Татьяна Коноплина
Инновационные педагогические технологии в воспитании дошкольников

Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования . Основной задачей педагогов ДОУ – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные технологии , оптимально соответствующие поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребёнка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребёнка, как личности.

«Педагогическая технология - это совокупность психолого – педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения воспитательных средств , она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачёв Б. Т.)

Педагогическая технология – это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с обеспечением комфортных условий для детей. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра инновационных педагогических технологий . Самые важные из них : здоровье сберегающая и оздоровительная технологии , которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребёнка (ежедневные прогулки на свежем воздухе, игротренинги, самомассаж, психогимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, правила здорового питания, обеспечение двигательной активности, релаксация и многое другое.)

Из них вытекают медико- профилактические технологии (прививки, кварцевание, авитаминизация, точечный массаж, контроль за соблюдением норм и требований СанПина, организация мониторинга здоровья, контроль за питанием, физкультурно-оздоровительные (зарядка, физкультурные занятия, прогулки, подвижные и спортивные игры) . Технология социально-психологического благополучия ребёнка включает в себя диагностику, консультации, коррекционную работу и направлена на обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического сочувствия ребёнка в процессе общения. Также в этом направлении необходима технология валеологического просвещения родителей (наглядный материал, консультации, родительские собрания, спортивные оздоровительные праздники). Широко в работе с дошкольниками используются игровые технологии , технологии ТРИЗ , которые позволяют использовать разнообразие игр (познавательные, развивающие, сюжетно- ролевые, имитационные, дидактические и т. д.) Различают игры по видам деятельности, по характеру педагогического процесса , по игровой методике, по игровой среде. Игровые технологии дают возможность повысить значимость игры, воспитывать через игровые действия, развивает мышление, творческое воображение, поисковую активность.

Гуманно-личностные технологии направлены на оказание помощи детям с ослабленным здоровьем, в период адаптации. Технология сотрудничества – это равенство в отношениях педагога с ребёнком , партнёрство между ними.

Технология проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, развивает и обогащает социально- личностный опыт, мотивирует на активный осознанный поиск. Технология исследовательской деятельности формирует способность к исследовательскому типу мышления.

Использование ИКТ в работе с детьми заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, повышение квалификации педагога . Это даёт возможность педагогу оперативно сочетать разнообразие средств, способствующих глубокому усвоению материала, даёт возможность пользоваться опытом других и распространять свой опыт.

Владение воспитательными технологиями - одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога . Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя .

Литература : «Разнообразие форм воспитательной работы » Воронов В. В.

Коноплина Т. И. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»

Публикации по теме:

Инновационные технологии в условиях введения ФГОС дошкольного образования Аннотация. В своей работе я продемонстрировала важные моменты современного подхода к процессу обучения детей дошкольного возраста. Дала.

Инновационные психолого-педагогические технологии совершенствования психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ Актуальность исследования. Актуальность нашего исследования связана по крайней мере с тремя причинами: а) наличие хорошего здоровья позволяет.

Инновационные технологии в ДОУ Под педагогическими инновациями следует понимать: Нововведения в педагогическую деятельность Изменения в содержании и технологии обучения.

Инновационные технологии в области «Физическая культура» Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные.

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной.

Консультация «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе детского сада» Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят.


Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.




Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха








Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы: создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; различные варианты школы полного дня; создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы; телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека); нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон); социальное проектирование; организационно-деятельностные игры (ОДИ); технология исследовательской деятельности;


Технология социально-педагогического диагностирования; технология программирования; технология реализации плана; технология разноуровневой дифференциации; модульная педагогическая технология; технология проектов; технология дидактической игры; проблемное обучение; здоровьесберегающая технология; личностно- ориентированная технология; экологообразовательные; кейс – технологии; арт-технологии


Ток-шоу достоинства: -обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме; -аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения; -ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга; -в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. -особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.


Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих(«сцену») и зрителей(«зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов. Шоу-технологии


Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. Интерактивные технологии и методы метод карусели; эвристическая беседа; - дискуссии, дебаты; конференции; деловые игры; технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов


Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.


Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.


Технология «КТД» Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. Технология КТД(по Иванову) - 6 этапов: -совместное решение о проведении дела, - - коллективное планирование, -- коллективная подготовка, -- проведение дела, - - коллективный анализ, -- решение о последействии.


ЭтапТрадиционное КТД Личностно-ориентированное КТД 1. коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива Дело как потенциал личностного развития и роста 2. коллективное планирование Акцент на групповой работе, групповом вкладе Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений 3. коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность 4. проведение дела Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений 5. коллективный анализ Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?» Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность


Проектная технология - организация исследовательской деятельности. Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии: 1. Интеллектуальное развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.

