историки принимают во внимание и архитектурные раскопки, и анализ фольклорных произведений. Вся информация, собранная по крохам, становится основанием для рождения исторических гипотез.

Так возник и Новгород. Древний город был упомянут в летописях, датируемых 859 годом. Возникновение населенного пункта связывают с именем который пришел с северных земель управлять восточными территориями. Поначалу Рюрик даже сделал Новгород своей столицей. Но после, взяв Киев, оставил за Новгородом звание пограничного пункта - крепости, стоявшей на страже границ северных земель.

Происхождение названия

Древний Новгород не всегда был древним. Само название этого населенного пункта говорит о том, что он создавался при уже существующем городе. По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом - Новгородом.

Другая гипотеза указывает на наличие еще одного, более давнего населенного пункта. Такое поселение нашлось на холме, расположенном совсем неподалеку от того места, где сейчас стоит Новгород. Древний холм называется Городищем. Раскопки показали, что на территории холма существовали компактные поселения (возможно, местной знати и языческих жрецов). Но ни одна, ни другая гипотеза не может дать ответы на многочисленные вопросы, накопившиеся за тысячелетнюю историю существования этого города.

Первые века

В первое время древний Новгород был небольшим деревянным поселком. Из-за частых наводнений жители строили свои дома на некотором расстоянии от озера, вдоль берега реки. Позднее появились «пробойные» улицы, соединявшие различные участки города. Первый кремль Новгорода был ничем не примечательным деревянным сооружением. Такие небольшие крепости на Руси назывались детинцами из-за небольших размеров и кажущейся прочности.

Детинец занимал всю северо-западную часть поселка. Этим достопримечательности древнего Новгорода и ограничивались. Противоположный берег занимали хоромы князя и избы богатого Словенского поселка.

Первые походы

Какими бы малыми ни казались нам сведения, почерпнутые из летописей, по ним все-таки можно сложить историю Новгорода. Например, в хрониках конца 9-го века говорится о походе на Киев. Результатом этого стало объединение двух славянских племен - полян и ильменских славян. В летописях Х века говорится, что новгородцы были данниками варягов и платили им 300 гривен в год. Позднее Новгород стал подчиняться Киеву, и княгиня Ольга сама установила размер дани с Новгородской земли. Хроники рассказывают о большом размере дани, которая могла быть собрана лишь с богатого и процветающего населенного пункта.

Расширение новгородских земель

Невозможно рассказать про древний Новгород, не упоминая при этом особенностей его внешней и внутренней политики. Новгородские земли постоянно прирастали новыми территориями - в период наибольшего расцвета влияние этого города простиралось от берегов Северного Ледовитого океана до Торжка. Часть земель была захвачена в результате военных операций. Например, поход против племени чудь, проживавшем на севере современной Эстонии, принес богатую дань в казну города, а в исконных чудских землях появился славянский Юрьев, основанный Ярославом Мудрым.

Грамота, переданная кн. Святославу Ольговичу, перечисляла несколько небольших погостов, расположенных далеко на севере, но если они упомянуты в переписи, значит, дань князю поступала и оттуда. В течение нескольких столетий территории новгородских земель прирастали и мирным путем - русские земледельцы в поисках плодородных земель немало поспособствовали мирной колонизации неславянских племен.

Территориальное разделение земель

Такая большая территория нуждалась в администрировании, поэтому она была поделена на пять районов (пятин), руководил которыми древний Новгород. Пятины располагались так:

  • Обонежская пятина - простиралась к берегам Белого моря.
  • Водская пятина - занимала часть современной Карелии.
  • Шелонская пятина - район южнее и юго-западнее Новгорода.
  • Деревская пятина - простиралась к юго-востоку.
  • Бежецкая пятина - единственная, границы которой не соприкасались с городской чертой, эта пятина располагалась между территориями Деревской и Обонежской пятин.

Население пятин занималось в основном обработкой земли, охотой, рыболовством. Управляли пятинами представители, посылаемые из Новгорода должностными лицами. Более отдаленные земли ежегодно навещали сборщики дани, которые доходили даже до мест проживания племен манси и ханты - далеко на северо-востоке. Дань уплачивалась в основном мехами, которые затем успешно продавались в Европу. Благодаря пушным податям и активной торговле в короткие сроки Новгород древний стал одним из самых богатых городов Киевской Руси.

