Педагогическая технология относится к продуманным до малейших деталей моделям комплексной педагогической деятельности, включая проектирование, организацию и проведение обучения.

В наше время интенсивно происходит разработка новейшей системы в образовании, направленной на мировую систему. Данный процесс характеризуется изменениями в педагогическом мышлении и практике образовательного процесса. Наблюдается усовершенствование системы с новым содержанием, подходами, поведением и педагогическим менталитетом.

С учетом глобальной перестройки каждый учитель должен уверенно ориентироваться в данном спектре современных новшеств. К ним относятся инновационные технологии, идеи, школы, направления. На сегодняшний день грамотный педагог обязан постоянно пополнять свои знания в связи с масштабной реорганизацией школьного образования. Реализация современных педагогических технологий может произойти исключительно в инновационной школе.

Инновационная школа является учебно-воспитательным заведением, образование которого построено на уникальных идеях и технологиях. Кроме того относится к новым образовательным практическим учреждениям.

Инновационная школа считается полисистемной организацией, которая имеет в своем составе учебную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и научную деятельности. Подобные современные школы в основном основываются на базе уже существующих учебных учреждений, параллельно разрабатывая и внедряя оригинальные технологии для выполнения своей первоначальной функции – обеспечение знаниями. Также подобные школы учитывают разные формы общения школьников, педагогов и родителей.

Для того чтобы школа называлась инновационной, она должна отвечать некоторым стандартам и иметь определенные направления в образовательной системе. Например, инновации включают в себя оригинальные авторские идеи и гипотезы относительно изменения учебного процесса.

Альтернативность характеризуется отличием каких-либо главных составляющих учебного процесса (цели, содержание, методы – единый школьный дневник, или средства) от общепринятых устаревших в обычных школах. Концептуальность образовательного процесса подразумевает использование в уникальной модели философского, психологического, социально-педагогического и других направлений.

Социально-педагогическая цель основывается на соответствии школьного образования социальным требованиям. Наличие результатов должно указывать на правильное направление движения инновационной школы. Благодаря им возможна оценка деятельности подобных учреждений. В наше время школьное образование использует разные учебные инновации. Они зависят от традиций и статуса учебного учреждения. Таким образом, можно выделить некоторые современные технологии, которые наиболее часто применяются для учеников.

Введение информационно-коммуникацонных технологий в предметное обучение включает интеграцию разных областей и использованием информатики, что в дальнейшем обеспечивает информатизацию сознания учеников и понимание процесса в нынешнем обществе, особенно для его будущей профессии.

Существенную роль играет осознание новой тенденции информатизации учебного учреждения, начиная со знакомства школьников с начальными сведениями о информатике и заканчивая использованием компьютерных программ с целью более углубленного изучение предметов. В результате происходит глобальная перестройка учебного процесса благодаря введению компьютерных технологий с изменением структуры и содержания образования.

Кроме того в дальнейшем после окончания школы ученики имеют возможность с легкостью приступить к работе с применением инновационных технологий. В процессе внедрения данных инноваций были проведены исследование и контроль над успеваемостью.

Были подведены итоги, что открытый тип информационной среды в школе включает разные формы образования на расстоянии и существенно увеличивает стремление школьников к изучению предметов и наук, особенно с применением методов проекта. Также информатизация образования сняла психологическое напряжение общения между школьником и педагогом с помощью внедрения новых методов контроля над оценками (например, единый школьный журнал).

Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается количество творческих работ, появляется стремление к получению дополнительных знаний по предметам в школе и осознается важность и необходимость школьного образования для поступления в желаемой ВУЗ и получение любимой специальности.

Используя, например, электронный дневник, появляется возможность контролировать школьника не только педагогом, но и родителями. Благодаря этому нововведению, они могут в любой момент узнать о домашнем задании и успеваемости своего ребенка. Теперь ученики вряд ли смогут сказать, что задания на дом не было. Кроме того учителю подобный дневник облегчил задание по распространению необходимой информации. Это касается как школьных оценок, так и родительских собраний.