Левкина Юлия Валерьевна, учитель русского языка, литеатуры

МКОУ Луговской СОШ

Инновационные технологии в воспитательной работе

Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением Л.С.Выготский


Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.


  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:


  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Инновационные воспитательные технологии

Коллективное творческое дело

Информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет)

Нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)

Социальное проектирование

Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Технология исследовательской деятельности

Технология проектов

Технология дидактической игры

Здоровьесберегающие технологии

Личностно- ориентированная технология

Экологообразовательные технологии

Кейс – технологии

Арт-технологии

Шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

Групповая проблемная работа (разработка проектов)

Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Диалог «педагог- воспитанник»

Тренинг общения

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования . Она охватывает несколько этапов воспитания:

ориентировки (формирования представления о воспитательных целях);

исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности),

контроля и корректировки.


Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

Технология КТД

(по Иванову) - 6 этапов:

  • совместное решение о проведении дела,
  • коллективное планирование,
  • коллективная подготовка,
  • проведение дела,
  • коллективный анализ,
  • решение о последействии.

Технология «КТД»

Направленность КТД

– стремление к общению,

к познавательной активности.



Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

Как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

Как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);

Как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

Как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации, обработки анкет, построения диаграмм и т.д.);

Как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

Как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Информационные технологии

– это все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).


Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования

является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.


Игра называется деятельностной , так как ее участники выступают активными субъектами игры, деятелями. В ОДИ нет разделения на учащихся и обучающих, на ведущих и ведомых, на начальников и подчиненных.

Дети играют не потому, что получают какой-то материальный результат, их привлекает сам процесс игры.

Результат детской игры - в развитии сознания и личности детей, в понимании ими жизненного смысла ролей, которые они разыгрывают, в приобретении умения слушать друг друга, общаться и взаимодействовать между собой.


Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии:

1. Интеллектуальное развитие обучаемых.

2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Организационно-деятельностная игра –

Кейс-технология

это форма организации деятельности, ориентированная на совместный поиск оптимального решения.

технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.


Что такое кейс?

 Кейс (ситуация) - это случай из реальной жизни, который излагается школьникам для анализа согласно конкретным задачам, стоящим перед педагогом.

 Кейс предъявляется школьникам как конкретная проблемная задача, которую им необходимо решить. Чаше всего такая задача не имеет правильного ответа.

 Кейс имеет свою структуру, правила написания и проведения.

 Кейс чаще всего содержит описание ситуации и заметки для преподавателя.

 Кейсы бывают двух типов:

а) с готовым вариантом решения; б) без него.

 Кейс может представлять собой описание ситуации, заметки для преподавателя или только описание ситуации.


Практический тренинг по кейс-технологии

На этом этапе слушателям зачитывается подготовленная тренером ситуация - CASE(case.doc). Предоставляется л итература:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Европейская конвенция о защите прав человека.

Анализ ситуации

Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…


Арт- технология -

Техника и приемы арт-педагогики:

воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Музыкальная терапия

Игровая терапия

Драматеарпия

Сказкотерапия

Библиотерапия

Кинотерапия

Танцевальная терапия

Фототерапия

Изотерапия

Мандала-терапия


Счастливого Вам пути по неизведанным тропинкам учебного и воспитательного процесса.

Спасибо за внимание!

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий

I. Актуальность и полезность инновации, ее целесообразность

Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социальной и экономической ситуации. Смена жестко авторитарной государственной системы в России на становление демократических основ, возникновение многообразных форм собственности, актуализация ранее невостребованных качеств личности – все это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения.

Модернизация системы образования в России на пороге XXI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:

  • воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
  • воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т. Лихачев);
  • воспитание как управление процессом социализации личности (А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн);
  • воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).

Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Идеи управлением развития личности, психолого-педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются практике образования.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Эти процессы направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.

В то же время воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Вновь проявляется корректировочная функция воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности в подростковой среде, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная ситстема образовательного учреждения.. общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе. Организуя работу по месту жительства, удовлетворяя разнообразные интересы и потребности детского и взрослого населения.

Таким центром культурной жизни в поселке Хлебная база г. Поворино стал, действующий на базе МОУ Поворинская основная общеобразовательная школа, разновозрастной отряд «Надежда».

II. Краткое описание деятельности образовательного учреждения в области инновации.

В МОУ Поворинская ООШ с 2008 года организован разновозрастной отряд «Надежда». Девиз которого – «Нести добро и радость людям!»