Управление городом

Новгород, древний город русских земель, имел уникальную для средневековья форму управления - республику. На протяжении IX-XI веков новгородские земли ничем не отличались от прочих владений Киевской Руси. Но в XII веке основной формой управления становится городское вече. Кто управлял древним городом? Как Новгород превратился в республику?

Ответ можно поискать в грамотах начала XII века. В списках 1130 года мы находим стандартные распоряжения князя Мстислава своему сыну Всеволоду. Все правильно - в княжеских землях так и должно быть. Но вот в грамоте 1180 года князь Изяслав испрашивает у Новгорода отвести землю ближайшему монастырю. Как видно, в конце XII века князья вовсе не были полноправными владыками, и должны были испрашивать разрешения у городских властей.

Поворотной точкой стало Новгородское восстание 1136 года. В этот период восставшие арестовали князя Мстислава вместе с его семьей и шесть недель держали в плену, после чего разрешили покинуть древний Новгород. Кратко об этом периоде можно сказать так: славянское вече возродилось и превратилось в мощный законодательный орган. Появились первые выборные должности - посадники, которые проводили независимую политику. Такая форма правления успешно просуществовала в новгородских землях более трехсот лет. Лишь после кровопролитного присоединения новгородских земель к московскому вольнице пришел конец.

Посадники управляли городом?

Существует мнение, что древним Новгородом управляли посадники. Да или нет? На данный вопрос нет определенного ответа. Формально посадники управляли работой вече, созывали и распускали городской совет. В их руках находились ключи от арсенала и городской казны. Они регулировали работу вече и утверждали принятые там решения.

Так древним Новгородом управляли посадники? Да или нет? Подойдем к проблеме с другой стороны. Форма принятия решений в те времена отличалась от принятой в современном мире. Решения на вече принимались не простым большинством голосом, а в пользу тех, кто громче всех кричал. Таких крикунов хитрые посадники нанимали в своих районах и продвигали на вече, с тем чтобы принять нужные законоположения. Можно сказать, что формально Новгородом руководили все жители. Но фактически власть была в руках выборных посадников.

Князья в Новгороде

Князья в Новгороде не имели никаких прав. Лишь в военное время по указу вече могли пригласить их командовать обороной города. Наемным князьям было запрещено владеть собственными землями и принимать участие в управлении городом. Они с семьями и домочадцами селились в Городище - там для них были обустроены специальные хоромы.

Зато князья были единственными, кто управлял древним Новгородом во время войны. Специальное вече рассматривало кандидатуры соседних князей и принимало решение, кого же из них звать на подмогу. Выбранного селили в Городище, давали в руки все полномочия, собирали под его руководством городское ополчение. А после ликвидации военной угрозы его просто изгоняли, как говорится в древних летописях, указывали ему путь. При этом от всех князей новгородцы добивались твердого соблюдения пунктов договора:

  • не вмешиваться во внутреннюю жизнь новгородских земель;
  • довольствоваться сбором дани;
  • руководить военными действиями.

Те князья, что не соблюдали условия, бывали попросту изгнаны из новгородских владений. Исключением, пожалуй, стало лишь княжение Александра Невского. Твердая рука и жесткая политика в сочетании с нависшей опасностью временно примирили новгородцев с княжескими порядками. Он был единственным, кто управлял древним Новгородом как князь и правитель. Но, после того как Невский принял великокняжеский престол, новгородцы не запросили к себе ни родственников князя, ни его наместников.

Новгород военный

Многие столетия независимости Новгорода обязывали его вести вполне самостоятельную внешнюю политику. Вначале основной целью военной экспансии было расширение границ позднее речь шла о том, чтобы сохранить существующие границы и защитить суверенность государства. Для выполнения этих задач новгородцам приходилось принимать иностранные делегации, вступать в политические союзы и разрывать их, нанимать дружины и армии и проводить мобилизацию среди местного населения.

Костяк новгородской армии составляло ополчение. В него входили крестьяне, ремесленники, бояре и вольнонаемные. Не имели права быть в ополчении рабы и представители духовенства. Элиту войска составляла дружина приглашенного князя, а командовал военной операцией сам князь, выбранный решением вече.

