Инновация Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. критерием технологии Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ: арт - терапевтические технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники; «Су – Джок» –терапия; криотерапия; информационные технологии.


Виды арт-терапии: музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); изо-терапия (нетрадиционные техники рисования); кинезиотерапия (танцетерапия, телесно- ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); сказкотерапия; куклотератия; мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия); смехотерапия; ароматерапия; цветотерапия (хромотерапия).


«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.




Коррекционные задачи музыкотерапии: нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); улучшение общего состояния детей; улучшение общего состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);


Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; стимуляции речевой функции; нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); формирование навыков словообразования; формирование навыков словообразования; формирование слоговой структуры слова. формирование слоговой структуры слова.


Элементы музыкотерапии Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.


Техники изо-терапии, используемые для развития речи: техника «кляксография»; техника «кляксография»; пальцевая живопись; пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование мягкой бумагой; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование на стекле; рисование на стекле; ниткография; ниткография;


Рисование на манке; рисование на манке; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника отпечатывания ватой; техника отпечатывания ватой; техника «оттиск пробками»; техника «оттиск пробками»; рисование ладонями. рисование ладонями.


Телесноориентированные техники: биоэнергопластика– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; растяжки растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; упражнения для релаксации упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; дыхательные упражнения дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.


Развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др. Кинезиологические упражнения – Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:


Логопедический массаж Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.


Пальцевый массаж массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж чётками;








Сказкотерапия– Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.


Коррекционные задачи сказкотерапии: создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи; развитие диалогической и монологической речи; эффективность игровой мотивации детской речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;


Элементы сказкотерапии: сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом; создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.


Куклотерапия – Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.


Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.


Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.






Песочная терапия способствует: совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; обогащению словарного запаса; развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления.




Ароматерапия – Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Виды ароматерапии: ванны; распыление; ингаляциия; массаж.






Возможности использования ИТ в логопедии: повышение мотивации к логопедическим занятиям; организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного дидактического материала; визуализация акустических компонентов речи; расширение спектра невебральных заданий;


Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.



Опыт внедрения инновационных технологий в практической деятельности

учителя-логопеда Троневой С. В.

в свете реализации ФГОС ДО.

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

коррекции речевых нарушений дошкольников;

формирования предпосылок к учебной деятельности;

формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

    Пальминг;

    Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);

    «Су - Джок» - терапия;

    Телесно-ориентированные технологии.

    Игровые технологии;

    Технология наглядного моделирования;

    Мнемотехника;

    Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц - Пальминг . Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су - Джок» - терапия , расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».

Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:

К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С любимой игрушкой - Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций, Например: выполняя упражнение «Блинчик»: «Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра для мам и бабушек в честь 8 Марта...»

Игровое пособие «Артикуляционные кубики», на которых изображены разные виды упражнений. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало ему.

Моё авторское пособие «Забавная фото сессия» очень нравиться детям, когда они примеряют себе различные артикуляционные уклады на палочке. Ребенок угадывает, для какого звука данный уклад, пробует повторить его и, конечно, фото на память.

Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:

Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал, как карточки со слогами на определенный звук. На каждой карточке есть инструкция, например, «…клоун Клепа учится жоглировать. Читай слоги на мячиках, чтобы они не упали, четко произнося звук (Л), или «…помоги самолетику облететь все облака. Называй слоги, четко проговаривай звук «Л ».

Многофункциональное пособие «Веселый поезд» - ребенок подбирает картинки на заданный звук и расставляет их в нужное окошко, в зависимости от положения звука в слове. Либо ребенку предлагается исправить ошибку в расстановке картинок.

Игровые технологии , применяемые на этапе дифференциации звуков :

Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для ав томатизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове, и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.

Авторское пособие «Чудо – дерево» - нужно повесить снежинки (или осенние листочки, бабочки, в зависимости от времени года) на дерево с одной стороны, например картинки со звуком «Р», с другой со звуком «Л». Работать может один ребенок, либо вдвоем, выполняя каждый свое задание.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей - это мяч . Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель - «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом - отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Технология наглядного моделирования

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Мнемотехника

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники - на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии


В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» г. Биробиджан ЕАО Инновационные технологии в работе учителя-логопеда практический материал из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий подготовила Шигина Г. Ф. учитель-логопед февраль 2014г


В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста.


Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.


Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. «Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.


К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.


Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение". Без инноваций не обойтись сейчас ни одному педагогу. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.


Поэтому эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование компьютерных технологий, эффективность которых очевидна.


Образовательные возможности ИКТ для ребёнка Ребёнок сам видит результат своей работы Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков Возникает стремление исправить увиденную ошибку Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.


Образовательные возможности ИКТ для педагога Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы Системный и Деятельностный подход к коррекции Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания) Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)


Виды презентаций, используемых в работе логопеда: Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика); Презентации- загадки , сказки; Презентации - игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие высших психических функций); Презентации - на расширение представлений об окружающем мире.


Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. И именно задачи на смекалку, головоломки, логические игры учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.


Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.


Интеллектуальное развитие дошкольника невозможно представить сегодня без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и развития.


ПОИГРАЕМ? ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


задания на развитие логического мышления

Почему снег загрустил? Пришла весна . Солнце стало пригревать землю своими тёплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный, чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его достанут.

Кто пошлёт привет?




по подвижности

ПОДУМАЕМ? ? Задания на развитие внимания 1.«Фотоглаз»


Посмотри внимательно на картинку и запомни


Назови какие предметы «сфотографировал» твой глаз


2.«С чем пирожок?» 1 2 3


3.Назови и найди все буквы с бабой Ягой


1. Раз, два, три, четыре, пять - (сжимание и разжимание пальцев обеих кистей рук) Звери спрятались опять. Всех сейчас пойдём искать. Ну, с кого же нам начать? Раз, два, три, четыре, пять (поочередное загибание пальцев обеих рук одновременно) Будем всех зверей искать. Раз, два, три, четыре, пять (поочередное разгибание пальцев обеих рук одновременно) Будем всех их называть. Физминутка


4.«Найди кто где спрятался»


Кто самый высокий? Кто самый большой? Кто самый длинный? Кто самый зубастый? Кто самый пушистый? Кто самый маленький?


Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.


Развивающие занятия с применением компьютера должны быть построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать.


Из всего вышесказанного можно сделать вывод: 1)применение компьютера в дошкольном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне; 2)компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения; 3)развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу;


4)компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру; 5)сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.


Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы.


Интернет- источники и литература 1. Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях / Е.В.Левина // Логопед. - 2011. – № 3. – С. 68-73. 2. Степанова М.И. Гигиенические требования к компьютерным занятиям для дошкольников/ М.И.Степанова //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2009. - № 10. 3.Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005.4.Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи// «Логопед» №5, 2010 5.Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед, 2010, №5, с.46 – 52; 6.Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13); 7.Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад : теория и практика” №6, 2011. С. 22-31. 8.Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад : теория и практика” №6, 2011. С. 6-21.


9.Лема Б. Логика для дошколят. Рассуждаем - отвечаем 2-е изд. - Аверсэв, 2006. - 19 с. 10. Н. Ф. Виноградова, "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой", М., 1978.11. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001. Зак А.З. 12.http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/10644.html Развиваем логику у старших дошколят http://www.edu.cap.ru/Home/4981/animashki/329128229.gif солнце http://www.trendwaen.de/media/image/thumbnail/61564_720x600.jpg слон http://russkg.ru/images/stories/10021413.gif удав http://sadbershet.ucoz.ru/_si/0/39007424.jpg проталины http://www.design-warez.ru/uploads/posts/2009-07/1248186170_4933565_1192355822_k_112.gif кот http://pic4you.ru/12216/2477273/1/ листва http://fotki.yandex.ru/next/users/mobil-photo/album/213494/view/563474 пень http://www.uaforum.org/vzroslye_zabavi/blestyashki_animashki_ot_kapelki/30/ тыква http://www.cinemamir.com/forum/?do=board&op=topic&id=1175&page=2 капуста http://blogs.mail.ru/mail/nineli-an/23d801edfb26697f.html горох - http://kartiny.ucoz.ru/_ph/221/2/74933269.gif перец http://animashki.kak2z.org/oneimg.php?cat=6&pn=4&file=225 малыш за компьютером http://sormdou6.ucoz.ru/2013/vfq/image.jpg таблица с буквами http://www.stupflsitzung.de/images/igel_14%5b1%5d.gif ежик http://fotki.yandex.ru/next/users/mobil-photo/album/213500/view/563478?page=2 елка http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/562/75562339_ted dy37.gif мишка http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/milkamilkina.a9/0_713f2_5b127fc2_XL.jpg лес 2 Жанна Колмагорова - Добрая песенка(физминутка для глаз)

Новые технологиии в логопедии

Новые информационные технологии в логопедической работе

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь Некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс.