Достаточно сделать рассылку и предупредить о дате и времени классного сбора. Кроме того сами родители смогут вносить свои коррективы в тематику собрании, выдвигать предложения и обсуждать волнующие темы. Доступ ко всем оценкам каждого ученика есть только у педагога, поэтому родителя доступна информация исключительно о своем ребенке. Также онлайн могут проводиться тестирования родителей на определенную тему для составления статистики и учета некоторых пожеланий по усовершенствованию школьного образования.

Современные технологии в школе позволяют облегчить контроль над успеваемостью школьников и обеспечить их необходимой учебной информацией. Благодаря введению электронных книг ребята могут использовать их в любое время, не нося при этом десяток книг в рюкзаке.

Однако для того чтобы образовательный процесс проходил в нужном направлении следует подобрать определенный планшет или книгу, которая не будет отвлекать школьника имеющимися играми или доступов к интернету. За этим должны следить родители при покупке электронной книги.

Несмотря на все положительные стороны инновационных разработок в отрасли школьного образовании, все-таки стоит обратить внимания на некоторые нюансы. Используя электронный дневник, родители не имеют непосредственного контакта с педагогом. Через данное нововведение нельзя рассказать полностью об успеваемости и дисциплине школьника.

Только при общении в реальной жизни можно узнать о реальной ситуации в школе. Также с использованием компьютеризированных новшеств школьники подвергаются негативного влияния на зрение и осанку. Конечно, в наше время существуют определенная защита для глаз и разрабатываются специальные «невредные» экраны, однако ученики большей частью обучения связаны именно с компьютером, что не всегда хорошо.

Инновационные технологии в школе способствуют более углубленному образованию школьников. Так, ранее при выполнении домашнего задания ученики использовали только выданную им литературу в школьной библиотеке. В то время как сейчас им доступна вся сеть интернета.

В связи с этим желающие хорошо учиться и добиться поставленных целей имеют хорошую возможность осуществить задуманное. Что касается более «ленивых» учеников, то здесь либо родители должны убедить в необходимости школьного образования, либо педагог находит нужную тропинку к познанию ученика, либо он самостоятельно с течением времени начнет осознавать пользу начального обучения. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Ни одна компьютеризованная технология и новшество не способны заменить общение школьника с опытным педагогом. Ведь только при непосредственном контакте можно узнать все непонятное и много интересного для себя. Таким образом, полученный опыт от внедрения инновационных технологий доказывает эффективность примененных методов, которые располагают огромным арсеналом новшеств.

В заключение стоит отметить, что, конечно, успех школьного образования зависит напрямую от желания педагогов обучать школьников и стремления последних к достижению желаемых целей.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

Бернард Шоу.

В январском Послании Главы государства народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» отмечено: « К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране». Поэтому внедрение современных информационных технологий, соответствующих международным образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень.

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Способы инновационного обучения – модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие

уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Главной задачей ТиПО на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки учащихся к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в ТиПО. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы с соцпартнерами, а также в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в ТиПО предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр - магистр - доктор).

Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося?» Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Инновационные технологии:

    игровые

    проектные

    технология проблемного обучения

    технология дифференцированного обучения

    технология учебно-исследовательской деятельности на уроке

Воспитательные инновационные технологии:

    здоровьесберегающие технологии

    технология групповой деятельности

    технология КТД (коллективные творческие дела).

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

Соответствие концепции гуманизации образования;

Использование личностно-ориентированного обучения;

Поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

Соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

Развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

Формирование личностных качеств учащихся;

Выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

Развитие различных типов мышления;

Формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

Оптимизация учебно-воспитательного процесса;

Создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

Выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

Включение учащихся в креативную деятельность;

Тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Развитее критического мышления;

Дифференцированный подход к обучению;

Создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество) ;

Усвоение знаний в системе;

Нетрадиционные формы уроков;

Использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

Ассоциативный ряд;

Опорный конспект;

Мозговая атака;

Групповая дискуссия;

Эссе;

Ключевые термины;

Видеофильмы;

Дидактическая игра;

Лингвистические карты;

Исследование текста;

Работа с тестами;

Нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.