Основными защитными доспехами новгородцев были щит, кольчуга и меч. Многие из образцов данного вооружения были обнаружены при позднейших раскопках, а лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях и на фото древнего Новгорода.

Для головы использовались разнообразные металлические шлемы. Для нападения использовались сабли и рогатины, в рукопашном бою применялись кистени и булавы. Для дальнего боя активно использовались луки и арбалеты. Арбалеты уступали в скорострельности, зато тяжелые наконечники таких стрел могли пробить любую, даже самую прочную броню противника.

Культура древнего Новгорода, традиции выбора

Концепция православного христианства стала фундаментом для моральной, нравственной и идеологической жизни новгородского общества. Храмы древнего Новгорода собирали массу людей и управлялись епископами. Должность епископа, как и должность посадника, в Новгороде была выборной. Процедурой избрания духовного пастыря также занималось вече.

Интересно, что даже в такие далекие времена существовала процедура выбора светских и духовных правителей. На месте вечевых собраний оглашались имена трех претендентов, они наносились на пергамент и запечатывались посадником. Потом новгородцы выходили под стены Софиевского храма, где честь вытянуть жребий доставалась слепцу или ребенку. Выбранный вариант немедленно оглашался, и избранный епископ принимал поздравления.

В XI веке процедура несколько изменилась. Стало считаться, что выигрывает не тот, кто уходит, а тот, кто остается и становится владыкой. Протопоп Софийского собора брал жребии, зачитывал имена, а имя победителя оглашалось в самом конце. В подавляющем большинстве случаев владыками епископами и архиепископами Новгородских храмов становились настоятели близлежащих монастырей и представители белого духовенства.

Но бывали и случаи, когда избранный не имел даже духовного сана. Так, в 1139 году эту высокую должность занял приходской ключник Алексий, выбранный за праведность и богобоязненность. Авторитет архиепископов был очень велик среди новгородцев. Не единожды они предотвращали междоусобицы, мирили поссорившихся, благословляли на войну. Без благословления владыки не признавались ни хозяйственные, ни военные договора правителей Новгорода с заезжими князьями и представителями иностранных государств.

Архитектура древнего Новгорода

Искусство древнего Новгорода занимает отдельное место в истории русской культуры. Во второй половине XII века новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Поначалу епископы и архиепископы, которым посчастливилось занять верховные должности в не жалели денег на храмы и соборы древнего Новгорода. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов.

К сожалению, немногие шедевры деревянного зодчества дожили до наших дней. Ранние храмы Новгорода во многом копируют известные киевские христианские святыни, но уже на заре нового тысячелетия в очертаниях соборов проявляются специфические новгородские черты. Например, Софийский собор древнего Новгорода был скопирован с аналогичного храма в стольном Киеве.

Его стены венчают тяжелые, свинцовые купола, и лишь самый высокий из них, пятый, сверкает позолотой. Первоначально новгородский храм Св. Софии был сделан из дерева, как и все архитектурные сооружения того времени. Но первоначальное здание, отстояв около пятидесяти лет, дотла сгорело в большом пожаре.

Сын Ярослава Мудрого, задумал возвести новый, каменный собор, похожий на знаменитый киевский храм. Для этого князю пришлось вызывать каменщиков и зодчих из Киева - в Новгороде не нашлось строителей, умеющих работать с камнем. Собор пользовался большой популярностью у новгородцев и жителей пятин - во время великих праздников его стен не было видно из-за большого скопления народа. В храме хранилась городская казна, а стены этого здания скрывали в себе немало тайников с сокровищами. Возможно, некоторые из них остались не обнаруженными и по сей день.

Во второй половине XII века заказчиками храмов и сооружений выступает уже не церковь, а богатые приказчики и бояре. Другие известные образцы новгородского зодчества - храм Петра и Павла в Кожевниках, храм Спаса-Преображения на Ильине, церковь Федора Стратилата на Ручью - выстроены на боярские пожертвования. Не скупились бояре и на внутреннее убранство храма - все богослужения проводилось с использованием золотых и серебряных сосудов. Стены храмов были украшены яркими фресками местных художников, а новгородские иконы, написанные в то время, не перестают удивлять и сегодня.