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспита-

ния детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического поражения центральной нервной системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность нашего исследования. Повторим, что его предметом стало использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии. Цель исследования заключается в создании системы приемов компьютерно-опосредованного логопедического воздействия на эти нарушения.

Исследование уже более десяти лет проводится на базе Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением центральной нервной системы и с нарушением психики. За этот период компьютерные программы использовались в логопедической работе с более чем тысячью пациентов, имеющих различные речевые нарушения (дизартрию, алалию, задержку речевого развития, дисграфию, дислексию и др., а также задержку психического развития.

В статье представлены данные, полученные при экспериментальной работе по преодолению дизартрии у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Мы предположили, что специальное включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей с ДЦП, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.

Экспериментальную группу составили 252 ребенка с дизартрией с 3 до 14 лет. Их логопедическое обследование проводилось с применением НИТ. Особенности нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи у всех испытуемых были обусловлены различными формами дизартрии. При их определении специалистами использовалась классификация И. И. Панченко. В коррекционной работе применялись специально разработанные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Обучение экспериментальной группы проводилось 1—3 месяца. Результаты сопоставлялись с данными, полученными в контрольной группе (180 детей, в которой использовались традиционные методы.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в создании научно обоснованной компьютерно-опосредованной логопедической технологии. Его практическое значение состоит в разработке системы приемов эффективной психолого-педагогической и логопедической помощи детям, страдающим дизартрией. Эта система предполагает включение новых компьютерных средств обучения в специальный образовательный процесс.

Планируя ход экспериментального обучения, мы исходили из того, что важнейшей составля-

ющей теоретической основы и пользования НИТ в коррекции но-развивающей деятельности являются уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития (по Л. С. Выгот- скому). Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения

речи вследствие поражения центральной нервной системы, должна проводиться с учетом их психофизиологических особенностей, детально исследованных отечественными учеными (Е. Ф. Архиповой Л. А. Даниловой, М. В. Ипполите вой, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мае тюковой, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, О. А. Токаревой и др.).

Специальное обучение осуществлялось по индивидуальны коррекционным программам на фоне комплексной лечебной психолого-педагогической помощи больному ребенку.

Этапы обучения

В процессе исследования мы условно выделили три основных этапа обучения. Проанализируем их цели, задачи и основное о держание на примере компьютерной программы «Фонема» фирмы «Дельфа». Она включает серии заданий для коррекции и развития девяти компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесений гласных и согласных звуков, тем па и ритма речи. Все упражнения представлены в игровой форме.

Первый этап («мотивационный»)

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Основные направления работы:

Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;

Преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.

Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления

условно выделили три основный компьютером, мы объясняли, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем мы показывали ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание уделялось формированию правильного расположения перед монитором. Ребенка УЧИЛИ, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поста ВИть ноги, в какую руку взять микрофон, как держать его. Для каждого пациента подбиралась наиболее удобная для него поза.

Для установления контакта с детьми мы стремились увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам демонстрировал, как нужно выполнять предложенные задания. Ребенок видел, как действия врача (например, воздушная струя, направленная в микрофон, пение и др.) преображаются на мониторе в мультипликацию. Затем воспитаннику самому предлагалось выполнить задание. Особое значение здесь имел правильный выбор порога чувствительности микрофона, который можно установить для каждого ребенка индивидуально.

Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы «Фонема» требовалось привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, микрофоне, инструкции логопеда. Надо было также убедиться в адекватности его восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Для затормаживания непроизвольных насильственных движений подвижных органов артикуляционного аппарата использовались тренировочные упражнения для расслабления соответствующих мышц.

Второй этап («содержательно-формирующий»)

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:

Нельзя переутомлять ребенка;

Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;

Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;

Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно.