ИННОВАЦИИ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД!!!

КГУ «Береговая средняя школа отдела образования

акимата Тарановского района»

Районный Методический совет

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

февраль 2014 год

зам. дир. по УВР Боксбергер И.В.

2013-2014 учебный год

«Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы»

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Наряду с традиционными методами педагогики в последнее время выходят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения.

Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

Современная школа многого требует от учителя - и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Понимая, что сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться в школе.

Именно поэтому выбирая методическую тему школы, мы остановились на теме «Использование инновационных технологий, компетентностный подход в обучении как средство повышения качества обучающихся». Понимая всю важность вопроса применения инновационных технологий в школе разработали тематику педагогических советов: «Качественное образование и воспитание - приоритет государственной политики Казахстана» /август/, «Формирование функциональной грамотности учащихся: пути, опыт, перспективы» /ноябрь/, «Качество образовательной среды предпрофильной подготовки и профильное обучение с учетом естественно-математического направления учебного процесса в рамках 12-летнего образования» /январь/, «Инновационные методы в обучении и воспитании личности» /март/, «Определение уровня эффективности и показательной работы педколлектива школы по проблеме повышения качества образования» /май/. Профессиональная компетентность учителя формируется через различные виды деятельности посещение семинаров, конференций, открытых уроков, мастер-классов. Это позволило использовать инновационные технологии, которые способствует повышению профессиональной компетентности, методического уровеня педагогов, что особенно актуально для молодых педагогов, влившихся в коллектив в этом учебном году.

Проведен районный семинар на базе школы «Формирование функциональной грамотности на уроках через использование инновационных технологий», главная цель которого было формирование функциональных навыков компетентностной личности как ключевого ориентира для совершенствования качества образования в условиях школы. На семинаре было дано 12 открытых, показательных уроков, на которых учителями были продемонстрированы способы формирования функциональной грамотности школьников, развитие ключевых и предметных компетенций обучающихся /февраль 2014г/. В школе были проведены мастер - класс «Как я реализую на своих уроках компетентностный подход в преподавании предмета», где учителя школы делились опытом своей работы по реализации компетентностных подходов в своей педагогической деятельности /апрель 2013 год/, результатом проведенного мастер - класса «Проектирование заданий на развитие функциональной грамотности школьников» /январь 2014год/ стала разработка компетентностно-ориентированных заданий по предметам; круглый стол «Компетентностнный подход в преподавании предметов» помог преподавателям школы разработать систему мер по формированию ключевых компетенций учащихся в образовательной среде /апрель 2013г/, заседания МС «Инновационные технологии в преподавании» позволило учителям более подробно познакомиться с инновационными технологиями.

Наша школа имеет возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Учителя школы стараются работать в инновационном режиме, применяют информационно-коммуникационных технологии, работают с одаренными детьми.

Учить детей учиться - важнейшая задача любого педагога. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Учебный процесс учителя строят так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.

Главная цель работы школы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе, создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения инновационных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения современных педагогических технологий в школе.

Современные образовательные технологии, использованные учителями на уроках:

. Информационно- коммуникационные технологии . Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Все активнее применяют учителя школы на своих уроках информационно-коммуникативные технологии, уроки становятся более интересными, познавательными. Учителя и учащиеся умело отбирают информацию по своему предмету, используя дополнительные Интернет ресурсы, что способствует строить процесс общения на уроке более эффективно. ИКТ применяется на уроках всеми учителями школы. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях, как на уроках так и внеурочной деятельности. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс.