Современные достопримечательности Новгорода

Туристы нашего времени смогут найти в современном Новгороде немало памятников истории этого города. В списке обязательных достопримечательностей - знаменитый детинец, неоднократно сожженный дотла и заново возродившийся в 13-м веке, только уже в каменном виде. Церковь Параскевы Пятницы и привлекают посетителей своими удивительными фресками и иконами, яркость красок которых не тускнеет и сегодня. Для желающих погрузиться в эпоху древнего Новгорода существует экскурсия на Троицкий археологический раскоп - именно там можно пройтись улицами X века, увидеть множество свидетельств этого давнего времени.

Итоги

Вплоть до XV века Новгород вел вполне самодостаточное суверенное существование, принимая и навязывая собственную политику соседним государствам. Влияние Новгорода распространялось далеко за официальные границы этого княжества. Богатство его граждан и успешные торговые связи привлекали внимание всех соседних государств. Новгородцам приходилось часто отстаивать собственную независимость, отражая натиск шведов, ливонцев, немецких рыцарей и своих неуемных соседей - Московского и Суздальского княжеств.

С богатым Великим Княжеством Литовским Новгород предпочитал торговать, а не воевать, торговые связи двух стран имеют давнее происхождение. Историки уверены, что именно с юга в новгородские земли пришла система образования, позволяющая каждому свободному мужу читать и писать. Исследователи находят множество берестяных грамот с бытовыми или обучающими текстами именно в новгородских землях - возможно, другие княжества, оставшиеся после распада Киевской Руси, не придавали большого значения уровню грамотности собственных жителей.

К сожалению, сильное и богатое государство не выдержало экзамена временем. Агрессивная политика насильственного присоединения русских земель сыграла свою роль. Новгород не смог устоять перед натиском сил Ивана Грозного, и в 1478 году был включен в состав Московского княжества. Богатая культура и традиции постепенно приходили в упадок, центр культур и ремесел сдвинулся в восточном направлении, и Новгород в конце концов стал обычным провинциальным городом.

4.2. Посадник.

Посадник - это высшее выборное должностное лицо, являвшееся исполнительным органом веча, которому передавалось управление делами республики. Официально он избирался вечем из числа всех полноправных граждан Новгорода, но фактически посадник избрался из немногих знатнейших родов Новгородской республики. Так в течение XIII и XIV вв. из одного рода посадника Михалка Степановича было избрано 12 посадников. Срок посадничества не был ограничен, но фактически посадники занимали свою должность по одному-два года. Посадники, сложившие с себя полномочия, назывались “старыми посадниками”, в отличие от “степенных посадников”.

Область деятельности посадников была очень обширной. Они направляли деятельность всех лиц Новгородской республики, осуществляли контроль за их работой, совместно с князем ведали вопросами управления и суда, командовали войсками во время походов, наблюдали за строительством оборонительных сооружений, вели дипломатические сношения с другими русскими княжествами и иностранными государствами, руководили заседаниями Господы и вечевыми собраниями. Посадник, как представитель города, охранял интересы Новгорода и всей Новгородской республики перед князем. Без него князь не мог судить новгородцев и раздавать новгородские волости. В отсутствие князя посадник управлял всем городом. Посадник не получал определенного жалованья, но пользовался особым налогом с волостей, называвшимся “поралье”.

4.3. Тысяцкий.

Тысяцкий являлся вторым после посадника по значению в Новгородской республики лицом. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений, торговым судом, созывом ополчения, обороной города и республики, имел полицейские функции. Он также, как и посадник получал свои полномочия на неопределнный срок, имел в подчинении целый штат мелких агентов, исполнявших различные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решения веча и призывали к суду, извещали суд о преступлении, производили обыски и т.д. Кроме этого тысяцкий занимался военным судом - судом над собранными ополченцами. По мнению С.Ф. Платонова тысяцкий избирался в противовес посаднику из низших классов новгородского общества, но это мало вероятно. К тому же против этого мнения говорит то, что в во второй половине XV в. тысяцким был Дмитрий Борецкий, сын посадника Исаака Борецкого и Марфы Борецкой, происходивший из очень знатной и влиятельной семьи.

4.4. Архиепископ.

Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республики был архиепископ, называемый новгородцами владыкой. После отсоединения от Киевской Руси в 1136 г. епископ Новгородский стал избираться вечем. Вече выбирало три кандидатуры на этот пост и бумажки с этими кандидатурами клали на престол Софийского Собора, а потом слепой или мальчик выбирал одну из бумажек. Человек, имя которого было написано в этой бумажке, становился епископом Новгородским, а с 1156 г. - архиепископом Новгородским. Из этого правила было одно исключения: архиепископ Новгородский Аркадий сам назначил себе приемника. Архиепископ Новгородский председательствовал на заседаниях Господы, осуществлял право церковного суда, наблюдал за торговыми мерами и весами, был хранителем государственной казны. К его голосу постоянно прислушивались высшие чины новгородскрой администрации. Архиепископ являлся крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями, образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.

5. Судебная власть.

5.1. Новгород.

В Новгороде судебная ветвь власти не была отделена от исполнительно-административной. Судебными полномочиями обладали все органы власти и управления: вече, архиепископ, князь, посадник, тысяцкий. При вступлении в должность выборные приносили присягу (“крестное целование”). Изображение новгородского суда можно найти в сохранившейся части Новгородской Судной Грамоты. Источнком Судной Грамоты являлась “старина”, то есть юридические обычаи новгородского суда и его практика, договоры с князьями и постановления веча. Суд не сосредотачивался в отдельном ведомстве, а был распределен между разными правительственными властями. Суд был очень доходным, что и служило причиной его раздробления между различными органами управления. Возникновение новых правительственных институтов вносило осложнения в существовавшую судебную систему. По договорным грамотам князей с Новгородской республикой князь не может судить без посадника. Так и по Новгородской Судной Грамоте посадник судит вместе с наместником князя, а “без наместника суда не кончает.” На практике эта совместная юрисдикция посадника и наместника разрешалась тем, что уполномоченные того и другого, тиуны, каждый отдельно разбирали подлежавшие их рассмотрению дела в своих “одринах” при содействии избранных тяжущимися сторонами приставов, но не решали дел окончательно, а переносили их в высшую инстанцию или на доклад, то есть для составления окончательного решения, или на пересуд, то есть на проверку, для пересмотра дела и утверждения положенного тиуном решения. В суде этой докладной и ревизионной инстанций с посадником и наместником или с их тиунами сидели 10 присяжных заседателей, по боярину и житьиму от каждого конца. Они составляли постоянную коллегию докладчиков, как они назывались, и собирались на дворе новгородского архиепископа “во владычне комнате” три раза в неделю под страхом денежного штрафа за неявку. Судопроизводство усложнялось еще комбинациями разных юрисдикций в смешанных делах, где встречались стороны различных подсудностей. В тяжбе церковного человека с мирянином городской судья судил вместе с владычным наместником или его тиуном. Княжеского человека с новгородцем судила особая комиссия, состоявшая из двух бояр, княжеского и новгородского, и, если они не могли согласиться в решении, дело докладывалось самому князю, когда он приезжал в Новгород, в присутствии посадника. Тысяцкий судил преимущественно дела полицейского характера. Но он же был первым из трех старшин в совете, который стоял во главе возникшего в XII в. при церкви св. Иоанна Предтечи на Опочках купеческого общества (“Иванское сто”) и ведал торговый суд. Этот же совет с участием посадника разбирал дела между новгородцами и купцами немецкого двора в Новгороде.


Видим, именно в этот период идет активное развитие права в Новгородской и Псковской республиках (создание Псковской судной грамоты), а также развитие культуры, ремесла и торговли. Изучением государственного строя и права этих двух республик Средневековья историки занимаются по сей день, потому что нормы права, обозначенные в юридических документах того времени, нашли свое отражение в создании...

Власти, системы права и др., здесь действовали общие для всех русских земель порядки и правила, а затем и польско-литовское право. Гораздо больше отличий и новаций имело государственное и правовое устройство Новгорода и Пскова. Великий Новгород играл видную роль уже в киевский период истории Руси. На него с большой охотой опирались князья, борясь за киевский престол. Но сам по себе Новгород не...