В ряде случаев логопед параллельно создавал условия для координации дыхания и голосооб-разования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей экспериментальной группы правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок мы предлагали ребенку ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании. Важно, чтобы звук сразу получался у него свободным, без излишнего напряжения. Для этого логопед следил за тем, чтобы ребенок ощущал резонирование грудной полости, подавал голос на выдохе и не прекращал подачу, почувствовав, что ему не хватает воздуха. Задание варьировалось в зависимости от возможностей детей. Первыми были упражнения на звучание «м», артикуляция которого относительно проста, а в процессе его произнесения предполагается направление воздушной струи из гортани в полость носа.

Требовалось также научить ребенка с дизартрией регулировать силу своего голоса. Выполняя специальные задания, дети понимали, что, например, с увеличением громкости сказочные персонажи шире открывают рот. Сначала от лица героев говорил логопед, затем ребенок и врач менялись ролями. Тему беседы мог предложить логопед (впоследствии воспитанник также участвовал в выборе). Таким образом дети учились на игровых ситуациях. По ходу занятий мы активизировали речь испытуемых, предлагая интересные и доступные им (по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности) вопросы. Параллельно с расширением возможностей речевого дыхания и голоса детей мы проводили работу по развитию артикуляционного праксиса. Сначала упражнения делались в медленном темпе. При этом мы фиксировали внимание ребенка на возникающих у него двигательно-кинестетических ощущениях. Выполняя упражнения, дети удерживали заданную позицию артикуляционных органов, двигали ими. При коррекции назальности речи требовалось активизировать у ребенка мышцы мягкого нёба.

Различные упражнения мы использовали и для выработки определенного темпа речи.

По мере расширения произносительных возможностей детей применялись задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа.

На каждом занятии обогащался активный лексикон детей и формировалась их связная речь. Темы диалогов с ребенком могли быть различными: герои сказки (кто из них старше, кто больше, кто важнее, время года, в которое разворачивается действие (что происходит в природе, какую одежду носят персонажи и т. д.). На занятиях удавалось создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривавший «ситуации уверенности» ребенка в своих силах. Дети легко запомнили, как включать компьютер, выбирать нужное задание. Постепенно они могли самостоятельно выбирать то, что им нравится. У ребят успешно формировалось чувство гордости за свои достижения, расширялись возможности положительной оценки собственной деятельности.

Мы включали в занятия игры для развития внимания, отработки быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Каждое из них способствовало улучшение координации «рука -глаз». Дети описывали, что они видят на картинке, при необходимости отслеживали предметы движением пальцев. Постоянное использование стрелок клавиатуры «вверх — вниз», «вправо -влево» также содействовало развитию пространственных представлений.

Нами поощрялось присутствие на занятиях родителей (чаще мамы). Это позволяло детям продемонстрировать свою компетентность, что было крайне важно для их психофизиологической и эмоциональной реабилитации.

Третий этап («саморазвивающий»)

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизноси-тельной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее был самоконтроль, тем лучше ребенок обучался управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагались более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащался лексикон детей и развивалась их связная речь. Отметим, что на занятиях нередко можно было обращаться к знакомым для детей заданиям для решения других коррекционных задач. Кроме того, мы рекомендовали родителям, как следует заниматься с ребенком, на что обращать особое внимание.

Таким образом, в процессе обучающего эксперимента мы использовали задания программы «Фонема», адаптировав их к возможностям детей экспериментальной группы. Нам также удалось разработать и решить ряд коррекционных задач, не предусмотренных создателями программы.

На каждом из этапов последовательно применялись наши собственные приемы дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Система приемов реализована в контексте методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Проверочный эксперимент заключался в сравнительном изучении состояния речи детей контрольной и экспериментальной групп, оценке результатов обучающего эксперимента. Последние показали, что при определенных условиях использование компьютерных средств в абилитацион-

ном и реабилитационном процессах может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняв компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.

Оказалось, что применение новых информационных технологи в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков: способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.

Наш опыт показывает, что эффективность применения коррекционных программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами. В процессе такого специального обучения ребенок с ДЦП исподволь, постепенно овладевает навыкам пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

1. Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с дизартрией на фоне ДЦП позволяет более объективно и дифференцированной речи.