Педагогический коллектив школы посчитал данную инновацию весьма актуальной сегодня, так как учителя, дети и их родители учатся не только быть гуманнее по отношению друг к другу, к близким, соседям, но и активно участвуют в образовательном процессе. Согласно этому, родители имеют равные с педагогами права, а значит несут такую же ответственность за качество образования и воспитания своего ребенка.

Педагоги нашей школы считают, что создание разновозрастного отряда – это не только одна из форм гражданского и патриотического воспитания взрослых и детей, но и основа профилактики социального сиротства; способ решения проблемы свободного времени, основная форма педагогической поддержки социально незащищенных слоев населения, условие успешности детей и родителей, это и средство стать счастливым. И грамотно организованная работа отряда обеспечит результативное воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в ОУ разработаны единые (т.е. согласованные) подходы в работе педагогического коллектива с учащихся разного возраста, утверждены педагогами и родителями миссии отряда, определены цель, задачи и содержание работы взрослых и детей, открыта Площадка досуга, на которой ведутся занятия. Коллектив школы разрабатывает систему мониторинга творческой деятельности детей.

Результат первых двух лет работы - вырос интерес к школе и к ее делам: опрос населения показал следующее – 65% считают, что педагогический коллектив стал работать интересно, 85% родителей классов заявили, что в школу ходят «без страха» и с удовольствием. Мнение детей единодушно: «сверстники на глазах добреют». Посещаемость встреч учителей и детей с родителями, населением выросла с 30% до 75%. Все это способствует качественному изменению системы образования, повышению эффективности воспитательного процесса. Дети осваивают коммуникативные навыки при работе с людьми разных возрастных и социальных групп (пенсионеры, ветераны ВОВ и труда, инвалиды), приобщаются к традициям своего народа, к нравственным ценностям, встречаются с участниками ВОВ, горячих точек, бабушками и дедушками.

Таким образом, воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

  • целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;
  • определении общих и частных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития;
  • гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
  • выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации;
  • коррекции детских комплексов;
  • расширении воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
  • Обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды;
  • Возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения у истории, культурным традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, созидателем культурных ценностей.

III. Цели и задачи инновации:

Основной целью инновации является создание условий для функционирования разновозрастного отряда «Надежда» как сетевой формы взаимодействия по распространению инновационного опыта.

Задачи:

  • Разработать Положение о разновозрастном отряде.
  • Создать пакет локальных актов по организации разновозрастного отряда..
  • Апробировать данную инновацию с педагогическими коллективами Поворинского района.
  • Составить план работы разновозрастного отряда на 2010/2011 учебный год.

IV. Модель функционирования ОУ

В рамках данной инновации создаются условия для открытия на базе школы разновозрастного отряда, который будет заниматься не только организацией досуга взрослых и детей в образовательном пространстве школы, но и привлечение населения, родительского актива образовательного учреждения. Сотрудничество со школами района, клубами, ДК позволит отряду обеспечить информационно-методическое сопровождение воспитательного процесса и даст возможность при помощи конференций, педагогических чтений, информационного вестника «Наша жизнь» обобщить опыт работы ОУ по созданию системы работы в разновозрастныхотрядах.

Мастер-классы, педагогическая лаборатория по конструированию мероприятий дадут возможность педагогам регулярно пополнять свои знания и совершенствовать технологию организации работы разновозрастного отряда.

Руководит работой отряда Совет школы, в состав которого входят: руководитель (пионервожатая), заместитель руководителя (председатель школьного самоуправления).

Отряд строит свою работу на основе Положения и Плана работы, согласованного с директором школы.

V. План-график работ

Наименование этапов работ Мероприятия Сроки Документы, подтверждаю-щие выполнение работ Ответственные
1 этап – подгото-вительный 1. Создание творческого коллектива
Декабрь 2009 Приказ
Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР
2. Разработка Положения о разновозрастном отряде Декабрь 2009 Локальный акт Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР
2 этап – основной 3. Проведение семинара по технологии организации разновозрастного отряда Январь 2010 Отчет Оглезнева О.Н., пионервожатая
4. Промежуточный мониторинг Февраль 2010 Отчет, приказ Оглезнева О.Н.
5. Проведение педагогических чтений «Учимся быть творческими» Февраль 2010 Публикации Полосминникова И.В., библиотекарь
6. Создание пакета локальных актов по организации отряда Февраль – март 2010 локальные акты Полосминникова А.Ф., директор школы
7. Проведение мастер-класса Март 2010 Отчет о проведении Мезенцева Е.А.
8. Презентация «Отряд «Надежда»» Апрель 2010 Публикации в СМИ Оглезнева О.Н.
3 этап итоговый 9. Подготовка материалов публикаций Май 2010 Статьи из опыта работы Мезенцева Е.А.
10. Апробация мониторинга Май 2010 Протокол Полосминникова А.Ф.
11. Утверждения плана работы отряда на 2010 – 2011 учебный год Июнь 2010 Протокол заседания, приказ Оглезнева О.Н.
12. Представления опыта реализации проекта Июль – август 2010 Отчет