Но не могли получить независимости от Пскова, так как являлись больше стратегическими пунктами, а не земскими центрами. 2. Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик новгородская псковская республика государственный строй Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были меньшими по политическим правам, а только по...

Общин. Участие крестьян в вече не предусматривалось. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя случаи их присутствия на вечевых собраниях Новгорода и Пскова зафиксированы в документах. О составе веча, его роли в решении государственных вопросов в научной литературе нет единого мнения. Традиционной является точка зрения, что в нем могло принимать участие все свободное мужское...

Пер-вые дос-то-вер-ные дан-ные о посаднике ки-ев-ских кня-зей вос-хо-дят к концу X века. В это вре-мя посадник вы-сту-пал как кня-же-ский уп-рави-тель оп-ре-де-лён-ной тер-ри-то-рии. Посадники различных кня-зей Рю-ри-ко-ви-чей упо-ми-на-ют-ся вплоть до конца XII века; в даль-ней-шем пред-ста-ви-те-ли кня-зя на мес-тах ста-ли на-зы-вать-ся на-ме-ст-ни-ка-ми. Как пра-ви-ло, долж-ность посадника за-ни-ма-ли боя-ре , од-на-ко из-вест-ны слу-чаи, ко-гда посадниками ста-но-ви-лись младшие чи-ны кня-же-ско-го дво-ра - «дет-ские». Фак-ти-че-ски функ-ции посадника вы-пол-ня-ли так-же сы-но-вья пра-вя-щих кня-зей, ко-то-рых от-цы по-сы-ла-ли управ-лять отдельными го-ро-да-ми или тер-ри-то-рия-ми от их име-ни. В ве-де-нии посадника на-хо-ди-лась вся сис-те-ма управ-ле-ния, пре-ж-де все-го суд и сбор на-ло-гов. В поль-зу посадника шла часть до-хо-дов, со-б-ран-ных на под-чи-нён-ной ему тер-ри-то-рии (как пра-ви-ло, треть).