2. Разработанная нами система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению дизартрии у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

3. Результаты экспериментального обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Резюмируя результаты исследования, мы полагаем, что применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Выступление - обмен опытом

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Каков психологический портрет ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, который приходит в коррекционную школу? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с низкой мотивацией, с недоразвитием всех психических процессов. Всё это создаёт трудности в обучении.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической работы. Здоровьесберегающие технологии очень тесно переплетаются с коррекционными и игровыми технологиями и становятся, в итоге, одним целым.

Цель применения здоровьесберегающих технологий: способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

Коррекция психических процессов;

Снижение утомляемости, улучшение общего эмоционального состояния;

Развитие фонематического слуха, пространственных представлений, моторики;

Развитие дыхательного, артикуляционного аппарата.

Таким образом, у детей происходит:

Улучшение процессов памяти, внимания, мышления;

Повышение способности к произвольному контролю;

Улучшение общего эмоционального состояния;

Повышается работоспособность, уверенность в себе;

Стимулируются двигательные функции;

Снижает утомляемость;

Улучшаются пространственные представления;

Развивается фонематический слух, формируется фонематическое восприятие;

Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

Стимулируется речевая функция; повышается мотивация;

Улучшается соматическое состояние.

В своей работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы работы. Несомненно, что все методы, о которых будет говориться в данной статье, являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

Улучшить подвижность артикуляционных органов; развивается сила, точность движения;

Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

Уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Эта работа очень кропотливая, требует ежедневного выполнения одних и тех же упражнений, что может отбить интерес у детей к занятиям. Поэтому, следует разнообразить данную работу через использование сказочных сюжетов, игровых сюжетов, стихотворений, сказочных персонажей, иллюстраций.

Артикуляционную гимнастику можно соединять с движением рук. Эта техника называется биоэнергопластика. Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био - человек, энергия - сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Выполняя артикуляционное упражнение или удерживая определенную позу, ребенок имитирует это же движение одновременно одной или двумя руками.

При этом решаются следующие задачи:

Укрепляются мышцы артикуляционного аппарата;

Развивается сила, подвижность, точность движений органов, участвующих в речевом процессе;

Развивается координация движений мелкой моторики пальцев;

Развивается память, произвольное внимание, зрительное, слуховое восприятие.

Соединяя движения артикуляционного аппарата с движением кисти руки, эффективность исправления дефектных звуков возрастает, так как, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика - это своего рода творческая игра со сказочным сюжетом. Выработка полноценных движений в занимательной и увлекательной форме особенно важна для младшего школьника. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками, поэтому, биоэнергопластика - незаменимый здоровьесберегающий метод в работе учителя-логопеда.

Как пример, приведу одно упражнение:

" Дятел"

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

На первую строчку - постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук "д-д-д-д"

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося "д-д-д-д"

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Одной из форм оздоровительной работы является - пальчиковая гимнастика.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Желательно, чтобы упражнения для пальчиков соединялись с небольшими стихотворениями, с целью развития речи.

Так же очень важны для детей общие двигательные упражнения, так называемые физминутки, в которых соединяется речь с упражнением для тела.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми важно использовать самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Су - Джок терапия - один из видов самомассажа рук. Су Джок - терапия благотворно влияет не только на общий организм, но и на речевую активность ребенка. Известно, что речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Анатомически речевая область расположена рядом с двигательной и формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому, массажируя их, ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма и речь в целом. Су - Джок терапия - это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. Су Джок - терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Когда мы говорим о пальчиках, то должны вспомнить и о развитие тактильных ощущений. В работе с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, важно использовать все анализаторы. В этом направлении можно использовать такие приёмы, как сухой бассейн, найди на ощупь букву, узнай букву не глядя, для первого класса используются геометрические фигуры.

В работе логопеда важно использовать элементы самомассажа лица. Лицо человека в отличие от других частей тела снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. При самомассаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды, но и на состояние центральной нервной системы. Применение различных приемов самомассажа в логопедической работе позволяет нормализовать тонус мышц, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции; стимулирует ощущения мышц, которые участвуют в работе речевого аппарат.

Некоторые исследователи утверждают, что самомассаж влияет на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Приемы самомассажа:

Поглаживание это обязательный прием, с которого начинается самомассаж. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения, улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц.

Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.

Поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Плотное нажатие - это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы.