VI. План работы отряда «Надежда» на 2010 год

№ п/п Мероприятие Дата проведения Ответственные
Сборы отряда: Пионервожатая, актив отряда
- «Гражданином быть обязан» Октябрь
- «Я среди людей» Ноябрь
- «Я и мое окружение» Март
- «Помоги ближнему» Июнь
Встречи с людьми разных социальных групп: Классные руководители
- участниками ВОВ Февраль, май
- работниками тыла Март, май
- участниками горячих точек (Чечня, Афганистан, Абхазия) Февраль
- инвалидами Октябрь, декабрь
Массовые мероприятия: Классные руководители, пионервожатая, актив отряда
- Сбор урожая на огороде и в саду Август-сентябрь
- Праздник Урожая (посиделки) Сентябрь
- День пожилых людей (концерт) Октябрь
- Мамин день (конференция) Ноябрь
- День инвалидов (параолимпийские состязания, помощь по дому, посещения на дому) Декабрь
- Новый год (подарки, сделанные своими руками) Декабрь
- Святки «Рождественские посиделки» (гадание, колядки, поделки-самоделки) Январь
- Соревнования по шахматам и шашкам Февраль
- «Наша дружная семья» (эстафеты) Февраль
- «Солнышко лучистое» (поздравительные открытки, концерт) Март
- Всемирный День Здоровья «Помоги себе сам» (тренинг, обучение) Апрель
- Операция «Чистая земля» (уборка территории около домов, побелка деревьев) Апрель
- День Победы (концерт, встречи с ветеранами ВОВ) Май
- Операция «Огород» (вскопка грядок, посадка овощей) Май
- Операция «Посади дерево» Май
- Поход в лес Май
- День защиты детей (концерт, конкурс рисунков и плакатов) Июнь
- «На лесной полянке» (путешествие в сказку) Июнь
- отдых на берегу реки Хопер Июль
- помощь старикам на огороде Июнь-август
- «Песенный дилижанс» (концерт на дворовой площадке) Июль
- операция «Чистая земля» Август

Данный материал является докладом к педагогическому совету "Инновационные технологии в воспитании". В докладе рассмотрена технология личностно - ориентированного воспитания. В рамках личностно-ориентированных самостоятельными выделены некоторые технологии, такие как: гуманно-личностные технологии, технологии свободного воспитания, технологии сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Задачей современного образования является создание совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения в личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов.

При работе с классом мое внимание привлекла технология личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В центре этой технологии ставиться личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему

При этом если используются игровые технологии при проведении классных часов (новогодний серпантин, праздник к 8 Марта, 23 февраля, по окончании учебного года), все они ориентированы на личность.

В рамках личностно-ориентированных самостоятельными направлениями выделяются некоторые технологии которые я внедрю в свою работу:

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Первое правило которое я взяла для себя – ни один ребенок не сидит без дела. Не секрет что всегда есть дети которые хотят участвовать всегда и во всем, они конечно главные помощники, но всегда есть дети которые хотят, но стесняются, не проявляют сами инициативу. Этим ребятам определенные роли в классном часе или мероприятии предлагаю я. На общеклассных мероприятиях предполагающих действие многих, делаю так, что бы участвовали все. Ребята очень быстро это усвоили, и сами мне помогают, вызывая к той или иной работе тех кто еще не участвовал.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Поэтому участвуя в тех или иных конкурсах я даю свободу выбора ученикам. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Даю на первом этапе попробовать свои силы самостоятельно, а затем если это требуется корректирую. Например при подготовки праздника на 23 февраля дав возможность по подготовки материала и не увидев желаемого результата устроили с девчонками «мозговой штурм», опять таки дав возможность поучаствовать каждой, сочинили все вместе сценарии в виде сказки, который очень успешно реализовали. Но при участи в конкурсе газет, не видя критериев, их не знаю ни я, ввиду малого стажа работы в этой школе, ни дети, к сожалению ребята не чувствуют значимость своих работ, что в конце концов приведет к полному равнодушию к таким мероприятиям.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Мы совместно вырабатываем цели, содержание, даем оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». А цель этого положения - содействовать становлению ребенка как личности.