В Нов-го-ро-де, а так-же позд-нее в Пско-ве и, ви-ди-мо, в не-ко-то-рых других «ве-че-вых» го-ро-дах долж-ность посадника фак-ти-че-ски ста-ла му-ни-ци-паль-ной, по-сте-пен-но обо-со-бив-шись от кня-же-ской вла-сти. Со-глас-но спи-скам нов-го-род-ских посадников, со-хра-нив-шим-ся в ре-дак-ци-ях начала XV века, пер-вым нов-го-род-ским посадником был Гос-то-мысл (ле-то-пи-си от-но-сят вре-мя его дея-тель-но-сти к не-ким древ-ним, по-лу-ле-ген-дар-ным вре-ме-нам, до-с-то-вер-ных дан-ных о нём и его дея-тель-но-сти нет). Посадники, дей-ст-во-вав-шие в Нов-го-ро-де в конце X - середине XI веков (боя-ре До-б-ры-ня, его сын Кон-стан-тин, Ост-ро-мир), вы-сту-па-ли пред-ста-ви-те-ля-ми ки-ев-ских кня-зей, ко-гда по тем или иным при-чи-нам в Нов-го-ро-де не бы-ло их сы-но-вей-кня-жи-чей. В пе-ри-од прав-ле-ния в Нов-го-ро-де князя Мсти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Ве-ли-ко-го (1091/1092 (по другим дан-ным, 1088/1089) - 1094 (по другим дан-ным, 1095); 1096-1117) долж-ность посадника за-ме-ща-лась, ви-ди-мо, нов-го-род-ски-ми боя-ра-ми. В прав-ле-ние князя Все-во-ло-да Мсти-сла-ви-ча (1117-1132, 1132-1136) по-доб-ное «двое-вла-стие» со-хра-ня-лось (из 10 из-вест-ных в это вре-мя посадников боль-шин-ст-во про-ис-хо-ди-ли из Нов-го-ро-да, толь-ко двое бы-ли ки-ев-ски-ми боя-ра-ми). Посадники это-го вре-ме-ни име-ли собственные пе-ча-ти, оформ-лен-ные по по-до-бию пе-ча-ти ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Все-во-ло-до-ви-ча Мо-но-ма-ха. Упо-ми-на-ния о за-ня-тии не-ко-то-ры-ми посадниками из нов-го-род-цев до-лж-но-сти в фор-ме мно-жественного чис-ла («да-ша по-сад-ни-чать, «вда-ша по-сад-ни-че-ст-во» и так далее) в Нов-го-род-ской пер-вой ле-то-писи сви-де-тель-ст-ву-ют, по всей ви-ди-мо-сти, о том, что они кол-лек-тив-но из-би-ра-лись, ве-ро-ят-но, на ве-че (о ро-ли кня-зя в этом про-цес-се ис-точ-ни-ки ин-фор-ма-ции не да-ют). По-сле 1136 года, ко-гда ве-че ста-ло выс-шим государственным ор-га-ном Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки как су-ве-рен-но-го государства, на нём из-би-рал-ся посадник, ко-то-рый в ка-че-ст-ве пред-ста-ви-те-ля на-се-ле-ния Нов-го-ро-да вме-сте с кня-зем ис-прав-лял выс-шую власть по су-ду и управ-ле-нию. Фак-ти-че-ски борь-бу за долж-ность ве-ли различные по-ли-тические груп-пи-ров-ки во гла-ве с боя-ра-ми, по-пе-ре-мен-но ста-но-вив-ши-ми-ся посадниками. Ве-ро-ят-но, уже в XII веке эти груп-пи-ров-ки фор-ми-ро-ва-лись по тер-ри-то-ри-аль-но-му прин-ци-пу, пред-став-ляя различные рай-оны го-ро-да («кон-цы»). Раз-ви-тие рес-пуб-ли-кан-ских ин-сти-ту-тов в Нов-го-ро-де при-ве-ло к рас-ши-ре-нию пол-но-мо-чий посадника, ко-то-рый осу-ще-ст-влял выс-шую ис-пол-нительную власть в Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ке. С началом 1290-х годов посадник в Нов-го-ро-де из-би-рал-ся еже-год-но. В ре-зуль-та-те ре-фор-мы 1350-х годов от ка-ж-до-го из пя-ти кон-цов стал из-би-рать-ся один боя-рин (от Не-рев-ско-го - 2), по-лу-чав-ший по-жиз-нен-ное зва-ние по-сад-ни-ка (на-зы-ва-лись так-же «ста-ры-ми по-сад-ни-ка-ми»), а из чис-ла этих шес-ти лиц еже-год-но из-би-рал-ся главный («сте-пен-ной») по-сад-ник, ста-но-вив-ший-ся на год ру-ко-во-ди-те-лем Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки. С начала XV века чис-ло посадников, пред-став-ляв-ших «кон-цы» Нов-го-ро-да, не-ук-лон-но рос-ло: 18 (около 1417), 24 (около 1424), 36 (1463). Сте-пен-ные посадники по-сле 1416 года вы-би-ра-лись толь-ко на пол-го-да. По-сте-пен-но зва-ния «посадник» и «ста-рый посадник» пре-вра-ти-лись, по-ви-ди-мо-му, в ти-тул, при-сваи-вав-ший-ся его но-си-те-лю по-жиз-нен-но.

Ана-ло-гич-ные про-цес-сы про-ис-хо-ди-ли в Пско-ве, где в XIV веке посадник стал во гла-ве ис-пол-нительной вла-сти Псков-ской рес-пуб-ли-ки, а в XV веке об-ра-зо-ва-лась сход-ная сис-те-ма «кол-лек-тив-но-го по-сад-ни-че-ст-ва» из «сте-пен-ных» посадников и посадников, пред-став-ляв-ших го-род-ские «кон-цы» (в середине XV века их чис-ло дос-ти-га-ло 15 человек).

В це-лом транс-фор-ма-ции, про-изо-шед-шие с долж-но-стью и са-мим по-ня-ти-ем «Посадник» в XIII-XV века, от-ра-зи-ли ин-сти-ту-цио-на-ли-за-цию не-за-ви-си-мо-го рес-пуб-ли-кан-ско-го управ-ле-ния в «ве-че-вых» го-ро-дах и уси-лия по со-хра-не-нию ба-лан-са в них различных по-ли-тических сил.

Пос-ле вхож-де-ния Новгородской и Псков-ской рес-пуб-лик в со-став Русского государства дол-ж-но-сти посадников уп-ра-зд-не-ны.