Длительность самомассажа 5 - 10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Александра Николаевна Стрельникова утверждала: "Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит". Но в применении этого метода есть противопоказания, а один из принципов нашей работы "не навреди". Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Можно использовать следующие игровые приёмы дыхательной гимнастики, как "оживи картинку", "волшебный пузырёк", игрушки-вертушки, мыльные пузыри и т.д.

Фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления, фонематический слух) - основа успешного овладения ребенком правильным произношением, навыками чтения и письма. На занятиях важно чаще использовать игровые моменты. Как примеры:

упражнение: "Определи место звука в слове". На полянку высадились, прилетевшие на самолёте, животные (можно параллельно провести работу на дифференциацию: домашние животные, дикие животные, птицы). Их встретили пчёлки, надо определить место звука "С" в названии животных и посадить пчёлок на нужные цветочки.

Упражнение: "Загони машины в гараж", на обратной стороне машин картинки с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова, загоняем в тот гараж, на каком месте стоит звук.

Упражнение: "Придумай слова на заданный звук, помоги жонглёру выступить в цирке", на каждый мячик называем слово с заданным звуком.

Упражнение: «Накорми Чебурашку» только теми апельсинами, на которых есть картинки с заданным звуком"

Упражнение на умения различать схожие по артикуляционному укладу, фонетически сходные звуки "Помоги курицам найти своих цыплят: на обратной стороне у цыплят картинки со звуками "С", "Ц"

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия - очень важно при формировании правильного образа букв, навыков грамотного письма и чтения; формировании навыков правильного употребления предлогов и развитии связной речи в целом. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение и восприятие мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени гимнастике для глаз. Учим детей фокусировать взгляд на движущихся предметах. Упражнения с детьми проводятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Как пример, можно использовать упражнение на умение сосредоточить взгляд на предмете, оно, как раз, способствует развитию и зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Мы снежинки все поймали.-

Со снежинками играли.

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал……

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Покружились! И на землю улеглись .

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем ,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Дети складывают снежинки и садятся на стулья.

Один из приёмов, направленных на развитие зрительного восприятия, может являться работа с палочками и со спичками: сложи предмет по образцу. Здесь подключается зрительное восприятие, параллельно идёт развитие мелкой моторики, обогащение словаря и расширение кругозора. Очень хорошо эту работу можно организовать при работе над лексическими темами.

Можно широко использовать работу с прищепками. Как пример, предлагается применять такие многофункциональные игры, как:

"чего не хватает?". Детям предлагаются изображённые предметы и просят определить чего не хватает, дополняем изображения разноцветными прищепками

"чей хвостик?", Применение подобных упражнений обыгрывается, как правило, игровым сюжетом: например, "к нам приехали на поезде разные животные. Посмотрите на них, назовите их, они просят у вас помощи, как вы думаете, в чём им нужна помощь, чего им не хватает? (дети должны догадаться, что у животных отсутствуют хвостики, если дети не сразу догадываются, даём подсказки в виде наводящих вопросов). Далее предлагается снять с поезда животных и подобрать им хвостики из волшебной коробочки, хвостики наклеены на деревянные прищепки.

игры "кто что ест?". Ребёнок берёт прищепку с мордочкой и выбирает нужный для животного корм.

Все эти игры помимо благотворного влияния на мелкую моторику, способствуют развитию зрительного восприятия, обогащению словаря и развитию кругозора.

Хочется затронуть такой метод, как сказкотерапия. В работе логопеда сказка играет большую роль. Её воспитательная, развивающая и обучающая роль очень велика. А так как мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, то можно с уверенностью сказать, что такой метод, как сказкотерапия, очень благотворно влияет на психическое здоровье младшего школьника.

Через сказку дети учатся звукоподражанию, учатся выражать свои эмоции, устанавливать причинно-следственные связи, а также через плоскостные фигуры героев сказки развивается пространственная ориентировка.

В данной статье продемонстрирована вариативность использования в работе логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей с позиции здоровьесбережения. Данные приёмы оказывают положительное воздействие на здоровье детей, как психологическое, так и физическое. У детей повышается работоспособность и улучшается качество образовательного процесса.

Таким образом, можно отметить особенности логопедической коррекционной работы на основе здоровьесбережения:

Максимальное включение анализаторов

Использование красочной разнообразной наглядности

Использование занимательного материала

Вариативность упражнений