. Личностно- ориентированное обучение . Применяется учителями на уроках русского языка, литературы (Гордиенко В.И.), биологии и географии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языка (Бексултанов А.С., Жуманазаров Т.Б.), математики (Уркумбаева Г.М., Марущак Е.А.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), истории (Баянова И.А.), физкультуры (Байер В.Н.). Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

. Проектно - исследовательская технология . Метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой обучаемые приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя, планирования, разработки, выполнения и продуцирования постоянно усложняющихся проектов-заданий. Таким образом, все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В результате выполнения проектов должен быть конкретный результат, готовый к внедрению. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучаемых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема − то конкретное решение, если практическая − конкретный результат. Метод проектов применяется учителями на уроках английского языка (Бексултанов А.С.), химии (Боксбергер И.В.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), информатики (Жуманазаров Т.Б.).

. Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Здоровьесберегающие технологии - это условия обучения ребенка в школе, рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям учащихся, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим школьника. Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Результатом данной технологии является создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе, школе. Здоровьесберегающие технологии применяются учителями школы на всех уроках, это утренние зарядки, физминутки, подвижные игры на переменах (КПП, начальные классы).

. Технология критического мышления через чтение и письмо . Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочнность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Обучающийся, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т.д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Применяется на уроках русского языка и литературы (Семенкевич В.А., Шварцкоп В.Ю.), химии (Боксбергер И.В.), истории (Баянова И.А.), в начальных классах (Громада Л.П., Чайка М.В., Савченко Л.В.)

. Блочно - модульная технология . Блочно-модульное обучение - это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах. Данная технология предполагает, что учащийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащегося. При организации блочно-модульн6ого обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельного вида деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Эта технология применяется учителями на уроках русского языка (Гордиенко В.И.), биологии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языков (Бексултанов А.С., Альжанова Р.С.), физики (Абенова А.А.).

. Игровые технологии . Игровые технологии применяют на уроках для повышения интереса к предмету, для концентрации внимания учащихся на уроке. Игры применимы на всех этапах урока. Успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть ярко оформлена, с понятными и достижимыми целями. Детей привлекает все необычное и красивое. В основном игры проходят в форме уроков-соревнований, уроков-путешествий. На таких уроках успешно решаются учебные задачи, обобщаются и интегрируются изучаемые понятия темы, осуществляется контроль знаний и умений, но при этом внимание школьников сосредоточено, в первую очередь на игровом поле. Таким образом, повысив эмоциональное восприятие учебного материала, предотвращаются физическая и умственная перегрузки. Игровые технологии применяются учителями на всех уроках, в классах предшкольной подготовки, начальном звене.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главное для педагога - увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Уже сейчас мы имеем результаты: /2011-2012 учебный год: 3 место в области Егоренко Анна (11кл) с проектом «Я и ЧС»; 2012-2013 учебный год: участие в конкурсе мультимедийных проектов - 3 место в районе и 3 место в области заняла Головко Юлия (8кл) с работой «Моделирование первого этажа школы» /учитель Жуманазаров Т.Б./, конкурс творческих проектов «Я и ЧС» 2 место макет «Пожар» - Огибалов Илья, Сафонов Алексей - 8 кл.

В школе наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий не только на уроках по предметам, но и в обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников, это позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, школы в целом.

Развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям. Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися школы. Можно проследить динамику роста качества знаний за три года:

Учебный год

Отличники

Хорошисты

Качество

Успеваемость

2013-2014 1 четв

2013-2014 2 четв

В ходе анализа были сделаны следующие выводы :

100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.

70% учителей прошли курсы повышения квалификации. / За первое полугодие 2013-2014 учебного года 6 учителей школы прошли курсы переподготовки: молодые педагоги по темам «?аза? тілі ?дебиеті саба?тарын о?ытуда а?паратты? ?аза? коммуникативтік технологияларды?олдану м?мкіндіктері» Айдаркулова А.Н, «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении» Баянова И.А., «Эффективное использование специализированного кабинета в обучении предмету» Досмухамбетова Ж.А; «Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы» Боксбергер И.В., «Современные библиотечно-информационные технологии в деятельности школьных библиотек» Поплавская С.А. (библиотекарь), «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучение английскому языку» Сейдалинова С.Е.

Учителями школы в этом учебном году посещались районные и областные семинары.

70% педагогов активно используют компьютер в учебном процессе.

Все педагоги прошли обучение по овладению базовой ИКТ - компетентностью.

Внедрение информационных технологий идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой - повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса. Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, тренажеры, электронные учебники, энциклопедии, создаются презентации к урокам.

Широкое внедрение ИКТ в воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.

Основными направлениями воспитательного процесса, по которым работает школа являются:

1. Нравственно- правовое воспитание.

2. Культурно- просветительское воспитание.

3. Общественно-патриотическое.

4. Физкультурно-оздоровительное.

5. Работа с родителями.

6. Трудовая деятельность.

Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий - это появление у учащихся интереса, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.

Области применения и возможности ИКТ в воспитательной работе:

Организация воспитательного процесса в классе.

Документальное обеспечение воспитательного процесса.

Разработка и проведение классных часов.

Разработка и проведение внеклассных мероприятий.

Работа с семьей и проведение родительских собраний.

Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации классного руководителя.

При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлении ШМО и педсовете.

ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий не только в обучении, но и в воспитании.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Педагогическая инновация (нововведение) - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. (педагогический словарь, Г.М.Коджаспирова).

Главными направлениями инновационных преобразований в педагогической системе являются теория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели и результаты), учебные заведения. Необходимость инновации определяется: 1. Социально-экономическими преобразованиями; 2. Гуманизация; 3. Изменения отношения педагогов к новшествам.

Этапы введения новшеств: 1) осознание потребности в изменении; 2) осуществление изменения; 3) тиражирование; 4) рутинизация.

Общие педагогические инновации:

1. общая идея и практическая технология оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Гуманистическая педагогика во всей своей совокупности теоретических положений и технологий.

3. Подходы к организации и управлению педагогическими процессами на основе новых идей.

4. Технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.(И.П.Подласый)

Идея оптимизации, как инновационная, требует разрешения вопроса о получении максимально возможных в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся и соблюдение установленных нормативов затрат времени учащихся и учителей. Одним из инновационных путей решения данных проблем является идея создания мониторинга образования, который позволяет осуществлять констатацию, диагностику и прогнозирование педагогических процессов.

Главная идея гуманистической педагогики – защита достоинства личности, признание человека наивысшей ценностью, его прав на свободу, проявление своих способностей, создание для этого соответствующих условий. Эта концепция считается инновационной благодаря тому, что она противопоставлена традиционной формирующей парадигме. Западные школы гуманистов – это системы Р.Штайнера, М.Монтессори, С.Френе и др, а среди отечественных авторов выделим К.Н.Вентцеля, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили. Основной акцент этих теорий сделан на смещении приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации, формирования определенного круга умений и навыков.

Среди инноваций в организации и управлении педагогическими процессами следует выделить принципы работы инновационных учебных заведений: 1) личностно ориентированный, индивидуализированный подход к учащимся; 2) содействие самореализации и самоутверждению личности; 3) творческий характер обучения; 4) интегрированные курсы составляют содержание обучения; 5) субъект-субъектные отношения, поддержка личной инициативы, демократический характер взаимодействия; 6) целостный контроль, раскрывающий индивидуальные способности и таланты ребенка.

Идеи инновационных технологий обучения сегодня во многом связаны с внедрением новых информационных технологий. В этом контексте появляются новые технологии обучения. Рассмотрим некоторые из них.

1) Технология компьютерного обучения

Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных; за считанные секунды могут найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное и т. п. Некоторые компьютеры, называемые адаптивными, могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала, регистрировать ответы, увеличивать или уменьшать в зависимости от уровня сложности задаваемых вопросов время, необходимое для подготовки ответа учеником. Эффективность технологии компьютерного обучения обусловливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники.

2) Технология дистанционного обучения

Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья. Преимущества: возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используются телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление. Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. Недостатки: спорным остается вопрос контроля результатов обучения.